Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА КАК ИНСТРУМЕНТА ПОЛИТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА КАК ИНСТРУМЕНТА ПОЛИТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ / THEORY / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / FOREIGN TRADE / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / УДОВЛЕТВОРЕНИЕ / SATISFACTION / КОНКРЕТНЫЙ ТРУД / SPECIFIC LABOR / ЭКОНОМИЯ / ECONOMY / ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ / ADDED VALUE / ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / CUSTOMS TARIFF / SOCIAL NEEDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков Владимир Егорович

Необходимость соизмерения затрат труда на основе стоимости рассматривается как условие все более полного удовлетворения общественных потребностей при ограниченности ресурсов и наличии конкурентной среды. Показано, что экономический эффект, возникающий у потребителя при использовании взаимозаменяемых товаров, есть следствие применения труда работников более высокой квалификации. Доказывается, что таможенный тариф должен выстраиваться таким образом, чтобы под его защитой отечественный производитель ориентировался на производство и экспорт товаров, обеспечивающий наибольший эффект у потребителя, т. е. товаров с наибольшей долей добавленной стоимости. Это будет способствовать максимизации роста валового внутреннего продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL PREREQUISITES FOR MANAGING THE CUSTOMS TARIFF AS MEANS OF THE ECONOMICAL GROWTH POLICY

The author considers the need for commensuration of the labor expenses on the basis of cost as a condition for ever fuller satisfaction of the social needs with limited resources and competitive environment. The article shows that the economical impact on the consumer, who utilizes the interchangeable goods, is the consequence of using the labor of higher qualification workers. The author proves that the customs tariff should be built in such way, that the domestic producer under its protection was focused on producing and exporting commodities, which ensure the largest impact on the consumer, i.e. the commodities with the highest added value.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА КАК ИНСТРУМЕНТА ПОЛИТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

В. Е. Новиков

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА КАК ИНСТРУМЕНТА ПОЛИТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Необходимость соизмерения затрат труда на основе стоимости рассматривается как условие все более полного удовлетворения общественных потребностей при ограниченности ресурсов и наличии конкурентной среды. Показано, что экономический эффект, возникающий у потребителя при использовании взаимозаменяемых товаров, есть следствие применения труда работников более высокой квалификации. Доказывается, что таможенный тариф должен выстраиваться таким образом, чтобы под его защитой отечественный производитель ориентировался на производство и экспорт товаров, обеспечивающий наибольший эффект у потребителя, т. е. товаров с наибольшей долей добавленной стоимости. Это будет способствовать максимизации роста валового внутреннего продукта.

Ключевые слова: теория; внешняя торговля; общественная потребность; удовлетворение; конкретный труд; экономия; добавленная стоимость; таможенный тариф.

В условиях неустойчивости российской экономики важное значение приобретает углубление экономической теории и теории внешней торговли, понимания сущности инструментов, используемых в управлении происходящими экономическими процессами.

Существование человечества возможно только при все более полном удовлетворении постоянно возрастающих общественных потребностей, которое при ограниченности ресурсов должно быть достигнуто в конкурентной борьбе за эти ресурсы.

Наибольшая степень удовлетворения потребностей, рост материального благосостояния и всестороннего развития личности при наименьших затратах живого и овеществленного труда рассматривался как важнейший критерий эффективности общественного производства в плановой экономике [1, с. 277].

Все страны стремятся наращивать валовый внутренний продукт, чтобы более полно удовлетворить свои потребности. В мире обостряется конкуренция в борьбе за ресурсы. В научной литературе отмечается, что уже в первые несколько десятилетий XXI в. человечество окажется перед необходимостью решения трех крупных проблем, имеющих прямое отношение к выживанию народов и государств, к которым относятся обеспечение сырьем и энергоресурсами, относительно безопасного и дешевого доступа к этим ресурсам, что будет достигаться различными способами, обеспечение жизненного пространства [2, с. 50].

Следовательно, общество должно таким образом преобразовать вещество природы, чтобы при относительно меньших затратах энергии полнее удовлетворить свои потребности. В этих целях также необходимо стремиться максимизировать экономические выгоды от внешней торговли.

Физической основой соизмерения затрат энергии является количество времени, затраченного на те или иные действия по получению и преобразованию вещества природы. При этом сущность затрачиваемой энергии определяется физической и интеллектуальной составляющими человека, которые весьма различны у каждого индивидуума и в классической теории трудовой стоимости сводятся к общей сущности через механизм стихийного соизмерения затрат энергии как затрат труда в процессе производства через их сопоставление при производстве и обмене товарами.

Соизмерение затрат на основе этой теории получило признание на практике, и ее углубленное понимание позволит более полно раскрыть сущность обмена во внешней торговле. Классическая теория трудовой стоимости выявила двойственный характер труда и показала, что механизм соизмерения трудовых затрат работает таким образом, что затраты труда различных производителей сводятся в общественно необходимые затраты, в соответствии с которыми осуществляется обмен результатами труда отдельных товаропроизводителей, и выигрывает тот, который имеет более низкие затраты индивидуального труда на производство конкретного товара.

Закон стоимости требует соблюдения эквивалентности обмена товарами, приближения цен к стоимости товара, ибо только при соблюдении этих условий цены стимулируют снижение затрат в расчете на единицу удовлетворения общественной потребности.

Одновременно каждый производитель за счет интеллектуальной составляющей труда стремится улучшить товар таким образом, чтобы покупатель этого товара в большей степени удовлетворял свои потребности, т. е. снижал затраты на удовлетворение своей потребности по сравнению с другими взаимозаменяемыми товарами. Часть этой экономии учитывается в цене, часть остается у потребителя.

Следовательно, работает механизм, заинтересовывающий каждого производителя в снижении затрат и улучшении товара, повышении его способности удовлетворить общественную потребность, что приводит к снижению затрат на удовлетворение единицы общественной потребности и образованию экономии. Источником этой экономии является труд производителя, а сама экономия выступает как снижение затрат на удовлетворение потребности, т. е. в виде экономии потребителя, которая распределяется между производителем и потребителем через механизм цен, в котором реализуется стимулирующая функция цены.

Когда производитель и потребитель находятся в одном государстве, экономия затрат при производстве товара и экономия потребителя на удовлетворение своей потребности или положительная разница между экономией потребителя и затратами производителя остаются в данном обществе, в пределах государства.

Однако ситуация меняется при международном обмене товарами и услугами, когда товар производится в одной стране, а экономия в затратах на удовлетворение общественных потребностей реализуется в другой стране. В этом случае мировая цена формируется с учетом затрат на производство товара или услуги

и экономии затрат на удовлетворение общественной потребности, которую получает потребитель другой страны.

Возникает вопрос, какими товарами и как следует обмениваться между различными государствами:

1) продавать товары, которые более полно удовлетворяют общественные потребности других стран по сравнению с существующими товарами, и покупать товары, которые могут быть использованы для производства этих товаров;

2) покупать товары, которые более полно будут удовлетворять существующие потребности, и продавать товары, которые могут быть использованы для производства товаров, более полно удовлетворяющих потребности. Понятно, что товары, которые удовлетворяют общественные потребности на более низком уровне, чем существующий, покупать никто не будет, ибо это ведет к экономическим потерям.

Если страна реализует другой стране товар, который более полно удовлетворит общественную потребность страны-покупателя, то страна-продавец получит денежный эквивалент другого товара, на который затрачено то же количество общественно необходимого труда, что и на проданный товар, и, кроме того, часть экономии от снижения затрат труда на удовлетворение потребности в стране-покупателе, которое будет учтено в цене в виде экономического эффекта.

Таким образом, товар, созданный трудом с более высокой интеллектуальной составляющей, позволяет реализовать и затраты энергии, и уровень интеллекта, ибо улучшение товара, его потребительских свойств, как отмечал Д. Рикардо [3, с. 102], связано с использованием более квалифицированного труда.

Следовательно, чем больше в стране используется работников с более высоким уровнем интеллекта, который основывается на природных, генетических данных человека и на его обучении, тем большее количество товаров, более полно удовлетворяющих потребность стран-покупателей, может произвести страна и обменять их на товары, которые могут быть ею использованы для производства более эффективных товаров, т. е. товаров, полнее удовлетворяющих общественные потребности. Покупатель должен через цену товара, в счет эффекта применения этого товара, передать продавцу часть вновь созданной стоимости, заключенной в передаваемых продавцу товарах.

Основой же экономического эффекта, возникающего у покупателя, в этом случае является опережающее повышение уровня потребительских свойств товара как следствия применения труда более квалифицированных работников по сравнению с изменением затрат на производство товара. Кроме того, нужно учитывать, что производство товара с более высокими потребительскими свойствами сопровождается использованием большего количества овеществленного труда, в виде амортизации используемых средств труда, что снижает затраты живого труда, но увеличивает цену товара за счет повышения его потребительских свойств. В стране - продавце товаров, более полно удовлетворяющих общественные потребности, эффективнее используется накопленный прошлый труд.

При этом в наиболее выгодном положении находится страна, которая имеет работников с более высоким творческим потенциалом, поскольку она производит продукцию, с большей степенью удовлетворяющую общественную потребность, и при ее реализации в другую страну получает часть экономии от снижения затрат на удовлетворение общественной потребности в стране-покупателе.

Это преимущество страны достигается выстраиванием социально-экономической политики, определяемой требованиями законов развития общества и, прежде всего, закона все более полного удовлетворения постоянно возрастающих потребностей, закона стоимости, закона спроса и предложения. Это есть результат деятельности общества, его индивидуумов, а не обусловлено какими-либо внешними, природными факторами. Поэтому данное преимущество является правомерным и реализуется при рыночном обмене товарами.

Из теории следует, что новые знания, изобретения, способы ведения дел являются ключом к прогрессу [4, с. 26], но нужно уметь их создавать и использовать, что во многом зависит от общественно-политического устройства, способности общества совершенствовать хозяйственный механизм, развивать науку, образование, улучшать здравоохранение. За экономический рост нужно конкурировать с другими странами, а это требует больших вложений в науку (рис.).

Рис. Мировые центры научного прогресса (доля в мировых расходах на НИОКР) [5]

Страна, имеющая значительное число работников низкой квалификации, не способна масштабно производить продукцию, в большей степени удовлетворяющую общественные потребности страны-покупателя, и вынуждена поставлять в другие страны товары, которые будут использованы для производства товаров, способных в большей степени удовлетворять общественные потребности страны-покупателя. Поэтому страны, имеющие низкий уровень квалификации работников, поставляют на мировые рынки минеральное или сельскохозяйственное сырье и топливо. На примере России видно, что изменение структуры экспорта в другие страны в направлении снижения удельного веса продукции обрабатывающей промышленности и повышения удельного веса сырья, материалов и топлива сопровождается сокращением числа научных сотрудников.

С 2000 по 2015 г. в структуре экспорта России доля машин, оборудования и транспортных средств снизилась с 8,8 до 7,4% [6, с. 630], в то же время в 1990 г. машины и оборудование занимали в экспорте РСФСР 17,6% [7, с. 53]. Доля машин и оборудования в структуре импорта составляла в 1990 г. 41,2%, а в 2015 г. - 48% [7, с. 54]. Численность научных работников в 1990 г. составляла 1 031 400 человек [7, с. 327], число исследователей в 2015 г. - 339 411 человек, т. е. сократилось в три раза [8].

Все инструменты регулирования внешней торговли должны быть направлены на максимизацию экономических выгод, т. е. получение преимуществ во внешней торговле за счет увеличения производства товаров с все более высокой долей добавленной стоимости.

Постоянно возрастающие потребности могут все более полно удовлетворяться только при условии увеличения производства и экспорта товаров с все более высокой долей добавленной стоимости. Если общество не может удовлетворить какую-либо возросшую общественную потребность за счет собственного товара, то для удовлетворения этой потребности ввозится зарубежный товар. Но в этом случае необходимо экспортировать товар, который может более полно удовлетворять возросшие потребности других стран. Если это условие не соблюдается, страна несет экономические потери. Иначе говоря, необходимо стремиться удовлетворять общественные потребности, обеспечивающие наибольшую выгоду за счет использования товаров отечественного производства.

Таможенный тариф является одним из важных инструментов регулирования внешней торговли, обмена между странами товарами, которые требуют затрат труда работников различной квалификации, и должен использоваться для поддержания экономических условий производства товаров, требующих затрат труда высококвалифицированных работников.

Этот механизм давно используется в практике, что ведет к реализации интеллектуальных возможностей общества через создание товаров, более полно удовлетворяющих общественную потребность, и получению от них экономического эффекта как при потреблении внутри страны, так и при вывозе в другие страны.

В соответствии с законом стоимости на рынке должен осуществляться эквивалентный обмен товарами, т. е. цена товара должна максимально отражать величину стоимости товара, которая формируется на данном рынке. Когда на рынке реализуются взаимозаменяемые товары - товары, способные удовлетворять одни и те же общественные потребности, в соответствии с законом все более полного удовлетворения общественных потребностей при ограниченных ресурсах преимущество должен получить товар, который удовлетворяет эту общественную потребность с наименьшими издержками, учитывающими как стоимость товара, так и затраты на дополнительные трудовые и материальные ресурсы.

Это означает, что цена на товар должна формироваться таким образом, чтобы по сравнению с другими товарами производитель получал большую прибыль, а потребитель снижал свои затраты на удовлетворение общественной потребности, что и реализуется в практике ценообразования, а экономический эффект остается в данной стране.

Товар, ввезенный из другой страны, не должен иметь никаких преимуществ по сравнению с товарами, произведенными в данной стране, чтобы не допустить неэквивалентности обмена и вывоза из страны экономии, полученной от его применения. Нужно стремиться оставить эту экономию в стране за счет применения товара собственного производства. Присутствие иностранного товара на рынке должно определяться теми же экономическими условиями, что и экономия, полученная от его применения, распределяемая между государством, импортером и потребителем товара. При этом экономия между импортером и потребителем товара распределяется в той же пропорции, что и между отечественным производителем и отечественным потребителем, т. е. государство аккумулирует часть

экономии в таком размере, чтобы остальная экономия распределялась между отечественным производителем и отечественным потребителем и между импортером и отечественным потребителем в одинаковых пропорциях. Это достигается установлением ввозной таможенной пошлины и предполагает, что при ее введении экономия от удовлетворения общественной потребности отечественным и иностранным товаром будет одинакова. Отсюда следует, что цены на аналогичные отечественные и импортные товары должны быть одинаковы с учетом того, что потребитель от применения этих товаров получит одну и ту же экономию.

Следовательно, на ввозимые иностранные товары, удовлетворение которыми общественных потребностей обеспечивает наибольшую экономию, должны устанавливаться ставки таможенного тарифа таким образом, чтобы эта экономия в максимальной степени поступала в доход государства, а для отечественных производителей это служило бы сигналом импортозамещения, создания и развития собственного производства таких товаров под защитой таможенного тарифа. В этих целях могут быть использованы расчетные предельные цены.

Научно-методический подход к использованию в ценообразовании расчетных предельных цен, когда выравниваются затраты потребителя на удовлетворение его потребности при использовании взаимозаменяемых товаров, получил развитие в плановом ценообразовании в бывшем СССР. В результате такого расчета определялась величина экономии (экономического эффекта), которая распределялась между производителем и потребителем в установленном порядке.

В условиях рынка это распределение будет происходить между конкретным производителем или импортером и между потребителем с учетом действия рыночных факторов.

Использование предельных цен, рассчитываемых на импортные и экспортные товары, позволит определить исходные основы таможенных пошлин, которые обеспечат равновыгодность применения на внутреннем рынке отечественных и импортных товаров, а исходные основы экспортных пошлин определят равно-выгодность поставки товаров на экспорт и внутренний рынок.

Исходная основа таможенной пошлины отражает величину добавленной стоимости, которую может получить страна при производстве отечественной продукции взамен импортной. Расчет величины исходной основы таможенной пошлины на единицу товара или группы однородных товаров и их ранжирование позволяет выделить товары с наибольшей величиной добавленной стоимости, производство которых необходимо развивать в первую очередь. Это, естественно, предполагает, введение таможенных пошлин на уровне не ниже, чем их исходная основа, и других мер государственной поддержки.

По товарам, которые в настоящее время не производятся в стране, но организация производства которых позволит существенно увеличить объем добавленной стоимости, следует рассчитать возможную величину цены 1 кг изделия или ориентироваться на 1 кг стоимости зарубежных (импортных) изделий и провести расчет возможной пошлины. Корректировка действующих ставок таможенного тарифа до экономически обоснованного уровня создаст стимулы для увеличения отечественного производства, а прогнозные тарифы будут ориентировать отечественных производителей на развитие производств, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости.

Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза практически не ориентирует на развитие производства товаров с высокой долей добавленной стоимости. На высокотехнологичные импортные товары устанавливаются нулевые ставки таможенных пошлин под предлогом снижения затрат на производство товаров с использованием импортных машин, оборудования, технологий и материалов, хотя именно в этом случае страна несет наибольшие потери, так как полученная экономия включается в контрактные цены этих товаров и вывозится за границу. Отечественные же производители не видят в таможенном тарифе ориентиров для развития производства такой продукции.

Расчеты за 1998-1999 гг., в условиях резкого падения курса рубля, показали, что ввозные пошлины были занижены по всем товарам. Так, на ввозимую продукцию машиностроения средний уровень таможенной пошлины составлял 21%, а для выравнивания цен на внутреннем рынке импортных и отечественных товаров она должна была составлять 115% [9, с. 15]. В дальнейшем это соотношение ухудшалось, поскольку при росте внутренних оптовых цен ставки таможенных пошлин продолжали снижаться. По товарной группе 84 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза эта ставка снизилась с 10,1% в 2010 г. до 3,3% в 2014 г. Соответственно по группам 85 - с 15,1 до 6,9%, 86 - с 14,6 до 6,7%, 87 - с 22,0 до 9,2% [10; 11].

В 2009 г. были обнулены или снижены пошлины на 92 товарные позиции по технологическому оборудованию, на некоторые виды гражданских самолетов, ряд автомобильных компонентов для промышленной сборки.

В результате проведения политики снижения ставок таможенных пошлин увеличился импорт продукции машиностроения. Например, доля импорта во внутреннем потреблении станков возросла с 78,4% в 2010 г. до 89,2% в 2014 г. [12, с. 151].

Для реализации политики экономического роста требуется принятие комплекса мер по совершенствованию хозяйственного механизма, кредитно-денежной и ценовой политики, пересмотр внешнеторговой политики, где решающую роль будет играть перестройка таможенного тарифа на принципах обеспечения равновыгодности для потребителей на внутреннем рынке импортной и отечественной продукции.

Поддержка развития собственного производства на основе совершенствования таможенного тарифа является более эффективной мерой, чем предоставление субсидий отдельным производителям на приобретение отечественной техники. В этом случае, при неизменной ставке таможенного тарифа, зарубежный производитель и импортер сохранят дополнительный доход от реализации более эффективной техники, а государство будет субсидировать покупателя отечественного оборудования за счет государственного бюджета.

Об этом говорят и другие исследователи, когда предлагают систему мер по преодолению импортозависимости страны в продукции станкостроения [12, с. 152].

Таким образом, переход на политику устойчивого экономического роста, по нашему мнению, в первую очередь, необходимо начинать с пересмотра тарифа и развития производства продукции, обеспечивающей получение наибольшей экономии у потребителя, т. е. продукции с высокой долей добавленной стоимости. В этом плане, в свете теории, протекционизм и либерализм не имеют экономического содержания, а лишь являются инструментами проведения торгово-экономической политики, выгодной наиболее развитым странам в борьбе

Т. В. Казанина, Р. В. Шагаева

за экономический рост. Поэтому России нецелесообразно придерживаться либеральной тарифной политики в рамках Всемирной торговой организации.

Использованные источники

1. Политическая экономия: словарь / под ред. М. И. Волкова, А. Д. Смирнова, И. П. Фомин-ского. М.: Изд-во политической литературы, 1979. 277 с.

2. Баталов Э. Я. Мировое развитие и мировой порядок (анализ современных американских концепций). М.: Российская политическая энциклопедия (Росспэн), 2005. 376 с.

3. Рикардо Д. Начало политической экономии и налогового обложения: избранное / пер. с англ., предисл. П. Н. Клюкина. М.: ЭКСМО, 2008. 960 с.

4. Дитон А. Великий побег / пер. с англ. А. Гуськова. М.: Изд-во Института Гайдара, 2016. 366 с.

5. Медведев Ю. Лечение РАН // Российская газета. 2015. 23 марта.

6. Российский статистический ежегодник - 2016. М.: Росстат, 2016.

7. Народное хозяйство РСФСР в 1990 г.: статистический ежегодник. М.: Республиканский информационно-издательский центр, 1991.

8. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, по категориям по Российской Федерации [Электронный ресурс]. Сайт Росстата. URL: www.gks.ru.

9. Национальный инвестиционный совет. М., 2002.

10. Таможенный тариф РФ. М.: Главное тарифное управление МВЭС РФ АО «Призвание консалтинг», 1995; М.: Государственный таможенный комитет РФ, ООО «Синус», 1998; М.: Государственный таможенный комитет РФ, ДГУП «Ростаможинформ», 2000; М.: Государственный таможенный комитет РФ, «Ростаможинформ», 2002; М.: Минэкономразвития; Федеральная таможенная служба, 2007.

11. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг. М.: Минэкономразвития, 2013.

12. Пак Б. И. Таможенные аспекты решения проблемы развития станкостроительной отрасли Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 4. С. 150-155.

Т. В. Казанина, Р. В. Шагиева

ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА: НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ

В статье на основе доктринального толкования актов законодательства рассмотрены некоторые особенности приемов и средств правотворческой техники на примере предпринимательского права. Проведенное исследование выявило наличие серьезных недостатков юридической техники в рассматриваемой сфере, не способствующих совершенствованию условий осуществления предпринимательской деятельности на надлежащем уровне.

Ключевые слова: предпринимательское право; договорные правоотношения; нормативные правовые акты; правовое предписание; приемы и средства правотворческой техники; правовая оговорка.

Одна из основных задач Российского государства по обеспечению свободного осуществления гражданами своих прав и реализации своих способностей, в том

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.