VALUE PRIORITIES OF TODAY'S YOUTH
Pavlyuk Svetlana Viktorovna, PhD of Historical sciences, Associate Professor,
E-mail: [email protected]
Prutskova Marina Dmitrievna, Student
E-mail: prut s ko va. 20 i 0@yandex. ru
Chair of Social Work and Social Rights, Russian State Social University (branch), Pyatigorsk in this article the problem of the formation of value priorities of students. Keywords: youth; value; value priorities.
ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ УДК 316.35
m
i-н
О eu
-О
В данной стать рассмотрены проблемы формирования ценностных приоритетов студенческой молодежи.
Ключевые слова: молодежь; ценности; ценностные приоритеты.
I
В современном обществе происходят изменения глобального характера, позволяющие говорить о трансформации социальной реальности в обществе, и эти изменения актуализировали внимание к социальной роли молодежи, ее ценностным приоритетам. [1, 28]
Данная проблематика отличается сложностью, противоречивостью методологических подходов к ее исследованию. Представления о ценностных ориентациях размыты, нет грамотного механизма формирования и способа воздействия на сознание и поведение личности. Изменилось отношение к образованию, труду, семье. Российские исследователи отмечают, что социокультурный раскол выступает в российском обществе в различных формах и проявляет себя как субкультурный, этнокультурный, социально-профессиональный, регионально-поселенческий, поколенческий, социально-политический, внутри политических сил и т.д. [2,49]
Особенно выражено снижение в системе ценностных ориента-ций молодежи в ее отношении к образованию как к основной социальной деятельности. Современная система образования ориентирует на самообучение. Однако современная молодежь не готова к таким шагам. Большинство из них не умеет самостоятельно вырабатывать суждения, логически правильно мыслить, убедительно формировать свои идеи.
Современное общество активно внедряет информационные технологии, но несмотря на это современная молодежь не всегда эффективно их использует. Образовательное информационное поле наполнено "шпаргалочными" продуктами низкого качества, такими как рефераты, курсовые, дипломные работы сомнительного содержания. К сожалению, современная молодежь сориентирована на получение любого образования с минимальными усилиями. Уровень строгости к образованию носит инструментальный характер, образование рассматривается как средство конкурентоспособного положения на рынке труда и лишь затем как способ приобретения знаний.
Так же одной из доминантой жизненных ценностей остается материальное благополучие. В последнее время молодежь отдает свои предпочтения не столько духовным и нравственным ценностям, сколько большим деньгам. Полезность труда измеряется достижениями собственного экономического достатка, причем ставится цель заработать любым путем, и чем больше, тем лучше. И поэтому жизненный успех связан с деньгами, а не с знаниями и трудолюбием.
© Павлюк C.B., 2015 © Пруцкова М.Д., 2015
LO
ПА ВЛЮК Светлана Викторовна, кандидат исторических наук, доцент pa viuks ve@rambier. ru
ПРУЦКОВА Марина Дмитриева, студентка pruts ко va.2070@yan dex. г и
кафедра Социальной работы и социального права, Российский государственный социальный университет (филиал), Пятигорск
В отношении семейных ценностей ставится превыше всего независимость и карьера. Семью же планируют в будущем.
Молодежь сегодня имеет разнообразные ценностные ориентации. Это зависит от социальных характеристик, внешних факторов и т.д. В зависимости от этих факторов реализуются жизненные позиции. [4, 71] Те приоритеты, которые ранее казались безошибочными, сменяются другими, определяющими сегодняшние жизненные реалии. Появляются новые ценности, значит, разрушаются старые идеалы, традиции и формируется иной тип личности. [3,156]
Таким образом, ценностный мир молодежи во многом обусловлен факторами социально-экономического развития общества и предоставляемых им возможностей для жизненной самореализации молодежи. [4,72] Студенческая молодежь как та часть молодежи, которая уже ступила на ступеньку, с которой будущее видится более привлекательным, играет немало-
важную роль в формировании той или иной ценностной парадигмы в обществе. Ее высокая мобильность, образованность и ценностный капитал выступают основой социального капитала каждого общества. В студенческой молодежи как социально активной части населения заложен будущий потенциал развития общества.
Примечания:
1. Тимербулатова Н.Э. Жизненные стратегии студенческой молодежи в региональном социуме // Власть. - 2012. - № б. - С. 145.
2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. - 2-е изд. доп. и ис-правл. - М. : ИС РАН, 2010. - С. 176.
3. Патрушев C.B., Хлопин А.Д. Социокультурный раскол и проблемы политической трансформации России // Россия реформирующаяся. Ежегодник. Вып. б. - М. : ИС РАН, 2007. - С. 301-302.
4. Хапаев И.Б., Павлюк C.B. Основные факторы воздействия на социальную среду современной молодёжи // Наука в современном обществе: материалы V Международной конференции. -Ставрополь : Логос, 2014. - С. 70-73.
TECHNOLOGIES OF SOCIAL WORK WITH YOUNG PEOPLE Pavlyuk Svetlana Viktorovna, PhD of Historical sciences, Associate Professor, E-mail: [email protected] Taova Madina Muaedovna, Student
Chair of Social Work and Social Rights, Russian State Social University (branch), Pyatigorsk
The article highlights the modern technologies of social work with young people in the Russian Federation and ways of improving them.
Keywords: social work; youth; problems of youth; technologies of social work with young people; social services.
УДК 336.221 ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
© ПавлюкС.В., 2015 В статье освещаются современные технологии социальной работы с молоде-
© Таова М М 2015 жью в Российской Федерации и пути их усовершенствования.
Ключевые слова: социальная работа; молодежь; проблемы молодёжи; технологии социальной работы с молодежью; социальные службы.
ПА ВЛЮК Светлана Викторовна, кандидат исторических наук, доцент ра vluks velS>rambler. г и
ТАОВА Мадина Муаедовна,
студентка,
кафедра Социальной работы и социального права, Российский государственный социальный университет (филиал), Пятигорск
Распад СССР и переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей. Изменения, которые переживает в настоящее время Россия, влекут за собой многоплановые преобразования нормативно -ценностных систем всех социальных групп общества, среди которых особое место занимает молодежь. Для нее незавершенность и нестабильность этих процессов значительно осложняет процесс социализации. [1, 36]
Молодость - это всегда период становления жизненных смыслов, выбора целеполагающих ценностей, это прежде всего время создания семьи и устройства семейной жизни, время выбранной профессии, определение отношения к общественной жизни и своей роли в ней.