Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ЗАРОЖДЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ'

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ЗАРОЖДЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
христианская религия / конституционная культура / система права / ценности / государственная власть / Писание / традиционное общество / вера / религиозное сознание / нормативно-правовой акт.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Каландаришвили З.Н.

Автор в своей статье анализирует аксиологические составляющие зарождения конституционной культуры в христианской религии. Так, по мнению исследователя, аксиологические ценности, зафиксированные в нормативных правовых актах, коррелируют всегда с ценностями религиозного характера. В основе системы права и христианской религии лежит идентичное представление о добре, нравственности и справедливости как первостепенных социальных ценностей социума. Ценности христианской культуры — это не столько религиозные постулаты, закрепленные в Писании, сколько их истолкование и интерпретация в русле христианской философской традиции, а также результат определенного консенсуса общества. В нормах и принципах христианской религии заключены необходимые предпосылки зарождения и развития основ конституционной культуры, которые содержат в себе определенное ограничение государственной власти. Аксиологические ценности, зафиксированные в нормативных правовых актах, коррелируют всегда с ценностями религиозного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ЗАРОЖДЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-1-338-341 NIION: 2018-0076-1/23-57 MOSURED: 77/27-023-2023-1-57

КАЛАНДАРИШВИЛИ Зураб Нодарович,

заведующий кафедрой теории права и правоохранительной деятельности Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, доцент кафедры теории права и гражданско-правового образования РГПУ им. А.И. Герцена, кандидат юридических наук, кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: zurab.kalandarishvili@yandex.ru

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ЗАРОЖДЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ

Аннотация. Автор в своей статье анализирует аксиологические составляющие зарождения конституционной культуры в христианской религии. Так, по мнению исследователя, аксиологические ценности, зафиксированные в нормативных правовых актах, коррелируют всегда с ценностями религиозного характера. В основе системы права и христианской религии лежит идентичное представление о добре, нравственности и справедливости как первостепенных социальных ценностей социума. Ценности христианской культуры — это не столько религиозные постулаты, закрепленные в Писании, сколько их истолкование и интерпретация в русле христианской философской традиции, а также результат определенного консенсуса общества. В нормах и принципах христианской религии заключены необходимые предпосылки зарождения и развития основ конституционной культуры, которые содержат в себе определенное ограничение государственной власти. Аксиологические ценности, зафиксированные в нормативных правовых актах, коррелируют всегда с ценностями религиозного характера.

Ключевые слова: христианская религия, конституционная культура, система права, ценности, государственная власть, Писание, традиционное общество, вера, религиозное сознание, нормативно-правовой акт.

KALANDARISHVILI Zurab Nodarovich,

Head of the Department of Theory of Law and

Law Enforcement Saint-Petersburg University of the humanities and social sciences, Associate Professor of the Department of Theory of Law and Civil Law Education Russian State Pedagogical Herzen University, candidate of legal sciences, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

VALUE FOUNDATIONS OF THE ORIGIN OF CONSTITUTIONAL CULTURE IN THE CHRISTIAN RELIGION

Annotation. The author in his article analyzes the axiological components of the birth of constitutional culture in the Christian religion. Thus, according to the researcher, the axiological values fixed in normative legal acts always correlate with the values of a religious nature. The legal system and the Christian religion are based on an identical idea of goodness, morality and justice as the paramount social values of society. The values of Christian culture are not so much the religious postulates enshrined in Scripture, but their interpretation and interpretation in line with the Christian philosophical tradition, as well as the result of a certain consensus of society. The norms and principles of the Christian religion contain the necessary prerequisites for the emergence and development of the foundations of constitutional culture, which contain a certain limitation of state power. Axiological values fixed in normative legal acts always correlate with values of a religious nature.

Key words: Christian religion, constitutional culture, system of law, values, state power, Scripture, traditional society, faith, religious consciousness, legal act.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

Предпосылки зарождения конституционной культуры следует искать не только в традиционных обществах, где создателями и блюстителями религиозных предписаний и запретов считались тотемистические предки и духи, но и в нормах и принципах авраа-мических религий и прежде всего - христианской религий.

Под конституционной культурой автор понимает созданную в результате государственно -правового развития и национального менталитета в конституционной реальности когнитивно - аксиологическую систему, включающую в себя конституционно - правовые знания, ценности, нормы и правила поведения в обществе.

Христианская религия на протяжении всей истории людей объединяла их, оказывала непосредственное влияние на общественную и личную жизнь, деятельность государства и его институтов, а также и на воспитание подрастающего поколения, передавая ему социальный опыт предшествующих поколений людей. При всех различиях в отношении к частной и личной жизни в разных религиях, у всех религий есть и одно общее - это общее есть вера. Вера - это база любой религии. Она всегда существует в сознании религиозно верующих людей.

Как справедливо в этой связи утверждает известный российский конституционалист Н.С. Бондарь: «Любому государству, пусть даже раннему, для укрепления морального духа народа и процветания страны необходимо поддержка церкви, в качестве источника национальной культуры, самобытности и сохранения народных традиций. Религия является моральным фундаментом общества и способно удержать свободу в нужных границах» [1, с.204].

Какие же базовые черты присущи христианской религии?

Во-первых, христианская религия характеризуется как особая область сознания и чувств, как мировоззрение, сфера интимной веры и внутреннего духовного мира верующего человека;

Во-вторых, христианскую религию следует рассматривать во взаимодействии с культурными, национальными особенностями всего общества, в котором внутренний мир человека сталкивается с его повседневным бытием, внешней средой. И в этом смысле христианская религия и общество испытывают взаимное проникновение.

В-третьих, христианская религия - это явление цивилизационного масштаба, ибо вера не имеет границ на планете. Христианская религия не ограничена пространственными границами.

Религиозные нормы христианства входят в структуру духовно - нравственной системы социума, поскольку задают рамки дозволений для

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

человека, определяет его отношения с другими нормами общества.

Аксиологические ценности, зафиксированные в нормативных правовых актах, коррелируют всегда с ценностями религиозного характера. В основе систем права и христианской религии лежит идентичное представление о добре, нравственности и справедливости как первостепенных социальных ценностей.

Христианство и соответствующая ей система религиозных ценностей и ориентаций всегда оказывали значительное воздействие на развитие социума, социальных, культурных, правовых, экономических и политических отношений. Христианская религия выступала во многом в качестве важного регулятора общественной жизни людей.

Религиозные нормы христианства могли на определенном этапе государственного развития сливаться с моральными и правовыми. Но даже после их разделения христианская религия, если и не выступала в качестве непосредственного источника правовых норм, то оказывала общее воздействие на мировоззрение и систему ценностей, которые, в свою очередь, оказывали влияние на формирование системы права и развитие социально - политических, социально - экономических и социально - культурных отношений.

С религиозной точки зрения человек не является самодостаточным субъектом. Каждое религиозное сознание опирается на идеологию долженствования, определяемого религиозным призванием. Проблема мирного сосуществования различных религиозных традиций включает вопросы межрелигиозного диалога. И темы для такого диалога всегда в социуме существуют.

По верной мысли Г.Д. Бермана, «в первое тысячелетие церковной христианской истории и на Западе, и на Востоке церковь как организация была почти полностью интегрирована в общественную, политическую и экономическую жизнь. Церковь не противостояла политическому порядку, а находилась внутри него. Христианская религия была соединена с политикой, экономикой и правом, как и те друг с другом. Церковная и светская юрисдикции были тесно переплетены друг с другом. Церковь учила святости и производила святых, это было новое для народов, которые прежде превозносили только героев. Христианство не возражала против кровной мести и испытаний, оно просто учило, что они не принесут спасения, а спасение можно заработать верой и добрыми делами. Христианство постепенно стало объединяющей идеологией [2, с.74].

Кроме того, нравственные христианские ценности, вытекающие из источников христианской религии, стали служить социокультурным основанием правовых норм, которые уже несли

более гуманный характер по сравнению с дохристианской эпохи т.к. именно христианские ценности придают праву онтологическое обоснование и оправдание, определяют его сущность и назначение.

Сама христианская церковь утверждает, что «исторически религиозное и светское право происходят из одного источника и долгое время являлись лишь двумя аспектами единого правового поля» [3].

Зачатки конституционной культуры в христианской религии содержатся еще и в том, что христианская мораль основана на аксиологическом феномене справедливости и добродетели.

По верной мысли В.В. Сорокина, «со времен появления христианства сильными, вдохновительными являются те идеи, которые отмечены духом нравственной сострадательности и направлены на защиту слабых. Справедливость, взятая сама по себе, может быть использована для расправы и произвола. В иерархии истинных ценностей справедливость занимает положение ниже, чем любовь» [4].

Христианская интерпретация права как в своей ценностной христианской основе принципа любви (сострадания, жертвенности) позволяет более полно учесть потенциальные возможности человеческой личности как субъекта правовых отношений, увидеть в праве преимущественно не «воздаяние», а позитивное целеполагание, определяемое мотивом события с другим человеком как со сострадания и жертвенной любви.

Такое понимание ценностных оснований права, является альтернативой секулярным формально - юридическим концепциям права и представляется более адекватным самой природе права.

При изучении христианских авраамических религиозных источников поражает сходство норм и установок, регулирующих отношения между людьми, между обществом и государством и, в целом, законодательную деятельность органов власти, и это логично: организация общественных отношений на основе общепризнанных моральных принципов - это основа религий и, соответственно, основа современной политической системы государств.

Основой правовых систем многих государств, в том числе и Российской Федерации является мораль и обычаи общества, в том числе религиозные институты и это безусловно отражено сегодня в российских нормативных правовых актах.

В качестве наглядного примера отражения христианских религиозных норм в праве можно привести такие классические заповеди христианской морали, как: «Не убий», «Не укради», «Не

лжесвидетельствуй», которые поставлены под защиту современного права.

Применительно к нашей стране можно считать в этом плане главу 2 Конституции РФ, в которой закреплены права и свободы человека и гражданина [5].

В Конституции РФ и во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и в других важных нормативных правовых актах оценки права и морали объединены [6].

В этих нормативных правовых актах человек, его права и свободы являются высшими ценностями, они составляют основу конституционного строя, и законодатель, по сути, отождествляет права и свободы с моралью и нравственностью.

Таким образом, права и свободы человека и гражданина ставятся в зависимость от идеалов нравственности, которые тесно связаны с моральными нормами и их реализацией, которые вытекают в том числе и из источников христианской религии.

В христианской религиозной мысли понятие ценностей подразумевает их трактовку в зависимости от контекста времени.

Ценности христианской культуры — это не столько религиозные постулаты, закрепленные в Писании, сколько их истолкование и интерпретация в русле христианской философской традиции, а также результат определенного консенсуса общества.

Таким образом, можно сказать, что в нормах и принципах христианской религии заключены необходимые предпосылки зарождения и развития основ конституционной культуры, которые содержат в себе прежде всего определенное ограничение государственной власти.

Список литературы:

[1] Бондарь Н.С. Права человека в практике российского конституционализма // Российский конституционализм: проблемы и решения. - М: Норма, 1999.

[2] Берман.Г.Д. Западная традиция права: эпоха. - М.: ИНФРА-НОРМА, 1998.

[3] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. URL: https://azbyka.ru/ otechnik/dokumenty/osnovy-sotsialnoj-kontseptsii-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi (дата обращения 11.01.2023).

[4] Сорокин В.В. Право и Православие. URL: https: //azbyka.ru/otechnik/6/pravo-i-pravoslavie (дата обращения 08.02.2023).

[5] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

законодательства РФ. - 01.07.2020. - № 31. - Ст. 4398.

[6] Всеобщая декларация прав человека принята резолюцией) Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 (официальный текст). М.: Права человека, 1996.

Spisok literatury:

[1] Bondar' N.S. Prava cheloveka v praktike rossijskogo konstitucionalizma // Rossijskij kon-stitucionalizm: problemy i resheniya. - M: Norma, 1999 (In Russ.).

[2] Berman.G.D. Zapadnaya tradiciya prava: epoha. - M.: INFRA-NORMA, 1998 (In Russ.).

[3] Osnovy social'noj koncepcii Russkoj Pravo-slavnoj Cerkvi. URL: https://azbyka.ru/ otechnik/

dokumenty/osnovy-sotsialnoj-kontseptsii-russ-koj-pravoslavnoj-tserkvi (data obrashcheniya 11.01.2023) (In Russ.).

[4] Sorokin V.V. Pravo i Pravoslavie. URL: https: //azbyka.ru/otechnik/6/pravo-i-pravoslavie (data obrashcheniya 08.02.2023) (In Russ.).

[5] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneni-yami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // Sobranie zakonod-atel'stva RF. - 01.07.2020. - № 31. - St. 4398 (In Russ.).

[6] Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka prinyata rezolyuciej) General'noj Assambleej OON 10.12.1948 (oficial'nyj tekst). M.: Prava cheloveka, 1996.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.