Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ В СИСТЕМЕ МЕР ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ'

ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ В СИСТЕМЕ МЕР ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1030
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖНЯ / СТОИМОСТЬ / ЦЕНА / ЗАТРАТЫ / СТОИМОСТЬ СДЕЛКИ / ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / КОНТРОЛЬ / CUSTOMS / VALUE / PRICE / COSTS / TRANSACTION VALUE / CUSTOMS TARIFF / CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков Владимир Егорович

В статье рассматривается сущность взаимосвязи таможенной стоимости и таможенного тарифа. Показывается, что таможенная стоимость одновременно является исходным моментом разработки и контроля применения таможенного тарифа. Предлагается методологический подход к разработке единого механизма формирования таможенного тарифа и контроля таможенной стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS VALUE IN THE SYSTEM OF CUSTOMS CONTROL MEASURES

The essence of the relationship between customs value and customs tariff is considered in the article. The customs value is shown as the starting point for developing and controlling the application of the customs tariff. A methodological approach to the development of a single mechanism for customs tariff formation and control of customs value is proposed.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ В СИСТЕМЕ МЕР ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ»

МЕТОДОЛОГИЯ и МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

METHODOLOGY AND METHODS OF SCIENTIFIC RESEARCH

В. Е. Новиков

таможенная стоимость в системе мер таможенного регулирования и контроля

В статье рассматривается сущность взаимосвязи таможенной стоимости и таможенного тарифа. Показывается, что таможенная стоимость одновременно является исходным моментом разработки и контроля применения таможенного тарифа. Предлагается методологический подход к разработке единого механизма формирования таможенного тарифа и контроля таможенной стоимости.

Ключевые слова: таможня; стоимость; цена; затраты; стоимость сделки; таможенный тариф; контроль.

The essence of the relationship between customs value and customs tariff is considered in the article. The customs value is shown as the starting point for developing and controlling the application of the customs tariff. A methodological approach to the development of a single mechanism for customs tariff formation and control of customs value is proposed.

Keywords: customs; value;price; costs; transaction value; customs tariff; control.

В теории внешней торговли все большее значение приобретает точка зрения, основанная на идее, что получение экономической выгоды в виде интеллектуальной ренты связано с производством и реализацией товаров и услуг, требующих применения все более квалифицированного труда. В определенной степени на это указывал еще Д. Рикардо, когда писал, что улучшения в производстве и повышение квалификации работников приводят к получению экономической выгоды

Причины этого явления долгое время не находили удовлетворительного непротиворечивого объяснения, так как согласно трудовой теории стоимости абстрактный труд создает стоимость товара, а квалификация работника связана с конкретным трудом. Поэтому теоретические основы интеллектуальной ренты оставались непонятными. Однако это противоречие разрешается, если более глубоко рассмотреть сущность взаимосвязи стоимости и цены. Стоимость - это категория, которая существует в процессе производства товара, удовлетворяющего только одну общественную потребность. Она определяется общественно необходимыми

V. E. Novikov

customs value in the system of customs control measures

[1, с. 162].

затратами труда и проявляется в форме цены товара как денежного выражения стоимости при обмене товарами, каждый из которых удовлетворяет только одну общественную потребность.

В действительности, как отмечал еще К. Маркс, каждая вещь может быть полезна различными сторонами [2, с. 43]. Соответственно один и тот же товар может удовлетворять различные общественные потребности. В результате потребители сопоставляют затраты в расчете на единицу удовлетворения общественной потребности при использовании различных товаров, что позволяет определить экономическую выгоду покупателя от применения того или иного товара. Величина экономической выгоды предопределяется уровнем затрат на производство товара и уровнем его потребительских свойств, что во многом зависит от квалификации работника, его способности генерировать новые идеи и материализовать их в процессе производства. В результате квалифицированный работник при одинаковых затратах общественно необходимого труда производит товар с более высокими потребительскими свойствами, чем менее квалифицированный работник. Использование товара с более высокими потребительскими свойствами позволяет потребителю получить экономическую выгоду, часть которой включается в цену товара и тем самым увеличивает прибыль производителя и величину добавленной стоимости в товаре. При этом повышение квалификации работников и расширение производства и экспорта товаров с высокой долей добавленной стоимости ускоряют рост валового внутреннего продукта и доходов населения.

Теория внешней торговли А. Смита и Д. Рикардо [3, с. 83-99] не учитывает различий в квалификации работников отдельных стран, а следовательно, и возможности каждой страны в увеличении производства продукции с высокой долей добавленной стоимости. Эта теория исходит, как известно, из идеи, что каждая страна должна поставлять на внешние рынки товары, которые она производит с меньшими затратами общественно необходимого труда, а ввозить товары, которые она производит с большими затратами общественно необходимого труда. С учетом этих теоретических положений были разработаны соглашения по регулированию международной торговли, которые реализованы в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) [4]. В настоящее время эти соглашения противоречат современным теоретическим положениям и практическим потребностям по регулированию внешней торговли. Они нацелены на минимизацию мер защиты внутренних рынков таможенными и другими мерами, что предоставляет конкурентное преимущество более развитым странам и препятствует повышению конкурентоспособности менее развитых стран. Это противоречит принципам добросовестной конкуренции, когда каждая страна должна иметь экономическую свободу в использовании всех возможностей по повышению своей конкурентоспособности, что требует совершенствования системы мер таможенного регулирования и контроля.

Таможенное регулирование и таможенный контроль являются составными тесно взаимосвязанными частями процесса ввоза и вывоза товаров с мировых рынков на внутренний рынок страны и, наоборот, с внутреннего рынка страны на мировой рынок. Основными инструментами этой системы являются таможенная пошлина, таможенный тариф и таможенная стоимость, которые тесно взаимосвязаны между собой и используются в процессе регулирования внешней торговли. Они имеют стоимостную природу и должны выстраиваться таким образом, чтобы

поддерживать на внутреннем рынке равноконкурентные условия для отечественных и зарубежных товаров с высокой долей добавленной стоимости.

Первоначально, до реального ввоза, разрабатываются таможенная пошлина и тариф, определяющие экономические параметры к ввозимым, а в некоторых случаях и вывозимым товарам. При фактическом ввозе или вывозе товаров на таможенной границе контролируются экономические параметры на предмет их соответствия требованиям таможенного тарифа. В том и другом случае, т. е. при разработке требований к экономическим параметрам товаров и контроле экономических параметров ввозимых товаров, используется категория таможенной стоимости. Она является категорией, связывающей на единой методологической основе разработку таможенного тарифа и механизм таможенного контроля стоимости ввозимых товаров при импорте и вывозимых - при экспорте. Категория таможенной стоимости одновременно отражает уровень мировых цен ввозимых или вывозимых товаров и курс национальной валюты, в результате чего ввозимые товары приобретают сопоставимую стоимостную оценку с аналогичными отечественными товарами. Вывозимые отечественные товары получают оценку в мировой валюте и являются сопоставимыми с аналогичными товарами мирового рынка.

Следовательно, таможенная стоимость представляет собой экономическую категорию приведения в сопоставимые ценовые оценки импортных товаров на внутреннем рынке и экспортных товаров на мировом рынке. Поэтому она позволяет сопоставлять на внутреннем рынке затраты на ввоз импортных товаров с затратами по производству отечественных товаров, а на мировом рынке - затраты отечественных предприятий с ценами мирового рынка на аналогичные товары. Такое сопоставление дает возможность видеть конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем и мировом рынках и оценивать эффективность применения разработанного таможенного тарифа.

До середины XX в. методы оценки таможенной стоимости в разных государствах существенно отличались друг от друга. Базой для исчисления таможенных пошлин являлись как цены FOB1, так и цены CIF2 [5]. Таможенные пошлины могли исчисляться как с цены, указанной экспортером в товаросопроводительных документах, так и с цены аналогичного товара на мировом рынке. Соединенные Штаты Америки длительное время использовали в качестве таможенной стоимости цены внутреннего рынка [6, с. 27].

В некоторых случаях ввозимые товары вообще не получают стоимостную оценку. Например, в Древнерусском государстве взималось «померное» - пошлина с продажи одной меры зерновых товаров [7, с. 114].

Политика унификации подходов к определению базовой величины таможенной стоимости для взимания таможенных пошлин и налогов была вызвана ростом международной торговли и стремлением создать унифицированные нормы, регулирующие таможенные формальности с целью снижения торговых барьеров. ЮНКТАД3 и ГАТТ4 рассматривали методологию таможенной оценки товара как инструмент, который может создавать дополнительный протекционистский

1 FOB (ФОБ) - свободно на борту; цена включает стоимость, доставку и погрузку.

2 СШ (СИФ) - цена включает стоимость, страхование и фрахт.

3 Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию.

4 Генеральное соглашение по тарифам и торговле.

барьер. Решению этой задачи была посвящена ст. VII ГАТТ, в которой заложены основы оценки товаров для таможенных целей, но они еще не содержали достаточно четких правил, регламентирующих таможенную стоимость товаров [6, с. 55-56].

Как видно, из теории таможенной стоимости не вытекает никакой необходимости в упорядочении методов ее определения, если исходить из интересов экономического развития отдельной страны. Наоборот, ускорение социально-экономического развития каждой страны предполагает не ужесточение норм и порядка определения таможенной стоимости, а разработку научно обоснованной методики таможенного регулирования, в которой таможенная стоимость органично связана с разработкой таможенного тарифа и контролем начисляемых пошлин. Однако это не устраивало развитые страны.

В то же время упорядочение определения таможенной стоимости ограничивало возможности менее развитых стран манипулировать величиной таможенной стоимости как базы для исчисления таможенных пошлин при перемещении товаров через таможенную границу. Так, отмечалось, что особое неудобство для экспортеров составлял тот факт, что они не знали точно, какой метод определения таможенной стоимости будет применен и, следовательно, какова будет конечная цена продаваемого товара, от которой зависит эффективность внешнеторговой операции. Только за счет манипуляций со способами расчета таможенной стоимости можно в значительной мере повысить фактический уровень таможенно-тарифной защиты [6, с. 27].

Манипулирование с определением таможенной стоимости можно было ограничивать только в случае привязки ее к какой-либо стоимостной величине. В ст. VII ГАТТ-1947 [8] таможенная стоимость определялась на основе действительной стоимости, т. е. цены, по которой товар мог быть продан на рынке страны ввоза в условиях полной конкуренции. В разработанной в 1950 г. Брюссельской системе определения таможенной стоимости она определялась как нормальная цена товара, по которой товар может быть продан в стране его назначения в момент подачи таможенной декларации на открытом рынке. В ст. VII ГАТТ-1947 и Брюссельской конвенции таможенная стоимость определялась как цена товара на рынке импортера. В Соглашении о выполнении ст. VII ГАТТ «Оценка товаров для таможенных целей» (Токио, 1979 г.) и Соглашении по применению ст. VII ГАТТ (Марракеш, 1994 г.) таможенная стоимость определялась на рынке экспортера [9]. Это давало определенные преимущества странам - экспортерам готовых товаров, поскольку товар из развитых стран, как правило, имел более высокие потребительские свойства и требовал более низких затрат на свое производство, он продавался по относительно низкой цене, чем аналогичный местный товар, что сдерживало развитие в этих странах производства товаров с более высокой долей добавленной стоимости.

Следует также отметить, что действительная стоимость и нормальная цена отражали средние затраты, складывающиеся на рынке, в то время как Соглашение о выполнении ст. VII ГАТТ 1979 г. и Соглашение по применению ст. VII ГАТТ 1994 г. предусматривают, что основой таможенной оценки является стоимость сделки. Они установили привязку таможенной стоимости к индивидуальной цене, складывающейся в процессе конкретной сделки, и ограничили возможности выбора в качестве таможенной стоимости рыночной цены, которая формируется

на основе усреднения затрат предприятий и средней прибыли. Это способствовало повышению конкурентоспособности товаров из развитых стран на внутренних рынках менее развитых стран. В то же время развитые страны защищались от ввоза товаров с низкой стоимостью с помощью минимальных цен.

При этом минимальные цены устанавливают страны-импортеры, когда ввозимые товары реализуются на внутренних рынках стран-импортеров по более низким ценам, чем продаются аналогичные отечественные товары. Это обычно происходит в тех случаях, когда у стран-экспортеров резко снижаются затраты на производство товаров и падают внутренние и контрактные цены, например, на сельскохозяйственные товары в связи с возникновением особо благоприятных природных условий. Ввозной тариф стран-импортеров на стадии его разработки и утверждения исходил из другого уровня контрактных цен, характерных для обычных условий производства, но если страна-экспортер смогла снизить контрактные цены при снижении издержек производства, то импортером вводились минимальные цены.

Однако введение минимальных цен противоречит принципам свободной конкуренции, на которых базируется регулирование внешней торговли в рамках ВТО. Возникновение этой ситуации обусловлено существующим методологическим подходом к определению таможенной стоимости на основе стоимости сделки. В результате таможенный тариф разрабатывался применительно к рыночной ситуации в одно время, а таможенная стоимость определялась исходя из других рыночных условий, что еще раз свидетельствует о несостоятельности теоретической базы определения таможенной стоимости на основе стоимости единичной сделки. Если бы при ввозе товаров принималась величина таможенной стоимости, установленная при разработке таможенного тарифа, то такие ситуации не могли бы иметь место.

По существу, таможенная стоимость отражает усредненный уровень затрат по импорту определенного товара, который складывается из затрат по конкретной рыночной сделке и доставке товара, т. е. из цены, уплаченной за товар, и стоимости доставки в определенную точку. С учетом усредненных затрат по ввозу товара или его таможенной стоимости и оптовых цен на аналогичный отечественный товар будет формироваться рыночная цена продажи и устанавливаться таможенная пошлина на импортный товар [10, с. 57-64]. В научной литературе уже ставился вопрос об обоснованности ориентации методов определения таможенной стоимости на основе единичной сделки и необходимости ориентации на средние цены [11, с. 17-18].

Сейчас происходит процесс ужесточения конкурентной борьбы за ускорение социально-экономического развития. Благами сложившейся системы регулирования международной торговли, в том числе таможенной оценки, пытаются воспользоваться государства, которые не принимали участие в ее разработке, что не устраивает западные страны. Поэтому нужно исходить из позиции не сдерживания развития слабых стран сильными, а создания наиболее благоприятных условий для использования возможностей развития экономик всех стран.

Это предполагает сотрудничество всех стран в развитии свободной конкуренции на основе совершенствования таможенных мер регулирования международной торговли, создании научно обоснованной методики формирования таможенного тарифа и контроля таможенной стоимости, стимулирующих производство

продукции, требующей применения все более квалифицированного труда. На стадии таможенного регулирования это должно достигаться установлением таможенных пошлин как разницы в затратах импортера по приобретению и доставке товара на таможенную границу и оптовой цене производителя с учетом экономического эффекта от использования товара. Однако на практике таможенная пошлина нередко отклоняется от расчетной величины.

Как известно, каждый вид ставки таможенного тарифа применяется с учетом особенностей измерения потребительной стоимости товара и динамики внутренних и мировых цен на товарных рынках. На стадии контроля ввоза или вывоза товара декларант заявляет, а таможенный орган принимает затраты по приобретению и доставке товара на таможенной границе как таможенную стоимость, на базе которой по ставке таможенного тарифа определяется таможенная пошлина. Исходя из сущности таможенного тарифа как инструмента, определяющего направленность внешней торговли, на стадии таможенного контроля необходимо сопоставить затраты по ввозу товара на таможенную границу с затратами, принятыми при разработке таможенного тарифа.

В этом случае в полной мере реализуется регулирующая роль таможенного тарифа во внешней торговле. Если затраты по приобретению и доставке товара на таможенную границу, принятые при разработке таможенного тарифа и выявленные при таможенном контроле, не совпадают, то таможенный тариф не выполняет свою регулирующую роль и общество несет экономические потери, ухудшается социально-экономическая ситуация в обществе.

В настоящее время такого механизма, который позволял бы одновременно разрабатывать таможенный тариф и контролировать его применение, на практике не существует. Разработка таможенного тарифа и контроль его применения методологически и практически не увязаны друг с другом. Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) разрабатывается Евразийской экономической комиссией [12]. Однако методологические подходы к разработке ЕТТ ЕАЭС официально не обозначены. Существуют лишь общие методические подходы к расчету таможенных тарифов, установлен порядок предоставления материалов по их разработке и рассмотрению. Официально методика расчета вывозных таможенных пошлин не утверждена, за исключением расчета экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты [13] и методических подходов к расчету экспортной пошлины на природный газ, где таможенная стоимость определяется на основе мировых цен, которые отражают средние затраты на производство и прибыль.

В то же время методы и порядок определения затрат по приобретению и доставке на таможенную границу ввозимых товаров прописаны в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза [14], который основан на ст. VII ГАТТ ВТО. Методы и порядок определения таможенной стоимости вывозимых товаров утверждаются Правительством РФ. На стадии разработки мер и методов таможенного регулирования заинтересованными участниками являются производитель, потребитель продукции, а также государственные структуры, обязанные защищать экономические интересы и национальную безопасность страны. На стадии таможенного контроля заинтересованными лицами выступают участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД), таможенные и другие контролирующие органы.

В условиях действующих методологических положений по определению таможенной стоимости участник ВЭД стремится приобрести товар по минимальным

контрактным ценам и минимизировать затраты по доставке товара на таможенную границу. Таможенный орган проверяет контрактные цены и затраты по доставке товаров на таможенную границу, документы, подтверждающие контрактные цены и затраты по доставке товара, чтобы объективно, в соответствии с методикой, принять таможенную стоимость и начислить таможенные платежи.

Тем самым на стадии разработки таможенного тарифа решается задача установления экономически обоснованных ставок таможенных пошлин при сложившихся в данный момент соотношениях мировых цен и цен отечественных производителей, а на стадии таможенного контроля выявляется фактический уровень контрактных цен в момент приобретения товара на мировом рынке. При этом фактические цены отражают конъюнктуру рынка, зависят от динамики затрат на производство товара, спроса и предложения, условий сделки и других конкретных факторов, т. е. таможенный тариф разрабатывается применительно к одной экономической ситуации. При проведении таможенного контроля экономическая ситуация может измениться. Чем больше разрыв между периодами разработки таможенного тарифа и временем фактического ввоза товаров, тем большие различия будут в уровне цен, принимаемых для расчета тарифа, и уровне таможенной стоимости, определяемой при ввозе товара. На мировых рынках цены, как правило, отличаются большей стабильностью, чем в России, что ставит в невыгодное положение российских производителей.

В условиях ускоряющихся темпов научно-технического прогресса возрастает динамичность мировых и внутренних рынков, что связано с появлением новых товаров и услуг, более полно удовлетворяющих общественные потребности. Это выражается в изменении соотношения мировых и внутренних цен и требует своевременной корректировки таможенного тарифа для поддержания эффективности функционирования экономики страны. В свою очередь, таможенная стоимость отражает уровень мировых цен и курс национальной валюты, а таможенный тариф представляет собой отношение таможенной пошлины, исчисленной на стадии его разработки, к таможенной стоимости:

старИф =ПХ 100, (1)

где Стариф - ставка таможенного тарифа, %;

П - таможенная пошлина, принятая при разработке таможенного тарифа, руб.; Тс - таможенная стоимость, принятая при разработке таможенного тарифа, руб.

Из теории внешней торговли следует, что для обеспечения оптимального социально-экономического развития страны необходимо поддержание равноконку-рентности отечественной и импортной продукции на внутреннем рынке. Отсюда таможенная пошлина, принятая при разработке таможенного тарифа, равна:

П = Цопт. предП + Э - Тс, (2)

где Цопт. предп - цена оптовая предприятия, руб.;

Э - экономический эффект от использования импортной продукции по сравнению с отечественной продукцией, руб.

Из сопоставления формул 1 и 2 видно, что в определении таможенной пошлины и ставки таможенного тарифа участвует статистическая стоимость за период,

предшествующий введению таможенного тарифа, которая является усредненной величиной, скорректированной с учетом данных периода разработки таможенного тарифа. В период, следующий за введением таможенного тарифа, могут измениться мировые цены, оптовые цены предприятия, экономический эффект от использования импортной техники. Следовательно, должна измениться и ставка таможенного тарифа. Снижение фактической тарифной ставки в последующем периоде после ввода таможенного тарифа, рассчитанной на основе новых параметров рынков, будет свидетельствовать о развитии благоприятных тенденций для отечественных производителей. И, наоборот, повышение расчетной фактической ставки будет свидетельствовать о неблагоприятных тенденциях.

Таким образом, в целях повышения эффективности таможенного регулирования и контроля целесообразно максимально синхронизировать изменение тарифной ставки с изменением ситуации на мировых и внутренних рынках. С учетом возможностей информационных технологий и вычислительной техники таможенный тариф следует пересчитывать раз в один-три года. В этих целях необходимо разработать и утвердить методику расчета таможенного тарифа, формализовать ее и синхронизировать с методикой контроля таможенной стоимости. Порядок разработки таможенного тарифа и таможенного контроля может выглядеть следующим образом:

1. Разработка таможенного тарифа с учетом статистической стоимости товара за предшествующий период.

2. Составление перечня использованных при разработке тарифа уровней затрат на приобретение и доставку на таможенную границу и доведение его до таможенных органов.

3. Проведение контроля кодов товаров согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и начисление таможенных пошлин, акцизов и НДС на основе уровней затрат на приобретение и доставку товаров до таможенной границы на основе вышеуказанного перечня.

4. Контроль заявленной таможенной стоимости участниками ВЭД для формирования статистической стоимости.

Для обеспечения нормального функционирования тарифного регулирования необходимо, прежде всего, откорректировать методологию контроля таможенной стоимости. Таможенная стоимость при ввозе и вывозе товаров должна определяться не на основе заявленной декларантом таможенной стоимости, а приниматься на уровне таможенной стоимости, учтенной при разработке таможенного тарифа. Это позволит в большей степени поддерживать на внутреннем рынке экономические параметры товаров и нормальную конкуренцию. Таможенная стоимость, принятая при разработке таможенного тарифа, может через информационные системы передаваться в таможенные органы. В случае перехода на такую технологию упрощается контроль таможенной стоимости, так как она будет использоваться в статистических целях и расчетах таможенных пошлин в последующем периоде.

При этом также отпадают объективные основания для жалоб участников ВЭД в судебные инстанции, что обусловит снижение затрат таможенных органов по контролю таможенной стоимости.

Использованные источники

1. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения: избранное / пер. с англ., предисл. П.Н. Клюкина. М.: Эксмо, 2008. 960 с.

2. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Кн. 1. Процесс производства капитала. М.: Политиздат, 1988. 907 с.

3. Киреев А. П. Международная экономика. Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства: учебное пособие для вузов. М.: Международные отношения, 1998. 416 с.

4. Официальный сайт Всемирной торговой организации. URL: https://www.wto.org/.

5. ИНКОТЕРМС 2020. Правила ICC для использования национальных и международных торговых терминов. Публикация ICC № 723 ER.

6. Таможенная стоимость: учебник / под общ. ред. Л. А. Бондарь и В. А. Шамахова. М.: Софт Издат, 2007. 429 с.

7. Кисловский Ю. Г. История таможенного дела и таможенной политики России / под общ. ред. А. Е. Жерихова. 3-е изд., доп. М: Русина-Пресс, 2004. 592 с.

8. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ-1947) от 30.10.1947 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».

9. Конвенция о создании унифицированной методики определения таможенной стоимости товаров (Брюссельская конвенция) от 15.12.1950 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».

10. Новиков В. Е. Динамичность и оперативность применения ставок пошлин как фактор повышения эффективности таможенно-тарифного регулирования // Таможенная служба России: современное состояние и перспективы развития: материалы научно-практического семинара. Ростов н/Д, 2005. С. 57-64.

11. Рутгайзер В. М, Окороков И. В. Таможенная стоимость и ее оценка / Международная академия оценки и консалтинга. М., 2007. 92 с.

12. Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (приложение к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www. eurasiancommission.org/.

13. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

14. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.