Научная статья на тему 'Ценностные приоритеты социально-культурной активности участников современных православных общин'

Ценностные приоритеты социально-культурной активности участников современных православных общин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АКТИВНОСТЬ / WELFARE ACTIVITY / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ORTHODOX PEDAGOGICS / ОБЩИНА / COMMUNITY / ЦЕННОСТЬ / VALUE / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бухаринова Ольга Николаевна

В статье рассматривается понятие социально-культурной активности участников православных общин, выявляются ценностные приоритеты проявления данного феномена в современных условиях общественного развития России.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бухаринова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the concept of welfare activity of participants of orthodox communities is considered, valuable priorities of display of the given phenomenon in modern conditions of social development of Russia come to light.

Текст научной работы на тему «Ценностные приоритеты социально-культурной активности участников современных православных общин»

^ Социально-культурная деятельность

естественно существующих, но именуемых некоторыми авторами абсолютными и высшими, сказываются, видимо, политические, нравственные и другие убеждения и предпочтения авторов, склонных слишком их идеализировать и преувеличивать место и роль тех или иных ценностей.

В результате занятий дополнительного образования в учреждении культуры ребенок выбирает жизненные ориентиры на основе общечеловеческих ценностей, развивает мыслительную деятельность и проективные способности не только в творче-

ских работах, но и в жизненных ситуациях, приобретает способность эмоционального освоения нравственных и эстетических ценностей, развивает в себе такие качества, как коммуникабельность, креативность, мобильность, обучаемость. В своей работе учреждения культуры дополнительного образования детей должны понимать, что возможность реализации общечеловеческих ценностей в системе дополнительного образования определяет характер воспитанника, а в целом качество его жизнедеятельности в социуме.

Примечания

1. Миронов, А. В. Понятие ценности, виды и иерархия ценностей / А.В. Миронов // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 1.

2. Утяшев, М. М. Права и свободы человека и общечеловеческие ценности / М.М. Утяшев // История государства и права. - 2010. - № 7. - С. 9-12.

енностные приоритеты социально-культурной активности участников современных православных общин

О. Н. Бухаринова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается понятие социально-культурной активности участников православных общин, выявляются ценностные приоритеты проявления данного феномена в современных условиях общественного развития России.

Ключевые слова: социально-культурная активность, мотивация, православная педагогика, община, ценность, воспитание.

In article the concept of welfare activity of participants of orthodox communities is considered, valuable priorities of display of the given phenomenon in modern conditions of social development of Russia come to light.

Key words: welfare activity, motivation, orthodox pedagogics, a community, value, education.

Понятие «активность личности» относится к социальной психологии и представляет собой особый вид деятельности или особую деятельность, отличающуюся интенсификацией своих основных характери-

стик (целенаправленности, мотивации,осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств, как инициативность и ситуативность. Согласно точке зрения

129

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 129-1132

И

г

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 1 (45) январь февраль ^

М.Г. Ярошевского, активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями (5, с. 157).

По мнению К.А. Абульхановой-Славской, посредством активности человек решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности, мобилизуя активность в необходимых, а не в любых формах, в нужное, а не в любое удобное время, действуя по собственному побуждению, используя свои способности, ставя свои цели, тем самым, оценивая активность как часть деятельности, как её динамическую составляющую, реализуемую ситуативно, то есть в нужный момент времени.

Представление об активности как форме деятельности, позволяет утверждать, что активности должны быть присущи основные составляющие деятельности. В психологии к ним относят: цель или целенаправленность, мотивацию, способы и приёмы, с помощью которых осуществляется деятельность, а также осознанность и эмоции. Говоря о цели, подразумевают, что любая деятельность осуществляется для чего-то, то есть что она направлена на достижение определённой цели, которая трактуется как сознательный образ желаемого результата и определяется мотивацией субъекта деятельности.

Человек, находясь под воздействием комплекса внешних и внутренних мотивов, выбирает главный из них, который превращается в цель деятельности, направленной на его достижение. Поэтому цель можно также рассматривать как главный осознанный мотив. Отсюда становится понятным, что продуктивная деятельность носит мотивированный и осознанный характер. Уровень активности, её длительность, устойчивость и другие показатели зависят от согласованности и оптимальных сочетаний разных компонентов: эмоционального, мотиваци-онного и др.

Мотивация как побуждение к действию представляет собой динамический психо-

логический процесс, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения.

Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр. Мотив является одним из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими отечественными психологами А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном.

В основе проявления групповой активности функционируют просоциальные мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. В случае действия просоциальных мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляет себя с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями. Как следствие, всем участникам группы присущи нормативность, лояльность к групповым стандартам, признание и защита групповых ценностей, стремление реализовать групповые цели. По мнению Н.В. Шарковской, понятие «социально-культурная активность» обладает способностью фиксировать суть педагогических закономерностей социально-культурной деятельности, среди которых автором выделяются: непременное присвоение личностью жизненного культурного опыта и достижение его открытости в различных сферах досуга на основе самоорганизации поведения, а также учета императивов социума; обусловленность содержания, форм и методов социально-культурной деятельности уровнем развития ее субъектов и соответствующих отношений (4, с. 153).

Фактически, теория социально-культур-

И

Г

j

ной деятельности изучает пути гармонизации взаимодействия человека и социума в пространстве культурных ценностей. Поэтому мы придерживаемся точки зрения Н.Н. Ярошенко, что наиболее продуктивным является определение понятия «социально-культурной деятельность» в контексте педагогической антропологии культуры как научной теории, изучающей процессы становления человека как самостоятельного субъекта культуры и роль в этом процессе всех иных субъектов целенаправленной социально-культурной деятельности (личностей, общностей, учреждений и т.д.). С этих позиций социально-культурная деятельность может быть понята как особый вид педагогической деятельности, в процессе которой ценности культуры обуславливают формирование качественно новых общественных отношений (в динамике духовно-ценностных оппозиций: личность - общество, социальная группа - общество и др.) (6, с. 14б).

В нашем понимании, социально-культурная активность участников православной общины выступает в качестве рабочего термина, раскрывающего весь комплекс общинно-приходского воспитания, организации досуга и социальной благотворительности в рамках православной педагогики. Воспитательный процесс в общинно-приходской жизни направлен, прежде всего, на укрепление тех сторон социокультурной среды, которые содействуют воцерковле-нию наших современников, задачи формирования социально-культурной активности участников православной общины предстают органичной частью православной педагогики.

Основатель национальной русской педагогики К.Д. Ушинский в свое время пророчески указывал на то, что ценности в системе образования не могут определяться той или иной государственной системой или общественным укладом, потому что последние могут претерпевать частые и порой значительные перемены, в то время как цели воспитания должны быть вечными и не зависеть от политических коллизий, должны соответствовать самой глубине человече-

^ Социально-культурная деятельность

ской природы.

Такого же мнения придерживается Э.А. Чурсина, считающая главными задачами воспитания приобщение человека к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям; раскрытие духовной одаренности человека и его личностных дарований; активизацию позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений личности к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу; формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу; охрану и укрепление духовного, душевного и физического здоровья людей; создание одухотворенного и образовательного пространства жизнедеятельности человека (3).

Ценности православной культуры прошли «апробацию» в системе российского воспитания на протяжении тысячелетия, что дает возможность говорить об их постоянстве, стабильности и традиционализме (1). По И.А. Ильину, высшими духовно-нравственными ценностными понятиями определены вера, любовь, свобода, семья и родина, именно они выступают тем «внутренним стержнем», который есть организующее и системообразующее звено как духовно-нравственной сферы жизни человека в целом, так и теории и практики воспитания и образования.

Позитивный опыт прошедшего десятилетия свидетельствует о выраженной социально-культурной направленности внебогослужебной деятельности православных общин, определяющих специфику приобщения россиян к ценностям православной культуры, обогащения духовно-нравственного воспитания в условиях досуга на основе самодеятельной активности и добровольчества (Рождественский и Пасхальный фестивали, фестиваль кино «Лучезарный ангел», телевизионный канал «Спас», сестричество, клубы исторической реконструкции «Русские Витязи» и др.).

На сегодняшний день целями православной педагогики является привнесение в общество идеалов нравственности, гуманизма и толерантности; укрепление законопослуш-

и

г

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 1 (45) январь февраль ^

ности и патриотизма; возрождение традиционной русской культуры (2). Исходя из вышесказанного, вся внебогослужебная деятельность православных общин направлена на формирование социально-культурной активности прихожан в конкретных приходских православных общинах. Данный процесс органично развивается в контексте единых ценностных оснований взаимодействия государства и Русской православной церкви,

обусловлен необходимостью национальной самоидентификации и нравственного возрождения российского народа, актуализации ценностей православной культуры как основополагающей базы развития духовно-нравственной личности. Фактически, вся культура России, ее тысячелетняя история и классическая художественная культура находятся в неразрывной связи с православной традицией миропонимания.

Примечания

1. Дивногорцева, С. Ю. Духовные ценности православной культуры в содержании педагогических знаний / С.Ю. Дивногорцева // Сборник пленарных докладов XV международных рождественских образовательных чтений. - М.: Просветитель, 2007. - С. 147.

2. Добрускин, М. Е. О социальных функциях церкви (на материалах Русской Православной Церкви) / М.Е. Добрускин // Социс. - 2002. - № 4. - С. 76-85.

3. Чурсина, Э. А. Православное воспитание как духовная традиция отечественной педагогики: дис. ... канд. пед. наук / Э.А. Чурсина. - Елец, 2001.

4. Шарковская, Н. В. Формирование социально-культурной активности личности в учреждениях культуры и образования: структурно-функциональный подход: монография / Н.В. Шарковская. - М.: МГУКИ, 2009.

5. Ярошевский, М. Г. История психологии / М.Г. Ярошевский. - 2-е изд. перераб. - М.: Мысль, 1976.

6. Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности : [учебник] / Н.Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007.

Сущность и специфика

гражданского воспитания с древнейших времён до 534 г. н.э.

А. Е. Калистратов

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена анализу генезиса понятия «гражданственность» и воспитания гражданственности в исторической ретроспективе со времён Конфуция до 534 г. н.э. В статье рассматриваются философские и педагогические подходы и воззрения Конфуция, Платона, Аристотеля, Эпикура, Тита Лукреция Кара, Цицерона, кодекс римского права «Свод Юстиниана».

Ключевые слова: анализ понятия «гражданственность», определение гражданства, гражданственность, воспитание гражданственности.

The article is devoted to analysis of the genesis of the concept of "citizenship" and civic education in historical retrospect, from the times of Confucius to 534 ad. The article considers the philosophical and pedagogical approaches and views of Confucius, Plato, Aristotle, Epicurus, Titus Lucretius Kara, Cicero, the code of the roman law, the "Code of Justinian".

Keywords: analysis of the concept of "citizenship", the definition of citizenship, public spirit, civic education.

132 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 132-137

И

г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.