УДК: 342 + 351/354 + 930.2 DOI 10.24411/2658-5960-2020-10044
Иван Юрьевич Зуенко1
ЦЕНТР-РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КНР: ИСТОРИОГРАФИЯ И ОПЫТ СОСТАВЛЕНИЯ ИСТОЧНИКОВОЙ БАЗЫ
В статье рассматривается такая актуальная для понимания экономических и политических процессов в современном Китае тема, как центр-региональные отношения (комплекс вопросов, связанных с региональной политикой и взаимодействием центрального и провинциальных правительств КНР). Целью автора явилось составление историографического и источниковедческого обзора по данной проблематике. В работе анализируется существующая литература на русском, английском и китайском языках, а также доступный круг источников из числа официальных документов, выступлений, мемуаров, дневниковых записей, причём в условиях закрытости для исследователей архивных документов упор делается на материалы, доступные в оцифрованном виде в интернете, а также в бумажном — в публичных библиотеках. Делается вывод о неравномерной изученности указанной темы, что обусловлено закрытостью архивов, а также различной мотивацией к изучению центр-региональных отношений в КНР у представителей разных идеологических парадигм. Западные учёные, как правило, рассматривали их сквозь призму формирования предпосылок к децентрализации и демократизации авторитарного партократического режима. Китайские исследователи, за редким исключением, не могли себе позволить критический взгляд на сущность государства, действуя в створе официальной государственной позиции по этому вопросу. Российские же исследователи в основном концентрировались на проблемах эволюции государственного устройства КНР в целом, не обращая отдельного внимания на процессы в регионах. Ключевые слова: Китай, центр-региональные отношения, региональная политика, регионы, реформы и открытость
Ivan Yu. Zuenko1
о
0 zuenko@ihaefe
8 CENTRAL-LOCAL RELATIONS IN CONTEMPORARY CHINA:
1 SOURCES AND HISTORIOGRAPHY
□c
c£ The article focuses in the Central-local relations in contemporary China —
g the topic that seems to be one of the crucially important for understanding
ro -
1 Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН,
— Владивосток, Россия.
Institute of History, Archaeology and Ethnology of the Peoples of the Far East, FEB RAS,
Ё Vladivostok, Russia.
the essence of current economic and political processes in PRC. The author aims to overview historiography of the topic and his own experience of working with sources in the conditions of official archives inaccessibility. The paper examines existing literature on Russian, English and Chinese as well as existing sources with open access for researchers (digital archives and public libraries): official documents, speeches, notes and memoirs of political leaders. The author concludes that the historiography lacks balance due to the inaccessibility of Chinese official archives and the difference of motivation of researchers who represent different ideological paradigm. Western scholars as a rule view the Central-local relations in China through the lens of searching the evidence of decentralization and democratization of Chinese authoritarian partocracy regime. Chinese researchers who couldn't be too critical to the essence of the state usually follow the official mainstream position towards the topic. Their Russian colleagues with rare exception focus on the problems of Chinese political system in general ignoring the processes in regions.
Key words: China, Center-periphery relations, regional policy, regions, reforms.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Центр-региональные отношения представляются одним из наиболее важных параметров, характеризующих политическое развитие современного Китая. Понимание предпосылок, содержания и последствий тех или иных изменений, происходящих во взаимоотношениях Центра и регионов, позволяет оценить эффективность региональной политики Пекина, положение местных властей, суть стоящих перед ними проблем и предлагаемых чиновниками стратегий, в том числе в контексте развития российско-китайского межрегионального сотрудничества. Понимание сущности и особенностей центр-региональных отношений на современном этапе способно повысить интенсивность и результативность контактов с китайскими регионами российских местных властей, что полностью соответствует стратегическим установкам Москвы и Пекина. В этом, на наш взгляд, заключается общественная актуальность изучения темы центр-региональных отношений в КНР.
Теоретический же интерес, по нашему мнению, связан с тем, что те- 3 матика отношений Центра и регионов в Китае является одной из наибо- ^ лее мифологизированных в синологии и явно нуждается в академической | «ревизии». Так, мнения исследователей касательно управляемости современного китайского государства разнятся от понимания КНР как жёстко- 2 го режима, в котором правящая партия контролирует процессы во всех § сферах жизни общества («авторитарного милитаризованного полицей- ^ ского режима с мощным всепроникающим бюрократическим аппаратом» [23; 29, с. 129, 131]), до описания китайского партократического государства как «хрупкой сверхдержавы» [50, р. 24], в которой директивы Центра
носят не более чем рекомендательный характер [57], а «региональные элиты выполняют только те предписания Пекина, которые соответствуют их интересам» [35, р. 75—78]).
Другим аспектом теоретической значимости темы является анализ прецедента децентрализации в условиях перехода государства от плановой экономики к рыночной, что актуально для всего постсоветского пространства. Согласно распространённой точке зрения (см., например, [27, с. 263]) экономические успехи КНР в период «политики реформ и открытости» стали возможны благодаря либеральным установкам Пекина на предоставление регионам значительных полномочий в экономической и социальной сферах. Между тем с начала 1990-х гг. китайское правительство последовательно перешло от мнимой или реальной децентрализации к тому, что можно назвать «рецентрализацией».
Термин «рецентрализация» ранее употреблялся целым рядом исследователей [34; 35; 42; 61], хотя его всё ещё нельзя назвать общепринятым. Приставка «ре-» в данном случае подразумевает возврат к той модели, которая существовала в момент образования КНР, до начала экспериментов Мао Цзэдуна, позднее перетёкших в экономические реформы конца 1970—1980-х гг. Таким образом, изначально организация центр-региональных отношений в КНР шла по советскому образцу, что было реализовано в период 1952—1956 гг., и установление Центром контроля над регионами не является для китайской практики чем-то принципиально новым. Более того, реалии маоистского периода показывают, что, несмотря на стимулирование создания автономных административно-хозяйственных единиц, в ряде сфер (например, стратегические отрасли промышленности, идеология) отношения Пекина и регионов были предельно централизованы.
Суть рецентрализации 1990-х гг. заключалась в ограничении доходов регионов и оптимизации практики ротации руководящих кадров с целью воспрепятствовать формированию региональных элит, неподконтрольных Пекину. Данные шаги можно воспринимать как неудачу курса на децентрализацию с точки зрения государства; при этом рецентрализация не только не означала сворачивания реформ, но и совсем наоборот — позволила в середине 1990-х гг. осуществить более последовательные и глу-^ бокие рыночные преобразования, итогом которых стало вступление КНР в ВТО в 2001 г. Ввиду этого реконструкция траектории центр-региональ-Э ных отношений в течение всего периода существования КНР с особым 5Г фокусом на 1980—90-е гг. интересна с точки зрения анализа достоинств
1 и «побочных эффектов» децентрализации, имеющих практическое значение и для России.
2 Таким образом, изучение центр-региональных отношений в КНР име-| ет как высокую общественную, так и теоретическую значимость. На ка-2 кие же источники можно опереться исследователю при работе над этой
темой? Каковы особенности существующей историографии проблемы? Какие есть пробелы и на каких направлениях целесообразно сконцентрироваться? На эти вопросы призвана ответить настоящая статья.
Для удобства читателя она разделена на два параграфа: сначала даётся обзор имеющегося у автора опыта составления источниковой базы, затем анализируется историография центр-региональных отношений в КНР (на русском, английском и китайском языках). Ряд выводов о перспективах дальнейшего изучения данной темы содержится в заключении.
Завершая вступление, отметим, что под «центр-региональными отношениями» в настоящей статье понимается весь комплекс вопросов, связанных со взаимодействием центрального и местных правительств. В фокусе нашего внимания находятся именно субнациональные вертикальные отношения первого порядка (между Центром и провинциями КНР), а в хронологическом плане особый упор сделан на процессы, происходившие в период между окончанием «культурной революции» (1976 г.) и вступлением КНР в ВТО (2001 г.) — по причине актуальности изучения описанного выше перехода от децентрализации к рецентрализации. Однако только этим наш анализ не ограничивается, что позволяет рассматривать статью как своего рода «путеводитель» по всему периоду изучения центр-региональных отношений в Китае.
ИСТОЧНИКИ: ПРОБЛЕМЫ ДОСТУПА И НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Источниковая база исследования по центр-региональным отношениям в КНР на данный момент может включать в себя лишь опубликованные документы, что объясняется закрытостью китайских архивных материалов, касающихся вопросов внутренней политики, на всём протяжении рассматриваемого нами периода. Также, учитывая обострившиеся в последнее десятилетие тенденции к закрытости китайских государственных структур от иностранных наблюдателей и общую «секьюритизацию» политического процесса в КНР', в настоящий момент представляется фактически нереальным использование методов полевых исследований с проведением полуструктурированных интервью с китайскими чиновниками, что было осуществимо ещё 1990-е [49] и 2000-е гг. [39; 41].
Означает ли это, что учёный должен отказаться от попыток реконструкции траектории и динамики этого процесса? Думается, что нет, так как в открытом доступе всё же находится достаточный объём данных. Более 3 того, в последние годы в Китае библиотечные организации открывают до- ^ кументы для служебного использования; издаются хроники, основанные § на архивных материалах; активно публикуются воспоминания участников событий, связанных с политикой реформ и открытости. Всё это обнару- 2 живает новые перспективы для исследований. §
Имеющиеся источники можно разделить на несколько групп: 1) зако- д нодательные документы и актовый материал; 2) тексты выступлений и речей официальных лиц; 3) официальные хроники, ежегодники и справочники, издаваемые при участии государственных ведомств, 4) статистические
ежегодники; 5) мемуарная литература; 6) материалы периодической печати. Каждая группа источников играет свою роль при комплексном анализе проблемы.
Делопроизводственные документы, выступления официальных лиц и материалы китайской периодической печати целесообразно использовать для реконструкции политического процесса на общенациональном уровне. Наиболее ценными представляются концептуальные документы ЦК КПК и Госсовета КНР, касающиеся административных и фискальных реформ, административно-территориального устройства и хозяйственного управления. Анализ данных групп источников позволяет выявить основные подходы Центра к устройству региональной власти — своего рода «желаемую институциональную рамку», в которой должны были реали-зовываться центр-региональные отношения. Накоплению достаточного эмпирического материала по этим группам способствует активная работа по оцифровке имеющихся документов, проводимая китайскими специалистами. Так, в 2018—2019 гг. во Всемирной сети появилась база официальных документов по политике реформ и открытости, размещённая на интернет-ресурсе rhb.reformdata.org, база юридических материалов (chinacourt.org/law), а также цифровые архивы газет «Жэньминь жибао» (www.laoziliao.net/rmrb) и Peking/Beijing Review (bjreview.com).
Сопоставление выступлений и интервью официальных лиц позволяют установить различия в восприятии различных явлений представителями центральной власти и региональной бюрократии. При этом анализ этого вида источников требует учёта места, времени и условий произнесения речи или написания того или иного материала. Так, важно принимать во внимание тот факт, что отдельные выступления или сборники речей представлены в виде переработанных цензурой стенограмм и, соответственно, несут в себе специальные или случайные текстовые упущения или дополнения, влекущие за собой искажение смысла.
В условиях объективного отсутствия архивного материала основным источником для реконструкции политического процесса на региональном уровне являются провинциальные хроники, которые систематически публикуются провинциальными народными издательствами с начала 1980-х гг. ir Они содержат огромный массив фактического материала, включая наиболее важные законодательные документы. Функционально к хроникам близ-S ки провинциальные ежегодники, в которых описание политических событий от или каких событий занимало незначительный объём, уступая место текстам § речей и выступлений официальных лиц, делопроизводственной документации, статистике, законодательным актам за определённый год. Несмотря на £ сухость содержащейся в них информации, стандартизированная форма этих g изданий обеспечила однотипность данных по исследуемым проблемам за g различные года. Отдельного внимания заслуживают провинциальные ежегодники по линии гражданской администрации, издаваемые с 1985—86 гг. и содержащие данные по структуре, функционалу, персоналиям и рутинной деятельности региональных и субрегиональных администраций.
Исходя из нашего опыта работы над реконструкцией политического процесса в пров. Хэйлунцзян, можно отметить, что одним из наиболее ценных источников информации по взаимодействию местных властей с центральными органами стали отдельные тома фундаментального «Справочника провинции Хэйлунцзян», выпущенного Канцелярией народного правительства в начале 2000-х гг., а именно том № 60 («Справочник по политическим органам» [87]) и том № 62 («Справочник по гражданской администрации» [88]), которые содержат данные с начала 1970-х до 1986—92 гг. Содержание указанных томов в сокращённом виде в тот же период было опубликовано отдельным «Справочником по народному правительству провинции Хэйлунцзян» [86]. В 2008 г. также издана опись департаментов и управлений пров. Хэйлунцзян за 30 лет политики реформ и открытости [89], дополняющая данные за конец 1980-х — 1990-е гг. Указанные источники были обнаружены в отделе местной документации библиотеки пров. Хэйлунцзян (г. Харбин).
Эмпирические данные, полученные из вышеуказанных групп источников, целесообразно дополнить изучением мемуаров представителей центральной и региональной политической элиты, которые стали активно публиковаться в 2000—2010-х гг. Широкий круг воспоминаний официальных лиц по различным аспектам политического процесса был взят в базе данных текстов, касающихся политики реформ и открытости (rhb.reformdata.org).
Среди мемуарного материала, содержащего данные по центр-региональным отношениям, можно отметить воспоминания: генерального секретаря ЦК КПК Чжао Цзыяна [59], главы отдела пропаганды ЦК КПК Дэн Лицюня [81], вице-премьера Тянь Цзиюня [76], министра внешней торговли и экономического сотрудничества КНР Ли Ланьцина [28], министра финансов КНР Сян Хуайчэна [83], заместителя руководителя канцелярии реформы финансово-фискальной системы министерства финансов КНР Лю Кэгу [65], секретаря генсека ЦК КПК Ху Яобана Гао Юна [84], директора Института реформ структурной экономики КНР Чэнь Ицзы [33]. Воспоминания региональных чиновников представляются гораздо более редким материалом, причём для китайской мемуарной литературы характерен интерес к более успешным, а потому, по китайским оценкам, более репрезентативным регионам страны. Так, доступны подобные источники на материале пров. Гуандун [62; 64; 71], Сычуань [66; 79], Аньхой [68]. о
В целом изложение китайскими политиками и чиновниками личных ^ воспоминаний не могло не соответствовать принципам партийной цензу- ц ры, поэтому такие произведения крайне редко содержат критические замечания по поводу проводившейся политики в государстве и насыщены 2 патриотическими сентенциями. Однако критические оценки политичес- § кого процесса в КНР можно встретить в мемуарах опальных политиков ^ и учёных, которые были опубликованы в США или Гонконге (Чжао Цзы-ян, Чэнь Ицзы, Дэн Лицюнь). Другой проблемой доступной на данный момент мемуарной литературы является пренебрежение к материалу менее
развитых (и, как уже отмечалось, по китайским представлениям, менее репрезентативных) провинций. Показателен пример воспоминаний первого председателя народного правительства пров. Хэйлунцзян Чэнь Лэя [82], выпущенных ещё в 1991 г., однако содержащих в большей степени сведения о его «боевой молодости», чем о периоде нахождения во главе провинции. Другой характерный пример — воспоминания первого секретаря парткома Харбина Жэнь Чжунъи, в которых он значительно больше внимания уделяет периоду работы во главе развитых приморских провинций: Ляонин (1978—80 гг.) и Гуандун (1980—85 гг.) [71].
Тем не менее представляется, что использование и этих групп источников позволит вывести понимание процессов в центр-региональных отношениях КНР на качественно новый уровень анализа.
ИСТОРИОГРАФИЯ: ПРОБЛЕМЫ ФОКУСА И НЕРАВНОМЕРНОЙ ИЗУЧЕННОСТИ
Выведение исследований, посвящённых центр-региональным отношениям в КНР, на новый уровень актуально, прежде всего, для российского китаеведения, где ранее в качестве самостоятельной эта задача не ставилась. При этом необходимость характеризовать взаимоотношения Центра и регионов неизбежно возникала при решении более глобальной задачи по анализу развития всей политической системы КНР'.
Так, среди отечественных работ по данной теме основными можно считать комплексные труды специалистов по внутренней политике и китайскому конституционному праву: Л.М. Гудошникова, который в течение своей долгой академической карьеры сумел зафиксировать состояние политической системы КНР начиная от 1940—50-х гг. [3], на протяжении «культурной революции» [5] и заканчивая рубежом 1990—2000-х гг. [21], а также К.А. Егорова, работы которого были посвящены состоянию государственного аппарата КНР в 1970-е [6] и 1980-е гг. [7]. Кроме того, следует отметить работы М.В. Карпова, который успешно решил оригинальную для отечественного китаеведения задачу проследить взаимосвязь эконо-^ мической политики и внутриэлитных противоречий в конкретный, достаточно узкий период времени (1984—1989 гг.) [22], и К.А. Кокарева, который 3 сфокусировал своё внимание на эволюции политического режима на про-£Т тяжении 1970—90-х гг. [24].
§ Однако изучение региональных аспектов политической системы КНР
не получило должного развития в российской науке в силу, как нам пред-2 ставляется, чрезмерной централизации синологической традиции. Оте-| чественная синология, основные силы которой сконценрированы, пред; жде всего, в Москве, имела склонность рассматривать государственную и правовую структуру КНР в целом: фокусируясь на вопросах устройства и функционирования высших органов власти и не уделяя должного внимания процессам, происходящим в регионах (это характерно как
для упомянутых выше работ, так и для фундаментальных трудов по современной истории КНР авторства В.Н. Усова [31] и коллективов МГУ [16] и ИДВ РАН [15]). В то же время комплексные работы по развитию отдельных китайских регионов (северо-восточные провинции КНР [17; 18; 23; 24]), а также международному сотрудничеству с позиций пров. Хэйлун-цзян [1; 14] и Синьцзян-Уйгурского автономного района [30], затрагивая внутриполитические аспекты, не концентрировались на них, в результате чего целый ряд важнейших проблем современного Китая (устройство административного аппарата на региональном уровне, динамика его реформирования, взаимоотношения центральных и региональных ведомств), неплохо изученных на Западе и в самой КНР, оказался фактически проигнорированным в отечественной синологии. Существуют лишь отдельные работы по таким вопросам, непосредственно связанным с центр-региональными отношениями, как формирование кадровой системы государственной службы [2; 4; 8], ротация руководящих кадров [11; 12], фискальные и финансовые взаимоотношения Центра и регионов [13; 19; 20; 25], административно-территориальное устройство [10; 26] и субпровинциальные единицы особого статуса [9].
Иную ситуацию мы наблюдаем на Западе и в Китае. Интерес западных учёных к теме центр-региональных отношений чётко фиксируется уже в 1980-х гг. и связан с попытками найти бреши в кажущемся монолите китайской управленческой машины и обозначить треки, по которым могла бы осуществляться её трансформация. Учитывая, что в 1980-е гг. китайские региональные лидеры действительно приобрели ощутимую самостоятельность, особенно в вопросах развития местных предприятий, работы указанных годов были сконцентрированы на изучении региональной политической и хозяйственной элиты, их амбиций, нацеленных на проведение собственной политики, и предпосылках дальнейшей децентрализации. Таковы монография Дэвида Гудмэна 1986 г. [37], статьи Мелани Мэнион 1985 г. [46] и Эндрю Уолдера [52]; отчасти эти аспекты раскрыты в одной из главных западных работ по политике КНР в эту эпоху — монографии Сьюзен Ширк «Политическая логика экономических реформ в Китае» [51]. Другим вопросом, которым активно интересовались западные исследователи, была трансформация фискальных отношений между Пекином и провинциями, справедливо понимаемая ими как ключевой аспект в центр-региональных отношениях — этой проблемой занимались э Джин Ой [47], Кристин Вонг [54], Мишель Оксенберг и Джеймс Тонг [48]. ^
Уже в 1990-е гг. на основе этих исследований теми же, а также новым ц поколением авторов были написаны значимые работы по реформам в регионах и центр-региональным отношениям в целом. Наиболее значимыми, £ по нашему мнению, являются: монография Шона Бреслина [36], в которой § региональные экономические преобразования показываются как результат ^ сложного и противоречивого процесса «торгов» и конфликтов между центральной и региональной властью; работа Линды Ли Чэлань [43], в которой убедительно показана несостоятельность понимания реформ в 1980-е гг.
как процесса, исходящего из Центра и направляемого им; исследование Ян Дали [56], который одним из первых указал, что децентрализация не является исключительно позитивным процессом в авторитарном унитарном государстве и имеет ряд побочных негативных эффектов, а также ввёл понятие конкурентной либерализации для обозначения межрегиональной конкуренции в 1980—90-х гг.; а также работы уже упомянутых нами К. Вонг о фискальной политике и субсидировании китайских регионов [55] и Э. Уол-дера, который рассмотрел деятельность местного правительства как экономического актора на материалах полевого исследования 1988—92 гг. [53].
Среди более поздних работ важной вехой анализа центр-региональных отношений в КНР следует считать монографию южнокорейского политолога Чжэ Хо Чуна «Центрифужная империя» [40], который подробно разбирал феномен рецентрализации; а также монографию Чжэн Юнняня «Де-факто федерализм в Китае: реформы и динамика центр-региональных отношений», который на конкретных примерах пров. Цзянсу, Чжэцзян и Гуандун показал, что в КНР среди трёх институтов центр-региональных взаимодействий — торга, принуждения и взаимовыгодного сотрудничества — превалировал последний [60, р. 115—250]. Таким образом, исследователь призвал не преувеличивать политическую независимость региональных элит. Основные представления «конкурентной либерализации» как факторе бурного экономического роста 1980—90-х гг. вкупе с тезисом о наследственности децентрализационных моделей 1980-х гг. и времён «культурной революции» отражены в популярной монографии нобелевского лауреата Рональда Коуза и его китайского соавтора Ван Нина «Как Китай стал капиталистическим» (книга переведена на русский язык) [27].
Работы китайских учёных по проблематике центр-региональных отношений в основном сфокусированы на двух аспектах: 1) чисто прикладном — анализе фискальных взаимоотношений и практиках финансирования/субсидирования регионов [63; 67; 69; 70; 72; 73; 75; 80]; и 2) в большей степени идеологическом — теоретическом обосновании новой, «рецен-трализованной», политики Центра в отношении регионов [74; 77; 85]. Исследователи из КНР называют последнюю стратегией скоординированного развития китайских регионов (на контрасте с так называемой стра-ir тегией несбалансированного регионального развития до начала 1990-х гг.
[78, с. 13—15], что позволяет им, не характеризуя напрямую 1980-е гг. как S период ограниченного влияния Центра на процессы в регионах, чётко обо-5Г значать новые моменты в политике Пекина, и прежде всего фискальную § реформу 1994 г., как поворотную веху в центр-региональных отношениях.
Практические аспекты центр-региональных отношений (такие как g трансформация структуры и функционала органов управления, ротация g руководящих кадров, набор на службу и карьерное продвижение), а так-g же правовые стороны деятельности госорганов наиболее полно раскрыты именно в китайской науке. Это представляется логичным, посколь-ej ку китайские учёные, находясь в условиях ограниченного выбора тем Ё и направлений исследований, сконцентрировали свои усилия на анализе
прикладных аспектов функционирования политической системы. Было бы наивно ожидать от них критики существующего партократического режима или хотя бы критического взгляда на сущность государства (впрочем, эта лакуна с лихвой компенсируется трудами этнических китайцев, работающих в университетах США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и Канады), однако с точки зрения введения в научный оборот фактографических сведений о функционировании политической системы в условиях недоступности архивов эти исследования представляют несомненный интерес.
Примечательно, что в западной науке изучением подобных прикладных вопросов занимались этнические китайцы. Среди них: Лян Цяо, защитивший в Луизианском университете диссертацию по мобильности китайского регионального руководства [44], Го Баоган, изучавший этапы реформы госорганов [38], Линь Ифу, Лю Чжицян и Чжан Мэнчжун, исследовавшие правовые и практические аспекты фискальных реформ [45; 58]. Любопытно, что аналогичная ситуация постепенно становится характерной и для отечественного китаеведения, когда китайские аспиранты традиционно берутся за темы, связанные с анализом большого числа китае-язычных источников и литературы, и сводят исследование к простому нарративному описанию тех или иных китайских реалий. Среди работ, написанных по этому принципу, можно отметить диссертацию Хао Луна по системе госслужбы КНР, защищённую в 2015 г. в ИСАА МГУ [32].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, представляется возможным сделать вывод о неравномерной изученности темы центр-региональных отношений в современном Китае, что обусловлено закрытостью китайских архивов и, соответственно, фрагментарностью и несистемностью доступных источников — касательно источниковой базы, а также различной мотивацией к изучению центр-региональных отношений в КНР у представителей разных идеологических парадигм — касательно историографии.
Обобщая данные по историографии, можно сказать, что западные учёные, исследуя региональную политику в КНР', как правило, рассматривали её сквозь призму формирования предпосылок к децентрализации и демо- 3 кратизации авторитарного партократического режима. Китайские иссле- ^ дователи за редким исключением не могли себе позволить критический | взгляд на сущность государства, действуя, как правило, в створе официальной государственной позиции по этому вопросу, однако их заслугой £ является введение в научный оборот значительного массива источников. § Российские же синологи в силу чрезмерной централизации собственной ^ китаеведной традиции концентрировались на проблемах эволюции государственного устройства КНР в целом и организации центральной власти в частности, не обращая отдельного внимания на процессы в регионах.
Это позволяет нам установить перспективные направления дальнейшего изучения темы. Представляется, что в силу недостаточной изученности проблематики центр-региональных отношений в КНР в отечественной науке любая комплексная работа будет востребована. Однако с точки зрения вклада в мировую науку целесообразно обратить особое внимание на ввод в научный оборот новых источников, недавно ставших доступными (воспоминания, мемуары, дневниковые записи), и рассмотрение центр-региональных отношений на конкретном примере отдельной провинции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова М.В. Экономическое взаимодействие регионов России и Китая в период реформ. М.: ОГНИ, 2005. 262 с.
2. Барциц И.Н., Дёмин А.А. Государственная служба в современном Китае: учеб.-методич. пособ. М.: РАГС, 2007. 47 с.
3. Гудошников Л.М. Местные органы государственной власти и государственного управления Китайской Народной Республики. М.: Изд-во АН СССР, 1958. 187 с.
4. Гудошников Л.М. Метаморфозы государственной службы в Китае // Отечественные записки. 2008. № 3. URL: http://www.strana-oz.ru/200873/metamorfozy-gosudarstvennoy-sluzhby-v-kitae (дата обращения: 10.02.2020).
5. Гудошников Л.М. Политический механизм Китайской Народной Республики. М.: Наука, 1974. 208 с.
6. Егоров К.А. Государственный аппарат КНР. 1967—1981. М.: Наука, 1982. 190 с.
7. Егоров К.А. Китайская Народная Республика: политическая система и политическая динамика (80-е годы). М.: Наука, 1993. 207 с.
8. Ершов А.В. Модернизация госаппарата в первое десятилетие политики реформ // Общество и государство в Китае: XL научная конференция. М.: Ин-т востоковедения РАН, 2010. С. 274-281.
9. Зуенко И.Ю. О статусе городов субпровинциального значения в КНР // Россия и АТР. 2012. № 2. С. 145—153.
10. Зуенко И.Ю. Развитие системы административно-территориального устройства провинции Хэйлунцзян: 1982—2014 гг. // Россия и АТР. 2015. № 3. С. 187—209.
11. Зуенко И.Ю. Укрепление «вертикали власти» по-китайски: кадровая политика ^ в отношении регионального руководства в современном Китае // Контуры гло-^ бальных трансформаций: политика, экономика, право. 2017. № 5. С. 30—46.
¿ 12. Иванов С.А. Деятельность субнациональных правительств в приграничном со-g трудничестве России и Китая: системные ограничители и проблема мотива-
о ции // Россия и АТР. 2011. № 2. С. 143—153.
е 13. Иванов С.А. Распределение фискальных и административных ресурсов между центральной и местными властями КНР в период реформ // Известия Иркутско-
< го государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2012. о № 2. С. 41—48.
со
^ 14. Иванов С.А. Участие властей провинции Хэйлунцзян в российско-китайском
< экономическом сотрудничестве (1979—2009): дис.... канд. ист. наук. Владивосток, 2014. 277 с.
U 15. История Китая с древнейших времён до начала XXI века: в 10 т. Т. 9. Реформы Ё и модернизация (1976—2009) / отв. ред. А.В. Виноградов. М.: Наука, 2016. 996 с.
16. История Китая: Учебник / под ред. А.В. Меликсетова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во МГУ: Высшая школа, 2002. 736 с.
17. История Северо-Восточного Китая XVII—XX вв.: в 5 кн. Кн. 3. Северо-Восточный Китай в 1945—1978 гг. / под ред. В.Л. Ларина. Владивосток: Дальнаука, 2004. 344 с.
18. История Северо-Восточного Китая XVII—XXI вв.: в 5 кн. Кн. 5 Северо-Восточный Китай в период возрождения старопромышленной базы / под ред. В.Л. Ларина. Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2018. 356 с.
19. Кадочников Д.Б. Бюджетная децентрализация и межбюджетные отношения: опыт китайских реформ и его значение для России // Terra Economicus. 2016. № 2. С. 109—126.
20. Кадочников Д.В. Бюджетная система Китая на современном этапе: ключевые вызовы и направления развития // Terra Economicus. 2018. № 3. С. 86—105.
21. Как управляется Китай: Эволюция властных структур Китая в 80—90-е гг. XX в. / под рук. Л.М. Гудошникова. М.: ИДВ РАН, 2001. 418 с.
22. Карпов М.В. Экономические реформы и политическая борьба в КНР (1984—1989). М.: ИСАА МГУ, 1997. 199 с.
23. Кива А.В. Модели китайских и российских реформ: в чём коренное отличие // Общественные науки и современность. 2014. № 6. С. 83—93.
24. Кокарев К.А. Политический режим и модернизация Китая. М.: ИДВ РАН, 2004. 320 с.
25. Кондрашова Л.И. Китай: эволюция финансовых отношений между Центром и регионами // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 4. С. 38—43.
26. Кондрашова Л.И. Реформа административно-территориального устройства КНР // Проблемы Дальнего Востока. 2008. № 1. С. 70—81.
27. Коуз Р., Ван Нин. Как Китай стал капиталистическим / пер. с англ. А. Разинцевой. М.: Новое издательство, 2016. 386 с.
28. Ли Ланьцин. Прорыв: Как отрывались ворота страны: 30-летию начала реформ в Китае посвящается / пер. с кит. яз. Ли Иннань. М.: Изд -во Моск. ун-та, 2010. 472 с.
29. Роузфилд С. Иллюзия вестернизации в России и Китае // Экономическая наука современной России. 2007. № 3. С. 117—133.
30. Савкович Е.В. Экономическая политика Китая в постсоветской Центральной Азии (1992—2012 гг.). Томск: Томск. гос. ун-т, 2012. 336 с.
31. Усов В.Н. История КНР. В 2 т.: учебник. М.: АСТ: Восток-Запад, 2006. 1630 с.
32. Хао Лун. Функционирование и развитие системы государственной службы в КНР на современном этапе: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2015. 36 с.
33. Чэнь Ицзы. Китай: десятилетие реформ / пер. с кит. яз. Галенович Ю.М., отв. ред. ^ Титаренко М.Л. // Инф. бюллетень. М.: ИДВ, 1996. № 11. Ч. 2. 147 с. |
34. Ahmad E., Li Keping, Singh R., Richardson T. Recentralization in China? // Internation- ^ al Monetary Fund Working Papers. URL: https://www.imf.org/en/Publications/WP/ g Issues/2016/12/30/Recentralization-in-China-15937 (дата обращения: 20.02.2020). о
35. Bergsten F., Freeman C., Lardy N., Mitchell D. China's Rise: Challenges and Oppor- s tunities. Washington: Peterson Institute for International Economics, 2009. 288 p.
36. Breslin S. China in the 1980s: Centre-Province Relations in a Reforming Socialist < State. Basingstoke: Macmillan and New York: St. Martins, 1996. 208 p. о
37. Goodman D. China's Provincial Leaders, 1949—1985. Cardiff: University College ^ Press, 1986. 297 p. §
38. Guo Baogang. New Trends in China's Administrative Reforms // China Research Center. URL: http://www.chinacenter.net/2014/china_currents/13-2/new-trends- ej in-chinas-administrative-reform/ (дата обращения: 20.02.2020). ^
39. Hu Xiaohui, Hassink R. Place Leadership with Chinese characteristics? A Case Study of the Zaozhuang Coal-mining Region in Transition // Regional studies. 2016. № 1. P. 224-234.
40. Jae Ho Chung. Centrifugal Empire: Central-Local Relations in China. New York: Columbia University Press, 2016. 215 p.
41. Kamo T., Takeuchi H. Representation and Local People's Congresses in China: A Case Study of the Yangzhou Municipal People's Congress // Journal of Chinese Political Science. 2013. № 18. P. 41-60.
42. Kostka G., Nahm J. Central-Local Relations: Recentralization and Environmental Governance in China // The China Quaterly. 2017. № 231. P. 1-16.
43. Li Chelan, L. Centre and Provinces: China 1978—1993: Power as Non-Zero-Sum. Oxford: Oxford University Press, 1998. 302 p.
44. Liang Qiao. Performance, Preference, Promotion: Political Mobility of Chinese Regional Leaders. Louisiana State University Doctoral Dissertation, 2014. URL: https://digitalcommons.lsu.edu/gradschool_dissertations/1563/ (дата обращения: 20.02.2020).
45. Lin Yifu, J., Liu Zhiqiang. Fiscal Decentralization and Economic Growth in China // Economic Development and Cultural Change. 2000. № 1. P. 1—21.
46. Manion M. The Cadre Management System, Post-Mao: the Appointment, Promotion, Transfer and Removal of Party and State Leaders // The China Quarterly. 1985. № 102. P. 203—233.
47. Oi J. Fiscal Reform and the Economic Foundations of Local State Corporatism in China // World Politics. 1992. № 1. P. 99—126.
48. Oksenberg M., Tong. T. The Evolution of Central-Provincial Fiscal Relations in China, 1971—1984: The Formal System // The China Quarterly. 1991. № 125. P. 1—32.
49. Sargeson S., Zhang Jian. Reassessing the Role of the Local State: A Case Study of Local Government Interventions in Property Rights Reform in a Hangzhou District // The China Journal. 1999. № 42. P. 77—99.
50. Shambaugh D. China's Communist Party: Atrophy and Adaptation. Berkeley: University of California Press; Washington: Woodrow Wilson Center Press, 2008. 255 p.
51. Shirke S. The Political Logic of Economic Reform in China. Berkeley: University of California Press, 1993. 399 p.
52. Walder A. Factory and Manager in an Era of Reform // The China Quaterly. 1989. № 118. P. 242—264.
53. Walder A. Zouping in Transition: The Process of Reform in Rural North China. Harvard: Harvard University Press, 1998. 304 p.
_ 54. Wong C. Central-Local Relations in an Era of Fiscal Decline: The Paradox of Fiscal Decentralization in Post-Mao China // The China Quarterly. 1991. № 1. P. 691—715. ^ 55. Wong C. Financing Local Government in the People's Republic of China. Oxford: Ox-S ford University Press, 1997. 400 p.
oT 56. Yang Dali. Beyond Beijing: Liberalization and the Regions in China. London: Rout-I ledge, 1997. 224 p.
57. Yang Zhong. Local Government and Politics in China: Challenges from Below. Ar-§ monk: M.E. Sharpe, 2003. 229 p.
58. Zhang Mengzhong. Assessing China 1994 Fiscal Reforms: An Intermediate Report // Journal of Public Budgeting, Accounting and Financial Management. 2006. № 4.
§ P. 453—479.
59. Zhao Ziyang. Prisoner of the State: The Secret Journal of Premier Zhao Ziyang / U ed. and transl. by Bao Pu, Renee Chang, Adi Ignatius. New York: Simon & Schuster, Ё 2009. 590 p.
60. Zheng Yongnian. De Facto Federalism in China: Reforms and Dynamics of Central-Local Relations. New Jersey: World Scientific, 2008. 460 p.
61. Zhu Xufeng. Dynamics of Central—local Relations in China's Social Welfare System // Journal of Chinese governance. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/ 23812346.2016.1166903 (дата обращения: 10.02.2020).
62. ^{{^ЖШ = Избранные произведения Си Чжунсюня. Пекин: Ф^ЖКШШ!, 1995. 521 с.
63. Ш10. = Ни Хунжи. Базовые оценки и перспективы развития положения в фискальных отношениях между китайскими правительствами различных ступеней // ^Х—^Ш^Ш = Децентрализация и центр-региональные отношения. Пекин: 2015. С. 168—179.
64. Щф'ЩШШШ = Сделать первым — значит сделать первым: интервью с Жэнь Чжунъи // ГЖЖ^^Ш^ШШШШШ = Сборник интервью с руководителями провинции Гуандун периода реформ и открытости. Гуанчжоу: ГЖ АЙЙШ, 2008. 151 с.
65. ЭД^Я. 1994 = Лю Кэгу. Реформы финан с ово-фискальной системы в Китае до и после 1994 года. URL: http://rhb.reformdata. org/index.html#/article/bfc501dc-1951-44d3-8f12-41ae3459e060 (дата обращения: 10.02.2020).
66. — 1977—1984
= Лю Вэньяо. Великие инновации: совместный подряд и упразднение коммун, создание волостей — воспоминания и размышления о сельскохозяйственных реформах в провинции Сычуань в 1977—1984 гг. URL: http://rhb.reformdata. org/index.html#/article/71E09B16E21F7B6919BBFC43F6A5B2F0 (дата обращения: 20.02.2020).
67. = Сунь Кай. Исследование финансовых взаимоотношений различных правительств. Далянь: , 1994. 164 с.
68. %ГЖ, Ш. Ъ&ЖШШ&Я&'аШШШ = Чжан Гуанъю, Хань Ган. Как делалась сельская реформа Вань Ли. URL: http://rhb.reformdata.org/#/article/84DDFB 34126FC3A48EE38D7044E87276 (дата обращения: 20.02.2020).
69. ^^ЩШЯЬШШШШ: —^ЛШШДШ = Чжан Юншэн. Отношения центрального и местных правительств: одна теоретическая рамка и её практическое значение // 2009. № 2. C. 10—28.
70. = Чжан Юншэн. Как разделять административные и финансовые полномочия между правительствами различных степеней? // 2008. № 2. C. 15—41.
71. '^ШФШ = Вспоминая Жэнь Чжунъи. Гуанчжоу: ГЖАКШМ±, 2007. 337 с.
72. ШШШ. ЖШШЖ^Ш^ШШ^ШШШШ = Ян Чжиюн. Исследование _ разграничения полномочии центрального и местных правительств в процессе jg реформы фискальной системы // ^ХХ—^Ш^Ш = Децентрализация и центр- ^ региональные отношения. Пекин: , 2015. С. 15—31. g
73. ШШ-fä. ^ЩШШШШШ^-ШЩШ^ = Лоу Цзивэй. Новые размышления о фи- ^ нансовых взаимоотношениях правительств в Китае. Пекин: ^ЩШШ'ёШ'^Ш Е ft, 2013. 321 с. ^
74. = Ван Имин. Региональная согласованная стратегия < развития // . 2017. № 11. С. 62—79. о
75. ФШШШШШШШШЯ = Ван Хуа. g Исследование различий в достижениях местных правительств (с точки зрения < межправительственных отношений). Шанхай: , 2010. 211 с.
76. ЕШВ5. 7ТЖ: Ш^^ЙЙ^ЙЁ = Тянь Цзиюнь. Вань Ли: Передовик политики ej реформ и открытости // 2006. № 5. С. 18—38. £
77. ЩЩ. ШШЩЗШШМЛЖЙте^Ш = Чэн Бо. Теория и стратегия скоординированного развития современной региональной экономики. Пекин: ШШ, 2019. 164 с.
78. Щ й - = Сяо Цзиньчэн. 40 лет от неравномерного регионального развития к координированному региональному развитию // 2019. № 1. С. 13—24.
79. = Бо Ибо сказал решающее слово, 25 лет назад Чунцин был избран первым в стране «городом, отдельно указываемым в плане». URL: http://rhb.reformdata.Org/#/article/E32084632D36946157 2832E6582AAC36 (дата обращения: 20.02.2020).
80. ШШИ. = Се Сюйжэнь. О некоторых вопросах касательно разграничения финансовых полномочий центрального и местных правительств // 1995. № 1. С. 20—31.
81. ЭДЛ^ЙЙ: (1975—1987) = Дэн Лицюнь. Автобиография Дэн Ли-цюня: хроника двенадцати лет (1975—1987). Гонконг: , 2006. 547 с.
82. КкИ ШШ^И = Воспоминания Чэнь Лэя: годы и месяцы трудового похода. Харбин: М^ЛКЙМ±, 1991. 315 с.
83. МШ^ШШЖШ = Сян Хуайчэн. Воспоминания о реформе фискальной системы. URL: http://rhb.reformdata.Org/index.html#/article/0E915DB6326B6FB6 A3C56546980A8C93 (дата обращения: 20.02.2020).
84. й^. = Гао Юн. Я служил секретарём у Ху Яобана. Пекин: ЛК ЙШ, 2016. 348 с.
85. ШШШ. Е>эй Хоукай. Исследование скоординированного регионального развития. Пекин: 2012. 464 с.
86. М^ДЙЖ^ = Справочник по Народному правительству провинции Хэйлунц-зян. Харбин: М^ЛКЙМ±, 2001. 706 с.
87. ЙЖЙ? (Ш60#) = Справочник провинции Хэйлунцзян, справочник по политическим органам (т. 60). Харбин: , 2003. Т. 60. 915 с.
88. КЙлё (И62#) = Справочник провинции Хэйлунцзян, справочник по гражданской администрации (т. 62). Харбин: М^ДЛКШШ!, 1993. Т. 62. 660 с.
89. (1978—2008) = Опись департаментов и управлений провинции Хэйлунцзян за 30 лет политики реформ и открытости. Харбин: МЖ &Л&ЙШ, 2008. 760 с.
REFERENCES
J 1. Aleksandrova M.V. Ekonomicheskoe vzaimodeystvie regionov Rossii i Kitaya v peri -^ od reform [Cooperation of Russia and China in the Period of Reforms]. Moscow,
° OGNI Publ., 200, 262 p. (In Russ.)
en 2. Bartsits I.N., Demin A.A. Gosudarstvennaya sluzhba v sovremennom Kitae: uchebno-s metodicheskoe posobie [State Service in China: study book]. Moscow, RAGS Publ.,
2007, 47 p. (In Russ.)
< 3. Gudoshnikov L.M. Mestnye organy gosudarstvennoy vlasti i gosudarstvennogo up -
ravleniya Kitayskoy Narodnoy Respubliki [Local Governments in People's Republic § of China]. Moscow, Izd-vo AN SSSR Publ., 1958, 187 p. (In Russ.)
CO
< 4. Gudoshnikov L.M. Metamorfozy gosudarstvennoy sluzhby v Kitae [Metamorphoses
of State Service in China]. Otechestvennye zapiski, 2008, no. 3. Available at: http:// Ej www.strana-oz.ru/2008/3/metamorfozy-gosudarstvennoy-sluzhby-v-kitae (ac-
£ cessed 10.02.2020). (In Russ.)
5. Gudoshnikov L.M. Politicheskiy mekhanizm Kitayskoy Narodnoy Respubliki [Political Mechanism in People's Republic of China]. Moscow, Nauka Publ., 1974, 208 p. (In Russ.)
6. Egorov K.A. Gosudarstvennyy apparat KNR 1967—1981 [State Apparatus in PRC 1967-1981]. Moscow, Nauka Publ., 1982, 190 p. (In Russ.)
7. Egorov K.A. Kitayskaya Narodnaya Respublika: politicheskaya sistema i politiches-kaya dinamika (80-e gody) [People's Republic of China: Political System and Political Dynamics, 1980s]. Moscow, Nauka Publ., 1993, 207 p. (In Russ.)
8. Ershov A.V. Modernizatsiya gosapparata v pervoe des'atiletie politiki reform [State Apparatus Modernization in the First Decade of the Reform]. Obschestvo i gosu-darstvo v Kitae: XL nauchnaya konferentsiya [State and Society in China: XL Scientific Conference]. Moscow, In-t vostokovedeniya RAN Publ., 2010, pp. 274—281. (In Russ.)
9. Zuenko I.Yu. O statuse gorodov subprovintsial'nogo znacheniya v KNR [About Cities of Subprovincial Level in PRC]. Rossiya i ATR, 2012, no. 2, pp. 145—153. (In Russ.)
10. Zuenko I.Yu. Razvitie sistemy administrativno-territorial'nogo ustroystva provintsii Heylunczyan: 1982—2014 gg. [Administrative Divisions System Development in Hei-longjiang, 1982—2014]. Rossiya i ATR, 2015, no. 3, pp. 187—209. (In Russ.)
11. Zuenko I.Yu. Ukreplenie «vertikali vlasti» po-kitayski: kadrovaya politika v otnoshe-nii regional'nogo rukovodstva v sovremennom Kitae [Strengthening of Power Vertical in China: Cadres Politics towards Regional Leadership in Modern China]. Kon tury global'nyh transformatsiy: politika, ekonomika, pravo, 2017, no. 5, pp. 30—46. (In Russ.)
12. Ivanov S.A. Deyatel'nost' subnatsional'nykh pravitel'stv v prigranichnom sotrud-nichestve Rossii i Kitaya: sistemnye ogranichiteli i problema motivatsii [Subnational Governments in Border Cooperation of China and Russia: the System Limitation and the Problem of Motivation]. Rossiya i ATR, 2011, no. 2, pp. 143—153. (In Russ.)
13. Ivanov S.A. Raspredelenie fiskal'nykh i administrativnykh resursov mezhdu tsen-tral'noy i mestnymi vlastyami KNR v period reform [Fiscal and Administrative Resources Redistribution Between Central and Local Powers in China in the Period of the Reforms]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta, series "Politolo-giya. Religiovedenie", 2012, no. 2, pp. 41—48. (In Russ.)
14. Ivanov S.A. Uchastie vlastey provintsii Heylunczyan v rossiysko-kitayskom eko-nomicheskom sotrudnichestve (1979—2009) [Participation of Heilongjiang Province Powers in Sino-Russian Economic Cooperation]. Vladivostok, 2014, 277 p. (In Russ.)
15. Istoriya Kitaya s drevneyshikh vremen do nachala XXI veka: v 10 tomakh. Tom 9. Reformy i modernizatsiya (1976—2009) [History of China Since Ancient Times to
the Beginning of 21st Century, in 10 volumes. Volume 9: Reforms and Modernization, _ 1976—2009]. Ed. by A.V. Vinogradov. Moscow, Nauka Publ., 2016, 996 p. (In Russ.) |
16. Istoriya Kitaya [History of China]. Ed. by A.V. Meliksetov. Moscow, Izd-vo MGU Publ., Vysshaya shkola Publ., 2002, 736 p. (In Russ.) °
17. Istoriya Severo-Vostochnogo Kitaya XVII—XX vv. Kn. 3. Severo-Vostochnyy Kitay ct. v 1945—1978 gg. [History of North-East China 17th—20st Centuries. Book 3. NorthEast China in 1945—1978]. Ed. by V.L. Larin. Vladivostok, Dal'nauka Publ., 2004,
344 p. (In Russ.) §
18. Istoriya Severo - Vostochnogo Kitaya XVII—XXI vv. Kn. 5. Severo-Vostochnyy Kitay
v period vozrozhdeniya staropromyshlennoy bazy [History of North-East China ^ 17th—20st Centuries. Book 5. North-East China in the period of the revival of old indus- < trial base]. Ed. by V.L. Larin. Vladivostok, IHAE FEB RAS Publ., 2018, 356 p. (In Russ.)
19. Kadochnikov D.B. B'udzhetnaya detsentralizatsiya i mezhb'udzhetnye otnosheniya: gi opyt kitayskikh reform i ego znachenie dlya Rossii [Budget Decentralization and ^
Intergovernmental Relations: the Experience of Chinese Reforms and its Significance for Russia]. Terra Economicus, 2016, no. 2, pp. 109—126. (In Russ.)
20. Kadochnikov D.V. Byudzhetnaya sistema Kitaya na sovremennom etape: klyuchevye vyzovy i napravleniya razvitiya [The Budget System of China at the Present Stage: Key Challenges and Directions of Development]. Terra Economicus, 2018, no. 3, pp. 86—105. (In Russ.)
21. Kak upravlyaetsya Kitay: Evolyutsiya vlastnykh struktur Kitaya v 80—90-e gg. XX v. [How They Govern China: the Evolution Of Power Structures in China in the 80—90s 20th Century]. Ed. by L.M. Gudoshnikov. Moscow, IDV RAN Publ., 2001, 418 p. (In Russ.)
22. Karpov M.V. Ekonomicheskie reformy i politicheskaya bor'ba v KNR (1984—1989) [Economic Reforms and Political Struggle in China (1984—1989)]. Moscow, ISAA MGU Publ., 1997, 199 p. (In Russ.)
23. Kiva A.V. Modeli kitayskikh i rossiyskikh reform: v chem korennoe otlichie [Models of Chinese and Russian Reforms: What is the Fundamental Difference]. Obshhest-vennye nauki i sovremennost', 2014, no. 6, pp. 83—93. (In Russ.)
24. Kokarev K.A. Politicheskiy rezhim i modernizaciya Kitaya [The Political Regime and Modernization of China]. Moscow, IDV RAN Publ., 2004, 320 p. (In Russ.)
25. Kondrashova L.I. Kitay: evolyutsiya finansovykh otnosheniy mezhdu Centrom i regionami [China: the Evolution of Financial Relations between the Center and the Regions]. Problemy teorii i praktiki upravleniya, 2005, no. 4, pp. 38—43. (In Russ.)
26. Kondrashova L.I. Reforma administrativno-territorial'nogo ustroystva KNR [Reform of the Administrative-Territorial Structure of the PRC]. Problemy Dal'nego Vostoka, 2008, no. 1, pp. 70—81. (In Russ.)
27. Coase R., Wang Ning. Kak Kitay stal kapitalisticheskim [How China Became Capitalistic]. Transl. from English by A. Razintseva. Moscow, Novoe izd-vo Publ., 2016, 386 p. (In Russ.)
28. Li Lanqing. Proryv: Kak otryvalis' vorota strany: 30-letiyu nachala reform v Kitae posvyaschaetsya [Breakthrough: How the Gates of the Country Came off: Dedicated to the 30th Anniversary of the Start of Reforms in China]. Transl. from Chinese by Li Yinnan. Moscow, Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta Publ., 2010, 472 p. (In Russ.)
29. Rosefield S. Illyuziya vesternizatsii v Rossii i Kitae [The Illusion of Westernization in Russia and China]. Ekonomicheskaya nauka sovremennoy Rossii, 2007, no. 3, p. 117—133. (In Russ.)
30. Savkovich E.V. Ekonomicheskaya politika Kitaya v postsovetskoy Tsentral'noy Azii (1992—2012 gg.) [The Economic Policy of China in Post-Soviet Central Asia
_ (1992—2012)]. Tomsk, Tomskiy gosudarstvennyy universitet Publ., 2012, 336 p.
jg (In Russ.)
^ 31. Usov V.N. Istoriya KNR [History of the People's Republic of China]. Moscow, AST ° Publ., Vostok-Zapad Publ., 2006, 1630 p. (In Russ.)
a> 32. Hao Long. Funktsionirovanie i razvitie sistemy gosudarstvennoy sluzhby v KNR na s sovremennom etape [The Functioning and Development of the Public Service Sys-
tem in China at the Present Stage]. Moscow, 2015, 36 p. (In Russ.)
< 33. Chen Yizi. Kitay: desyatiletie reform [China: Decade of Reform]. Transl. from Chinese
by Yu.M. Galenovich, ed. by M.L. Titarenko. Informatsyonnyy b'ulleten', 1996, no. 11, § part 2, 147 p. (In Russ.)
< 34. Ahmad E., Li Keping, Singh R., Richardson T. Recentralization in China? International
Monetary Fund Working Papers. Available at: https://www.imf.org/en/Publications/ e| WP/Issues/2016/12/30/Recentralization-in-China-15937 (accessed 20.02.2020).
£ (In Eng.)
35. Bergsten F., Freeman C., Lardy N., Mitchell D. China's Rise: Challenges and Opportunities. Washington, Peterson Institute for International Economics Publ., 2009, 288 p. (In Eng.)
36. Breslin S. China in the 1980s: Centre-Province Relations in a Reforming Socialist State. Basingstoke: Macmillan and New York: St. Martins, 1996, 208 p. (In Eng.)
37. Goodman D. China's Provincial Leaders, 1949—1985. Cardiff, University College Press Publ., 1986, 297 p. (In Eng.)
38. Guo Baogang. New Trends in China's Administrative Reforms. China Research Center. Available at: http://www.chinacenter.net/2014/china_currents/13-2/new-trends-in-chinas-administrative-reform/ (accessed 20.02.2020). (In Eng.)
39. Hu Xiaohui, Hassink R. Place Leadership with Chinese Characteristics? A Case Study of the Zaozhuang Coal-Mining Region in Transition. Regional studies, 2016, no. 1, pp. 224—234. (In Eng.)
40. Jae Ho Chung. Centrifugal Empire: Central-Local Relations in China. New York, Columbia University Press Publ., 2016, 215 p. (In Eng.)
41. Kamo T., Takeuchi H. Representation and Local People's Congresses in China: A Case Study of the Yangzhou Municipal People's Congress. Journal of Chinese Political Science, 2013, no. 18, pp. 41—60. (In Eng.)
42. Kostka G., Nahm J. Central-Local Relations: Recentralization and Environmental Governance in China. The China Quaterly, 2017, no. 231, pp. 1—16. (In Eng.)
43. Li Chelan L. Centre and Provinces: China 1978—1993: Power as Non -Zero - Sum. Oxford, Oxford University Press Publ., 1998, 302 p. (In Eng.)
44. Liang Qiao. Performance, Preference, Promotion: Political Mobility of Chinese Regional Leaders. Louisiana State University Doctoral Dissertation, 2014. Available at: https://digitalcommons.lsu.edu/gradschool_dissertations/1563/ (accessed 20.02.2020). (In Eng.)
45. Lin Yifu, J., Liu Zhiqiang. Fiscal Decentralization and Economic Growth in China. Eco -nomic Development and Cultural Change, 2000, no. 1, pp. 1—21. (In Eng.)
46. Manion M. The Cadre Management System, Post-Mao: the Appointment, Promotion, Transfer and Removal of Party and State Leaders. The China Quarterly, 1985, no. 102, pp. 203—233. (In Eng.)
47. Oi J. Fiscal Reform and the Economic Foundations of Local State Corporatism in China. World Politics, 1992, no. 1, pp. 99—126. (In Eng.)
48. Oksenberg M., T. Tong. The Evolution of Central-Provincial Fiscal Relations in China, 1971—1984: The Formal System. The China Quarterly, 1991, no. 125, pp. 1—32. (In Eng.)
49. Sargeson S., Zhang Jian. Reassessing the Role of the Local State: A Case Study of Local Government Interventions in Property Rights Reform in a Hangzhou District. _ The China Journal, 1999, no. 42, pp. 77—99. (In Eng.) 1
50. Shambaugh D. China's Communist Party: Atrophy and Adaptation. Berkeley, Universi- ^ ty of California Press Publ.; Washington, Woodrow Wilson Center Press Publ., 2008, g 255 p. (In Eng.) ot
51. Shirke S. The Political Logic of Economic Reform in China. Berkeley, University of s California Press Publ., 1993, 399 p. (In Eng.)
52. Walder A. Factory and Manager in an Era of Reform. The China Quaterly, 1989, < no. 118, pp. 242—264. (In Eng.) o
53. Walder A. Zouping in Transition: The Process of Reform in Rural North China. Har- ^ vard, Harvard University Press Publ., 1998, 304 p. (In Eng.) <
54. Wong C. Central-Local Relations in an Era of Fiscal Decline: The Paradox of Fiscal Decentralization in Post-Mao China. The China Quarterly, 1991, no. 1, pp. 691—715. ej (In Eng.) £
55. Wong C. Financing Local Government in the People's Republic of China. Oxford, Oxford University Press Publ., 1997, 400 p. (In Eng.)
56. Yang Dali. Beyond Beijing: Liberalization and the Regions in China. London, Routledge Publ., 1997, 224 p. (In Eng.)
57. Yang Zhong. Local Government and Politics in China: Challenges from Below. Armonk, M.E. Sharpe Publ., 2003, 229 p. (In Eng.)
58. Zhang Mengzhong. Assessing China 1994 Fiscal Reforms: An Intermediate Report. Journal of Public Budgeting, Accounting and Financial Management, 2006, no. 4, pp. 453—479. (In Eng.)
59. Zhao Ziyang. Prisoner of the State: The Secret Journal of Premier Zhao Ziyang. Ed. and transl. by Bao Pu, Renee Chang, Adi Ignatius. New York, Simon & Schuster Publ., 590 p. (In Eng.)
60. Zheng Yongnian. De Facto Federalism in China: Reforms and Dynamics of Central-Local Relations. New Jersey, World Scientific Publ., 2008, 460 p. (In Eng.)
61. Zhu Xufeng. Dynamics of Central-local Relations in China's Social Welfare System. Journal of Chinese governance. Available at: https://www.tandfonline.com/doi/abs/ 10.1080/23812346.2016.1166903 (accessed 10.02.2020). (In Eng.)
62. ^W^XM [Xi Zhongxun Chosen Works]. Beijing, Publ., 1995, 521 p. (In Chin.)
63. [Ni Hongzhi. Basic Assessments and Prospects for the Development of the Situation in Fiscal Relations between Chinese Governments at Various Levels]. ftX—^M^M [Decentralization and Center-Local Relations]. Beijing, Publ., 2015, pp. 168—179. (In Chin.)
64. HWMMfcM [Make it First Means, Make It First: Interview with Ren Zhongyi]. T^i^^^M^M^MMM [Interviews with Leader of Guangdong in the Period of the Reforms]. Guangzhou: T^AKftMiPubl., 2008, 151 p. (In Chin.)
65. ^a. 1994 ^-rnfe^MMMffiftM^[Liu Kegu. Reforms of the Financial and Fiscal System in China before and after 1994]. Available at: http://rhb.reformdata.org/ index.html#/article/bfc501dc-1951-44d3-8f12-41ae3459e060 (accessed 10.02.2020). (In Chin.)
66. &£№№: mrM^-mirn^ —1977—1984
M^ [Liu Wenyao. Great Innovations: Joint Succession and Abolition of Communes, Creation of Volosts — Memories and Reflections on Agricultural Reforms in Sichuan in 1977—1984]. Available at: http://rhb.reformdata.org/index.html#/article/71E09B 16E21F7B6919BBFC43F6A5B2F0 (accessed 20.02.2020). (In Chin.)
67. [Sun Kai. A Study of the Financial Relationships of Vari-_ ous Governments]. Dalian, ^M^A^ftMi Publ., 1994, 164 p. (In Chin.)
68. № [Zhang Guangyu, Han Gang. How Was ^ the Rural Reform of Wan Li]. Available at: http://rhb.reformdata.org/#/article/84DD ° FB34126FC3A48EE38D7044E87276 (accessed 20.02.2020). (In Chin.)
g 69. -/m&mMA^ [Zhang Yongsheng. Rela-
s tions between Central and Local Governments: One Theoretical Framework and its
Practical Significance]. 2009, no. 2, pp. 10—28. (In Chin.)
< 70. ^^^.^^R^X—WX®^^^? [Zhang Yongsheng. How to Divide Administrative and Financial Powers between Governments of Various Degrees?]. HffiH^-ffi § 2008, no. 2, pp. 15—41. (In Chin.)
| 71. ffikfeWM [Remembering Ren Zhongyi]. Guangzhou, Publ., 2007,
337 p. (In Chin.)
# 72. ffiMm. [Yang Zhiyong. A Study of
the Separation of Powers between Central and Local Governments in the Process
of Fiscal Reform]. [Decentralization and Center-Local Relations].
Beijing, Фг&ШЙШРиЫ., 2015, pp. 15-31. (In Chin.)
73. шш. [Low Jiwei. New Thoughts on Government Financial Relations in China]. Beijing, Publ., 2013, 321 p. (In Chin.)
74. К^ШШЖШШ [Wang Yiming. Regionally Agreed Development Strategy]. ¿ШЗШ, 2017, no. 11, pp. 62-79. (In Chin.)
75. шштшшштя сш^тшмпхтштт [Wang Hua.
Study of Differences in the Achievements of Local Governments (in Terms of Intergovernmental Relations)]. Shanghai, Publ., 2010, 211 p. (In Chin.)
76. 7ГЖ: Й^^ЙШ^ЗЪЕ[Tian Jiyun, Wan Li: Leader in Reform and Openness Policy]. &ШШХ, 2006, no. 5, pp. 18-38. (In Chin.)
77. ШШ ШШШ№ШМШШШЙМ[Cheng Bo. Theory and Strategy of Coordinated Development of the Modern Regional Economy]. Beijing, ФЩ^ЯШШ! Publ., 2019, 164 p. (In Chin.)
78. П ± т. ШШФШШЗЖШШШ - [Xiao Jincheng. 40 Years from Uneven Regional Development to Coordinated Regional Development]. ШЖШШъШ, 2019, no. 1, pp. 13-24. (In Chin.)
79. Щ—Щ— ifMW'JWMS^ [Bo Ibo Said the Final Word, 25 Years Ago, Chongqing Was Elected the Country's First "City, Separately Indicated in the Plan"]. Available at: http://rhb.reformdata.org/#/article/E32084632D369461572832E6582 AAC36 (accessed 20.02.2020). (In Chin.)
80. ШШВ- [Xie Xuzhen. About Some Questions Concerning Differentiation of Financial Powers of the Central and Local Governments]. МШШЖ 1995, no. 1, pp. 20-31. (In Chin.)
81. ЖЯМ. ЭДЛ^ЙЙ: (1975-1987) [Deng Liqun. Dan Litsun's Autobiography: A Chronicle of Twelve Years (1975-1987)]. Hong Kong, Publ., 2006, 547 p. (In Chin.)
82. ШШШ^М: ШШ^Л [Memories of Chen Lei: Years and Months of a Labor Campaign]. Harbin, Publ., 1991, 315 p. (In Chin.)
83. [Xiang Huaicheng. Memories of the Reform of the Fiscal System]. Available at: http://rhb.reformdata.org/index.html#/article/0E915DB6326 B6FB6A3C56546980A8C93 (accessed 20.02.2020). (In Chin.)
84. Й^. ШйШЯ^Ш^ [Gao Yong. I Served as Secretary to Hu Yaobang]. Beijing, Л&ЙШ, 2016, 348 p. (In Chin.)
85. ШШШ. ^ЩШШШкМШ^ [Wei Houkai. Coordinated Regional Development Study]. Beijing, Ш-^ШШ&ИШШ Publ., 2012, 464 p. (In Chin.)
86. ШЖ^ШШ^ [Heilongjiang Provincial People's Government Handbook]. Harbin, -g
шмтлтт±, 2001, 706 p. (In Chin.)
87. ШЖШШ, ШЫШ (Ш60Ш) [Handbook of Heilongjiang Province, Handbook ° of Political Organs (Volume 60)]. Harbin, Publ., 2003, 915 p. о (In Chin.) s
88. ШЖШШ, K®^ (И62Щ [Handbook of Heilongjiang Province, Civil Administration Handbook (Volume 62)]. Harbin, Publ., 1993, 660 p. § (In Chin.) о
89. (1978-2008) [List of Departments and Administra- § tions of Heilongjiang Province for 30 Years of Reform and Openness Policy]. Harbin, < МЖШЛЙЙШ Publ., 2008, 760 p. (In Chin.) f
_Q
£
Дата поступления в редакцию 30.05.2020 ^