Научная статья на тему 'Таможенные аспекты структурной перестройки производства в России'

Таможенные аспекты структурной перестройки производства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА / ПРОИЗВОДСТВО / ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ОТРАСЛИ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / СТАВКИ ВВОЗНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТОРГОВЛИ / STRUCTURAL RENOVATION / PRODUCTION / PROCESSING INDUSTRIES / CUSTOMS DUTIES / RATES OF IMPORT CUSTOMS DUTIES / HITECH EQUIPMENT / EFFICIENCY OF TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков В. Е.

В статье обосновывается необходимость структурной перестройки производства в России, корректировки ее таможенной политики в сторону усиления поддержки обрабатывающих отраслей, прежде всего высокотехнологических производств машиностроения, которое в значительной степени определяет темпы научно-технического прогресса; отказа от снижения ставок ввозных таможенных пошлин на высокотехнологичное оборудование; развития собственного производства подобной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Customs aspects of structural renovation of industry in Russia

The author gives grounds for structural renovation of industry in Russia as well as for correction of customs politics which is to be aimed at providing support to processing industries. First of all the HiTech engineering industries ensuring the speed of scientific and technical progress are to be supported. Renunciation of decrease of import customs duties levied on HiTech equipment and further development of national production of the above goods are reviewed in the article.

Текст научной работы на тему «Таможенные аспекты структурной перестройки производства в России»

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА

В.Е. Новиков

ТАМОЖЕННЫЕ АСПЕКТЫ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ

Формирование оптимальной структуры производства и внешней торговли является одним из важных аспектов экономической политики государства. Главный вектор в формировании структур производства и внешней торговли для любой страны задан необходимостью максимизации темпов социально-экономического развития.

Определить, что производить и чем торговать, чтобы максимизировать социально-экономический эффект, в принципе всегда являлось важнейшей задачей государства. Эффективность торговли теми или иными товарами в значительной степени предопределяла структурные трансформации в производстве.

Опыт показывает, что существующие теории внешней торговли не являются абсолютными, они справедливы только при определенных экономических условиях и с учетом особенностей отдельных стран.

На каждом этапе развития мировой экономики та или иная теория является ведущей, задающей глобальный вектор развития внешней торговли. В современной мировой экономике ведущий вектор развития внешней торговли - увеличение экспорта высокотехнологичной продукции и ввоза сырья и топлива, что хорошо видно из внешнеторговой политики развитых и развивающихся стран. Эти страны наращивают свое преимущество, увеличивая производство и экспорт продукции машиностроения.

После 1960 г. машиностроение в мире развивалось опережающими темпами по сравнению со всей промышленностью. К 2004 г. объем промышленной продукции вырос примерно в пять раз, а индекс продукции машиностроения - почти в десять раз. В развитых странах производство промышленной продукции увеличилось примерно в четыре раза, а выпуск машинно-технических изделий - в восемь раз (табл. 1).

Экономическая сущность преимуществ производства и экспорта высокотехнологичной продукции заключается в том, что при ее разработке и производстве используется труд особого рода, высококвалифицированный труд, который обладает тем свойством, что является наиболее производительным трудом, создает продукцию с наиболее высокой добавленной стоимостью и позволяет получить при реализации такой продукции на мировых рынках добавочный доход. Это труд ученых, разработчиков, конструкторов, стоимость рабочей силы которых наиболее низкая относительно величины вновь созданной стоимости.

Индексы промышленного производства (1995 г. = 100%)

Таблица 1

Наименование отрасли Годы

1960 1970 1980 1990 2000 2001 2002 2003 2004

Мир в целом, вся промышленность 26,2 50,4 76,2 93,7 123,8 121,5 122,0 126,1 134,1

Развитые страны, вся промышленность 33,2 58,3 79,0 96,4 124,1 121,4 120,8 124,2 131,2

Мир в целом, все машиностроение, в том числе: 19,1 43,9 67,9 93,7 158,8 153,3 153,2 163,9 184,2

общее 23,3 54,6 74,6 95,9 110,9 106,9 104,5 104,4 111,3

электрическое и электронное 9,6 23,6 53,4 89,8 221,7 214,0 213,0 238,4 277,9

транспортное 22,5 52,5 75,5 98,0 124,3 124,7 129,5 132,7 142,2

Развитые страны, все машиностроение, в том числе: 22,7 45,9 65,8 88,8 157,6 152,8 150,4 160,3 178,2

общее 18,6 50,9 66,4 85,7 110,3 106,1 102,8 102,2 107,8

электрическое и электронное 7,0 28,1 49,4 84,3 222,4 214,6 209,2 233,9 270,1

транспортное 18,5 55,5 78,7 101,8 122,2 121,6 125,3 126,8 133,1

Источник: Мировая экономика: глобальные тенденции развития за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. М.: Юристъ, 2003. С. 545-555.

Развитие научных исследований позволяет наращивать производство высокотехнологичной продукции и повышать конкурентоспособность страны. Если классики считали, что во внешней торговле нужно использовать уже имеющиеся сравнительные преимущества, то сейчас в условиях научно-технического прогресса нужно создавать такие преимущества, поддерживая необходимый уровень вложений в образование и науку, совершенствуя хозяйственный механизм, который должен заинтересовывать предприятия в использовании результатов научно-технического прогресса.

Наименее выгодным является экспорт продукции с низкой долей добавленной стоимости, особенно необработанного первичного сырья, даже если эта продукция реализуется по высоким мировым ценам. Это связано с тем, что в перспективе соотношение уровней цен топлива, сырья и готовой продукции постепенно выравнивается и восстанавливается в соответствии с законом стоимости эквивалентный обмен.

Доходы от реализации по высоким ценам топливно-сырьевых товаров должны вкладываться в развитие производства и экспорта высокотехнологичной продукции, в которой реализуются научно-технические разработки, что позволяет поддерживать экономическое преимущество страны. Ориентация в таможенной политике на экспорт сырья и топлива, ввоз машин и оборудования для первичной обработки сырья и производства полуфабрикатов ведет к неэффективному обмену. Создаются условия, когда высококвалифицированный труд оказывается невостребованным и отпадает необходимость в развитии науки и образования.

Таким образом, экономическая политика государства должна нацеливать на развитие производства и экспорт высокотехнологичной продукции, обеспечение отечественного производства дешевыми топливно-сырьевыми ресурсами, квалифицированной рабочей силой и научными исследованиями, что требует соответствующей настройки таможенных инструментов и методов.

В условиях углубления мирохозяйственных связей весьма велика роль таможенных инструментов как одного из важнейших государственных регуляторов в повышении эффективности функционирования экономики, формировании прогрессивной структуры производства.

Суть таможенного регулирования заключается в придании иностранному товару определенного уровня конкурентоспособности на внутреннем рынке. Изменяя уровень ставок таможенных пошлин, используя другие таможенные регуляторы, можно выравнивать, понижать или повышать конкурентоспособность отечественных и иностранных товаров на внутреннем рынке, что в значительной степени определяет развитие отдельных отраслей и структуру производства. Маневрирование таможенными инструментами поддержания конкурентоспособности отечественного товара позволяет оказывать сильное давление на состояние отрасли, создавая более благоприятные условия для ее развития, или, наоборот, способствовать падению производства и деградации отрасли.

Главным инструментом таможенного регулирования являются таможенные пошлины. Всемирная торговая организация (далее - ВТО) предписывает ее странам-членам перейти на таможенное регулирование только через таможенный тариф, который по общему уровню ставок согласовывается в ходе переговоров. Это, с одной стороны, делает таможенную пошлину основным регулятором воздействия внешнеторговых потоков на экономику страны, а с другой стороны - резко ограничивает возможности стран по ее изменению, что сохраняет определенную структурную направленность внешнеторговых потоков и внутреннего производства страны. Поскольку определяющую роль в ВТО играют развитые страны, это позволяет им через систему договоренностей в рамках ВТО подчинять экономический потенциал других стран своим интересам.

Наличие экономических противоречий между странами - членами ВТО обусловливает применение ими и других мер, дающих возможность маневрировать в своих интересах в рамках достигнутых договоренностей или за счет отступления от них. В этом плане страны достаточно широко применяют количественные ограничения в виде установления квот.

Механизм действия таможенных пошлин на структурные изменения во внешней торговле проявляется через воздействие на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. Изменение величины уплачиваемой таможенной пошлины в конечном итоге оказывает влияние на цену реализации товара, что создает заинтересованность в потреблении и импорте зарубежного товара или в потреблении и производстве отечественного товара. При длительном удержании определенной величины таможенной пошлины будут происходить или увеличение ввоза товара и сокращение или ликвидация производства аналогичного отечественного товара, или, наоборот, расширение отечественного производства и сокращение импорта.

Также развивается процесс, когда таможенное регулирование осуществляется посредством квотирования. Здесь решающее значение приобретает величина квот и таможенных пошлин, устанавливаемых в пределах квот, когда используется тарифное квотирование.

Целенаправленное использование ставок таможенных пошлин для структурной перестройки производства и внешней торговли предполагает наличие научно обоснованной методики их определения. Пока такой официально утвержденной методики нет, однако разработаны ее научные основы.

Механизм оценки влияния таможенных пошлин на структуру производства заключается в установлении определенной степени отклонения фактической таможенной пошлины от ее исходной основы, при которой одинаково выгодны потребление отечественного и импортного товара или поставка на экспорт и внутренний рынок отечественного товара.

Чем больше величина отклонения фактически начисленной величины таможенной пошлины от ее исходной основы, тем интенсивнее идет процесс структурной перестройки производства и внешней торговли. Величина этого отклонения должна устанавливаться таким образом, чтобы стимулировать производителя в наращивании производства, не допустить резкого падения объема производства в отрасли, чтобы имелась возможность в постепенной перестройке на производство другой продукции, а в случае целесообразности прекращения производства - обеспечения трудоустройства высвобождаемых трудовых и материальных ресурсов.

При этом необходимо учитывать сложность производства, длительность производственного цикла, наличие свободных рабочих мест в других отраслях и производствах, сроки перестройки производства на выпуск другой продукции или реализации высвобождающихся материальных и нематериальных активов. Иначе говоря, изменению ставок таможенных пошлин с целью структурной перестройки должна предшествовать большая подготовительная работа.

Таможенные пошлины как инструмент структурной перестройки производства применялись в тесном взаимодействии с ценами, заработной платой, валютным курсом и другими экономическими инструментами в ходе экономической реформы, которая началась в России со 2 января 1992 г.

В результате либерализации цен в неконкурентной среде, опережающего роста цен по сравнению с доходами и падения объемов платежеспособного спроса в первую очередь пострадали отрасли промышленности, которые производили товары народного потребления и услуги. Они стали снижать объемы производства, что привело к падению спроса на товары обрабатывающей промышленности, и прежде всего на оборудование, транспортные средства и другую продукцию машиностроения, оказавшиеся неконкурентоспособными на внутреннем и мировом рынках.

В этой ситуации были сняты какие-либо ограничения на внешнеторговые потоки. Отсутствие таможенного регулирования создавало максимально благоприятные конкурентные условия на внутреннем рынке для иностранных товаров, что подавляло производство отечественной готовой продукции, так как себестоимость ее производства была выше, чем иностранных товаров, и стимулировало вывоз топлива, сырья и материалов, цены на которые были ниже мировых цен. Вывоз сырья и топлива из страны стимулировался также поддержанием низкого валютного курса рубля.

Более того, проводилась политика государства по массовым закупкам импортных товаров в централизованном порядке и реализации их по дотационным ценам, что существенно сокращало объемы спроса на отечественные товары и обусловливало еще большие темпы падения производства.

Во введенных с 1 июля 1992 г. временном, а с 1 апреля 1993 г. детальном импортном тарифе таможенные пошлины были установлены на заниженном уровне, поэтому

импортные товары на внутреннем рынке России оставались более конкурентоспособными, чем отечественные товары.

В результате совокупного действия всех этих факторов начались неблагоприятные изменения в структуре производства - оно стало приобретать все более выраженный сырьевой характер.

Проведенные расчеты с использованием данных межотраслевого баланса и системы национальных счетов в текущих и постоянных ценах за 1997-1999 гг. показали, что падение курса национальной валюты и последовавший рост затрат на импортные товары привели к падению импорта и росту объемов отечественного производства, что было эквивалентно повышению таможенных пошлин до определенного уровня. Такая эквивалентная пошлина существенно превышала уровень действовавших в то время ставок таможенных пошлин.

По всем отраслям действующие в то время ставки таможенных пошлин были в несколько раз ниже ставок таможенных пошлин, обеспечивающих равновыгодность реализации на рынке отечественной и аналогичной импортной продукции. Однако если продукция топливно-сырьевых отраслей была конкурентоспособна на мировых рынках, что поддерживало функционирование этих отраслей, то продукция обрабатывающих отраслей оказалась неконкурентоспособной как на мировых, так и на внутренних рынках, в результате чего предприятия машиностроения, лесоперерабатывающей, легкой промышленности все больше приходили в упадок (табл. 2).

Таблица 2

Средний уровень ставок импортных пошлин, эквивалентная импортная пошлина, эластичность импорта и выпуска по пошлине

Наименование отрасли Средний уровень импортной пошлины, % Эквивалентная импортная пошлина, % Эластичность импорта по пошлине Эластичность выпуска по пошлине

Нефтедобыча 6 30 - 0,54 - 0,02

Нефтепереработка 6 69 - 0,47 - 0,03

Газовая промышленность 6 36 - 0,11 - 0,01

Угольная промышленность 5 76 0,03 - 0,04

Черная металлургия 11 64 - 0,56 - 0,14

Цветная металлургия 16 42 - 1,79 - 0,08

Химическая промышленность 10 69 - 0,20 - 0,22

Машиностроение 21 115 - 0,26 - 0,29

Лесная и целлюлозно-бумажная промышленность 19 59 - 0,52 - 0,05

Промышленность стройматериалов 6 67 - 0,31 - 0,03

Легкая промышленность 25 93 - 0,23 - 2,44

Пищевая промышленность 45 115 - 0,24 - 0,67

Прочие отрасли промышленности 21 73 - 0,42 - 0,08

Сельское и лесное хозяйство 17 81 - 0,10 - 0,07

Источник: Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО / Национальный инвестиционный совет; Российская академия наук. М., 2002. С. 13-15.

В.Е. Новиков /-ХА

С 2001 г. начался процесс снижения ставок таможенных пошлин на продукцию ведущей отрасли промышленности - машиностроения, в значительной степени определяющей темпы научно-технического прогресса. Снижение пошлин проводилось на продукцию, которая в России не производится, под предлогом необходимости технологического переоснащения отечественной промышленности. Однако следует отметить, что многие виды такого оборудования ранее производились, но в результате проводимой таможенной политики не выдержали конкуренции с иностранной продукцией. Отказ от ориентации на собственное производство и замена ее импортной ведут к технологической отсталости России. По основным товарным группам ТН ВЭД, включающим продукцию машиностроения, были снижены ставки по большинству товарных позиций. За 2001-2007 гг. в наибольшей степени были снижены ставки таможенных пошлин по группам 84 и 85 (табл. 3).

Таблица 3

Динамика количества сниженных ставок таможенных пошлин по товарным группам 84, 85, 87 за 2000-2007 гг.

Товарная группа Количество товарных позиций Количество сниженных средних ставок

в Таможенном тарифе 2002 г. по сравнению с Таможенным тарифом 2000 г. в Таможенном тарифе 2007 г. по сравнению с Таможенным тарифом 2002 г.

кол-во % кол-во %

84 86 55 64,0 64 74,4

85 48 34 70,8 19 39,6

87 16 11 68,8 4 25,0

84-87 150 100 66,7 87 58,0

Примечание. Рассчитано на основе

Таблица 4 Динамика средних ставок таможенных пошлин по товарным группам 84, 85, 86, 87, %

Товарная группа Годы

1995 1998 2000 2002 2007

84 9,4 10,3 10,1 7,0 5,3

85 14,4 14,9 15,1 10,5 9,2

86 18,3 13,5 14,6 11,9 10,7

87 21,0 22,5 22,0 14,7 15,4

Примечание. Рассчитано на основе Таможенного тарифа РФ (изд. 1995 г., 1998 г., 2002 г., 2007 г.).

эго тарифа РФ (изд. 2000 г., 2002 г., 2007 г.).

Динамика средних ставок таможенных пошлин по основным товарным группам ТН ВЭД, включающим продукцию машиностроения, представлена в табл. 4.

В среднем в 2007 г. по отношению к 2000 г. средние ставки были снижены по группам 84-87 в 1,5-1,9 раза. В условиях постоянного повышения оптовых цен производителей на продукцию машиностроения в связи с ростом цен на материалы, топливо и энергию (табл. 5) снижение ставок ввозных таможенных пошлин повышало конкурентоспособность импортных машин и оборудования на внутреннем рынке.

Таблица 5

Индексы цен производителей по отдельным отраслям промышленности

в 1991-2003 гг.

Годы Индексы цен в разах; 1996-2003 гг. в % декабрь к декабрю предыдущего года

Промышленность, всего Топливная промышленность Черная металлургия Цветная металлургия Машиностроение

1991 3,4 2,3 3,4 3,3 3,1

1992 33,8 92,7 36,3 52,2 27,2

1993 10,0 7,3 11,9 6,6 10,5

1994 3,3 3,0 3,4 4,0 3,3

1995 2,8 2,9 2,9 2,2 2,8

1996 125,6 140,4 115,7 112 124,0

1997 107,5 111,1 101,1 103,1 108,7

1998 123,2 100,8 111,5 176,1 129,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1999 167,3 234,9 189,2 215,8 149,6

2000 131,6 155,2 129,2 108,7 128,0

2001 110,7 102,2 103,5 89,4 116,5

2002 117,1 124,3 123,3 130,1 110,6

2003 113,1 101,4 128,8 127,2 111,2

Источник: Цены в России: Статистический сборник / Госкомстат, Росстат. М., 1996. С. 152; М., 1998. С. 122; М., 2000. С. 107; М., 2002. С. 102; М., 2003. С. 116.

По видам экономической деятельности динамика цен отражена в табл. 6.

Таблица 6

Индексы цен производителей по видам экономической деятельности (декабрь к декабрю предыдущего года, %)

Наименование Годы

отрасли 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Производство промышленных товаров 131,9 108,3 117,7 112,5 128,8 113,4 110,4

Добыча полезных ископаемых, в том числе: 149,1 104,0 125,8 101,8 164,7 131,0 101,6

- добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 155,0 101,0 127,3 97,9 169,7 135,3 96,4

- добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 120,3 120,6 118,6 121,1 138,2 105,9 133,0

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 119,0 95,5 124,1 126,2 137,4 105,4 124,8

Производство машин и оборудования 130,6 117,1 111,4 109,8 114,4 110,4 110,5

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 120,8 109,5 111,2 108,6 111,4 106,5 115,2

Источник: Россия в цифрах / Росстат. М., 2007. С. 442-443.

Курс на снижение ставок таможенных пошлин на продукцию машиностроения был взят в условиях, когда необходимо было усилить поддержку отечественного машиностроения. К этому времени значительная часть предприятий по производству современного технологического оборудования при действовавших ставках таможенных пошлин находилась в глубоком кризисе, и многие виды оборудования практически не производились. Дальнейшее снижение ставок фактически не предоставляло этим предприятиям шансов на выживание.

В 2007 г. средние ставки таможенных пошлин по основным товарным группам ТН ВЭД продукции машиностроения (84, 85, 86, 87) были в несколько раз ниже эквивалентной ставки 1999 г., рассчитанной Институтом экономики РАН и Национальным инвестиционным советом. При величине эквивалентной ставки таможенной пошлины в среднем по машиностроению 115% в 2007 г. средняя ставка таможенной пошлины составляла по товарной группе 84 ТН ВЭД 5,3%, товарной группе 85 - 9,2%, по группе 86 - 10,7% и группе 87 - 15,4%.

Дополнительное давление на внутренний рынок машиностроительной продукции оказывал ввоз машин и оборудования по лизингу в режиме временного ввоза, когда иностранные товары получали преимущество перед отечественными товарами. Отмена налога на добавленную стоимость при ввозе технологического оборудования и в некоторых других случаях, предоставление льготных кредитов иностранными фирмами и правительствами под закупку оборудования и машин тоже способствовали повышению конкурентоспособности иностранных товаров. Действующие ставки таможенных пошлин также не защищали другие отрасли обрабатывающей промышленности (см. табл. 2). Одновременно низкие ставки вывозных таможенных пошлин стимулировали экспорт топлива, сырья и материалов. В результате продолжительного действия вышеуказанных факторов таможенного регулирования произошли существенные негативные изменения в структуре производства.

В текущих ценах удельный вес отдельных отраслей в 1990-2004 гг. изменялся следующим образом (табл. 7).

Таблица 7

Отраслевая структура промышленности (в % от всей промышленности)

Наименование Годы

1990 1995 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

Вся промышленность, в том числе: 100 100 100 100 100 100 100 100 100

электроэнергетика 3,5 10,9 14,4 8,5 7,8 8,8 10,2 10,2 9,3

топливная промышленность 6,8 14,5 13,1 14,3 17,5 16,7 17,2 16,5 18,8

черная металлургия 4,8 8,1 6,5 7,09 7,7 6,7 6,9 8,1 10,2

цветная металлургия 5,3 5,7 6,4 8,5 8,7 7,1 6,6 6,2 6,3

химическая и нефтехимическая промышленность (без химико-фармацевтической промышленности) 6,5 6,7 5,6 5,6 5,6 5,4 4,9 4,9 4,7

химическая промышленность 4,5 4,5 3,8 4 3,8 3,6 3,4 3,4 3,4

нефтехимическая промышленность 2 2,2 1,7 1,6 1,7 1,7 1,5 1,4 1,2

Продолжение таблицы 7

Наименование Годы

отрасли 1990 1995 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

машиностроение и металлообработка (без промышленности и медицинской техники) 28,0 15,9 14,9 16,1 16,2 17,1 17,1 17,3 16,2

машиностроение 24,5 12,8 12,3 13,8 13,8 14,2 14,2 14,0 12,9

промышленность металлических конструкций и изделий 1 0,8 0,6 0,6 0,6 0,7 0,8 0,9 0,8

ремонт машин и оборудования 2,5 2,2 1,9 1,7 2,6 2,08 2,09 2,3 2,4

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 5,1 4,5 3,3 4,08 3,9 3,7 3,7 3,6 3,3

лесозаготовительная промышленность 1,6 0,9 0,6 0,7 0,7 0,6 0,6 0,6 0,6

деревообрабатывающая промышленность 2,3 1,6 1,4 1,5 1,3 1,4 1,4 1,4 1,4

целлюлозно-бумажная промышленность 1 1,8 1,2 1,7 1,8 1,6 1,6 1,4 1,4

лесохимическая промышленность 0,08 0,03 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,01 0,01

промышленность строительных материалов 3,3 4,2 3,2 2,4 2,4 2,6 2,6 2,7 2,6

стекольная и фарфорово-фаянсо-вая промышленность (без организаций по производству медицинских изделий из стекла и фарфора) 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3

легкая промышленность 11 2,2 1,3 1,4 1,3 1,3 0,01 1,1 0,9

текстильная промышленность 6,6 1,14 0,6 0,7 0,7 0,6 0,06 0,5 0,4

швейная промышленность 26 0,5 0,4 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3

кожевенная, меховая и обувная промышленность 1,5 0,4 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,2 0,2

пищевая промышленность 12,1 10,6 11,5 12,4 11 11,6 12 11,6 10,8

пищевкусовая промышленность 5,1 4,7 6,3 7,2 6,6 7,03 7,5 7,2 6,8

мясная и молочная промышленность 5,1 4,7 4,2 3,8 3,3 3,6 3,5 3,5 3,3

рыбная промышленность 1,8 1,2 1,08 1,3 1,09 1,01 0,9 0,8 0,6

микробиологическая промышленность 0,1 0,1 0,1 0,1 0,08 0,07 0,04 0,03 0,02

мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность 3,1 1,8 1,5 1,5 1,3 1,3 1,0 1,01 1,04

медицинская промышленность 0,5 0,5 0,7 0,7 0,7 0,7 0,6 0,5 0,5

полиграфическая промышленность 0,1 0,3 0,3 0,4 0,4 0,4 0,5 0,5 0,5

другие промышленные производства 1,5 1,09 1,03 0,9 0,6 0,6 0,6 0,6 0,5

Примечание. Рассчитано по данным статистического сборника «Россия в цифрах».

Анализ отраслевой структуры промышленности в текущих ценах показывает четкую тенденцию возрастания удельного веса топливно-сырьевых отраслей и падения доли обрабатывающих отраслей.

Если удельный вес топливной промышленности с 1990 по 2004 г. вырос с 6,8 до 18,8%, или в 2,8 раза, то удельный вес машиностроения упал с 24,5 до 12,9%, т.е. почти в два раза.

Особенно сильно снизилась в структуре промышленности доля легкой (более 10 раз), текстильной (16,5 раза), швейной (86,7 раза), кожевенной, меховой и обувной промышленности.

Снижение удельного веса обрабатывающих отраслей в структуре промышленности происходило в условиях падения объемов их промышленного производства, за исключением пищевкусовой промышленности, производящей в основном табачные изделия. В наибольшей степени объемы производства снизились в отраслях швейной, текстильной, легкой промышленности, промышленности строительных материалов, мукомольно-крупяной и комбикормовой. Индекс производства машин и оборудования в 2006 г. по отношению к 1991 г. составил 46,8%, обрабатывающего производства -70,8%, добычи полезных ископаемых - 101,3% [1].

В машиностроении наибольшее падение объемов производства произошло в 1995 г., когда оно составляло 39% к уровню 1990 г. В последующие годы происходил некоторый рост производства продукции машиностроения, но в основном за счет сборочных производств, особенно в автомобилестроении. В 2006 г. объем производства легковых автомобилей составил 1 150 тыс. единиц, из них в рамках промышленной сборки -около 260 тыс., или почти 25%. Прирост производства автомобилей промышленной сборки составил 65% по сравнению с 2005 г. [2].

В 2007 г. на 20% увеличилась продажа на внутреннем рынке автомобилей, собранных на территории России [3]. Доля «АвтоВАЗа» на внутреннем рынке сократилась до 28% к сентябрю 2007 г. против 42% в 2006 г. [4].

В попытке противостоять политике низких ставок таможенных пошлин отечественные производители ставят вопросы о проведении специальных защитных расследований в отношении возросшего импорта зарубежной техники. Такое расследование, в частности, возбуждено Минэкономразвития России в отношении зерноуборочных комбайнов. В уведомлении о начале расследования сообщается, что объем импорта зерноуборочных комбайнов на таможенную территорию РФ вырос за период с 2004 по 2006 г. на 7,7%, а в первом полугодии 2007 г. по отношению к первому полугодию 2006 г. увеличился в 1,8 раза [5].

По прогнозным оценкам, к 2009 г. структура промышленного производства практически не изменится (табл. 8).

Таблица 8

Структура производства, %

Виды экономической деятельности Годы

2005 2009

Итого 100,0 100,0

Добыча полезных ископаемых, в том числе: 23,3 21,2

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (подраздел СА) 20,5 18,5

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических (подраздел СВ) 2,8 2,7

Окончание таблицы 8

Виды экономической деятельности Годы

2005 2009

Производство сырья и материалов , в том числе: 42,7 41,4

обработка древесины и производство изделий из дерева (подраздел йй), целлюлозно-бумажное производство - без издательской и полиграфической деятельности (подраздел йЕ) 2,5 2,4

производство кокса, нефтепродуктов (группа 23) 7,8 7,4

химическое производство (подраздел йв) 5,3 5,0

производство прочих неметаллических минеральных продуктов (подраздел й1) 3,4 4,0

металлургическое производство - без производства готовых металлических изделий (подраздел 0_1) 12,1 12,2

производство и распределение электроэнергии, газа и воды (подраздел Е) 11,6 10,4

Производство товаров конечного потребления, в том числе: 34,0 37,4

производство пищевых продуктов, включая напитки и табак (подраздел йА) 11,5 11,9

текстильное и швейное производство (подраздел йВ) 1,0 1,1

производство кожи, изделий из кожи и обуви (подраздел йС) 0,2 0,2

производство резиновых и пластмассовых изделий (подраздел йН) 1,5 1,6

производство машин и оборудования (без производства оружия и боеприпасов) (подкласс 38.9) 3,6 3,6

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (раздел 01_) 3,6 3,8

производство транспортных средств и оборудования (подраздел йМ) 6,3 6,8

издательское и полиграфическое производство (из подраздела йЕ) 1,0 1,1

производство готовых металлических изделий (из подраздела 0_1) 2,1 3,5

прочие производства (подраздел йЫ) 3,2 3,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: Прогноз социально-экономического развития РФ на 2007 г., параметры прогноза на период до 2009 г. и предельные уровни цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий / Минэкономразвития РФ. М., 2006. С. 45. E-mail: macro@economy.gov.ru.

Таким образом, в результате действия в значительной степени совокупности таможенных факторов сформировавшаяся структура производства в основном ориентирована на добычу сырья, топлива, производство продукции невысокой степени обработки и поставки их на экспорт.

Обрабатывающая промышленность деформируется в сторону производства несложных, малотехнологичных изделий или продукции с использованием импортных узлов и комплектующих деталей. В целом это ставит российскую экономику в тесную зависимость от развитых и даже развивающихся стран и препятствует развитию инновационных производств. Нельзя не согласиться с мнением Е. Гонтмахера, руководителя Центра социальной политики Института экономики РАН, который пишет, что следующий этап экономического развития может быть только инновационным, иначе Россия может окончательно превратиться в сырьевой придаток к мировому

С.С. Ерошенко, Ю.В. Малышенко, В.В. Федоров

хозяйству со всеми вытекающими отсюда для нас печальными геополитическими последствиями [6]. В этой ситуации требуется срочная корректировка таможенной политики в сторону усиления поддержки обрабатывающих отраслей, и прежде всего высокотехнологичных производств машиностроения. В связи с этим необходимо отказаться от снижения и обнуления ставок ввозных таможенных пошлин на высокотехнологичное оборудование и комплектующие детали и агрегаты, а, наоборот, установить их на уровне, который позволит развивать собственное производство такой продукции.

список использованных источников

1. Россия в цифрах / Росстат. М., 2007. С. 198-199.

2. Ковригин А. «Отверточная» эйфория не стимулирует отечественный автопром // Российская газета. 2007. 31 января.

3. Морозов А. И яд, и лекарства // Российская газета. 2008. 22 января.

4. Борис Алешин пересядет на «Жигули» // Российская газета. 2007. 7 сентября.

5. Уведомление Минэкономразвития России «О начале специального защитного расследования в отношении возросшего импорта зерноуборочных комбайнов на таможенную территорию Российской Федерации»: Приказ Минэкономразвития России от 08.02.2008 № 29 // Российская газета. 2008. 15 февраля.

6. Гонтмахер Е. Работа на вырост. Как за 12 лет в 4 раза увеличить производительность труда // Российская газета. 2008. 12 февраля.

7. Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО / Национальный инвестиционный совет; Российская академия наук. М., 2002.

8. Мировая экономика: глобальные тенденции развития за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. М.: Юрист, 2003.

9. Новиков В.Е. Таможенная пошлина как инструмент государственного регулирования экономики. М.: РИО РТА, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.