Научная статья на тему 'Центр г. Черновцы как гармонический ансамбль и проблема сохранения культурного наследия'

Центр г. Черновцы как гармонический ансамбль и проблема сохранения культурного наследия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
73
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕРНОВЦЫ / ЦЕНТР ГОРОДА / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / CHERNIVTSI / CITY CENTER / CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жмундуляк Д. Д.

Статья анализирует современное состояние центр города Черновцы как духовно-культурного сердца и обозначает основные проблемы, связанные с его сохранением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Центр г. Черновцы как гармонический ансамбль и проблема сохранения культурного наследия»

Д.Д. Жмундуляк

к.филол.н.,

Государственный архив Черновицкой области, директор

D.D. Zhmunduyak k.filol.n.,State Archive of Chernivtsi region, the Director

ЦЕНТР Г. ЧЕРНОВЦЫ КАК ГАРМОНИЧЕСКИЙ АНСАМБЛЬ И ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Аннотация. Статья анализирует современное состояние центр города Черновцы как духовно-культурного сердца и обозначает основные проблемы, связанные с его сохранением.

Annotation. The article analyzes the current state of Chernivtsi city center as a spiritual and cultural heart and represents the major problems associated with its preservation.

Ключевые слова: Черновцы, центр города, культурное наследие.

Key words: Chernivtsi, city center, cultural heritage.

Города занимают исключительно важное место в истории культуры. И. Гревс в предисловии к книге М. Анциферова определяет город как «одно из самых сильных и полных воплощений культуры» [1, с.25], «естественным домом цивилизованного человека» [8, с.3].

Зрительный образ города составляет прежде его архитектура. Доминируют в городском ансамбле в основном культовые здания, воздвигнутые преимущественно в XIX ст.: все эти церкви, костелы и синагоги особенно эффектно выглядят при въезде в город: «Заметные еще издали, Черновцы, благодаря своему расположению, со многими своими башнями и куполами, производят на чужеземца впечатление роскошного восточного города» [цит. по: 7, с.56]. Впрочем, сакральной архитектуре Черновцов мы уже посвятили отдельную статью [3]. Здесь же мы сосредоточимся на светской архитектуре «маленького Парижа» (или - «Вены на Пруте»), как именовали Черновцы в прошлом.

Уникальность города состоит в том, что архитектурный ландшафт почти полностью сохранился в течение XIX-XXI веков. Современность мало повлияла на его вид. В центре есть, правда, несколько примечательных зданий советской поры в стиле «сталинского классицизма», новые районы строились по современным безликим проектам; сегодня встречаются уже и настоящие дворцы богачей, чаще всего имитирующие с разной степенью успеха классические западные «замковые» образцы. Но архитектурный имидж Черновцов определяет все же не это.

Основной корпус имеющих архитектурную ценность светских зданий города формируется (как, впрочем, и сакральные сооружения) в «викторианскую» эпоху, когда не только возникают до сих пор неизвестные возможности для технических архитектурных решений, но и повышается общий уровень материального благополучия общества. Тогда во всей европейской архитектуре господствовал стиль классицизма, и принципы создания отдельного здания или целого ансамбля были, в общем, одинаковы. Установка на «роскошный» и «благородный» вид соседствовала с установками на хороший вкус, комфорт и удобство. Фактически с самого начала город, строился по соответствующим западноевропейскими архитектурным канонам. В конце XIX в. Черновцы окончательно приобретают черты европейского города. Сооружения в центре возводятся по индивидуальным проектам и решены в изысканных архитектурных стилях, улицы и площади покрываются камнем, вводится водопроводная сеть, канализация, электричество, начинает курсировать трамвай [5, с.162]. Доминирует двух- или трехэтажная застройка; дома декорированы преимущественно в стилях классицизма, барокко, роко-

ко, сецессион. За время румынского господства в ансамбль города внесена авангардистская нота: это довольно агрессивные по отношению к традиционной среде, но импозантные и удобные для проживания многоэтажные дома в духе конструктивизма.

«Черновцы застраивались по типовому образцу небольших австрийских городов, с ратушей в центре города, которая выходила на рыночную площадь» [7, с.313]. Рыночная площадь, которая впоследствии станет называться Центральной, изначально не была единственным центром градостроительных узлов: такими стали также площади Соборная и Театральная. Следует сказать, что, в отличие от городов соседней Российской империи, где план застройки утверждался непосредственно царем и основывался на четком принципе «членения на квадраты», застройка Черновцов происходила по принятому на Западе радиальному принципу, исключительно в результате частной инициативы хозяев-застройщиков. Улицы и переулки свободно разветвлялись от площадей и разрастались прихотливым «лабиринтом»

Сердце светских Черновцов - Ратуша, расположенная на Центральной площади и построенная в классицистическом стиле. В ней и теперь находятся Черновицкая мэрия и городской совет. Она построена в 1847 г. по инициативе инженера А. Марина и архитектора А. Микулича; на венчающей ее башне, доминирующей в ансамбле площади, располагаются двое часов (одни подарены когда-то бургомистром А. Кохановским). С этой башни ежедневно в полдень исполняет мелодию известной песни С. Сабадаша «Маричка» трубач, одетый в народный костюм.

Застройка Центральной площади являет собой довольно монументальный и изысканный архитектурный ансамбль, в котором Ратуша доминирует. В этом ансамбле неповторимо монументально и одновременно изысканно выглядит бывшее помещение Дирекции сберегательного банка (ныне - художественный музей), здание XVIII века, кардинально перестроенное в 1901 в стиле венского сецессиона (архитектор Г. Гесс-нер). Оригинально выглядит фасад, украшенный в духе эстетики символизма: скульптура и майоликовая мозаика, изображающие двенадцать главных богов-олимпийцев, призваны были намекать на преемственность Австро-Венгрии Франца Иосифа относительно Римской империи; Юпитер, Юнона, Церера, Вулкан и другие божества олицетворяли справедливость, мир и процветания земледелия и ремесленничества в буко-винском крае.

В центре этой площади в разные времена возвышались разные памятники, и изменение их отразило эволюцию духовную общества. От традиционных христианских ценностей оно переходит к светской символике, причем в ситуации отчетливо прослеживается агрессивное давление аксиологии «секулярных религий». Так, в австрийский период здесь была установлена привычная для католического края композиция «Пьета» - фигура Девы Марии, держащей на коленях мертвое тело Сына и оплакивающей его. Но наступила эпоха, лишенная духовных сантиментов, и религиозная доминанта в монументальной скульптуре сменилась политической. В 1922 г. «Пьета» была заменена румынскими властями триумфально-патетической скульптурной композицией под названием «Воссоединение»: здесь доминировал образ быка, который фигурирует на румынском гербе, и новая власть не почувствовала в этом определенного сомнительного привкуса - ведь бык в Библии часто символизирует «ложного бога». С установлением советской власти в 1940 г. на площади воздвиглась было просто красная звезда, советский символ. Эта композиция, конечно, была уничтожена фашистами; однако в 1945 г., с изгнанием последних, в ансамбль площади внесена была еще более экспрессивная нота: здесь появился 15-метровый деревянный обелиск с гербами советских республик. Но это убожество слишком уж контрастировало с окружающей архитектурой, и поэтому в 1951 году здесь появилась уже бронзовая и выполнена достаточно профессионально фигура В. Ленина, демонтированная в годы независимости. Сейчас на этом месте просто разбиты клумбы с цветами, а центр внимания попытались в 1999 г. перенести

на установленный несколько подальше памятник Тарасу Шевченко. Бронзовую фигуру выполнили местные скульпторы М. Лысакивский и П. Лемский, которые, судя по телевизионному интервью, были озабочены больше всего тем, чтобы поэт вышел «и не слишком молодым, и не слишком старым»; однако если голова монумента удовлетворяет художественно-эстетическим ожиданиям, то скульптура в целом по своему искусственному пафосу и ошибочному моделированию фигуры (слишком длинная и неестественно вывернутая рука) никак не выходит за пределы традиций ремесленного уровня советской официальной монументальной пропаганды. Это тем более обидно, если сравнить с неуклюжим черновицким бронзовым Кобзарем установленный совсем недалеко памятник М. Эминеску, выполненный в соседней Румынии, лишенный искусственной помпезности, действительно художественный и с точки зрения содержания (удачно передан момент лирического вдохновения поэта), и совершенный с точки зрения внешней формы.

На Театральной площади доминирует, при всей своей камерности, изысканное здание театра, фасад которого выдержан в рамках «югендстиля» (1905; архитекторы -известные в австро-венгерской империи зодчие Г. Гельмер и Ф. Фельнер, которые построили в Европе 48 театров и концертных залов). Собственно, здание представляет собой копию построенного этими же архитекторами театра в немецком городе Фюрт. Экстерьер театра украшают бюсты Гете и Шиллера, в советскую пору добавлены бюсты Шевченко и Пушкина. Интерьер театра, оформленный в пышном стиле позднего венского барокко (рококо), принадлежит, как утверждают, к лучшим в мире образцам необарокко периода поздней эклектики [2, с.201].

Замечателен и ансамбль Театральной площади. Приметна в нем Палата торговли и ремесел, построенная в 1912 (ныне главный корпус Буковинского медицинского университета), отразила дух господствующего тогда в искусстве символизма: фасад здания щедро орнаментирован и украшен по центру буковинским гербом и несколько модернизированной репликой классической скульптуры. При этом богиня земледелия и плодородия Деметра недвусмысленно напоминает «Ночь» Микеланджело; визави к ней расположился покровитель торговли и ремесел Гермес. Барельефы эти обрамлены пышными рогами изобилия и украшены головами быков, символом Буковины и одновременно мощности творческих сил природы); символы ремесел, с привкусом масонского духа (эмблема циркуля т.д.), размещенные в 14-ти полихромных медальонах, выполненных, как это было модно в пору расцвета стиля модерн, в технике майолики. Гармонично вписался в ансамбль площади и Еврейский народный дом (ныне Центральный дворец культуры), возведенный в 1908 году на средства еврейской общины. Он украшен колоннами и другими декоративными элементами классического характера и скульптурами атлантов (символ угнетения еврейского народа); при всей вторично-сти архитектурного мышления здание это представляет собой образец хорошей, грамотной эклектики. По распоряжению румынских властей уровень этой площади был специально снижен, чтобы подчеркнуть доминирование театра в ее ансамбле, и это, очевидно, было удачным решением. А вот возведенное чуть позже агрессивно-«футуристическое» здание Румынского Народного дома (1938) грубо нарушило гармонию ансамбля: авангардистская архитектура призвана была продемонстрировать пренебрежение к традиционным ценностям и типично фашистскую идею превосходства силы и воли к власти, которая ни с кем и ни с чем не считается. Характер агрессии и грубого доминирования, в архитектуре этого сооружения, почувствовали и новые хозяева города: в советское время здесь был демонстративно размещен Дом офицеров; ныне здание делят между собой различные организации.

На Соборной площади, вопреки восстановленному недавно названию, Святоду-ховский собор, прекрасный образец русского классицизма1, отступил в глубину, будучи отделен от площади как таковой сквером, который открывается монументом советскому воину-освободителю. Монумент, достаточно, впрочем, удачен с точки зрения общего художественного решения и использования благородных материалов (бронза и красный гранит), если не считать опять же неестественно длинной левой руки (скульптор -Г. Петрашевич, архитектор - В. Григор).

Отдельное стилевую ноту внесли в городской ансамбль Немецкий и Польский народные дома, расположенные на центральной улице, которая сейчас носит имя Ольги Кобылянской. Первый - типичный образец западноевропейского модерна, но одновременно здесь активно обыгрываются в романтическом духе черты традиционного немецкого зодчества (архитектор А. Оффнер), удачно взаимодополняющие друг друга массивы поверхностей, пронизанных большими, своеобразного рисунка, окнами, построены как фахверковые конструкции, и изысканный купол на коренном эрекере выполнен в стилистике рокайль. Второй - вариация на темы ренесасно-барочной традиции, здание по силуэту несколько напоминает знаменитый краковский Рынок. Зато Украинский народный дом, который сыграл колоссальную роль в возрождении украинской идентичности Черновцов, который был построен одноименным украинским союзом (1875), импозантный и даже величественный по масштабу, все же практически лишен национальной окраски: это типично средняя «венская» архитектура.

Можно назвать также много совершенных с архитектурной точки зрения зданий и целых ансамблей; частности заслуживают внимания кроме центральной улицы имени Кобылянской прилегающие к ней улицы Украинская, Армянская, Главная, И. Франко и мн. др. Неповторима, скажем, по настроению импозантная и одновременно уютная улица имени Ю. Федьковича, застроенная большими виллами конца XIX - начала ХХ в. Дома эти возводились талантливым мастерами. Среди них, например, архитектор И. Ляйцнер, который проектировал иезуитский костел Сердца Иисуса и создал ряд репрезентативных светских сооружений Черновцов: импозантный доходный дом в ренес-сансно-классицистическом стиле (ныне гимназия №2), выдержанный в духе классицистического ордера университетский корпус №2, здание промышленной школы (ныне школа №4), корпуса областной больницы, а также декорированный в духе барокко дом Австро-Венгерского банка (ныне Буковинский государственный финансово-экономический университет).

Светская еврейская архитектура старых Черновцов также означена несколькими примечательными памятниками. Таков уже упомянутый Еврейский Народный дом, построенный в 1908 году по проекту архитектора Т. Левандовского (Театральная площадь). Импозантная здание, в котором когда-то располагался Еврейский театр, а также учебно-просветительское объединение «Моргенройт» (ул. Шиллера), служило в годы советской власти кинотеатром; сейчас это Актовый зал Черновицкого медицинского университета.

С развитием строительства с середины XIX в. в Черновцах появляются мастерские и фирмы, имевшие целью удовлетворить запрос города на строительные материалы и архитектурные детали. Это мастерская А. Шефера, занимавшаяся «искусством отделки», К. Эйфлера и Ф. Шустера, специализировавшиеся на строительных художественных работах (кованые решетки для окон или дверей, кресты для церковных куполов и т. п.). Артели Л. Шренцеля и Е. Зальтера изготовляли керамическую облицовочную плитку с растительным орнаментом [7, с.485]. Все это создавало атмосферу богатства и изысканности, укладывалось в алгоритм западного «ренессансного» города, насыщенного любовью к жизни и приветливого к человеку.

1 Зиждитель храма митр. Е. Гакман специально раздобыл в Петербурге один из отвергнутых проектов Исаакиевского собора и реализовал его в Черновцах.

Бросается в глаза, что австрийские достопримечательности Черновцов - высокопрофессиональные по исполнению и, одновременно, несколько «интимные», предназначены как бы для близкого знакомства, почти диалога. А вот памятники эпохи тоталитарного режима стремятся господствовать над окружающей средой, по стилю они обобщены, не имеют индивидуальных черт, это памятники-идеи, памятника-лозунги [4, с.6-7]. «Человек-винтик», по известному определению Сталина, должен был почувствовать свою малость и беззащитность. Установка на жесткое унижение «буржуазного» мировосприятия и пренебрежение к красивому реализовалась даже не из-за каких-то директив: она присутствовала в самом образе мышления новых хозяев жизни. Потрясает изданный в первые послевоенные годы циркуляр, запрещающий «буржуазный обычай» мыть по утрам улицы мылом!

В советские времена пострадала не только сакральная архитектура. Были нанесены заметные повреждения облику города вообще; достаточно часто уничтожались изысканные архитектурные решения - ЖЭКам проще было красить голую стену, чем бережно реставрировать всяческую лепнину. Особенно пострадала отделка первых этажей старинных зданий в центральной части города, перестроенных в магазины и т. п. Одним из наиболее трагических последствий такой перестройки - с человеческими жертвами - стало разрушение в 2007 г. многоэтажного дома на центральной улице имени О. Кобылянской, где в свое времени были бездумно снесены опорные конструкции первого этажа, чтобы расширить помещение гастронома. С другой стороны, нельзя не отметить печального парадокса: в годы независимости, в условиях расстройства старых административных механизмов и роста чиновничьей коррупции, вид города пострадал едва ли не более всего за всю его историю.

С одной стороны, несомненно, идет процесс возрождения черновицкой архитектуры и даже ее радикальное улучшение: кроются медью церкви, башня ратуши, театр, дома, в которых размещены банки; удачно реконструируются черновицкие площади; реставрируется старый архитектурный замысел и т.д.

С другой стороны, нарастает и процесс разрушения наследия, что имеет, очевидно, скрытые корни в массовой психологии какой-то части «новых черновчан»2.

Так, на центральной улице имени О. Кобылянской вот уже двадцать лет, под нишей с классицистической статуей (вход в ресторан «Днестр»), зияет пустота на месте снятой вывески, которая некогда заменяла собой сбитый начисто старинный декор рустами. Жертвами очередной инициативы, на этот раз частного бизнесмена, который, не считаясь с инженерными нормативам, самовольно соорудил для себя бассейн в подвале многоэтажного дома в стиле модерн по ул. Шевченко (центр города), стали десятки людей. Здание, которое представляло собой неотъемлемую деталь архитектурного ансамбля улицы Шевченко, сразу же пошло угрожающими трещинами, и его пришлось снести. Нельзя не указать на то, что узкие тротуары старого города ныне перегорожены местами более чем наполовину многочисленными подвальчиками, где размещены разные мелкие кафе и магазинчики: каждый новый владелец считает почему-то нужным сделать крытый вход в свое заведение и «круто» декорированную лестницу, мешающую пешеходу. Так же безжалостно разрушаются иногда и фасады старинных домов владельцами магазинов, которые здесь нынче расположились: проще грубо облицевать четверть фасада плиткой, которая легко моется, чем поддерживать замысловатое ста-

Как достойную сожаления ситуацию следует трактовать характерную «проговорку» одного из прежних черновицких функционеров «по культуре», писателя В. Фольварочного, который как-то публично заявил: «Не забывайте, что это - архитектура захватчиков!».

ринное архитектурное решение. Если добавить, что эти магазинчики и подвальчики нередко существуют не более года, картина складывается довольно неутешительная. Власть пытается бороться с этим «девятым валом» антикультурных «новаций», но это не так просто: достаточно сказать, что больше, чем год, шла баталия по поводу безвкусной вывески на Центральной площади, которую, несмотря на требования администрации, владелец никак не хотел снимать, ссылаясь на то, что вложил в это произведение немалые деньги. «Ножницы» между уровнем культурного наследия и уровнем многих из тех, кто получил его ныне в собственность, все еще слишком велики.

А в общем, проблема слишком драматична, чтобы считать этот разговор законченным. Она явно требует не только более углубленного исследования, но и ряда радикальных практических мер.

Список источников:

1.Анциферов Н.П. «Непостижимый город...» Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина / Николай Павлович Анциферов. - СПб : Лениздат, 1991.

- 335 с.

2.Бшенкова С. Архггектурний розвиток Чершвщв на межi Х1Х-ХХ столггь / Св> тлана Бшенкова // Незалежний культуролопчний лггопис «I». Чершвщ. - 2009. - № 56.

- Львiв. - С. 199-207.

3.Жмундуляк Д.Д. РелЫйне тдгрунтя культури в контекст проблеми мюького «мультикультурного суспшьства / Жмундуляк Дмитро Дмитрович // Вчеш записки Та-вршсьго нащонального ушверситету iм. В.1. Вернадського. - Науковий журнал. - Серiя «Фiлософiя.Полiтологiя.Соцiологiя.». - 2012. - Том 24 (65). № 1-2.- Омферополь.-С.222-231.

4.Заполовський В., Осадчук С., Шеченко Н. Пам'ятники Чершвщв / Володимир Заполовський, Сергш Осадчук, Наталiя Шевченко. - Чершвщ: Зелена Буковина, 2007. -78 с.

5.Костишин С.С., Ботушанський В.М., Добржанський О.В. та ш. Буковина: юто-ричний нарис / Костишин С.С., Ботушанський В.М., Добржанський О.В. та ш. - Чершвщ: Зелена Буковина, 1998. - 416 с.

6.Матвпшин Г.Я. Художне життя Чершвщв / Галина Матвпшин // Чершв-щ: Iсторiя i сучасшсть (Ювшейне видання до 600^ччя першо'1' писемно'1' згадки про мюто): кол. монографiя / Заг. ред. В. Ботушанського. - Чершвщ: Зелена Буковина, 2009. - С. 465-495.

7.Никирса М.Д. Забудова Чершвщв: площг вулищ, споруди, новi мкрорайони, перспектива (1774-2008 рр.) / Марiя Никирса // Чершвщ: Iсторiя i сучаснiсть (Ювiлейне видання до 600^ччя першо'1 писемно'1 згадки про мюто): кол. монографiя / Заг. ред. В. Ботушанського. - Чершвщ: Зелена Буковина, 2009. - С. 307-349.

8.Редль Д. Помiж Вщнем i Чернiвцями: до становлення i впливу юторично'' архь тектури цiсарсько-королiвськоi монархи / Дагмар Редль // Архгтектурна спадщина Чершвщв Австршсько'' доби: М-ли мГж нар. Наук. конф. (Чершвщ, 1-4 жовтня 2001 р.). -Чершвщ: ЗолотГ литаври, 2003. - С. 45-59.

9.Park R.E., Burgess E.W., Wirth L. The city: suggestions for the investigation of human behavior in the urban environment. - Chicago: University of Chicago Press, 1925. - 239 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.