Научная статья на тему 'Центр психологической поддержки региональной жизни'

Центр психологической поддержки региональной жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краснощеченко И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Центр психологической поддержки региональной жизни»

В 2006 г. была принята пятилетняя областная целевая программа «Региональный университетский округ », предусматривающая существенное развитие КГПУ им. К.Э. Циолковского, в том числе в сфере создания учебно-научных базовых лабораторий, совместных кафедр и научно-исследовательских лабораторий, совершенствование материально-технической базы университетского комплекса.

Отметим, что с 2003 г. правительство Калужской области присуждает премии «Лучшему преподавателю вуза Калужской области» за активную научную и образовательную деятельность. Мы гордимся тем, что лауреатами этой престижной премии

стали многие ведущие преподаватели университета - профессора С.А. Герус, Е.И. Горбачева, Ю.А. Дробышев, В.Ф. Енгалы-чев, О.П. Ермакова, С.Н. Касаткина, К.Г. Никифоров, В.А. Семенов, А.Б. Стрельцов, Е.И. Хачикян, Н.П. Щербак, доценты А.К. Ахлебинин, Т.В. Горбунова, В.А. Романенко, Н.И. Симонова, Н.Ю. Штрекер.

Центр психологической

И. КРАСНОЩЕЧЕНКО, доцент,

декап факультета педологии поДДеРжки реги0нальн0й

жизни

Революционные процессы либерализации российского общества привели к ослаблению государственной политики в сферах культуры, образования, науки, здравоохранения. Между тем, как пишет академик РАН Д.С. Львов, «весь опыт последнего пятидесятилетия подтверждает, что на роль лидеров в социально-экономическом развитии всегда претендовали страны, имеющие наиболее высокий уровень образования, науки, здравоохранения и культуры и, конечно же, духовности. Поддержание и умножение этого потенциала обходится ныне крайне дорого, требует от

общества огромных ресурсов. Но без него нет и не может быть инновационного общества, независимого государства, способного к быстрому саморазвитию в современной весьма сложной геополитической и экономической обстановке...» [1, с. 61].

Реализуемый в последнее время в России курс развития страны возвращает социальные ориентиры в число приоритетных. В круге забот государства оказывается и задача включения молодых людей в социальные, экономические, политические и прочие процессы. В этих условиях КГПУ, одним из структурных подразделений ко-

Юбилей

93

торого является факультет психологии, становится центром психологической поддержки социальной жизни региона, демонстрируя авторитет практико-ориентиро-ванной психологии.

Как отмечается в «Бухарестской декларации по этическим ценностям и принципам высшего европейского образования», на университеты возложены ключевые интеллектуальные и культурные обязанности: «Те ценности и этические стандарты, которым они следуют, будут не только существеннейшим образом влиять на научное, культурное и политическое развитие их академического персонала, студентов и сотрудников, но и помогут в формировании морального склада общества в целом» [2]. Ценностное отношение к человеку, миру, себе, заложенное в содержании психологического образования, является тем нравственным фундаментом, на котором психологи-практики, включаясь в социальные процессы и в деятельность различных социальных структур, выстраивают свое взаимодействие с другими людьми.

Полученное образование и профессиональный опыт выпускники факультета психологии реализуют в дальнейшем в работе образовательных учреждений, медико-психолого-педагогических центров и центров социально-психологической помощи

населению в Калуге, других городах Калужской области и России. Значительное число выпускников трудится в кадровых службах фирм и компаний, обеспечивая психологическое сопровождение персонала на разных этапах его профессиональной деятельности в организациях. Из числа выпускников факультета, получивших специализацию «экономическая психология», многие работают в маркетинговых службах, реализуя на практике идею клиенто-ори-ентированного подхода в бизнес-структурах. Для тех, кто получил психологическое образование на нашем факультете, важно создание в организациях таких условий, которые способствуют оптимизации социально-психологического климата, содействуют раскрытию потенциала человека, его сущностных сил, мотивируют на самореализацию и творчество. Где бы ни работали выпускники факультета психологии, они становятся лидерами, «трансформирующими действительность» [3].

Формирование профессионально-гуманистических ценностей студентов-психоло-гов происходит под влиянием учебно-воспитательной гуманитарной среды педвуза

- особого образовательного пространства, накладывающего отпечаток на систему его взаимоотношений с преподавателями, студентами, выполнение учебно-профессиональных и социальных функций, характер осуществления различных форм деятельности.

К фундаментальным основаниям профессиональной подготовки будущих психологов, утвердившимся на факультете, относятся как общие гуманистические ценности (свободы, любви, ответственности, здоровья, творчества и т.д.), так и специфически профессиональные: про-фессионально-миссионные, связанные с пониманием роли, назначения профессии психолога в социуме и той ответственности, которая возлагается на ее носителей; инструментальные, определяющие важнейшие механизмы реализации профессиональной деятельности, и профессиональ-

но-статусные, ориентирующие будущих психологов на достижение и подтверждение значимого положения в изменяющемся обществе [4].

Условия для принятия и присвоения сложившихся на факультете гуманистических ценностей студентами обеспечиваются выстроенной системой психолого-педаго-гического сопровождения, которая служит целям эффективного профессионального становления будущих психологов. Одна из составляющих данной системы - содействие успешному вхождению первокурсников в студенческую общность с соответствующими ценностями и нормами, осознанию себя членом учебно-профессионального сообщества.

Процесс адаптации студентов факультета психологии осуществляется в аудиторных и внеаудиторных формах. Важное место среди них занимает тренинг успешного студенчества, который проводится в первые дни учебного года и является частью программы «Психологического практикума ». Тренинг организуется в группах (от 12 до 14 человек) под руководством преподавателей, параллельно работающих по единой программе. При его проведении используются игры, упражнения, дискуссии, позволяющие обеспечить самопрезен-тацию студентов, дающие возможность для их глубокого самораскрытия, взаимного познания, сплочения.

Относительно новой формой внеаудиторной работы с первокурсниками стал также лагерь успешного студенчества - выездное мероприятие на одни сутки, проводящееся на базе загородного оздоровительного лагеря «Звездный». В его подготовке и проведении с большим желанием участвует актив факультета - студенты старших курсов, зарекомендовавшие себя в различных видах деятельности: учебной, научной, общественной, творческой и т.п. Целью мероприятия является содействие дальнейшей адаптации первокурсников к организационной культуре факультета, знакомству друг с другом в пределах всего курса.

Кроме того, оно позволяет выявить и сформировать студенческий актив, познакомить первокурсников с лучшими студентами факультета из числа старшекурсников, участвующих в проведении лагеря, а значит, создать условия для обеспечения преемственности наших традиций.

В последние годы на факультете апробированы «тренинг учебных умений» и тренинг «экзамениада». Целью первого является развитие у первокурсников учебных навыков, необходимых для успешного освоения навыков учебной деятельности (работы с литературой, написания конспектов и т.д.). Тренинг «экзамениада » направлен на формирование умений эффективной подготовки к сессии, осознание собственных негативных переживаний, связанных с сессией, осмысление причин и создание условий для их преодоления, а также на развитие умений адекватного поведения в процессе сдачи зачетов и экзаменов. Данные тренинги разрабатываются и проводятся студентами-пятикурсниками специализации «Психология здоровья» под руководством кандидата психологических наук Т.В. Белинской. При этом «младшие» повышают собственную эффективность, в «старшие » получают опыт самостоятельной практической работы.

В учебном процессе факультета широко применяются интерактивные методы обучения: деловые игры, тренинги, деловые игры, кейс-стади, проектная деятельность, направленные на развитие коммуникативных, организационных, проектировочных умений, приобретение опыта группового взаимодействия, а также становление профессионально важных навыков самопознания и взаимопознания, установления и поддержания контакта, прогнозирования поступков и т.п., необходимых для решения профессиональных задач психологической помощи и сопровождения клиентов.

Важную роль в этом плане играют и реализуемые в вузе научно-практические проекты, требующие организации взаимодействия с другими студентами и препода-

Юбилей

95

вателями, содействующие приобретению социального и профессионального опыта: психологические школы, психологические олимпиады для школьников, работа в лабораториях и центрах при факультете.

Психологические школы представляют собой особого рода «профессиональные мастерские», включающие комплекс различных форм интерактивного обучения и взаимообучения: доклады и круглые столы по научной и практико-ориентированной проблематике, мастер-классы, дискуссии. В подготовке школ активно участвуют студенты разных курсов, аспиранты, молодые преподаватели, заинтересованные в развитии собственных профессиональных умений, смело экспериментирующие и представляющие коллегам свои научные и практические проекты, мини-тренинги, ролевые игры и психологические упражнения.

С 2003 г. факультетом проведено пять зимних и пять летних психологических школ. В них приняли участие гости из других регионов, ведущие специалисты в сфере тренинга, консультирования, психотерапии. С уверенностью можно констатировать, что школы представляют собой особую форму «со-бытия» (В.И. Слободчи-ков) - проживания, профессионально-личностного роста для каждого участника. Это уникальный самовоспроизводящийся социальный проект, в который включились разные люди, внося и согласуя с другими свое миропонимание и профессиональную позицию.

В традициях факультета - проведение встреч, семинаров, занятий с известными российскими учеными, авторами учебников. Среди лекторов факультета были академики РАО, доктора психологических наук

профессора В.И. Слободчиков и Б.С. Братусь, доктор психологических наук профессор В.В. Селиванов (Смоленск), доктор психологических наук Е.И. Кузьмина (Москва), доктор социологических наук профессор В.В. Щербина, кандидат психологических наук А.В. Шувалов (Москва), доктор филологических наук В.П. Белянин и др.

Одной из наиболее давних является традиция совместной научно-практической работы студентов и преподавателей по направлению юридической психологии. [5]. В апреле 2007 г. в составе университета был образован Научно-исследовательский центр судебной экспертизы и криминалистики, обеспечивший возможность участия сотрудников кафедры, аспирантов и студентов в практической деятельности в качестве экспертов-психологов.

Преподаватели и студенты факультета успешно участвуют в психологическом сопровождении ряда социальных проектов Калуги и области. Так, в настоящее время реализуется проект «Счастье - в жизнь каждого », целью которого является оказание психологической помощи молодежи, вступающей в брак, а также работа, направленная на профилактику разводов среди молодых семей.

Многолетнее сотрудничество факультета с детскими домами, цель которого -

содействие социализации детей, воспитывающихся вне родительской семьи, выстроено как волонтерская работа. Студенты разных курсов организуют для воспитанников детских домов праздники, прогулки, участвуют в совместных загородных походах, оказывают помощь при выполнении домашних заданий.

На протяжении последних лет коллектив преподавателей и студентов факультета психологии при поддержке правительства Калужской области занимался реализацией научно-практического проекта «Семья как образовательный институт и источник духовно-нравственного и физического здоровья человека» (научный руководитель - доцент Т.П. Войтенко). Данный проект явился системообразующим основанием научно-практической деятельности лаборатории «Психология здоровой личности» по трем направлениям: «Кадровые ресурсы оздоровления современного общества», «Здоровьеукрепляющие образовательные технологии в современной школе», «Социокультурное образовательное пространство: информационная безопасность среды».

Сотрудники факультета участвовали также в выполнении следующих проектов, направленныхна обеспечение психологической поддержки социальной жизни региона: «Повышение качества жизни населения Калужской области: кадровые ресурсы », «Отечественная модель приемной семьи: профессиональные и личностно-важные качества приемных родителей» [6], «Отношение родителей к преподаванию предмета «Основы православной культуры» в школах г. Калуги». В рамках Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» и Третьей всероссийской олимпиады студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности выполнен проект «Современные подростки: наркотикам - НЕТ!»

Сложившиеся на факультете формы организации научно-практических, волонтерских, исследовательских проектов позволяют студентам последовательно осваивать позиции от рядового исполнителя конкретной частной функции до участника в команде разработчиков и организатора проекта, что способствует формированию социального опыта, организаторских и научно-исследовательских умений, уверенности в себе и других профессионально важных качеств. Благодаря участию в проектах студенты факультета психологии осознают свою включенность в задачу психологической поддержки социальной жизни региона, получают опыт служения, со-уча-стия, со-причастности к социально полезным делам, составляющий основу профессиональной компетенции психолога.

Литература

1. Львов Д.С. Экономика и жизненный мир

человека // Оптинский форум: Наследие России и духовный выбор российской интеллигенции. - Калуга - Оптина Пустынь, 2006.

2. Бухарестская декларация по этическим

ценностям и принципам высшего европейского образования. - М., 2006.

3. Дайл Д., Канжеми Дж., Ковальски К.

Трансформирующее действительность лидерство // Психология. - 2004. - Т. 1.

- № 1.

4. См.: Краснощеченко И.П. Ценностные

основания психологического образования // Психология в вузе. - 2007. - № 3.

5. См.: Енгалычев В.Ф. Профессиональная

компетентность специалиста в практической юридической психологии. - М., 2004.

6. Войтенко Т.П., Денисова Е.Н. Про-

грамма психолого-педагогической подготовки будущих приемных родителей: «Чужой - но близкий»: Методическое пособие для специалистов служб устройства ребенка в семью. - Калуга, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.