center with 60-year history and the largest science-city of the Russian Federation - Biysk.
Keywords: museum of Siberian branch of the Russian Academy of Sciences, projective activity, development of heritage, integration of science, education and culture.
References
1. Muzei i etnokulturnyiy turizm [Museums and Ethnical and Cultural Tourism]. Novosibirsk, 2010. 156 p. [In Russ.].
2. Shelegina O. N. Muzeynyiy mir Sibiri: istoriya i sov-remennyiy tendentsii razvitiya [The Siberian Museum World: History and Current Trends]. Novosibirsk, 2014. 396 p. [In Russ.].
3. Novatsii v razvitii muzeynogo mira Rossii v pervoe desyatiletie XXI veka [Development Innovations in the Russian Museums World in the First Decade of the 21st century]. Novosibirsk, 2011. 248 p. [In Russ.].
4. Sovremennyie tendentsii v razvitii muzeev i mu-zeevedeniya [Today's Tendencies of Museums and Museolo-gy Development]. Novosibirsk, 2011. 398 p. [In Russ.].
5. Sovremennyie tendentsii v razvitii muzeev i mu-
zeevedeniya [Today's Tendencies of Museums and Museology Development]. Novosibirsk, 2014. 224 p. [In Russ.].
6. Novatsii v muzeynom mire. Muzey kak kommu-nikatsionnyiy protokol [Innovations in the Museum World. The Museum as a Communication Protocol]. Novosibirsk, 2013. 262 p. [In Russ.].
7. Cultural heritage in Asian countries: from theory to practice. Pavlodar, 2015. 227 p. [In Eng.].
8. Shelegina O. N., Kupershtokh N. A. Zaporozhchenko G. M., Pokrovsky N. N. Identichnost lokalnyih nauchnyih soobschestv: opyit formirovaniya i translyatsii (po materi-alam Novosibirskogo nauchnogo tsentra SO RAN) [The Local Scientific Communities Identity: An Experience of Formation and Transfer (on working materials of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences Novosibirsk Scientific Center)] // Gumanitarnye nauki Sibiri [Humanities in Siberia]. 2016. Vol. 25. No. 3. Pp. 117-122. [In Russ.].
9. Nauka, obrazovanie, muzei: formyi osvoeniya naslediya [Science, Education, Museums: Forms of Heritage Familiarization]. Barnaul, Novosibirsk, 2016. 204 p. [In Russ.]
УДК 364.446:379.8(575.1)
М. Б. Юлдашева, доцент Государственный институт искусств и культуры Узбекистана
(Ташкент, Узбекистан) manzura15@yandex.ru
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ УЗБЕКИСТАНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В статье говорится, о совершенствовании деятельности учреждений культуры. О процессе реформирования и оптимизации сети и структуры учреждений культуры в Узбекистане.
Ключевые слова: культура, искусство, отдых, рекреация, зрелище, организация массового отдыха, организация игр и развлечений, культурные потребности.
Государственная политика Узбекистана в сфере культуры направлена на сохранение самобытности культуры узбекского народа и национальных традиций, возрождение, сохранение и развитие культурного наследия, обеспечение доступности культурных ценностей для всего населения, интеграцию в систему всемирной культуры на правах равноправного участника.
Состояние узбекской культуры характеризуется наличием позитивных тенденций её развития. К позитивным можно отнести принятие ряда законодательных актов по вопросам культуры, последовательную поддержку сферы культуры и искусства руководством республики: сохранение сети учреждений культуры, постепенное улучшение материально-технической базы, успешное участие представителей Узбекистана в международных конкурсах, активная поддержка государством детей и молодёжи, региональные культурные контакты с дру-
гими странами. К таким законодательным актам можно отнести: Постановление кабинета министров Республики Узбекистан «О мерах по формированию в 2013-2018 годах современных центров культуры и досуга населения», Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, Указ Президента от 15 февраля 2017 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления в области культуры и спорта».
Культура - это живой организм, который развивается вместе с обществом, требует новых подходов в решении возникающих проблем, нуждается в совершенствовании. Изменения, которые происходят в мире и Республике Узбекистан, влекут за собой пересмотр представлений о роли культуры в государстве и обществе. Сегодня культура воспринимается не только как совокупность общенациональных ценностей и не связывается исключительно с культурным наследием и народным творче-
ством, а воздействует на всестороннее развитие человека. В связи с этим возрастает роль учреждений культуры в современном обществе Узбекистана. В сложной ситуации оказались в последнее время досуговые учреждения Узбекистана. Сегодняшняя ориентация на рыночную экономику, приоритетное развитие платных услуг, многие другие проблемы заставили изменить прежние стереотипы. В досуго-вой деятельности были подвергнуты забвению такие важные и ведущие функции, как просветительная и воспитательная; утратились понятия: патриотизм, гражданское достоинство, общественный долг и многое другое. В связи с этим возникла необходимость создания в Узбекистане условий для удовлетворения возрастающих потребностей населения в организации продуктивного и содержательного проведения ими свободного времени. 25 июня 2013 годр было принято Постановление кабинета министров Республики Узбекистан «О мерах по формированию в 2013-2018 годах современных центров культуры и досуга населения» [1, с. 1].
Согласно принятому Положению о центрах культуры и досуга населения их деятельность заключается не просто в изучении культурных потребностей населения, а в возможности предоставления разнообразных услуг культурно-просветительского и развлекательного характера и создания условий для любителей занятий самодеятельным, художественным творчеством и прикладным искусством. Среди задач центров можно назвать такие наиболее важные, как создание интернет-студий, курсов по изучению информационно-коммуникационных технологий и иностранных языков посредством электронных ресурсов. Организация проведения увлекательных представлений, свадебных и иных торжественных мероприятий, проведение постоянных и временных выставок фото- и прикладного искусства, создание и организация студий и кружков по интересам и т. д. А так же выявление талантливой молодежи Узбекистана посредством проведения постоянных и временных выставок прикладного искусства, конкурсов, мини-фестивалей народного творчества и зрелищного искусства, а также их моральную поддержку и пропаганду достижений творческой молодежи.
Современные учреждения культуры (центры культуры и досуга населения, парки, музеи, театры, библиотеки, школы искусств и др.) - это социально-культурные институты, где реализуется профессиональная деятельность специалистов в области организации досуга. Их задача заключается в создании необходимых условий для удовлетворения общественных потребностей в отдыхе, общении, развитии культуры, творчества, многообразных форм досуговой активности людей.
Основные функции государственных учреждений культуры как социально-культурных институтов состоят в том, чтобы:
- сохранять и развивать достижения национальной культуры, традиционные формы культурной деятельности;
- совершенствовать художественное творчество, раскрывать и поддерживать творческие индивидуальности и таланты;
- содействовать развитию познавательной активности самообразования в сфере литературы, искусства, истории, науки, экономики, производства, культуры быта;
- поддерживать социально значимые творческие инициативы любительских объединений, клубов, общественных объединений, в том числе тех, которые содействуют развитию национальных культур в Узбекистане;
- формировать у разных категорий населения и у отдельных граждан умения и навыки стабильной и гуманной организации и самоорганизации свободного времени и отдыха.
Приоритетными направлениями деятельности государственных учреждений культуры определены:
- национальная культура, традиционные виды искусств и ремёсел, обычаи и обряды узбекского и других народов, проживающих в стране;
- социально-культурные программы для социально уязвимых групп населения;
- детское творчество во всех его видах и формах;
- рекреационно-развлекательная деятельность разных категорий граждан и содержательный цивилизованный отдых;
- самодеятельное художественное творчество и движение любительских и общественных объединений;
- празднично-зрелищная деятельность в различных региональных условиях.
Для совершенствования деятельности учреждений культуры Узбекистана существует целый комплекс мероприятий. Он включает направления по сохранению и качественному изменению сети учреждений культуры, организации смешанных государственно-частных предприятий и объединений культурно-досугового типа, активизации культурно-просветительной деятельности, развитию традиционной культуры регионов, обеспечению доступности учреждений культуры для различных групп сельского населения, поддержке общественной инициативы в сфере духовной жизни сельских жителей. Эти процессы диктует и направляет повседневная практика - здесь не может быть застывших форм и методов работы.
Современные учреждения культуры призваны решать важные социальные задачи, интернируясь в их решении и реализации с органами образования, социальной защиты, комитетами по делам молодёжи, общественными организациями, творческими
союзами. Сохранение национально-культурных традиций, художественно-эстетическое воспитание, инициативы, направленные на борьбу с асоциальными явлениями, новые информационные и досуговые технологии становятся главным содержанием деятельности современного учреждения культуры в Узбекистане.
Всё это определяет поиск оптимальных форм и моделей учреждений культуры, как интегрированных многофункциональных, так и профильных специализированных, совершенствование их нормативно-правовой, экономической и материально-технической базы. Последние 25 лет в социокультурной жизни Республики Узбекистан были временем активного реформирования и профилизации учреждений культуры, поиска новых моделей, попыток укоренения оптимальной инфраструктуры на уровне регионов.
Сегодня процесс реформирования и оптимизации сети и структуры учреждений культуры Узбекистана идет по двум направлениям:
- реорганизации и объединения там, где это необходимо и обусловлено,
- перепрофилирования, формирования новых типов учреждений.
Таким образом, одновременно решаются две практические задачи: наиболее эффективно реализуется государственная политика в области национально-культурного возрождения и действующая сеть активно пополняется учреждениями культуры нового типа.
Для улучшения деятельности учреждений культуры Узбекистана необходимо, в первую очередь, определить место и социальную роль функционирующих сегодня структур в системе регулирования и координации социокультурных процессов (центров культуры и досуга населения, театров, парков, музеев, библиотек, музыкальных школ, центров эстетического воспитания и др.). Это позволит более точно определить специфические функции разных социальных институтов культуры, даст возможность выявить оптимальные организационно-структурные подходы к созданию новых моделей, востребованных в данных условиях в Узбекистане, определить их соответствие социальному заказу.
Государство обеспечивает развитие культуры, так как оно несёт ответственность за духовное, моральное и эстетическое воспитание граждан. Государство создает необходимые условия для приобщения граждан к национальному и мировому культурному наследию; формирует систему организаций и учреждений искусства и культуры; выделяет необходимые материальные и финансовые средства; обеспечивает проведение научных исследований и разработку научных проектов в области культуры, готовит квалифицированные кадры; со-
здаёт гарантии и стимулы художественного творчества, сохраняет традиционную культуру (фольклор, народные промыслы, ремёсла), обеспечивает формирование среды обитания человека, защиту интересов народа Узбекистана в области культуры.
Учреждения культуры являются тем социальным институтом, который выступает одновременно в качестве:
- демократического и общедоступного, гуманистически сориентированного социального института, культурно-образовательного пространства, духовного и физического становления и развития личности человека, его самореализации и самоопределения;
- центра формирования рекреационной культуры разных социальных групп и слоёв общества;
- творческой лаборатории самодеятельного искусства во всех видах и формах его бытования;
- аккумулятора культурной активности и инициативы населения в сфере свободного времени;
- организатора празднично-зрелищных программ на основе как традиционных, так и инновационных технологий;
- координатора культурной жизни и разных социокультурных процессов в сельских регионах страны.
Таким образом, в культурной жизни Узбекистана учреждения культуры всегда были и сейчас остаются одним из тех социокультурных институтов, которые призваны выступать в качестве организованного пространства личности человека, его самореализации и самовыражения. Поэтому подходы по модернизации и внедрению в действующую сеть учреждений культуры нового типа должны проводиться рационально, с учётом конкретной обстановки.
Постановление Кабинета министров Республики Узбекистан «О мерах по формированию в 2013-2018 годах современных центров культуры и досуга населения», Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, [2, с. 3]. Указ Президента от 15 февраля 2017 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления в области культуры и спорта», Государственные программы предусматривают целый комплекс мероприятий. Таких как: по сохранению и качественному совершенствованию сети учреждений культуры, активизации культурно-просветительной деятельности, развитию традиционной культуры регионов, обеспечению доступности учреждений культуры для различных групп населения, поддержке общественной инициативы в сфере духовной жизни сельских жителей. В настоящее время в стране функционируют 39 театров, 175 музеев, более 1 тысячи
центров и парков культуры и досуга населения, 301 детская школа музыки и искусства [3, с. 2].
Процесс совершенствования социально-культурной деятельности учреждений культуры, как показывает практика, целесообразно проводить путём внедрения целевых региональных программ культурного развития, что позволяет сформировать открытую систему взаимосвязи разных социальных институтов с общественными структурами на уровне региона как единого социокультурного пространства.
Литература
1. О мерах по формированию в 2013-2018 годах современных центров культуры и досуга населения:
пост. Кабинета министров Республики Узбекистан от 25 июня 2013 № 178 // Lex.uz, 2013. URL: http://www.lex.uz/pages/getpage.aspx?lact_id=2193248 (18.02.2017 г.).
2. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 20172021 годах: указ Президента Республики Узбекистана № 4947 от 7 февр. 2017 г. // Lex.uz, 2017. URL: http://www.lex.uz/pages/getpage.aspx?lact_id=3107042 (15.02.2017 г.).
3. О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления в области культуры и спорта: указ Президента Республики Узбекистана № 4956 от 15 февр. 2017 г. // Lex.uz, 2017. URL: http://www.lex.uz/mobileact/3115565 (18.02.2017 г.).
M. B. Yuldasheva, Associate Professor Uzbekistan State Institute of Arts and Culture (Tashkent, Uzbekistan)
manzura 15@yandex.ru
WAYS OF IMPROVING THE UZBEKISTAN CULTURE INSTITUTIONS ACTIVITIES AT THE PRESENT DAY
The article describes the main directions of the state policy of Uzbekistan in the sphere of culture. The author notes the positive trends in its development. The representations of the role of culture in the state and society are being revised. The interest to the institutions of culture by the state is growing, which was reflected in the appearance of a number of legislative decrees in the recent decades.
The author defines tasks, functions, and priority directions of cultural institutions activity. It is noted that the period of their reforming, optimization of the network and structure proceeds in two directions: reorganization and consolidation where necessary, and conditioned and re-profiling, and the creation of new types of institutions. In this manner two practical tasks are simultaneously solved: the state policy in the field of national and cultural revival is effectively realized and the existing network is actively replenished with cultural institutions of a new type.
Keywords: (mlture, art, rest, amusement, entertainment, play, cultural work among the masses.
References
1. O merah po formirovaniju v 2013-2018 godah sov-remennyh centrov kul'tury i dosuga naselenija: postanovlenie Kabineta ministrov Respubliki Uzbekistan ot 25 ijunja 2013 № 178 [On Measures for Formation of Modern Cultural and Leisure Institutions Since 2013 Till 2018: Decree of the Republic of Uzbekistan Cabinet of Ministers No. 178, June 25, 2013] // Lex.uz, 2013. URL: http://www.lex.uz/pages /getpage.aspx?lact_id=2193248 (18.02.2017).[In Russ., in Uzb.].
2. Strategija dejstvij po pjati prioritetnym napravleni-jam razvitija Respubliki Uzbekistan v 2017-2021 godah: ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistana ot 7 fevr. 2017 g. [Five Priority Directions of the Republic of Uzbekistan Development Strategy in 2017-2021: President of the Republic of Uzbekistan's Decree No. 4947, Feb. 7, 2017] // Lex.uz, 2017. URL: http://www.lex.uz/pages/getpage. aspx?lact_id=3107042 (15.02.2017 r.).
3. O merah po dal'nejshemu sovershenstvovaniju siste-my upravlenija v oblasti kul'tury i sporta: ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistana № 4956 ot 15 fevr. 2017 g. [On Measures of Further Optimisation the Culture ans Sport State Administration System: President of the Republic of Uzbekistan's Decree No. 4956 Feb. 15, 2017] // Lex.uz, 2017. URL: http://www.lex.uz/mobileact/3115565 (18.02.2017).