6
Rusin Journal Librar 2015, Nr 1
УДК 94(477.85)+281.9"19/20" UDC
DOI: 10.17223/23451734/1/1
ИСТОРИЯ БУКОВИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЕПАРХИИ АРХИПРЕСВИТЕРА КАССИАНА БОГАТЫРЦА
М.К. Чучко1, С.Г. Суляк2
Перновицкий национальный университет им. Юрия Федьковича Украина, 58012, г. Черновцы, ул. Коцюбинского, 2 e-mail: [email protected] Scopus Author ID: 55358825100
Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко Молдова, Приднестровье, 3300, г. Тирасполь, ул. 25 Октября, 107 e-mail: [email protected] ResearcherlD: D-6981-2014 Scopus Author ID: 55359315000 http://orcid.org/0000-0001-5040-9080 SPIN-код: 6908-8277
Авторское резюме
Статья посвящена известному общественно-политическому и церковному деятелю Буковины о. Кассиану Богатырцу, одному из лидеров старорусинской партии в австрийской части Буковины. В 1916 г. во время Второго венского политического процесса за свои убеждения он был приговорен к смертной казни. В последние годы жизни о. Кассиан работал над историей православной церкви Буковины. В «Истории Буковинской епархии» им был описан период с древнейших времен до 1943 г., причем, помимо церковной, изложена и история края. Останавливаясь на периоде австрийского господства, о. Кассиан уделяет внимание общественно-политической обстановке, гонениям на представителей русского движения Буковины со стороны австрийских властей. Также он подробно освещает церковно-религиозную жизнь на Буковине в годы Первой мировой войны, описывает репрессии австрийских властей против православного духовенства за сочувствие России.
Ключевые слова: русины, православие, православная церковь, Буковина, Буко-винская епархия, Австрия, Россия, Первая мировая война, Кассиан Богатырец.
Библиотека журнала «Русин» 2015, № 1 7
The History of the Bukovinian Orthodox Diocese by Archpriest Kassian Bogatyrets
M.K. Chuchko1, S.G. Sulyak2
1Yuriy Fedkovych Chernivtsi National University 2 Kotsjubynskyi Str., Chernivtsi, 58012, Ukraine e-mail: [email protected] 2Taras Shevchenko State University of Transnistria 107 October 25 Str., Tiraspol, 5500, Transnistria, Moldova e-mail: [email protected]
Abstract
The article is dedicated to the memory of the well-known social, political and church figure Archpriest Kassian Bohatyrets, one of the leaders of the Old-Rusin party in Austrian Bukovina. During the Second Political Trial of Vienna in 1916 he was sentenced to death for his conviction. In the last years of his life Father Kassian compiled a history of the Orthodox Church in Bukovina "The History of the Bukovinian Diocese" from the Earliest Times to 1943. This history also included the history of the land. Describing the period of Austrian dominance Father Kassian also gives note to the socio-political situation and the persecution of the patriots of Holy Rus’ by the Austrian authorities. He sheds light on the church-religious life in Bukovina during WWI, the oppression by the Austrian authorities of the Orthodox clergy for their sympathy towards Russia.
Keywords: Rusins, Orthodoxy, Orthodox Church, Bukovina, Bukovinian diocese, Austria, Russia, WWI, Kassian Bohatyrets.
В первом номере журнала «Библиотека журнала "Русин"» выходит первая публикация рукописи труда доктора богословия архипресвитера Кассиана Богатырца, посвященная истории Буковин-ской православной епархии. Эта монография заслуживает внимания прежде всего потому, что представляет первый на Буковине опыт обобщающего исследования прошлого церковно-исторической жизни края и написана коренным буковинцем-руснаком. До него изучением истории Буковинской православной епархии занимались почти исключительно австрийские, румынские и отчасти российские исследователи1. А украинская историография проблемы была представлена лишь фрагментарными и отрывочными публикациями таких буковинских авторов, как С. Дашкевич, Э. Воробквич, Е. Пигуляк и И. Ткачук2.
8
Rusin Journal Librar 2015, Nr 1
Надо отметить, что о. К. Богатырец в полной мере использовал в работе значительное научное наследие своих предшественников, в большей или меньшей мере затронувших церковную историю Буковины. Он обращался к опубликованным и неопубликованным документам, материалам прессы, устным свидетельствам участников событий.
Он был человеком нескольких эпох, смена которых в свете геополитических изменений в Европе конца Х1Х - первой половины ХХ в. оказала существенное влияние как на политическое положение Буковины, так и на судьбу ее жителей, в частности и самого К. Богатырца.
Он появился на свет 5 ноября 1868 г. в с. Кабин3 Сторожинецкого уезда4 австрийского коронного края Буковина. Родители его, Дмитрий и Ксения, принадлежали, очевидно, к окрестьянившимся резе-шам-земледельцам. По документальным источникам доподлинно известно, что представители довольно многочисленного резешского рода Богатырцов проживали и владели отчинными участками земли в Кабине еще во второй половине XVIII в., то есть в период, когда край принадлежал Молдавскому княжеству. Эти земельные участки, правда, уже сильно подробленные между многочисленными родственниками, Богатырцы сохранили за собой и тогда, когда край перешел под скипетр австрийских Габсбургов. Так, в документах, датированных 1772 и 1783 гг., среди кабинских резешей упомянуты Ион Богатырец, а также Константин Богатырец - зять резеша Василия Браги5. Характерно, что в ведомостях переписи населения Молдавской земли за июнь 1774 г. среди жителей с. Кабинул Черновицкой волости Ион Бахатерицу, Василий - брат его и Косташ, сын Бахате-рицу записаны как рупташи, владевшие отчинными грунтами6. Надо отметить, что к упомянутой категории, как правило, принадлежали потомки священнослужителей, которые, подобно резешам, владели мелкими вотчинами и платили налог - рупту.
Таким образом, род Богатырцов изначально принадлежал в социальном плане к резешам, которые, обеднев, в XIX в. превратились в обычных земледельцев.
Это, очевидно, послужило для о. Кассиана Богатырца основанием указать в формулярном списке, датированном 1944 г., в графе «социальное происхождение» - «сын земледельцев»7, а в послужном списке - что он по происхождению «сын крестьян»8.
После обучения в народной школе9 он получил образование в Первой императорско-королевской немецкой государственной гимназии в Черновцах, которую c отличием закончил в 1889 г.10 Затем обучался на православном богословском факультете Черно-
Библиотека журнала «Русин» 2015, № 1
9
вицкого университета Франца Иосифа I, который также закончил с отличием в 1893 г.11 В 1897 г. получил степень доктора богословия12. Параллельно изучал историю и славистику. Как наиболее способного выпускника доктора К. Богатырца прочили преподавателем на кафедру пастырского богословия в Черновицком университете, но австрийское Министерство культов и образования не сочло возможным удовлетворить это предложение деканата богословского факультета университета, согласованное с митрополитом Буковины и Далмации Аркадием (Чуперковичем), из-за принадлежности кандидата к русофильскому кружку13. Вместо него был утвержден священник-украинофил Дионисий Еремийчук-Еремиев (уроженец с. Новые Мамаевцы на Буковине), предложенный президентом края.
11 мая 1897 г. доктор богословия К. Богатырец женился на девице Стефаниде, дочери священника из с. Ошихлибы Александра Вели-горского и его жены Февронии (урожденная Драбык). Таинство венчания совершил священник Е. Андрийчук из Новых Мамаевцев14. 28 июня 1897 г., после хиротонии в диакона, митрополит Аркадий хиротонисал о. Кассиана в иерея15.
В том же году Богатырец был назначен администратором (заведа-телем) прихода в Садогуре (теперь район в пределах г. Черновцы). В 1898 г. он был отмечен похвальным декретом за службу на прежнем месте и переведен администратором прихода в с. Оршевцы. В 1899 г. определен администратором прихода в Верхних Станивцах, а в 1901 г. стал настоятелем упомянутого прихода16.
Будучи сельским священником, о. К. Богатырец при ревностном исполнении своих пастырских обязанностей неутомимо трудился над повышением культурного и экономического уровня своей паствы, основывая читальни и кооперативные общества и редактируя популярные издания для народа17. Он также активно занимался общественно-политической деятельностью, принимал участие в русофильских обществах, играя главную роль в руководстве «Народной Рады», занимался предвыборной агитацией18.
За пастырскую деятельность в 1908 г. о. Кассиан был возведен в сан экзарха (иконома)19. В том же году по линии общественнополитической деятельности он посетил Санкт-Петербург, где прочитал лекцию по буковинской истории. Поскольку поездка не была согласована с духовным руководством, а во время выступления Богатырец допустил антиавстрийские высказывания, против него по возвращении на Буковину было начато дисциплинарное расследование. В итоге в 1910 г. решением Министерства культов и образования о. Кассиан был лишен места настоятеля прихода в Верхних Станивцах и переведен на низшую должность - помощником настоятеля прихода в Веренчанке20.
10
Rusin Journal Librar 2015, Nr 1
В том же году австрийские власти начали наступление на старорусинские организации. Несколько из них было закрыто, а графу В. Бобринскому, который прибыл из России и ездил по Буковине, выступая с антиавстрийской агитацией, был запрещен въезд в пределы Австро-Венгрии. Все это вызвало негодование как в Российской империи, так и за ее пределами. Так, в Черновцах пророссийски настроенные русины устроили протесты. В частности, съезд «мужей дверия» организовал шествие и направил делегацию с петицией-протестом к краевому президенту. Наряду с другими видными буковинскими деятелями русинского движения в состав делегации вошел и о. К. Богатырец21.
В 1911 г. он баллотировался от «Народной Рады» в Буковинский сейм, но не прошел туда. 1 октября 1911 г. на последнем общем собрании общества «Народная Рада» К. Богатырца снова избрали его председателем22. Усиление преследования русофилов в Австро-„ . Венгрии в начале 1914 г.,
Христосъ воевресъ! в частНости арест по об-
винению в шпионаже в пользу России Геровских в Черновцах, не поколебали политических воззрений о. Кассиана.
С приближением военного конфликта между Австро-Венгерской и Российской империями угроза репрессий в отношении старорусинских деятелей Буковины становилась все более ощутимой. И они не заставили себя долго ждать.
В день объявления Германией войны России, 1 августа 1914 г., о. К. Богатыр-ца и его единомышленников арестовали по приказу директора черновицкой
п , лплл п полиции К. Тарантула фон
Предвыборная листовка 1911 г. Печатается R г г } ^
по: Добржанський О. Нацюнальний рух украТнфв Валеуца. Сначала °н нахо-Буковини другоТ половини Х1Х - початку ХХ ст. дился в тюрьме в Чернов-ЧерНшш, 1999. цах. Через несколько дней
Библиотека журнала «Русин» 2015, № 1
11
была арестована жена о. Кассиана Стефанида. Как неблагонадежную ее отправили в лагерь Телергоф (Штирия), где она пребывала до конца войны. А Кассиан Богатырец сначала был вывезен в концлагерь Санкт Марьям (Верхняя Австрия), а позднее отправлен в гарнизонную тюрьму в Вене для следствия по делу о государственной измене. Следствие продолжалось до апреля 1916 г. Второй венский политический процесс, на котором в качестве обвиняемых проходили К. Богатырец и другие подследственные, шел без перерыва с 14 сентября 1916 г. по 17 февраля 1917 г. Представ перед дивизионным судом краевой обороны в Вене, д-р К. Богатырец смело выступил в своей защитной речи в защиту прав православной церкви в Австрии и православного вероисповедания вообще, которое военный прокурор называл в обвинительном акте не иначе как «шизмой». Именно распространение православия, наряду с государственной изменой вменялись ему в вину на Венском процессе.
Публицист и историк Р. Мирович, опираясь на составленный Бога-тырцом текст защитной речи, приводит наиболее интересные цитаты из его выступления перед судом:
«- Нас обвиняют, - сказал д-р Богатырец, - в пропаганде «шизмы». Так называет обвинительный акт нашу православную, признанную австрийскими законами церковь. Наш обвинительный акт будет для будущих поколений историческим документом, как австрийские государственные власти относились к православной, ими же признанной церкви...
- Наши власти не церемонятся, когда говорят о нашей православной церкви и называют ее «шизматической», невзирая на то, что эта церковь признана законом. Это имело место во всех процессах. Это повторяется и в нашем процессе, и я как член и священник православной церкви заявляю решительный протест против такого ненавистного и обидного официального отношения к православной церкви как со стороны властей, так и со стороны прокурора, и прошу для вечной памяти зафиксировать в протоколе следующее: «Ввиду того, что православная церковь принадлежит к законно признанным в Австрии церквям, я, ссылаясь на 15 статью Основного государственного закона от 1867 г. и на межконфессиональный закон 1868 г., как тоже на распоряжение Галицкой краевой губернии 1792 г., которым запрещено называть нашу православную церковь «шизматической», ссылаясь, наконец, на мнение Министерства культов от 6.05.1915 г., находящееся в делах нашего процесса, заявляю торжественный и решительный протест против называния православной церкви «шизматической».
12
Rusin Journal Librar 2015, Nr 1
- В делах нашего процесса, - продолжает д-р Богатырец, -встречается путаница относительно православной церкви. По мнению галицкого наместничества, православная церковь в Австрии не признана, поскольку эта церковь тождественна с российской государственной церковью, в другом же месте опять сказано, что эта церковь отличается от Русской православной церкви. Министерство культов на запрос следственного судьи для Гайта ответило, что Русская православная церковь такая же, как православная церковь в Австрии, а российский царь не глава церкви, а ее защитник, как и у нас в Австрии, где император имеет даже больше прав в православной церкви, чем российский царь. Ввиду того и того, что обвинительный акт считает переход на православное вероисповедание просто государственной изменой, я постараюсь представить дело в подлинном свете и доказать необоснованность обвинительного акта».
Далее обвиняемый привел исторические факты, на основании которых доказал, что «до последнего Вселенского собора все догмы, учение и вообще устройство были общие для всей христианской церкви. Со временем, однако, начались расхождения между Востоком и Западом, и римский епископ (папа) присвоил себе авторитативную власть, причем не постеснялся даже опереться на фальсифицированные так называемые «Псевдоисидоровские декреталии», пытался подчинить себе всю христианскую церковь, и таким образом пришло к окончательному расколу в 1054 г. Римские латиняне утверждают, что православная церковь откололась от римской, и называют ее обидчиво «шизмою», в то время как в самом деле православная церковь осталась такой, какой была первичная церковь Христова, без нововведений отколовшегося Запада. Следовательно, характер «шизмы» имеет римско-католическая церковь и никоем образом не православная.
Латинянам удавалось иногда перетянуть на свою сторону часть православных в виде унии, как это имело, например, место в шляхетской Польше в 1596 г., когда польская шляхта с иезуитами насильственно перевела часть православного народа в унию. Однако народ этот оставался в своих сердцах православным и при благоприятствующих обстоятельствах возвращался к вере отцов, и в этом естественном явлении прокуроры видят государственную измену, и австрийские власти устраивают фальшивые процессы».
«Относительно обвинения в православии - «шизме» - могу только сказать следующее: пусть гонители церкви помнят, что и раньше бывали государства, которые преследовали веру, но по ним уже и след простыл, и сейчас только история упоминает о них как о гонителях, погубивших бесчисленное число мучеников за веру и цер-
Библиотека журнала «Русин» 2015, № 1 13
ковь. А церковь и до сегодня выполняет свою высокую просветительную задачу».
Логически продуманная и обоснованная историческими, богословскими и юридическими аргументами защитная речь д-ра К. Богатырца произвела впечатление на членов военного трибунала, который отметил в обосновании обвинительного приговора: «Обвиняемый д-р Богатырец - это просто могущественная, импонирующая личность, которая всесторонним образованием, решительным спокойным выступлением может заставить прислушиваться к нему. Когда он говорит, его слова - не пустые фразы...» 23
Трибунал приговорил о. Кассиана вместе с 16 другими общественными деятелями Галиции и Буковины к смертной казни через повешение. Но обвиняемые подали аппеляцию, и дело приняло затяжной характер. Вскоре по амнистии императора Карла I К. Богатырца освободили из тюрьмы и отправили в Грац. Возвратившись на Буковину, он занял прежнее место на приходе в Веренчанке. Надо сказать, что Австро-Венгерская империя к тому времени распалась и Буковина вошла в состав Румынского королевства, аннексировавшего эту территорию в ноябре 1918 г.24
В 1919 г. К. Богатырец стал настоятелем парафии в с. Веренчанка. В 1925 г. его избрали депутатом Епархиального собрания вместе со священником-украинцем Петром Катеринюком. Остальные 58 делегатов были румынами. Он принимал активное участие в работе бюджетной комиссии. В 1929 г. был возведен в сан протопресвитера.
В 1930 г. К. Богатырца перевели на парафию в Кицмань, одновременно назначив благочинным Днестрянского протоиерейства. В 1931 г. был возведен в архипресвитеры-ставрофоры25. В Кицмане он служил до 1940 г. Как авторитетный священник он не раз избирался депутатом Епархиального собрания, был председателем и референтом бюджетной комиссии. Отстаивал права украинцев в Буко-винской митрополии, в том числе право на преподавание в школе религии на родном языке. В 1937 г. как благочинный Днестрянского округа о. Кассиан сопровождал митрополита Виссариона (Пую) во время канонической визитации надднестрянских сел. При этом он попросил разрешения на издание для украинцев-русинов славянского молитвослова. Митрополит дал устное согласие, но консистория этого не позволила26.
После присоединения к митрополии Буковины и Хотина Мараму-решской епархии архипресвитер К. Богатырец по поручению владыки Виссариона ездил туда с миссионерскими проповедями27.
Летом 1940 г., когда в северной части Буковины после ее присоединения к СССР была установлена советская власть, 112 православ-
14
Rusin Journal Librar 2015, Nr 1
ных священников, в основном румыны, вместе с митрополичьей консисторией эвакуировались в Румынию, а 132 священника остались в своих приходах. Позднее 109 из них, в основном украинцы, а также несколько румын, не успевших выехать в Румынию, воспользовались немецкой переселенческой акцией28. Покинул СССР из-за негативного отношения советской власти к церкви и архипресвитер К. Богатырец. Вместе с женой Стефанидой, сыном Николаем и дочерью Надеждой ему удалось выехать в Германию, где из-за болезни он задержался на шесть месяцев в монастыре Лейбус в Силезии. Оттуда, благодаря румынской комиссии, о. Кассиан вместе с супругой перебрался в Румынию. Там он некоторое время служил священником в Монтэору29.
После занятия румынскими войсками северной части Буковины в июле 1941 г. и возобновления на этой территории деятельности Бу-ковинской митрополии К. Богатырец, как и большинство священников, вернулся в Черновцы30. Буковинский митрополит Тит (Симедря) определил его духовником в Свято-Введенский женский монастырь в Черновцах (с жалованием 10 000 леев)31.
Когда в марте 1944 г. северная часть Буковины снова стала советской, большинство представителей буковинского духовенства вместе с митрополитом Титом эвакуировалось в Румынию, но архипресвитер К. Богатырец и около 20 священников остались и продолжали служить на парафиях явочным порядком, полагаясь на те позитивные изменения в сфере государственно-церковных отношений в СССР, которые произошли во время войны. Как старший по рангу клирик он взял на себя временное руководство епархией в Черновцах. В июле 1944 г. он передал управление Черновицкой епархией делегату митрополита Киевского и экзарха Украины Иоанна (Соколова) протоиерею Евфимию Ковернинскому, который возглавил ее как епархиальный благочинный (а с февраля 1945 г. - как епископ Черновицкий и Буковинский под именем Феодосий)32. 1 августа 1944 г. архипресвитер К. Богатырец подал прошение в Черновицкое епархиальное управление о принятии его вместе с приходом в каноническое общение с Русской православной церковью. Из-за нехватки священников К. Богатырец одновременно служил духовником в Свято-Введенском женском монастыре и исполнял функции настоятеля церкви Св. Николая и клирика кафедрального собора33.
30 августа 1944 г. о. Кассиан овдовел - умерла его супруга Сте-фанида34. 31 августа она была похоронена в семейном склепе на Черновицком городском кладбище (квартал № 6).
В 1945 г. архипресвитер К. Богатырец написал по поручению епископа Черновицкого и Буковинского Феодосия (Ковернинского) для
Библиотека журнала «Русин» 2015, № 1
15
передставления в Св. Синод РПЦ «Краткую историю Буковинской епархии»35. Кроме того, он составил исторические справки о старообрядцах, баптистах, адвентистах, а также о строительстве резиденции буковинских митрополитов по запросу советских властей через Черновицкую епархию и по просьбе дирекции Краеведческого музея в Черновцах36.
В 1946 г. архипресвитер-ставрофор К. Богатырец был награжден митрой37. В том же году от советского правительства за патриотическую деятельность во время войны получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»38.
В мае 1947 г., продолжая работу над обширной «Историей Буковинской епархии», о. Кассиан обратился к епископу Черновицкому и Буковинскому Феодосию с просьбой посодействовать ему в отыскании в архиве Киевской митрополии недостающих для работы материалов, касающихся управления Буковинской епархией в 1914, 1940 и 1944-1945 гг. В начале июня владыка распорядился запросить в архиве Киевской консистории его документы о хиротонии в епископа Черновицкого и Буковинского39.
В конце 1947 г. епископ Феодосий, назначенный на кафедру епископа Кировоградского и Николаевского, рекомендовал патриаршему экзарху Украины митрополиту Киевскому и Галицкому Иоанну в качестве своего преемника на Черновицкую епископскую кафедру кандидатуру архипресвитера К. Богатырца и отзывался о нем как о высокообразованном, добром, заслуженном и авторитетном пастыре, украинце-русофиле по своим взглядам, который как местный уроженец хорошо ориентировался во всех проявлениях религиозной жизни Буковины и знал местные языки (украинский, русский и румынский)40. Однако владыкой о. Кассиана так и не поставили, поскольку в патриархии больше всего ценились церковная дисциплина и послушание, а не личная позиция и ученые аргументы. К тому же в 1946-1947 гг. о. Кассиан имел неосторожность затеять с патриархией затяжную переписку, в которой тре-
0. Кассиан (в центре) в середине 50-х гг.XX в. бовал оставить
16
Rusin Journal Librar 2015, Nr 1
ему заслуженный еще в Румынской православной церкви сан архипресвитера, в коем он вступил в каноническое общение с Русской православной церковью в августе 1944 г. Ответ патриархии об отсутствии такого сана в Русской церкви и распоряжение впредь именоваться протоиереем К. Богатырец расценил как принижение и унижение его заслуг41.
В 1954 г. Богатырец был восстановлен в правах гражданина СССР и получил паспорт42.
В 1955 г. из-за тяжелой болезни о. Кассиан вышел на пенсию, однако определенных ему пенсионным комитетом 300 рублей в месяц едва хватало на жизнь и оплату квартиры (по ул. Квитки-Основьянен-ко, 21)43. Будучи больным и находясь в бедственном материальном положении (его дом по ул. Газеты Правда,19 был национализирован еще в 1949 г., имущества, кроме большой научной библиотеки и денежных накоплений, не было, дополнительных пособий также не получал, а сын и дочь пребывали за границей), К. Богатырец обратился в консисторию с прошением об увеличении пенсии44. Принимая во внимание его «высокие заслуги перед церковью и русским народом во времена Австрии», а также научно-исследовательскую работу, в марте того же года епископ Черновицкий и Буковинский Евмений (Хорольский) выхлопотал в пенсионном комитете Московской патриархии для протоиерея К. Богатырца персональную научную пенсию в размене 2000 рублей в месяц, которая была определена пенсионным комитетом для выплаты с 1 апреля 1955 г.45
В последние годы жизни о. Кассиан занимался научной деятельностью - работал над историей Черновицкой епархии. Упокоился митрофорный протоиерей К. Богатырец 26 июля 1960 г.46 Похороны состоялись 28 июля при огромном стечении духовенства и верующего народа47. Погребен в семейном склепе на Черновицком городском кладбище (ул. Зеленая, квартал 6).
После смерти о. Кассиана Богатырца неопубликованная «История Буковинской епархии» хранилась в семье его племянника. Машинописную копию этого труда для публикации любезно предоставила жена племянника о. Кассиана - Евгения Васильевна Горжу.
Переходя к общей характеристике работы и анализу ее содержания, нужно отметить, что собственно историю Буковинской православной епархии автор предваряет описанием исторических событий на территории края. В этой первой части труда исследователь, исходя из имевшихся у него источников и состояния современной ему историографии, рассказывает о заселении края задолго до нашей эры. Далее он останавливается на происхождении названия «Буковина». Давая в целом верную его трактовку и отмечая, что
Библиотека журнала «Русин» 2015, № 1
17
«распространение этого названия на весь край, названный сегодня Буковиной, вошло только со времени присоединения его к Австрийской империи», К. Богатырец, однако, говорит, что оно впервые документально зафиксировано в грамоте молдавского господаря Романа I в 1392 г. Но это утверждение ошибочно, поскольку в упомянутой грамоте речь идет о «буковине» в цинуте Ботошань (ныне община Вырфу Кымпулуй), и к исторической Буковине она отношения не имеет48. Первое документальное упоминание о «больших лесах, которые называются Буковиной», встречается в Любовель-ском мирном договоре от 15 марта 1412 г. между королем Венгрии Сигизмундом I Люксембургским и польским королем Владиславом Ягелло49.
Вначале автор дал краткую характеристику различным племенам и народам, жившим на территории исторической Буковины до появления там славян. Среди них он упомянул скифов, сарматов, гетов, даков, вестготов, гуннов, гепидов, аваров. Далее исследователь остановился на появлении в крае славянского населения и пребывании этой территории под властью киевских и галицких князей.
Затем К. Богатырец описал процесс поселения в крае волохов из Марамуреша, образования Молдавского государства и основания католического епископства в Сирете. Значительное место в работе автор уделил освещению конфликта между Молдавией и константинопольским патриархом из-за определения Иосифа (Мушата) молдавским владыкой и процессу урегулирования церковных отношений между Сучавой и Константинополем при воеводе Александре Добром. Рассказывает он и об обстоятельствах перенесения из Белгорода в Сучаву мощей св. вмч. Иоанна Нового, приводя при этом цитаты из «Жития» святого, составленного Григорием Цамбла-ком.
Далее исследователь делает общий обзор Черновицко-Буковин-ской православной епархии.
Вторая часть труда посвящена вопросу основания Буковинской епархии, история которой началась с Рэдэуцкого епископства. Автор рассмотрел исторические обстоятельства и вопросы датировки открытия епископской кафедры в г. Рэдэуць на юге Буковины.
После этого К. Богатырец сделал экскурс в историю христианизации населения на территории Буковинской епархии, указывая на давние корни этого явления в крае.
Далее автор переходит к истории Рэдэуцкой епархии от ее основания до присоединения Буковины к Австрии (1472-1775). Опираясь в основном на работу Д. Дана «Хроника Рэдэуцкого епископства», исследователь приводит хронологический перечень рэдэуцких
18
Rusin Journal Librar 2015, Nr 1
владык с краткими биографическими данными и годами их архиерейского служения на кафедре в Рэдэуць.
По сравнению с предыдущей главой более насыщена фактическим материалом третья часть работы, посвященная истории Буко-винской епархии во время австрийского правления (1775-1918). В ней автор сосредоточил внимание на вопросах установления границ, изменения церковной юрисдикции бывшей Рэдэуцкой епархии и переименования ее в Буковинскую, рассмотрел обстоятельства ликвидации большинства монастырей и основания Буковин-ского православного религиозного фонда, рассказал о нормативном упорядочении православной церкви на Буковине, духовном образовании. Отдельно остановился на деятельности буковинских архиереев, церковном строительстве (в частности на постройке кафедрального собора Св. Духа и резиденции буковинских владык), национальной борьбе в церкви между румынами и русинами, гонениях на русофилов со стороны австрийских властей. Много внимания уделил церковно-религиозной жизни в крае в годы Первой мировой войны, описывая репрессии австрийских властей против православного духовенства за симпатии к России. Он представил информацию и о собственном пребывании под следствием в Вене во время второго политического процесса (14 сентября 1916 - 17 февраля 1917 г.). Кроме того, остановился на событиях 1918 г. на Буковине, в частности на обстоятельствах включения края в состав Румынского королевства. Сведения об управлении Буковинской митрополией протоиереем Ф. Титовым - профессором Киевской духовной академии, назначенным в августе 1916 г. представителем протопресвитера военного и морского духовенства в генерал-губернаторстве областей Австро-Венгрии, занятых русской армией во время войны, о. Г. Шавельского, в работе отсутствуют. Это указывает на то, что материалов, запрошенных через епископа Феодосия в мае 1947 г. из архива Киевской консистории50, о. Кассиан для работы над «Историей Буковинской епархии» так и не получил.
Поэтому, коротко рассказав о восстановлении румынами на ми-рополичьей кафедре в Черновцах отправленного австрийцами в отставку митрополита Владимира, К. Богатырец переходит к освещению румынского периода в истории Буковинской епархии. Он останавливается на описании внутренней жизни церкви, деятельности буковинских митрополитов, приводит тексты нормативных актов, которыми руководствовалась церковь в румынский период, акцентирует внимание на тех трудностях, которые переживали тогда украинские священники вследствие давления на них со стороны румынских светских и церковных властей. Говорит о контактах
Библиотека журнала «Русин» 2015, № 1
19
митрополита Буковинского Виссариона с липованами, о возобновлении Марамурешского епископства, включенного как суфрагия в состав Буковинской митрополии, а также о борьбе с сектантством.
В контексте церковно-религиозной жизни Буковинской епархии К. Богатырец приводит также факты собственного участия в церковной жизни края. Например, описывает свою деятельность по отстаиванию прав украинцев в Епархиальном совете.
Особо автор остановился на обстоятельствах отставки митрополита Виссариона и назначения в мае 1940 г. местоблюстителем Черновицкой кафедры романского епископа Лукиана (Тритяну), а также последующего назначения 13 июня 1940 г. буковинским митрополитом бывшего епископа Хотинского Тита (Симедря).
О епископе Дамаскине (Малюте), который прибыл в Черновцы для налаживания церковной жизни после установления советской
20
Rusin Journal Librar 2015, Nr 1
власти в июне 1940 г., К. Богатырец не упоминает, говоря лишь о том, что из-за военного положения инвестиция митрополита Буко-винского Тита последовала только 13 марта 1941 г., а инсталляция (настолование) состоялась 25 марта 1941 г. в Сучаве, а не в Черновцах, так как Северная Буковина была занята советскими войсками. Отсутствие данных о событиях лета 1940 - весны 1941 г., поизо-шедших в церковной жизни северной части Буковины, опять-таки свидетельствуют о том, что и о епископе Черновицком Дамаскине запрошенную в мае 1947 г.51 через владыку Феодосия необходимую для работы информацию из Киевской консистории он также не получил.
Остановившись на описании восстановления церковной жизни в Северной Буковине при митрополите Тите, который прибыл в Черновцы 25 июля 1941 г., К. Богатырец доводит повествование об архиерейском служении этого владыки до 1943 г. Далее он дает характеристику ряда религиозных общин, которые проживали на территории Буковинской епархии. В частности, он довольно подробно рассмотрел такие деноминации, как липоване-старообрядцы, римо-католики, армяно-католики, греко-католики (униаты), протестанты, иудеи, а также адвентисты, баптисты, пятидесятники. Заканчивается труд анализом причин перехода православных буковинцев в различные секты.
Очевидно, работа была не завершена, поскольку в описании содержания труда декларировалась также глава, посвященная советскому периоду истории Черновицко-Буковинской епархии. По-видимому, К. Богатырец так и не успел ее написать, но материалы собирал. Об этом свидетельствует уже упомянутый запрос епископу Черновицкому Феодосию от 30 мая 1947 г. с просьбой предоставить ему для работы из Киевской консистории такие материалы, как: «3) грамота, которой Румынская патриархия отказалась от юрисдикции над православной церковью на территории Черновицкой области; 4) грамота учреждения Черновицко-Буковинской епархии в Черновицкой области; 5) грамота наречения Вашего преосвященства; 6) грамота рукоположения Вашего в епископы; 7) протокол Вашей инсталляции на престол черновицко-буковинского епископа»52.
И все же основная часть труда, хотя и в черновом варианте, к 1960 г. была написана. Частично работа страдает компилятивностью, но отдельные ее части носят исследовательский характер, в них использованы оригинальные документы, приведены авторские суждения и оценки, порой субъективные, но интересные. Ряд приведенных в труде данных, основанных на личных воспоминаниях о событиях конца XIX - первой половины ХХ в., не только восстанав-
Библиотека журнала «Русин» 2015, № 1
21
ливает картину церковно-религиозной и общественно-политической жизни Буковинской Руси, но и может служить источником для восполнения пробелов в биографии самого автора работы, а также дает возможность определить его вклад в историю православной церкви Буковины, служению которой он посвятил всю свою жизнь.
22
Rusin Journal Librar 2015, Nr 1
ЛИТЕРАТУРА
1. Wickenhauser F. A. MoLda oder Beitrage zur Geschichte der MoLdau und Bukowina. Bd. 4. Geschichte des Bistum Radautz und des KLoster Grofc-Skit, Bd.1. Czernowitz, 1890; Kaindl R. F. Geschichte der Bukowina von den aLtesten Zeiten bis zur Gegenwart. Czernowitz, 1904; Onciul I. de. FonduL reLigionariu gr.-or. aL Bucovinei. SubstratuL, formarea, desvoLtarea §i starea Lui de fa^a. Reproducere separata de'n CandeLa 1889-1891. Cernau^i, 1891; German L. ProbLema istorica bisericei din Bucovina. Bucure§ti, 1914; Dan D. Cronica episcopiei Radau^i cu apendice de documente sLavone originaLe §i mai muLte iLustratiuni. Viena, 1912; Dan D. RoLuL preo^imei Bucovinene in men^inerea RomanismuLui de La robirea (1775) - La desvobirea Bucovinei (15/XI-1918). Un adaos La istoria bisericii romane. Cernau^i, 1925; Nistor I. Istoria bisericii din Bukowina §i a rostuLui ei nationaL-cuLturaL in via^a romaniLor bucovineni. Bucure§ti, 1916; Голубинский Е. Краткий очерк истории православных церквей: Болгарской, Сербской и Румынской, или Молдо-Валашской. M., 1871; Мордвинов В. Православная церковь в Буковине. СПб., 1874; Арсений, enu-скоп Псковский. Исследования и монографии по истории Молдавской церкви. СПб., 1904.
2. Daszkiewicz S. Die Lage der gr.-or. Ruthenen in der Bukowiner Erzdiocese. ZugLeich Antwort auf die "ApoLogien" des Bukowinaer gr.-or. MitropoLiten SiLvestru Morariu-Andriewicz. Czernowitz, 1891; Воробкевич Э. Е. Радовец-кое православное епископство и его церковь. Историко-археологическая студия // CandeLa. Foaie bisericeasca-Literara. AnuL 1897. Cernau^i, 1897. Pp. 251-259; Piguliak H. Die Kirchenfrage in der Bukowina. Czernowitz, 1914; Ткачук I. Церковно-релтйне життя // Буковина - П минуле i сучасне/ шд ред. Д. ^тковського, Т. Бриндзана, А. Жуковського. Париж-Фiлядельфiя-ДЬройт, 1956, С. 725-757.
3. Поточний архiв Чершвецько-Буковинсько! епархп УПЦ. Архiвна справа митрофорного протсяерея Кассiяна Дмитровича Богатирця (1868-1960). Арк. 2. Зв. 6, 9.
4. В 1903 г. это село вошло в состав вновь образованного Вашковского уезда (позднее Вашковского района); ныне с. Ясены Сторожинецкого района Черновицкой области.
5. Documente bucovinene / Teodor BaLan. Bucure^^i, 1942. VoL. VI. Pp 82, 83.
6. Молдавия в эпоху феодализма: переписи населения Молдавии в 1772-1773 и 1774 гг. Кишинев, 1975. Т. VII. Ч. 1. С. 444.
7. Поточний архiв Чершвецько-Буковинсько! епархп УПЦ. Архiвна справа митрофорного протсперея Касаяна Дмитровича Богатирця (1868-1960). Арк. 9.
8. Там само. Арк. 2 зв.
9. Мирович Р Апологет православия перед австрийским военным судом. К 100-летию со дня рождения митрофорного протоиерея д-ра Кассиана Дмитриевича Богатырца (1868 - 1968) // Русин. Международный исторический журнал. Кишинев, 2009. № 1 (15). С. 91.
10. Wurzer R., prof. Zur Geschichte des k.k. 1. Staatsgymnasiuma in
Библиотека журнала «Русин» 2015, № 1
23
Czernowitz. Czernowitz, 1908. S. 30.
11. Поточний apxiB Чершвецько-БуковинськоТ епархп УПЦ. ApxiBHa справа митрофорного протслерея Кассiяна Дмитровича Богатирця (18681960). Арк. 2 зв.
12. Там само. Арк. 4-4 зв.
13. Яремчук С. Життевий шлях православного священика Касаана Богатирця // Питання 1стори УкраТни. Збiрник наукових статей. Чернiвцi, 2003. Т. 6. С. 275.
14. Поточний архiв Чершвецько-БуковинськоТ епархп УПЦ. Архiвна справа митрофорного протоiерея Кассiяна Дмитровича Богатирця (18681960). Арк. 3, 5, 6.
15. Там само. Арк. 9.
16. Там само. Арк. 6, 9
17. Мирович Р Апологет православия перед австрийским военным судом... С. 91.
18. Яремчук С. Життевий шлях православного священика Касаана Богатирця. С. 276; Добржанський О. Нацюнальний рух украшав Буковини дру-гоТ половини Х1Х - початку ХХ ст. ЧершвцЬ 1999. С. 221.
19. AnuaruL mitropoLiei Bucovinei pe anuL 1937. Cernau^i, 1937. P 105.
20. Яремчук С. Життевий шлях православного священика Касаана Богатирця. С. 276; Добржанський О. Нацюнальний рух украТн^в Буковини дру-гоТ половини Х1Х - початку ХХ ст. С. 402; Поточний архiв Чершвецько-Буко-винськоТ епархiТ УПЦ. Архiвна справа митрофорного протслерея Кассiяна Дмитровича Богатирця (1868-1960). Арк. 6, 9.
21. Добржанський О. Нацюнальний рух украТн^в Буковини другоТ половини Х1Х - початку ХХ ст. С. 400.
22. Там само. С.403-405.
23. Мирович Р. Апологет православия перед Австрийским военным судом... С. 92-94.
24. Яремчук С. Життевий шлях православного священика Касаана Богатирця. С. 276.
25. AnuaruL mitropoLiei Bucovinei pe anuL 1937. Cernauti, 1937. P. 105; Поточний архiв Чершвецько-БуковинськоТ епархп УПЦ. Архiвна справа митрофорного протслерея Касаяна Дмитровича Богатирця (1868-1960). Арк. 5.
26. Ткачук I. Церковно-релтйне життя. С. 747.
27. Там само.
28. Mornru P Bucovina sub regimuL Antonescu (1941-1944). P II. PoLitica. Invatamint. CuLtura. Chisinau, 2007. P 45-46; Ткачук I. Церковно-релтйне життя. С. 752.
29. Поточний архiв Чершвецько-БуковинськоТ епархп УПЦ. Архiвна справа митрофорного протслерея Касаяна Дмитровича Богатирця (18681960). Арк. 6.
30. Там само.
31. Там само. Арк. 9, 35.
32. Яремчук С. Православна церква на Буковиш у радянську добу (дер-жавно-церковш взаемини). Чершвш, 2004. С. 38.
33. Поточний архiв Чершвецько-БуковинськоТ епархп УПЦ. Архiвна
24
Rusin Journal Librar 2015, Nr 1
справа митрофорного протсяерея Касаяна Дмитровича Богатирця (18681960). Арк. 9, 10.
34. Там само. Арк. 2 зв.
35. Там само. Арк. 19, 30.
36. Там само. Арк. 28-29, 53.
37. Там само. Арк. 6.
38. Там само. Арк. 12-12 зв.
39. Там само. Арк. 19-19 зв.
40. Там само.Арк. 7, 22.
41. Там само. Арк. 13, 14-18, 20-21.
42. Там само. Арк. 38.
43. Там само. Арк. 51.
44. Там само. Арк. 25, 51.
45. Там само. Арк. 42, 43, 44-44 зв., 52-52 зв., 53-53 зв.
46. Яремчук С. Життевий шлях православного священика Касаана Богатирця. С. 280.
47. Мирович Р Апологет православия перед Австрийским военным судом... С . 94.
48. Mihaescu R. Bucovina si Basarabia: (pornind de La numele Lor). Ia§i, 2000. P 47.
49. Масан О.М. Буковина як об'ект мiжнародних вщносин з давшх чаав до 1774 р. // Буковина в контекст европейських мiжнародних вщносин (з давшх чаав до середини ХХ ст.) [Кол. моногр.] / В.М. Ботушанський, С.М. Гакман, Ю.1. Макар та ш. За заг. ред. В.М. Ботушанського. Чершвщ, 2005. С.140-141; Mihaescu R. Bucovina §i Basarabia (pornind de numele Lor). Ia§i, 2000. P. 53.
50. Поточний архiв Чершвецько-Буковинсько! епархп УПЦ. Архiвна справа митрофорного протсяерея Касаяна Дмитровича Богатирця (18681960). Арк. 19.
51. Там само. Арк. 19 зв.
52. Там само. Арк. 19 зв.
References
1. Wickenhauser F. A. Molda oder Beitrage zur Geschichte der Moldau und Bukowina. Bd. 4. Geschichte des Bistum Radautz und des Kloster Grofc-Skit, Bd.1, Czernowitz, 1890 [in German]; Kaindl R. F. Geschichte der Bukowina von den altesten Zeiten bis zur Gegenwart, Czernowitz, 1904 [in German]; Onciul I. de. Fondul religionariu gr.-or. al Bucovinei. Substratul, formarea, desvoltarea §i starea lui de fa^a. Reproducere separata de'n Candela 1889-1891, Cernau^i, 1891 [in Romanian]; German L. Problema istorica a bisericei din Bucovina, Bucure§ti, 1914 [in Romanian]; Dan D. Cronica episcopiei Radau^i cu apendice de documente slavone originale §i mai multe ilustratiuni. Viena, 1912 [in Romanian]; Dan D. Rolul preo^imei Bucovinene in men^inerea Romanismului de la robirea (1775) - la desvobirea Bucovinei (15/XI-1918),
25
Библиотека журнала «Русин» 2015, № 1
Un adaos La istoria bisericii romane, Cernau^i, 1925 [in Romanian]; Nistor I. Istoria bisericii din Bukowina §i a rostuLui ei nationaL-cuLturaL in via^a romaniLor bucovineni, Bucure§ti, 1916 [in Romanian]; Golubinskiy E. Kratkiy ocherk istorii pravosLavnykh tserkvey: BoLgarskoy, Serbskoy i Rumynskoy iLi MoLdo-VaLashskoy [Short Essay on the History of the Orthodox Churches: the BuLgarian, Serbian, Rumanian and MoLdo-WaLLachian], M., 1871 [in Russian]; Mordvinov V PravosLavnaya tserkov' v Bukovine [The Orthodox Church in Bukovina], SPb., 1874 [in Russian]; Arseniy, episkop Pskovskiiy. IssLedovaniya i monografii po istorii MoLdavskoy tserkvi [Research and Monographs about the History of the MoLdavian Church], SPb., 1904 [in Russian].
2. DaszkiewiczS. Die Lage der gr.-or. Ruthenen in der Bukowiner Erzdiocese. ZugLeich Antwort auf die "ApoLogien" des Bukowinaer gr.-or. MitropoLiten SiLvestru Morariu-Andriewicz, Czernowitz, 1891; Vorobkevich E. E. Radovetskoe pravosLavnoe episkopstvo i ego tserkov' [The Orthodox Bishopric of Radautz and Its Church], Istoriko-arkheoLogicheskaya studiya, CandeLa, Foaie bisericeasca-Literara, anuL 1897, Cernau^i, 1897, pp. 251-259 [in Russian]; Piguliak H. Die Kirchenfrage in der Bukowina. Czernowitz, 1914 [in German]; Tkachuk I. Tserkovno-reLigiyne zhittya [Church-ReLigious Life], Bukovina - ii minuLe i suchasne, pid red. D. Kvitkovs'kogo, T. Brindzana, A. Zhukovs'kogo, Parizh-FiLyadeL'fiya-Ditroyt, 1956, pp. 725-757 [in Ukrainian].
3. Potochniy arkhiv Chernivets'ko-Bukovins'koi eparkhii UPTs. Arkhivna sprava mitrofornogo protoiereya Kassiyana Dmitrovicha Bogatirtsya (18681960) [The Archive of the Chernovtsy-Bukovinian Diocese of the UOC. The ArchivaL Affairs of Mitred Archpriest Kassian Bohatyrets (1868-1960)], pp. 2 t.o., 6, 9 [in Russian].
4. Advanced comment.
5. Documente bucovinene / Teodor BaLan, Bucure^^i, 1942, voL. VI, pp. 82, 83 [in Romanian].
6. MoLdaviya v epokhu feodaLizma: perepisi naseLeniya MoLdavii v 17721773 i 1774 gg. [MoLdavia during the Epoch of FeudaLism and the Census of the PopuLation of MoLdavia 1772-1773/74], Kishinev, 1975, t. VII, part 1, p. 444 [in Russian].
7. Potochniy arkhiv Chernivets'ko-Bukovins'koi eparkhii UPTs. Arkhivna sprava mitrofornogo protoiereya Kassiyana Dmitrovicha Bogatirtsya (18681960) [The Archive of the Chernovtsy-Bukovinian Diocese of the UOC. The ArchivaL Affairs of Mitred Archpriest Kassian Bohatyrets (1868-1960)], p. 9 [in Russian].
8. Ibid., p. 2 t.o.
9. Mirovich R. ApoLoget pravosLaviya pered avstriyskim voennym sudom. K 100-Letiyu so dnya rozhdeniya mitrofornogo protoiereya d-ra Kassiana Dmitrievicha Bogatyrtsa (1868 - 1968) [ApoLogist of Orthodoxy before the Austrian MiLitary Court. On the 100th Birthday of Mitred Archpriest Dr. Kassian Dimitrievich Bohatyrets (1868-1968)], Rusin. Mezhdunarodnyy istoricheskiy zhurnaL - Rusin. InternationaL JournaL of History, 2009. Nr 1 (15), p. 91 [in Russian].
10. Wurzer R., prof. Zur Geschichte des k.k. 1. Staatsgymnasiuma in Czernowitz. Czernowitz, 1908, p. 30 [in German].
11. Potochniy arkhiv Chernivets'ko-Bukovins'koi eparkhii UPTs. Arkhivna
26
Rusin Journal Librar 2015, Nr 1
sprava mitrofornogo protoiereya Kassiyana Dmitrovicha Bogatirtsya (18681960) [The Archive of the Chernovtsy-Bukovinian Diocese of the UOC. The Archival Affairs of Mitred Archpriest Kassian Bohatyrets (1868-1960)], p. 2 t.o. [in Russian].
12. Ibid., pp. 4-4 t.o.
13. Yaremchuk S. Zhitteviy shlyakh pravoslavnogo svyashchenika Kassiana Bogatirtsya [The Path of Life of the Orthodox Priest Kassian Bohatyrets], Pitannya istorii Ukraini. Zbirnik naukovikh statey, Chernivtsi, 2003, t. 6, p. 275 [in Ukrainian].
14. Potochniy arkhiv Chernivets'ko-Bukovins'koi eparkhii UPTs. Arkhivna sprava mitrofornogo protoiereya Kassiyana Dmitrovicha Bogatirtsya (18681960) [The Archive of the Chernovtsy-Bukovinian Diocese of the UOC. The Archival Affairs of Mitred Archpriest Kassian Bohatyrets (1868-1960)], pp. 3,
5, 6 [in Russian].
15. Ibid., p. 9.
16. Ibid., pp. 6, 9
17. Mirovich R. Apologet pravoslaviya pered Avstriyskim voennym sudom. K 100-letiyu so dnya rozhdeniya mitrofornogo protoiereya d-ra Kassiana Dmitrievicha Bogatyrtsa (1868-1968) [Apologist of Orthodoxy before the Austrian Military Court. On the 100th Birthday of Mitred Archpriest Dr. Kassian Dimitrievich Bohatyrets (1868-1968)], p. 91 [in Russian].
18. Yaremchuk S. Zhitteviy shlyakh pravoslavnogo svyashchenika Kassiana Bogatirtsya [The Path of Life of the Orthodox Priest Kassian Bohatyrets], p. 276 [in Ukrainian]; Dobrzhans’kiy O. Natsional'niy rukh ukraintsiv Bukovini drugoi polovini XIX - pochatku XX st. [The National Movement of the Ukrainians of Bukovina in the 2nd half of the 19th C. - beginning of the 20th C.], Chernivtsi, 1999, p. 221 [in Ukrainian].
19. Anuarul mitropoliei Bucovinei pe anul 1937, Cernau^i, 1937, p. 105 [in Romanian].
20. Yaremchuk S. Zhitteviy shlyakh pravoslavnogo svyashchenika Kassiana Bogatirtsya [The Path of Life of the Orthodox Priest Kassian Bohatyrets], p. 276 [in Ukrainian]; Dobrzhans’kiy O. Natsional'niy rukh ukraintsiv Bukovini drugoi polovini XIX - pochatku XX st. [The National Movement of the Ukrainians of Bukovina in the 2nd half of the 19th C. - beginning of the 20th C.], p. 402 [in Ukrainian]; Potochniy arkhiv Chernivets'ko-Bukovins'koi eparkhii UPTs. Arkhivna sprava mitrofornogo protoiereya Kassiyana Dmitrovicha Bogatirtsya (1868-1960) [The Archive of the Chernovtsy-Bukovinian Diocese of the UOC. The Archival Affairs of Mitred Archpriest Kassian Bohatyrets (1868-1960)], p.
6, 9 [in Russian].
21. Dobrzhans’kiy O. Natsional'niy rukh ukraintsiv Bukovini drugoi polovini XIX - pochatku XX st. [The National Movement of the Ukrainians of Bukovina in the 2nd half of the 19th C. - beginning of the 20th C.], p. 400 [in Ukrainian].
22. Ibid., pp. 403-405.
23. Mirovich R. Apologet pravoslaviya pered Avstriyskim voennym sudom. K 100-letiyu so dnya rozhdeniya mitrofornogo protoiereya d-ra Kassiana Dmitrievicha Bogatyrtsa (1868-1968) [Apologist of Orthodoxy before the Austrian Military Court. On the 100th Birthday of Mitred Archpriest Dr. Kassian Dimitrievich Bohatyrets (1868-1968)], p. 92-94 [in Russian].
Библиотека журнала «Русин» 2015, № 1 27
24. Yaremchuk S. Zhitteviy shLyakh pravosLavnogo svyashchenika Kassiana Bogatirtsya [The Path of Life of the Orthodox Priest Kassian Bohatyrets], p. 276 [in Ukrainian].
25. AnuaruL mitropoLiei Bucovinei pe anuL 1937, Cernauti, 1937, p. 105 [in Romanian]; Potochniy arkhiv Chernivets'ko-Bukovins'koi' eparkhii' UPTs. Arkhivna sprava mitrofornogo protoiereya Kassiyana Dmitrovicha Bogatirtsya (1868-1960), p. 5 [in Russian].
26. Tkachuk I. Tserkovno-reLigiyne zhittya [Church-ReLigious Life], p. 747 [in Ukrainian].
27. Ibid.
28. Moraru P Bucovina sub regimuL Antonescu (1941-1944). P II. PoLitica. Invatamint. CuLtura, Chisinau, 2007, pp. 45-46 [in Romanian]; Tkachuk I. Tserkovno-reLigiyne zhittya [Church-ReLigious Life], p. 752 [in Ukrainian]
29. Potochniy arkhiv Chernivets'ko-Bukovins'koi eparkhii UPTs. Arkhivna sprava mitrofornogo protoiereya Kassiyana Dmitrovicha Bogatirtsya (18681960) [The Archive of the Chernovtsy-Bukovinian Diocese of the UOC. The ArchivaL Affairs of Mitred Archpriest Kassian Bohatyrets (1868-1960)], p. 6 [in Russian].
30. Ibid.
31. Ibid., pp. 9, 35.
32. Yaremchuk S. PravosLavna Tserkva na Bukovini u radyans'ku dobu (derzhavno-tserkovni vzaemini) [Orthodox Church in Bukovina in Soviet times (state-church reLations0], Chernivtsi, 2004, p. 38 [in Ukrainian].
33. Potochniy arkhiv Chernivets'ko-Bukovins'koi eparkhii UPTs. Arkhivna sprava mitrofornogo protoiereya Kassiyana Dmitrovicha Bogatirtsya (18681960) [The Archive of the Chernovtsy-Bukovinian Diocese of the UOC. The ArchivaL Affairs of Mitred Archpriest Kassian Bohatyrets (1868-1960], pp. 9, 10 [in Russian]
34. Ibid., p. 2 t.o.
35. Ibid., pp. 19, 30.
36. Ibid., pp. 28-29, 53.
37. Ibid., p. 6.
38. Ibid., pp. 12-12 t.o.
39. Ibid., pp. 19-19 t.o.
40. Ibid., pp. 7, 22.
41. Ibid., pp. 13, 14-18, 20-21.
42. Ibid., p. 38.
43. Ibid., p. 51.
44. Ibid., pp. 25, 51.
45. Ibid., pp. 42, 43, 44-44 t.o., 52-52 t.o., 53-53 t.o.
46. Yaremchuk S. Zhitteviy shLyakh pravosLavnogo svyashchenika Kassiana Bogatirtsya [The Path of Life of the Orthodox Priest Kassian Bohatyrets], p. 280 [in Ukrainian]
47. Mirovich R. ApoLoget pravosLaviya pered Avstriyskim voennym sudom. K 100-Letiyu so dnya rozhdeniya mitrofornogo protoiereya d-ra Kassiana Dmitrievicha Bogatyrtsa (1868-1968) [ApoLogist of Orthodoxy before the Austrian MiLitary Court. On the 100th Birthday of Mitred Archpriest Dr. Kassian Dimitrievich Bohatyrets (1868-1968)], p. 94 [in Russian]
28
Rusin Journal Librar 2015, Nr 1
48. Mihaescu R. Bucovina si Basarabia: (pornind de La numele Lor), Ia§i, 2000, p. 47 [in Romanian].
49. Masan O.M. Bukovina yak ob'ekt mizhnarodnikh vidnosin z davnikh chasiv do 1774 r. [Bukovina as an Object of International Relations from Ancient Times to 1774], Bukovina v konteksti evropeys'kikh mizhnarodnikh vidnosin (z davnikh chasiv do seredini XX st.) [Kol. monogr.], V.M. Botushans'kiy, S.M. Gakman, Yu.l. Makar ta in. Za zag. red. V.M. Botushans'kogo. Chernivtsi, 2005, pp. 140-141; Mihaescu R. Bucovina §i Basarabia (pornind de numele Lor). Ia§i, 2000, p. 53 [in Ukrainian].
50. Potochniy arkhiv Chernivets'ko-Bukovins'koi eparkhii UPTs. Arkhivna sprava mitrofornogo protoiereya Kassiyana Dmitrovicha Bogatirtsya (18681960) [The Archive of the Chernovtsy-Bukovinian Diocese of the UOC. The Archival Affairs of Mitred Archpriest Kassian Bohatyrets (1868-1960], p. 19 [in Russian].
51. Ibid. p. 19 t.o.
52. Ibid. p. 19 t.o.
Чучко Михаил Константинович - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой этнологии, античной и средневековой истории Черновицкого национального университета им. Юрия Федьковича.
Chuchko Mykhaylo - Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Department of Ethnology, Ancient and Medieval History of Yuriy Fedkovych Chernivtsi National University.
e-mail: [email protected]
Суляк Сергей Георгиевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Института истории и государственного управления Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, главный редактор международного исторического журнала «Русин», президент Общественной ассоциации «Русь» (Республика Молдова).
Sulyak Sergey - Candidate of Historical Sciences, Assosiate Professor of the Department of Domestic History of the Institute of History and State Managment of the Taras Shevchenko State University of Transnistria, Chief Editor of the International Historical Journal "Rusin", President of the Association "Rus’" (Republic of Moldova).
e-mail: [email protected]