Научная статья на тему 'Профессиональная социализация студенческой молодежи России'

Профессиональная социализация студенческой молодежи России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1348
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ / PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF STUDENTS / REGIONAL LABOR MARKET / STUDENT PROJECT CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стенина Татьяна Львовна

В педагогической науке России в настоящее время активно обсуждается кризисное состояние основ воспитательного процесса в вузе. Высказываются мнения о том, что воспитательная функция вуза отходит на второй план, так как основной задачей субъекта образования является получение профессиональных знаний для успешной самореализации на рынке труда. Действительно, присоединение России к Болонскому соглашению определило приоритет компетентностного подхода в образовании. Компетенции выпускника вуза есть совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения основной образовательной программы. Нельзя также полностью отрицать доминирование профессиоцентрической парадигмы современного высшего образования. Однако конкурентоспособность выпускника определяется не только суммой полученных в вузе знаний, но и содержанием его мировоззрения, широтой кругозора, умением адаптироваться в изменяющихся условиях, желанием реализоваться в выбранной профессии. Одним из условий формирования качеств, необходимых современному выпускнику, является реализация в вузе специально разработанных программ, основанных на систематизированных представлениях о закономерностях профессионального самоопределения молодежи. При этом важно учитывать не только особенности процессов социокультурной трансформации и глобализации экономики, но и региональную специфику. Интеграция выпускника вуза в социально-профессиональную среду общества это социально обусловленный процесс. На него оказывают влияние как субъективные факторы, так и объективные. Последние связаны с противоречиями между рынком труда, системой образования и ценностным отношением молодежи к будущей профессии. В статье обобщаются выводы ученых о факторах, затрудняющих профессиональную социализацию студенческой молодежи: индивидуально-личностных и социально-профессиональных. Для практики интерес может представлять опыт реализации в Ульяновском государственном техническом университете программы профессиональной социализации студентов, состоящей из взаимосвязанных элементов педагогической, организационной, информационно-коммуникационной деятельности вузовских структур. Все они обеспечивают содержательное наполнение когнитивного, мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов структуры профессионального самоопределения выпускников вуза. На основе анализа социализирующего потенциала проектной культуры студентов обоснована значимость интеграции технологии социального проектирования в образовательный процесс. Названы условия, определяющие эффективность становления проектной культуры: организация педагогического процесса, целенаправленного на становление проектной культуры студентов, ценностное педагогическое взаимодействие субъектов педагогического процесса; разработка инновационных форм организации социально-педагогического пространства вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стенина Татьяна Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Socialization of Students in Russia

At Russian universities and pedagogical community, there is an ongoing lively discussion of the current fundamental crisis in Russian education. Some voiced an opinion that the pedagogic function at institutions of higher education is pushed to the background, while professional knowledge and successful career at the labor market have become primary goals for a subject of education. Indeed, the fact that Russia has joined the Bologna process has determined the priority of competence approach in education. Graduates’ competences are the aggregate expected result of education after the major degree program has been completed. It is also impossible to ignore the dominance of the vocation-centered paradigm in the modern higher education. However, graduates’ competitiveness is determined not only by the sum of knowledge received at college, but also by the breadth of their worldview, by their adaptability to changing conditions and the desire to fulfil oneself professionally. One of the preconditions of developing the qualities required for a successful graduate is the presence of specially developed programs at their institution of higher education. These programs are realized on the basis of regularities of the youth’s professional self-determination. At the same time, we should take into account both global social and cultural transformation and its regional specifics. The integration of a graduate into the social and professional environment is by itself a socially determined process. It is influenced by both subjective and objective factors. The objective factors are connected with contradictions between labor market, educational system and value attitudes of young people towards their future profession. The article provides an overview of expert opinions on the individual, social and professional factors which complicate professional socialization of young people. The student professional socialization program currently working at Ulyanovsk State Technical University can be of interest in this context. The program includes interconnected elements of pedagogical, organizational, informational and communicational work of various university structures. All of these elements reflect cognitive, motivational, actional and reflexive components of the graduate’s professional self-determination model. The socializing potential of students’ project culture served as a basis for our argument in favor of integrating the social project technique into the educational process. Among the conditions determining the development of the project culture we have singled out the following: organization of educational process aimed at developing students’ project culture; value-based interaction between the subjects of the educational process; development of innovative forms of social and educational environment organization within the institution of higher education.

Текст научной работы на тему «Профессиональная социализация студенческой молодежи России»

Профессиональная социализация студенческой молодежи России

Т. Л. Стенина (Ульяновский государственный технический университет)

В педагогической науке России в настоящее время активно обсуждается кризисное состояние основ воспитательного процесса в вузе. Высказываются мнения о том, что воспитательная функция вуза отходит на второй план, так как основной задачей субъекта образования является получение профессиональных знаний для успешной самореализации на рынке труда.

Действительно, присоединение России к Болонскому соглашению определило приоритет компетентностного подхода в образовании. Компетенции выпускника вуза есть совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения основной образовательной программы. Нельзя также полностью отрицать доминирование профес-сиоцентрической парадигмы современного высшего образования. Однако конкурентоспособность выпускника определяется не только суммой полученных в вузе знаний, но и содержанием его мировоззрения, широтой кругозора, умением адаптироваться в изменяющихся условиях, желанием реализоваться в выбранной профессии.

Одним из условий формирования качеств, необходимых современному выпускнику, является реализация в вузе специально разработанных программ, основанных на систематизированных представлениях о закономерностях профессионального самоопределения молодежи. При этом важно учитывать не только особенности процессов социокультурной трансформации и глобализации экономики, но и региональную специфику.

Интеграция выпускника вуза в социально-профессиональную среду общества — это социально обусловленный процесс. На него оказывают влияние как субъективные факторы, так и объективные. Последние связаны с противоречиями между рынком труда, системой образования и ценностным отношением молодежи к будущей профессии.

В статье обобщаются выводы ученых о факторах, затрудняющих профессиональную социализацию студенческой молодежи: индивидуально-личностных и социально-профессиональных.

Для практики интерес может представлять опыт реализации в Ульяновском государственном техническом университете программы профессиональной социализации студентов, состоящей из взаимосвязанных элементов педагогической, организационной, информационно-коммуникационной деятельности вузовских структур. Все они обеспечивают содержательное наполнение когнитивного, мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов структуры профессионального самоопределения выпускников вуза.

На основе анализа социализирующего потенциала проектной культуры студентов обоснована значимость интеграции технологии социального проектирования в образовательный процесс. Названы условия, определяющие эффективность становления проектной культуры: организация педагогического процесса, целенаправленного на становление проектной культуры студентов, ценностное педагогическое взаимодействие субъектов педагогического процесса; разработка инновационных форм организации социально-педагогического пространства вуза.

Ключевые слова: профессиональная социализация студентов, региональный рынок труда, проектная культура студентов.

анные социологических исследований, в которых рассматриваются различные ас-

пекты социализации российской молодежи, указывают на сложившиеся противо-

речия между рынком труда, предоставляющим рабочие места для молодежи, и рынком образовательных услуг в России (Букин, 2011: 14). Социологи, изучающие проблемы развития кадрового потенциала регионов России, отмечают повышенные

ВВЕДЕНИЕ

миграционные настроения в молодежной среде, как одну из основных социально-экономических проблем в развитии таких регионов. Для такого субъекта Российской Федерации, как Ульяновская область, сегодня вопрос о том, какова должна быть региональная молодежная политика в части повышения степени региональной идентичности молодежи, ее профессиональной социализации, — один из самых насущных. Официально зарегистрированная трудовая миграция в цифрах 2013 г. это: 35 тыс. жителей Ульяновской области, работающих в других регионах России; уменьшение экономически активного населения с 701,4 тыс. чел. до 679,8 тыс. чел.

АНАЛИЗ ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ РЕГИОНАЛЬНЫМ РЫНКОМ ТРУДА И УРОВНЕМ МОТИВАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

На протяжении последних трех лет (2010-2013 гг.) темпы роста промышленного производства в Ульяновской области опережали среднероссийский уровень. Только за 2012 г. на территории региона начали свою работу пять новых предприятий; было подписано десять инвестиционных соглашений на сумму 40 млрд рублей (с перспективой развития до 70 млрд рублей).

Контингент высших учебных заведений в 2012/2013 учебном году составил по всем вузам и подразделениям более 45 тыс. студентов, половина из которых — студенты очной формы обучения. Контингент начальных и средних профессиональных учебных заведений в Ульяновской области в 2012/2013 учебном году составил более 20 тыс. студентов. Казалось бы, налицо полная обеспеченность процессов модернизации экономики собственными кадровыми ресурсами. Однако все не так благополучно, как свидетельствуют цифры. 39% от общей численности трудоустраивающихся молодых людей в регионе предпочитают начать работать за пределами Ульяновской области, 55% выпускников вузов не выразили готовности работать по специальности (Букин, 2011: 14). Молодежь влекут в более развитые экономически регионы более высокий, чем в провинции, уровень оплаты труда, возможность самореализации, стремление к самостоятельности и независимости от родительской опеки, широта направлений профессиональной деятельности. Устремленность молодежи в более крупные города приводит к сокращению численности населения региона, снижению интеллектуального потенциала. Демографические процессы в Ульяновской области в последнее время характеризуются тенденцией увеличения доли старших возрастов в экономически активном населении трудоспособного возраста. Таким образом, можно говорить о профессиональной дезадаптации молодых людей. Эта проблема касается и школьников выпускных классов в части выбора будущей профессии, востребованной региональным рынком труда, и студентов образовательных учреждений (ссузов и вузов) в части самореализации в профессиональной деятельности, соответствующей полученной специальности.

Образование — важный фактор социальной мобильности молодежи, следовательно, задача образовательного учреждения — разрешить указанные противоречия, выстраивая в целевую программу взаимодействующие компоненты, обеспечивающие весь спектр субъективных потребностей обучающихся в профессиональной социализации. В этой статье мы затронем вопросы наполнения социально-педагогического пространства вуза компонентами, в которых отражена совместная деятельность преподавателей и студентов, целенаправленная на профессиональную социализацию последних.

Исходя из понимания социализации как «двустороннего процесса, включающего в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, а с другой стороны — активное воспроизводство индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, включения в социальную среду» (Андреева, 2001: 335), профессиональное самоопределение студентов можно представить как осознание ими своей социальной значимости в процессе трудовой деятельности, присвоение наряду с общечеловеческими ценностей, составляющих аксиологическое ядро профессиональной деятельности.

Результатом должна стать социальная и профессиональная конкурентоспособность специалиста, характеризующая потенциал его профессиональной востребованности на современном рынке труда, которая трактуется как «совокупность свойств индивида, как носителя определенных квалификационных, социальных и психологических характеристик» (Айтпаева, 2009: Электр. ресурс). Вместе с тем социологи, изучающие проблемы жизнедеятельности молодежи, отмечают факторы, затрудняющие профессиональную социализацию студенческой молодежи. Это в первую очередь оценка студентами приобретенных в вузе компетенций, как не соответствующих современным квалификационным требованиям, низкая мотивация реализовать себя в профессии, соответствующей полученному образованию, отсутствие умений выстраивать перспективы своего профессионального развития (Гатило, 2013: Электр. ресурс), завышенная самооценка как следствие незнания реальной ситуации на рынке труда и отсутствия ориентации на профессиональную деятельность, а также неуверенность в реализуемости таких ценностей, как «достижение успеха в профессии», «достижение успеха в карьере», «самоутверждение в жизни» в своем городе. Для справки: по данным мониторинга потребности экономики Ульяновской области в специалистах и рабочих кадрах на 2013-2015 гг., только 61,5% респондентов из числа участвующих в исследовании руководителей кадровых служб предприятий и организаций считают, что уровень подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием полностью соответствует потребностям производства.

Е. Н. Шарова определяет профессиональное самоопределение как «социокультурный процесс, который реализуется через серию индивидуальных выборов, детерминированных социальными факторами, с одной стороны, и личной субъективностью — с другой (Шарова, 2012: 6). Тем самым она подтверждает ранее высказанную позицию И. В. Воробьевой, выделившей среди факторов, влияющих на результативность профессиональной социализации, индивидуально-личностные (система ценностных ориентаций, мотивация личности, «жизненные планы», пол, возраст, состояние здоровья); образовательные (институционализация системы профессионального образования, качество профессиональной подготовки); социально-профессиональные (сформированность профессионального сообщества и профессиональной культуры, востребованность специалистов данного профиля на рынке труда, соответствие профессиональной подготовки специалистов социальной работы реальной практике, престиж профессии в обществе, условия труда и уровень заработной платы будущего специалиста) (Воробьева, 2007: 12).

Становление выпускника вуза, формирование ценностного отношения к профессии и опыта эффективного функционирования в установленной системе разделения труда не происходит стихийно только под влиянием внешних факторов. Следовательно, необходимо обеспечить педагогическое сопровождение этого процесса, реализо-

вав в вузе программу содействия профессиональной социализации выпускников, в основу которой положен анализ ситуации, сложившейся в условиях реиндустриализации отечественной экономической системы.

ОПЫТ ВУЗА В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

В Ульяновском государственном техническом университете (УлГТУ) реализуется программа содействия профессиональной социализации выпускников, основанная на научном знании факторов и условий, детерминирующих этот процесс, и осмыслении актуального состояния регионального рынка труда и стратегии социально-экономического развития региона. Реализация мероприятий программы позволила достичь заметных положительных результатов в формировании мотивации выпускников реализовать себя в профессии, соответствующей полученному образованию. По результатам мониторинга эффективности деятельности вузов, проведенного Министерством образования и науки РФ в 2013 г., отношение численности выпускников УлГТУ, обучавшихся по очной форме обучения, не обращавшихся в службы занятости для содействия в трудоустройстве в течение первого года после окончания обучения в вузе, к общему числу выпускников равно 99,913 при пороговом значении 98,243.

Функционирование программы обеспечивает формирование когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельностного и рефлексивного компонентов профессиональной социализации студентов. Знать больше о будущей профессии, принимать ценности профессионального сообщества как личностные, переходящие в убеждения и ответственную профессиональную деятельность, быть готовым на основе анализа своих актуальных достижений и уровня компетенций продолжать образование, повышая квалификацию, — таким нам видится содержание профессиональной социализации студентов.

Раскроем подробнее суть реализации реализуемой в вузе программы.

Определение потребностей рынка в специалистах по профилю в УлГТУ проводится на основании госзаказа на подготовку специалистов различного профиля, а также в соответствии с долгосрочными договорами о сотрудничестве с организациями города и области.

Сбором и анализом информации о рынке труда, о востребованности специалистов в УлГТУ занимается Центр содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников (ЦСТВ). Центр является координатором действий всех структурных подразделений университета по эффективному содействию трудоустройству выпускников. Центр «Карьера» взаимодействует с предприятиями и организациями — работодателями, для которых ежегодно выпускается справочник «Лучшие выпускники УлГТУ» с размещенными в нем резюме выпускников по направлениям и специальностям.

Одним из показателей успешной профессиональной социализации студентов является сформировавшаяся профессиональная идентичность, осознание своей принадлежности к профессиональной группе и разделение ее норм и ценностей. Следовательно, для того чтобы у студентов сформировалось осознанное отношение к профессиональному развитию, необходимо помочь им как можно больше узнать не только о квалификационных требованиях, функциональных обязанностях, необходимых компетенциях, но и о перспективах развития отрасли в целом и корпоративной культуре отдельных предприятий в частности. С этой целью на кафедрах проводятся мероприятия с участием руководителей ведущих предприятий, где наряду с презента-

циями организаций проводятся собеседования, отбор выпускников, заключение долгосрочных договоров о сотрудничестве.

Эффективно используются возможности и ресурсы внутренних корпоративных коммуникаций. В университете реализуется уникальный проект информационного обмена между вузом и предприятиями. Так, на сайте вуза в разделе «Новости корпораций» размещаются материалы о перспективах развития предприятий и организаций — партнеров УлГТУ, стратегии развития, видеоматериалы, информация о наличии вакансий и мерах социальной поддержки молодых работников.

В университетской газете на регулярной основе в виде отдельной вкладки выходят корпоративные издания предприятий, в которых отражено актуальное состояние развития организационной культуры предприятий. Соответственно в корпоративных изданиях предприятий выходят статьи о качестве образования в университете, о достижениях вузовской науки, о перспективах сотрудничества между вузом и предприятием и т. д. Важно отметить, что участниками проекта являются не только региональные государственные предприятия и организации, но и региональные управления федеральных служб, и частные компании, являющиеся работодателями. Таким образом, благодаря интеграции корпоративных культур вуза и предприятий-партнеров, открытости и доступности информации, студент получает знания и может дать субъективную оценку своим возможностям успешного трудоустройства в той или иной отрасли.

Определиться с выбором места работы — важно, но как убедить работодателя в том, что именно у тебя есть преимущества перед другими соискателями? Для формирования навыков выстраивания коммуникаций с работодателем для студентов старших курсов всех специальностей проводится факультативный курс «Технология поиска работы и трудоустройства». Курс читается в объеме 32 академических часов и имеет практическую направленность.

Основные цели курса:

— ознакомление студентов с законами современного рынка труда и формирование навыков ориентации в нем;

— обучение технике самопрезентации в процессе поиска работы, прохождение интервью и других процедур оценки персонала;

— формирование у студентов навыков трудоустройства и построения профессиональной карьеры.

На занятиях под руководством опытного психолога отдельно прорабатывается тема «Адаптация выпускников на рабочем месте».

В новом законе об образовании образовательным организациям высшего образования предписывается создавать кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 72, п. 2)). УлГТУ имеет богатый опыт подобного взаимодействия: его кафедры успешно функционируют на базе таких предприятий, как ОАО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения», ФНПЦ ОАО «НПО “Марс”», ОАО «Димитровградхиммаш», ООО ИПК «Халтек», Ульяновский филиал Института радиотехники и электроники РАН, компании по разработке 1Т-технологий 1ТЕСН.§гоцр. Открытие филиала кафедры «Измерительно-вычислительные комплексы» — на базе частной 1Т-компании — результат плодотворного со-

трудничества УлГТУ и некоммерческой организации «Ульяновский совет культивации интернет-технологий» (ULSK.IT). Это уникальный опыт частно-государственного партнерства не только для Ульяновской области, но и для большинства регионов России. Основными целями образовательного проекта ULSK.IT является повышение уровня профессиональной подготовки студентов и более глубокая специализация выпускников УлГТУ. Кроме того, данная инициатива призвана повысить имидж ульяновского 1Т-бизнеса в глазах студентов и наглядно продемонстрировать перспективы развития карьеры молодых специалистов внутри региона. Встраиваясь в учебный процесс на всех его этапах, ПЕСН^гоцр вместе с коллегами из ULSK.IT предоставляют студентам прекрасные возможности для получения актуальных знаний и навыков и успешной самореализации. Уже в процессе обучения студенты смогут почувствовать себя частью большой 1Т-компании, увидеть, как разрабатываются крупные проекты, пройти практику и стажировку в ведущих компаниях города.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ВЫПУСКНИКА ВУЗА

Институционально-эволюционный анализ развития экономики привел ученых к выводу о необходимости внесения изменения в «Перечень критических технологий Российской Федерации» и «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации» путем включения в их состав социальных и экономических технологий, что соответствует логике развития нового технологического уклада на основе концепции NBICS-конвергенции (взаимодействия нано-, био-, информационных, когнитивных и социальных технологий) (Фролов, Шелестова, Лаврентьева, 2013: 21). В этой же логике одним из условий модернизации системы высшего профессионального образования согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. определена вовлеченность студентов и преподавателей в социально значимую проектную деятельность. Следовательно, в программу, обеспечивающую профессиональную социализацию студентов, необходимо включить элемент, функционально направленный на формирование проектной культуры студентов. Проектная деятельность является ресурсом и инструментом освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации, прогнозирования и проектирования. Набор перечисленных компетенций (как профессиональных, так и общекультурных) иллюстрирует модель выпускника, обладающего проектной культурой и востребованного работодателем, что отражено в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.

Список необходимых в проектной деятельности способностей может быть составлен из таких характеристик, как умение увидеть проблему; оригинальность, отход от шаблона; способность к анализу и абстрагированию, конкретизации или синтезу, генерации и группировке идей. Выявленные характеристики дают возможность выделить группу способностей, определяющих проектную культуру студента: познавательные, аналитические, прогностические и творческие способности. Специфика проектной культуры студентов заключается в том, что она является системообразующим личностным образованием, направляющим процессы как личностного, так и профессионального развития. Исходя из этого положения согласно возрастной стратификации мы выделяем в качестве смыслового элемента в определении понятия «проектная культура студента» проектные компетенции (операционально-техноло-

гические, стратегические, прогностические и коммуникационные), в которых преломляются выделенные ранее актуальные способности (познавательные, аналитические, прогностические, творческие и коммуникативные) (Стенина, 2012: 6). Проектная деятельность требует от субъекта проектирования комплексных умений: осуществлять системный анализ процесса решения управленческих задач, моделировать процесс решения задачи, применять междисциплинарные знания для разработки, обоснования и реализации управленческих решений, строить прогнозы, генерировать идеи, создавать и реализовывать проекты. Отсюда следует, что в структуру проектных компетенций должны быть включены: диагностический мониторинг, дифференциальная диагностика, анализ рисков и моделирование инновационных изменений, разработка стратегий, новых способов управления инновационными проектами.

Цели развития личности в образовании становятся достижимыми при условии особой организации пространства вуза, влияющей на разные аспекты и стороны личности, создающей условия для появления у нее мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной «Я-концепции» (Стенина, 2011: Электр. ресурс).

Педагогический личностно-развивающий потенциал социально-педагогического пространства вуза раскрывается через его характеристики: направленность на достижение цели — становление культуры студентов в целом и проектной культуры в частности, что достигается через освоение и внедрение в обучение соответствующих технологий; возможность преобразования и саморазвития; создание условий для погружения студентов в сферу социально значимой проектной деятельности; участие субъектов образовательного процесса, преподавателей и студентов, в развитии социально-педагогического пространства; открытость.

Для достижения поставленных целей нами предложена идея интеграции системы социального проектирования в социально-педагогическое пространство вуза. Поясним, что развитие социально-педагогического пространства вуза нацелено на создание условий для раскрытия всего потенциала студенческой молодежи через участие в проектной деятельности, другими словами, проектная деятельность подчинена педагогическим целям и выступает в качестве условия их достижения.

Важно отметить, что в педагогике высшей школы проектирование понимается уже не как применение метода проектов в обучении, а как некий дидактический конструкт, основывающийся на ведущих принципах проблемно-развивающего обучения, обогащенного идеями компетентностного подхода, содержанием проектных технологий и критериями определения результата (Свечников, 2009: 14).

К условиям, определяющим эффективность педагогического процесса становления проектной культуры, мы относим организацию педагогического процесса, целенаправленного на становление проектной культуры студентов, ценностное педагогическое взаимодействие субъектов педагогического процесса; разработку инновационных форм организации социально-педагогического пространства вуза.

Сообразно поставленной цели целостность педагогического процесса достигается за счет сочетания учебной, научно-исследовательской, воспитательной, практической и самообразовательной деятельности студентов по освоению методов, приемов и средств социального проектирования. Во взаимосвязанности данных видов деятельности формируется заинтересованное включение студентов в процесс социального проектирования. Последовательное расширение границ проектирования, подкрепленное участием студентов в реализации конкретных успешных и социально значи-

мых проектов, способствует становлению проектной культуры студентов, уровень развития которой определяет их конкурентоспособность на рынке труда.

Таким образом, наполнение когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельностного и рефлексивного компонентов профессиональной социализации студентов содержанием, отражающим соответствие требованиям, предъявляемым современным рынком труда, достигается за счет взаимосвязанных элементов целостного пространства вуза, реализующих когнитивную, аксиологическую, акмеологическую функции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Айтпаева, А. К. (2009) Профессиональная социализация студентов вузов в условиях модернизации [Электронный ресурс] // Publishing House Education and Science s.r.o. URL: http:// www.rusnauka.com/30_NIEK_2009/Pedagogica/53991.doc.htm [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.09.2013).

Андреева, Г. М. (2001) Социальная психология. М. : Аспект Пресс. 384 с.

Букин, В. П. (2011) Социализация молодежи российской провинции в современных условиях : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Саранск. 48 c.

Воробьева, И. В. (2007) Особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа» : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М. 26 с.

Гатило, В. Л. (2013) Социальное здоровье российского студенчества [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем. №1 (21). URL: http://journal-s.org/ index.php/sisp/article/download/120135/pdf_26 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 11.09.2013).

Свечников, К. Л. (2009) Реализация метода проектов в гуманитарной подготовке студентов учреждений среднего профессионального образования : автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань. 25 с.

Стенина, Т. Л. (2011) Социально-педагогическое пространство вуза как предиктор становления проектной культуры студентов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. № 4. URL: www.science-education.ru/98-4752 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.09.2013).

Стенина, Т. Л. (2012) Становление проектной культуры студентов в социально-педагогическом пространстве вуза : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ульяновск. 44 с.

Фролов, Д. П., Шелестова, Д. А., Лаврентьева, А. В. (2013) Экономика знаний и когнитивная реиндустриализация России: институционально-эволюционный анализ // Приоритеты России. №13 (202). С. 14-23.

Шарова, Е. Н. (2012) Профессиональное самоопределение молодежи в условиях трансформации российского общества (на примере Мурманской области) : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Архангельск. 25 с.

Дата поступления: 27.11.2013 г.

PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF STUDENTS IN RUSSIA T. L. Stenina (Ulyanovsk State Technical University)

At Russian universities and pedagogical community, there is an ongoing lively discussion ofthe current fundamental crisis in Russian education. Some voiced an opinion that the pedagogic function at institutions of higher education is pushed to the background, while professional knowledge and successful career at the labor market have become primary goals for a subject of education.

Indeed, the fact that Russia has joined the Bologna process has determined the priority of competence approach in education. Graduates’ competences are the aggregate expected result of education after the major degree program has been completed. It is also impossible to ignore the dominance of the vocation-centered paradigm in the modern higher education. However, graduates’ competitiveness is determined not only by the sum of knowledge received at college, but also by the breadth of their worldview, by their adaptability to changing conditions and the desire to fulfil oneself professionally.

One of the preconditions of developing the qualities required for a successful graduate is the presence of specially developed programs at their institution of higher education. These programs are realized on the basis of regularities of the youth’s professional self-determination. At the same time, we should take into account both global social and cultural transformation and its regional specifics.

The integration of a graduate into the social and professional environment is by itself a socially determined process. It is influenced by both subjective and objective factors. The objective factors are connected with contradictions between labor market, educational system and value attitudes of young people towards their future profession.

The article provides an overview of expert opinions on the individual, social and professional factors which complicate professional socialization of young people.

The student professional socialization program currently working at Ulyanovsk State Technical University can be of interest in this context. The program includes interconnected elements of pedagogical, organizational, informational and communicational work of various university structures. All of these elements reflect cognitive, motivational, actional and reflexive components of the graduate’s professional self-determination model.

The socializing potential of students’ project culture served as a basis for our argument in favor of integrating the social project technique into the educational process. Among the conditions determining the development of the project culture we have singled out the following: organization of educational process aimed at developing students’ project culture; value-based interaction between the subjects of the educational process; development of innovative forms of social and educational environment organization within the institution of higher education.

Keywords: professional socialization of students, regional labor market, student project culture.

REFERENCES

Aitpaeva, A. K. (2013) Professional’naia sotsializatsiia studentov vuzov v usloviiakh modernizatsii [Professional Socialization of Students at Higher Education Institutions under Conditions of Modernization]. Publishing House Education and Science s.r.o. [online] Available at: http://www.rus-nauka.com/30_NIEK_2009/Pedagogica/53991.doc.htm [archived in WebCite] (accessed 10.09.2013). (In Russ.).

Andreeva, G. M. (2001) Sotsial’naia psikhologiia [Social Psychology]. Moscow, Aspect Press. 384 p. (In Russ.).

Bukin, V. P. (2011) Sotsializatsiia molodezhi rossiiskoi provintsii v sovremennykh usloviiakh [Socialization of Youth of the Russian Province in Modern Conditions] : abstract of a diss. ... Doctor of Social Sciences. Saransk. 48 p. (In Russ.).

Vorobieva, I. V. (2007) Osobennosti professional’noi sotsializatsii studentov, poluchaiushchikh spetsial’nost’ «sotsial’naia rabota» [Features of Professional Socialization of the Students Studying for a Degree in Social Work] : abstract of a diss. ... Candidate of Social Sciences. Moscow. 26 p. (In Russ.).

Gatilo, V. L. (2013) Sotsial’noe zdorov’e rossiiskogo studenchestva [Social Health of the Russian Students]. Sovremennye issledovaniia sotsial’nykh problem, no. 1 (21) [online] Available at: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/download/120135/pdf_26 [archived in WebCite] (accessed 11.09.2013). (In Russ.).

Svechnikov, K. L. (2009) Realizatsiia metoda proektov v gumanitarnoi podgotovke studentov uchrezhdenii srednego professional’nogo obrazovaniia [Realizing the Project Method in Humanitarian Education of Students at Establishments of Secondary Professional Education] : abstract of a diss. . Candidate of Pedagogy. Kazan. 24 p. (In Russ.).

Stenina, T. L. (2011) Sotsial’no-pedagogicheskoe prostranstvo vuza kak prediktor stanovleniia proektnoi kul’tury studentov [Social and Pedagogical Space of Higher Education as a Predictor of Building Students’ Project Culture] Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, no. 4. [online] Available at: URL: www.science-education.ru/98-4752 [archived in WebCite] (accessed 20.09.2013). (In Russ.).

Stenina, T. L. (2012) Stanovlenie proektnoi kul’tury studentov v sotsial’no-pedagogicheskom pro-stranstve vuza [Formation of Project Culture of Students in Social and Pedagogical Space of Higher Education Institution] : abstract of a diss. ... Doctor of Pedagogy. Ulyanovsk. 44 p. (In Russ.).

Frolov, D. P., Shelestova, D. A. and Lavrenteva, A. V. (2013) Ekonomika znanii i kognitivnaia reindustrializatsiia Rossii: institutsional’no-evoliutsionnyi analiz [Knowledge Economy and Cognitive Reindustrialization of Russia: Institutional and Evolutionary Analysis]. Prioritety Rossii, no. 13 (202), pp. 14-23. (In Russ.).

Sharova, E. N. (2012) Professional’noe samoopredelenie molodezhi v usloviiakh transformatsii rossiiskogo obshchestva (na primere Murmanskoi oblasti) [Professional Self-determination of Youth under Conditions of the Transformation of the Russian society (The Case of Murmansk Oblast)] : abstract of a diss. ... Candidate of Social Sciences. Arkhangelsk. 25 p. (In Russ.).

Submission date: 27.11.2013.

Стенина Татьяна Львовна — доктор педагогических наук, доцент, проректор по работе с молодежью Ульяновского государственного технического университета. Адрес: 432027, Россия, г. Ульяновск, ул. Северный Венец, д. 32. Тел.: +7 (8422) 77-83-34. Эл. адрес: [email protected]

Stenina Tatyana Lvovna, Doctor of Pedagogy, Associate professor, Vice-rector for work with the youth, Ulyanovsk State Technical University. Postal address: 32 Severny Venets St., Ulyanovsk, Russian Federation, 432027. Tel.: +7 (8422) 77-83-34. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.