Научная статья на тему 'Здоровье и здоровый образ жизни как ценность современной молодежи'

Здоровье и здоровый образ жизни как ценность современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
12264
954
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЦЕННОСТИ / НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ФАКТОРЫ / НOUNG PEOPLE / HEALTHY LIFE-STYLE / VALUES / UNFAVORABLE FACTORS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Денисова Светлана Васильевна, Сидоркин Александр Сергеевич

Статья посвящена одной из ценностей молодежи, такой как здоровый образ жизни. В статье рассматривается основные взгляды молодежи на такую главную ценность человека как здоровый образ жизни. Ведение здорового образа жизни позволяет осознать необходимость данного стиля жизни для развития и сохранения личного и общественного здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health and healthy living as the value of modern youth

Article is dedicated to one of the values of young people, such as a healthy lifestyle. The article deals with the basic views of young people to such person as the main value of a healthy lifestyle. Maintaining a healthy lifestyle helps to realize the need for this style of life for the development and preservation of personal and public health.

Текст научной работы на тему «Здоровье и здоровый образ жизни как ценность современной молодежи»

Примечания:

1. Боряк В.П. Социально-медицинские технологии в различных сферах жизнедеятельности : учебно-методическое пособие для студентов специальности "Социальная работа" / В.П. Боряк. -Пятигорск : РИА-КМВ, 2014. - 140 с.

2. Боряк В.П. Социально-медицинская работа с различными группами населения : учебно-методическое пособие для студентов специальности "Социальная работа" / В.П. Боряк, Э.Д. Власова. -Пятигорск: РИА-КМВ, 2014. - 144 с.

3. Жукова Т.Н. Межведомственное взаимодействие учреждений в комплексной реабилитации инвалидов / Т.Н. Жукова, И.В. Жукова // Социальная работа. -2014. - № 3. - С. 8-11.

HEALTH AND HEALTHY LIVING AS THE VALUE OF MODERN YOUTH Denisova Svetlana Vasilievna, PhD of Pharmaceutical sciences, Senior Professor Sidorkin AlexanderSergeevich, Student E-mail: sidorkin [email protected]

Chair of Social Work and Social Rights, Russian State Social University (branch), Pyatigorsk

Article is dedicated to one of the values of young people, such as a healthy life-style. The article deals with the basic views of young people to such person as the main value of a healthy lifestyle. Maintaining a healthy lifestyle helps to re-aiize the need for this style of life for the development and preservation of per-sonal and public health. Keywords: ноипд people; healthy life-style; values; unfavorable factors.

ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ЦЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Статья посвящена одной из ценностей молодежи, такой как здоровый образ жизни. В статье рассматриваются основные взгляды молодежи на такую главную ценность человека, как здоровый образ жизни. Ведение здорового образа жизни позволяет осознать необходимость данного стиля жизни для развития и сохранения личного и общественного здоровья.

Ключевые слова: молодежь; здоровый образ жизни; ценности; неблагоприятные факторы.

Ценности - это представления людей о значимых вещах, то, чему приписывают большее значение, определенные предпочтения. Это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ. Система ценностей человека является "фундаментом" его отношения к миру.

"Ценности - это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала". [9,37]

К основным ценностям человека можно отнести:

1) здоровье;

2) любовь, семья, дети, дом;

3) близкие, друзья, общение;

4) самореализация в работе. Получение удовольствия от работы;

5) материальное благополучие;

6) духовные ценности, духовный рост, религия;

7) досуг - удовольствия, хобби, развлечения;

8) творческая самореализация;

9) самообразование;

4. Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: теория и практика / под ред. Шаповалова В.К. - М.: Муравей, 2006. - 320 с.

5. Кочемасова Л.А. Анализ деятельности центров социального обслуживания населения по адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Л.А. Кочемасова, В.И. Лутошина // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по материалам XXXVIII Межд. науч. практ. конференции. - Новосибирск : СибАК, 2014. - № б (38). - С. 16-25.

УДК 316.4

© Денисова С.В., 2015 © Сидоркин А.С., 2015

ДЕНИСОВА Светлана Васильевна, кандидат фармацевтических наук, старший преподаватель, кафедра Социальной работы и социального права, Российский государственный социальный университет (филиал), Пятигорск

10) социальный статус и положение в обществе;

11) свобода (свобода выбора, свобода слова и т. д.);

12) стабильность. [9,38]

Для молодежи основными ценностями являются:

1) высокое материальное благосостояние;

2) отдых;

3) любовь, высокий социальный статус и управление людьми;

4) признание и уважение людей и влияние на окружающих;

5) социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе;

6) общение;

7) здоровье.

Молодежь является потенциалом социального развития и фактором политического баланса и воспроизводственным потенциалом нации. [8, 70] Здоровье - качественная предпосылка будущей самореализации молодых людей, способности к созданию семьи и деторождению, к сложному учебному и профессиональному труду, общественно-политической и творческой активности. В современных условиях здоровье перестает быть только личным делом молодого человека, оно становится фактором выживания социума в целом. Отношение молодежи к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями социальной среды, способствующими, или наоборот, угрожающими состоянию здоровью, а также определенную оценку индивидом своего физического состояния. [3,8]

В связи с этим актуализируется проблематика здорового образа жизни студенческой молодежи, связанная со следующими аспектами.

Во-первых, с ростом и изменением характера нагрузок, которые испытывает молодой человек в студенческой среде в связи с усложнением социальной жизни, изменением ее ритма, которые провоцируют негативные сдвиги в состоянии здоровья, приводят к изменению характера заболеваний и преобладанию в их числе "болезней цивилизации".

Во-вторых, с увеличением рисков как общего характера (техногенного, экологического, психологического, политического, военного), так и возрастного порядка, которые могут повлечь за собой негативное изменение состояния здоровья. Усиливающийся рост количества рисков в современном обществе, а главное, постоянно растущий масштаб потенциального и реального ущерба от них приводят к тому, что традиционные механизмы защиты от неблагоприятных последствий перестают эффективно выполнять свои функции, что отражается как на социальном здоровье общества в целом, так и на здоровье отдельного человека. [7,18]

На протяжении всей истории человечества здоровье и здоровый образ жизни являлись объектом исследования различных отраслей знания: медицины, философии, антропологии, социологии. Первоначально исследования были связаны с развитием медицины в Древней Греции. В античном сознании здоровье соотносится с устойчивыми понятийными конструктами - "гармония", "красота", "соразмерность" и по аналогии с ними мыслится как определенное ("правильное") соотношение (Платон, Гиппократ).

Возникнув впервые в Греции, термин "здоровье, здоровый" первоначально означал "подобный дереву" по высоте и крепости, современная транскрипция этого слова - "обладающий здоровьем, не больной".

СИДОРКИН Александр Сергеевич, студент, кафедра Социальной работы и социального права, Российский государственный социальный университет (филиал), Пятигорск $1с1огк'т [email protected]

Изучение проблемы здорового образа жизни студентов в широком социокультурном аспекте вузовского образования проводили: A.M. Гендин, К.Г. Габриелян, Р.Г. Узянбаева,Л.Э. Пахомова, Ю.Л. Григорьева, Т.Н. Маляренко, А.Г. Щедрина, Э.А. Житницкой.

В обществе распространены взгляды на студенческую молодежь как на социально дифференцированную, и в то же время замкнутую в системе своих интересов и потребностей, находящуюся в переходном, маргинальном состоянии социальную группу, потребителей социальныхуслуг, различных видов помощи со стороны семьи и государства. Можно констатировать, что исследования социальных факторов здоровья детей и подростков становятся более основательными и продуктивными, в то время как в отношении здоровья молодежи и студенчества сохраняется дефицит информации, связанный с недостаточностью принятых в системе медицинской и ведомственной статистики показателей и ограниченностью исследовательских возможностей.Такое положение обусловлено тем, что образ жизни студенчества как социальной группы объективно определен ее противоречивой позицией в обществе. Характер проблемы требует, чтобы в ее изучении сочетались не только социально-медицинский и психолого-педагогический, но и социологический подходы, что позволит обеспечить более корректную социальную оценку факторов и тенденций в отношении здоровья студенческой молодежи. Современные социальные и политические реалии требуют поиска эффективных механизмов формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, нового качественного осмысления государственной молодежной политики. [6,335]

Процесс социального становления молодежи, выбора ею жизненного пути и стратегий развития, осуществляется через обучение и воспитание, усвоение и преобразование опыта старших поколений. Молодость представляет собой период активного формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и социального статуса личности.

Ценностные ориентации, социальные нормы и установки молодежи "определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодежи,типичные образцы поведения". [8,71 ]

Главной причиной ухудшения здоровья молодежи продолжает оставаться кризисное состояние общества и его последствия - нека-

чественное питание, сокращение числа оздоровительных учреждений и др.

Значительное снижение уровня и качества жизни большинства молодых россиян, нарастание социальной напряженности, обусловливающей возникновение стрессов, обострение экологических проблем, особенно в городах, и другие подобные причины ведут к росту числа заболеваний, в том числе возникновению эпидемий и социально обусловленных заболеваний.

По данным научных исследований, более 50% подростков страдают хроническими заболеваниями (заболеваниями нервной системы и органов чувств, органов кровообращения, костно-мышечной системы, дыхания).

К факторам, неблагоприятным для развития молодежи, относятся распространение курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании. Высокими остаются показатели самоубийств молодых людей. Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди подростков. Наркомания сегодня становится мощнейшим фактором социальной дезорганизации, представляя большую угрозу для нормального функционирования всего общественного организма. По свидетельству специалистов, причины роста наркомании в известной мере есть результат конфликта личности и общества, который особенно ярко проявляется в кризисе социализации.

Оздоровление молодежной среды, осуществляющей формирование ценностных ориентаций современной российской молодежи, установок за здоровый образ жизни может быть осуществлено посредством совершенствования системы, форм, методов осуществления комплексной социальной молодежной работы в РФ. [5,44]

В сложившейся ситуации необходимо остановить негативные тенденции в молодежной среде, принять радикальные меры по качественному улучшению положения студенческой молодежи, воспитанию культуры здорового образа жизни. Если в краткосрочной перспективе эти меры не будут реализованы, то возникнет реальная угроза национальной безопасности России. За последние годы российское общество претерпело настолько существенные перемены, что можно говорить о новом качественном состоянии массового сознания. К настоящему времени образ жизни населения России еще не приобрел черты устойчивой, целостной системы поведения. На

современном этапе трансформации России идет переход от некогда "единого" унифицированного "советского" образа жизни к многообразным моделям жизнедеятельности, в том числе и в среде студенческой молодежи.

Из вышесказанного следует вывод, что здоровье, образ жизни студента выступают как образовательная ценность, т. к. он сам должен показывать личный пример ведения здорового образа жизни: поддержание оптимальной физической формы, избавление от вредных привычек, приобщение к активному отдыху и оздоровительным процедурам. [4,46]

Таким образом, в ходе анализа проблемы формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как ценности можно сделать следующие выводы:

1. В процессе присвоения ценности "здоровый образ жизни" студент осознает себя связующим звеном между здоровьем и образом жизни. Ведение здорового образа жизни позволяет осознать необходимость данного стиля жизни для развития и сохранения личного и общественного здоровья. С ведением здорового образа жизни тесно связано признание ценности здоровья, которое воспринимается как главная и основная задача нашей страны и всего человечества; признание человека как ответственного субъекта.

2. Отношение кздоровому образу жизни как ценности представляет собой интегративное, относительно устойчивое личностное образование, характеризующееся связью студента с ценностью "здоровый образ жизни", включаю-

щей в себя знания о ценности "здоровый образ жизни", эмоциональное отношение к нему, осознание здорового образа жизни как лич-ностно и социально значимой ценности, проявляющейся в реализации деятельностных аспектов.

Литература:

1. Агранович МЛ., Королева Н.Ю и др. Положение молодежи в России : аналитический доклад. - М. : Машмир, 2005. - 168 с.

2. Батнасунов A.C. Досуг как сфера жизнедеятельности современной российской молодежи. - Ставрополь, 2004.- 178 с.

3. Безрукова О.Н. Социология молодежи : учебно-методическое пособие. - СПб. : Изд-во С.-Пе-терб. ун-та, 2004. - 35 с.

4. Белова Н. И. Парадоксы здорового образа жизни учащейся молодежи // Социологические исследования. - 2008. - № 4. - С. 84-86.

5. Боряк В.П., Власова Э.Д, Денисова C.B.Социальное здоровье молодежи в Российской Федерации // Государство и общество в XXI веке: пробле-i мы и тенденции развития : сборник научных статей. - Пятигорск, 2013.

6. Дудрова Е.В., Шеметова Г.Н. Проблемы здоровья современной студенческой молодежи и нерешенные вопросы организации лечебно-профилактической помощи // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2009. - Т. 5. - № 4. - С. 526-530.

7. Давиденко Д.Н., Щедрин Ю.Н., Щеголев В.А. Здоровье и образ жизни студентов : учебное пособие. - СПб. : СПбГУИТМО, 2005. - 124 с.

8. Хапаев И.Б., Павлюк C.B. Основные факторы воздействия на социальную среду современной молодёжи // Наука в современном обществе : материалы V Международной конференции. -Ставрополь : Логос, 2014. - С. 70-73.

9. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. -Л., 1968.

LO

гН

О си

ь-

Q-<

=7^

Ё

69

SOCIAL SUPPORT FOR YOUNG FAMILY

Pavlyuk Svetlana Viktorovna, PhD of Historical sciences, Associate Professor, E-mail: [email protected] Hayrapetyan Amaiia Levonovna, Student E-mail: [email protected]

Chair of Social Work and Social Rights, Russian State Social University (branch), Pyatigorsk

The article considers social support for young families. Argued that social support for young families should be implemented in social programs, with appropriate focus. Keywords: social policy, social support program.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДОЙ СЕМЬИ

Статья посвящена рассмотрению социальной поддержки молодой семьи. Ар гументировано, что социальная поддержка молодых семей должна реал изо вываться в социальных программах, имеющих соответствующую целенаправ ленность.

Ключевые слова: социальная политика; социальная поддержка; программа.

УДК 316.4

© Павлюк C.B., 2015 © АйрапетянА.Л.,2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.