Научная статья на тему 'Мировой опыт ценового регулирования и возможности его использования в Узбекистане'

Мировой опыт ценового регулирования и возможности его использования в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алишер Садыков

Проведение структурных преобразований в Узбекистане осуществляется в условиях непрекращающегося мирового финансово-экономического кризиса. Президентом Республики Узбекистан И.А.Каримовым было отмечено, что "Важнейшим приоритетом реализации экономической программы на 2010г. должно стать продолжение политики углубления структурных преобразований экономики для обеспечения роста конкурентоспособности страны"1. Реализуя принципы Узбекской модели реформирования экономики, определенные Президентом страны И.А. Каримовым, мы отмечаем, что государство не просто инициирует осуществляемые реформы, государство участвует во всех экономических процессах, обеспечивая стратегию на сильную социальную защиту, что в свою очередь служит и важным экономическим механизмом поступательного социально экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировой опыт ценового регулирования и возможности его использования в Узбекистане»

Ицтисод ва молия

Экономика и финансы

УзР ФА ПЕЧАТНЫЙ ОРГАН

ИКТИСОД ИНСТИТУТИ ИНСТИТУТА

НАШР ОРГАНИ ЭКОНОМИКИ АН РУз сщаш

БОЗОР ИК.ТИСОДИЁТИ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА 51 ]

Алишер Садыков

соискатель Института экономики Академии Наук РУз.

МИРОВОЙ ОПЫТ ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ

Проведение структурных преобразований в Узбекистане осуществляется в условиях непрекращающегося мирового финансово-экономического кризиса. Президентом Республики Узбекистан И.А.Каримовым было отмечено, что "Важнейшим приоритетом реализации экономической программы на 2010г. должно стать продолжение политики углубления структурных преобразований экономики для обеспечения роста конкурентоспособности страны"1. Реализуя принципы Узбекской модели реформирования экономики, определенные Президентом страны И.А. Каримовым, мы отмечаем, что государство не просто инициирует осуществляемые реформы, государство участвует во всех экономических процессах, обеспечивая стратегию на сильную социальную защиту, что в свою очередь служит и важным экономическим механизмом поступательного социально экономического развития.

Одним из важнейших механизмов государственного регулирования социально-экономического развития является ценовое регулирование. Ценовое регулирование применяется практически во всех странах, включая даже те, в которых сильны позиции идеологов, резко негативно относящихся к государственному регулированию Изучение опыта экономически развитых стран бесспорно является важным для изучения государствами находящимся на транзитном этапе своего развития.

Достижение высокого качества и конкурен-

1 Каримов И.А. Наша главная задача - дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа. - Т.: "Узбекистан", 2010, с.52.

тоспособности производимых товаров - это важная стратегическая задача любого государства, решение которой зависит от действия многих факторов. Во-первых, для изготовления качественной продукции необходимо иметь высококвалифицированную рабочую силу. Во-вторых, предприятия должны иметь современное, высокопроизводительное оборудование. В-третьих, необходимо иметь опыт проникновения на рынки сбыта, на которых уже имеется определенная конкурентоспособная продукция. Кроме того, для производства качественной продукции необходимы долговременные стимулы (прибыль, дивиденды и др.) То есть, в стране должна быть создана обстанов-

ка "повышенного внимания к качеству", при которой каждый участник экономических отношений должен быть нацелен на достижение высокого качества продукции на всех стадиях ее производства. Качественное отношение к труду можно воспитать в человеке только в течение многих лет. Так как сразу эту задачу решить невозможно, то многие страны на начальных этапах реформирования уделяют внимание именно достижению ценовой конкурентоспособности товара, а "качество" продукции повышается постепенно, в процессе развития конкуренции (как например это было в Китае).

Во многих странах мира правительства оказывают воздействие, как на процессы ценообразования в целом, так и на уровень цен важнейших стратегических, базовых и социальных товаров (услуг). Основной целью ценового регулирования является защита отдельных секторов национальной экономики (например, сферы сельскохозяйственного производства), а также уязвимых слоев населения от необоснованного роста цен на отдельные товары, которые реализуются данным потребителям. В отдельных случаях государство заботится о поддержании цен на уровне, обеспечивающем минимальную окупаемость обоснованных затрат товаропроизводителей (та же сфера сельскохозяйственного производства). Данная мера реализуется путем установления закупочных цен, по которым государство закупает определенный объем произведенной продукции. Кроме того, многие государства заботятся о недопущении реализации товаров по демпинговых ценам, которые используются недобросовестными товаропроизводителями для "подавления" конкурентов. Важный аспект государственного воздействия состоит также в том, чтобы содействовать развитию высокотехнологических отечественных производств путем установления таможенных пошлин на импортируемую продукцию, аналогичную по своим технико-экономическим параметрам.

В целях содействия модернизации национального производства, многие правительства стараются создавать условия для снижения издержек отечественных предприятий. Это реализуется путем проведения эффективной налогово-бюджетной, таможенной, кредитной, валютной и других политик. В данном случае все звенья хозяйственного механизма нацеливаются на снижение материальных и других расходов хозяйствующих субъектов, способствуя повышению ценовой конкурентоспособности отечественной продукции. Государство создает эффективную систему регулирования экономики, оказывает воздействие на поддержа-

ние баланса между спросом и предложением, потреблением и накоплением, товарной и денежной массой, монополией и конкуренцией, не нарушая при этом действие механизма рыночного саморегулирования.

Большинство стран с рыночной экономикой в качестве общей стратегии воздействия на формирование цен используют соответствующие правила ценообразования, которые подкрепляются принятием законодательных актов. Законодательные основы регламентируют порядок и методологию формирования цен. В развитых странах методологический аспект ценообразования заключается в разработке государственными органами общих принципов и механизмов установления цен. Государство берет на себя функцию установления цен на отдельные товары и услуги, которые имеют стратегическое или социальное значение для развития национальной экономики.

Наряду с прямым фиксированием и регулированием цен правительства многих развитых стран организуют мониторинг изменения цен. В этих странах сфера контролируемого государством ценообразования составляет 10-30% от общего объема выпускаемой продукции1.

Прямое регулирование цен осуществляется в основном в сферах транспорта, связи, электроэнергетики, коммунальном хозяйстве. Косвенное регулирование ценообразования направлено на изменение конъюнктуры, на создание режима финансирования, налоговых и валютных операций определенного сектора экономики или видов товаров?.

Представляет интерес Российский опыт ценового регулирования, который существенно отличался на различных этапах формирования рыночной экономики. Поспешно проведенная "шоковая терапия", сопровождающаяся масштабной либерализацией цен и приватизацией государственной собственности, привела к галопирующему росту цен, падению объемов производства и уровня занятости. До 1998 г. субъектами регулирования цен выступали различные органы государственного управления: правительство, министерства, ведомства, комитет цен и др. В этот период осуществлялся процесс снижения степени регулирования цен и передача данной функции территориальным органам. Регулирование цен министерствами заменялось контролем их уровня специальными федеральными службами. В 1995 г. функция регулирования цен на продукцию естественных мо-

1 Цены и ценообразование. /Под редакцией профессора И. К. Салимжано-ва. //М: ЗАО "Финстатинформ", 2001, с.264

нополий была передана специальному государственному органу. В соответствии с законодательством Российской Федерации регулирование цен и тарифов осуществлялось в основном только на продукцию естественных монополий.

Оценивая результативность государственного регулирования ценообразования в России за период 1992-1998 годы, эксперты отмечают, что их эффективность была недостаточной. Об этом свидетельствуют последствия финансово-экономического кризиса, который имел место в этой стране в августе 1998 года. С самого начала либерализации цен отсутствовало четкое представление о целях и методах регулирования рыночного ценообразования. Государственное воздействие на цены имело противоречивый характер1.

С 1998г. по настоящее время государственное регулирование цен в России осуществляется в нижеследующих формах:

• Установление фиксированных цен на отдельные товары (услуги);

• Ограничение уровня рентабельности и цен на продукцию естественных монополий, предприятий-монополистов, а также для оптовой и розничной торговли;

• Установление налоговых льгот для сельскохозяйственных предприятий, реализующих продукцию по ценам ниже рыночных;

• Установление коэффициентов роста цен в целях сдерживания их повышения;

• Установление единой номенклатуры состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, а также единого порядка определения финансовых результатов;

• Декларирование роста свободных цен.

В России действует определенный порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен, направленный на строгое соблюдение всеми хозяйствующими субъектами действующего законодательства и других нормативных документов в сфере ценообразования. Контроль соблюдения правил ценообразования во всех отраслях экономики осуществляется Инспекцией по ценам Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Реализация данных мер благоприятно отразилась на развитии экономики России за последние годы. В тоже время, в настоящее время сохраняется ситуация нестабильности цен даже в тех отраслях, в которых используются, преимущественно, отечественные ресурсы (нефть, хлеб,

1 Цены и ценообразование. /Под редакцией профессора И. К. Салимжано-ва. //М: ЗАО "Финстатинформ", 2001, с.189-190

коммунальные услуги и др.). По-прежнему остро стоит проблема цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности, что сдерживает развитие экономики (зерно, гречка, молоко, сельхозтехника)

Опыт США также свидетельствует о наличии разных подходов к ценообразованию. В начале 70-х годов прошлого века в экономике этой страны широко использовался метод прямого государственного контроля над ценами. По инициативе Президента США Р. Никсона даже были "заморожены" цены на многие товары, а также был зафиксирован сложившийся уровень заработной платы. В 1974г. администрация Президента Д. Форда отказалась от данного метода воздействия на цены, однако, в 1974-1981 годах вновь были зафиксированы цены на энергоносители (нефть, нефтепродукты и природный газ). В январе 1981г. Президент Р. Рейган отменил государственный контроль над внутренними ценами на нефть и нефтепродукты. С этого момента и до настоящего времени государство ограничивает государственное финансирование экономики и не использует механизм прямого регулирования цен. Акцент делается на использование рыночных инструментов и методов косвенного регулирования. Среди них используются такие инструменты, как регулирование учетной ставки, сокращение дефицита госбюджета, федеральные закупки, налоговая политика. Методы прямого регулирования цен используются только на монопольных рынках, подпадающих под действие антитрестовского законодательства (тарифы на электроэнергию, коммуникационные услуги). В экономике США государством регулируется от 5 до 10% всех цен.

В целях поддержки производства зерновых культур правительство США осуществляет государственные закупки зерна по контрольным ценам. Это происходит в случаях падения рыночных цен на зерно. Фермеры всегда могут реализовать урожай государству по фиксированной цене, расплачиваясь за предоставленный заем и получая прибыль. Данный механизм также используется для товаропроизводителей молочной промышленности. Правительство США в течение длительного периода (с 1914г.) стремится поддерживать эквивалентное соотношение между ценами на сельскохозяйственные продукты и товары, которые предназначены для фермерских хозяйств.

Правительство США оказывает влияние на цены посредством установления стандартов, экономических требований, процентных ставок за предоставляемые кредитные ресурсы. Основными органами, которые оказывают воздействие на цено-

образование в США, являются Министерство юстиции и Федеральная торговая комиссия. В этой стране за установление чрезмерно высоких цен предусмотрена уголовная ответственность.

В государствах Европейского сообщества контроль за ценами на сельскохозяйственную продукцию осуществляется специальными наднациональными органами. Рекомендации о размерах минимальных и максимальных цен разрабатываются комиссией ЕС, а решения принимаются Советом Министров ЕС. При этом, контролем по разным странам ЕС охвачено от 88 % до 97 % цен данного сектора экономики (сельскохозяйственная продукция, крупный рогатый скот, молоко, сахар-рафинад и другая продукция).

Контроль над ценообразованием на уголь, сталь и прокат проводится в рамках "Европейского общества угля и стали" (ЕОУС). Данный орган осуществляет прямое регулирование объемов производства и проводит мероприятия, направленные на поддержание цен на продукцию черной металлургии на определенном уровне. Это осуществляется путем установления твердых минимальных базисных цен с учетом установленного объема и качества выпускаемой продукции. Установленные цены публикуются в прейскурантах ведущих компаний, в которых отражаются скидки и надбавки к базисной цене. Фактические цены устанавливаются предприятиями на основе прейскурантных цен с возможным изменением не более 5%. Всего в рамках Европейского сообщества на наднациональном уровне устанавливается до 15% цен. Опубликованная в СМИ информация о динамике цен используется для регулирования размеров оплаты труда.

Во Франции на протяжении 1947-1986 годов государственное регулирование цен являлось составной частью политики "дирижизма". Государство широко использовало механизм "контракты стабильности", "контракты против повышения цен", "программные контракты" в условиях которых государственные органы заключали с предприятиями соглашения, по которым они имели право повышать цены на одни товары, одновременно снижая их на другие виды продукции. Использование данного механизма позволяло долгое время поддерживать стабильность общего уровня цен, обеспечивать высокую конкурентоспособность отечественной продукции на внутренних и мировых рынках. В настоящее время государством регулируется примерно 20% цен, а остальные 80% формируются в условиях свободного рыночного ценообразования.

При этом регулированием цен занимаются Ми-

нистерство экономики, финансов и бюджета, а также Департамент по конкуренции, в составе которого созданы отделы ценовой конкуренции. Контролеры данной организации имеют право составлять акты о нарушении правил ценообразования с последующей передачей их в финансовый трибунал.

В Швеции контроль над процессами ценообразования осуществляется Государственным управлением цен и конкуренции, которое входит в состав Министерства гражданской администрации. В стране принят закон о регулировании цен и закон об обязательности предоставления сведений о ценах и об условиях конкуренции. В соответствии с законодательством государство имеет право осуществлять прямое воздействие на цены в случае войны или опасности ее возникновения, а также при угрозе существенного роста цен. Государство имеет возможность устанавливать максимальный уровень цен для отдельных товаров, вводить порядок, при котором повышение цен допускается только после подачи предварительного уведомления об этом и обоснования размера повышения цен. Воздействие на ценообразование в этой стране также осуществляется методом установления государственной монополии (винно-водочные изделия, почта, аптечная торговля), осуществления государственных мероприятий и других механизмов. Ежегодно в процессе переговоров между правительством, объединением крестьян и представителей потребителей устанавливается общий уровень цен на продовольственные товары. Важный источник ресурсов для субсидирования сельскохозяйственного производства являются таможенные сборы на импортируемое сырье.

Особая сфера ценообразования в Швеции -формирование цен на жилье. В целях реализации социальной политики государство выдает населению страны субсидии и займы для приобретения жилья. Кроме того, с учетом роста цен на товары, входящие в минимальную потребительскую корзину, государством в соглашениях длительного характера ежегодно проводится индексация доходов населения. В целях сдерживания инфляции государство использует механизм, предусматривающий ограничение доли заработной платы, которую компании имеют право возмещать через цены производимой продукции (в 1985г. данный норматив устанавливался от 40 до 65% в зависимости от сферы деятельности), что влияет на возможности увеличения заработной платы

В Норвегии внутренние цены формируются на основе мировых цен. При этом, государство устанавливает максимальные и минимальные уровни

цен, регулирует порядок исчисления цен, скидок и надбавок, предельные уровни прибыльности (мясо, молоко, маргарин, цемент, лекарства, строительные материалы, удобрения). Регулирование и контроль цен в этой стране осуществляется Национальным советом по ценам и Государственной инспекцией по ценам, комитетом по ценам местных органов.

В Японии в целях воздействия на процессы ценообразования с 1973 г. действует бюро цен Управления экономического планирования. Данный государственный орган осуществляет контроль над соблюдением требований антимонопольного законодательства, исследование динамики спроса и предложения. Парламентом страны утверждаются цены на рис и пшеницу, Министерством земледелия, лесоводства и рыболовства регулируются цены на мясо и молочные продукты, Министерством транспорта - тарифы на железнодорожные перевозки, Агентством природных ресурсов и энергии - тарифы на воду, теплоснабжение, электроэнергию и газ. Кроме того, государством регулируются цены на образовательные услуги и медицинское обслуживание. В целом в стране регулируется около 20% всех потребительских цен. Законодательной основой для государственного регулирования ценообразования в Японии является антимонопольный закон, закон о регулировании рынка продовольственных товаров, закон о стабилизации цен на продукцию животноводства. В соответствии с законодательством в стране запрещено устанавливать монопольно высокие и монопольно низкие цены, которые могут негативно влиять на рынки соответствующих товаров.

Регулирующее воздействие на экономику оказывает не только государство, но и частные компании и корпорации. Регулирование цен и экономики в целом осуществляется, как на макроуровне (субъект - государство), так и на микроуровне (субъект - частные фирмы). В зависимости от правил, устанавливаемых государством, во многом зависит экономическая стратегия производственно-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц. Государства в процессе регулирование используют различные правовые формы воздействия, включая: госбюджет, систему государственного кредитования, а также потенциал государственного сектора экономики. Используя соответствующие административные и экономические инструменты, правительства многих стран, воздействуют на производственно-хозяйственную деятельность предприятий, нацеливая их на эффективное использование ресурсов, решение социальных проблем,

защиту экологии.

Таким образом, опыт развитых стран убедительно показывает, что государство никогда полностью не устраняется от контроля над ценами на внутреннем рынке, но решает эту проблему как рыночными, так и административными методами. Государство активно воздействует на процессы ценообразования, а в необходимых случаях регулирует или фиксирует уровень цен на отдельные товары. Виды этих товаров и механизмы регулирования в каждой стране имеют свои особенности. Государственное регулирование ценообразования является усилием государства, при помощи использования правовых, административных, бюджетно-налоговых и других мер, воздействия на систему цен таким образом, чтобы "сгладить" последствия внешних "шоков" (в том числе - ценовых), поддержать отечественных товаропроизводителей и население. В зависимости от конкретной ситуации в экономике, механизм регулирования ценообразования может иметь антиинфляционный или антикризисный характер. В развитых странах конкурентная среда, основанная на устойчивом товарном предложении, поддерживает относительную стабильность цен, делает невозможным для отдельного товаропроизводителя или посредника произвольное существенное повышение цен. В этих странах практически нет свободного ценообразования, но есть конкурентное ценообразование, дополненное эффективным государственным регулированием цен на продукцию естественных монополий и предприятий-монополистов, а также на некоторые базовые и социально важные товары (услуги).

Сложившийся опыт развитых стран целесообразно учитывать при разработке мер, направленных на развитие методов ценового регулирования в Республике Узбекистан. Необходимы специальные исследования и создание подразделений в экономических ведомствах вовлеченных в процесс ценового регулирования.

В стратегическом плане ценовое регулирование в Республике Узбекистан должно решать следующие основные вопросы:

- реализацию важнейшего принципа - сильной социальной политики направленной на защиту не только социально уязвимых слоёв, но всех групп населения;

- защиты экономических интересов собственных производителей, создавая стимулы для производства собственных высококачественных товаров потребления, дальнейшей локализации производства деталей, комплектующих, а также замещения импорта оборудования отечественными

аналогами, не уступающими самым передовым мировым достижениям;

- стимулировать инициированную Главой государства политику модернизации всех сторон социально-экономической жизни общества и производства, Переход на инновационные пути развития;

- стимулирование роста экспорта отечественной продукции с высокой добавленной стоимостью.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Каримов И.А. Наша главная задача - дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа. - Т.: "Узбекистан", 2010, с.52.

2. Расулев А.Ф., Воронин С.А., Тростянский Д.В. Стабилизация ценообразования - фактор смягчения последствий мирового финансового кризиса. II Экономический вестник Института экономики РАН. - М.: №2, 2009.

3. Воронин С.А. Совершенствование механизма ценообразования и налогообложения как предпосылка устойчивого развития экономики. - Ташкент, 2009.

4. Чесбро Г. Открытые инновации. Создание прибыльных технологий. Пер. с англ. В.Н. Егорова. II Москва: Поколение, 2007.

5.Цены и ценообразование. 1Под редакцией профессора И. К. Салимжанова. IIM: ЗАО "Финстатинформ", 2001, с.264

6. Uzunoglu S., Aytac A...Miner and Energy. Raw Mater.Rept. 2007, N 3-4, p.83-87.

7. North D. Transition Coast, Institution and Economic Performance. San Francisco, 1992. p.5

8. Judd K. The Impact of Tax Reform in Modern Dynamic Economies I In Transition Costs of Fundamental Tax Reform, edited by K. A. Hassett and R. G. Hubbard. - Washington :AEI, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.