В отношении семейных ценностей ставится превыше всего независимость и карьера. Семью же планируют в будущем.
Молодежь сегодня имеет разнообразные ценностные ориентации. Это зависит от социальных характеристик, внешних факторов и т.д. В зависимости от этих факторов реализуются жизненные позиции. [4, 71] Те приоритеты, которые ранее казались безошибочными, сменяются другими, определяющими сегодняшние жизненные реалии. Появляются новые ценности, значит, разрушаются старые идеалы, традиции и формируется иной тип личности. [3,156]
Таким образом, ценностный мир молодежи во многом обусловлен факторами социально-экономического развития общества и предоставляемых им возможностей для жизненной самореализации молодежи. [4,72] Студенческая молодежь как та часть молодежи, которая уже ступила на ступеньку, с которой будущее видится более привлекательным, играет немало-
важную роль в формировании той или иной ценностной парадигмы в обществе. Ее высокая мобильность, образованность и ценностный капитал выступают основой социального капитала каждого общества. В студенческой молодежи как социально активной части населения заложен будущий потенциал развития общества.
Примечания:
1. Тимербулатова Н.Э. Жизненные стратегии студенческой молодежи в региональном социуме // Власть. - 2012. - № б. - С. 145.
2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. - 2-е изд. доп. и ис-правл. - М. : ИС РАН, 2010. - С. 176.
3. Патрушев C.B., Хлопин А.Д. Социокультурный раскол и проблемы политической трансформации России // Россия реформирующаяся. Ежегодник. Вып. б. - М. : ИС РАН, 2007. - С. 301-302.
4. Хапаев И.Б., Павлюк C.B. Основные факторы воздействия на социальную среду современной молодёжи // Наука в современном обществе: материалы V Международной конференции. -Ставрополь : Логос, 2014. - С. 70-73.
TECHNOLOGIES OF SOCIAL WORK WITH YOUNG PEOPLE Pavlyuk Svetlana Viktorovna, PhD of Historical sciences, Associate Professor, E-mail: [email protected] Taova Madina Muaedovna, Student
Chair of Social Work and Social Rights, Russian State Social University (branch), Pyatigorsk
The article highlights the modern technologies of social work with young people in the Russian Federation and ways of improving them.
Keywords: social work; youth; problems of youth; technologies of social work with young people; social services.
УДК 336.221 ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
© ПавлюкС.В., 2015 В статье освещаются современные технологии социальной работы с молоде-
© Таова М М 2015 жью в Российской Федерации и пути их усовершенствования.
Ключевые слова: социальная работа; молодежь; проблемы молодёжи; технологии социальной работы с молодежью; социальные службы.
ПА ВЛЮК Светлана Викторовна, кандидат исторических наук, доцент ра vluks velS>rambler. г и
ТАОВА Мадина Муаедовна,
студентка,
кафедра Социальной работы и социального права, Российский государственный социальный университет (филиал), Пятигорск
Распад СССР и переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей. Изменения, которые переживает в настоящее время Россия, влекут за собой многоплановые преобразования нормативно -ценностных систем всех социальных групп общества, среди которых особое место занимает молодежь. Для нее незавершенность и нестабильность этих процессов значительно осложняет процесс социализации. [1, 36]
Молодость - это всегда период становления жизненных смыслов, выбора целеполагающих ценностей, это прежде всего время создания семьи и устройства семейной жизни, время выбранной профессии, определение отношения к общественной жизни и своей роли в ней.
Сегодня молодежь часто характеризуется как жестокая, безнравственная, бездуховная. Это аргументируется ростом молодежной преступности, распространенностью "свободных" отношений, потреблением наркотиков, культом денег и силы, деформацией духовно-нравственных ценностей, размытостью моральных ограничений на пути к достижению личного успеха, ухудшением состояния физического и психического здоровья молодого поколения.
Отношение к молодежи всегда являлось актуальным для государства и общества. Молодежь не является саморазвивающейся системой, ее жизнь обусловлена существующими социально-экономическими и политическими условиями. Молодой человек в соответствии с этим несет в себе прошлое, настоящее и будущее. [6,15]
Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.
Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.
Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия в центрах помощи молодым семьям, общежитии - приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. [8, 71]
При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по указанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационныхи социально-правовых услуг. [2,163]
К технологиям социальной работы с молодежью относят:
- социальная терапия - это отрасль научного знания, ориентированная на решение социально-терапевтических проблем через преодоление аномалий смысло-жизненных
ориентаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни (в том числе молодежи), их представления о справедливости и несправедливости;
- консультирование - установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения;
-арт-терапия - "терапия искусством" через вовлечение молодого человека в культурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговых учреждений;
- музыкотерапия - социализация индивида путем, обращения к какой-либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, смотров-конкурсов, регулярное прослушивание музыкальных композиций;
- библиотерапия - воздействие на сознание индивида в процессе формирования смыс-ло-жизненных ориентаций через подбор специальной литературы;
- социально-педагогические технологии -активное участие социального работника (педагога) в воспитании клиента и формировании его смысло-жизненных ориентаций;
- творческие технологии - вовлечение молодых людей коллективную творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества. [5, 72]
Данные технологии должны реализоваться в таких центрах, как:
- Центр социально-психологической помощи молодежи, предназначенный для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях в микро и макросредах, профилактики и предупреждения девиантного и суицидального поведения у данной категория населения;
- Центр ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вернувшихся из мест заключения, который оказывает консультативную, социально-правовую, профориентационную и психологическую помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоянии, предотвращения рецидива; оказание помощи в трудоустройстве, профориентации и переподготовке молодежи, вернувшейся из мест лишения свободы; консультации по юридическим, медицинским и социальным вопросам, выявление актуальных проблем и кризисных ситуаций, приведших к дезадаптированному состоянию, поиск путей выхода из них; ликвидация конфликтов и выработка совместно с подопечным установок с целью выхода из кризисного состояния. [7,112] К новым методам социаль-
ной работы с молодежью относится "мобильная социальная работа". Данный метод ориентирован на ту часть молодежи, которая несклонна обращаться ни в молодежные центры, ни в органы социальной защиты и вместе с тем предрасположена к проявлению девиантного поведения и агрессивности. Как правило, к этой категории относятся представители различных субкультур. Принцип и цель социальной работы состоит в установлении доверительных взаимоотношений и солидарного взаимодействия с целью активного проникновения в мир молодежи, склонной к правонарушениям. Своим происхождением мобильная социальная работа обязана энтузиастам из США, которые на улицах крупных городов и местах "тусовок" молодежных группировок осуществляли поисковую деятельность по социальной помощи и адаптации данной категории молодежи. [8, 70] Таким образом, социальная работа переместилась из различных ведомств, центров непосредственно на улицы. Увеличение числа бездомных среди молодежи, склонной к противоправному поведению обусловило быстрое распространение социальной работы на улицах практически на всем европейском пространстве. Одной из форм мобильной социальной работы является "уличная социальная работа", которая предполагает общение с молодежью не в стенах различных ведомств и учреждений, молодежных центров и консультативных пунктов, а непосредственно в среде обитания молодежи. Уличная социальная работа может встречаться в различных формах: предоставление различных альтернативных способов проведения свободного времени, организация спортивных мероприятия. [3,61]
Социальная работа с молодежью должна носить общественно-государственный характер и быть направлена на активизацию действий и развитие партнерства ее основных субъектов: органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, коммерческих и некоммерческих организаций, самой молодежи по
обеспечению эффективной реализации государственных и общественных интересов в процессе социального становления и самореализации молодежи. [4,130]
Несмотря на создание и развитие сети социальных служб различного профиля, сегодняшнее их количество не соответствует объективной потребности в них. Созданные учреждения удовлетворяют запросы не более 10% нуждающихся в социальных услугах. Необходимо создать в социуме условия и механизмы оптимальной социализации молодежи и перехода к новому уровню социальной работы - от отдельных центров и традиционных технологий к государственной межведомственной политике социального обслуживания, созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой. [9, 224]
Примечания:
1. Аистов A.B., Леонова Л.А. Удовлетворенность жизнью и работой, связь с незарегистрированной занятостью. - М. : Высшей школы экономики, 2011.
2. Агапов Е.П. Методика исследований в социальной работе : учебное пособие / Е.П. Агапов. - Рос-тов-н/Д. : Наука-Спектр, 2010.
3. Беспаленко П.Н. Региональная молодежная политика: зарубежный опыт // Государственная молодежная политика. - М., 2012.
4. Ильинский И. М. Будущее России и молодежь: к новой концепции молодежной политики. - М., 2010.
5. Куприянов Б.В. Социальная работа в сфере молодёжного досуга // Социальная работа с молодёжью/ под ред. Н.Ф. Басова.-3-е изд. - М., 2012.
6. Молодежь в условиях социально-экономических реформ : материалы Международной научно-практической конференции / под ред. В.Т. Лисовского. - Вып.1, 2. - СПб., М„ 2011.
7. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения. - М., 2012.
8. Хапаев И.Б., Павлюк C.B. Основные факторы воздействия на социальную среду современной молодёжи // Наука в современном обществе: материалы V Международной конференции. -Ставрополь : Логос, 2014. - С. 70-73.
9. Юзефавичус Т.А. Технология социальной работы с молодежью : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2012.