Р.А.Алимов,
профессор Института экономики АН РУз, д.э.н.
СТРУКТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ УЗБЕКИСТАНА
На всех этапах рыночных реформ в Узбекистане особое место занимает проблема структурных преобразований в национальной экономике республики. Президент И.А. Каримов неоднократно подчеркивал, что важнейшим приоритетом реализации экономической программы государства должна стать политика углубления структурных преобразований и диверсификации экономики для обеспечения роста конкурентоспособности страны.
Совершенствование структуры национального хозяйства происходит путем регулируемого процесса распределения по сферам и отраслям национального хозяйства, отдельным регионам национального продукта, национального дохода, инвестиций, трудовых ресурсов, а также проведения соответствующей технической, внешнеэкономической политики и др. В результате достигается преимущественное развитие видов деятельности, продукта и услуги, которые имеют наибольшую общественную потребность.
Совокупность изменений в социальных, отраслевых, территориальных и технологических пропорциях воспроизводства является содержанием структурных сдвигов. Структурные сдвиги выражаются в изменениях натуральной, стоимостной и функциональной структурах национального продукта и национального дохода, а также в изменении соотношений между различными сферами, отраслями и секторами национального хозяйства.
Формирование структуры национального хозяйства ощущает влияние следующих важнейших факторов, действие которых определяют этот процесс: развитие форм собственности и условий хозяйствования; система управления; уровень экономического разви-
тия и соответствующая ему система общественных потребностей; развитие науки, техники и технологии и их применение в производстве; количественная и качественная характеристика трудовых ресурсов; специализация производства; развитие внешнеэкономических связей и условия обмена на мировом рынке; наличие и уровень развития ресурсной базы; природно-климатические условия и др.
Макропоказатель ВВП отражает отраслевую структуру национальной экономики и её развитие. Так, удельный вес промышленности в производстве ВВП снизился с 22,8% до 13,8 %, соответственно в 1990 и 2000 г.г. Однако начиная с 2000 г. наблюдается рост доли отрасли промышленности в производстве ВВП республики, в частности удельный вес данной отрасли, составил в 2009 г. - 24,0%, что является следствием проводимой в республике политики модернизации, реструктуризации экономики и роста промышленного производства за счет стимулирования экспортоориен-тированных отраслей.
При этом соотношение в сфере производства республики меняется в сторону уменьшения доли сельского хозяйства, хотя последняя является важнейшей отраслью нашей экономики. Так, за рассматриваемый период произо-
шло снижение доли данной отрасли с 33,3 % в 1990 году до 30,4 % в 2000 году и до 18% в 2009 г.
Следует отметить, что в целом удельный вес сферы производства товаров в республике в общем объеме ВВП уменьшился с 66,7% в 1990 г. до 46,1% в 2009 г. Это отражает вполне закономерную тенденцию развития экономики, когда соотношение долей сфер производства меняется в сторону роста производства услуг. За период с 1990 по 2009 годы удельный вес сферы услуг увеличился с 34,4% до 47,2%.
Одним из основных направлений реализации структурной политики в период трансформации экономики выступает курс на изменение структуры собственности, т.е. формирование различных форм собственности, которые соответствуют многоукладной экономике.
Политика либерализации экономической жизни общества повлияла на состояние негосударственного сектора экономики.
Рост доли негосударственной собственности непосредственно связан с увеличением числа предприятий малого бизнеса и частного предпринимательства. В мировой практике развитию данного сектора экономики уделяется особое внимание, поскольку, во-первых, малый бизнес и частное предпринимательство создают и поддерживают конкурентную среду в экономике, во-вторых, данный сектор выявляет и удовлетворяет новые, скрытые потребности потребителя, др.словами способствует развитию производства. В-третьих, как пока-
зывает мировой опыт, малый бизнес является основой для формирования и развития затем крупных национальных компаний.
Одним из достоинств малого и среднего бизнеса является их высокая приспособляемость и быстрота реагирования на изменения рыночной конъюнктуры. Кроме того, малый и средний бизнес способствует созданию новых рабочих мест, что актуально для нашей республики, учитывая высокий прирост населения, трудовых ресурсов и большую их концентрацию в сельской местности. Также малый бизнес способствует усилению восприимчивости экономики к техническим новшествам, проведению технической и структурной модернизации экономики республики.
Если в 2000 году хозяйствующими субъектами малого и среднего предпринимательства произведено продукции, выполнено работ и оказано услуг в размере 31,0% ВВП республик, то 2009 году данный показатель составил 50,1%.
Ничто так не влияет на низкий уровень конкурентоспособности на внешнем рынке как привязанность к какому-либо одному виду деятельности или узкой товарной группе. В таких случаях изменяющаяся рыночная конъюнктура может привести к значительным негативным процессам в национальной экономике. Поэтому в современных условиях диверсификация является важным средством преодоления кризиса, реструктуризации экономики республики, повышения ее конкурентоспособности.
Изменение структуры ВВП по сферам экономики Республики Узбекистан
(в %)
Показатели Годы
1990 2000 2007 2008 2009
ВВП, всего 100 100 100 100 100
Валовая добавленная стоимость отраслей 101,1 87,5 90,5 90,7 93,3
Сфера производства товаров 66,7 50,5 51,2 45,4 46,1
в том числе: промышленность 22,8 13,8 24,0 24,0
сельское хозяйство 33,3 30,4 21,7 18,0
Сфера производства услуг 34,4 37 39,3 45,3 47,2
Чистые налоги, включая налог на импорт -1,1 12,5 9,5 9,3 6,7
Источник: составлено автором на основе данных Государственного комитета по статистике РУз за соответствующие годы
Процесс диверсификации предполагает расширение уже существующих производств, дополнение их новыми видами деятельности, тесно связанными с ними технологически. Так, в республике создаются предприятия, направленные на более глубокую переработку исходного сельскохозяйственного или минерального сырья.
С другой стороны диверсификация означает отход от узкой специализации и переход на производство новых товаров и услуг, освоение новых рынков сбыта. В условиях республики это означает создание совершенно новых для республики отраслей экономики.
Современная структура национальной экономики в значительной степени формируется в зависимости от соотношения сравнительных и конкурентных преимуществ, которыми обладает страна. Что касается Узбекистана, то на данный момент мы обладаем в большей степени сравнительными преимуществами, которые определяют сложившуюся структуру экономики. Можно выделить следующие из них: благоприятные природно-климатические условия, позволяющие развивать производство ценных сельскохозяйственных культур с минимальными издержками;
природные ресурсы, составляющими которых являются богатейшая минерально-сырьевая база, водно-энергетические ресурсы, рекреационные ресурсы;
значительные трудовые ресурсы, которые отличаются преобладанием молодежи и людей трудоспособного возраста, низким удельным весом пожилого населения.
Если анализировать конкурентные преимущества, которыми обладает Узбекистан, то можно выделить следующие:
стабильность политической и правовой системы;
наличие развитого научного потенциала;
высокий уровень образования населения страны.
Серьезным факторным преимуществом Узбекистана являются его трудовые ресурсы, отличающиеся высоким образовательным
уровнем и квалификацией. Внедрение новых технологий не требует глубокой переподготовки кадров и специальных расходов на образование. Иностранные фирмы, работающие в Узбекистане, отмечают быструю адаптацию и обучение узбекистанских специалистов основам менеджмента, маркетинга, а также их высокую технологическую грамотность.
Сегодня Узбекистан имеет значительный ресурс знаний и научные школы в области химии, биологии, геологических исследований, сельского хозяйства, которые могут стать фактором развития конкурентоспособных перерабатывающих отраслей промышленности.
Интеграция в одной стране сравнительных и конкурентных преимуществ усиливает ее конкурентоспособность в глобальном экономическом пространстве.
В настоящее время определяющим фактором развития и основным источником пополнения бюджетных средств всех развитых стран является наукоемкий продукт. Наукоемкий продукт в стратегическом плане должен стать господствующим и в нашей республике.
Ускоренное развитие новых для республики отраслей обеспечивает совершенствование экономики, служит важнейшей предпосылкой инновационного развития других отраслей экономики, что приводит к усилению межотраслевых связей, расширяет рынок промежуточной и конечной продукции. В условиях кризиса структурную перестройку необходимо использовать как важнейший фактор инновационного развития.
В свою очередь инновационный процесс в современных условиях является механизмом структурной перестройки экономики и диверсификации производства, что создает предпосылки для перехода к новому технологическому укладу в экономике. Основой данного уклада, который определит перспективы мирового развития на ближайшие десятилетия явятся такие ведущие отрасли науки и производства как нанотехнологии, вычислительная и оптоволоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, информационные услуги, новые нетрадиционные источники тепла и энергии (альтернативные нефтегазовой), лазерные технологии, генная инженерия и биотехнологии.
Созданные с помощью нанотехнологий топливные элементы и сверхъемкие аккумуляторы, сверхпроизводительные солнечные батареи, синтезированное из органики высококалорийное горючее многократно снизят потребность в ископаемо-минеральном топливе.
Распространение нового технологического уклада охватывает также здравоохранение (эффективность которого многократно возрастает с применением клеточных технологий и методов диагностики, генетически обусловленных болезней) и сельское хозяйство (благодаря применению достижений молекулярной биологии и генной инженерии).
Наряду с указанными отраслями, преимущественное развитие должны получить и несущие (базовые) отрасли: электротехническая, приборостроение, станкостроение, образование, связь. Благодаря появлению наноматериалов (металлов с заранее заданными свойствами), в число несущих отраслей нового технологического уклада также войдут химико-технологический комплекс, строительство, автомобилестроение и другие.
Важнейшим приоритетом реализации любой экономической программы на перспективу должно стать п родолжение пол итики углубления структурных преобразований экономики для обеспечения роста конкурентоспособности страны. В республиканской Антикризисной программе на 2009-2012 гг. главное внимание уделяется переходу экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития.
В современных условиях для республики представляются новые возможности к созданию механизмов устранения диспропорций воспроизводства и перераспределения ресурсов, т.е. перелива капиталов, воспользовавшись диверсификацией в качестве движущего фактора инновационного развития. В конкретных условиях республики речь идет об опережающем развитии современных высокотехнологичных отраслей и производств, таких как газоперерабатывающая, нефтехимическая, химическая промышленность, энергетика, автомобилестроение, электротехническая промышленность, фармацевтика, станкостроение, отрасль современных информационных
технологий и систем телекоммуникаций.
Наряду с этим, особое внимание должно быть обращено на дальнейшее развитее производства в легкой, текстильной и пищевой промышленности по более углубленной переработке хлопка-волокна, другой сельскохозяйственной продукции и сырьевых ресурсов, промышленности строительных материалов и другие.
С точки зрения, достижения прогрессивной структуры экономики приоритетное развитие должны получить те сектора, отрасли и виды деятельности, которые обеспечат высокие темпы экономического роста, внедрение инноваций в производство; минимальный прирост потребностей в новых производственных ресурсах; участие республики на равноправной основе в мирохозяйственных связях. Общая концепция структурной перестройки экономики и должна основываться на этих важнейших ориентирах развития.
Учитывая сравнительные и конкурентные преимущества экономики Узбекистана приоритеты отданы ускоренному развитию тех отраслей экономики, где имеются традиционные преимущества в международной торговле. Это трудо- и ресурсоемкие отрасли по производству и углубленной переработке сельскохозяйственного и минерального сырья. Реализация инновационного развития предусматривает целенаправленную промышленную политику применительно к каждой отдельной отрасли. Так, значительный фактор для инновационно-технологического развития экономики основан на производстве и переработки особо ценных видов сельскохозяйственной продукции. Узбекистан обладает мощным ресурсным сельскохозяйственным потенциалом и имеет возможность выращивать свыше 10 млн. тонн плодоовощной продукции в год.
Инновационно-технологическое развитие требует весьма значительных финансовых ресурсов и определенного времени. Развитие нефтяной и газовой промышленности предусматривает проведение геологоразведочных работ на месторождения нефти и газа, техническое перевооружение существующих мощностей, ориентация их на углубленную переработку углеводородного сырья, полное удовлетворение внутренних потребностей в
авиакеросине, маслах, дизельном топливе и бензине.
Для развития строительной индустрии необходимо совершенствование ее структуры за счет выпуска конкурентоспособной продукции, производства новых видов строительных материалов и конструкций нового поколения, в том числе теплоизоляционных материалов на основе базальтового волокна, битумно-полимерных мягких кровельных материалов, огнеупорных материалов и других.
В металлургическом комплексе структурные сдвиги направлены на стабилизацию объемов и увеличение степени обработки цветных и черных металлов. Осуществляется реконструкция и техническое перевооружение действующих производств, повышение качества за счет сертификации, внедрение новых технологий в области добычи и обработки, в том числе по переработке отходов основного производства, обеспечение кооперации металлургии и машиностроения.
В машиностроительном комплексе необходимо расширение базы для выпуска конкурентоспособной продукции на основе новых технологий, оборудования и отечественных ресурсов. В качестве приоритетных определены такие отрасли как самолетостроение, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, производство подъемно-транспортного оборудования, сложной бытовой радиоэлектронной техники, солнечных
фотоэлементов, пластмассовых изделий, информационных технологий и программного обеспечения.
Базой для развития наукоемких производств станут предприятия, занятые в сфере высоких технологий и реализации новейших достижений научно-технического прогресса в области биохимии, электроники и прикладной ядерной физики.
Основными направлениями развития химического комплекса является продвижения продукции на внешние рынки путем: создания торговых домов за рубежом, предоставления агентских прав крупным специализированным фирмам, совершенствования маркетинговой политики.
В части производства и экспортоориенти-рованного развития сектора потребительских товаров возможно за счет реализации инвестиционных проектов на предприятиях легкой, пищевой, фармацевтической, плодоовощной и мебельной промышленности.
Однако на настоящий момент благоприятные факторы структурной и инновационно-технологического развития Узбекистана реализованы далеко не в полной мере от имеющихся реальных возможностей. Главное препятствие заключается в том, что страна нуждается практически полной технологической модернизации, для того, чтобы перейти на новый уровень развития экономики - инновационно-технологический.
Список литературы:
1. И.Каримов. Наша главная задача - дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа. Ташкент «Узбекистан», 2010 .
2. Основные показатели социально-экономического развития Узбекистана за 2009 (статистические данные Госкомстата РУз) - Ташкент, 2010.
3. А.Кадиров. Инновационный потенциал развития национальной экономики. В кн. Мировой финансово-экономический кризис: национальные интересы и инновационная политика. Ташкент, «Молия». 2009.
4. М.Нарзакулова. Иннвестиционная политика в структурной перестройке экономики. В кн. Модернизация национальной экономики Узбекистана: проблемы, приоритеты, пути решения. Ташкент, 2007.
5. Д.Курбанова. Кластерное развитие экономики Узбекистана: преимущества и перспективы формирования. В кн. Закономерности и тенденции международной экономической интеграции. Ташкент, 2007.