Научная статья на тему 'Ценообразование как ключевой объект государственного регулирования экономики'

Ценообразование как ключевой объект государственного регулирования экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2096
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФУНКЦИЯ ЦЕН / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ECONOMY / PROCESS OF PRICE FORMATION / STATE REGULATION / FUNCTION OF PRICES / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Добрынина Наталья Владимировна

Рассмотрены вопросы государственного регулирования экономики (ГРЭ). Исследованы методы регулирования, основанные на системе законодательных актов, государственной собственности, внутренних стимулах. Выделены основные функции цены в ГРЭ, а также формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRICING AS KEY OBJECT OF STATE REGULATION OF ECONOMY

The issues of state regulation of the economy (SRE) are considered. The methods of regulation, based on a system of laws, state ownership, inner push are investigated. The basic function of prices in the exploration and forms of direct government intervention in the process of price formation are indicated.

Текст научной работы на тему «Ценообразование как ключевой объект государственного регулирования экономики»

УДК 338.51

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ КАК КЛЮЧЕВОЙ ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Н. В. Добрынина

PRICING AS KEY OBJECT OF STATE REGULATION OF ECONOMY

N. V. Dobrynina

Аннотация. Рассмотрены вопросы государственного регулирования экономики (ГРЭ). Исследованы методы регулирования, основанные на системе законодательных актов, государственной собственности, внутренних стимулах. Выделены основные функции цены в ГРЭ, а также формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования.

Ключевые слова: экономика, ценообразование, государственное регулирование, функция цен, конкурентоспособность.

Abstracts. The issues of state regulation of the economy (SRE) are considered. The methods of regulation, based on a system of laws, state ownership, inner push are investigated. The basic function of prices in the exploration and forms of direct government intervention in the process of price formation are indicated.

Key words: economy, process of price formation, state regulation, function of prices, competitiveness.

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Любое государство осуществляет регулирование национальной экономики с различной степенью вмешательства. Последнее десятилетие ознаменовалось широкомасштабными радикальными изменениями. Российская экономика неумолимо становится частью мировой экономики, которая в свою очередь характеризуется все более ускоряющимися темпами глобализации и интернационализации, тенденциями ее превращения в единую геоэкономику. Актуальность рассмотрения проблемы состоит в том, что цена является одним из основных объектов государственного регулирования экономики (ГРЭ). Цена - это сильная экономическая категория. Она может активно участвовать в решении многих экономических, социальных, политических задач, поэтому и государство, и различные субъекты рынка учитывают и используют все качества цены в своих действиях.

Ценовая политика является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует развитию этих отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время благоприятствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

Цель государства в рыночной экономике - не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде, где необходимо.

Регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее и здесь экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.

Можно выделить несколько причин вмешательства государства в рыночную экономику.

1. Поддержание самой рыночной среды. Именно государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение «правил игры» основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности и т.д.

2. Неизбежная для рынка тенденция к монополизации, вытекающая из законов конкуренции, концентрации и централизации капитала. Это находит выражение в различии национальных антитрестовских законов. Именно в той мере, в какой монополия является разрушительной для хозяйственной системы, она становится объектом государственного воздействия - через законодательное ограничение и пресечение монопольной деятельности (регулирование цен, раздел фирм), через поощрение конкуренции, содействие созданию новых предприятий, осуществление политики открытой экономики [1].

Генеральной целью ГРЭ являются экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям. Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике, можно выразить через выполняемые им экономические функции. Основными из них являются следующие.

1. Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики.

2. Поддержка и защита конкуренции. Государство, опираясь на антимонопольное законодательство, использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и т. д.

3. Воздействие на размещение ресурсов. В определенных ситуациях (внешние эффекты, общественные блага, несовершенство конкуренции), когда рынки действуют неэффективно или не действуют вовсе, возникает проблема нерационального распределения ресурсов и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы.

4. Перераспределение доходов. Государство берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты.

5. Внешнеэкономическая политика, направленная на развитие различных форм международных экономических отношений, связанных с внешней торговлей, с международной миграцией капитала и рабочей силы и т.п. [2].

Рассмотренные функции позволяют сделать вывод о том, что государство интегрируется в рыночное хозяйство. Появляется смешанная система, характеризующаяся динамизмом рыночной экономики, ее социальной ориентацией, направляемой государством.

Цена - это денежное выражение стоимости товара. В рыночной экономике:

- цена является важнейшим источником информации для производителя, ориентиром, направляющим его действия;

- цена играет роль стимулятора;

- цена участвует в распределении доходов;

- учетно-измерительная функция цены заключается в объективном и точном отражении в ценах уровней и динамики общественно необходимых затрат труда на производство и реализацию с учетом сопоставления потребительных свойств различных видов продукции (товаров, работ и услуг);

- функция перераспределения рельефно проявляется в ценах, регулируемых государством;

- цена имеет социальную функцию [3].

Среди возможных способов воздействия государства на цены различают прямое и косвенное воздействие.

Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, в установлении определенных правил ценообразования [4].

В условиях рыночной экономики регулируемые цены, как и свободные цены, устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям народного хозяйства.

Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат - калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов [5].

Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста.

Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой продукции и удовлетворении спроса на нее.

Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например в военных отраслях промышленности [6].

Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования.

1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики) или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары).

2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствую-

щих органов власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также процедура разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям (независимо от форм собственности) и гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, нормативной прибыли. Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.

3. Установление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены, т.е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься или снижаться. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен в конечном счете ведет к сокращению производства.

4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти.

5. Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий - ценовые - предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю.

6. Эффективным средством регулирования цен является налог на добавленную стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены.

7. Особым направлением ГРЭ является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых странах - экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке [7].

Государство также может оказывать воздействие на цены, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают, по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они ни служили.

Список литературы

1. Государственное регулирование рыночной экономики : учеб. / В. П. Будорина [и др.] ; под общ. ред. В. И. Кушлина. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : РАГС, 2003. -345 с.

2. Макконнел, К. Экономикс / К. Макконнел, С. Брю. - М., 1992. - Т. 2. - С. 339.

3. Цены и ценообразование / под ред. В. Е. Есипова. - СПб. : Питер, 2000.

4. Орешин, В. П. Государственное регулирование национальной экономики (в вопросах и ответах) : учеб. пособие / В. П. Орешин. - М. : ИНФРА-М, 2000. - С. 37.

5. Стародубровская, И. Основы антимонопольной политики / И. Стародубровская // Вопросы экономики. - 1990. - № 6. - С. 31-37.

6. Садков В. Об оптимальных размерах участия государства в экономике / В. Садков, И. Греков // Общество и экономика. - 2006. - № 11-12. - С. 57-77.

7. Малых, О. Е. Роль государственного регулирования в развитии национальных экономик : моногр. / О. Е. Малых.- Уфа : Башк. гос. ун-т, 2006.

Добрынина Наталья Владимировна аспирант, кафедра приборостроения, Пензенский государственный университет E-mail: natali.charmangel@yandex.ru

Dobrynina Natalia Vladimirovna postgraduate student, sub-department of instrument making, Penza State University

УДК 338.51 Добрынина, Н. В.

Ценообразование как ключевой объект государственного регулирования экономики / Н. В. Добрынина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 2 (6). - С. 27-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.