Научная статья на тему 'Эволюция Буковинского и Черновицкого гербов как отражение исторических изменений духовных парадигм'

Эволюция Буковинского и Черновицкого гербов как отражение исторических изменений духовных парадигм Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
81
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРБОВАЯ СИМВОЛИКА / ЧЕРНОВИЦКИЙ ГЕРБ / БКОВИНСКИЙ ГЕРБ / STAMPED MARKS / CHERNIVTSI COAT OF ARMS / COAT OF ARMS BKOVINSKY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жмундуляк Д. Д.

В статье рассмотрена история изменений, происходивших в облике Черновицкого и Буковинского гербов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция Буковинского и Черновицкого гербов как отражение исторических изменений духовных парадигм»

Д.Д. Жмундуляк

к.филол.н.,

Государственный архив Черновицкой области, директор

D.D. Zhmunduyak k.filol.n.,State Archive of Chernivtsi region, the Director

ЭВОЛЮЦИЯ БУКОВИНСКОГО И ЧЕРНОВИЦКОГО ГЕРБОВ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ ДУХОВНЫХ ПАРАДИГМ

Аннотация. В статье рассмотрена история изменений, происходивших в облике Черновицкого и Буковинского гербов.

Annotation. The article reviews the history of the changes that have taken place in the form of coats of arms of Chernivtsi and Bukovina.

Ключевые слова: гербовая символика, Черновицкий герб, Бковинский

герб.

Key words: stamped marks, Chernivtsi coat of arms, coat of arms Bkovinsky.

Проблема города неотъемлема от проблемы познания человека как такового и его культуры: недаром О. Шпенглер называет культурного человека «животным, которое строит города» [5, с.89-93]. Согласно формулировке И. Евлампиева, культурный миф города может быть определен как «система представлений, задающих смысловое пространство, в котором происходит интерпретация главных составляющих истории города, его архитектурной среды и культурных традиций» [2, с.215]. В свою очередь, Р. Парк отмечает, что город - это «душевное состояние, система привычек и традиций» [6, с.1]. При этом важной является проблема изучения не только уже устоявшихся стереотипов города, его сложившихся мифов [3], но и вопросов семиозиса города, то есть конструирование мифов, а также их интерпретаций, которые со временем могут существенно меняться. Ведь сложно оспорить следующее утверждение: «Культура на протяжении всей ее истории так или иначе соотносилась с мифологическим наследием древности, осуществляя попытки дополнить сердцевину мифа собственными интеллектуальными достижениями. И этот неугасимый интерес к мифу, который как нельзя лучше подходил к роли соборного объединителя человечества, является одним из доминантных сюжетов философии культуры» [1, с.159]. Э. Сойя по отношению к городам предлагает даже употреблять древнегреческое слово «синойкизм», имея в виду общее объединение, совместные проживание и рост, содержащие перманентные интенции творчества, которые не ограничиваются временем формирования города [7, р.269-270].

Интересной с этой точки зрения представляется история Черновицкого городского герба, которая представляет вытеснение древних сакрально-символических эмблем рациональными трактовками, а затем и замену последних символами секулярных религий ХХ века.

Геральдические традиции на Буковине не слишком древни. Они возникли параллельно с формированием города Черновцы - с конца XVIII века, то есть, с момента перехода края в качестве Галицкого наместничества - как Черновицкого округа - в состав Австрии. С 1849 г. край этот получил статус Герцогства Буковины с центром в Черновцах. Тогда же был легитимизирован и краевой герб, который представлял собой модифицированную эмблему Молдавского княжества XIV-XVIII веков, в состав которого тогда входила Буковина: в щите, разделенном на голубое и красное поля, помещена была черная бычья голова с золотыми рогами, окруженная тремя золотыми шестиугольными звездами. В черновицком же городском гербе возник образ каменного портала с австрийским двуглавым орлом.

«Румынский» генезис герба Герцогства проступает в распространенной в буко-винском краеведении легендарной версии его возникновения. Воевода из Марамуреша (Трансильвания) Драгош как-то в погоне за туром попал в глухой, заросший буками, край - нынешнюю Буковину; этот край ему понравился, и он привез с собой семью и наверно несколько десятков человек. Но легенда тем и отличается от мифа, что она порывает с мифопоэтическим символизмом древних религиозных систем и как бы «очеловечивает» его. На самом деле бык-тур (когда-то эту местность заселяли огромные туры с размахом рогов до 5-ти метров) со времен первобытной охоты был, как это часто случалось в каменном веке, объектом религиозного почитания, тотемом. Ситуация формировалась в рамках промыслового культа, когда зверь - это таинственное и «божественное» существо - выступал не только как будущая «мясная туша», источник питания и в конечном счете - жизни, но и как сильный, опасный и прекрасный конкурент человека в борьбе за место под солнцем. Чествование быка - распространенный архаический культ; быку как символу силы природы и плодородия поклонялись со времен палеолита (именно тогда родилась тавромахия, распространившаяся в Средиземноморье); божественный бык Апис почитался в Древнем Египте; образ Небесного Быка присутствует в мифах Древней Месопотамии; он персонифицируется в Библии как Золотой Телец. Культ Священной Коровы - важнейшая составная религии древних ариев, дошедших до Ирана и до Индии (здесь бык вошел в культ Шивы). Коровка-Мать сохранилась и в фольклоре славян. Здесь обожествляются силы природы, величие которой человек осознавал и ужасался ей одновременно.

Впрочем, в данной ситуации ощущается и возможность влияния со стороны ближайших «соседей по античности». Почитали быка как божество и в расположенной недалеко от Дакии античной Греции: критяне изображали в образе быка Верховное Божество; в образе белого быка представал Зевс, похищающий Европу; Диониса, «разнузданного» бога плодородия и вина, изображали с таким характерным атрибутом, как рога, а иногда - и вовсе с головой быка. В Афинах существовал центр аттического культа Диониса-быка - Буколион. Да и в Древнем Риме быка приносили в жертву и кропили человека его кровью, что символизировало передачу посвящаемому витальной силы (тавроболия). Поэтому вполне возможно, что отголоски данного культа просочились к фракийцам вместе с чествованием Диониса (непосредственные, тотемистические корни «бычьего» культа в этой сфере пока не обнаружены).

Имел определенную связь с культом быка и культ дерева бук. Согласно древнегреческим мифам, буки росли на Олимпе, и в буковом лесу жили вещие совы. У римлян и колонизированных римлянами даков бук считался также и символом плодородия (ср. с культом Диониса-быка); даки даже загоняли скот в буковый лес, надеясь на повышение плодородия животных. Кроме того, здесь возможно было и скрещение смыслов созвучных слов бук (дерево) и бык; славянское слово «Буковина» (от праславянского * Ьикъ), как определение края буковых лесов, могло отождествляться со словом bou («бык») в румынском языке (дерево же «бук» здесь звучит как fag).

Поэтому не слишком убедительными выглядят попытки объяснить генезис образа быка в старинной геральдике Молдовы и в гербе Герцогства Буковина процветанием скотоводства у средневековых валахов, как это наблюдалось в позитивистской науке XIX-XX вв., - убедительнее, на наш взгляд, выглядит идея мифологическо-культового происхождения данного геральдического символа. Цвет и элементы на гербе Буковины возможно были заимствованы с герба Молдавского княжества для того чтобы подчеркнуть бывшую принадлежность этой территории и придать им соответственную геральдическую древность новому территориальному образованию.

Но уже в заменившей архаический миф ренессансной легенде о воеводе, преследовавшем быка, чувствуется поиск рациональной мотивировки. Так что, возможно, на уровень «архетипной памяти» народа наслоились более поздние представления, и в

герб Герцогства Буковина бычья голова перекочевала и в самом деле, будучи осознанной, в качестве эмблемы скотоводства. Ведь город Черновцы, достаточно молодой, формировался в эпоху Просвещения, когда наблюдается выветривание архаической и вообще всякой сакральности. Этот город был практически свободен даже от диктата средневекового христианского символизма, который определял планирование более старых городов Европы3.

Это не значит, что древняя сакральность была бесповоротно обречена на забвение. Более того, на волне неоязыческих порывов ХХ века она оживала в самых неожиданных вариантах. Так, перед Второй мировой войной, когда Буковина входила в состав Румынии, на площади перед Ратушей была заменена экспрессивной скульптурой, в которой особую роль сыграл и образ быка, который должен был символизировать, по замыслу тогдашнего румынского политикума, исконные румынские ценности.

А герб Черновцов в пору владычества коммунистического режима был заменен новым, лишенным австрийской геральдической символики, вариантом. Остатки старинного городского герба - образ каменного портала с башнями - перешли в новый герб, но описывались в советских буклетах уже как «древний символ гостеприимства»4. Это, по нехитрой мещанской фантазии советского чиновника середины ХХ в., должно было символизировать открытость Черновцов к воздействию различных культур и этносов, населяющих город. Но что должна была означать оставленная над осиротевшими воротами корона - сказать трудно; скорее всего - «для красоты». Ведь традиционно в геральдике корона - знак сеньора, дворянина, и непонятно, почему она пришлась по вкусу «пролетарскому сознанию» новой эпохи.

Таким образом, эволюция Буковинского и Черновицкого гербов отражает, во-первых, известную рационализацию утратившей былую энергию мифологической символики, а, во-вторых, появление тенденции к деструкции, определенной политическими пертурбациями Х1Х-ХХ вв.

Список источников:

1.Гатальська С.М. Фiлософiя культури / Стелла Миколашна Гатальська. - К.: Ли-бвдь, 2005. - 328с.

2.Евлампиев И.И. Петербург, Москва, Рим: взаимосвязь культурных мифов (город как смыслообразующий центр культуры) / И.И. Евлампиев // Человек и город : пространства, формы, смысл: В 2-х тт. - Т. 2. - Екатеринбург: Архитектон, 1998. - С. 215223.

3.Коломейцева О.В. Образ города в новейших отечественных исследованиях / О.В. Коломейцева // Культурный ландшафт: Теоретические и региональные исследования [отв. ред. В.Н. Калуцков, Т.М. Красовская]. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. - С. 7888.

4.Меднис Н.Е. Сверхтексты в русской литературе / Н.Е. Меднис // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: rassvet.websib.ru/text.htm?no=35&id=5. - Загл. с экрана.

5.Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. - М.: Мысль, 1998. - Т.2. Очерки морфологии мировой истории. - 606 с.

3 Относительно последних верно отмечено: «Весь город во внутренней структуре его ориентировался на сакральную топологию, на которую было также сориентировано и местоположение его в системе географических, но сакрализованных координат. Более того, мыслилось, что каждый город, подобно Иерусалиму, имеет своего небесного двойника и своего небесного покровителя» [4]. В планировании же Черновцов прослеживается естественно сложившееся, определяемое сугубо практическими целями, радиальное расхождение улиц от нескольких городских площадей. И, хотя главные церковные здания Черновцов расположены чрезвычайно удачно, доминируют в городской панораме, этому мы обязаны, похоже, благодаря установке на чисто эстетический эффект.

4 Интересно также, что в гербе Львова, который унаследовал символику печати галицких князей, фигурирует такой же, как и в Черновицком гербе, каменный портал с тремя башнями, в который вписана фигура льва.

6.Park R.E., Burgess E.W., Wirth L. The city: suggestions for the investigation of human behavior in the urban environment. - Chicago: University of Chicago Press, 1925. -239 p.

7.Soja E.W. Writing the City Spatially / Edward W. Soja // City. - 2003. - Vol. 7. - № 3. - P. 269-281.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.