Научная статья на тему 'Центр развития компетенций в подготовке конкурентоспособных специалистов'

Центр развития компетенций в подготовке конкурентоспособных специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦЕНТРЫ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / ПРИЗНАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТ ERASMUS+ COMPLETE / PROJECT SKILLS / PROFESSIONAL SKILLS / PROJECT-BASED LEARNING / CENTERS FOR SKILLS DEVELOPMENT / PROFESSIONAL SKILLS RECOGNITION / CONTINUING EDUCATION / ERASMUS+ COMPLETE PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Елена Васильевна, Добрынина Наталья Игоревна

В статье проанализированы условия развития креативных и востребованных на рынке труда человеческих ресурсов. Одним из основных условий является соответствие результатов обучения запросам рынка труда, постоянно обновляющимся под влиянием технологического прогресса «Индустрии 4.0». По результатам анализа организационно-правовых документов социально-экономического развития России декларируются необходимость проектных форм организации экономической деятельности и, как следствие, важность формирования способности к проектированию на базе новой системы образования. Показывается, что проектная компетенция относится к числу компетенций, определяющих конкурентоспособность выпускников вузов. Демонстрируется необходимость развития проектного обучения через активизацию сотрудничества организаций системы образования и рынка труда. Предлагаются модели организации центра развития компетенций и потенциала к трудоустройству в рамках сотрудничества вузов и работодателей на основе государственной поддержки или на коммерческих условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Елена Васильевна, Добрынина Наталья Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Center for skills development in training competitive experts

The research analyzes the development environment for creative and highly demanded human resources. One of its main factors implies the correspondence between learning outcomes and ever-renewed labor market demands in the context of Industry 4.0. Having analyzed the legal instruments on the social and economic advancement of Russia, the authors substantiate the necessity for project-based economic arrangements and, as a consequence, the importance of developing project skills in terms of a new educational system. Project skills are rated the top ones determining the competitiveness of university graduates. The paper demonstrates the need to enhance project-based learning through the increased cooperation between higher educational institutions and labor market. The authors propose the management model of the center for skills and employability development within university-company collaboration by means of state support or on a commercial basis.

Текст научной работы на тему «Центр развития компетенций в подготовке конкурентоспособных специалистов»

УДК 371.134

Васильева Елена Васильевна

доктор экономических наук, доцент, доцент кафедры проектного менеджмента и управления качеством Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Добрынина Наталья Игоревна

начальник отдела сетевых программ и образовательных проектов Пермского государственного национального исследовательского университета

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

https://doi.org/10.24158/spp.2018.12.34 Vasilyeva Elena Vasilyevna

D.Phil. in Economics, Associate Professor, Project and Quality Management Department, St. Petersburg State University of Economics

Dobrynina Natalia Igorevna

Head of the Network Program and Education Project Department, Perm State National Research University

CENTER FOR SKILLS DEVELOPMENT IN TRAINING COMPETITIVE EXPERTS

Аннотация:

В статье проанализированы условия развития креативных и востребованных на рынке труда человеческих ресурсов. Одним из основных условий является соответствие результатов обучения запросам рынка труда, постоянно обновляющимся под влиянием технологического прогресса «Индустрии 4.0». По результатам анализа организационно-правовых документов социально-экономического развития России декларируются необходимость проектных форм организации экономической деятельности и, как следствие, важность формирования способности к проектированию на базе новой системы образования. Показывается, что проектная компетенция относится к числу компетенций, определяющих конкурентоспособность выпускников вузов. Демонстрируется необходимость развития проектного обучения через активизацию сотрудничества организаций системы образования и рынка труда. Предлагаются модели организации центра развития компетенций и потенциала к трудоустройству в рамках сотрудничества вузов и работодателей на основе государственной поддержки или на коммерческих условиях.

Ключевые слова:

проектные компетенции, профессиональные компетенции, проектное обучение, центры развития компетенций, признание профессиональных компетенций, непрерывное образование, проект Erasmus+ Complete.

Summary:

The research analyzes the development environment for creative and highly demanded human resources. One of its main factors implies the correspondence between learning outcomes and ever-renewed labor market demands in the context of Industry 4.0. Having analyzed the legal instruments on the social and economic advancement of Russia, the authors substantiate the necessity for project-based economic arrangements and, as a consequence, the importance of developing project skills in terms of a new educational system. Project skills are rated the top ones determining the competitiveness of university graduates. The paper demonstrates the need to enhance project-based learning through the increased cooperation between higher educational institutions and labor market. The authors propose the management model of the center for skills and employability development within university-company collaboration by means of state support or on a commercial basis.

Keywords:

project skills, professional skills, project-based learning, centers for skills development, professional skills recognition, continuing education, Erasmus+ Complete project.

Все более ускоряющийся научно-технический прогресс способствует возникновению новых и вытеснению старых профессий. Однако рынок труда не успевает изменяться в условиях высоких темпов развития «Индустрии 4.0». Новым профессиям пока не учат в вузах России. Вместе с тем модернизация системы образования в рамках Болонского процесса способствует формированию новой модели непрерывного образования в России.

Несмотря на трудности, которые испытывают вузы в связи с внедрением результатов Болонского процесса, а также недопонимание возможностей, которые предоставляет Болонская реформа в России, новая организационно-правовая система непрерывного образования дает большую свободу вузам в подготовке конкурентоспособных специалистов для рынка труда.

Большое значение для развития связи с рынком труда имеют переход высшего образования на новую организационную модель «бакалавриат, магистратура, аспирантура» и реализация принципа «обучение в течение всей жизни». Такая модель высшего образования позволяет

накапливать компетенции из разных областей знания, например технический бакалавриат и экономическая магистратура, бакалавриат в области обществознания или политологии и экономическая магистратура. Гибкая траектория образования, согласно принципу обучения в течение всей жизни, позволяет пополнять портфель компетенций в процессе дополнительного образования, обучения на рабочем месте, неформального образования и т. п.

Требования рынка труда к качеству подготовки специалистов нашли свое отражение в таких нормативно-правовых документах, как «Национальная рамка квалификаций РФ», профессиональные стандарты и федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. «Национальная рамка...» позволяет регулировать поэтапное развитие специалистов разных отраслей по девяти квалификационным уровням. Отраслевые профессиональные стандарты, разработанные при непосредственном участии профессиональных общественных организаций и работодателей, содержат пул необходимых профессиональных компетенций, которые могут стать основой для разработки образовательных стандартов. Образовательные стандарты формируют требования к результатам обучения выпускников вузов согласно уровням рамки квалификаций и отраслевым профессиональным стандартам.

Болонский принцип интеграции университетов и работодателей в рамках проектной деятельности отмечен в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.» в качестве приоритетного для подготовки бакалавров и магистров. При этом содержание проектной деятельности, согласно ФГОС ВО, предполагает разработку стратегических концепций и бизнес-планов, заданий на их разработку, руководство процессом проектирования, оценку качества и эффективности проектов. Таким образом, развитие проектной компетенции становится важным в современной образовательной парадигме и представляет собой достаточно сложный феномен, поскольку является средством формирования проектного способа взаимодействия с миром, снимающего противоречия между рынком труда и системой образования вследствие опережающего технологического развития производственной и непроизводственной сфер профессиональной деятельности. В свою очередь способность выпускника вуза к проектированию позволяет закрепить за ним место в профессиональном сообществе в условиях современного разделения труда.

Проектное обучение позволяет свободно интегрировать естественные, технические и гуманитарные знания, чтобы формировать необходимые компетенции для подготовки специалистов в любой профессиональной сфере. Опыт российских и зарубежных университетов показывает, что междисциплинарный подход и проектные методики в высшем образовании способствуют коммерциализации деятельности вуза и обеспечивают конкурентоспособность выпускников [1].

Таким образом, реформа системы образования в России в рамках Болонского процесса позволяет решить одну из основных задач, которые ставит рынок труда перед высшими учебными заведениями, - это подготовка специалиста, способного осуществлять профессиональную деятельность на высоком интеллектуальном и творческом уровне, не только решать поставленные задачи, но и выдвигать проблемы и находить новые нестандартные решения.

Ключевыми задачами современного университета выступают удовлетворение дифференцированных образовательных потребностей общества и кадровое восполнение рынка труда. Важным условием для их выполнения является создание в университете системы эффективного развития компетенций и реализации потенциала к профессиональной самореализации молодых специалистов. В связи с этим внедрение новых форм сотрудничества университетов с рынком труда является, на наш взгляд, особенно актуальным. Одной из перспективных форм сотрудничества университетов с рынком труда может стать центр развития компетенций и потенциала к трудоустройству как студентов, так и специалистов, потерявших работу. Подобный центр позволит интегрировать усилия и возможности отдельных подразделений вуза в части формирования устойчивых взаимоотношений со стейкхолдерами рынка труда и создания условий для личностного развития, формирования профессиональных компетенций, развития опыта эффективного трудоустройства и дальнейшего продвижения выпускников по карьерной лестнице.

Модели организации центра развития компетенций были разработаны европейскими, российскими и казахстанскими университетами в рамках проекта Европейского союза Erasmus+ «Создание центров по развитию компетенций и содействию трудоустройству» (Сотр!е1е) 561603-ЕРР-1-2015-1-йЕ-ЕРРКА2-СБНЕ-иР, 2015-2018 гг. Грантодержателем проекта является Университет прикладных наук города Билефельда, Германия [2].

В проекте в качестве партнеров участвуют европейские вузы, в числе которых Институт профессионального образования, занятости населения и социальной политики (Берлин, Германия), Пирейский университет прикладных наук (Греция), Мариборский университет (Словения). Российские университеты представлены Донским государственным техническим университетом (Ростов-на-Дону), Московским государственным университетом геодезии и картографии, Воронежским государственным университетом, Тюменским индустриальным университетом, Перм-

ским государственным национальным исследовательским университетом. Из Казахстана в проекте участвуют Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза, Государственный университет имени Шакарима города Семей, Университет Нархоз (Алматы).

Проект EC Erasmus+ Complete призван содействовать успешному трудоустройству выпускников через формирование у них личностно ориентированных компетенций с учетом рекомендаций последних документов Болонского процесса.

Деятельность проекта направлена на внедрение в вузах стран-партнеров эффективной модели компетенций с учетом особенностей рынка труда, экономического и социально-культурного развития стран; разработку концепции и создание центров по развитию компетенций и содействию трудоустройству выпускников (CCED), учитывающих интересы всех заинтересованных сторон и целевых групп; проведение тренингов по разработке модулей и инструментов, ориентированных на различные целевые группы; популяризацию центров по развитию компетенций и содействию трудоустройству выпускников (CCED) в образовательном пространстве стран-партнеров [3].

В ходе реализации проекта было проведено исследование потребностей рынка труда и университетов. По мнению его участников, существует актуальный запрос на организацию центров по развитию компетенций и потенциала к трудоустройству на базе вузов. Постановка задач для центра развития компетенций и потенциала к трудоустройству может разниться в каждом конкретном университете в зависимости от организационной структуры, целевых групп и сложившихся практик взаимодействия с рынком труда. Решение центром ключевых задач может способствовать гибкому и своевременному реагированию университета на потребности рынка труда. Выпускник университета должен обладать таким набором компетенций, который позволит ему быть востребованным работодателем. Центр может и должен создавать условия для сопровождения и развития кадрового потенциала выпускников на протяжении всей трудовой жизни. Таким образом, согласно проекту Erasmus+ Complete, можно сформулировать следующие базовые задачи для центра развития компетенций в университете:

1) содействие подготовке студентов к трудовой деятельности на этапе образования через развитие профессиональных и общепрофессиональных компетенций;

2) обеспечение эффективного взаимодействия и координации деятельности центра, факультетов, кафедр в определении путей преобразования и развития всех видов деятельности, направленных на развитие компетенций;

3) содействие в реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов и учебных планов по подготовке специалистов, бакалавров и магистров на факультетах в области развития компетенций и потенциала к трудоустройству у студентов;

4) обеспечение взаимодействия университета с работодателями в вопросах трудоустройства, оценки качества подготовки и формирования актуальных компетенций выпускников;

5) сервисная функция вузовского центра содействия трудоустройству, направленная на оказание услуги трудоустройства, дополняется педагогически ориентированными функциями: обучающей, развивающей и образовательной, реализующими идею трудовой образовательной направленности системы дополнительных профессиональных образовательных программ, обеспечивающих управление профессиональными предпочтениями выпускников вуза.

Окончательный выбор организационной и функциональной структуры центра зависит от специфики учебного заведения и является прерогативой руководителей учебных заведений. В отдельных случаях центр может сосредоточиться на непосредственной деятельности по трудоустройству, профориентации, оказании помощи в адаптации к современному рынку труда, организации практик и стажировок. В других случаях центр может содействовать формированию у студентов и выпускников мотивации к самостоятельному планированию и построению карьеры, развитию и совершенствованию через постоянное обновление багажа компетенций. В этом формате центр может сконцентрироваться на подготовке преподавателей к использованию методов формирования востребованных компетенций и развития потенциала к трудоустройству.

Проект ЕС Erasmus+ Complete в качестве базовых предлагает несколько моделей для центра развития компетенций в университете, к числу которых относится модель центра развития компетенций как структурного подразделения университета, организованного для взаимодействия с департаментом труда и занятости населения. Приоритетными целевыми группами центра в таком случае могут стать не только студенты и выпускники вуза, но и те специалисты, которые находятся в процессе поиска работы на региональном рынке труда. В ходе своей деятельности такой центр должен взаимодействовать с департаментом труда и занятости населения с целью координации усилий, направленных на повышение уровня трудоустройства населения в регионе путем оценки качества результатов обучения, подготовки и переподготовки необходимых специалистов для регионального рынка труда.

Следующую модель проекта Erasmus+ Complete представляет центр развития компетенций на основе информационно-аналитической деятельности, направленной на выявление перспективных востребованных образовательных программ и форм партнерства с представителями

научных сообществ. Эта модель организации центра развития компетенций уже реализуется на практике в Казахстане. В рамках центра проводятся исследование потребностей рынка труда и уточнение компетентностной модели выпускника, востребованной на рынке труда. Центр реализует образовательную деятельность в форме организации дополнительных профессиональных программ и тренингов, направленных на формирование компетенций, востребованных на рынке труда, для обучающихся, выпускников и сотрудников вуза. Центр отвечает за организационное обеспечение процессов оказания образовательных услуг по программам дополнительного образования (переподготовка, повышение квалификации).

Пермским государственным национальным исследовательским университетом (ПГНИУ) в ходе деятельности проекта EU Erasmus+ Complete разработана собственная модель центра развития компетенций Impulse-com, которая позволяет получить надпрофессиональные и профессиональные компетенции и по итогам освоения модулей подтвердить эти компетенции сертификатом. Центр является структурным подразделением университета и активно взаимодействует с учебно-методическим управлением университета и институтом непрерывного образования. Это позволяет проводить курсы, способствующие развитию универсальных компетенций для студентов в рамках учебной программы, а также курсы повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава (ППС) и сотрудников университета. В данной модели работа с преподавателями является одной из приоритетных задач центра. Семинары, тренинги, консультации позволяют сориентировать преподавателей в условиях постоянно меняющегося рынка труда, пояснить, какие компетенции востребованы сейчас и будут необходимы в будущем. Курсы, предлагаемые преподавателям в рамках центра, нацелены на улучшение качества преподавания и предоставляемых образовательных услуг в целом. Полученные знания позволяют им внести соответствующие корректировки в разрабатываемые учебные программы и методические пособия.

В центре Impulse-com работают сотрудники отдела учебно-методического управления (УМУ) и управления общественных связей (УОС). Администрирование центра осуществляют сотрудники отдела УМУ. УМУ отвечает за организацию образовательной деятельности университета: анализ образовательных процессов, управление учебным процессом, разработку учебных планов, организацию практик студентов и др. Для проведения курсов и тренингов приглашаются преподаватели ПГНИУ. УОС отвечает за имидж университета как образовательного, научно-исследовательского, экспертного и культурного центра мирового уровня (маркетинг, продвижение, содействие занятости обучающихся и выпускников и др.). Центр также взаимодействует с Региональным институтом непрерывного образования ПГНИУ и привлекает представителей работодателей и HR-агентств в качестве приглашенных экспертов и коучеров.

Любая из предложенных моделей организации центра развития компетенций может быть реализована в форме как коммерческой, так и некоммерческой структуры. Т. е. перед центром может быть поставлена задача по получению прибыли либо по покрытию затрат. Также центр может функционировать и как социальный проект. В связи с этим можно выделить пять основных источников финансирования вузов, существующих в мировой практике: государственное финансирование; плата за обучение студентов и другие выплаты, связанные с их образованием; благотворительные пожертвования; частные взносы в университеты для оплаты товаров и услуг; капитальные вложения для коммерческих вузов. Основную долю доходов университетов составляют первые два источника, т. е. государственное финансирование и плата за обучение студентов. Благотворительные пожертвования играют важную роль в ряде стран, в которых много частных вузов, однако данные виды финансирования не имеют широкого распространения в вузах Российской Федерации и Республики Казахстан, хотя в стратегическом плане эти направления перспективны для развития. Также источником финансирования могут служить частные гранты для научных и прикладных исследований или оплата других услуг, предоставляемых вузами.

Государственное финансирование университетов может быть выделено как в форме грантов вузам для финансирования обучения, исследований или коммунальных услуг, так и в качестве образовательных грантов студентам, что дает возможность оплатить обучение и/или расходы на проживание во время учебы. Помимо этого, практикуется предоставление так называемых «студенческих кредитов» для оплаты обучения и проживания [4]. Важно отметить, что система, порядок и механизм бюджетного финансирования в Российской Федерации и Республике Казахстан могут отличаться в зависимости от организации местных и национальных исполнительных органов.

В Российской Федерации собственником государственных образовательных учреждений являются федеральные, региональные и местные органы управления. Основные принципы деятельности в сфере образования регламентируются с 29 декабря 2012 г. Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании». В сферу финансирования бюджетного образования в 2012 г. были внесены большие изменения, произошел переход от сметного финансирования к системе государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Система сметного финансирования прекратила свое существование. Внедренная система именных грантов привела к тому, что вузы теперь должны

планировать свою деятельность согласно заявленным таким образом государственным целям. Основная доля расходов высшего образования финансируется за счет средств федерального бюджета. В последнее время растет доля коммерческого финансирования высшего образования. Вузы Российской Федерации, что закреплено на законодательном уровне, имеют право предоставлять платные услуги, но перечень платных услуг ограничен пределами установленных государством образовательных программ и стандартов. Финансирование системы высшего образования в Республике Казахстан базируется на диверсификации его источников.

Министерство образования и науки Республики Казахстан (МОиН РК) выделяет средства двумя способами: для повышения материально-технической базы (только для государственных и национальных вузов) и через так называемые государственные заказы (гранты) для подготовки специалистов. Таким образом, и в Казахстане, и в Российской Федерации существует практика индивидуального финансирования организаций образования за счет бюджетных средств, когда средства выделяются в университеты по количеству студентов, которые получили образовательные гранты. Университет же в дальнейшем из своего бюджета финансирует деятельность центра. Существует возможность дополнительного финансирования работы центра за счет средств конкурсов и грантов, выделяемых из государственного бюджета. Возможно финансирование за счет средств грантов по научным и (или) научно-техническим проектам МОиН РК. Для получения данных средств вуз должен подготовить проектную заявку на участие в конкурсе в соответствии с «Правилами базового, грантового, программно-целевого финансирования научной и (или) научно-технической деятельности», утвержденными Постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2011 г. № 575, «Правилами организации и проведения государственной научно-технической экспертизы», утвержденными Постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 августа 2011 г. № 891. Конкурс проводится в строго определенное время, в начале конкурса МОиН рК размещает объявление на сайте. Длительность финансирования проекта -три года. Проектная деятельность должна быть направлена на реализацию основных приоритетных и специализированных научных направлений. Также в Республике Казахстан проводятся ежегодные или краткосрочные конкурсы и тендеры Управлением занятости и социальных программ, Управлением по вопросам молодежной политики [5].

Возможно привлечение средств, непосредственно направленных на финансирование деятельности центра, в том числе корпоративные гранты, персональные благотворительные взносы, финансирование компаниями определенных «заказных» проектов и исследований в области личностных и профессиональных компетенций молодых специалистов, рынка труда и тенденций на нем, а также проводимых с целью выявления востребованных профессий и составления атласа новых профессий. Возможность привлечения внебюджетных средств также отличается в Российской Федерации и Республике Казахстан. В Казахстане уровень партнерства каждого университета может разниться в зависимости от существующих программ: международные организации и фонды, местные компании и организации, профессиональные сообщества, индивидуальные пожертвования выпускников и других лиц: меценатов, спонсоров и т. п. [6].

Модель коммерциализации центра должна разрабатываться индивидуально как любая бизнес-модельс учетом особенностей университета, его месторасположения, узнаваемости его бренда на рынке, истории и традиций, укоренившихся в вузе, и др. Можно представить несколько моделей коммерциализации центра: индивидуальные услуги, корпоративные услуги, программы «на заказ», комбинированная модель. В различных формах работы центра можно найти возможность организовать деятельность, приносящую доход. В рамках работы с работодателями можно оказывать содействие профессиональному росту сотрудников компаний, предлагать программы повышения квалификации персонала в виде тренингов и семинаров, заключать договоры с агентствами по трудоустройству на дополнительное обучение и последующее трудоустройство. В рамках работы с обучающимися и выпускниками возможно платное обучение коммуникативным и дополнительным профессиональным навыкам в виде обучающих тренингов, семинаров, курсов повышения квалификации, направленных на развитие потенциала к трудоустройству; оказание консалтинговых услуг студентам и выпускникам по вопросам определения направления развития карьеры. В рамках работы с ППС предполагается организация повышения квалификации для ППС сторонних вузов.

В заключение отметим, что подготовка специалистов, востребованных на рынке труда, должна базироваться на междисциплинарном подходе и проектных методиках, так как новые профессии - продукт интеграции гуманитарного, технического и естественно-научного знания. Проектная деятельность вузов поставлена в число приоритетных на государственном уровне. Проектное обучение постепенно вытеснит традиционные методы образования, так как методика проектной деятельности лежит в основе коммерциализации научных достижений университетов, возможности взаимодействия с работодателями и обеспечения трудоустройства выпускников.

Сегодня важно работать в направлении развития компетенций, поскольку знания быстро обновляются, подобно тому как меняются технологии во всех профессиях и отраслях. Организация центров развития компетенций и потенциала к трудоустройству в университетах дает огромные возможности в этом направлении как в России, так и за рубежом, поскольку позволяет не только обновить профессиональные компетенции, но и получить надпрофессиональные компетенции, а также обеспечить их признание со стороны работодателя.

Ссылки и примечания:

1. Васильева Е.В., Гунаре М.Л. Междисциплинарные подходы и проектные методики в подготовке востребованных специалистов для рынка труда // Образовательная среда в условиях модернизации системы образования: региональный аспект : материалы междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2014. С. 29-36.

2. Более подробно о деятельности проекта см.: Erasmus+ Project "Establishment of Centers for Competence and Employ-ability Development" (Complete) 561603-EPP-1-2015-1-DE-EPPKA2-CBHE-JP [Электронный ресурс]. URL: http://cced-complete.com/news.html (дата обращения: 08.11.2018).

3. Международный проект Erasmus+ Complete [Электронный ресурс] // Пермский государственный национальный исследовательский университет. URL: http://www.psu.ru/universitet/proektnaya-deyatelnost/mezdunarodnie-proekty/mezhdunarodnyj-proekt-erasmus-complete (дата обращения: 08.11.2018).

4. Там же.

5. Высшее образование в Казахстане 2017. 2018. 350 с. https://doi.org/10.1787/9789264289666-ru.

6. Там же.

References:

'Erasmus+ Complete International Project' 2018, Permskiy gosudarstvennyy natsional'nyy issledovatel'skiy universitet, viewed 08 November 2018, <http://www.psu.ru/universitet/proektnaya-deyatelnost/mezdunarodnie-proekty/mezhdunarodnyj-proekt-erasmus-complete>, (in Russian).

Erasmus+ Project"Establishment of Centers for Competence and Employability Development" (Complete) 561603-EPP-1-2015-1-DE-EPPKA2-CBHE-JP 2018, viewed 08 November 2018, <http://cced-complete.com/news.html>. Higher Education in Kazakhstan 2017 2018, 350 p. https://doi.org/10.1787/9789264268531-5-en.

Vasilyeva, EV & Gunare, ML 2014, 'Interdisciplinary Approaches and Project Techniques When Training Popular Specialists for the Labor Market', Obrazovatel'naya sreda v usloviyakh modernizatsii sistemy obrazovaniya: regional'nyy aspekt: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., St. Petersburg, pp. 29-36, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.