Научная статья на тему 'ЦЕНОВЫЕ И ТАМОЖЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ'

ЦЕНОВЫЕ И ТАМОЖЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / INDUSTRIAL POLICY / ЗАКОН / LAW / ЦЕНА / PRICE / ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА / CUSTOMS DUTY / МАКРОРЕГУЛИРОВАНИЕ / ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ / VALUE ADDED / MACROREGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков Владимир Егорович

Статья посвящена проблеме использования цен и таможенных пошлин как макроэкономических регуляторов в формировании промышленной политики. Показана неразрывная связь промышленной политики с макроэкономическим регулированием и конкурентной рыночной средой; обоснована направленность изменения цен и таможенных пошлин в целях формирования промышленной политики, ориентированной на производство продукции с высокой долей добавленной стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRICE AND CUSTOMS ASPECTS OF THE INDUSTRIAL POLICY OF RUSSIA

The article is devoted to the issue of using the prices and customs duties as a macroeconomic regulator in the formation of industrial policy. The inextricable link between the industrial policy with macroeconomic regulation and competitive market environment is shown. The direction of changes in prices and customs duties is substantiated in the purpose of forming an industrial policy aimed at the production of high value added products.

Текст научной работы на тему «ЦЕНОВЫЕ И ТАМОЖЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ»

В. Е. Новиков

ЦЕНОВЫЕ И ТАМОЖЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Статья посвящена проблеме использования цен и таможенных пошлин как макроэкономических регуляторов в формировании промышленной политики. Показана неразрывная связь промышленной политики с макроэкономическим регулированием и конкурентной рыночной средой; обоснована направленность изменения цен и таможенных пошлин в целях формирования промышленной политики, ориентированной на производство продукции с высокой долей добавленной стоимости.

Ключевые слова: промышленная политика; закон; цена; таможенная пошлина; макрорегулирование; добавленная стоимость.

Промышленную политику можно рассматривать как одну из составляющих экономической политики государства. В свою очередь, экономическая политика определяется теми целями, которые ставятся государством в социально-экономическом развитии страны. Из необходимости учета действия экономических и социальных законов развития общества следует, что государство должно стремиться максимизировать темпы социально-экономического развития, в полной мере удовлетворять постоянно возрастающие общественные потребности. Это предполагает создание соответствующего экономико-финансового механизма управления общественным производством, который позволяет поддерживать необходимые для обеспечения максимальных темпов социально-экономического развития оптимальные пропорции.

При этом наиболее полное удовлетворение общественных потребностей, по нашему мнению, должно достигаться за счет ускорения научно-технического прогресса как фактора максимизации объема добавленной стоимости и одновременного снижения затрат труда на удовлетворение конкретной общественной потребности, выживания общества в мире конкурентной борьбы за доступ к мировым ресурсам. Отставание от других стран в темпах удовлетворения общественной потребности свидетельствует о несовершенстве финансово-экономического механизма, а снижение уровня общественного потребления - о его деградации. Эта проблема особо актуальна для России в условиях сырьевой направленности экономики, в которой создается продукция с низкой долей добавленной стоимости, и падения мировых цен на топливно-сырьевые товары.

Важнейшая цель экономической политики - обеспечение необходимых пропорций развития отраслей народного хозяйства: промышленности, сельского хозяйства, строительства и др., что позволяет определиться в выборе производства товаров и оказания услуг с потребительной стоимостью, в наибольшей степени удовлетворяющей общественные потребности.

В связи с этим особое значение имеет промышленность, которая является ведущей отраслью общественного производства и от состояния и уровня развития которой зависят темпы социально-экономического роста. В развитых странах в промышленности занято наибольшее количество высококвалифицированных работников, которые создают продукцию и оказывают услуги с наибольшей долей добавленной стоимости. В научной литературе отмечается, что «промышленная

политика» является одной из наиболее широко обсуждаемых и одновременно спорных теоретических и практических проблем на протяжении многих десятилетий [1, с. 153] и что современная экономическая наука до настоящего времени не выработала единого определения термина «промышленная политика» [2, с. 71].

В «Современном экономическом словаре» этот термин определяется как политика государства и промышленных корпораций, направленная на рост промышленного производства, обеспечение его эффективности и конкурентоспособности, содействие технико-технологическому прогрессу [3, с. 313]. Согласно этому определению государство как орган управления национальной экономикой является основным субъектом формирования промышленной политики. Соподчиненными субъектами в реализации ее целей выступают промышленные корпорации, обладающие достаточным для этого ресурсным потенциалом.

В «Экономическом словаре» промышленная политика рассматривается как «комплекс мер государственного воздействия на распределение ресурсов общества в целях совершенствования структуры национальной экономики, поддержания конкурентоспособности отдельных отраслей и предприятий, а также экономики в целом на мировых рынках, корректировки негативных последствий действия механизма рынка. Существуют различные модели промышленной политики, особенности которых зависят от конкретно-исторических условий, в частности от этапа развития страны, ее экономического потенциала, исторических традиций, места в международном разделении труда [4, с. 456].

Близкие по существу определения термина «промышленная политика» содержатся в других публикациях. Так, промышленная политика представляет собой комплекс действий государства, ориентированных на целенаправленное изменение структуры экономики за счет создания более благоприятных условий развития определенных (приоритетных) секторов и/или видов деятельности [1, с. 152]. В этой же работе отмечается, что ряд авторов трактуют содержание понятия, номинируемого этим термином, более широко - как политику, направленную на обеспечение экономического роста, что позволяет рассматривать более широкий набор инструментов, включая денежно-кредитную политику, политику валютного курса, налоговую политику и т. д.

В Западной Европе и США под промышленной политикой подразумевали вначале поддержку развития приоритетных отраслей, повышение конкурентоспособности отдельных производителей на мировых рынках или создание дополнительных конкурентных преимуществ для отечественных производителей [2, с. 71]. При этом американский вариант промышленной политики середины XX в. или индустриальной политики содействия развитию отраслей IV технологического уклада отличался от западно-европейского более скромными масштабами непосредственной активности государства и характеризовался скорее известными протекционистскими мерами тарифной и нетарифной защиты определенных отраслей и государственными заказами в оборонных отраслях [2, с. 72].

Эти определения как бы дополняют друг друга. Если в первом случае акцент сделан на то, что промышленная политика - это политика государства и промышленных корпораций, комплекс мер государственного воздействия на распределение ресурсов общества в целях совершенствования структуры национальной экономики и повышения конкурентоспособности предприятий на мировом рынке, то во втором случае она рассматривается как политика, направленная на

обеспечение экономического роста с использованием различных финансово-экономических инструментов.

Можно согласиться с этими определениями в том, что промышленная политика - это политика государства по развитию важнейших отраслей экономики на основе применения установленного государством комплекса мер. В условиях углубления международных экономических связей важнейшими инструментами промышленной политики являются цены и таможенные пошлины, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Перед Россией в условиях экономических санкций со стороны США и Европейского союза (ЕС), когда ими были использованы слабости сырьевой экономики, встала задача изменения концепции формирования и реализации промышленной политики, заложенной в стратегии социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу.

Прежде всего, возникла необходимость отказа от научно необоснованной политики встраивания российской экономики в интеграционные международные производственные цепочки и глобализационную сеть как источника топливно-сырьевых товаров и потребителя готовой продукции обрабатывающих отраслей, особенно с высокой долей добавленной стоимости. По сути дела, необходимо экстренно менять приоритеты развития экономики, достигать такого уровня научного и технического развития, который в среднесрочной и даже ближайшей перспективе способен повысить ее устойчивость и компенсировать потери от «экономического бойкота» со стороны американского и европейского финансового и промышленного капитала.

При формировании промышленной политики России целесообразно исходить из того, что она является целенаправленной деятельностью государства, системой мер прямого и косвенного регулирования отечественного производства, включая таможенное регулирование экспорта и импорта, механизмом поддержания саморегулирования рынка для достижения заданных показателей, что получило определенное отражение в Федеральном законе от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (ФЗ № 488). В нем сказано, что «промышленная политика - комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции». Как следует из ФЗ № 488, основная цель промышленной политики заключается в формировании высокотехнологичной конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу [5]. Однако в нем ничего не сказано об использовании важнейших инструментов формирования промышленной политики, таких как цены и таможенные пошлины.

Все развитые страны, которые в основном производят продукцию с высокой долей добавленной стоимости, прошли путь поддержки развития собственной промышленности, используя в этих целях комплекс различных мер, и в первую очередь антимонопольное ценообразование и протекционизм.

Это вытекает из того, что экономическое развитие возможно только в конкурентной среде, которая должна поддерживаться мерами государственного воздействия, а в некоторых случаях, когда конкуренция неэффективна, например, в отраслях естественных монополий, необходимо и прямое государственное

регулирование посредством соответствующего применения экономических инструментов. В этом плане таможенное регулирование должно обеспечивать равную конкуренцию на внутреннем рынке отечественной и импортной продукции, а ценовые меры - через конкурентный механизм или установленные государством цены. При этом методы их формирования вынуждают предприятия к снижению затрат на производство продукции, повышение ее качества и технического уровня, что приводит к экономии общественного труда и более полному удовлетворению потребностей общества. Однако предприятия не могут повышать технический уровень и качество продукции при относительном снижении затрат, если иностранные производители имеют экономическое преимущество на внутреннем рынке, реализуя свою продукцию по относительно более низким ценам (с учетом экономического эффекта) и с более высокой прибылью.

Раньше других такой механизм сформировали развитые страны. Протекционизм в своей политике применяли Англия, затем Франция, Германия, США и др., которые и в настоящее время, выступая сторонниками либерализации внешней торговли, придерживаются по существу политики защиты своих производителей. Протекционизм использовала и Россия в 30-х гг. XX в., когда темпы роста промышленного производства резко повысились. То же самое прослеживалось в поступательном послевоенном развитии, которое было прервано экономическими преобразованиями 1991-1992 гг. Результатом этих преобразований явились деградация экономики, ухудшение социально-экономической ситуации, установление экономической и технологической зависимости от развитых стран. Внутренний рынок России был дестабилизирован, и страна лишена возможности выхода на мировые рынки с конкурентоспособной продукцией с высокой долей добавленной стоимости. Для этих целей применялись заниженные таможенные пошлины и монопольное ценообразование в конкурентной среде при фактическом отсутствии государственного регулирования цен.

В результате проводимых экономических преобразований промышленная политика была ориентирована на производство продукции с низкой долей добавленной стоимости и поставку на мировые рынки сырьевых и топливно-энергетических товаров, продукции металлургии, химии и других отраслей низких переделов. Экономическими стимулами к этому явились низкий валютный курс рубля и отмена экспортных пошлин, в том числе на нефть. Поэтому при резком снижении мировых цен на нефть в 1998 г. и произошло падение курса рубля по отношению к доллару США (примерно в 4 раза). В тот период в России еще сохранилось некоторое число промышленных предприятий, работающих по полному циклу производства, а потому падение курса отечественной валюты было равносильно увеличению ставок таможенного тарифа по отдельным отраслям в 3,5-6 раз [6]. Это повысило конкурентоспособность отечественных промышленных предприятий на внутреннем рынке.

Средний уровень импортной пошлины на продукцию различных отраслей промышленности приведен в табл. 1.

В 1999-2000 гг. произошло увеличение объемов промышленного производства. Однако вместо поддержки благоприятной конъюнктуры для отечественных промышленных предприятий на внутреннем рынке было принято решение о снижении ставок таможенного тарифа для улучшения условий доступа иностранных товаров на внутренний рынок России, что ухудшало позиции российского

производителя. Одновременно под предлогом повышения конкурентоспособности отечественного производства в стране был взят курс на создание сборочных производств в форме сборочных заводов, принадлежащих иностранному капиталу; совместных производств с ведущей ролью иностранных компаний; продажи контрольных пакетов акций государственных компаний зарубежным компаниям.

Таблица 1

Средний уровень импортной пошлины и эквивалентная импортная пошлина

Отрасль промышленности Средний уровень импортной пошлины, % Эквивалентная импортная пошлина, %

Нефтедобыча 6 30

Нефтепереработка 6 69

Газовая промышленность 6 36

Угольная промышленность 5 76

Черная металлургия 11 64

Цветная металлургия 16 42

Химическая промышленность 10 69

Машиностроение 21 115

Лесная и целлюлозно-бумажная промышленность 19 59

Промышленность стройматериалов 6 67

Легкая промышленность 25 93

Пищевая промышленность 45 115

Прочие отрасли промышленности 21 73

Сельское и лесное хозяйство 17 81

Промышленная политика развития сборочных производств поддерживалась соответствующей таможенной политикой, например, введением режима переработки для внутреннего потребления, предусматривающего льготный ввоз иностранных комплектующих. В то же время были объединены государственные предприятия и конструкторские бюро по разработке и производству новой техники в авиационной, судостроительной и других отраслях промышленности, которые также в основном были ориентированы на сборку изделий из иностранных комплектующих.

Одновременно проводилась политика повышения цен в отраслях естественных монополий. Внутренние цены на сырье и топливо формировались экспортерами таким образом, что они росли как в условиях высоких, так и понижающих мировых цен, что позволяло поддерживать достаточный уровень рентабельности при снижении мировых цен и более высокий ее уровень при росте мировых цен. Высокий уровень цен на топливно-сырьевые товары и отсутствие достаточной таможенной защиты отечественной перерабатывающей промышленности обусловили низкорентабельность и убыточность производства многих видов продукции этой отрасли и, как следствие, отток капитала из России. Закономерным следствием этого в последующие годы стал рост потребительских цен. Соответствующие показатели по России в сравнении с зарубежными развитыми странами приводятся в табл. 2.

Как следует из табл. 2, в 2012 г. по сравнению с 2000 г. цены в России выросли на 271%. На фоне всех рассматриваемых стран Россия демонстрирует самый

высокий инфляционный рост. В то же самое время в США и ведущих странах ЕС потребительские цены выросли на 30% и менее (в США - на 25, Великобритании - на 30, Франции - 23, Германии - 22). В Китае их рост несколько превысил тридцатипроцентный барьер и составил 34%. Особое положение складывается в Японии, где имеет место не рост, а снижение потребительских цен. Россия же этот докризисный уровень превзошла, повысив инфляцию по сравнению с 2007 г. на 132%. Рост потребительских цен продолжался в 2013-2014 гг., особенно в связи с девальвацией рубля.

Таблица 2

Рост потребительских цен в России и зарубежных странах в 2007-2012 гг. (% к 2000 г.) [7]

Страна Годы

2007 2008 2009 2010 2011 2012

Россия 239 272 304 325 353 371

США 120 125 125 127 131 125

Великобритания 113 117 119 123 128 130

Германия 113 115 116 117 120 122

Франция 113 117 117 119 121 123

Япония 98 99,5 98 97 99,7 96,7

Китай 114 120 129 124 130 134

Рассчитано по данным Российского статистического ежегодника. М.: Росстат, 2012, 2014. Табл. 27.49, 27.51 [7].

С вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2012 г. Россия практически потеряла самостоятельность в формировании Единого таможенного тарифа (ЕТТ). Для страны были установлены максимально допустимые уровни средневзвешенных пошлин по всем промышленным товарам. Их начальный уровень на переходный период регламентирован в размере 11,256%, а конечный -6,410% [8]. В результате занижения ставок таможенного тарифа и опережающего роста цен в России по сравнению с зарубежными странами она лишилась возможности производить многие современные виды машин и оборудования и оказалась в полной технологической и экономической зависимости от развитых стран.

Кроме того, постепенная отмена в соответствии с условиями вступления в ВТО экспортных пошлин на нефть будет способствовать дальнейшему росту внутренних цен на нее, а следовательно, и затрат на производство всех видов продукции в стране.

В результате опережающего роста объема предложения нефти на мировом рынке в последние годы по сравнению с объемом спроса на нефть произошло резкое падение цен на нефть. В условиях сырьевой экономики Россия не могла предпринять каких-либо эффективных мер противодействия падению мировых цен на нефть и вынуждена была девальвировать рубль, чтобы поддержать экспорт за счет снижения доходов и объемов потребления населения страны. Однако даже падение курса рубля по отношению к доллару США в течение 2014 г. примерно в 1,7 раза не обеспечивает достаточную конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем рынке.

Из экономической теории следует, что для обеспечения экономического роста России и развития современной промышленности нужны новая идеология макроэкономического регулирования и система прямых мер государственной поддержки развития промышленности, основанная на развитии конкуренции отраслей, производящих продукцию с высокой долей добавленной стоимости.

При этом конкурентная среда на внутреннем рынке существует только при наличии следующих макроэкономических условий, которые достигаются соответствующей настройкой макроэкономических регуляторов:

- более полное удовлетворение общественных потребностей на основе роста производительности труда, что предполагает опережающий рост доходов по сравнению с динамикой цен;

- государственное регулирование цен в отраслях естественных монополий с учетом получения ими нормальной прибыли;

- поддержание на внутреннем рынке равноконкурентной среды для отечественных и импортных товаров и равновыгодности реализации на мировом и внутреннем рынках сырьевых товаров с использованием мер таможенного регулирования;

- обеспечение равнодоступности поставки товаров на экспорт и внутренний рынок;

- развитие фундаментальных и прикладных научных исследований и опытно-конструкторских работ для удовлетворения потребностей производителей в новой технике и технологиях;

- государственное регулирование ввоза и вывоза капитала с целью максимизации положительного сальдо притока и оттока капитала.

Поддержание конкурентной среды также предполагает, что в отраслях естественных монополий и других неконкурентных отраслях государство осуществляет регулирование цен на основе обеспечения получения предприятиями этих отраслей прибыли, достаточной для их устойчивого развития с использованием накопленной амортизации.

В то же время таможенные пошлины следует разрабатывать, используя научно обоснованную методологию, что предполагает учет не только разницы в уровне цен отечественной и импортной продукции, но и экономический эффект от ее использования. Промышленная политика должна подкрепляться Единым таможенным тарифом Таможенного союза, ставки которого необходимо дифференцировать в большей степени для того, чтобы поддержать производство продукции с высокой долей добавленной стоимости.

В ФЗ № 488 предусматривается ряд мер государственной поддержки субъектов промышленной деятельности. К таким мерам относятся финансовая поддержка в виде субсидий, создание государственных фондов развития промышленности, а также поддержание научно-технической и инновационной деятельности при осуществлении промышленной политики в различных формах. Здесь же представлен перечень показателей и уровней их ежегодных значений, а также порядок расчета и составления условий осуществления деятельности в сфере промышленности на территории России и на территории иностранных государств. Но, к сожалению, не указывается, какими должны быть эти условия (по нашему мнению, они должны быть равноконкурентными для всех участников рынка). Организация мониторинга очень важна для оценки эффективности внешнеторговой деятельности страны, поскольку производители продукции и оказания услуг

стремятся получить выгоду от их реализации не только на внутреннем рынке, но и на рынках других стран, но совершенно недостаточна.

В экономической литературе также справедливо отмечается, что в ФЗ № 488 отсутствуют положения о взаимодействии промышленной политики с конкурентной политикой. Иными словами, отсутствуют меры защиты и обеспечения конкуренции в процессе промышленного производства [9, с. 16]. По мнению экономистов, развитие импортозамещающих производств предполагает восстановление конкурентоспособности российской продукции по качеству и цене на внутреннем рынке [10, с. 162].

Однако остается неясным, насколько эти меры могут быть действенными в ситуации неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры, насколько макроэкономический механизм нацелен на повышение конкурентоспособности российской экономики, повышение производительности труда, более полное удовлетворение общественных потребностей.

При этом следует иметь в виду и неблагоприятные тенденции в развитии минерально-сырьевой базы страны в связи с исчерпанием лучших месторождений, что требует новых эффективных технологий их разработки и переработки сырья и что должно учитываться в промышленной политике. Необходимо также, чтобы новые отечественные технологии превосходили имеющиеся на мировом рынке, к которым к тому же в условиях санкций ограничен доступ [11, с. 66-67].

В условиях существующего экономико-финансового механизма в России невозможно разработать промышленную политику реиндустриализации экономики, так как требуется его значительная корректировка. Для этих целей, по нашему мнению, необходимо реализовать следующие меры:

- отказаться от установления курса рубля к доллару на валютной бирже;

- закрепить за Центральным банком России исключительную монополию на установление фиксированного курса рубля к доллару, исходя из необходимости поддержания эквивалентности обмена между Россией и другими странами;

- отказаться от соглашений ВТО, противоречащих национальным интересам России;

- повысить ставки таможенных пошлин с одновременной государственной поддержкой отраслей, определяющих научно-технический уровень производства;

- ввести экономически обоснованный минимальный почасовой уровень оплаты труда;

- ввести повышенные ставки налога на сверхдоходы физических лиц;

- предусмотреть налогообложение вывоза капитала, направляемого на создание и развитие иностранных предприятий;

- предусмотреть необходимые закупки за рубежом за счет государственных или частно-государственных средств современных предприятий и технологий с последующим их развитием с помощью собственного научно-технического потенциала;

- увеличить финансовые вложения в науку и образование, пересмотреть оценки и критерии эффективности деятельности научных организаций и системы подготовки специалистов высшими и средними учебными заведениями и производственных кадров;

- расширить применение антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер;

- установить в качестве барьера для ввоза низкокачественной продукции повышенный уровень пошлин;

- усилить фитосанитарный и ветеринарный контроль на границе с более широким спектром полномочий по применению запретов на ввоз опасной для здоровья и экологии продукции;

- на основе повышения эффективности экономики и перераспределения доходов между богатыми и бедными группами населения существенно повысить доступность к общественным благам гражданина России как главного субъекта существования и развития страны.

Использованные источники

1. Кузнецов Б. В., Симачев Ю. В. Эволюция государственной промышленной политики в России // Журнал новой экономической ассоциации. 2014. № 2 (22). С. 152-175.

2. Толкачев С. А. Промышленная политика и «мейнстрим»: причины несовместимости // Экономист. 2014. № 4. С. 70-80.

3. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 2004.

4. Экономический словарь / под ред. А. И. Архипова. М.: Проспект, 2004.

5. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» // Российская газета. 2015. 12 января.

6. Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО / Российская академия наук, Национальный инвестиционный совет. М., 2002. С. 15, 31-32.

7. Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2012, 2014.

8. Справка Минэкономразвития России по обязательствам России в качестве члена ВТО [Электронный ресурс]. URL: www.economy.gov.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Еременко В. И. Российское законодательство о промышленной политике // Законодательство и экономика. 2015. № 3. С. 7-16.

10. Фальцман В. К. Приоритеты структурной политики, импортозависимость, импортозаме-щение, возможности экспорта инновационной продукции промышленности // ЭКО. 2014. № 5. С. 162.

11. Крюков В. А. Социально-экономическая капитализация сырьевого потенциала России // ЭКО. 2015. № 2. С. 65-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.