Научная статья на тему 'Черновицкие живописцы в силовом поле философии культуры'

Черновицкие живописцы в силовом поле философии культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
52
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЖИВОПИСЕЦ / ПРОВИНЦИАЛИЗМ / ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / PAINTER / PROVINCIALISM / CULTURALPHILOSOPHY / MULTICULTURALISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жмундуляк Д. Д.

В статье рассмотрено творчество крупнейших черновицких живописцев ХIХ-ХХ столетий как феномен философии культуры, свидетельствуюший о значительных потенциях провинциального творчества и об органическоммультикультурализме черновицко духовной атмосферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the creation of the largest-painters of the ХIХ-ХХ centuries as a phenomenon of cultural philosophy which significant provincial potencies of organic creativity and multiculturalism Chernivtsi spiritual atmosphere. E. Buchevski, A. Kochanowska, B. Tutelman, A. Fedirko and N. Yarmolchuk represents different historical sections of Chernivtsi culture and, at the same time, the variety and richness of individual creativity of the artist.

Текст научной работы на тему «Черновицкие живописцы в силовом поле философии культуры»

Д.Д. Жмундуляк

заслуженный работник культуры Украины, директор Государственного архива Черновицкой области, к. филол. н.

D.D. Zhmundulyak

honored art worker of culture of Ukraine, director of the State archives of Chernivtsi region, candidate ofphilology,

(dzhmundulyak. 71@mail.ru 0999138727)

ЧЕРНОВИЦКИЕ ЖИВОПИСЦЫ В СИЛОВОМ ПОЛЕ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье рассмотрено творчество крупнейших черновицких живописцев Х1Х-ХХ столетий как феномен философии культуры, свидетельствуюший о значительных потенциях провинциального творчества и об органическоммультикультурализме черновицко духовной атмосферы.

Annotation. The article considers the creation of the largest-painters of the Х1Х-ХХ centuries as a phenomenon of cultural philosophy which significant provincial potencies of organic creativity and multiculturalism Chernivtsi spiritual atmosphere. E. Buchevski, A. Kochanowska, B. Tutelman, A. Fedirko and N. Yarmolchuk represents different historical sections of Chernivtsi culture and, at the same time, the variety and richness of individual creativity of the artist.

Ключевые слова: живописец, провинциализм, философия культуры, мультикультура-

лизм.

Keywords: painter, provincialism, culturalphilosophy, multiculturalism.

Черновицкий художественный музей, основанный в 1988 году на базе собрания краеведческого музея, содержит экспозицию, отражающую высокий в целом уровень черновицкой живописи и графики на протяжении ХУШ-ХХ1 вв. Правда, по сравнению с некоторыми другими художественными музеями Украины (Киева, Львова, Харькова, Одессы, Житомира и др.), здешняя экспозиция - это довольно фрагментарная информация. Но и она дает все основания для осмысления феномена живописи здешних мастеров как неповторимого и в чем-то целостного культурного явления. Не будучи «городом художников», как, например, чешский городок Чески Крумлов, или «miastemartyst6w», как польский Казимеж-Дульны, или как хотя бы белорусский Витебск, подаривший миру Шагала, Черновцы, этот тихий провинциальный уголок Европы, тем не менее, адсорбировал в миниатюрном масштабе едва не все наиболее значительные тенденции развития европейской живописи. Но предметом специального изучения эта ситуация еще не становилась.

Одновременно это заставляет особенно задуматься над проблемой европейской провинции как источника художественной креативности. Ведь не секрет, что именно из круга молодых провинциалов в

очень значительной степени рекрутирова-лосьи будет рекрутироваться искусство современной Европы: жизнь в провинции пробуждает рефлексию, наблюдательность, углубленный интерес к проблеме «натура / культура», обостряет потребность самовыражения. С другой стороны, трансплантация креативной личности в провинциальное пространство всегда порождает волну заинтересованности, подражания, формирует культуртрегерской алгоритм. В Черновцах обе эти тенденции проявились очень полно.

Однако в распоряжении человека, который хотелбы глубже познакомиться с проблемой, оказываются исключительно краеведческие книги, статьи и буклеты, в которых, за малыми исключениями, доминирует довольно поверхностное описание. В этом аспекте методологически значительна статья российского исследователя А. Попова, который связывает ситуацию «художник в провинции» с резонансом романтической программы, с декларируемой особенно энергично модернистской идеей самобытности человека и бунта против естественной и социальной зависимости; в качестве философского обоснования здесь называются имена Руссо, Кьеркегора, Ницше, Ортеги-и-Г ассета, Хайдеггера иМаркса. Провинция выступает здесь как своеобразный Эдем, где царит «подлинность»; для

человека модерна провинциализм - это колония, которая освободилась, в то время, когда столица воспринимается как колония, где царит неволя [5]. Вместе с тем, добавим, что в провинции прекрасно расцветали не только бунтарские-новаторские настроения, но и эстетический консерватизм, рабская ориентация на столицу, ее вернисажи и салоны, и Черновцы не были исключением.

Поэтому мы попробуем еще раз обратиться к уже известному материалу. В Черновцах работало немало талантливых мастеров кисти - Э. Липецкий, К. Дзержик, И. Видинивский, Г. Василович и др. Однако о них сохранились довольно отрывочные сведения. Скажем, об Э. Липецком мы знаем только то, что он работал в Черновцах в межвоенный период, сделал портреты церковных и политических деятелей Буко-вины,писал декорации для театра и т.д. - но все это утрачено. Поэтому, во-первых, мы сосредоточимся здесь лишь на нескольких наиболее репрезентативных фигурах, а господствующим углом зрения станет философско-культурный аспект проблемы.

Едва ли не самым характерной фигурой мира черновицких художников XIX века был, без преувеличения, Эпаминонда (с) Бучевски (1843-1891), уроженец румынского села Якобены, который учился в 1863-1867 гг. в Черновицкой духовной семинарии, в 1868-1872 гг.- в Венской Академии Искусств. Художник много работал не только в Австрии, но и в других странах Западной Европы (Франция, Италия). Э. Бучевски принадлежал к художникам, которые внесли в православную церковную живопись XIX века принципы академического классицизма, сломав византийскую схему. Он создал много блестящих фресок, иконостасов и отдельных икон в православных церквях Австро-Венгрии, в частности в кафедральном соборе Загреба (Сербия). В 1888 г. Э. Бучевски переехал из Вены в Черновцы, будучи приглашенным православным Буковинским митрополитом на должность художника митрополии. Здесь он принял самое активное участие в оформлении митрополичьей Резиденции; одновременно он много работал в области отделки и реставрации церквей всей Буковины (в частности в Чагоре, который ныне врос в границы города Черновцы). Э. Бу-чевски был организатором первого на Буковине музея религиозного искусства. Он

же основал первую в Черновцах художественную школу (для барышень), которую, к слову, закончила известная в будущем Августа Кохановская [1, с.44]. Решительно изменив принципы церковной живописи, Э. Бучевски одновременно репрезентирует весь диапазон европейского художественного поиска XIX века. В частности, он охотно разрабатывал исторические темы («Вакханалия», «Вакханка», «Смерть Клеопатры»), писал картины на сюжеты литературной классики («Офелия», «Данте в ссылке»), отдал щедрую дань модному тогда реализму («Расстроенный пастух», «Колядники», «Портрет старика», «Девушка с букетом», «Маленькая цветочница», «Цыганенок»). В то жк время в картинах Э. Бу-чевски явственно прочитыветсяпафос утверждения румынской национальной идеи. Это и жанровые полотна («Проснись, румын!», «Дойна»), и знаменитая серия портретов румынских политических и культурных деятелей для Красного зала митрополичьей Резиденции (Дософтея, Т. Бендела, И. Порумбеску, С. Морариу, Г. Грекула, Т. Блажевича). И поэтому основания именовать его «украинским» художником [2] все же достаточно формальны. Э. Бучевски является, безусловно, органичным румынским художником, который получил хорошее академическое образование и попытался, как это делалось тогда во всей Восточной Европе, экстраполировать принципы академического классицистического живописи в областьвизантийского церковного канона, параллельно развивая историческую и жанровую живопись в духе «романтизированной» реалистической эстетики. Это типичный «художник грани», который работал в эпоху эклектики и сильно чувствовал ее влияние.

Августа Кохановская (вторая половина XIX - начало ХХ в.) - украинский и польский живописец, ученица Е. Бучевски, закончила также Венскую Академию художеств. На протяжении 1885-1920 гг. жила в Черновцах, отсюда перебралась в г. Торунь (Польша). Искусство А. Кохановской складывается под влиянием О. Кобылянской, с которой художница долго дружила, это явственно читается в иллюстрациях к произведениям Кобылянской «Природа», «Битва», «Некультурная», «В воскресенье рано зелье копала». А. Кохановская иллюстрировала также произведения И. Нечуя-

Левицкого и И. Франко. Неповторимым историческим свидетельством эпохи являются такие ее произведения, как «Автопортрет», «Портрет О. Кобылянской» и др. А. Коха-новская проявляла большой интерес к пестрой этнографии края («Писанки в Буковине и Галичине», «Румынские крестьянские дома на Буковине») [1, с.138]. На доме, где жила художница, установлена мемориальная доска.

Мировой славой пользуется наш современник, черновицкий художник Брони-славТутельман, заслуженный деятель искусства Украины, делавший свои творческие выставки не только в родном городе, но и в Москве, Иерусалиме, Нью-Йорке. Живопись Тутельмана - сложна, концептуальна. Как писал во вступлении к его буклету профессор МГУ В.С. Турчин, «... он структурирует особое пространство, сознательно антиперспективное, пространство снов, надежд, воспоминаний и дерзаний, пространство, где «все» может быть и все как не бывало ...» [5, с.1]. Он находит неожиданные ракурсы, полные напряженности и тревоги, как, например, в «Пейзажеиз 4-х картин» (1989). Наивная и беззащитная старая архитектура, сиротливо прижавшаяся в уголке левой картины цикла, «падает» в небо так наглядно, что отбрасывает на это небо сизую тень, и на этом пятне тени успела пристроиться даже некая примитивная конструкция; далее точка зрения зрителя перемещается на это небо, которое вдруг будто приближается к нему с невероятной скоростью, «бросая в глаза» откуда-то взявшийся обломок лопнулвшейводо-сточной трубы. Две правые картины цикла представляют собой, так сказать, два «черных квадрата»: первый - с круглым отверстием, в котором прослеживается легкое течение облака, а на черном фоне выступает поясняющая надпись: «Вид из водосточной трубы. 22.9.82». Четвертая картина уже просто представляет собой глухой «черный квадрат» от края до края, из которого нет выхода. Этот диалог с Малевичем, автором классического «Черного квадрата» русского футуризма, свидетельствует о дальнейшем развитии Б. Тутельманом художественного языка авангарда [5, с.4]. Можно найти уТутельманасложную ироническую игру с классическими эмблемами культуры. Скажем, приметы буковинского быта сочетаются здесь с пухлымиангелоч-

ками-путти, наивной сигнификацией чистоты и целомудрия. Часто на его картинах фигурирует обработанный куб камня - образ, генетически связанный с масонской символикой духовного труда, что, впрочем, вовсе не обязательно означает, что художник является тайным масоном, так же, как замерзший Христос, прячущий руки под мышками на распятии, установленном на зимнем окне, не свидетельствует о христианских убеждениях автора. Если говорить о его национальном образе мира, то художник, сын известного подпольщика, который некогда устанавливал советскую власть на Буковине, унаследовал от предыдущей эпохи определенный космополитизм (его, правда, тогда именовали «интернационализмом»), умноженный на чисто талмудическую традицию поиска скрытого, не лежащего на поверхности, страсть к замысловатым толкований простых вещей. Последние годы Б. Тутельман выдвигает интересные перформансные проекты, призванные поднять внимание общественности к осмыслению культурных корней города - таково, например, представление собственной интерпретации огромной аллегорической статуи Австрии, некогда украшавшей Соборную площадь, которую недавно нашли в каком-то забытом помещении. Таких проектов немало - вот, например, название одного из недавних: БрониславТутельман. Проект «Я чувствую». Живопись, инсталляция, фотография. Каталог. / BronislavTutelman. Project «I Feel». Painting, Installation, Photography. Catalogue. В последние годы художник увлекся фотосъемкой, и черновицкий пейзаж стал одним из его любимых мотивов.

Пользуется определенным реноме и черновицкий художник А. Федирко, который делал выставки в родном городе и в Киеве. Впрочем, А. Федирко не столько создает некую собственную художественную систему, сколько следует шокирующим принципам футуризма начала ХХ в., рисуя, скажем, портрет Шевченко откровенно в манере К. Малевича. Одновременно в некоторых его экспериментах можно наблюдать и влияние эстетики постмодернизма, правда довольно внешнее. Так, художник обогатил современный городской пейзаж несколько проблемным с точки зрения эстетики памятником уроженцу города А. Яценюку, одному из лидеров сегодняш-

ней украинской политической оппозиции. Это несколько маленьких артефактов, представляющих собой заимствованые из советской школьной аудитории бюстики питекантропа и других «протолюдей» (так тогда представляли теорию Дарвина); над ними установлена полка со старой обувью; все это выкрашено в белый цвет и разреженно невыразительными детскими фотографиям политика. Очевидно, все это следует рассматривать как проявление тотального скепсиса и принципиального уравнения «обеляемой» патетической личности современного политического оппозиционера с «обломками истории».

Поэтом города именуют в Черновцах Наталью Георгиевну Ярмольчук (19651999), члена Союза художников Украины, которая, окончив училище прикладного искусства в Вижнице, начала работать в сфере книжной графики. Используя такие нежные и изящные техники, как акварель и батик (что, впрочем, нуждается в твердой руке и точном расчете), художница в течение своей недолгой жизни успела прославиться: неоднократно выставлялась в Черновцах и в Киеве, печаталась в «Буковинском журнале» (как графика, так и стихи), имела зарубежных поклонников. Она создала цикл поэтических иллюстраций к лирике черновицкой поэтессы Т. Севернюк («Метель забвения» и «Иорданская ночь»), серию городских пейзажей и т. п. Масштаб дарования Н. Ярмольчук - подчеркнуто «камерный». Произведения трагически погибшей художницы хранятся в Черновицком художественном музее. Издана также созданная подругой покойной художницы богато иллюстрированная книга о творчестве Н. Ярмольчук [4].

Таким образом, среди данной группы репрезентативных черновицких мастеров живописи определяются и свои бунтари в духе «человека модерна», и последователи традиций, и талантливые эклектики, что, как в капле воды, отражает общеевропейскую культурную ситуацию XIX-XX столетий. В то же время можно с уверенностью отметить, что черновицкая живопись была и остается довольно элитным искусством, рассчитанным натребова-тельного и образованного реципиента; она проникнутамультикультуралистичнимду-хом и играет разнообразными красками творческого дерзания.

Литература:

1. Богайчук М.А. Література і мистецтво Буковини в іменах: Словник-

довідник / Микола Артемович Богайчук. -Чернівці: Букрек, 2005. - 312 с.

2. Гусар Ю. 3 березня народився український живописець ЕпамінондасБу-чевський (1843-1891) / Юхим Гусар // Вечірні Чернівці. - 2007. -22 лютого (№8). - С. 6.

3. Павлов А. Многомерность провинциализма /Александр Павлов // Топос. Литературно-философский журнал. -19. 08. 2003. - С. 4.

4. Севернюк Т.А. Летючий промінь вічності... [Текст] : художник Наталя Ярмольчук / Тамара Артемівна Севернюк. - Чернівці : Золоті литаври: Європа, 2007. - 304 с.

5. Турчин В.С. [Предисловие

к буклету:] БрониславТутельман. -

Чернівці: Крок за кроком. - 13с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.