Научная статья на тему 'Ценовое регулирование в условиях формирования инновационной экономики'

Ценовое регулирование в условиях формирования инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садыков А. М.

В условиях перехода экономики Республики Узбекистан на инновационный путь развития большое значение приобретает проблема достижения стабилизации цен, в особенности на сырьевых и топливноэнергетических рынках. Уровень цен оказывает непосредственное влияние на инновационную деятельность, что связано с изменением рисков в сфере производства и реализации инновационной продукции. Повышение устойчивости цен во многом зависит от действующего механизма государственного регулирования ценообразования, а также от уровня конкуренции на важнейших рынках товаров и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценовое регулирование в условиях формирования инновационной экономики»

(---п-"I

ИКТИСОДИЕТНИ МОДЕРНИЗАЦИЯЛАШ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ 7

V_/

Садыков А.М.

соискатель Института экономики Академии Наук РУз

ЦЕНОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

В условиях перехода экономики Республики Узбекистан на инновационный путь развития большое значение приобретает проблема достижения стабилизации цен, в особенности на сырьевых и топливно-энергетических рынках. Уровень цен оказывает непосредственное влияние на инновационную деятельность, что связано с изменением рисков в сфере производства и реализации инновационной продукции. Повышение устойчивости цен во многом зависит от действующего механизма государственного регулирования ценообразования, а также от уровня конкуренции на важнейших рынках товаров и услуг.

Свободные цены в условиях монополизированной экономики не всегда являются фактором роста производства и повышением ее эффективности. Наиболее выгодными отраслями для инвестирования становятся топливно-энергетический комплекс (ТЭК), транспорт, связь, торгово-посредническая деятельность, где оборачиваемость капитала значительно выше, и где меньше рисков, связанных с окупаемостью дорогостоящего оборудования, возмещением сырья, материала и комплектующих.

В связи с этим государству целесообразно не только оказывать поддержку развитию реального сектора экономики в целом, но и реализовывать меры, направленные на активизацию инвестиционно-инновационной активности в высокотехнологичных отраслях национальной экономики. На наш взгляд, возникает необходимость совершенствования механизмов ценового регулирования в целях повышения конкурентоспособности высокотехнологичной продукции. Особую актуальность приобретает проблема регулирования ценообразования на сырьевые товары, топливно-энергетические ресур-

сы, а также на отдельные стратегические и социально важные товары (услуги). В базовых отраслях, как правило, сохраняются монопольные тенденции. На потребительском рынке уровень конкуренции является высоким, и, следовательно, цены «спроса и предложения» полностью реализуют свою стимулирующую функцию (за исключением товаров с повышенной ликвидностью).

В Узбекистане процесс либерализации цен осуществляется поэтапно, в зависимости от развития конкурентных условий. В настоящее время в стране большинство видов цен являются рыночными. Государство сохранило за собой право регулирования цен на продукцию естественных монополий, предприятий-монополистов, а также на отдельные стратегические и социально важные товары (услуги). В целях усиления контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, недопущения необоснованного завышения цен, а также решения других задач в феврале 2010 г. принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 6, 2011

с

ИКТИСОДИЁТНИ МОДЕРНИЗАЦИЯЛАШ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

антимонопольного регулирования и развития конкуренции»1.

В соответствии с данным документом Государственный Комитет РУз. по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства преобразуется в Государственный Комитет РУз. по демонополизации и развитию конкуренции. Одной из основных задач созданной организации является осуществление контроля над соблюдением законодательства об ограничении монополистической деятельности и о естественных монополиях. Кроме того, в соответствии с данным Указом принято решение о создании Ассоциации предприятий малого бизнеса и частного предпринимательства, основными функциями которой является оказание содействия в модернизации и технологическом перевооружении предприятий данной сферы экономики, в освоении новых видов конкурентоспособной продукции и ее продвижении на мировые и региональные рынки. Реализация данной меры, несомненно, будет создавать предпосылки для активизации инновационной деятельности в сфере малого и частного предпринимательства.

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 2 марта 2010г. в структуре Министерства финансов создано Сводное управление ценообразования. Предусмотрено, что основными функциями данного управления будут являться:

а) проведение единой государственной политики в вопросах ценообразования, декларирования предельных уровней монопольных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) предприятий-монополистов, субъектов естественных монополий, принятие мер по предотвращению необоснованного их роста;

б) осуществление глубокого анализа структуры себестоимости товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и предприятий-монополистов, выработку

1 Указ Президента Республики Узбекистан от 26 февраля 2010 года № УП-4191 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы антимонопольного регулирования и развития конкуренции». - Народное слово, 27 февраля 2010г. Постановление Президента Республики Узбекистан от 2 марта 2010 года № ПП-1293 «Об организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции». Интернет-ресурсы.

предложений по оптимизации их затрат, в том числе путем снижения энергоемкости и материалоемкости продукции;

в) ведение системного мониторинга динамики цен на товарных рынках, в том числе на продукцию конечного потребления, анализ влияния монопольных цен и тарифов на ценообразование в других отраслях экономики с целью недопущения их необоснованного роста;

г) рассмотрение предложений по снижению необоснованно завышенных цен на товары (работы, услуги) предприятий-монополистов и субъектов естественных монополий, определению оптимальных механизмов реализации производимых ими товаров и услуг;

д) обеспечение взаимодействия с Государственным комитетом Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции, осуществление координации его деятельности.

Государственному комитету по демонополизации и развитию конкуренции и Главному контрольно-ревизионному управлению Министерства финансов предоставлено право проведения, совместных проверок деятельности субъектов естественных монополий и предприятий-монополистов на предмет обоснованности представленных расчетов, формирования декларируемых цен.

Создание в структуре Министерства финансов специального органа ценового регулирования, а также принятие других мер, направленных на развитие конкурентных условий и сдерживание необоснованного роста цен, на наш взгляд, в целом благоприятно отразилось на динамике цен внутреннего рынка. Однако, за период 2002-2010 годы под влиянием монопольных тенденций по-прежнему наблюдается неравномерный рост оптовых и потребительских цен (табл. 1).

Так, индекс потребительских цен (ИПЦ) за 2002-2010 годы составил 200,0%, индекс цен производителей промышленной продукции (ИЦППП) - 628,6%, индекс тарифов на грузовые перевозки (ИТГП) - 1190,1%. Опережающий рост цен производителей промышленной продукции (в особенности, сырье, топливно-энергетические ресурсы) и тарифов на грузовые перевозки оказывают негативное влияние на устойчивость цен потребительского рынка, что

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 6, 2011

Таблица 1

Индексы цен и тарифов в Республике Узбекистан за 2002-2010 годы (в % к декабрю предыдущего года)

(-~-^

ИКТИСОДИЁТНИ МОДЕРНИЗАЦИЯЛАШ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ 9

V__/

Наименование 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 20022010

1 Индекс потребительских цен (ИПЦ) 121,6 103,8 103,7 107,8 106,8 106,8 107,8 107,4 107,3 200,0

2 Индекс цен производителей промышленной продукции (ИЦППП) 136,7 127,1 126,5 128,1 124,0 110,9 107,7 129,5 116,4 628,6

3 Индекс тарифов на грузовые перевозки (ИТГП) 186,2 130,1 158,9 119,6 102,5 111,3 180,2 100,6 125,0 1190,1

4 Индекс тарифов на услуги связи для юридических лиц 159,5 121,1 100,1 104,7 93,1 101,7 180,0 105,0 105,3 199,0

Источник: Расчеты автора на основе данных Госкомстата Узбекистана. (Статистическое обозрение Республики Узбекистан за 2009 и 2010 годы).

сдерживает инновационную активность в национальной экономике из-за увеличения рисков невозврата средств. В тоже время, за последние годы наблюдается устойчивая тенденция снижения темпов роста потребительских цен и оптовых цен предприятий-производителей промышленной продукции.

Учитывая, что в настоящее время в республике создан специальный орган по проведению единой политики ценообразования, появляется необходимость разработки соответствующего инструментария реализации возложенных на него функций, усилении его роли в проведении государственной ценовой политики, в частности в сфере регулирования цен на продукцию субъектов естественных монополий и предприятий-монополистов. Действие создаваемых стимулов прежде всего целесообразно направить на ограничение необоснованного роста затрат и прибыли субъектов естественных монополий и предприятий-монополистов.

В целях формирования для хозяйствующих субъектов одинаковых конкурентных условий, целесообразно использовать систему ценообразования, позволяющую четко классифицировать элементы затрат и расходов (в том числе - на оплату налогов и отчислений). Классификация затрат и расходов должна обеспечивать условия для оперативного расчета про-

изводственной себестоимости, полной себестоимости, а также для определения уровня налогового бремени для соответствующего юридического лица.

Осуществление широкомасштабного исследования позволили классифицировать методы регулирования цен в зависимости от выбранного механизма ценообразования на соответствующих рынках. Так, на монопольных рынках целесообразно использовать прямые и косвенные инструменты: установление предельных нормативов затрат и рентабельности, фиксирование отпускных или закупочных цен, регулирование доли оплаты труда в цене продукции, декларирование цен, изменение денежной массы и платежеспособного спроса, использование пластиковых карт при расчетах за покупки потребительских товаров, введение дифференцированного потребительского налога на товары и услуги, включение сверхнормативных расходов предприятий в налогооблагаемую прибыль, развитие биржевой торговли, содействие установлению прямых поставок материально-технических ресурсов и готовой продукции и другие методы. В группу монопольных товаров целесообразно включить все виды продукции, производимые в сырьевых отраслях, а также от -дельные виды товаров (услуг) топливно-энергетического комплекса, грузового и

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 6, 2011

ИКТИСОДИЁТНИ МОДЕРНИЗАЦИЯЛАШ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

пассажирского транспорта, потребительского рынка и некоторые другие.

На рынках, где формируются цены «спроса и предложения» напрямую не связанные с уровнем затрат, предлагается использовать механизм рыночного саморегулирования ценообразования на основе развития и защиты конкуренции.

При использовании прямых и косвенных методов регулирования ценообразования, развития и защиты конкуренции появится возможность на рыночных принципах создать условия паритетного товарообмена между продукцией промышленности и сельского хозяйства, базовыми и смежными с ними отраслями экономики. Достижение сбалансированности межотраслевых связей позволит повысить загрузку производственных мощностей не только малых предприятий, но и крупных хозяйствующих субъектов. Конкретность и прозрачность в определении перечня инструментов, при помощи которых осуществляется государственное регулирование ценообразования, правовая защита хозяйствующих субъектов и потребителей, позволят создать основу для нахождения компромисса между государством и бизнесом по уровню налогового бремени и другим вопросам, что повысит роль экономических стимулов в повышении конкурентоспособности отечественной продукции.

Государственное регулирование ценообразования целесообразно ориентировать на поэтапное повышение стоимостной оценки сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, человеческого потенциала, и в тоже время - на снижение стоимости средств труда, технологий и инноваций, на повышение доступности для населения товаров и услуг первой необходимости (в том числе - в сфере медицины, образования, духовного и культурного развития). При этом необходимо внедрить инструменты, сглаживающие влияние резких скачков мировых цен на развитие национальной экономики. В целях повышения ценовой конкурентоспособности высокотехнологичных отечественных товаров целесообразно принять меры, направленные на снижение расходов предприятий на таможенное оформление, стандартизацию, сертификацию продукцию, транспортных затрат, а также на уменьшение «расходов периода». Следует разработать экономические инструменты, которые будут способствовать повышению устойчивости цен на топливно-энергетические ресурсы и другие базовые товары, что благоприятно отразится на активизации инновационной деятельности в высокотехнологических сферах экономики.

Список литературы:

1. Каримов И.А. Все наши устремления и программы - во имя дальнейшего развития Родины и повышения благосостояния народа. Доклад Президента Республики Узбекистан на расширенном заседании Правительства по итогам социально-экономического развития страны в 2010 году и важнейшим приоритетам на 2011 год. //Народное слово, 22 января 2011 г.

2. Указ Президента Республики Узбекистан от 26 февраля 2010 года № УП-4191 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы антимонопольного регулирования и развития конкуренции". - Народное слово, 27 февраля 2010 г.

3. Постановление Президента Республики Узбекистан от 2 марта 2010 года № ПП-1293 "Об организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции". Интернет-ресурсы.

4. Воронин С.А. Резервы снижения себестоимости продукции в условиях мирового финансово-экономического кризиса. //Общественные науки в Узбекистане. - № 1-2, 2010 г.

5. Статистическое обозрение Республики Узбекистан за 2009 и 2010 годы. - Государственный комитет РУз. по статистике.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 6, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.