Научная статья на тему 'Приватизация как способ государственного регулирования экономики'

Приватизация как способ государственного регулирования экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1275
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
собственность / приватизация / государственное регулирование / рыночные отношения / частный сектор экономики / property / privatization / government regulation / market relations / the private sector of the economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Отто Ольга Эдгаровна, Мавлянбердиева Нигина Мурадовна, Хамина Анастасия Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению основных концепций процесса приватизации в системе государственного регулирования экономики и перспектив дальнейшего развития и углубления приватизационного процесса на современном этапе в Республике Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIVATIZATION AS A WAY OF STATE REGULATION OF THE ECONOMY

There is considered in the article the basic concepts of the privatization process in the system of state regulation of the economy and the prospects for further development and extending of the privatization process at the present stage in the Republic of Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «Приватизация как способ государственного регулирования экономики»

Отто О.Э.,

заведующая отделением «Экономических дисциплин» Филиала РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина в городе Ташкенте, кандидат экономических наук, доцент; Мавлянбердиева Н.М., преподаватель отделения «Экономических дисциплин» Филиала РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина в городе Ташкенте; Хамина А.С.,

студентка 2-го курса Филиала РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина в городе Ташкенте

ПРИВАТИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

ОТТО О.Э., МАВЛЯНБЕРДИЕВА Н.М., ХАМИНА А.С. ХУСУСИЙЛАШТИРИШ ИЦТИСОДИЁТНИ ДАВЛАТ ТОМОНИДАН ТАРТИБГА СОЛИШНИНГ УСУЛЛАРИДАН БИРИ СИФАТИДА

Маколада Узбекистон Республикасида иктисодиётни давлат томонидан тартибга солиш тизимида хусусийлаштириш жараёнининг асосий концепциялари ва замонавий боскичда хусусийлаштириш жараёнини янада ривожлантириш ва чукурлаштириш истикболлари куриб чикилган.

Таянч иборалар: мол-мулк, хусусийлаштириш, давлат томонидан тартибга солиш, бозор муносабатлари, хусусий сектор.

ОТТО О.Э., МАВЛЯНБЕРДИЕВА Н.М., ХАМИНА А.С. ПРИВАТИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Статья посвящена рассмотрению основных концепций процесса приватизации в системе государственного регулирования экономики и перспектив дальнейшего развития и углубления приватизационного процесса на современном этапе в Республике Узбекистан.

Ключевые слова: собственность, приватизация, государственное регулирование, рыночные отношения, частный сектор экономики.

OTTO O.E, MAVLYANBERDIEVA N.М., KHAMINA A.S. PRIVATIZATION AS A WAY OF STATE REGULATION OF THE ECONOMY

There is considered in the article the basic concepts of the privatization process in the system of state regulation of the economy and the prospects for further development and extending of the privatization process at the present stage in the Republic of Uzbekistan.

Keywords: property, privatization, government regulation, market relations, the private sector of the economy.

В современной экономике процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. Реформы отношений собственности являются ключевым элементом перехода к рыночной экономике, где государственное ведение национального хозяйства выступает одним из важнейших условий успешного проведения рыночных преобразований.

От выбора государственной политики управления отношениями собственности зависит экономическая модель ведения хозяйства, в которой структурированная организация форм собственности, доля государственного сектора, решение социальных и экономических вопросов, активная деятельность и организационно-правовая политика государства должны оказывать благоприятное воздействие на развитие и благосостояние общества. Вместе с тем, в докладе Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год, отмечено: «Настало время провести полномасштабный критический анализ наличия и эффективности присутствия государственных долей в отраслях экономики, иначе говоря, «присутствия государства в экономике», и на этой основе определить наши меры по значительному увеличению присутствия частного сектора в отраслях экономики»1.

Приватизация является доминирующей формой разгосударствления имущества, суть последней заключается в преобразовании и переходе государственных предприятий и организаций: в общества с дополнительной или ограниченной ответственностью, в хозяйственные товарищества или другие структурные подразделения, которые не находятся в общественной собственности.

1 Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. // http:// uza.uz/ru/politics/-respubliki-uzbekistan-islama-karimova-na-z-17-01-20l5

В экономически развитых странах и приватизация, и национализация считаются законодательно закрепленными (в том числе на конституционном уровне) формами управления публичной собственностью. Они относятся к предмету регулирования публичного права и изучаются в рамках экономического (административного экономического) права. Приватизацию и национализацию следует рассматривать как взаимосвязанные инструменты экономической политики, помогающие осуществлять государственное регулирование экономики, подобно тому, как государство осуществляет валютные интервенции и ценовые интервенции на сырьевых рынках. Национализация проблемных субъектов предпринимательской деятельности с их возможной реприватиза-цией в последующем давала бы государству больше гарантий достижения целей, преследуемых при осуществлении подобных акций государственного вмешательства, чем просто финансовая помощь государства юридическим лицам частного права, имеющая по своей сути дотационный характер.

Приватизация - комплексный экономико-правовой институт. Будучи инструментом экономической политики, эффективным средством государственного регулирования экономики, она становится предметом детального правового регулирования и выступает как правовой институт. Отношения, связанные с приватизацией, регулируются сразу несколькими отраслями права - административным, гражданским, финансовым и

др.2

2 Козырин А.Н. Финансово-правовые аспекты приватизации. - Кшв. Финансове право у XXI сто-риччи: здобутки та перспективи (частина I). 2011. С. 102-106. - стр. 97.

Перспектива разгосударствления влечет за собой движение огромной массы населения к приватизированной собственности, создание отдельного класса инициативных предпринимателей. Собственников, которые были бы заинтересованы в развитии деятельности предприятия и налаживании качества выпускаемой продукции. Самое главное заинтересованы в реформировании государственной монополии и создании стабильно прогрессирующей инфраструктуры рынка за счет привлечения как внутренних, так и иностранных инвестиций.

В республике с самого начала реформ правительство отказалось от форсированных и авральных методов приватизации. В отличие от других стран СНГ, Узбекистан не торопился с началом приватизационных работ, хотя в республике уже с 1990 г. нарабатывался опыт изменения форм собственности и реорганизации структур органов государственного управления. В Узбекистане, как и во всех постсоциалистических странах, вставших на путь рыночных преобразований, создание правовых основ рыночных отношений пришлось начинать практически с нуля. В первые же годы были приняты рад законов и огромное число законодательно-правовых актов, заложивших фундамент новых экономических отношений. Это - законы Республики Узбекистан «О разгосударствлении и приватизации», «О ценных бумагах и фондовой бирже», «О хозяйственных обществах и товариществах» и т.д., а также указы Президента «О мерах по дальнейшему углублению экономических реформ, обеспечению защиты частной собственности и развитию предпринимательства», «О приоритетных направлениях дальнейшего развития процесса разгосударствления и приватизации в Республике Узбекистан» и др.1

Созданию благоприятной рыночной конъюнктуры в Узбекистане во многом способствовала практика приватизации государственного имущества в период с 1992 года

1 Приватизация в России и других странах СНГ: Сб. обзоров / РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. глобал. и регион. пробл.; Отв. ред. В.А.Виноградов - М., 2003. -С. 188.

и до сегодняшних дней. Приватизационный процесс в Республике проходил в несколько этапов2.

На современном этапе разгосударствления значительно уменьшилось присутствие государства в экономике, существенно увеличилось количество частных собственников и объектов - приватизированных ими, расширилась сфера влияния частного сектора. В настоящее время на долю государственного сектора в производстве валового внутреннего продукта в среднем приходится около 20%3. Приватизация затронула не только производственную сферу, она, несомненно, охватила и непроизводственную часть. В республике появились частные магазины, аптеки и лечебницы, стоматологические центры и учреждения здравоохранения, театральные студии, культурные и выставочные центры, и все это последствия реформ, которые произошли за небольшой период времени.

Основными принципами в реализации мероприятий, касающихся общественной собственности стали:

- обеспечение прав на пользование государственным имуществом всем гражданам с целью получения доли собственности;

- защита имущественных прав населения в процессе приватизации;

- усовершенствование законодательной и правовой базы;

- обеспечение гарантий и социальной поддержки для всех граждан, проживающих в Узбекистане;

- соблюдение требований антимонопольного законодательства;

- создание здоровой конкурентной среды для развития предпринимательства;

- формирование Государственного Комитета по контролю и реализацией направлений приватизации;

- сокращение числа предприятий и объектов государственной собственности, на

2 Данные Государственного Комитета Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции - http://www.gki.uz/ ru/deyatelnost/direction/privatization

3 Там же.

которые распространяются ограничения на приватизацию.

Принятие Постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему углублению процессов приватизации и активному привлечению иностранных инвестиций в 2007-2010 годах» стало решающим шагом к углублению реформ приватизационного процесса, направленных на существенное преобладание частного сектора экономики и широкое привлечение иностранного капитала. На этом этапе приватизация имела место в автомобиле и самолетостроении, шелковой и текстильной промышленностях и других.

Выполнение требований, норм и соответствия выдвинутой модели экономического развития поэтапного перехода к рыночным отношениям является приоритетными для страны. В связи с этим, за деятельностью приватизированных предприятий необходим особый контроль со стороны государственных органов управления. Именно по этой причине и был создан Государственный Комитет Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции, контролирующий работу переданных в частную собственность объектов национального хозяйства.

Последующие мероприятия по проведению разгосударствления объектов государственного имущества представлены в виде таблицы 1.

Анализируя структуру приватизационного процесса в период с 2009 по 2013 год, можно заметить, что выполнение проектов осуществляется в полной мере и ежегодно увеличивается число предприятий и объектов приватизации. Кроме этого, приватизация государственного имущества имеет целый ряд положительных сторон: увеличивается инвестирование заграничного капитала в низко рентабельные и бездействующие предприятия, тем самым происходит модернизация и налаживание производства, завоз нового оборудования, которое соответствует передовым требованиям и стандартам, увеличивается выпуск конкурентоспособной и качественной, импортозамещающей про-

дукции. Поступления с биржевых и аукционных торгов идут в государственный бюджет, а затем в виде пособий, стипендий, пенсий выплачиваются населению республики.

Следует также подчеркнуть, что в социальной сфере помимо государственных выплат, за счет приватизации и разгосударствления были созданы дополнительные рабочих мест. Если рассматривать динамику показателей в цифрах, то только за 2012 год работой было обеспечено около 42 тысяч человек1, что в 2 раза превосходит аналогичный показатель в 2010 году (18833 рабочих мест)2.

Все вышеуказанные критерии подкрепляются также и законодательной базой. Были разработаны и реализованы ряд нормативно-правовых документов, регламентирующих основные концепции приватизации, эффективного и рационального использования и управления государственным имуществом.

Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан «О программе приватизации государственного имущества на 20112013 годы», главной задачей стали продажа убыточных и нерентабельных объектов по нулевой стоимости, привлечение иностранных инвесторов и создание соответствующих условий для развития малого бизнеса и частного предпринимательства. Также, вступили в силу Законы Республики Узбекистан «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников», «О конкуренции»,

1 Источник: составлен авторами на основе данных Государственного Комитета Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции - www.gki.uz// Показатели деятельности // Пресс - релизы о результатах деятельности комитета - http://www.gki.uz/ru/ deyatelnost/rezultaty-deyatelnosti/press-relizy-o-rezultatakh-deyatelnosti-komiteta/93-itogi-2012-goda.

2 Источник: составлен авторами на основе данных Государственного Комитета Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции - www.gki.uz// Показатели деятельности // Пресс - релизы о результатах деятельности комитета - http://www.gki.uz/ru/ deyatelnost/rezultaty-deyatelnosti/press-relizy-o-rezultatakh-deyatelnosti-komiteta/89-itogi-2010-goda.

Таблица 1. Результаты и итоги приватизации государственной собственности1

Годы 2009 2010 2011 2012 2013

Количество реализованных проектов государственной приватизации (единиц) 70 96 101 87 175

из них: в иностранной валюте (млн. долларов) - 64,52 67,88 2,5 1,4

в суммах (млрд.) 22,25 40,98 65,98 27,39 34,8

Выполнение инвестиционных обязательств (количество) 142 187 135 132 41

из них: в иностранной валюте (млн. долларов) 57,89 51,96 88,1 233,2 46

в суммах (млрд.) 19,13 71,92 22,5 99,3 27,4

Передача в аренду государственного имущества (количество) 7107 11900 16000 21900 24300

Стоимость оборота рынка ценных бумаг (акций и корпоративных облигаций), 749,6 1681,1 1603,5 2090 977,4

в национальной валюте (млрд. сум)

«О мерах по дальнейшему развитию фондового рынка», «Об управлении государственным имуществом» и другие. Были выбраны первоочередные направления по углублению механизмов рыночных преобразований, либерализации экономических и демократических реформ, с последующим формированием прочного гражданского общества и созданием прогрессирующего потенциала страны.

Но главной целью практики разгосударствления являются ликвидация монополии государственных объединений, создание различных организационно-правовых форм собственности и увеличение доли негосударственного сектора в экономике. Актуально сделать анализ данных в общей структуре экономики и удельный вес каждого сектора в отдельности.

Как видно из гистограммы, наибольшее процентное соотношение в производстве экономических благ, товаров и услуг приходится на долю негосударственного сектора экономики.

Далее необходимо разграничить сферу влияния и участия государства в управлении и ведении народного хозяйства. Как известно

1 Источник: составлен авторами на основе данных Государственного Комитета Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции - www.gki.uz// Показатели деятельности // Пресс - релизы о результатах деятельности комитета - http://www.gki.uz/ru/ deyatelnost/rezultaty-deyatelnosti/press-relizy-o-rezultatakh-deyatelnosti-komiteta/96-itogi-20l3-goda

из практики, ни один отдельно взятый рынок или рыночная структура в полной мере не могут функционировать без вмешательства государства в данный механизм. Государство является тем ключевым элементом, который способствует сглаживанию неровностей в рыночных отношениях, что в целом, положительно отражается на деятельности негосударственного сектора. К примеру, на рисунке 2 представлено соотношение долей государственного и негосударственного секторов в ВВП, основных отраслях экономики и занятости населения в 2012 году.

Из представленных диаграмм можно увидеть тенденцию к росту доли негосударственного сектора в экономике и уменьшения доли государственной власти на предприятиях и других объектах общественной собственности.

Главными требованиями, предъявляемыми к частным собственникам, получившим приватизированные объекты, были подъем уровня технического состояния предприятия и дальнейшая реализация инновационной политики, которая смогла бы обеспечить постепенное обновление ассортимента выпускаемой продукции и экономию издержек производства и обращения.

Перспективы углубления приватизации государственного имущества могут реали-зовываться разными путями. Например, за счет совершенствования механизмов постприватизационной поддержки и частичного финансирования переданных предприятий.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 4

' ИКТИСОДИЁТНИНГ РЕАЛ СЕКТОРИ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ 39^

ч_У

Рисунок 1. Удельный вес государственного и негосударственного секторов экономики в

произведенном валовом внутреннем продукте (%)*

■ Государственный сектор ■ Негосударственный сектор

81.3 81.7 82.5 82.2 82.1

18.7 18.3 17.5 17.8 17.9

■ ■ ■ ■

2009 2010 2011 2012 2013

За счет реструктуризации и реорганизации отраслей; расширения способов и методов разгосударствления собственности. Активной поддержки и развития частного предпринимательства, вовлечения незадейство-ванной ранее части населения в процесс акционирования с последующим развитием фондового рынка, рынка ценных бумаг и продажи государственных облигаций.1

Современные применяемые способы зависят от различных условий и целей приватизации. Во-первых,

- процесс разгосударствления собственности зависит от размеров самого предприятия,

- во-вторых, от сферы деятельности и выпуска производимой продукции, которая бы пользовалась спросом на мировом рынке и, в действительности, соответствовала установленным стандартам качества,

- в-третьих, от отрасли, например, стратегически важные объекты такие, как топливно-энергетические комплексы, нефтегазовая и тяжелая промышленности, имеют особое значение для народного хозяйства и, именно по этой причине, необходимо оценить целесообразность их сохранения под управлением и надзором государства.

1 Источник: составлено авторами на основе имеющейся информации на сайте Государственного Комитета по статистике Республики Узбекистан // Ежеквартальные докладышшш^а!:^/ ru/index.php/ezhekvartalnye-doklady; Данные за 2013 год. // http://www.stat.uz/ru/index.php/press-sluzhba/l05-novosti-gks-kratko/983-proizvodstvo-valovogo-vnutrennego-produkta-2

Приватизация государственной собственности может осуществляться также и своеобразными методами. В частности,

- преобразование предприятия в один из видов организационно - правовых форм (в акционерные общества открытого или закрытого типов, в общества с ограниченной или дополнительной ответственностью);

- продажи государственных компаний на аукционах и конкурсах (тендерах);

- внесение государственной собственности в качестве вклада в уставные фонды имеющихся хозяйственных подразделений;

- продажа имущества государства по прямым заключенным договорам с покупателями;

- и как один из последних способов -продажа государственных акций на биржевых торгах.

В обязательном порядке необходимо осуществить оформление прав собственности на приватизированные объекты, где указывается порядок оформления права пользования имуществом на все виды объектов приватизации, основное содержание договора купли-продажи, последствия расторжения заключенного договора и другие. Необходимо, чтобы в данном документе указывались также порядок и форма оплаты объектов государственной собственности; распределение денежных средств и поступлений от приватизации на социальные нужды населения, на дальнейшее развитие рыночной инфраструктуры и поддержание экономического потенциала Узбекистана.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 4

Рисунок 2. Государственный и негосударственный сектора в ВВП, основных отраслях экономики

и занятости населения в 2012 г (%)1

ОД

7,5

82,5

84,5

99,9

92,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Валовой внутренний продукт

Промышленная продукция

Продукция сельского хозяйства

Строительные работы

66,9

Транспорт

3,1

0,2

96,9

99,8

Связь

Розничный товарооборот

81,9

Платные услуги

0%

87,9

80,2

100%

Н Государственный сектор I | Негосударственный сектор

Внешнеторговый оборот

Численность

занятых в экономике

Государство, в первую очередь, должно материально поддерживать и стимулировать малый бизнес и частное предпринимательство. Именно предприятия и организации, входящие в указанные структуры, обеспечивают занятость работой более половины трудоспособного населения республики, являются главными источниками доходов

1 Источник: Ежеквартальные доклады -www.stat.uz/ru/index.php/ezhekvartalnye-doklady.

большей части проживающих в Узбекистане граждан. Частное предпринимательство является одним из важнейших факторов роста национального благосостояния и улучшения экономического уровня Узбекистана.

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что практика и сфера деятельности приватизации охватывает целый спектр экономических-социальных проблем, поэтому к решению данного вопроса следует от-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 4

нестись с важностью и серьезностью. Таким образом, процесс разгосударствления имущества достаточно длительный процесс и требует основательной тщательной подготовки. Приватизация должна обеспечить не только повышение эффективности про-

изводства и деятельности частных предприятий, но и обеспечить подлинную демократизацию общества. Последнее приобретает первостепенное политическое и идеологическое значение в ходе рыночного перехода к многоукладной экономике.

Литература:

1. Закон РУз от 24 сентября 2012 года №ЗРУ-336 «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников». / (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2012 г., № 39, ст. 446) // http://lex.uz/pages/GetAct.aspx?lact_id=2055683.

2. Закон РУз 6 января 2012 года № ЗРУ-319 «О конкуренции» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2012 г., № 1, ст. 5; 2013 г., № 41, ст. 543; 2014 г., № 4, ст. 45). // http://lex.uz/pages/GetAct.aspx?lact_id=1931450

3. Закон РУз от 19 ноября 1991 года №425-ХП «О разгосударствлении и приватизации». // http://lex.uz/pages/getpage.aspx?lact_id = 127000.

4. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 мая 2012 года №154 «О дополнительных мерах по эффективному использованию и распоряжению объектами государственного имущества». // http://lex.uz/pages/getpage.aspx?lact_id=2017359.

5. Постановление Президента Республики Узбекистан 25 апреля 2012 года № ПП-1743 «О программе приватизации государственного имущества на 2012-2013 годы». // Ы^:// lex.uz/pages/getpage.aspx?lact_id=2o84372.

6. Указ Президента Республики Узбекистан от 13 ноября 2012 года №УП-4483 «Об образовании Государственного Комитета Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2012 г., № 46-47, ст. 521). // http://lex.uz/pages/getpage.aspx?lact_id=2082743.

7. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. // http://uza.uz/ru/politics/-respubliki-uzbekistan-islama-karimova-na-z-17-01-2015

8. Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Макроэкономика: учебник. 10-е издание., перераб. и доп. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. -С. 560.

9. Приватизация в России и других странах СНГ: Сб. обзоров. / РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. глобал. и регион. пробл.; Отв. ред. В.А.Виноградов - М., 2003. -С. 272.

10. www.gki.uz - Государственный комитет Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции.

11. www.lex.uz - Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан.

12. www.stat.uz - Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.