Научная статья на тему 'Северо-восток в региональной политике центрального правительства Китая в 2000-2010-е гг'

Северо-восток в региональной политике центрального правительства Китая в 2000-2010-е гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КИТАЙ / ХЭЙЛУНЦЗЯН / ЛЯОНИН / ЦЗИЛИНЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СТАРОПРОМЫШЛЕННЫЕ БАЗЫ / CHINA / HEILONGJIANG / LIAONING / JILIN / REGIONAL POLICY / OLD INDUSTRIAL BASES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Сергей Александрович

В статье анализируется политика центральных властей КНР по развитию северо-восточных провинций в 2000-2010-е гг. Автор критикует экономический подход к объяснению мотивации Пекина, изучает статистику финансовых вливаний в Северо-Восток, выделяет ключевые представления центральных и местных элит о проблемах развития региона и мерах их преодоления. Показано, что причины появления стратегии возрождения старопромышленных баз Северо-Востока не являются исключительно экономическими. Центральные власти были уверены: ключевая проблема региональной экономики старое мышление местных элит, достаточно навязать последним другую систему ценностей, чтобы подстегнуть социально-экономическое развитие. Через реализацию стратегии возрождения Пекин пытался стимулировать местные власти действовать решительней в реформировании госпредприятий, а хозяйствующую бюрократию следовать законам рынка и учиться работать в конкурентной среде. Рассмотрение региональной политики на Северо-Востоке как модернизационного проекта вмешательства центрального правительства в местную систему отношений властей и хозяйствующих субъектов позволяет понять, почему перераспределение финансовых ресурсов государства в пользу региона носило ограниченный характер. Госбюджет и банки сократили финансирование Северо-Востока в сравнении с другими районами страны. В увеличенном количестве финансовые ресурсы направлялись только посредством инвестиций центральных ведомств и государственных корпораций в основные фонды региона в 2000-е гг., но не в 2010-е гг. Многие налоговые преференции и административные послабления для Северо-Востока оказались недолговечными и через несколько лет после их принятия были распространены на другие районы Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Northeast in the Regional Policy of Central Government of China in 2000-2010s

The article analyzes the policy of the central authorities of the PRC towards the development of the northeastern provinces in 2000-2010s. The author criticizes the economic approach to explaining Beijing’s motivation, studies the statistics of financial injections into the Northeast, highlights key representations of the central and local elites on the problems of regional development and measures to overcome them. The article shows that the implementation of the strategy of the revival of the Northeast was caused not only by economic reasons. The central authorities believed that the key problem of the regional economy is the old thinking of local elites, and it is enough to impose another system of values to spur social and economic development. Through the implementation of the strategy for the revival of old industrial bases, Beijing tried to encourage local authorities to act more decisively in reforming state enterprises, and the economic bureaucracy to follow the market laws and learn to work in a competitive environment. The article regards regional policy in the Northeast as a modernization project of central government to interfere in the local system of relations between the authorities and economic elites. This view makes it possible to explain why Northeast has not become the area of attracting of state financial resources. The state budget and banks have only reduced the financing of the Northeast in comparison with other Chinese regions. Increased financial resources were channeled only through investments of central departments and state corporations in fixed assets of the Northeast in the 2000s, but not in the 2010s. Many tax and administrative preferences for the Northeast were short-lived and were extended to other parts of China in few years after their adoption.

Текст научной работы на тему «Северо-восток в региональной политике центрального правительства Китая в 2000-2010-е гг»

УДК: 353.5

Северо-Восток в региональной политике центрального правительства Китая в 2000-2010-е гг.1

Сергей Александрович Иванов,

кандидат исторических наук, заведующий Отделом китайских исследований Центра азиатско-тихоокеанских исследований Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток. E-mail: 02isa02@mail.ru

В статье анализируется политика центральных властей КНР по развитию северо - восточных провинций в 2000—2010- е гг. Автор критикует эко -номический подход к объяснению мотивации Пекина, изучает статисти -ку финансовых вливаний в Северо - Восток, выделяет ключевые представ -ления центральных и местных элит о проблемах развития региона и мерах их преодоления. Показано, что причины появления стратегии возрожде -ния старопромышленных баз Северо - Востока не являются исключительно экономическими. Центральные власти были уверены: ключевая проблема региональной экономики — старое мышление местных элит, достаточно на вязать последним другую систему ценностей, чтобы подстегнуть социально экономическое развитие. Через реализацию стратегии возрождения Пекин пытался стимулировать местные власти действовать решительней в рефор мировании госпредприятий, а хозяйствующую бюрократию — следовать за -конам рынка и учиться работать в конкурентной среде. Рассмотрение ре гиональной политики на Северо Востоке как модернизационного проекта вмешательства центрального правительства в местную систему отноше ний властей и хозяйствующих субъектов позволяет понять, почему пере распределение финансовых ресурсов государства в пользу региона носи ло ограниченный характер. Госбюджет и банки сократили финансирование Северо - Востока в сравнении с другими районами страны. В увеличенном количестве финансовые ресурсы направлялись только посредством инве стиций центральных ведомств и государственных корпораций в основные

1 Раздел статьи «Мероприятия центральных властей в СВК» подготовлен при под -держке гранта РФФИ (проект № 16 - 27 - 22001). Остальные разделы статьи подго -товлены при поддержке гранта ДВО РАН № 15 - I - 9 - 010. Автор благодарит аноним -ных рецензентов за ценные замечания и рекомендации, позволившие значительно улучшить статью.

фонды региона в 2000- е гг., но не в 2010 - е гг. Многие налоговые преферен -ции и административные послабления для Северо - Востока оказались недол -говечными и через несколько лет после их принятия были распространены на другие районы Китая.

Ключевые слова: Китай, Хэйлунцзян, Ляонин, Цзилинь, региональная поли -тика, старопромышленные базы.

Northeast in the Regional Policy of Central Government of China in 2000-2010s. Sergei Ivanov, Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia. E-mail: 02isa02@mail.ru.

The article analyzes the policy of the central authorities of the PRC towards the development of the northeastern provinces in 2000—2010s. The author criticizes the economic approach to explaining Beijing's motivation, studies the statistics of financial injections into the Northeast, highlights key representa -tions of the central and local elites on the problems of regional development and measures to overcome them. The article shows that the implementation of the strategy of the revival of the Northeast was caused not only by economic reasons. The central authorities believed that the key problem of the regional economy is the old thinking of local elites, and it is enough to impose another system of values to spur social and economic development. Through the imple mentation of the strategy for the revival of old industrial bases, Beijing tried to encourage local authorities to act more decisively in reforming state enterprises, and the economic bureaucracy to follow the market laws and learn to work in a competitive environment. The article regards regional policy in the Northeast as a modernization project of central government to interfere in the local system of relations between the authorities and economic elites. This view makes it possible to explain why Northeast has not become the area of attracting of state financial resources. The state budget and banks have only reduced the financing of the Northeast in comparison with other Chinese regions. Increased financial resources were channeled only through investments of central departments and state corporations in fixed assets of the Northeast in the 2000s, but not in the 2010s. Many tax and administrative preferences for the Northeast were short lived and were extended to other parts of China in few years after their adoption.

Keywords: China, Heilongjiang, Liaoning, Jilin, regional policy, old industrial bases.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В октябре 2003 г. Центральный комитет Коммунистической партии Китая (ЦК КПК) и Государственный совет (Госсовет) объявили о реализа -ции стратегии возрождения старопромышленных баз Северо - Востока КНР

(далее — Стратегия2). Для Хэйлунцзяна, Цзилини и Ляонина3 это было уникальное событие: партийное и государственное руководство впервые анонсировало там отдельную региональную политику. В 2009 г. Госсовет обновил положения первого документа, в 2014 г. выделил ключевые ме -роприятия модернизации региона, в апреле 2016 г. совместно с ЦК КПК предложил «всесторонне возродить» Северо - Восток Китая (СВК), а в но -ябре 2016 г. — начать «новый цикл стратегии возрождения». В этих и де -сятках специализированных ведомственных документов центральная власть подчёркивала решимость устранить проблемы регионального раз -вития. В 2008 г. ведущий экономический журнал Китая «Чжунго цзинцзи чжоукань» указал принятие Стратегии в числе 30 самых значимых собы -тий КНР за 30 лет реформ [45].

Казалось бы, такое внимание Центра должно положительно сказать -ся на СВК. Результат оказался другим. При реализации Стратегии до ля региона в ВВП страны ни разу не превысила уровень 2003 г. (9,5%), а в 2016 г. вследствие рецессии в провинции Ляонин упала до 7% [56].

Пытаться найти разгадку этого казуса исключительно в Стратегии невоз можно. Её эффективность сложно оценить экономически. В отличие от рос -сийских программ развития макрорегионов (например, в отношении Даль него Востока), китайские не изобилуют подробностями, сколько, откуда и куда требуется вложить денег. В лучшем случае в них можно найти базовые целевые показатели и проекты в общем виде, которые должны быть реали зованы. Обязательства Центра в программах всегда оставались размытыми.

Если конкретные экономические показатели не являлись целью цен тральной власти на Северо Востоке, если специальная региональная политика не смогла остановить рецессию в Ляонине, то что пекинские чиновники делали в регионе на протяжении 15 лет? В статье мы лишь по -пытаемся понять, что Центр предложил СВК в рамках Стратегии.

Если не обращаться к экономическим работам и литературе, ана лизирующей тексты официальных документов4, региональная политика

2 Далее под Стратегией мы будем понимать не документ, инициировавший полити ку возрождения старых промышленных баз Северо Востока Китая (СВК), а ком плекс мер центральных властей по решению проблем развития СВК. Ключевые решения Пекина о Стратегии были направлены либо на «возрождение старых про мышленных баз северо восточного и других районов», либо на «возрождение Северо Востока». Второй комплекс документов сфокусирован на широком спектре проблем регионального развития, первый — на специфической проблеме СВК и по хожих на него (увядающей промышленностью) территорий КНР. Несмотря на эти отличия, они в целом повторяют и дополняют друг друга, поэтому мы анализиру ем их как элементы общей Стратегии.

3 В Северо Восточный регион также входит восточная часть Внутренней Монголии, однако для удобства статистического анализа и изучения дискурса в статье будет использована эмпирика только трёх провинций: Ляонина, Цзилини и Хэйлунцзяна.

4 К таким работам мы можем отнести большую часть русскоязычных исследова -ний. Они хорошо улавливают официальную риторику, но не позволяют понять, на -сколько тезисы государственных документов соотносятся с реальными действия -ми властей. См.: [1; 3, с. 158—175].

в Китае — редкий объект исследований. Научные труды о действиях цен -тральных властей в северо восточных провинциях тем более можно пере считать по пальцам [6; 5; 10]. Все они рассматривали инициативы Центра на Северо - Востоке как реакцию на экономические, социальные или по -литические вызовы. Мы попытаемся взглянуть на региональную политику в СВК как на модернизационный проект вмешательства Центра в местную систему отношений государства и хозяйствующих субъектов5.

Статья состоит из четырёх разделов. В первом показывается несостоя -тельность экономических и политических объяснений принятия Страте гии. Во втором изучаются позиции СВК в распределении Пекином фис -кальных, административных и финансовых ресурсов, доказывается, что СВК не был региональным приоритетом Центра. В третьем демонстриру ется логика действий центральных властей на основании анализа их рито -рики. Последний раздел отражает реакцию северо восточных элит на ре гиональную политику в СВК.

ЛОВУШКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ОБЪЯСНЕНИЙ ПРИЧИН ПОЯВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ

Прежде чем говорить о наиболее популярных объяснениях причин возникновения особой региональной политики на Северо Востоке, сто ит схематично описать социально экономические процессы в регионе накануне 2003 г.6 В 1980—1990- е гг. в СВК обострилось противоречие между экономическими реформами Пекина и местными особенностями социально экономической системы. С началом реформ государство в ли це центрального и местных правительств сократило капиталовложения в госпредприятия, которые являлись основой всей региональной эконо мики. Последние были вынуждены проводить модернизацию за счёт бан ковских кредитов. Значительная часть экономики региона специализиро -валась на производстве стратегически важной продукции (нефтегазовая и угольная отрасли, сельское хозяйство и т.д.), на которую государство устанавливало плановые цены. Поэтому вплоть до середины 1990- х гг. госпредприятия СВК продавали восточным регионам сырьевую продук -цию по заниженной стоимости, покупая потребительские товары по вы сокой рыночной цене. Сырьевые товары в 1980- е гг. также составляли основу экспорта Китая, что, с одной стороны, приводило к неизбежной консервации СВК в качестве сырьевой базы страны, а с другой — к тому,

5 Подобный подход можно увидеть в публикации Эмили Е и Элизабет Вартон. Они сравнивали, как программа освоения западных районов и стратегия «идти во -вне» представлены в дискурсе развития. См.: [9].

6 Для того чтобы приблизиться к объективному описанию социально - экономичес -ких процессов в СВК в 1980—1990- е гг., мы обратимся к социологическим иссле -дованиям аналитиков Госсовета и подробным экономическим отчётам чиновников представительства Народного банка в г. Шэньяне, а также к экономическим иссле -дованиям. См.: [4; 23; 44; 54].

что вся валютная выручка от продажи энергоресурсов и сельскохозяйст венной продукции шла не в регион, а в общегосударственный «валютный котёл». Географическая удалённость от мировых рынков снижала воз -можности большей части СВК ускоренно развивать негосударственный сектор в виде экспортоориентированных производств. Избыточное на селение либо покидало регион, либо устраивалось в разбухающий штат госпредприятий и создаваемых ими кооперативов. Устаревшие техноло гии и социальные обязательства7 препятствовали успешному развитию. К середине 1990- х гг. кризис в промышленном секторе СВК перекинулся на банковский, который в силу административного давления со стороны местных правительств был вынужден выдавать кредиты госпредприяти -ям, увеличивая свой портфель плохих кредитов.

Вышеописанный клубок проблем не дал хозяйству региона расти так же быстро, как в восточных провинциях в 1980—1990- е гг. Но исконно высокий уровень развития СВК позволил ему остаться в лидерах по боль шинству качественных социально - экономических показателей в стране к началу 2000- х гг. Поэтому вплоть до начала 2000- х гг. в политическом и научном дискурсе Китая экономические проблемы развития региона поднимались редко. Несколько исследовательских работ по упадку хо зяйства СВК появилось в середине 90 - х гг. XX в. [25; 28], когда основные макроэкономические показатели за 1988—1996 гг. обнажили устойчивую тенденцию его отставания от развитых восточных провинций (см. рис. 1). Старение индустриальной базы региона даже получило своё название — «северо - восточный феномен» [25, с. 34]. Однако с улучшением данных официальной статистики внимание учёных к СВК ослабло. В 2003 г., на -кануне принятия Стратегии, некоторые, наоборот, заявляли об оздоров лении экономики северо - восточного макрорегиона: по прогнозам, выше общенационального уровня должны были стать ВРП, бюджетные дохо ды, внешняя торговля, объёмы привлекаемых инвестиций и др. показа тели [30, с. 64—66].

Над узкими местами региона работали и до принятия Стратегии. Про блема неэффективности госпредприятий — одна из основных болевых то -чек СВК — являлась актуальной уже в начале 1980- х гг.8 и тогда же была среди главных направлений реформаторской деятельности центрально го правительства [55, с. 6—7; 30, с. 62—63]. В 1997 г. Пекин в надежде создать современную корпоративную систему инициировал трёхгодич ную программу по реструктуризации и реформированию государствен ных предприятий [7]. Например, в провинции Ляонин к лету 2000 г. бы ло заявлено о завершении реструктуризации 60% крупных и средних

7 Приведём лишь пример пенсионной нагрузки на предприятия СВК. В середине 1990- х гг. количество бывших работников заводов, получавших пожизненную кор -поративную пенсию, в среднем составляло 40% от текущего кадрового состава предприятий. См.: [25, с. 38].

8 По разным подсчётам, в начале 1980- х гг. всего 10—20% оборудования соответство -вало техническому уровню 1970- х гг., а остальная часть — уровню 1950—1960- х гг.

госкомпаний [7, p. 340]. В отчёте о работе правительства за 2002 г. утвер -ждалось, что реформа госпредприятий «в основном реализована» [11].

Уверенность в сохранении за СВК его позиций в национальной эко -номике придавали и данные Государственного статистического управле ния Китая. Вплоть до 2006 г. официальная статистика недооценивала рост третичного сектора национального хозяйства в восточных районах стра ны, поэтому с 1995 г. доля СВК в ВВП КНР имела тенденцию к увеличе -нию (см. рис. 1). Лишь с 2006 г., после коррекции статистических данных, стало очевидно замедление темпов роста экономики региона по сравне нию с общенациональными показателями.

№>' ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ лГ яГ л? л? л? л? л? л? л?

-----Доля СВК в экономике Китая по официальным данным 2003 — 2004 гг.

-Доля СВК в экономике Китая по официальным данным 2016 г.

Рис. 1. Доля ВРП СВК в ВВП Китая, %. Сост. по: [46]

Другими словами, центральные власти на момент разработки и при нятия Стратегии (2002—2003 гг.) точно не могли руководствоваться тем, что регион стабильно показывает плохие экономические результаты9.

В научной литературе Китая фокус на экономическом увядании СВК возник только с принятием Стратегии. После 2004 г. с появлением ком -плексных работ (но ещё при отсутствии откорректированной статисти ки) китайские учёные оперировали достаточно сомнительными данными, чтобы объяснить экономическую необходимость реализации Стратегии.

9 С плохими экономическими показателями связывали появление Стратегии многие учёные. Например, в 2015 г. М. Александрова писала, что к 2002 г. «регион в своём развитии начал резко отставать от темпов роста в стране» и, учитывая совокупность экономических и социальных трудностей, «Госсовет обратил внимание» на проблемы Северо - Востока [1, с. 86]. В 2008 г. Чжан Пинюй, комбинируя статистические данные, появившиеся до и после 2006 г., указывал: с 1980 по 2004 г. наблюдалось снижение доли региона в ВВП и промышленном производстве страны, но самым плачевным положение было в середине 1990- х гг., когда появилось понятие «северо - восточный феномен». Эти данные и описание «северо - восточного феномена» легли в основу ар -гументации исследователя, почему была принята программа [10, p. 112—113].

Например, авторы монографии «Возрождение и устойчивое развитие Северо - Восточного региона» использовали выборочные результаты ста -тистики, отражающие лишь отставание СВК в сравнении с другими тер -риториями: для сопоставления с приморской зоной использовались абсолютные показатели, с западными и центральными районами — отно -сительные, а также данные о располагаемом доходе городского населе -ния [36, с. 7—8] — один из немногих показателей, по которому СВК уступал другим регионам страны. Учёные уже постфактум пытались доказать экономическую необходимость проведения специальной политики в СВК.

Социальные протесты, которые наблюдались в регионе в связи с эко номическими трудностями госпредприятий [6, p. 111 — 112], также вряд ли можно считать базовой причиной инициирования Стратегии. Они не были редки в других частях КНР и имели локальный характер.

Не подтвердился и личностный фактор в региональной политике в СВК. В 2009 г. в ведущем китаеведческом журнале China Quaterly Чжа Хо Чун и др. предположили, что Ху Цзиньтао инициировал Стратегию, чтобы сде -лать её своей визитной карточкой [6, p. 112—113]. Российские исследова -тели увидели в Стратегии желание политика перераспределить ресурсы в «регион, не входящий в орбиту шанхайской группировки» [2, с. 60—61]. Первая гипотеза нелогична, т.к. через три года после появления Страте -гии центральные власти приняли ещё одну в отношении центральных рай онов. Фактически с 1999 по 2006 г. вся территория Китая, кроме самой развитой восточной части, оказалась охвачена особыми региональными политиками. Версия российских исследователей не подтверждается дан ными о финансовых вливаниях в СВК, о чём речь пойдёт ниже.

МЕРОПРИЯТИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ В СВК

Базовым механизмом региональной политики Пекина в СВК стали ослабление налогового бремени госпредприятий [18; 19; 35], создание бла -гоприятных условий для их реструктуризации и внедрение новой системы социального обеспечения [20; 21]. Центральное правительство подготови -ло вышеуказанную законодательную основу в течение двух лет после на чала реализации стратегии возрождения старопромышленных баз. C кон ца 2005 г. по настоящее время принимались лишь узкоспециализированные меры преференциальной поддержки, которые не могли оказать серьёз ного влияния на тенденции развития СВК. В 2007 г., после начала реализа ции программы возвышения центральных районов, ключевые фискальные преференции, предоставленные Северо Востоку, также распространились на центральную часть страны [17]. В дальнейшем решение проблемы горо -дов ресурсного типа и старопромышленных баз было выведено в самостоя тельную программу, независимую от стратегий регионального развития.

В китаеязычном информационном пространстве (официальные сайты и научные статьи) нам не удалось найти подробные сведения о субсидиях,

распределённых в рамках различных программ возрождения СВК. Встречаются лишь фрагментарные данные о снижении налогового бремени для определённого вида предприятий и выделении денег под реализацию кон кретных проектов. Например, в отчёте правительства за 2004 г. вскользь упоминалось, что при поддержке государства в первый год реализации Стратегии была начата реконструкция 197 объектов. В 2008 г. централь -ный бюджет субсидировал банкротство 80 госкомпаний и трудоустрой ство их работников, выделив для этого 20 млрд юаней [48, с. 23]. В ре зультате снижения налоговых ставок предприятия ограниченного спектра отраслей трёх северо восточных провинций с июля 2004 г. по сентябрь 2007 г. были освобождены от уплаты 12 млрд юаней [47, с. 139]. Однако ни в межрегиональном (в сравнении с другими макрорегионами), ни во временном (в сравнении с предыдущими периодами) плане невозможно оценить значимость вышеуказанных мер.

С финансовой точки зрения политика Пекина в отношении СВК ещё в середине 2000- х гг. свелась к поддержке конкретных предприятий и проектов и к середине 2010 - х гг. не предполагала масштабных, по срав -нению с другими регионами, денежных вливаний. Это можно проследить по трём каналам, через которые Центр мог усилить финансирование СВК: межбюджетным трансфертам, банковскому кредитованию и инвести циям центральных госкорпораций и ведомств.

Трансферты. Подробный анализ роли трансфертов из центрального бюджета в реализации региональной политики в СВК затруднителен ввиду низкой транспарентности бюджетной системы КНР. В бюджете на 2004 г. и последующие годы Стратегия не фигурировала в качестве статьи це -левых расходов. Вливания из центрального бюджета в северо восточные провинции на протяжении реализации программы возрождения СВК бы ли больше доли этих территорий в экономике страны. В 2016 г. суммар -ная доля Хэйлунцзяна, Ляонина и Цзилини в общей сумме трансфертов из центрального в региональные бюджеты составила около 10,9% (до ля СВК в экономике КНР в 2016 г. — 7%). Стратегия не имеет никакого от -ношения к высокому уровню этого показателя, т.к. ещё до неё, в 2001 г., доля указанных провинций в трансфертах из центрального в провинциаль ные бюджеты была на 3,4% выше, чем в 2016 г., достигая 14,3%. Относи -тельно других регионов Китая, Центр значительно урезал финансирование Ляонина и незначительно снизил финансирование Цзилини. Только Хэй -лунцзян сохранил свои позиции в межбюджетных трансфертах (см. рис. 2).

Кредитование банков. Использование Пекином кредитно - финансо -вого механизма также говорит не в пользу приоритетности СВК в регио нальной политике страны. Несмотря на официальные заявления о фи нансовой поддержке банковским сектором программы возрождения старопромышленных баз, рост кредитования относительно других регио нов Китая можно было наблюдать лишь в 2004 г. После этого доля СВК в общенациональном объёме выданных кредитов постепенно снижалась с 8,6% в 2004 г. до 6,6% в 2016 г. (см. рис. 3). Возможно, осуществилось

—о— Ляонин (+Далянь) >< Цзилинь —*— Хэйлунцзян —•— СВК

Рис. 2. Доля СВК в межправительственных трансфертах из центрального бюджета

в 2001—2016 гг. Сост. по: [34]

—о— Ляонин —*— Цзилинь —>5— Хэйлунцзян —•— СВК

Рис. 3. Доля СВК в дебиторской задолженности банковского сектора КНР, 2003—2016 гг. Сост. по: [41]

Ляонин —х— Цзилинь —*— Хэйлунцзян —•— СВК

Рис. 4. Доля СВК в централизованных инвестициях в основной капитал КНР, 2000—2015 гг. Сост. по: [46]

качественное изменение направленности кредитов в зависимости от при оритетов программы, однако эмпирические данные, подтверждающие это предположение, отсутствуют.

Инвестиции госкорпораций и ведомств центрального подчинения в основные фонды фактически стали единственным каналом фи -нансирования, в котором СВК выгодно выделялся среди других регио нов. Эти капиталовложения стали наполнять его сразу после принятия программы развития, достигнув своего пика в 2007—2008 гг., когда доля СВК в проектах, финансируемых из Центра, поднялась до 17% (см. рис. 4). В 2010 - е гг. финансирование в рамках данного канала начало снижаться.

Инвестиции госкорпораций и ведомств центрального подчинения на правлялись либо на модернизацию предприятий центрального подчине ния (или их региональных филиалов), либо на строительство новых ин фраструктурных объектов. Но они проходили мимо северо восточной государственной и хозяйственной бюрократии. Другими словами, Центр в среднесрочной перспективе на самом деле увеличил расходы на техно -логическое обновление и инфраструктурное строительство в СВК, но толь ко для предприятий центрального подчинения и под своим контролем.

Три вышеуказанных вида финансовой поддержки сопоставимы по своим объёмам. Например, в 2015 г. провинция Цзилинь получила 80 млрд юаней выравнивающих трансфертов10 из центрального бюджета, 39 млрд юаней целевых трансфертов, 88 млрд юаней инвестиций центральных ведомств и госкорпораций, а также увеличила свой портфель банковских кредитов на 261 млрд юаней.

СЕВЕРО - ВОСТОК В ДИСКУРСЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Тенденции государственного строительства указывали, что на рубеже ХХ—ХХ1 вв. Пекин начнёт более активную региональную политику. Во - пер -вых, в 1993—1994 гг. власти провели централизацию фискальных ресур -сов. У Центра появились финансы для выравнивания перекосов простран ственного и отраслевого развития. Соответственно запрос с мест на эти деньги тоже усилился. Региональные программы нужны были как мини мум для того, чтобы хоть как то упорядочить распределение данных ре сурсов. Во вторых, Пекин укрепил систему управления экономическими процессами. К концу 1990- х гг. значительная часть органов, занимающихся регулированием или контролем экономики, была переведена из местного подчинения в вертикально интегрированные структуры [8, р. 795—798].

На фоне централизации ресурсов изменились идеологические под ходы центральных властей к региональной политике: на смену деклара циям о необходимости создания единого рынка, поддержки приморскими

10 Рассчитываются на основе специальных формул и направляются для сглаживания диспропорций в региональном развитии страны. Выгодно отличаются от целевых трансфертов, которые не имеют функции выравнивания пространственного развития.

районами внутренних и совместного развития территорий с использова -нием индивидуальных преимуществ [52] пришли формулировки об обяза -тельствах государства оказывать прямую финансовую поддержку отстаю -щим в развитии регионам [51]. На рубеже XX—XXI вв. Пекин стал заявлять об усилении своей роли в обществе в сфере не только региональной поли тики, но и самого широкого круга социально - экономических вопросов11.

В начале 2000- х гг. высшее руководство страны начало упоминать СВК в важнейших партийных речах и правительственных документах [39, с. 30, 528]. В них территория не называлась слабым местом региональ -ного развития Китая. Более того, Пекин никогда не заявлял о приоритетно -сти развития СВК в рамках национального пространства и не предполагал вкладывать в регион масштабные финансовые ресурсы, как это было в слу чае с западными районами. Премьер Вэнь Цзябао в августе 2003 г. отмечал, что СВК должен полагаться на собственные силы за счёт мобилизации внут -ренних человеческих, финансовых и административных ресурсов, а под держке государства следует основываться на рыночных механизмах [13].

Изначально Центр акцентировал внимание на базовой проблеме ре -гиона — модернизации старопромышленных баз (крупных промышлен -ных предприятий). Это было закреплено и в названии, и в содержании первого документа о развитии СВК. Однако старопромышленные базы находились не только в северо - восточных провинциях. Зачем следовало выделять промышленные базы СВК? Ведь можно было разработать государственную программу для решения этой проблемы на всей территории страны. И в 2013 г. Пекин на самом деле принял такую программу [40]. Возможно, Северо - Восток выполнял роль полигона для «обкатки» рефор -мы старых промышленных баз? Такое предположение нелогично по двум причинам. Во первых, макрорегион — слишком большая территория для подобных экспериментов. Во вторых, ключевые документы Стратегии до сих пор сфокусированы на старых промышленных базах СВК, хотя уже есть соответствующая национальная программа.

Появлению Стратегии можно найти другое объяснение. Центр пытался мобилизовать местную и хозяйственную элиту Северо Востока на реше ние политически сложной задачи снижения доли убыточного госсектора. Каждый значимый документ Пекина о возрождении СВК и его обсужде -ние в центральной или «не северо - восточной» прессе фокусировались на необходимости изменения мышления дунбэйцев (жителей СВК). В до кументе, инициировавшем Стратегию, говорилось: «руководящие кадры всех уровней и широкие народные массы должны придерживаться по литики реформ и открытости, опираться на рыночные механизмы и соб ственные силы для реализации идей возрождения старопромышленных

11 На III пленуме XVI созыва КПК в 2003 г. было принято решение о едином планирова -нии политики для решения пяти проблем развития, включающем проблему регио -нального развития (остальные четыре: проблема развития города и деревни, пробле -ма социально - экономического развития, проблема гармоничного развития человека и природы, проблема внутреннего развития и внешней открытости). См.: [50].

баз», «на предприятиях и среди кадров необходимо развернуть воспи тательную кампанию о раскрепощении сознания и базовых принципах мышления», «необходимо создать благоприятную общественную атмо сферу относительно вопросов углубления реформ и открытости, прове дения реструктуризации и перестройки» [49]. В Пекине были уверены, что проблемы Северо Востока можно решить, если местные элиты ста нут мыслить рыночными категориями.

Вопрос об устаревшем мышлении дунбэйцев вызывал самую острую полемику, когда речь заходила о перспективах региональной политики в СВК. В качестве примера приведём дискуссию в 22 м номере гуандун ского журнала «Наньфэнчуан» (самый популярный общественно поли тический журнал в Китае) за 2003 г. В нём Цзян Цайи, правозащитник из Шэньяна, опубликовал две статьи с критикой доминирующих в СВК представлений о Стратегии [37; 38]. По его мнению, Центр не собирался усиливать финансирование региона и поднимать с колен государствен ные предприятия, а лишь хотел перевести северо восточную экономику на рыночные рельсы, изменить старое мышление местных элит. В ответ ной статье другой шэньянский интеллектуал, известный экономист Линь Муси, парировал: «некоторые считают, что для возрождения Северо Вос тока в первую очередь необходимо решить вопрос с рыночными пред ставлениями и сознанием... это поверхностный взгляд... Если мышление дунбэйцев устарело, то почему многие выходцы из Северо Востока — по литики и предприниматели — столь успешны в других районах Китая, но на Северо Востоке не смогли себя проявить» [27].

Представления о неполноценности экономической культуры СВК ста ли неотъемлемой частью дискурса Центра. Это хорошо показывают вы ступления Чжан Гобао или Чжоу Цзяньпина, представителей Госкомиссии по реформам и развитию, которые курировали Стратегию с 2003 г. В раз -ные годы они неизменно заявляли, что главная задача не конкретные про екты и финансирование, а изменение сознания [32; 42; 53]. В марте 2017 г. Канцелярия Госсовета опубликовала Рабочий план сотрудничества от дельных провинций партнёров и городов партнёров северо восточного и восточного регионов. Документ позиционировался в качестве важней -шего элемента нового цикла политики возрождения СВК. Его появление обосновывалось не только необходимостью рационального размещения ресурсов и факторов производства, но и важностью «.поддержки после довательного изменения представлений в северо восточном регионе, со вершенствования рыночного сознания, укрепления чувства конкуренции, стимулирования внутренних сил.» [15].

Из риторики о неполноценности мышления дунбэйцев следовали два вывода. Во первых, местным правительствам необходимо изменить свои компетенции: нужно руководствоваться рыночными принципами управ ления, отказаться от ручного регулирования и повышать прозрачность деятельности. Во вторых, местные власти должны прекратить поддержи вать «госпредприятия зомби» и дать свободу рынку [43].

Идеи о необходимости смены мышления в СВК стали крайне попу лярны в «не северо - восточных» медиа12. В них нередко возникали тезисы о тотальной коррупции и лености элит региона. Центральная власть, хо тя сама продвигала идею об обновлении мышления на Северо Востоке, выступила против формирования таких стереотипов. Один из последних документов Госсовета о возрождении СВК обязывает профильные ведом ства «предотвращать распространение сообщений, подрывающих репута -цию Северо - Востока» [16]. По мнению Чжоу Цзяньпина, эти сообщения повлияли на отношение инвесторов к региону [14, с. 20].

ВОЗРОЖДЕНИЕ СВК В ДИСКУРСЕ МЕСТНЫХ ЭЛИТ

На другом полюсе дискурса о северо восточной политике Пекина находились репрезентации местных представителей бюрократии и ин теллектуалов. Для северо - восточной элиты было характерно позицио -нирование политики Пекина в СВК, во первых, как территориальной, а не проблемно отраслевой, во вторых, как крайне важной в рамках на ционального пространства. В одной из первых статей, опубликованных после официального заявления Ху Цзиньтао о необходимости реструктуризации старопромышленных баз в СВК, указывалось, что Северо Вос ток имеет потенциал воплотить в себе все новые направления развития Китая, поэтому на него надо лишь распространить те меры поддержки, которые осуществлялись в Шэньчжэне, Пудуне и западных районах, вли -вать в него значительные финансовые ресурсы, оказывать максимальную административную поддержку [26]. В местном дискурсе всё чаще появ -лялись тезисы, что СВК — это четвёртый (иногда третий, в зависимости от классификации авторов) полюс роста Китая в пореформенный пери од (стоит отметить: воображение бюрократической и интеллектуальной мысли КНР в 1990—2000- е гг. создало несколько десятков таких «четвёр -тых полюсов роста» в самых разных частях страны). Идеи об актуализации исторической миссии СВК и завышенные ожидания от будущих действий центрального правительства стали штампами публикаций, посвящённых программе возрождения региона в 2003—2005 гг.

Взгляды провинциальных руководителей СВК — политиков, участвую щих в системе ротации кадров и не сильно связанных с коренными элита ми, — занимали промежуточное положение между риторикой централь ного аппарата и местной бюрократией. С одной стороны, они вторили Пекину, что СВК должен справляться сам, делая упор на мобилизацию всех внутренних ресурсов и привлечение иностранных инвестиций. С дру гой, подчёркивали важность и уникальность стратегии развития региона в рамках национального пространства [33].

12 Мы не будем перечислять статьи в подтверждение этого тезиса. Их можно найти, введя в поисковых системах по - китайски: Северо - Восток, деньги, смена мышле -ния.

Руководители низовой бюрократии относились к Стратегии прагма тично, пытаясь найти в ней непосредственные материальные выгоды или потери. Ещё в январе 2003 г., когда обсуждались общие принципы будущей Стратегии, в интервью для центрального издания «Чжунго цзинц зи шибао» руководители уездов и волостей СВК заявляли о необходимо сти поддержки со стороны Центра, но не могли конкретизировать, в чём должна заключаться помощь, и в конечном итоге сводили всё к тому, что «нужны деньги» [24]. В дальнейшем руководящая низовая бюрократия вы -ражала недоумение, что Пекин запланировал провести реструктуризацию госпредприятий без предоставления значительного финансирования [29]. В ходе реализации региональной стратегии Центр обнаружил: его уста -новки на мобилизацию внутренних ресурсов региона для ускорения про цессов приватизации, банкротства и акционирования хозяйствующих еди -ниц госсектора не всегда разделялись на местах [22, с. 111; 31, с. 18].

О торге центральной и местной бюрократии по поводу региональной политики в СВК известно крайне мало в силу закрытости источников. В ка честве примера конфликта точек зрения можно привести случай на пресс конференции по поводу принятия Программы возрождения Северо Вос тока в августе 2007 г., когда на вопрос шанхайского журналиста, почему формулировка первоначального проекта программы (который изначаль но готовился на местах) о необходимости «достичь регионом передового уровня развития в стране к 2020 г.» в окончательной редакции Госсовета была заменена на более скромную: «достичь относительно высокого уров ня развития», Чжан Гобао, начальник канцелярии по вопросам возрождения СВК при Госсовете, заявил, что новый тезис и так амбициозен [12].

К концу 2000 х гг. дискурс о региональной политике в СВК стал бо лее однороден. Местные чиновники перестали проявлять публичное недо -вольство Стратегией. Лишь интеллектуалы региона изредка пытались противиться морализаторскому дискурсу центральной власти, критикуя тезисы об устаревшем мышлении дунбэйцев.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стратегия возрождения старых промышленных баз Северо Восто ка не стала объектом масштабного финансирования Пекином. В увели ченном количестве деньги направлялись только посредством инвестиций центральных ведомств и государственных корпораций в основные фон ды региона в 2000 е гг. Эти финансы не попадали в руки местных орга нов власти или хозяйственной бюрократии госсектора. Стратегия никак не повлияла на финансовые потоки, распределяемые Центром в рам ках государственного бюджета и банковского сектора. Налоговые пре ференции и административные послабления для СВК оказались недолго вечными и через несколько лет после их принятия были распространены на другие районы Китая.

Анализ дискурса центральных властей показывает, что последние не видели необходимости выделять регион в качестве приоритетного при распределении ресурсов. Пекинские чиновники были уверены: ключевые проблемы региональной экономики лежат в плоскости мышления мест ных элит и достаточно навязать последним передовую систему ценно стей, чтобы подстегнуть социально экономическое развитие. Через реа лизацию стратегии возрождения старопромышленных баз Пекин пытался стимулировать местные власти действовать решительней в реформиро вании госпредприятий, а хозяйствующую бюрократию — следовать зако нам рынка и учиться работать в конкурентной среде.

Тема региональной политики в СВК оставляет много вопросов для дальнейшего исследования. Не изучены механизмы, через которые Центр пытался навязать идеи нового мышления на Северо Востоке. Также стоит детальней проанализировать реакцию местных элит на модернизацион ный дискурс Пекина.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Александрова М. Политика возрождения старой промышленной базы Северо -Восточного Китая // Проблемы Дальнего Востока. 2015. № 3. С. 86—94.

2. Китай: угрозы, риски, вызовы развитию / под ред. В. Михеева; Моск. Центр Кар -неги. М., 2005. 647 с.

3. КНР: экономика регионов / отв. ред. А.В. Островский; сост. П.Б. Каменнов; Ин - т Дальнего Востока РАН. М.: ООО «Издательство МБА», 2015. 660 с.

4. Geng Xiao, Weiss J. Development in North East People's Republic of China: An analysis of enterprise performance 1995—2002 // China Economic Review. 2007. Vol. 18. P. 170—189.

5. Huang Qunhui. Rejuvenation and Modernization of the Northeast China Traditional Industrial Base // China & World Economy. 2004. Vol. 12. № 3. P. 113—126.

6. Jae Ho Chung, Hongyi Lai, Jang - Hwan Joo. Assessing the "Revive the Northeast" (zhenxingdongbei) Programme: Origins, Policies and Implementation // The China Quarterly. 2009. Vol. 197. P. 108—125.

7. Lin Yimin, Zhu Tian. Ownership Restructuring in Chinese State Industry: An Analy -sis of Evidence on Initial Organizational Changes // China Quarterly. 2001. Vol. 166. P. 305—341.

8. Mertha A.C. China's "Soft" Centralization: Shifting Tiao/Kuai Authority Relations // The China Quarterly. 2005. Vol. 184. P. 791—810.

9. Yeh E.T., Wharton E. Going West and Going Out: discourses, migrants, and models in Chi -nese development // Eurasian Geography and Economics. 2016. Vol. 57. № 3. P. 286—315.

10. Zhang Pingyu. Revitalizing Old Industrial Base of Northeast China: Process, Policy and Challenge // Chinese Geographical Science. 2008. Vol. 18. № 2. P. 109—118.

11. 2003^Ш= Доклад о работе Госсовета в 2003 г. // GOV.CN: ^Щ

Правительство Китая онлайн. URL: http://www.gov.cn/test/2006 -02/16/ content_201173.htm (дата обращения: 13.05.2015).

12. 2007^8 Л 20 = Пресс - конференция Информационного бю -ро Госсовета 20.08.2007 // LIVE.PEOPLE.COM.CN: АКИ = Жэньминь Жибао он -лайн. URL: http://live.people.com.cn/note.php?id=532070817172500_ctdzb_006 (дата обращения: 15.05.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. = Вэнь Цзябао: ускорить возрождения старо -промышленных баз Северо - Востока // UNN.PEOPLE.COM.CN: ARN = Жэньминь Жибао онлайн. 05.08.2003. URL: http://unn.people.com.cn/GB/14748/2000335. html (дата обращения: 11.11.2013).

14. = Гао Вэньшэн, Ши Янь. Как Ляонину эффективно играть ключевую роль на новом этапе реали -зации стратегии возрождения Северо - Востока // ^^^^ = Коммунист. 2017. № 2. С. 18-21.

15. = Рабочий вариант сотрудниче -ства и партнёрства провинций и городов Северо - Восточного и Восточного регио -нов // ^ЩХ^Ь^^М^Ж^ = Бюллетень внешнеэкономических связей и тор -говли Китая. 2017. № 20 (1137). С. 6-10.

16. тш^ттАттшт-ш.ш^ттшшштт&тт!

= Предложения Госсовета по некоторым важным мерам по реализации нового этапа стратегии возрождения Северо Востока, стабилиза ции и улучшения экономики северо - восточного региона // ^^ARÄWSS^ Ш^Ж = Бюллетень Госсовета КНР. 2016. № 33. С. 22-26.

17. (2007, 62^) = Уведом -ление об опубликовании «Временных правил расширения сфер применения вы -четов по налогу на добавленную стоимость». 2006. № 6 // CHINATAX.GOV.CN:

= Главное государственное налоговое управление. URL: http:// www.chinatax.gov.cn/n810341/n810765/n812176/n812783/c1194596/content. html (дата обращения: 05.06.2017).

18. ^щжшш^жшштш^ эдш^шшшш^ (2004, 146^) =

Уведомление о корректировке налоговой ставки по налогу на использование при -родных ресурсов для предприятий некоторых горнорудных и нефтяных месторо ждений. 2004. № 146 // CHINATAX.GOV.CN: ЩЩ^ШЁМ = Главное государст -венное налоговое управление. URL: http://www.chinatax.gov.cn/n810341/n810765/ n812193/n812983/c1202255/content.html (дата обращения: 05.06.2017).

19. ^^Ж^Х^Й^ВД^АШ^ШЙЖП (2006, 167^) = Уве -домление по некоторым вопросам освобождения предприятий старопромыш ленных баз Северо Востока от исторически накопившейся налоговой задолжен ности. 2006. № 167 // MOF.GOV.CN: ФЩМЙШ = Министерство финансов КНР. URL: http://www.mof.gov.cn/zhengwuxinxi/zhengcefabu/2006zcfb/200805/ t20080524_34861.htm (дата обращения: 05.06.2017).

20. (2004, 172^) = Предло -жения по проведению ускоренной перестройки и реструктуризации предприятий цен трального подчинения в северо - восточном регионе. 2004. № 172 // SASAC.GOV.CN:

= Комитет по контролю и управлению государст -венным имуществом Госсовета. URL: http://www.sasac.gov.cn/n2588035/n2588320/ n2588335/c4259553/content.html (дата обращения: 05.06.2017).

21. (2005, 88^) = Предложения по про -ведению экспериментальной реформы кооперативов при заводах в северо вос точном регионе. 2005. № 88 // = Бюллетень Госсове -та КНР. 2006. № 1. С. 26-29.

22. = Анализ развития реформы реор -ганизации государственных предприятий старопромышленных баз Северо Вос тока // = Мир финансов. 2009. № 5. С. 108-111.

23. -^Ж^ЩЩ-ЩЖШШШ. = Итоги развития финансовой сферы трёх северо - восточ -ных провинций // = Финансы Китая. 2003. № 4. С. 23-24.

24. ЖЖ:3}ШШШ"Ш^"Т? = Северо - Восток: кто всё - таки отказался от него? //

= Экономика Китая. 24.01.2003. С. A01.

25. = Ли Чэнгу, Ли Чжэньцюань. Осо -бенности «северо - восточного феномена» и факторы его образования // ШШШ Щ = Экономическая география. 1996. Vol. 16. № 1. С. 34—38.

26. ^H^fiof^S! = Лю Шумин, Ли Вэй. Воссоздавая Дунбэй // CHINANEAST.XINHUANET.COM: Ш^Ш = Синьхуа Новости. URL: http://chinaneast. xinhuanet.com/2005 -08/30/content_5010225.htm (дата обращения: 21.02.2013).

27. = Лю Ян. Три беспокойства за возрождение Северо -Востока // ШМЖ = Окно на Юг. 2003. № 22. С. 38—39.

28. Ш'ч'ШоЖЖШШШШЖШ.ШШЩ = Цзянь Линсян. Предварительное иссле -дование стратегии экономического развития северо восточного экономического района // = Реформы и стратегии. 1994. № 2. С. 30—33.

29. = Сунь Мин. Исследование: списание плохих долгов Северо-Востока вызвали шум и беспокойство // UNN.PEOPLE.COM.CN: АКШ = Жэньминь жибао онлайн. URL: http://unn.people. com.cn/GB/22220/29090/29092/2015015.html (дата обращения: 11.11.2013).

30. 2003ШШтттШШШ = Сунь Найминь, Ван Шоуань, Фу Чэн. Анализ состояния и прогноз развития экономики северо -восточного района в 2003 г. // ШЙ = Передовая социальных наук. 2003. № 1. С. 60—69.

31. = пояснения к новой политике всестороннего возрождения Северо Востока. Интервью с инспектором Управления по делам возрождения Северо - Востока Госкомиссии по реформам и развитию КНР Ван Шунянем // = Инвестиции Китая. 2009. № 12. С. 16—21.

32. = Чиновник Госкомис -сии по реформам и развитию: изменение мышления и раскрепощение созна ния имеют первостепенное значение в деле возрождения Северо Востока // CHINANEWS.COM: ^ЩШНШ = Новости Китая онлайн. 22.11.2016. URL: http:// www.chinanews.com/cj/2016/11- 22/8070871.shtml (дата обращения: 27.05.2017).

33. = Руководители Хэйлунцзяна, Цзилини и Ляони -на говорят о возрождении Северо - Востока // ФЩ^М^А = Вестник экономики и торговли Китая. 2004. № 2. С. 15—17.

34. ШШШШ = Финансовая отчётность // YSS.MOF.GOV.CN: ^AKÄWSJÄtß

= Управление по бюджету Министерства финансов КНР. URL: http://yss. mof.gov.cn/zhengwuxinxi/caizhengshuju/ (дата обращения: 22.07.2017).

35. м^ш тшш^&т^шт^шш^шш&штжшшшт

(2004 153^) = Уведомление Главного государственного налогового управле -ния и Министерства финансов о реализации политики предоставления льгот по подоходному налогу для предприятий старопромышленных баз Северо Вос тока. 2004. № 153 // CHINATAX.GOV.CN: ЩЩ^ШЁМ = Главное государствен -ное налоговое управление. URL: http://www.chinatax.gov.cn/n810341/n810765/ n812193/n812978/c1202111/content.html (дата обращения: 05.06.2017).

36. = Цзинь Фэнцзюнь. Исследова -ние стратегии устойчивого развития и возрождения северо восточного региона.

= Пекин: Изд - во Шану, 2006. 416 с.

37. = Цзян Цайи. Возрождение Северо - Востока в пер -вую очередь зависит от правовой системы // ШМЖ = Окно на Юг. 2003. № 22. С. 32—34.

38. = Цзян Цайи. Четыре нетождества возрождения Северо - Востока // ШМЖ = Окно на Юг. 2003. № 22. С. 38.

39. 2006= Избранные сочинения Цзян Цзэ -миня. Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2006. Т. 3. 608 с.

40. 2013-2022^) = Программа реконструкции и реструктуризации старопромышленных баз Китая (2013-2022) // MIIT.GOV.CN: ^^ARÄWUl^W'isÄ'ftnß = Министерство промышленности и инфор -матизации Китая. URL: http://www.miit.gov.cn/n1146295/n1 146562/n1 146650/ c3074444/part/3074445.pdf (дата обращения: 16.12.2016).

41. К^^ШМТЖ^ = Отчёт о финансовых операциях в регионах // PBC.GOV.CN: ф ЩА^Шт = Народный банк Китая. URL: http://www.pbc.gov.cn/zhengcehuobisi/ 125207/125227/125960/126049/index.html (дата обращения: 22.07.2017).

42. = Чжан Гобао: институцио -нальные механизмы являются ключевой проблемой развития Северо Восто ка // CHINANEAST.GOV.CN: = Возрождение Северо - Востока онлайн. 03.02.2010. URL: http://www.chinaneast.gov.cn/ft201002/wzzb.htm (дата обраще -ния: 27.05.2017).

43. = Чжан Маожун. Глав -ное препятствие для развития экономики Северо Востока - институциональные проблемы // AR^fll = Еженедельник «Народ». 2017. № 5. С. 15.

44. = Чжу Маоцай. Исследование технологического обновления предприятий, кото -рые входили в 57 ключевых проектов Первого пятилетнего плана в северо вос точных провинциях // = Обзор экономических исследований. 2002. № 20. С. 27-34.

45. = 30 самых влиятельных событий за 30 лет реформ и открытости в Китае // ^Hä^^f'J = Еженедельник «Эко -номика Китая». 2008. № 1. С. 23-60.

46. = Статистические ежегодники Китая // STATS.GOV.CN: ^^ARÄ

= Государственное статистическое управление КНР. URL: http:// www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/ (дата обращения: 13.07.2016).

47. ФЩМЙ¥Ж2008о4Ш:ФЩМЙШМ±, 2008 = Финансовый ежегодник Ки -тая 2008. Пекин: Чжунго Цайчжэн, 2008. 734 с.

48. ФЩМЙ¥Ж2009о4Ш:ФЩМЙШМ±, 2009 = Финансовый ежегодник Ки -тая 2009. Пекин: Чжунго Цайчжэн, 2009. 805 с.

49. (2003, 11^) = Некоторые предложения ЦК КПК и Госсовета о реализации стратегии возрождения северо восточных и других старопромышленных баз. 2003. № 11 // NORTHEAST.GOV.CN: информационный портал. URL: http://www.northeast.gov.cn/ index/zcfg-nr.jsp?C_ID=59&C_TYPE=1 (дата обращения: 13.03.2016).

50. = Решение ЦК КПК по некоторым вопросам улучшения социалистической рыночной эконо мической системы (полный текст) // CPC.PEOPLE.COM.CN: ARN = Жэньминь Жибао онлайн. URL: http://cpc.people.com.cn/GB/64162/64168/64569/6541 1/ 4429165.html (дата обращения: 09.05.2017).

51. = 9 - й пяти -летний план социально - экономического развития КНР и долгосрочная целевая про -грамма до 2010 г. // NPC.GOV.CN: ^ЩАК-^ША^ = ВСНП. URL: http://www.npc.gov. cn/wxzl/gongbao/2001 -01/02/content_5003506.htm (дата обращения: 17.09.2016).

52. = 8 - й пяти -

летний план и программа социально экономического развития на десять лет КНР //

= Бюллетень Госсовета КНР. 1991. № 12. С. 374-413.

53. = Для возрождения Северо - Востока необхо -димо выйти из порочного круга «погони за проектами» // CAS.CN:

= Китайская академия наук. 23.07.2004. URL: http://www.cas.cn/xw/zjsd/200906/ t20090608_645247.shtml (дата обращения: 27.05.2017).

54. = Чэнь Хуэй. Реконструкция старопромышленных баз Северо - Востока и необходимость возрождения: исследование в г. Бэньси провинции Ляонин // = Об -зор экономических исследований. 1996. № 15. С. 15—26.

55. 1989 = Шэнь Юэ. Иссле -дование вопросов экономической стратегии на Северо Востоке. Шэньян: Ляонин дасюэ чубаньшэ, 1989. 207 с.

56. = Статистический бюлле -тень социально - экономического развития провинции Ляонин в 2016 г. // LN.STATS.GOV.CN: = Управление статистики провинции Ляо -нин. 01.03.2017. URL: http://www.ln.stats.gov.cn/tjsj/tjgb/ndtjgb/201703/ t20170316_2812490.html (дата обращения: 01.08.2017).

REFERENCES

1. Aleksandrova M. Politika vozrozhdeniya staroi promyshlennoi bazy severo - vostoch -nogo kitaya [The Policy of reviving the old industrial base in Northeast China]. Prob -lemy Dal'nego Vostoka, 2015, no. 3, pp. 86—94. (In Russ.)

2. Kitai: ugrozy, riski, vyzovy razvitiyu [China: threats, risks and challenges to develop -ment]. Ed. by V. Miheev, Carnegie Moscow Center, Moscow, 2005, 647 p. (In Russ.)

3. KNR: ekonomika regionov [PRC: economy of regions]. Ed. by A.V. Ostrovskij, P.B. Ka -mennov, Institute of Far East, RAS, Moscow, ООО "Izdatel'stvo MBA" Publ., 2015, 660 p. (In Russ.)

4. Geng Xiao, Weiss J. Development in North East People's Republic of China: An analysis of enterprise performance 1995—2002. China Economic Review, 2007, vol. 18, pp. 170—189. (In Eng.)

5. Huang Qunhui. Rejuvenation and modernization of the Northeast China traditional industrial base. China & World Economy, 2004, vol. 12, no. 3, pp. 113—126. (In Eng.)

6. Jae Ho Chung, Hongyi Lai, Jang - Hwan Joo. Assessing the "Revive the Northeast" (zhenxingdongbei) Programme: origins, policies and implementation. The China Quarterly, 2009, vol. 197, pp. 108—125. (In Eng.)

7. Lin Yimin, Zhu Tian. Ownership restructuring in chinese state industry: an analy -sis of evidence on initial organizational changes. China Quarterly, 2001, vol. 166, pp. 305—341. (In Eng.)

8. Mertha A.C. China's "Soft" centralization: shifting Tiao/Kuai authority relations. The China Quarterly, 2005, vol. 184, pp. 791—810. (In Eng.)

9. Yeh E.T., Wharton E. Going West and going out: discourses, migrants, and models in Chinese development. Eurasian Geography and Economics, 2016, vol. 57, no. 3, pp. 286—315. (In Eng.)

10. Zhang Pingyu. Revitalizing old industrial base of Northeast China: process, policy and challenge. Chinese Geographical Science, 2008, vol. 18, no. 2, pp. 109—118. (In Eng.)

11. [State council's report on the work of the Government (2003)]. ФЩ^^И [China's Government online]. Available at: http://www.gov.cn/ test/2006 -02/16/content_201 173.htm (accessed 13.05.2015). (In Chin.)

12. 2007^8 Л 20 [Briefing of the State council Information office, 20 August 2007]. АКИ [People's Daily Online]. Available at: http://live.people.com. cn/note.php?id=532070817172500_ctdzb_006 (accessed 15.05.2015). (In Chin.)

13. [Wen Jiabao: accelerating the revival of Northeast old - industrial base].ARN [People's Daily Online]. 05.08.2003. Available at: http:// unn.people.com.cn/GB/14748/2000335.html (accessed 11.11.2013). (In Chin.)

14. [Gao Wensheng, Shi Yan. How Liaoning should effectively play a key part during the new stage of the strategy of the revival of the Northeast]. 2017, no. 2, pp. 18-21. (In Chin.)

15. [Program for cooperative partner -ships between certain Northeast and East Provinces and cities].

2017, no. 20 (1137), pp. 6-10. (In Chin.)

16. H^K^A^Affiffi^ffiff-^ttA^WAffi^ttKg^©^?^

[Opinions of the State Council of the People's Republic of Chi -na, on several major policies and measures for deeply implementing a new round of the Strategy for revitalizing Northeast China to further promote economic stabiliza -tion and Improvement in the Northeast Region]. 2016,

no. 33, pp. 22-26. (In Chin.)

17. (2007, 62^) [Notice on issuing the interim administrative measures for enlarging the VAT offset and deduc -tion scope, 2007, no. 62]. [State administration of taxation]. Available at: http://www.chinatax.gov.cn/n810341/n810765/n812176/n812783/c1194596/ content.html (accessed 05.06.2017). (In Chin.)

18. ^Wfi^k^I^SfttP^C^ iffl^fflftftiWl® (2004, 146^) [Notice on adjusting resource tax rating for some mine and oil field enterprises in the Northeast industry base, 2004, no. 146]. [State administration of taxation]. Available at: http://www.chinatax.gov.cn/n810341/n810765/n812193/ n812983/c1202255/content.html (accessed 05.06.2017). (In Chin.)

19. (2006, 167^) [Notice on exempting the tax arrears of the enterprises in the old industrial bases of Northeast China, 2006, no. 167]. [Ministry of finance, PRC]. Available at: http:// www.mof.gov.cn/zhengwuxinxi/zhengcefabu/2006zcfb/200805/t20080524_34861. htm (accessed 05.06.2017). (In Chin.)

20. (2004, 172^) [Instruc -tive opinions on accelerating the readjustment and restructuring of central enter prises of Northeast Region, 2004, no. 172]. [State -owned Assets supervision and administration commission of the State Council]. Available at: http://www.sasac.gov.cn/n2588035/n2588320/n2588335/c4259553/ content.html (accessed 05.06.2017). (In Chin.)

21. (2005, 88^) [Opinions on imple -menting experimental reform of big cooperatives of factories in Northeast Region, 2005, no. 88]. ^^ASiffiH^^^t, 2006, no. 1, pp. 26-29. (In Chin.)

22. ^k^I^ftS^^fiaaMti^:®^!! [Progress and suggestions on the re -form and reorganization of state owned enterprises in the Northeast old industrial base]. 2009, no. 5, pp. 108-111. (In Chin.)

23. [The Financial development of three northeastern provinc -es]. ^a^M, 2003, no. 4, pp. 23-24. (In Chin.)

24. [Northeast: who after all refused it?]. tSS^Bit-24.01.2003. p. A01. (In Chin.)

25. [Li Chenggu, Li Zhenquan. Character -istics of "Northeast Phenomenon" and its forming factors]. 1996, vol. 16, no. 1, pp. 34-38. (In Chin.)

26. $fo [Liu Shuming, Li Wei. Rebuilding of Dongbei]. ff^ll [Xinhua Agency]. Available at: http://chinaneast.xinhuanet.com/2005 -08/30/con -tent_5010225.htm (accessed 21.02.2013) (In Chin.)

27. [Liu Yang. Three worries for the revival of the Northeast. Interview with director of the Institute of Economics of Liaoning economic university Lin Muxi]. ^MW, 2003, no. 22, pp. 38-39. (In Chin.)

28. [Cai Lingxiang. On the economic develop -ment strategy of Northeast economic zone]. 1994, no. 2, pp. 30—33. (In Chin.)

29. [Sun Ming. Investigation: writing off bad debts of the Northeast caused noise and anxiety]. AKN [People's Daily Online]. Available at: http://unn.people.com.cn/GB/22220/29090/29092/2015015.html (accessed 11.11.2013). (In Chin.)

30. [Sun Naimin, Wang Shouan, Fu Cheng. Analysis of the state and forecast of the development of the economy of the Northastern region in 2003]. 2003, no. 1, pp. 60—69. (In Chin.)

31. [Explana -tions to the new policy of comprehensive revival of the Northeast. Interview with Wang Shunian, Inspector of the Department for the revival of the Northeast, State commission for reforms and development, PRC]. 2009, no. 12, pp. 16—21. (In Chin.)

32. [Officer of the State com -mission for reform and development: changing thinking and emancipation of con -sciousness are of primary importance in the revival of the Northeast]. ^UffH ^ [People's Daily Online]. 22.1 1.2016. Available at: http://www.chinanews.com/ cj/2016/11-22/8070871.shtml (accessed 27.05.2017). (In Chin.)

33. [Leaders of Heilongjiang, Jilin and Liaoning talk about the revival of the North - East]. 2004, no. 2, pp. 15—17. (In Chin.)

34. [Financial data]. [Budget bureau, Ministry of finance, PRC]. Available at: http://yss.mof.gov.cn/zhengwuxinxi/caizhengshuju/ (ac -cessed 22.07.2017). (In Chin.)

35.

(2004 153^) [Notice of State administration of taxation and Ministry of finance on preferential policy toward corporate income tax for revitalization of Northeast industrial base, 2004, no. 153]. [State administration of taxation].

Available at: http://www.chinatax.gov.cn/n810341/n810765/n812193/n812978/ c1202111/content.html (accessed 05.06.2017). (In Chin.)

36. tMao^tiEI^^iiitMWi^ [Jing Fengjun. Study of the strategy of sustainable development and revival of the Northeastern region].

^tt [Beijing, Commercial Press Publ.], 2006, 416 p. (In Chin.)

37. i^fo^^ftr&lq^T [Jiang Caiyi. Revival of the Northeast mostly depends on legal system]. ^MW, 2003, no. 22, pp. 32—34. (In Chin.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38. il^oI^ftKHt^^i [Jiang Caiyi. Four odds of the revival of the North -east]. ^MW, 2003, no. 22, p. 38. (In Chin.)

39. 2006o [Selected works of Jiang Zemin, Bei -jing, People's Press Publ., 2006, vol. 3], 608 p. (In Chin.)

40. [The Program of adjustment and transformation of the old industrial base (2013—2022)].

{s^-ftnP [Ministry of industry and information technology of PRC]. Available at: http://www.miit.gov.cn/n1146295/n1146562/n1146650/c3074444/part/3074445. pdf (accessed 16.12.2016). (In Chin.)

41. K^^MST®^ [Reports on regional finance development]. ^UAKIMT [The People's bank of China]. Available at: http://www.pbc.gov.cn/zhengcehuobi si/125207/125227/125960/126049/index.html (accessed 22.07.2017). (In Chin.)

42. ^SSiA^WM^i^ft^MSfiM^S [Zhang Guobao Thinks that institu -tional mechanisms are the main problem influencing the development of Northeast].

ilAfAll [Revival of Northeast Online]. 03.02.2010. Available at: www.chinaneast. gov.cn/ft201002/wzzb.htm (accessed 27.05.2017). (In Chin.)

43. fliofl^fAg^IMfii^^I^fratta^S [The Main obstacle to the development of the Northeast economy are institutional problems]. AK^fll, 2017, no. 5, p. 15. (In Chin.)

44. [Zhu Maocai. The Study of technological renovation of enterprises, which were part of the 57 Key projects of the First five -year plan in the Northeastern provinces]. g^W^ ##, 2002, no. 20, pp. 27-34. (In Chin.)

45. [30 Most influential events during 30 years of reforms in China]. ^gg^fij, 2008, no. 1, pp. 23-60. (In Chin.)

46. [China statistical yearbooks]. ^AK^WSS^Ai+M [Nation -al bureau of statistics of China]. Available at: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/ (ac cessed 13.07.2016). (In Chin.)

47. 2008 [Finance yearbook of Chi -na 2008, Beijing, China Finance Press Publ., 2008], 734 p. (In Chin.)

48. 2009 [Finance yearbook of Chi -na 2009, Beijing, China Finance Press Publ., 2009], 805 p. (In Chin.)

49. iiti^SfK^THStftEfililftl^^lWfTIB (2003, 11^) [Opinions of Central committee of the Communist party of China and the State council on implementing the Strategy of revitalizing the old industrial bases of Northeast and other regions, 2003, no. 11]. Available at: http://www.northeast.gov. cn/index/zcfg-nr.jsp?C_ID=59&C_TYPE=1 (accessed 13.03.2016). (In Chin.)

50. (££) [Decision of the Central Committee of the Communist Party of China on some issues concerning the improvement of the socialist market economy (full text)]. AKl [People's Dai -ly Online]. Available at: http://cpc.people.com.cn/GB/64162/64168/64569/65411/ 4429165.html (accessed 09.05.2017). (In Chin.)

51. [Ninth five year plan of the People's Republic of China for national economic and social de velopment and the outline of the long - term target for the year 2010]. ^SAK-ii^

[NPC, PRC]. Available at: http://www.npc.gov.cn/wxzl/gongbao/2001-01/02/ content_5003506.htm (accessed 17.09.2016). (In Chin.)

52. [Eighth five year plan and the outline of ten year national economic and social develop ment of the People's Republic of China]. 1991, no. 12, pp. 374-413. (In Chin.)

53. [To revive the Northeast it is necessary to get out of the vicious circle of "pursuit of projects"]. [Chinese academy of sciences]. 23.07.2004. Available at: http://www.cas.cn/xw/zjsd/200906/ t20090608_645247.shtml (accessed 27.05.2017). (In Chin.)

54. iioft^ItSi^i^ffl^filtti - ^Sx^^m^wwa [Chen Huai. Reconstruction of old industrial bases of the Northeast and the need for revival: a study in Benxi City, Liaoning Province]. 1996, no. 15, pp. 15-26. (In Chin.)

55. ft«. 1989 [Shen Yue. The study of Economic strategy in the Northeast. Shenyang, Liaoning University Press Publ., 1989], 207 p. (In Chin.)

56. [Statistical bulletin of the social and economic development of Liaoning province in 2016]. [Liaon -ing statistical bureau]. 01.03.2017. Available at: http://www.ln.stats.gov.cn/tjsj/tjgb/ ndtjgb/201703/t20170316_2812490.html (accessed 01.08.2017). (In Chin.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.