УДК 316.25 Найденко Елизавета Анатольевна
кандидат философских наук, доцент,
доцент кафедры философии, политологии и права
Краснодарского государственного института культуры
Куракова Татьяна Валерьевна
кандидат философских наук, доцент кафедры социологии, правоведения и работы с персоналом Кубанского государственного технологического университета
ЦЕННОСТНЫЙ ДИСКУРС Ж. БОДРИЙЯРА
Аннотация:
Статья посвящена размышлениям Ж. Бодрийяра о феномене исчезновения ценностей в обществе постмодерна. Современное состояние общества философ называет состоянием «после оргии», а оргию определяет как момент освобождения. Анализируя основные положения теории французского социолога, культуролога, авторы находят подтверждение тому, что постмодернистское видение мира как децентрированного, фрагментирован-ного, неупорядоченного, лишенного причинно-следственных связей наиболее соответствует характеру социальной реальности эпохи постмодерна.
Ключевые слова:
постмодернизм, симулякры, ценности, социокультурная ситуация, культурная идентичность, эстетизация, общество.
Naidenko Elizaveta Anatolievna
PhD in Philosophy, Assistant Professor, Philosophy, Political Science and Law Department, Krasnodar State Institute of Culture
Kurakova Tatyana Valeryevna
PhD in Philosophy, Assistant Professor, Social Science, Jurisprudence and Human Resources Management Department, Kuban State Technological University
J. BAUDRILLARD'S VALUE DISCOURSE
Summary:
The article deals with J. Baudrillard's speculations on the phenomenon of values disappearing in the postmodern society. J. Baudrillard considers the modern state of the society as "after orgy", defining the "orgy" as a moment of liberation. Having analyzed the theses of J. Baudrillard's theory, the authors find the confirmation of the fact that postmodern interpretation of the world such as a decentered, fragmented, disordered and devoid of cause-and-effect relationship complies with the nature of the social reality of the postmodern era.
Keywords:
postmodernism, simulacra, values, sociocultural situation, cultural identity, aesthetization, society.
Предположение, согласно которому понятие «постмодерн» возникло в начале века в контексте обозначения кризисных проявлений в обществе, является ныне не только распространенным, но и устоявшимся. Практически все исследователи ссылаются при этом на Р. Панвица, в книге которого «Кризис европейской культуры» (1917) вводится определение «постмодерный», характеризующее человека кризисной эпохи, и последовавшую через тридцать лет концепцию А. Тойнби.
Однако в контексте данной статьи наиболее значимым представляется мнение У. Эко. Современный писатель и ученый, активный участник дискуссии о постмодернизме У. Эко полагает, что размежевание типа «модерн - постмодерн» присуще «любой переходной эпохе человеческой культуры».
Действительно, в лозунгах постмодернизма можно заметить следы декаданса: исчезновение смысла, сущности, деконструкция бинарных оппозиций, отрицание универсальных ценностей и т. п. Причем это не «переоценка ценностей» и не утверждение новых смыслов, поскольку в рамках постмодернизма не было создано ни одной фундаментальной ценности.
Можно предположить, что деградация ценностей вызвана протестом против современной социокультурной ситуации или же является следствием основного противоречия современной цивилизации: противоречия между мировой тенденцией к глобализации и попыткой сохранения человеком своей культурной идентичности.
Одним из основных понятий постмодернистской философии является понятие «симулякр». В платоновской традиции он толковался как неверное подражание эйдосу (оригиналу). В работах Ж. Делёза симулякр использовался в онтологическом дискурсе. Французский философ, социолог Жан Бодрийяр применил его к анализу социальной проблематики.
Согласно его мнению, социальный симулякр возник в эпоху Возрождения и, пройдя промышленный этап развития, достиг современного состояния, причем определяющей тенденцией его трансформации являлось все возрастающее расхождение с реальным бытием [1].
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Бодрийяровский симулякр полностью порывает с действительностью, означая копию того, чему нет соответствия в социальном мире. Подобного рода феномен философ назвал процессом симуляции, процессом, в ходе которого знаки обмениваются друг на друга. Знак освобождается от означаемого, превращаясь в чистую форму, свободную от всякого смысла: знак обретает новое качество - сверхзнаковость.
Это свойство присуще и феномену ценности, которая в воззрениях Бодрийяра распространяется во всех направлениях, без какой-либо логики, что приводит к уничтожению самого закона ценности; есть лишь нечто похожее на разрастание метастазов ценности, и здесь уже не следовало бы прибегать к самому понятию ценности. Действительно, в этих условиях не представляется возможным что-либо оценивать: нет прекрасного и безобразного, нет добра и зла.
Ж. Бодрийяр полагает, что ликвидация эстетических оппозиций ведет к культивации безобразного в кубе, то есть того, что вообще выходит за границы искусства, не являясь им. Дальнейшая судьба искусства (как, впрочем, и общества в целом) видится ученому довольно пессимистично. Утверждая, что оно окончательно прекратит свое существование, Ж. Бодрийяр видит в качестве замены некий гигантский «искусственный музей искусств» и тотальную аморальную рекламу. Заметим, что реалии нашего времени, к сожалению, оправдывают предвидения философа.
В ряде эссе, объединенных под общим названием «Прозрачность зла», философ обращается к проблеме ценностей в современном обществе. Исследование данной проблемы он начинает с выяснения истоков и предназначения ценностей.
На начальной стадии ценности развивались сообразно существовавшим естественным обычаям, это повседневные, бытовые ценности. Ценности рыночной стадии функционировали согласно логике торговли. На третьей, структурной стадии появляется некий свод правил. Четвертая стадия - фрактальная или вирусная, соответствует современному этапу развития общества, здесь наблюдается диффузия ценностей, они распространяются во всех направлениях и не соответствуют чему бы то ни было, «присутствуя в каждой скважине и щели».
Ж. Бодрийяр отмечает, что в этом случае не следовало бы прибегать к самому понятию ценности, ибо добро и зло перестают различаться.
Современное состояние общества философ называет состоянием «после оргии», а оргию определяет как момент освобождения. Социальная система освобождается от «своих идей, концепций, от сущности, от ценности, от происхождения и предназначения» [2, с. 11]. Однако такого рода потеря оборачивается, по мнению Бодрийяра, погружением в хаос, растворением всего во всем, результатом чего становится «полная неопределенность и невозможность вновь овладеть принципами эстетического, сексуального... политического» и этического определения вещей. Политика более не сосредоточена в своей сфере, она охватывает и экономику, и искусство, и спорт. Искусство растворилось в общей эстетизации повседневности, оно исчезает, сменяясь «чистой циркуляцией образов» [3, с. 17-18]. Спорт тоже выходит за свои пределы, проявляясь и в политике, и в бизнесе. Одновременно все становится сексуальным, представляя власть, знания и прочее в качестве предметов желания.
Когда, отмечает философ, политично все, ничто больше не политично; когда сексуально все, понятие секса невозможно определить; когда эстетично все, искусство исчезает, поскольку ничто более не является ни прекрасным, ни безобразным. То же можно сказать и об этических ценностях.
Если смыслы, ценности, сущности утрачены, их заменяют образы, знаки, программы, сети, излучение, испускаемое средствами массовой информации. В этом случае общество, по мысли Бодрийяра, развивается в сторону симуляции, направленной всецело на «позитивность и искусственность путем установления окончательной прозрачности» [4, с. 65].
Это состояние современной культуры ученый сравнивает с человеком, потерявшим свою тень: либо он стал прозрачным от света, пронизывающего его тело, либо он со всех сторон освещен лучами различного рода источников света. Подобно этому человеку, современные люди освещены со всех сторон образами, знаками, техникой, они не могут преломить их свет и поэтому обречены на «белую деятельность» - деятельность в условиях запрета всякого рода негативных проявлений; деятельность, направленную на обеление всего, в том числе и насилия.
В «прозрачных» системах, подчеркивает Бодрийяр, «нет больше стратегии Добра против Зла, есть только стратегия Зла против Зла - стратегия наихудшего. О выборе больше нет речи» [5, с. 99-100]. Действительно, все, что нельзя опровергнуть, обречено на «нерешительность и бесконечное притворство».
Автор прибегает еще к одному сравнению: если биологическое тело поместить в полностью продезинфицированное пространство, оно потеряет способность к защите от инфекций. В таком пространстве появляется другая патология, порожденная самим актом дезинфекции.
Социальная система, подобно биологическому телу, теряет свою защиту по мере того, как становится на путь облагораживания всего отрицательного, «не желая иметь дела ни с чем,
кроме четкого управления и дискуссий о Добре» [6, с. 121]. В таком обществе Зло распространяется подобно вирусу, трансформируясь в различные формы.
Отказ от различения добра и зла порождает общество вседозволенности, где ничто не является неприемлемым. Равнодушие, отторжение, наконец, отвращение - вот единственно возможная реакция людей, составляющих подобное общество. Бодрийяр пишет: «Не только я сам не в состоянии решить, что прекрасно, а что безобразно, но даже биологический организм уже не ведает, что для него хорошо, а что плохо... единственная защита организма - освобождение от эмоционального напряжения и отторжение» [7, с. 110].
Ж. Бодрийяр сформулировал теорему о проклятой стороне вещей, которая явилась результатом осмысления процесса непрерывного созидания позитивного, приведшего к неразделимости добра и зла. В одноименном эссе он пишет: «Любая структура, которая преследует, изгоняет, заклинает свои негативные элементы, подвергается риску катастрофы.» и далее «все, что извергает из себя проклятую сторону своей сути, подписывает себе смертный приговор.» [8, с. 157-158]. Проклятая сторона вещей принадлежит принципу Зла.
Действительно, Зло исключает диалектику Добра и Зла, являющуюся прерогативой Добра. Добро предполагает диалектическую связь со Злом, тогда как Зло основывается на самом себе, на полной несовместимости с Добром, поэтому оно торжествует.
Всякая система, перешедшая на сторону принципа Зла, находится, по мнению философа, не только в состоянии критическом, но и криминальном. Освобождение от Добра и Зла «.приносит свободу нравов и умов, но оно же дает волю преступлениям и катастрофам. Освобождение права наслаждения неотвратимо ведет к освобождению преступления.» [9, с. 161].
Торжествующее зло многогранно, одним из возможных его проявлений Бодрийяр полагает тенденцию разрушения оппозиции «Я - Другой».
Человечество имеет определенную историю попыток модификации тела: создание протезов, заменяющих некоторые части тела, появление технологии трансплантации органов, способной восстанавливать утраченные функции организма. Последней стадией этого явления Бодрийяр считает клонирование, в процессе которого тело изменяется на ментальном уровне. Человек как таковой исчезает, поскольку идентичное удвоение кладет конец его раздвоенности. «Другой» полностью растворяется.
В связи с этим философ вспоминает слова Уолтера Бенджамена о произведениях искусства, которые в процессе репродуцирования теряют «особое качество», некую «ауру», проявляющуюся при созерцании подлинника.
Подобно этому феномену, индивид, потерявший способность «зеркального отражения», лишается самосознания, способности самостоятельно мыслить, оценивать. Он уже не заключает в себе ничего, кроме самого себя, он, по выражению Бодрийяра, - «Тот же самый».
В аналогичную ситуацию попадает человек, принимающий наркотики: его тело «самомоделируется» изнутри, результатом чего является полная неспособность иметь адекватное представление о себе и о других.
Ученый констатирует: тела, преобразованные с помощью генетического кода или подвергшиеся воздействию психотропных веществ, теряют свою «сущность и смысл». Подобное существование индивида он называет «адом Того же самого». «Другой - это то, что позволяет мне не повторяться до бесконечности» - эти слова завершают ценностный дискурс Ж. Бодрийяра.
Глубоко символично, что в эссе, озаглавленном «После оргии», автор, описывая состояние кризисного общества, неоднократно задается вопросом: что же мы должны теперь делать? Однако ответа не находит.
Ссылки:
1. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2006.
2. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2006. С. 11.
3. Там же. С. 17-18.
4. Там же. С. 65.
5. Там же. С. 99-100.
6. Там же. С. 121.
7. Там же. С. 110.
8. Там же. С. 157-158.
9. Там же. С. 161.