Научная статья на тему 'Трансформация механизмов государственного регулирования экономического роста в современных условиях'

Трансформация механизмов государственного регулирования экономического роста в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
532
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / ИНФЛЯЦИЯ / INFLATION / ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС / GLOBAL CRISIS / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENT REGULATION / ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / INDICATIVE PLANNING / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / TAX REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гираев В. К.

В складывающихся условиях глобализации, развития международной конкуренции и интеграции национальных экономик в мировое хозяйство актуализируются проблемы обеспечения экономического роста путем трансформации сложившихся механизмов государственного регулирования. В условиях глобальной экономической нестабильности требуется фундаментальное переосмысление инструментов, средств, механизмов государственного регулирования национальных экономик, которые учитывали бы наблюдаемые тенденции. В статье обозначены основные проблемы макроэкономической стабилизации, сформулированы основные подходы, предложены инструменты эффективного государственного регулирования и обеспечения экономического роста в условиях глобальных вызовов, с которыми столкнулась Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF MECHANISMS OF STATE REGULATION OF ECONOMIC GROWTH IN THE CURRENT CONDITIONS

In the prevailing conditions of globalization, the development of international competition and the integration of national economies into the world economy actualized the problem of economic growth by transforming existing mechanisms of state regulation. In the face of global economic uncertainty requires a fundamental rethinking of the tools, resources, mechanisms of state regulation of national economies, which take into account the observed trends. The paper outlines the key issues of macroeconomic stabilization; formulated basic approaches are proposed tools of effective state regulation and economic growth in the face of global challenges that Russia faces.

Текст научной работы на тему «Трансформация механизмов государственного регулирования экономического роста в современных условиях»

УДК 338.242.42 ББК 65.012

Гираев В. К. - к. э. н., доцент кафедры экономической безопасности, налогов и бизнес-информатики Дагестанского государственного технического университета, с. н. с. НИИ управления, экономики, политики и социологии Дагестанского государственного университета народного хозяйства. Giraev V. K. - PhD, associate professor of the department of economic security, taxes and business informatics Dagestan State Technical University, senior researcher the Research Institute of management, economics, politics and sociology of the Dagestan state university of the national economy.

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

TRANSFORMATION OF MECHANISMS OF STATE REGULATION OF ECONOMIC GROWTH IN THE CURRENT CONDITIONS

В складывающихся условиях глобализации, развития международной конкуренции и интеграции национальных экономик в мировое хозяйство актуализируются проблемы обеспечения экономического роста путем трансформации сложившихся механизмов государственного регулирования. В условиях глобальной экономической нестабильности требуется фундаментальное переосмысление инструментов, средств, механизмов государственного регулирования национальных экономик, которые учитывали бы наблюдаемые тенденции. В статье обозначены основные проблемы макроэкономической стабилизации, сформулированы основные подходы, предложены инструменты эффективного государственного регулирования и обеспечения экономического роста в условиях глобальных вызовов, с которыми столкнулась Россия.

Ключевые слова: экономический рост, инфляция, глобальный кризис, государственное регулирование, индикативное планирование, налоговое регулирование.

In the prevailing conditions of globalization, the development of international competition and the integration of national economies into the world economy actualized the problem of economic growth by transforming existing mechanisms of state regulation. In the face of global economic uncertainty requires a fundamental rethinking of the tools, resources, mechanisms of state regulation of national economies, which take into account the observed trends. The paper outlines the key issues of macroeconomic stabilization; formulated basic approaches are proposed tools of effective state regulation and economic growth in the face of global challenges that Russia faces.

Keywords: economic growth, inflation, the global crisis, government regulation, indicative planning, tax regulation.

В современной мировой экономике происходят противоречивые и сложные процессы, обусловленные политической нестабильностью в ряде стран, высокой волатильностью цен на нефть и драгметаллы. В

прогнозах аналитиков нет недостатка, которые пессимистично утверждают, что эти цены приведут к краху мировой экономики. Так, по прогнозам специалистов «Morgan Stanley» подобные потрясения будут только усиливаться, что приведет к снижению мирового ВВП в 20162017 гг. с 3,9% до 3,4%.

Финансовые потрясения в европейских странах отражаются на состоянии экономики развивающихся стран, повлияло на повышение стоимости заимствований, что привело к сокращению притока капитала и падению биржевых индексов, в том числе в ведущих экономиках мира - США и Китае. Замедлился экономический рост и в России. Так, по предварительным данным Росстат, обнародованным 25 января текущего года, ВВП России в 2015 году упал на 3,7%. Более того, в 2016 году, по сценариям Минэкономразвития (привязанным к стоимости барреля нефти), при цене $40 спад экономики ожидается в пределах 1%, а в сценарии $25 за баррель спад составит 3,9%. Перечисленные проблемы выдвигают на повестку дня поиск путей обеспечения макроэкономической стабилизации и устойчивого экономического роста.

Развиваться в одиночку сегодня невозможно не столько потому, что обойдется дорого, а потому что такой подход противоречит самой диалектике развития, конкурентным началам и процессам международного разделения труда. Соответственно, национальные правительства просто обязаны учитывать эти глобальные процессы при формировании стратегии развития и выборе механизмов и инструментов достижения целевых ориентиров.

Экономический рост - сложное явление, характеристика процессов воспроизводства в стране. Природа экономического роста может быть экстенсивной и интенсивной, она имеет свою структуру, факторы, источники, последствия.

Понятно, что эти процессы не могут быть одинаковыми в разных социально-экономических условиях, потому должны отличаться и соответствующие механизмы их регулирования. Но общей целью применения этих механизмов должно быть формирование и последующее вовлечение в экономический оборот потенциала основных факторов экономического роста.

В настоящее время ведущие мировые эксперты признают в качестве главного урока кризиса для национальных правительств необходимость усиления государственного планирования и регулирования экономики. Лидерами по экономическим показателям являются страны, которые широко используют элементы государственного регулирования и планирования. В странах СНГ наиболее активно эти инструменты используются в Белоруссии и Казахстане, которые являются и лидерами по экономическим показателям.

Для успеха рыночных реформ необходима теоретическая база, которая отвечает специфическим условиям нашего государства. Переход к новой модели экономического роста требует активизации новых факторов конкурентоспособности (повышение уровня образования населения, рост научного и технологического потенциала), формирование инфраструктуры и институтов социально - экономического развития, по-

вышение производительности труда. Стратегической целью должно быть создание модели социально-ориентированной конкурентоспособной рыночной экономики, способной противостоять вызовам современного мирового развития, обеспечивающей достойный уровень жизни граждан России, как одной из мировых держав XXI века.

Как ближайшую тактическую цель можно обозначить стабилизацию экономики и экономический рост на базе функционирования разнообразных форм собственности и типов хозяйств, сочетания рыночных механизмов с государственным регулированием экономики.

Формирование условий для перехода России к новым циклическим фазам - экономическому оживлению и росту - остаются первоочередными проблемами стратегии и тактики социально-экономического и духовного развития общества. Ситуация в стране остается сложной и напряженной в условиях усиливающихся внешних вызовов и неопределенности мировой экономической системы. Инерция экономического спада связана с состоянием структуры экономики, высокой зависимостью от цен на углеводороды. При этом следует учитывать, что благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура на ближайшую перспективу в значительной мере исчерпана. Чтобы не допустить нового падения производства, нужна эффективная политика государства, которая выдвигает на повестку дня проблемы поиска соответствующих механизмов государственного регулирования, которые позволят противодействовать внешним и внутренним вызовам.

В экономической литературе можно встретить разные определения понятия «государственное регулирование экономики». Так, некоторые авторы считают, что государственное регулирование в рыночном хозяйстве - это «...целенаправленное воздействие государства на микро и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении» [8, с.7].

Проф. В.С. Паньков под государственным регулированием экономики понимает процесс воздействия на хозяйственную жизнь общества и социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции) [14, с. 550].

Приведенные определения по-разному раскрывают суть данного понятия. Первое определение трактует государственное регулирование экономики как деятельность государства, второе - как систему мероприятий, прописанных в государственной доктрине. Различны также и трактовки конечной цели государственного регулирования. Такая понятийная неопределенность порождает значительное количество разнообразных мероприятий государственного регулирования, которые не приводят к желаемым результатам.

Поэтому исследования сущности и методов государственного регулирования экономики на основе системного подхода остаются актуальными в условиях внешних и внутренних вызовов. В последние годы мир меняется стремительно, вместе с ним изменяются представления о роли государства в экономическом и социальном развитии. В основу

стратегии экономической политики России как государства должна быть положена целостная система государственного регулирования экономики с применением разнообразных методов, с безусловным использованием опыта других стран. Ясно, что доказавшие свою эффективность в ХХ в. рыночные инструменты государственного регулирования в современных условиях требуют переосмысления с учетом процессов глобализации, усиливающегося влияния транснациональных корпораций и наднациональных организаций, зачастую диктующих свои условия национальным правительствам.

Современное состояние России и попытки государственного регулирования экономики напоминает демонтированное централизованное планирование и крайне осторожные попытки внедрения индикативного (рекомендательного) планирования. Эти попытки предпринимаются с оглядкой, дабы не обвиняли в отходе от пресловутой либеральной идеологии рыночных реформ, за которые российский народ заплатил слишком дорогую цену. Сейчас, да и в перспективе крайне необходимо усилить государственное регулирование экономики через комплексное сочетание не только кредитных, но и бюджетных и налоговых инструментов.

Как известно, в основе структуризации проблемы макроэкономической стабилизации находятся два основных момента: во-первых, снижение инфляции, а во-вторых, прекращение падения производства и его рост. Эти моменты логично связаны: низкая (до 1-2%) инфляция -это важнейшая предпосылка для масштабных инвестиций, а инвестиции, в свою очередь, - важнейшее условие прекращения спада производства и начала его оживления, то есть выхода из глубокого экономического кризиса.

Инфляция в России представляет собой сочетание инфляции спроса и инфляции расходов, что значительно усложняет осуществление антиинфляционной политики.

Проблема прекращения инфляции в современных условиях становится все более актуальной. Чтобы ограничить темпы инфляции, следует оптимизировать пропорцию между денежной массой и соответствующей ей массой товаров и услуг. Этот тезис имеет аксиоматический характер, однако реализовать его в динамично меняющейся среде крайне сложно.

Важнейшим фактором, который обусловил инфляцию спроса, стало резкое снижение цен на нефть, вследствие чего наблюдается дефицит бюджета, снижение реальных доходов населения.

Инфляция расходов характеризуется обратной зависимостью между ростом денежной массы и ростом цен. Для этого типа инфляции рост денежной массы есть следствие роста цен. Стремление предприятий, особенно специализирующихся на внутренний рынок, завышать цены с целью покрытия расходов и увеличение своего дохода в условиях технологической отсталости производства, а следовательно, избыточной материало-, энерго- и трудоемкости продукции - закручивает по новой виток инфляции расходов.

Таким образом, складывается типичная инфляционная спираль: рост цен ведет к росту расходов (и в том числе - зарплаты), это требует увеличения денежной массы, а последнее, в свою очередь, ведет к новому витку роста цен. Мы это уже проходили - вспомним 90-е годы.

В системе мер государственного регулирования экономики в России сложилась весьма противоречивая ситуация, когда Центральный банк России (ЦБ России) для сдерживания инфляции ограничивает кредитную и денежную эмиссию, Минфин России сокращает расходы бюджетов всех уровней, а Минэкономики в этих условиях ограничен в выборе инструментов стимулирования экономики.

В общем контексте почти все механизмы ограничения кредитной и денежной эмиссии, которые использует ЦБ России, имеют определенную результативность относительно экономического роста. Среди них можно обозначить такие, как регулирование денежной массы в соответствии с динамикой ВВП, ключевая ставка, ликвидация банков, замешанных в сомнительных налично-денежных операциях и нарушающих нормативы, стабилизация резервных требований.

Важным фактором сдерживания инфляции является регулирование расходов бюджетов вкупе с ограничением кредитной и денежной эмиссии ЦБ России. Постепенное сокращение государственных расходов может быть достигнуто жесткой экономией бюджетных средств путем как исключения из состава всех расходов, непосредственно не связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для ее развития, так и усилением контроля за эффективным и целевым использованием бюджетных средств. Существенное значение имеют механизмы ограничения государственных расходов правительства, региональных и местных органов власти.

Весьма актуальным антикризисным механизмом является также последовательная реализация программы приватизации государственной собственности, стимулирование продажи непрофильных имущественных активов, переход во внутренних расчетах к фиксированным ценам на энергоносители, государственное целевое инвестиционное обеспечение структурных изменений приоритетных направлений развития.

В настоящее время проблема макроэкономической стабилизации связывается с прекращением падения ВВП, а финансовая стабилизация упрощается и сводится к контролируемой величине предельного размера бюджетного дефицита в 3% от ВВП. При этом данные о состоянии платежей в народном хозяйстве, финансовом состоянии предприятий, в том числе и малого бизнеса, положении бюджетной сферы, уровне жизни большей части населения как то не анализируются и не находятся на повестке дня экономической политики Правительства России.

Наблюдаемые тенденции снижения ВВП не столько результат непродуманной экономической политики и отсутствия структурных реформ, но и следствие адаптации хозяйствующих субъектов к новым условиям, выбора ими «стратегии выживания». Не уменьшаются объемы платежей, которые парализуют всю систему денежного оборота и, естественно, никак не может свидетельствовать о финансовой стабилизации. Неплатежи также негативно влияют и на развитие производства. След-

ствием этого является и растущая убыточность предприятий, объем которой на 01.01.2015 г. превысили 6,1 млрд. рублей (табл.1).

Таблица 1.

Динамика финансового результата организаций (без субъектов

Годы Сальдо прибылей и убытков В % к соответствующему периоду предыдущего года Сумма прибыли Удельный вес прибыльных организаций, % Сумма убыка Удельный вес убыточных организаций, %

2010 6331 144,1 7353 70,1 1022 29,9

2011 7140 114,2 8794 70,0 1654 30,0

2012 7824 110.8 9213 70.9 1389 29,1

2013 6854 82,7 9519 69,0 2665 31,0

2014 4347 68,2 10465 67,0 6118 33,0

[Источник: Росстат]

Падает и рентабельность активов с 6,7% -в 2010 г., 6,5% -в 2011 г., 6,1% - в 2012 г., 4,5% - в 2013 г., до 2,5% - в 2014 году. [Источник: Росстат].

Углубляется и платежный кризис. Общий уровень дебиторской задолженности организаций увеличился в 1,7 раза за 2010-2014 гг., а за этот период просроченная задолженность покупателей и заказчиков увеличилась более 2 раз (табл.2).

Таблица 2.

Динамика дебиторской задолженности организаций (без субъектов малого предпринимательства) Российской Федерации (млрд. руб.)

Дебиторская задолженность из нее: просроченная Из общего объема дебиторской задолженности

Задолженность покупателей и заказчиков из нее: просроченная

2010 18004 1048 8589 805

2011 21797 1167 10121 925

2012 22867 1225 11824 946

2013 26264 1483 13420 1199

2014 31014 2016 16074 1635

[Источник: Росстат]

Аналогичные негативные тенденции наблюдаются и по состоянию кредиторской задолженности организаций, что привело к росту задолженности в бюджет (в 1,7 раза) и во внебюджетные фонды (2 раза) (табл.3).

Таблица 3.

Динамика кредиторской задолженности организаций

(без субъектов малого предпринимательства) _Российской Федерации (млрд. руб.)_

Годы Кредиторская задолженность из нее: просроченная Из общего объема кредиторской задолженности

Задолженность поставщикам и подрядчикам из нее: просроченная Задолженность по платежам в бюджет из нее: просроченная Задолженность во вне-бюджетные фонды из нее: про- сро чен- ная

201 0 17683 1006 8791 721 1022 82 134 36

201 1 20954 1208 10667 884 1187 68 184 41

201 2 23632 1188 12511 911 1312 71 200 39

201 3 27532 1470 14974 1157 1458 60 225 40

201 4 33174 1881 16745 1451 1798 64 271 44

[Источник: Росстат]

Дискуссионными остаются и вопросы определения предела, к которому государство «имеет право» вмешиваться в экономические процессы. Теоретически можно говорить о минимально необходимых и максимально допустимых пределах.

Идея Д. Кейнса о том, что рыночная экономика не в состоянии саморегулироваться, вследствие чего необходимо вмешательство государства, разделяет академик С. Глазьев [6, 7]. Он пишет: «В условиях рынка низкая доходность большинства отраслей ... создает барьер на пути модернизации экономики. Преодоление этого барьера невозможно без проведения активной государственной политики. Запаздывание с переходом к такой политике влечет нарастающее отставание российской экономики по динамике становления нового технологического уклада, рост которого будет определять развитие мировой экономики в 20-летней перспективе» [6, с.26.].

Взгляды С. Глазьева по государственному регулированию экономики поддерживают и другие российские экономисты, такие как: академик РАН, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, В. Ивантер; академик РАН, директор Московской школы экономики МГУ им. Ломоносова А. Некипелов; академик РАЕН, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин и др. Этих позиций в Правительстве РФ придерживается и куратор военно-промышленного комплекса вице-премьер Д. Рогозин, руководители предприятий, входящих в корпорации «Ростех» и «Роскосмос» и др.

Современная крупномасштабная и многофакторная экономическая система в условиях глобализации просто не может эффективно

функционировать без активного дополнения рыночных механизмов государственным регулированием. Следовательно, вопрос о необходимости государственного регулирования экономики сомнений не вызывает. Следовательно, усиление экономической роли государства, масштабное государственное регулирование экономического роста представляет собой объективный процесс, который диктуется закономерностями современного глобального экономического развития, внешних и внутренних рисков.

Переход к рыночной социально ориентированной экономике, которая базируется на разных формах собственности, не снимает, а наоборот, обостряет проблему роли и степени участия государства в макроэкономическом регулировании и контроле общественного производства, накопления и потребления, эффективного использования ресурсов. Реальная экономика имеет сложную структуру, в которой возникают дополнительные регулирующие силы - инвестиции, кредиты, бюджет, движение денег в банковской системе и др. Кроме того, появляется возможность вывоза капиталов за границу. К тому же денежно-финансовая система, в которой главным звеном является банк, может самостоятельно формировать свои законы регулирования, отличающиеся от простой (жесткой) системы отрицательной обратной связью.

Обеспечить нормальное функционирование сложной экономической системы, в которую входит система рыночного саморегулирования, может лишь государство.

В первую очередь, для предотвращения спада производства, необходимо провести административно-хозяйственную реформу, целью которой является создание разветвленной системы органов управления с качественно новыми функциями. Этот аспект реформирования должен обеспечить синтез новейших форм менеджмента и реальную защиту от любых форм монополизма и недобросовестной конкуренции. Речь идет об институциональной модернизации, связанной с переводом структуры управления экономикой от отраслевого принципа к функционально территориальной.

Результатом этой реформы должна стать посткризисная монетарная стабилизация и переход к экономическому росту. При этом следует обеспечить не только текущую стабилизацию, но и стремиться к стабилизации в условиях глобализации. Для этого следует разработать так называемую национальную программу развития экономики России на перспективный период, в основе которой должна быть идея комплексного сочетания элементов государственного и рыночного регулирования. Программа, помимо национального объединяющего начала, должна быть ориентирована на достижение эквивалентности товарообмена, финансовую поддержку отраслей, свободный доступ товаропроизводителей к кредитным ресурсам, повышение платежеспособности и емкости рынка, внедрение экономически обоснованной налоговой, таможенной и страховой политики.

В сфере ценовой политики в условиях свободного (читай-стихийного) рыночного ценообразования необходимо ввести государственное регулирование уровня доходности товаропроизводителей.

Главной задачей ценового регулирования в этих условиях является прекращение спада производства, опережающего роста производственных расходов и ресурсов, которая цепной реакцией приводит к подорожанию в сегментах циклов производства, обращения и потребления. А это усложняет достижение равновесия всей ценовой системы и товарно-денежного обращения. Нужно внедрить качественно новые рыночные регуляторы, а именно: с одной стороны, ограничивать уровень монопольных цен, с другой - вводить систему жестко контролируемых налогов, которые призваны сделать невыгодными для производителей и поставщиков, сферы торговли и обращения рост прибылей за счет искусственного завышения цен на товары и услуги. Следует добиться стимулирования предпринимательских доходов за счет увеличения товарной массы, ее ассортимента и качества.

Проблема экономического регулирования развития национального хозяйства не ограничивается лишь системой ценообразования. Она непосредственно связана с действием финансово-кредитного механизма. А потому необходимо направлять средства банковской системы на потребности реформирования народного хозяйства.

Большую роль в государственном регулировании играет налоговая система, основными направлениями совершенствования которой являются: обеспечение стимулирующей функции налогов в развитии отраслей национального хозяйства; оптимизация количественных и качественных показателей объектов налогообложения, которые обеспечивали бы, с одной стороны, необходимые поступления средств в бюджет, с другой - создавали бы заинтересованность предпринимателей в развитии и обновлении производства; защита с помощью налоговой системы отечественных товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных конкурентов, введение дифференцированных ставок налога на добавленную стоимость с учетом соответствующего удешевления товаров первой необходимости для населения.

Важным инструментом государственного регулирования выступает приватизация. Причем целевой задачей государства должна стать не приватизация сама по себе, а формирование конкурентной среды. При этом в намеченных планах приватизации Правительства РФ на текущий и последующие годы фискальный эффект не должен быть доминирующим.

Конечная цель осуществляемых реформ - построение социально ориентированного государства с расширением общественного производства, способного обеспечить рост благосостояния населения. Эта цель подменяется пресловутой «финансовой стабилизацией» через контроль ряда формальных показателей (уровень инфляции, курс рубля к доллару, объем денежной массы, бюджетный дефицит, платежный баланс и т.д.). Такой узкий и однобокий подход к государственному регулированию приведет к еще большему спаду производства и, как следствие, обнищанию населения, росту социальной напряженности. И это в год выборов!

Разветвленная система органов управления с качественно новыми функциями должна сосредоточиться на выполнении двух очень важных функций:

- установление и контроль за выполнением прозрачных и справедливых правил поведения для участников рынка, которые должны усилить саморегулируемость рыночной системы;

- ограничение прямого вмешательства в рыночную систему четкими и понятными критериями, обеспечение предсказуемости и эффективности такого вмешательства - то есть принцип достижения поставленных целей путем минимальных расходов всех участников - хозяйствующих субъектов, государства и граждан.

При обсуждении и решении вопроса об экономической роли государства, безусловно, нужно учитывать всю совокупность специфических особенностей страны, ее традиции и текущие условия, но, прежде всего, нужно обратить внимание на общие тенденции современного мирового развития, формирование глобальной экономики и усиление межгосударственных правил регулирования, на становление новой цивилизации, в результате чего существенно изменяется роль государства.

В XXI веке международная экономическая конкуренция становится все более важным фактором развития глобальной экономики. При таких условиях экономически эффективным будет то государство, которое отстаивает свои национальные интересы, интегрируясь в мировое хозяйство, участвует в международном разделении труда, что обеспечивает национальную экономическую безопасность в условиях международной конкуренции. Количественно это выражается в поддержании оптимального соотношения между открытостью национальной экономики и поддержкой своих производителей на внутреннем и внешнем рынках. Поэтому необходимо определить роль государства на интернациональном уровне, найти ее место в условиях современной глобализации.

Если рассмотреть структуру современной глобальной экономики, то можно выделить такую триаду ее субъектов: национальные государства и их союзы; транснациональные капиталы, транснациональные корпорации и банки как их организационно-правовые формы; международные экономические институты регулирования и координации. Все они тесно связаны между собой и интенсивно взаимодействуют в сфере отстаивания взаимных интересов, в том числе, в ряде случаев и с применением военной силы. Примеров такого поведения в современном мире (Украина, Ливия, Египет и др.) более чем достаточно.

Государства и их любые интеграционные союзы и образования способствуют деятельности транснациональных корпораций (ТНК), которые по своему происхождению и месту расположения связаны с определенными национальными интересами. Эти же государства оказывают влияние на деятельность ТНК и как члены Международного валютного фонда (МВФ), Мирового банка, других международных экономических институтов. Международные экономические институты, в свою очередь, оказывают разностороннюю стороннюю поддержку западным государствам в финансово-экономическом сопровождении их политики, активно формируют институциональные основы нового экономического строя.

Современная глобализация является объективным процессом. Но вопросы относительно определения платформы развития глобализации,

соотношения ее с идеями многополярного мира, интересами национальных государств и отдельных регионов остаются открытыми.

Вместе с тем, учитывая закономерности глобализации мира, появление новых субъектов мировой экономики и геополитики, новых центров силы, особенности их взаимодействия и баланса, на повестке дня не должен стоять вопрос о каком-то неминуемом ослаблении роли государства, сведение ее к «компактному и недорогому» аппарату контроля и надзора за соблюдением общепринятых правил. В новых условиях формируются и новые реалии, а, следовательно, возникает другая среда для функционирования национальных государств. От осознания реалий этого нового мирового порядка зависит и место государства в новой мировой иерархии, ее способность защищать свой политический и экономический суверенитет, возможность оказания влияния на международные и внутриполитические процессы. Для возрождающейся России это особенно актуально в связи с ее особым геополитическим положением и своеобразием исторического развития.

Чтобы Россия имела эффективную систему государственного регулирования экономики, необходимо концептуально определить место и роль государства в экономических процессах. То есть, имеется в виду определение цели, ради которой государство вмешивается в экономические процессы. Цель предусматривает выбор средств, с помощью которых она может быть достигнута наиболее эффективно. Средства приводятся в действие определенным механизмом, который должен быть заложен в концепцию. И, наконец, определить, в интересах кого, каких слоев населения государство должно осуществлять регулирование экономики.

Вышеуказанные подходы к определению роли государства требуют также решения такого стратегического вопроса, как осознание реализуемой модели развития российской экономики.

Исходя из тезиса, что российская модель экономики - это модель социальной рыночной экономики, необходимо новое осмысление механизмов государственного регулирования экономики, среди которых важное место отводится налоговому регулированию. Под налоговым регулированием проф. В. Пансков понимает «...совокупность мер косвенного воздействия государства на экономику путем изменения перечня налогов, налоговых ставок, установления или отмены налоговых льгот, повышения или понижения общего уровня налогообложения» [11, с.115]. Далее он пишет: «Система налогового регулирования может быть эффективной только в условиях разработки и внедрения четкой макроэкономической стратегии в рамках общей системы государственного регулирования экономики» [11, с.116]. То есть, использование инструментов государственного регулирования экономики должно иметь комплексный, системный характер.

Считаем, что налоговое регулирование должно предусматривать не только установление налоговых ставок, льгот, повышение или снижение уровня налоговой нагрузки, но и анализ влияния этих процессов на доходы бюджета. То есть подлинное регулирование динамического процесса, а не статическое манипулирование ставками и льготами. Без от-

слеживания и оценки этой взаимосвязи манипулирование налоговыми инструментами превратится в лоббистский процесс, ограничит добросовестную конкуренцию, что приведет к ложному выводу о вреде государственного регулирования экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наряду с налоговой системой важнейшими инструментами государственного регулирования должны быть денежно-кредитная система, эмиссионная политика, механизм ценообразования, инвестиционная политика государства, политика занятости и заработной платы, внешнеэкономическая политика, политика конкурентоспособного, эффективного и качественного образования, пенсионного и социального страхования. При этом должны быть просчитаны возможные сценарные условия одновременного применения и взаимовлияния экономических, бюджетных, банковских и прочих методов государственного регулирования.

В таких странах, как США, Англия, Канада, государство в основном опирается на бюджетно-налоговую и денежно-кредитную системы. При этом наиболее активная роль отводится денежно-кредитному механизму, в соответствии с теорией монетаризма. Наиболее широко формы государственного регулирования экономики применяются в странах, которые придерживаются концепции экономической политики дирижизма, которая зародилась на рубеже 20-30-х годов ХХ в. во Франции. Видным представителем концепции дирижизма был Ф. Перру, который сформулировал принципы индикативного (рекомендательного) государственного планирования по наиболее важным направлениям развития экономики. Для индикативного планирования характерно применение прямых методов вмешательства государства в экономику - контроль над ценами, активная кредитная и предпринимательская деятельность государства, расширение операций с ценными бумагами и т.д.

Государственное индикативное планирование влияет на экономику не методом директивных планов (хотя иногда допускается и такое, например, госзаказ), а на основе координации хозяйственной деятельности всех ее субъектов и обеспечения их информацией о целях и приоритетах социально-экономического развития страны. Этот опыт был бы полезен для России в современных условиях.

Принципиальные вопросы роли и места государства в регулировании экономики возникают с новой остротой в результате глобального мирового кризиса и усиливающихся ценовых войн, в которые вовлечены как государства, так и международные организации и ТНК. Потому и формирование системы государственного регулирования экономики в современной России имеет спорадический характер1.

Государственное регулирование - это процесс формирования и реализации избранной модели развития национальной экономики на основе имеющейся взвешенной стратегии и сформулированных целей.

Для улучшения экономического положения граждан нужно наращивать экономический потенциал государства. Для этого, во-

1 Прим. Так, в распоряжении Правительства РФ от 27 января 2015 г. №98-р мы, например, видим попытку применить почти все возможные формы государственного регулирования экономики, но не видим систему и эффект.

первых, необходимо привести функции государства в соответствие с ее возможностями. Потому что, когда государство пытается обеспечить широкий круг общественных потребностей, имея при этом ограниченные ресурсы, то чаще всего это наносит больше вреда, чем приносит пользу. Во-вторых, необходимо закрепить существующие возможности государства путем активизации деятельности общественных институтов.

В вопросах совершенствования экономического регулирования большое значение имеет приватизация, расширение пределов частной собственности. Эффективная приватизация должна быть направлена на создание конкурентоспособных производств и устранение монополии отраслей. При этом ключевыми факторами приватизации должны стать прозрачность процесса, завоевание доверия работающих, создание широкого круга владельцев, закрепление и контроль за реализацией соответствующих обязательств. Печально известные результаты прошедшей в России приватизации показывают, что коренные изменения в отношениях собственности не состоялись, широкие слои населения в состав реальных владельцев не включены, владение акциями приватизированных предприятий имеет формальный характер.

Вместе с тем, формирование класса собственников - это важнейший институциональный вопрос, так как без урегулирования отношений собственности невозможно создать эффективную налоговую систему. Решение этой проблемы будет способствовать оптимизации государственных расходов и установлению обоснованного предела налоговых изъятий.

Одним из важнейших направлений совершенствования государственного регулирования экономики выступает формирование эффективного законодательства в сфере бюджета и налогов, инвестиций, биржевой, страховой, банковской и антимонопольной деятельности. В них должны быть определены объемы публично - правового регулирования предпринимательских отношений, формы, методы и пределы вмешательства государственных институций в эти отношения.

Совершенствование законодательства по вопросам государственного регулирования экономического развития должно быть направлено на стимулирование инвестиционных накоплений за счет капитализации прибыли, а также оптимальной и эффективной государственной налоговой политики. В сфере финансового обеспечения антикризисных мероприятий требуется совершенствование межбюджетных отношений, законодательства о банках и банковской деятельности. Кроме того, нуждается в коренном пересмотре система приоритетов и механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

В целом методы и инструменты государственного регулирования должны быть нацелены на обеспечение устойчивого экономического роста, на преодоление тенденций деиндустриализации и экономической колонизации страны. Стратегическими целевыми ориентирами должны стать открытость российской экономики, обеспечение национальной безопасности, эффективная защита собственности, направленные на становление эффективной экономики постиндустриального типа, достиже-

ние динамического макроэкономического равновесия и системной финансовой стабилизации.

Изменения в динамике развития западных и восточно-азиатских центров глобальной экономики сопровождается обострением конкуренции на мировых рынках товаров и капитала, но при этом создает для возрождающейся России возможности для ответа на глобальные вызовы и занятие достойного места среди развитых стран мира.

Список литературы:

1. Аганбегян А. Г. Социально-экономическое развитие России: анализ и прогноз // Проблемы прогнозирования. 2014. №4 (145). С.3-16.

2. Газизов И. Ф., Галиев Р. М. Анализ влияния санкций на экономику России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2015. №6 (50). С.46-54.

3. Гираев В.К. Проблемы налогового регулирования и стимулирования экономики России // Налоги и налогообложение. 2015. № 4. С. 277-288.

4. Гираев В.К. Налоговое стимулирование и экономический рост // Налоги и налогообложение. 2015. № 3. С. 180-195.

5. Гираев В.К. Методология стимулирующего управления налогообложением хозяйствующих субъектов // Налоги и налогообложение. 2014. № 11. С. 970-986.

6. Глазьев С. Ю., Фетисов Г. Г. О стратегии устойчивого развития экономики России //Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. №1 (25). С.23-35.

7. Глазьев С.Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития. Доклад / С.Ю. Глазьев. М.: Институт экономических стратегий, Русский биографический институт, 2015. -60 с.

8. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие /Л.В. Ковалева, И.А. Галанина. Хабаровск. Изд-во Тихоокеан. гос.ун-та,2011. -72 с.

9. Зельднер А.Г. Модели развития: от сырьевой к смешанной социально-рыночной // УЭПС: управление, экономика, политика, социология: Научно -практический журнал. 2015. №1. С.3-9.

10. Мау В.А., Улюкаев А.В. Глобальный кризис и тенденции экономического развития // Вопросы экономики. 2014. №11. С.4-24.

11. Пансков В.Г. Налоги в системе методов государственного регулирования экономики // Экономика. Налоги. Право. №1. 2015. С.114-120

12. Сухарев О.С. Институциональные факторы и макромодель экономического роста // Инвестиции в России. 2015, №11. С. 28-35

13. Сухарев О.С. Рецессия экономики, денежно-кредитная и бюджетная политика: Изменение доктрины //Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015, №21(306). С. 2-15.

14. Экономика: Учебник.3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. М.: Экономист, 2004. -896 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.