Научная статья на тему 'Цена и таможенная пошлина как инструменты управления экономикой'

Цена и таможенная пошлина как инструменты управления экономикой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цена / стоимость / конкуренция / регулирование / снижение / экономия / потребитель / таможенная пошлина / взаимодействие / модель / экономическое развитие / price / value / competition / regulation / reduction / economy / consumer / customs duty / interaction / model / economic development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В Е. Новиков

В статье анализируются теоретические основы формирования цен с учетом стоимости и потребительной стоимости товара. Определяется роль государства в поддержании конкурентной среды и непосредственном регулировании цен. Таможенная пошлина рассматривается как важнейший инструмент поддержания конкуренции на внутреннем рынке. Показывается взаимодействие цены и таможенной пошлины как основных инструментов формирования эффективного экономического механизма России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Price and customs duty as instruments for managing economy

Theoretical basis for forming prices taking into account the value and consumer value of the goods are analyzed in the article. The role of the state in keeping up competitive sphere in regulating prices is determined. Customs duty is considered as the most important instrument for keeping up competition in the home market. Interaction of price and customs duty as major instruments for forming efficient economic mechanism of Russia is shown in the article.

Текст научной работы на тему «Цена и таможенная пошлина как инструменты управления экономикой»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ POINT OF VIEW

В. Е. Новиков

цена и таможенная пошлина как инструменты управления экономикой

В статье анализируются теоретические основы формирования цен с учетом стоимости и потребительной стоимости товара. Определяется роль государства в поддержании конкурентной среды и непосредственном регулировании цен. Таможенная пошлина рассматривается как важнейший инструмент поддержания конкуренции на внутреннем рынке. Показывается взаимодействие цены и таможенной пошлины как основных инструментов формирования эффективного экономического механизма России.

Ключевые слова: цена; стоимость; конкуренция; регулирование; снижение; экономия; потребитель; таможенная пошлина; взаимодействие; модель; экономическое развитие.

V. E. Novikov

price and customs duty as instruments for managing economy

Theoretical basis for forming prices taking into account the value and consumer value of the goods are analyzed in the article. The role of the state in keeping up competitive sphere in regulating prices is determined. Customs duty is considered as the most important instrument for keeping up competition in the home market. Interaction of price and customs duty as major instruments for forming efficient economic mechanism of Russia is shown in the article.

Keywords: price; value; competition; regulation; reduction; economy; consumer; customs duty; interaction; model; economic development.

Дальнейшее совершенствование экономического механизма России предполагает углубление понимания экономической теории, которая вытекает из аксиом, предопределяющих существование и развитие общества. Аксиомами существования человека, как известно, являются: необходимость все более полного удовлетворения постоянно возрастающих потребностей, ограниченность доступных сырьевых и энергетических ресурсов, неограниченный интеллектуальный потенциал, конкуренция и соперничество во всех сферах деятельности. Возникающее в этих условиях противоречие внутри страны и между странами разрешается в конкурентной борьбе за имеющиеся ресурсы, а также за вовлечение в процесс производства новых, ранее не использовавшихся ресурсов. Достижение этих целей осуществляется на основе все более полного использования постоянно возрастающего интеллектуального потенциала.

Конкуренция является одной из основных форм развития общественного производства. Она необходима для стимулирования производства товаров и оказания

услуг, удовлетворяющих общественные потребности с наименьшими затратами энергии человека, что предполагает соизмерение затрат на производство товаров и удовлетворение общественной потребности, однако до настоящего времени не получило достаточного научного обоснования. Из всех существующих экономических теорий только в теории трудовой стоимости разработан механизм измерения затрат в конкурентной среде. Измерение затрат в трудовой теории стоимости рассматривается применительно к простому товарному производству, которому внутренне присуща конкуренция, где используются элементарные средства производства, не существует ограничений по входу и выходу с рынка, а товарное производство понимается как существующее вне связи с другими сторонами деятельности и бытия человека.

По мере усложнения экономической и социальной среды сфера действия конкуренции как стихийно движущейся силы социально-экономического развития общества ограничивается, а роль государства в стимулировании производителей товаров и оказании услуг увеличивается.

В современном обществе государство определяет, в какой сфере деятельности стимулирование производителей товаров и оказание услуг должны осуществляться на основе конкуренции или непосредственно регулирующего воздействия государства.

Конкуренция предполагает прямое соперничество участников рынка в более полном удовлетворении потребностей общества, что является более эффективной мерой, чем непосредственное участие государства в регулировании социально-экономических процессов, когда каждый производитель хочет добиться более выгодных для себя условий. Поэтому государство должно принимать соответствующие меры для поддержания конкурентной среды, а не полагаться на стихийный характер ее возникновения. В случае неэффективности поддержания конкурентной среды в обществе государство должно непосредственно регулировать эти процессы.

Из этого следует, что государство не может самоустраняться от регулирования социально-экономических процессов и несет за это полную ответственность, на что неоднократно указывалось в научной литературе. Например, Д. Стиглиц, лауреат Нобелевской премии, отмечал, что «по мере того как менялась структура экономики - с переходом от аграрной экономики к промышленной, а затем и информационной - возрастало значение рыночного механизма, особенно роль тех ограничений, которые связаны с несовершенной и асимметричной информацией. Государство часто может играть важную роль в улучшении работы рыночного механизма, например, ограничение масштаба конфликта интересов, время от времени возникающего вокруг системы бухгалтерского учета, порядка ведения бизнеса и финансирования» [1, с. 58-59].

В процессе конкуренции или государственного регулирования каждый участник рынка стремится более полно удовлетворить общественную потребность, поскольку он получает часть экономии потребителя от удовлетворения этой потребности, что для него является материальным и моральным стимулом.

Из трудовой теории стоимости следует, что целенаправленная деятельность человека для удовлетворения своих потребностей, или труд имеет двойственную природу. С одной стороны, это затраты определенного количества энергии человека, а с другой - различие в качестве затрачиваемой энергии, что вытекает

из абстрактного и конкретного характера труда. По нашему мнению, конкретный труд предопределяет качественные различия в энергии, затрачиваемой человеком, а это, в свою очередь, зависит от квалификации работника, его интеллектуального потенциала и выражается в уровне потребительских свойств товара. Таким образом, количество затраченного труда и качество этого труда обусловливают степень удовлетворения общественных потребностей. Труд не может быть измерен в каких-либо физических единицах материи, поскольку он имеет общественный характер, и, как показано классиками политэкономии, измеряется через механизм стоимости [2, с. 90-98].

Классическая политэкономия исследовала процесс формирования затрат труда и их измерения на основе стоимости на стадии производства товара и в меньшей степени на стадии потребления товара [3, с. 74]. Однако между стадиями производства и потребления имеются определенные взаимосвязи, которые оказывают существенное влияние на формирование цены и других ценовых категорий, например таможенной пошлины.

Механизм формирования стоимости работает таким образом, что стимулирует снижение затрат труда. Выигрывает тот производитель, который имеет более низкую индивидуальную стоимость товара, поскольку величину стоимости определяют общественно необходимые затраты труда как затраты усредненные. Одновременно производитель, который имеет более высокие индивидуальные затраты труда, должен уйти с рынка или разработать какие-либо усовершенствования в процессе производства для снижения своих затрат. Общество выигрывает от снижения общественно необходимых затрат труда, а соответственно, стоимости и цены товара.

Как известно, производитель создает полезную вещь, на которую есть спрос на рынке, или товар. Для того, чтобы можно было обменять на рынке созданный предмет, он должен быть или полезной вещью, или обладать потребительной стоимостью. Для производителя несущественно, как может быть использован созданный им товар. Важно, что он востребован на рынке и его можно продать (обменять) на другой товар, эквивалентный по величине общественно необходимых затрат труда или по его стоимости [3, с. 44, 90, 98].

Для потребителя данного товара, на который он обменял свой товар-эквивалент, наоборот, важно, в какой степени этот товар может удовлетворить его потребность, а это зависит от материально-вещественного состава товара, который сделал его востребованным на рынке, т. е. придал вещи полезность и она приобрела потребительную стоимость. Неограниченные потребности человека на том или ином этапе экономического развития могут быть удовлетворены различными способами, что вытекает из многообразия форм материи. Естественно, потребитель располагает ограниченным на данный момент времени количеством денег в обмен на приобретаемый товар, что следует из аксиомы ограниченности ресурсов, и он желает получить на рынке такие товары, которые позволили бы ему затратить меньшее количество ресурсов на удовлетворение своей потребности. Поэтому потребитель выбирает товар, обладающий наибольшей полезностью, что позволяет удовлетворить потребность при меньшем расходе ресурсов, а часть экономии потребителя должна быть передана производителю. Это достигается тем, что по таким товарам цена отклоняется от стоимости и включает часть экономии, полученной при удовлетворении потребности. В связи с тем,

что цена отражает условия производства и потребления товара, она выступает важнейшим инструментом экономического механизма, воздействуя одновременно на производителя и потребителя. Поэтому важно правильно оценивать влияние на уровень цен изменений в затратах на производство и уровне потребительских свойств. Цена товара снижается при уменьшении стоимости товара и возрастает с учетом в ней части эффекта от потребления товара, что во многом определяет динамику цен.

Преобладание какого-либо фактора в динамике цен зависит от многих причин. При этом большое влияние оказывает стадия жизненного цикла товара, а также уровень конкуренции, которая вынуждает поставлять на рынок более дешевый товар.

Особенно быстро снижаются затраты в производстве наукоемкой продукции. Например, в США за 1997-2001 гг. объем производства компьютерного оборудования, выраженный в текущих ценах, сократился на 19%, а в постоянных ценах возрос в 2,3 раза. При этом столь сильное снижение цен происходило при одновременном быстром росте производительности компьютеров и периферийных устройств [4, с. 39].

На снижение затрат ориентируется и четвертая промышленная революция, определяемая как «Промышленность 4.0». В 2017 г. германская Рабочая группа по промышленности предоставила федеральному правительству рекомендации по «Промышленности 4.0», основанной на введении киберфизических систем для цифровизации промышленности, которая позволит массово производить персонализированные продукты высокого качества по низким ценам. Предполагается, что для поддержания конкурентоспособности немецкой промышленности нужно сократить производственные затраты до 30% [5, с. 282, 284].

В результате этого в конкурентной среде и при государственном регулировании формируются цены, ориентирующие на снижение затрат и улучшение потребительских свойств товара, что ведет к повышению экономического эффекта. Это проявляется в увеличении производства продукции с более высокой долей добавленной стоимости. При отсутствии конкуренции или государственного регулирования цен доля добавленной стоимости в производимой продукции не возрастает. Если в продукции отрасли растет доля добавленной стоимости, то в этой отрасли существует конкурентная среда или проводится эффективное государственное регулирование цен, и, наоборот, если рост доли добавленной стоимости в продукции не происходит, то конкуренция и эффективное государственное регулирование цен отсутствует.

В связи с этим необходимо отслеживать динамику развития отраслей по повышению удельного веса производства продукции с высокой долей добавленной стоимости и соответственно корректировать состояние конкурентной среды и государственного регулирования цен. При этом методы государственного регулирования цен должны учитывать не только динамику затрат на производство продукции, но и экономические эффекты от применения взаимозаменяемой продукции в различных сферах потребления, что в настоящее время учитывается недостаточно.

Однако поддержание конкурентной среды и эффективное государственное регулирование цен невозможны без выстраивания экономически эффективных отношений с другими странами, поскольку они конкурируют за мировые сырьевые

и энергетические ресурсы. Эта конкуренция имеет иной характер, чем в отдельно взятой стране. В отдельно взятой стране вся полученная экономическая выгода от развития и использования интеллектуального потенциала распределяется между всеми членами общества. Экономия же, полученная в результате конкуренции между странами, остается у той страны, интеллектуальный потенциал которой стал источником экономии от удовлетворения потребности в стране-импортере (у потребителей этой страны). Интеллектуальный потенциал страны-импортера (в которой находится потребитель) остается невостребованным, не получает развития и не используется.

Если в стране-импортере, которая ввозит товар, позволяющий ей удовлетворить собственную потребность с меньшими затратами, чем собственным аналогичным товаром, имеется такой же или более высокий интеллектуальный потенциал, то она ввезет в страну-контрагент товар, который позволит ей получить такую же экономическую выгоду, как и страна, из которой ввезен товар. Если же у страны ввоза более низкий интеллектуальный потенциал, то она должна ввезти в страну, откуда ввезен товар с большей полезностью, соответствующий эквивалент, возмещающий мировую стоимость товара, поскольку сырьевые и малообра-ботанные товары практически не обеспечивают получение экономических эффектов от их потребления.

Труд, приложенный к веществу природы только для его извлечения из природной среды в неизменном виде, определяет стоимость товара и его цену, которая не включает эффект от использования этого товара ввиду его отсутствия. Если национальная стоимость этого товара ниже его мировой стоимости, то цена включает ренту, определяемую более благоприятными условиями его добычи и природными свойствами.

По мере увеличения приложения труда в ходе последующей обработки товара и повышения конкурентоспособности на мировом рынке цена такого товара уже будет включать большую величину от удовлетворения им потребностей в других странах. Следовательно, чем в меньшей степени вывозимый товар удовлетворяет потребность страны-импортера, тем большее количество товаров должно быть вывезено. При этом интеллектуальный потенциал не используется и не возрастает.

Таким образом на мировом рынке страны соперничают в развитии интеллектуального потенциала и стремятся создать условия для развития науки, образования и здравоохранения. Концентрация ресурсов на этих направлениях является способом такой конкурентной борьбы. Именно поэтому для развития импор-тозамещения необходимо поддерживать конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем рынке, что достигается за счет изъятия эффекта от удовлетворения потребностей потребителя в пользу государства через таможенные пошлины или путем бюджетной поддержки. При этом более предпочтительным является вариант повышения таможенных пошлин, потому что при высоком интеллектуальном потенциале страны товар этой страны является одновременно конкурентоспособным на внутреннем и мировом рынках.

При значительном отставании уровня интеллектуального потенциала данной отрасли от мирового уровня вряд ли возможно создать товар, конкурентоспособный на мировом рынке. Задачи по развитию импортозамещения таким путем практически не разрешимы. Импортозамещение целесообразно начинать

с производства отечественных товаров с высокой долей добавленной стоимости, что стимулирует развитие научно-технического прогресса.

Механизм ценообразования на внутреннем рынке тесно связан с регулированием внешней торговли. Поддержание конкурентной среды на внутреннем рынке обусловливает формирование цен, стимулирующих производство продукции со все более высокой добавленной стоимостью. Следовательно, с одной стороны, импортная продукция на внутреннем рынке должна реализовываться по ценам, обеспечивающим получение потребителем одинакового экономического эффекта при использовании аналогичной отечественной продукции, с другой - страна должна наращивать интеллектуальный потенциал и поддерживать его использование, чтобы выйти на мировые рынки со все большими объемами конкурентной продукции.

Между ценовым механизмом конкурентной среды и регулированием внешней торговли существует тесная взаимосвязь: поддержание конкурентной среды на внутреннем рынке требует выравнивания для потребителя цен на внутреннем рынке с учетом равноэффективности использования импортных и аналогичных отечественных товаров потребителем. Создание на рынке ценовых преимуществ отечественной или импортной продукции разрушает конкурентную среду и механизм ценообразования, стимулирующий снижение затрат и повышение эффективности применения продукции. Таким образом, из теории следует, что ценообразование и таможенное регулирование являются сердцевиной экономического механизма.

Однако сложившийся экономический механизм в Российской Федерации (РФ) в полной мере не соответствует положениям экономической теории. Он начал формироваться в начале 90-х гг. XX в. В условиях отсутствия конкуренции и дефицита товаров с 02.01.1992 была введена либерализация цен при незначительном повышении заработной платы работникам, что привело к повышению цен и снижению объема производства. Рыночный механизм не работал: спрос снизился, цены выросли, производство падало.

Одновременно с либерализацией цен, которая, по мнению авторов реформы -зарубежных советников и либеральных отечественных экономистов, - должна была привести к формированию рынка, отменили монополию внешней торговли и ввели беспошлинный ввоз товаров, которые реализовывались по более низким ценам, чем аналогичные отечественные товары, что препятствовало формированию рынка [6; 7].

В последующие годы были установлены заниженные таможенные пошлины. Средний уровень действующей импортной пошлины по отраслям экономики и эквивалентная импортная пошлина приведены в таблице.

В целом по отраслям колебания в уровне действующих эквивалентных ставок составляли 4-5 раз. За прошедший период темпы роста внутренних цен России существенно опережали рост внутренних цен в развитых странах - экспортерах промышленной продукции на мировые рынки, что привело к существенному снижению конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем рынке России, так как таможенные пошлины на многие товары обрабатывающей промышленности снижались. В 2009 г. средневзвешенная ставка таможенной пошлины в России составляла 10,61% [8], при вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) - 10,3%, а по окончании переходного периода должна составить 7,15% [9].

Таблица

Средний уровень действующей и эквивалентной импортной пошлины [7]

Отрасль Средний уровень импортной пошлины, % Эквивалентная импортная пошлина, % Отношение эквивалентных пошлин к среднему уровню действующих, раз

Нефтедобыча 6 30 5

Нефтепереработка 6 69 11,5

Газовая промышленность 6 36 6

Угольная промышленность 5 76 15,2

Черная металлургия 11 64 5,8

Цветная металлургия 16 42 2,6

Химическая промышленность 10 69 6,9

Машиностроение 21 115 5,5

Лесная и целлюлозно-бумажная промышленность 19 59 3,1

Промышленность стройматериалов 6 67 11,2

Легкая промышленность 25 93 3,7

Пищевая промышленность 45 115 2,5

Прочие отрасли промышленности 21 73 3,5

Сельское и лесное хозяйство 17 81 4,8

Примечание. В расчете использованы межотраслевой баланс, национальные счета и постоянные цены 1997-1999 гг.

В результате этого отечественные предприятия вытеснялись с внутреннего рынка, а их финансово-экономическое положение ухудшалось. Экономическая ситуация в стране резко ухудшалась. В 1992 г. индекс потребительских цен к 1991 г. составил 26 раз, валовый внутренний продукт - 81%, объем промышленной продукции - 81,2%, розничный товарооборот - 61%, денежная эмиссия выросла в 16,9 раза. Рыночная экономика не формируется [10].

В свою очередь, сырьевые товары, конкурентоспособные на мировом рынке, экспортировались в другие страны, а ввозились продовольствие, машины, оборудование и другие товары обрабатывающей промышленности. В кратчайшие сроки в производстве сформировалась неконкурентная среда и неэквивалентная внешняя торговля.

Принимаются законы, стимулирующие иностранные инвестиции, которые направляются в наиболее выгодные сферы деятельности, такие как торговля, финансовый сектор, сборочные производства на основе иностранных комплектующих, в выгодные предприятия добывающей промышленности. Запущенный процесс свободного ценообразования в неконкурентной среде приобретает форму монопольного ценообразования, которое приводит к падению платежеспособного спроса, сокращению производства и незаинтересованности в модернизации производства, к концентрации вновь созданной стоимости в оптовой и розничной торговле.

Например, в связи с девальвацией рубля цены в 2014 г. резко повысились. В последующие годы их рост продолжался, хотя курс рубля в начале повысился до 80 руб. за доллар, а потом упал до 60 руб., но цены регресс не совершили, а сохраняли тенденцию к устойчивому росту. В результате на этой разнице у продавцов образовалась маржа примерно в 30%.

В настоящее время на многих российских товарных рынках преобладают импортные товары. Стоимость российских товаров уже мало зависит от их себестоимости. Цены внутренних производителей следуют за ценами на импортные товары, причем очень часто опережающими темпами. Например, в 2017 г. при инфляции 2,5% цены производителей промышленной продукции увеличились на 7,5%, тарифы на перевозку прибавили 8,5%. В 2018 г. цены производителей продолжат увеличиваться и дадут прирост за год на 9-10% [11]. В этих условиях конкурируют между собой иностранные компании, которые стремятся максимизировать свою экономическую выгоду во внешней торговле с Россией.

Однако восстановлению конкурентной среды на товарных рынках препятствует сохранение низкого уровня потребления и отток в этих условиях капитала за рубеж. Например, новое бюджетное правило, по существу, нацелено на поддержание стабильно низкого уровня потребления в бюджетной сфере, исходя из цены нефти 40 долл. за баррель, и корректировку валютного курса рубля в сторону его снижения. По итогам 2017 г. чистые траты резервов, вместо запланированных в бюджете 1,7 трлн руб., составили 930 млрд руб. Сократить расходование резервов позволило новое бюджетное правило, которое предусматривает направление нефтегазовых доходов сверх цены в 40 долл. за баррель в резервы Правительства РФ [12, с. 4]. На снижение объема потребления нацелена также политика Центрального банка РФ по подавлению инфляции. В экономике России налицо избыток денег - банки хранят в Центральном банке РФ около 1,5 трлн руб. [13, с. 4].

Научный руководитель Экономической экспертной группы при Правительстве РФ Е. Гурвич отмечает, что за рубежом оседают огромные средства российских компаний, основная часть которых - это прямой вычет из экономики. За последние десять лет суммарный чистый отток капитала из России составил 680 млрд долл., т. е. каждый год отток превышал иностранные инвестиции в среднем на 4% ВВП [14].

Одновременно, по нашему мнению, нужно ограничить вложение иностранного капитала в сферу торговли и услуг и направлять его в создание производства продукции с высокой добавленной стоимостью в России.

Естественно, такая экономика, выстроенная с учетом положений экономической теории, но нацеленная не на экономический рост, а на стабилизацию низкого потребления и его дальнейшее снижение, в результате поддержания неэквивалентного обмена с внешним миром не может функционировать длительное время.

Необходимо совершенствование экономического механизма. Начинать надо с кардинальной перестройки системы ценообразования и выстраивания эквивалентного обмена с внешним миром, что позволит постепенно запустить экономический механизм роста. Следует перейти к формированию конкурентной среды, а в тех сферах, где это невозможно, к государственному комплексному регулированию цен. В реформировании ценообразования можно использовать опыт и рекомендации, которые были подготовлены в начале 90-х гг. Цены должны максимально приближаться к стоимости товара и выполнять свою функцию

стимулирования производителя и потребителя в снижении затрат и повышении качества продукции и услуг, а не устанавливаться торговыми посредниками в своих интересах. В настоящее время сложилась ситуация, в которой государство регулирует цены только в отраслях естественных монополий и применяет санкции к хозяйствующим субъектам, участвующим в монополистических соглашениях, что малоэффективно, несмотря на применяемые штрафные санкции. В других сферах экономики применяется свободное ценообразование, но там отсутствует конкурентная среда. В результате в этих сферах, по существу, применяется монополистическое ценообразование. Рост цен в этих отраслях является фактором повышения издержек в отраслях естественных монополий, поэтому регулирование цен в отраслях естественных монополий сводится к ограничению повышения цен и тарифов с учетом возможных резервов снижения себестоимости.

В то же время ценообразование в этих отраслях осуществляется по принципу обеспечения нормальной прибыли на вложенный добавочный капитал, что ведет к росту тарифов и цен, не стимулирует снижение издержек в необходимой степени, хотя возможности снижения затрат учитываются при обосновании нормы прибыли на вложенный капитал.

Параллельно с совершенствованием ценообразования необходимо пересмотреть таможенный тариф. При вступлении России в ВТО выполнение принятых обязательств по снижению таможенного тарифа не позволит сформировать эффективный экономический механизм, так как преимущество на внутреннем рынке будет иметь импортная продукция и импортозамещение за счет бюджетных средств весьма ограничено по своим возможностям. Восстановление конкурентной среды и эквивалентного обмена с внешним миром приведет к тому, что экономия от снижения затрат потребителя на удовлетворение общественных потребностей будет реализовываться в точке их возникновения в процессе производства, продвижения и реализации товара у потребителя, повысится рентабельность до нормального уровня, достаточного для привлечения новых инвестиций.

Суверенные фонды в настоящее время справедливо подвергаются критике и должны быть ограничены. Высвобожденные средства необходимо направить на развитие производства и увеличение потребления. Следует пересмотреть позицию в отношении роли резервов, учесть то обстоятельство, что с определенного момента их накопление блокирует рост и модернизацию. Однако страна опять вступила в период интенсивного наращивания резервов. За 2017 г. международные резервы выросли на 50 млрд долл. - это очень большая сумма, если иметь в виду, что инвестиции в нефинансовые активы составили менее 200 млрд долл. [12, с. 4].

Восстановление экономически выгодного для России обмена с внешним миром, наряду с формированием ценообразования, стимулирующего снижение затрат и повышение эффективности продукции в удовлетворении общественных потребностей, является первоосновой создания экономического механизма, нацеленного на достижение высоких темпов все более полного удовлетворения общественных потребностей.

Только в условиях конкуренции с другими странами можно привлечь дополнительные ресурсы для увеличения масштабов и расширенного воспроизводства, что возможно на основе развития интеллектуального потенциала страны и производства конкурентоспособной на мировом рынке продукции,

реализации экономического эффекта от ее применения как результата развития этого потенциала.

Важнейшей мерой поддержания эффективного экономического роста является приведение в соответствие оплаты труда со стоимостью рабочей силы, что возможно осуществить уже сейчас за счет введения минимальной почасовой оплаты труда.

Также следует иметь в виду, что конкуренция полностью реализуется только в условиях расширенного воспроизводства. В свою очередь, расширенное воспроизводство может происходить при соблюдении соответствующих макроэкономических пропорций: потребления и накопления, между отраслями народного хозяйства, отраслями промышленности, при обмене товарами и услугами с внешним миром и других пропорций, вытекающих из действия экономических законов и закономерностей, и прежде всего закона стоимости и учета экономических эффектов в ценообразовании, максимизации добавленной стоимости на единицу массы экспортируемых товаров и услуг и минимизации добавленной стоимости массы импортируемых товаров и услуг, других законов.

Без развития науки, создания условий для работы ученых, привлечения в науку молодых кадров, иностранных ученых для работы в интересах России, ликвидации оттока отечественных ученых в другие страны, без повышения доступности получения качественного образования и медицинской помощи проблемы создания эффективной экономики в России не могут быть решены.

Использованные источники

1. Стиглиц Д. Ревущие девяностые. Семена развала / пер. Г. Г. Пирогова. М.: Современная экономика и право, 2005. 424 с.

2. Маркс К. Капитал. Т. 1. Кн. 1. М.: Изд-во политической литературы, 1969. 900 с.

3. Ядгаров Я. С. История экономических учений: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2005. 480 с.

4. Емельянов Е. В. США: наука и внешнеэкономическая экспансия. М.: Наука, 2008. 189 с.

5. Шульце П. В. Будущее промышленности: четвертая революция - функции государства и общества // Форсайт «Россия»: новое индустриальное общество. Перезагрузка: сборник пленарных докладов Санкт-Петербургского международного экономического конгресса (СПЭК-2017). Т. 1 / под общ. ред. С. Д. Бодрунова. СПб., 2017.

6. Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 № 297 «О мерах по либерализации цен» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО / Российская академия наук, Национальный инвестиционный совет. М., 2002. 106 с.

8. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг. М.: Минэкономразвития России, 2010.

9. Справка по обязательствам [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/.

10. О развитии экономических реформ в Российской Федерации в 1992 г. / Госкомстат России. М., 1993.

11. Рыбак О. Наступивший год может побить рекорды по крупным покупкам в кредит // Российская газета. 2018. 10 янв. С. 11.

12. Зубков И. Последний триллион // Российская газета. 2018. 11 янв. С. 4.

13. Некипелов А. Деньги еще дело // Российская газета. 2018. 10 янв. С. 4.

14. Гурвич Е. Вызов капитала // Российская газета. 2018. 29 янв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.