H.A. ПАНАСЮК
УДК 346.6 H.A. ПАНАСЮК
ББК 67.404.91 аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЦЕНООБРАЗОВАНИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
Рассмотрена проблема государственного регулирования цен на лекарственные средства. Охарактеризовано содержание основных нормативно-правовых актов, регулирующих данный процесс. Сделаны выводы относительно степени вмешательства государства в порядок ценообразования в фармацевтической сфере.
Ключевые слова: лекарственные средства, государственное регулирование, право, цена, фармацевтическая деятельность.
N.A. PANASYUK
post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk
e-mail: [email protected]
ROLE OF STATE PHARMACEUTICAL PRICE REGULATION
The article deals with the problem of state pharmaceutical price regulation. The author analyzes the content of the basic regulatory legal acts that regulate the process under consideration and makes the conclusions on the extent of state intervention in pricing in pharmaceutical sphere.
Keywords: pharmaceutical products, state regulation, law, prices, pharmaceutical activities.
Цена как экономическая категория представляет собой в общем виде денежное выражение стоимости товара. С правовой точки зрения, как отмечают большинство правоведов, например И.В. Ершова [1, с. 365], цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, а также выполняет другие функции. В зависимости от роли государства в их формировании выделяют цены свободные и регулируемые [9, с. 62].
Целесообразность вмешательства государства в сферу ценообразования на лекарственные средства эксперты в сфере фармации объясняют следующими причинами:
- лекарственные средства являются социально значимыми, так как здоровье и жизнь граждан напрямую зависят от имеющихся у них возможностей, в том числе и финансовых;
- решение о приобретении лекарственного средства зачастую не зависит от гражданина, так как оно назначается врачом или рекомендуется провизором;
- пациент, приобретающий лекарственное средство самостоятельно, обычно не имеет необходимой информации и достаточной квалификации для сравнительной оценки эффективности лекарственного средства и его цены;
- желание скорее выздороветь побуждает человека приобретать дорогостоящие лекарственные средства [8, с. 183].
Государственное регулирование цен на лекарственные средства закрепляется прежде всего в гл. 12 федерального закона «Об обращении лекарственных средств» [6]. Также нормы о ценообразовании содержатся в постановлении Правительства РФ «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» [4]. Им введены достаточно жесткие ограничения на уровень
отпускных цен (посредством обязательной процедуры их государственной регистрации) производителей и импортеров на лекарственные средства, входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС), периодически обновляемый Правительством РФ. Однако указанные акты посвящены регулированию цен исключительно на ЖНВЛС, при этом упускаются из виду другие лекарства. Также законодательно не закреплено регулирование цен на фармацевтические субстанции. Соответственно, содержание самих нормативно-правовых актов не отвечает их названию.
В развитие основных нормативно-правовых актов было принято постановление Правительства РФ «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» [5]. Поскольку основное внимание в политике ценообразования направлено на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (это около 40% всех лекарственных средств), следует прокомментировать порядок ее осуществления.
Отечественные и зарубежные производители лекарственных средств, входящих в указанный перечень, обязаны зарегистрировать предельные отпускные цены на производимые или импортируемые ими лекарства. При этом уровень отпускной цены должен быть экономически обоснованным и не должен превышать размер цены на конкретное лекарственное средство, рассчитанной в соответствии с утвержденной Правительством РФ методикой [7]. Такая регистрация производится бесплатно при регистрации самого лекарственного средства. Пересмотр предельной отпускной цены осуществляется не чаще одного раза в год.
Размеры предельных оптовых и розничных надбавок на лекарственные средства из Перечня ЖНВЛС устанавливаются нормативно-правовыми актами каждого субъекта Российской Федерации. Ранее исполнительными органами субъектов Российской Федерации аналогичным образом, путем установления предельных розничных и оптовых надбавок, регулировались цены и на остальные лекарственные средства. Помимо этого представители Росздравнадзора неоднократно заявляли о возможности принятия
постановления Правительства РФ, обязывающего регистрировать предельные цены на все лекарственные средств, а не только на входящие в Перечень ЖНВЛС [10, с. 14]. Подобное положение дел лишь провоцировало местных чиновников злоупотреблять своими полномочиями.
Однако с изданием постановления Правительства РФ «О внесении изменения в перечень услуг транспортных, снабженчес-ко-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок» [3] право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на введение государственного регулирования тарифов и надбавок на лекарственные средства, не входящие в названный перечень, перестало действовать. Такое изменение в регулировании ценообразования, несомненно, позволит субъектам фармацевтической деятельности восполнить ту норму рентабельности, которую они теряют при поставках и реализации лекарственных средств, входящих в Перечень ЖНВЛС.
Необходимо учитывать, что лекарства — это, с одной стороны, особый социальный товар, поэтому мера государственного регулирования цен в какой-то степени оправданна. С другой стороны, лекарства — это такая же рыночная категория, как, например, продукты питания. При обращении лекарственных средств возникают такие же затраты на их закупку, перевозку, хранение и отпуск, обучение персонала и пр., что и при обращении продуктов питания, и любое вмешательство государства в рыночные механизмы, как правило, не приносит должного эффекта.
За нарушения в сфере ценообразования на товары ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [2] предусмотрены санкции в виде наложения административного штрафа на должностных лиц от 4 до 5 тыс. р. и на юридических лиц — от 40 до 50 тыс. р. Кроме того, к предпринимателям и организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки.
Н.А. ПАНАСЮК
Как утверждают специалисты (в частности, Ю.Д. Сергеев, М.И. Милушин и др.), «цены на лекарственные средства растут по общим законам инфляционных процессов, не отставая от цен на многие другие товарные позиции, стоимость которых регулируется исключительно рынком» [8, с. 185]. Любые колебания курсов валют неизбежно сказываются на стоимости лекарственных средств и для конечных потребителей.
Жесткая ценовая политика вынуждает многие организации искать различные обходные пути, что в конечном итоге приводит к дополнительному удорожанию продукции для конечного потребителя.
Для привлечения инвестиций в область разработок новых лекарственных средств производителям необходимо получать прибыль, которую они частично смогут реинвестировать в исследования. А при сильном давлении на процесс ценообразования со стороны государства затраты на исследования, разработку и внедрение новых лекарств могут окупаться годами. Соответственно, инвестиции в новые исследования будут значительно снижены.
В связи со сказанным прежде всего следует стимулировать производство отечественных лекарственных средств, в том числе и фармацевтических субстанций.
В 1990-х гг., когда в России необходимо было ликвидировать дефицит лекарств, законодательно стимулировали поступление импортных лекарственных средств. Это сделало условия работы российских и западных организаций на нашем рынке неравнозначными. Зарубежные компании получали определенные преимущества, например, преимущество в выборе критериев ценообразования. И на сегодняшний день фармацевтический рынок в России, к сожалению, формируется за счет импортных лекарств, что представляет угрозу национальной безопасности страны.
Поддержка отечественной фармацевтической промышленности должна входить в
число важных мер стратегического характера. Для этого необходимо внедрить эффективно применяющуюся за рубежом практику заключения соглашений государства (например, в лице Минздравсоцразвития РФ) с представителями фармацевтической отрасли о снижении цен на их продукцию в обмен на государственные закупки лекарственных средств.
При таком жестком регулировании цен на лекарства государство должно стимулировать субъектов фармацевтического рынка. Следует принять конкретные экономические меры (формирование государственного заказа, помощь в технологическом совершенствовании российских производств, развитие импортозамещающих процессов) с целью оказания поддержки отрасли, т.е. должны быть учтены интересы и населения, и представителей отрасли. Предоставление налоговых преференций субъектам рынка оправдается снижением уровня цен на лекарственные средства, входящие в Перечень ЖНВЛС. Однако на практике государство ведет жесткую и прямо противоположную политику — оно отменило существовавшие в течение длительного времени льготы по налогу на прибыль для производителей, снизило льготы по налогу на добавленную стоимость.
Нельзя лишать российскую фармацевтическую промышленность приемлемой нормы рентабельности, поскольку это препятствует ее развитию. В современной России фармацевтический рынок — конкурентный рынок, где происходит ожесточенная борьба за потребителя, что не дает продавцам максимально поднимать цены на лекарства. И, как правильно отмечает К.Ю. Тотьев, «конкуренция является предпосылкой реализации прав потребителей (например, права на выбор товаров (работ, услуг) или на получение информации). Отсутствие конкуренции на рынке фактически превращает многие из прав в фикцию или существенно их ограничивает» [11, с. 51].
Список использованной литературы
1. Ершова И.В. Предпринимательское право: учеб. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2006.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
3. О внесении изменения в перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок: постановление Правительства РФ от 8 сент. 2010 г. № 694 // Собрание законодательства РФ. 2010. № 37. Ст. 4707.
4. О государственном регулировании цен на лекарственные средства: постановление Правительства РФ от 9 нояб. 2001 г. № 782 // Собрание законодательства РФ. 2001. № 47. Ст. 4448.
5. О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства: постановление Правительства РФ от 8 авг. 2009 г. № 654 // Собрание законодательства РФ. 2009. № 33. Ст. 4086.
6. Об обращении лекарственных средств: федер. закон от 12 апр. 2010 г. № 61-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2010. № 16. Ст. 1815.
7. Об утверждении методики определения предельных отпускных цен производителя на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства: приказ Минздравсоцразвития РФ № 983н, ФСТ РФ № 447-а от 14 дек. 2009 г. // Российская газета. 2009. 30 дек.
8. Сергеев Ю.Д., Мохов А.А., Милушин М.И. Правовые основы фармацевтической деятельности в Российской Федерации: науч.-практ. рук. М., 2009.
9. Смагина И.А. Предпринимательское право: учеб. пособие. М., 2007.
10. Смирнов Е. Штрафсбыт. Государство готово следить за ценообразованием на ЛС жестче // Фармацевтический вестник. 2009. № 20.
11. Тотьев К.Ю. Конкурентное право: (правовое регулирование конкуренции). М., 2000.
Bibliography (transliterated)
1. Ershova I. V. Predprinimatel'skoe pravo: ucheb. 4-e izd., pererab. i dop. M., 2006.
2. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh: feder. zakon ot 30 dek. 2001 g. № 195-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2002. № 1. St. 1.
3. O vnesenii izmeneniya v perechen' uslug transportnykh, snabzhenchesko-sbytovykh i torgovykh organizatsii, po kotorym organam ispolnitel'noi vlasti sub'ektov Rossiiskoi Federatsii predostavlyaetsya pravo vvodit' gosudarstvennoe regulirovanie tarifov i nadbavok: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 8 sent. 2010 g. 694 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2010. № 37. St. 4707.
4. O gosudarstvennom regulirovanii tsen na lekarstvennye sredstva: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 9 noyab. 2001 g. № 782 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2001. № 47. St. 4448.
5. O sovershenstvovanii gosudarstvennogo regulirovaniya tsen na zhiznenno neobkhodimye i vazhneishie lekarstvennye sredstva: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 8 avg. 2009 g. № 654 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2009. № 33. St. 4086.
6. Ob obrashchenii lekarstvennykh sredstv: feder. zakon ot 12 apr. 2010 g. № 61-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2010. № 16. St. 1815.
7. Ob utverzhdenii metodiki opredeleniya predel'nykh otpusknykh tsen proizvoditelya na zhiznenno neobkho-dimye i vazhneishie lekarstvennye sredstva: prikaz Minzdravsotsrazvitiya RF 983n, FST RF № 447-a ot 14 dek. 2009 g. // Rossiiskaya gazeta. 2009. 30 dek.
8. Sergeev Yu.D., Mokhov A.A., Milushin M.I. Pravovye osnovy farmatsevticheskoi deyatel'nosti v Rossiiskoi Federatsii: nauch.-prakt. ruk. M., 2009.
9. Smagina I.A. Predprinimatel'skoe pravo: ucheb. posobie. M., 2007.
10. Smirnov E. Shtrafsbyt. Gosudarstvo gotovo sledit' za tsenoobrazovaniem na LS zhestche // Farmatsevticheskii vestnik. 2009. № 20.
11. Tot'ev K.Yu. Konkurentnoe pravo: (pravovoe regulirovanie konkurentsii). M., 2000.