Научная статья на тему 'Социально-культурная деятельность в системе духовного и нравственного воспитания молодежи'

Социально-культурная деятельность в системе духовного и нравственного воспитания молодежи Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
111
123
Поделиться
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ / SPIRITUAL DEVELOPMENT / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / РЕЛИГИЯ / RELIGION / ОБЩЕСТВО / SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Сабиров Тимур Равилевич

В статье рассматривается необходимость формирования и развития нравственности в молодежной среде. Социально-культурная деятельность направлена на духовное и нравственное развитие личности в современном обществе.

SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUTH

This article discusses the need for the formation and development of morality in today's youth. Social and cultural activities are focused on the spiritual and moral development of the individual in today's information and IT society.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная деятельность в системе духовного и нравственного воспитания молодежи»



[Электронный ресурс] : [веб-сайт] / под ред. Е. Зеленцовой, Н. Гладких ; Агентство «Творческие индустрии». — Электрон. дан. — Москва, 2008. — Режим доступа: www.creativeindustries.ru

4. Федеральная целевая программа «Научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы : Правительство Российской Федерации от 02.11.2009 №1622-р [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. — Режим доступа: base.consultant.ru

С

ОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ДУХОВНОГО И НРАВСТВЕННОГО

ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

УДК 351.858(091) Т. Р. Сабиров

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается необходимость формирования и развития нравственности в молодежной среде. Социально-культурная деятельность направлена на духовное и нравственное развитие личности в современном обществе.

Ключевые слова: личность, духовное развитие, молодежь, нравственность, религия, общество.

T. R. Sabirov

Moscow State University of Culture and Arts

SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUTH

This article discusses the need for the formation and development of morality in today's youth. Social and cultural activities are focused on the spiritual and moral development of the individual in today's information and IT society.

Keywords: personality, spiritual development, youth, morality, religion, society.

Сегодня — в эпоху информационного общества, когда окружающая нас реальность неизбежно и кардинально меняется почти каждый день, теряются многие нравственные ориентиры, а вместо решения духовных проблем своего развития много времени уходит на преодоление бытовых проблем. Особую тревогу вызывает нравственное

98

неблагополучие, психическое и духовное состояние подрастающего поколения, проявляющееся в социальной неустойчивости и незащищенности детей и подростков, их тревожности и враждебности, конфликтности и неспособности к нормальному общению.

Среди негативных факторов, оказывающих пагубное влияние на подрастающее

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (54) июль-август 2013 98-101

^ Социально-культурная деятельность

поколение, можно отметить резкое падение уровня благосостояния большинства населения, огромный экономический разрыв между социальными группами населения, разрушение института семьи по разным причинам (безработица, алкоголизм, наркомания), размытые или искаженные нравственные ориентиры самого общества, пропаганда насилия и жестокости в средствах массовой информации, кинематографе и литературе и, в довершение всего, — неэффективная организации воспитательного процесса в учебных учреждениях.

Все это обуславливает актуальность проблемы нравственного и духовного воспитания молодежи в сфере социально-культурной деятельности.

На сегодняшний день можно выделить несколько важных задач, которые стоят перед современными педагогами и специалистами социально-культурной сферы. К ним относятся необходимость определения сущности и специфики нравственного воспитания как педагогического процесса; выявления комплекса социально-культурных условий, влияющих на нравственное воспитание современной молодежи; развития нравственности и духовности российской молодежи, используя современные информационные средства.

Следует обратить внимание, что воспитательные ресурсы социально-культурной деятельности могут быть задействованы не только в свободное время, но и применяться в рамках образовательных программ в учебных заведениях, тем самым обеспечивая непрерывность образовательного процесса и нравственного воспитания личности [см.: 5].

Приоритетное значение и актуальность задачи раскрытия педагогического потенциала в сфере социально-культурной деятельности обоснованы в работах М. А. Ариарского, В. З. Дуликова, И. Н. Ерошенкова, А. Д. Жаркова, А. С. Запесоцкого, Т. Г. Киселёвой, Ю. Д. Красильникова, Г. Н. Новиковой, Ю. А. Стрельцова, В. Я. Суртаева, В. М. Чижикова, Н. В. Шарковской, Н. Н. Ярошенко и др.

Следует подчеркнуть, что духовно-

нравственное воспитание — это широкое понятие, подразумевающее всесторонний процесс развития человека как гражданина и личности, в ходе которого усваиваются не только определенные нравственные нормы общества, но и формируется духовный мир человека. Сегодня много внимания уделяется формированию гражданского общества, а без высокого уровня морали и нравственности каждого его субъекта достичь этой цели нельзя.

В современном понимании гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми и культурными отношениями между людьми, независимое от государства, но взаимодействующее с ним. Гражданское общество — это общество людей высокого социального, культурного, морального экономического статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения. Гражданское общество имеет сложную структуру, которая включает в себя: хозяйственные, экономические, этнические, религиозные и правовые отношения между субъектами.

На современном этапе развития педагогической науки под духовно-нравственным воспитанием молодежи мы понимаем целенаправленный процесс воздействия на них по нескольким направлениям. Сюда можно выделить гражданско-патриотическое и правовое воспитание, приобщение к ценностям культуры и истории родного государства, пропаганду здорового образа жизни, бережное отношения к экологии, толерантное отношение к различным группам и представителям меньшинств и религиозное воспитание. Основными ориентирами духовного и нравственного воспитания молодежи являются:

• гуманизм как основополагающий принцип человеческой жизни;

• личная социальная ответственность перед обществом;

• чувство гражданского долга как проявление отношения к гражданам и государству;

• чувство собственного достоинства как

основа самоуважения и уважения окружающих;

• проявление толерантного отношения к окружающим.

Духовное воспитание как одно из направлений педагогической деятельности предполагает особый подход к проектированию учебных программ. Воспитательные ресурсы социально-культурной деятельности оптимально подходят для улучшения педагогического процесса. Опираясь на обширный технологический ресурс, специалисты социально-культурной сферы могут применять его не только в организации досуга для молодежи, но и в формировании учебных программ с целью их обогащения новыми формами обучения [см.: 3].

В условиях современного мирового общества практически нет ни одного государства, общество которого не испытывало бы определенных затруднений в вопросах традиционности, передачи молодому поколению накопленного опыта [2]. Обычаи, традиции и нравственные нормы постоянно подвергаются критике со стороны молодежи: многие не находят их современными, не принимают и не понимают их. Перед такими социальными институтами, как семья, школа, общество, поставлена новая задача — не просто сохранить моральные устои, духовность, но объяснить всю необходимость этих качеств для современной молодежи. В решении данного вопроса социально-культурная деятельность, обладающая широким технологическим ресурсом, играет первостепенную роль.

Постепенно общество сформулировало нравственные нормы — совокупность нравственных императивов, требований, предписаний, выраженных в форме правил, образцов поведения, основанных на принятых в обществе представлениях о добре и зле, о должном, о справедливом, милосердном, непозволительном и т.п. [1, с. 281]. Возникнув как компоненты моральных отношений, складывающихся между людьми в социуме, нравственные нормы вместе с правовыми нормами стали основой так называе-

мых социальных норм, то есть «совокупности действующих в обществе образцов, стандартов, правил поведения, выполнение которых ожидается и поощряется общественным мнением, обычаями, традициями и поддерживается посредством применения санкций за уклонение от их выполнения» [1, с. 281—282].

От простых категорий нравственности, таких как добро и зло, справедливость и несправедливость, истина и ложь, совесть и бессовестность, стыд и бесстыдство, честь и бесчестие, человек постепенно пришел к мысли о высшем предназначении своей жизни. Можно сказать, что простые и знакомые нам понятия, которыми мы соизмеряем свои поступки, являются формообразующими нашей духовной жизни, и наши предки прекрасно понимали и принимали это.

Нравственные категории появились в жизни человека с момента формирования человеческого общества и облекались в определенные законы, кодексы, своды правил. Так, например, для православных людей наивысшим образцом человеческой морали были и остаются десять заповедей христианства, которые тесно перекликаются со схожими императивами в других мировых религиях. Определенно, понятия «нравственность» и «мораль» восходят к традициям человеческого общества.

Профессиональная этика представляет собой совокупность норм, которые регулируют личное и профессиональное поведение и разрабатываются в большинстве случаев для защиты потребителей услуг, специалистов, организаций, участников исследовательских, профессиональных групп и общества в целом [4]. Сегодня практически в каждой компании существуют или разрабатываются внутренние уставы, кодексы, своды правил, которые контролируют деятельность сотрудников учреждения. Однако эта практика не нова: профессиональная этика впервые появилась еще в античности, среди врачей, которые приносили клятву Гиппократа. Испокон веков в человеческом обществе существуют профессии, к кото-

^ Социально-культурная деятельность

рым сами люди предъявляют повышенные моральные требования. Уделяется особое внимание моральным качествам работников профессий из сферы здравоохранения, образования, управления, транспорта и т.д. Основными видами профессиональной этики являются: врачебная, правовая и педагогическая этика, этика ученого, предпринимателя (бизнесмена) и пр. Каждый вид корпоративной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.

На сегодняшний день можно выделить следующие проблемы современной молодежи в России:

• необратимость глобализационных процессов в сфере российской культуры, заимствование культурных образцов и ценностей, в первую очередь западной культуры, что приводит к обесцениванию самобытной русской культуры;

• уход от традиционных, «живых» видов досуга в пользу «виртуальных», потеря интереса к активному досугу в пользу пассивного;

• проблемы алкоголизма, наркомании, сексуальной распущенности, которые влияют на содержание и качество досуга, по сути, обесценивая его;

• коммерциализация сферы досуга и недоступность его видов для широких масс насе-

ления, в том числе в молодежной среде, что влечет за собой формирование круга сложных нравственно-этических и моральных проблем.

В качестве вывода по данной статье следует отметить, что модернизация современных образовательных учреждений, направленная на укрепление приоритетов духовного и нравственного воспитания, предполагает поиск новых методик организации учебно-воспитательного процесса. Например, школа может стать для ребенка воспитательной средой, формирующей его ценностные установки, в основу педагогической системы должен быть заложен нравственный подход.

Процесс формирования личности педагогом требует немалых усилий и высокого уровня знаний, и не только в сфере образования. Работа педагога должна основываться на нравственной составляющей, быть предельно этичной по отношению к учащимся и коллегам.

Приступая к работе в учреждениях культуры и досуга, специалист сферы социально-культурной деятельности должен помнить о педагогической направленности своей миссии: быть высоко эрудированным и открытым человеком, разносторонне развитой личностью, соблюдать нормы этики и морали, проявлять уважение ко всем участникам процесса. Успех органичного духовного воспитания подрастающего поколения во многом зависит от способности педагога стать личным примером для подражания.

Примечания

1. Бабосов, Е. М. Социология : [энциклопедический словарь] / Е. М. Бабосов ; предисл. Г. В. Осипова. — Москва : ЛИБРОКОМ, 2009. — 480 с.

2. Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; отв. ред. Ю. В. Хен. — Москва : ИФФРАН, 2010. — 239 с.

3. Ерошенков, И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков : [учебное пособие для студентов высших учебных заведений] / И. Н. Ерошенков. — Москва : Владос, 2004. — 221 с.

4. Психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. — Режим достпа: Ь1^р://Шс. academic.ru/contents.nsf/enc_psychology/.

5. Шарковская, Н. В. Сущностный смысл социально-культурного института: функциональный подход / Н. В. Шарковская // Вестник МГУКИ. — 2013. — № 3. — С. 122—127.

6. Ярошенко, Н. Н. Ценности досуга в контексте цивилизационного развития / Н. Н. Ярошенко // Вестник МГУКИ. — 2011. — № 6. — С. 66—73.

О

РГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОБИЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

УДК 351.858(091)

С. В. Слепченкова, А. Г. Нагорная

Смоленский государственный институт искусств

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МЭИ» в г. Смоленске (филиал МЭИ в г. Смоленске)

В статье рассмотрен комплекс организационно-педагогических условий формирования социокультурной мобильности участников общественных организаций, который был апробирован в разработанной нами педагогической программе деятельности общественных организаций. Проблема формирования социокультурной мобильности участников общественных организаций рассмотрена с позиций личностно-деятельностного подхода.

Ключевые слова: социокультурная мобильность, организационно-педагогические условия, общественные организации, личностно-деятельностный подход.

S. V. Slepchenkova, A. G. Nagornaya

Smolensk State Institute of Arts

National Research University «MEI» in Smolensk (a branch of MEI in Smolensk)

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL AND CULTURAL MOBILITY OF PARTICIPANTS IN PUBLIC ORGANIZATIONS: THE PERSONALITY-ACTIVITY APPROACH

In article the complex of organizational and pedagogical conditions of formation of sociocultural mobility of participants of public organizations which was approved in the pedagogical program of activity of public organizations developed by us is considered. The problem offormation ofsociocultural mobility at participants of public organizations is considered from positions of personal and activity approach.

Keywords: sociocultural mobility, organizational and pedagogical conditions, public organizations, personal and activity approach.

Современное социокультурное пространство нашего общества основано на взаимном сосуществовании духовного и материаль-

ного мира, характеризующемся комплексом социально-культурных условий для творческого развития и становления личности.

102

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (54) июль-август 2013 102-105