Научная статья на тему 'ХРИСТИАНСКАЯ АКСИОЛОГИЯ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ'

ХРИСТИАНСКАЯ АКСИОЛОГИЯ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
263
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ХРИСТИАНСКАЯ АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / ДУХОВНОСТЬ КАК ОСНОВА ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ / ЦЕННОСТИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рудавина Татьяна Анатольевна

В статье обосновано обращение к аксиологической системе христианства с целью воспитания гармоничной, целостной личности в современных условиях трансформации ценностных парадигм. Предложен обзор глобализационных ценностей. Актуальность темы определена необходимостью осмысления влияния аксиологической системы глобализации на формирование сознания и моделей поведения современной российской молодежи. Выводом является утверждение о том, что обращение к подлинным христианским ценностям поможет молодому поколению противостоять дехристианизации российского социума и антихристианским интенциям глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHRISTIAN AXIOLOGY AS THE BASIS FOR UPBRINGING OF HOLISTIC IDENTITY IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY GLOBALISATION PROCESSES

The article substantiates the appeal to the axiological system of Christianity in order to educate a harmonious, integral personality in the modern conditions of transformation of value paradigms. A review of globalizing values is offered. The relevance of the topic is determined by the need to understand the influence of the axiological system of globalization on the formation of consciousness and behavior patterns of modern Russian youth. The conclusion is that the appeal to genuine Christian values will help the younger generation to resist the de-Christianization of Russian society and the anti-Christian intentions of globalization.

Текст научной работы на тему «ХРИСТИАНСКАЯ АКСИОЛОГИЯ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ»

УДК 261.4

Татьяна Анатольевна Рудавина, член епархиального отдела Губкинской епархии по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ, преподаватель, регент при Свято-Троицком Храме с. Журавка, Прохоровский р-н, Белгородская обл.,

rudatan@yandex.ru

Христианская аксиология как основа воспитания целостной личности в условиях современных глобализационных процессов

Аннотация. В статье обосновано обращение к аксиологической системе христианства с целью воспитания гармоничной, целостной личности в современных условиях трансформации ценностных парадигм. Предложен обзор глобализационных ценностей. Актуальность темы определена необходимостью осмысления влияния аксиологической системы глобализации на формирование сознания и моделей поведения современной российской молодежи. Выводом является утверждение о том, что обращение к подлинным христианским ценностям поможет молодому поколению противостоять дехристи-анизации российского социума и антихристианским интенциям глобализации.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание личности, христианская аксиологическая парадигма, духовность как основа православного воспитания, ценности глобализации.

Tatyana Anatolyevna Rudavina, member of the diocesan department of the Gubkin Diocese for the interaction of the Church with society and the Media, teacher, regent at the Holy Trinity Church (Zhuravka village, Prokhorovsky district, Belgorod Region),

rudatan@yandex.ru

Christian axiology as the basis for the education of a holistic personality in the conditions of modern globalization processes

Abstract. The article substantiates the appeal to the axiological system of Christianity in order to educate a harmonious, integral personality in the modern conditions

- христианская аксиология как основа воспитания

целостной личности

в условиях современных глобализационных процессов 110

Научные статьи и исследования

of transformation of value paradigms. A review of globalizing values is offered. The relevance of the topic is determined by the need to understand the influence of the axi-ological system of globalization on the formation of consciousness and behavior patterns of modern Russian youth. The conclusion is that the appeal to genuine Christian values will help the younger generation to resist the de-Christianization of Russian society and the anti-Christian intentions of globalization.

Keywords: spiritual and moral education of the individual; Christian axiological paradigm; spirituality as the basis of Orthodox education; values of globalization.

В соответствии с христианской антропологией, духовность и нравственность занимают главное место в становлении личности.Как отмечает С.Ю. Дивногор-цева, именно духовно-нравственная составляющая позволяет говорить о человеке как о личности [9, с. 23]. Душа обладает познающей способностью, и познает она не только внешние явления материального мира, но и явления невидимой, духовной стороны бытия, например, добро, красоту, истину, любовь, сострадание и т.п. Человек, согласно православному богословию, является носителем образа Божиего и должен стремиться к уподоблению Богу, т.е. богоподобию [11]. Во взаимоотношении человека-творения и его Творца кроется понимание личности как центрального онтологического элемента мира [18]. Достоинство человека, его творческое проявление в мире путем "целестремительной активности" [18], ценностного, что им создается в сфере всеобщего блага, составляют один из разделов христианской этики и аксиологии [21], в соответствии с которой каждый человек наделен сверхкачественной творческой силой, посредством которой он может стать членом Царства Божьего. Как говорит русский мыслитель и философ Н.О. Лосский, "деятель, осознавший абсолютные ценности и необходимость осуществлять их в своем поведении, есть подлинная личность" [18].

В соответствии с православным вероучением, Бог есть Личность, Истинное и Абсолютное Добро, Красота, Жизнь, а потому человек, как носитель образа Божьего, как личность, призван к воплощению в мире красоты, добра, милосердия, к жизни в Боге и к любви к другим личностям. Православная аксиология подразумевает обращенность, направленность человека к Богу и людям, открытость, ответственность, диалог, соборность, синергию, т.е. личность актуализируется лишь в отношении к иной личности. Пример такой синергии и истинно правильных отношений являет нам Святая Троица, отношения Отца, Сына и Свя-

- христианская аксиология как основа воспитания

целостной личности

в условиях современных глобализационных процессов 111

того Духа, т.е. тройственная личностная соотнесенность [28, с.128]. Митрополит Филарет (Вахромеев) обращает внимание на то, что, в отличие от современной глобализационной концепции человека, в соответствии с которой он есть особь человеческого рода, независимая в своих желаниях и деяниях от иных особей, в подлинном христианском понимании человек есть личность, которая "включает в себя отношение к Триипостасному Богу и к полиипостасному человеческому миру" [26, с.22]. В общении со Христом и во Христе, в Таинстве Евхаристии человек обретает единство со всеми верующими. Как свободная богообразная личность, он несет ответственность за содержание и качество своего отношения к Богу, к людям. Эта личностная соотнесенность ко всему окружающему миру, как фундаментальная аксиологическая установка, лежит в основе христианского образа жизни.

Таким образом, православная аксиология построена на основных положениях христианской антропологии, христологии, триадологии и сотериологии и выражает отношение человека к Богу, к людям, к жизни, ее смыслу и определяет ценностные ориентиры. Межличностные отношения в рамках диалогической системы "Я - Ты", "Я - Мы" имеют определяющее значение для человека и направлены на преодоление атомизации общества и изоляции личности, которые ведут к "замкнутости в своем частном и поэтому неизбежно ограниченном внутреннем мире" [28, с. 130]. Духовное совершенствование личности предполагает межличностное единство на основе любви к Богу и другим людям, в соответствии с заповедью Божией (Мф. 22:37-39). Как говорит митрополит Иоанн (Зизиулас), главным является то, что происходит между одной личностью и другой [15, с.396], т.е. реализация межличностных отношений в соответствии с замыслом Божиим о человеке становится для христианина высшей телеологической установкой и ценностью.

К сожалению, в настоящее время индивидуалистические тенденции в области понимания человека занимают первые ряды в современном философском направлении. Именно такое видение человека, как замкнутой на себе, самодостаточной и эгоцентричной человеческой особи, заняло ключевое положение в антропологической концепции глобализации. В аксиологии глобализма нет той ответственности и любви ко всем существам, нет единодушия и единомыслия, гармонии отношений, нет соборного делания, которые есть в христианской ценностной системе. Глобализация предполагает трансформацию аксиологической парадигмы на основе дехристианизации социума в мировом масштабе ввиду

- христианская аксиология как основа воспитания

целостной личности

в условиях современных глобализационных процессов 112

того, что Евангельские принципы, христианские ценности, мировоззрение, понимание человека, смысла жизни несовместимы с либерализмом глобализма и диаметрально противоположны глобализационным принципам построения современного мирового сообщества.

Идеологи глобализации предлагают современному человеку взамен духовно-нравственного совершенствования на христианских принципах любви, добра, сострадания, смирения, милосердия, терпения одни лишь телесные удовольствия и наслаждения (без моральных и нравственных оценок собственных поступков и деяний), а также все возрастающие возможности обособленного бытия, независимого в материальном и нравственном плане [28, с. 131] от других индивидуумов, на основе фактического их обезличивания и восприятия их лишь как средства для удовлетворения своих потребностей, а значит, и отсутствия ответственности по отношению к ним. Глобальное сообщество должно быть основано на предпочтении материальных ценностей, а духовные ценности должны уйти на периферию человеческого сознания. При этом мы может наблюдать, как информационная сфера и все, что с ней связано, развивается большими темпами, технический прогресс совершил значительный рывок вперед с началом XXI столетия. Все это становится детерминантой необратимых трансформаций в сфере человеческого, общественного бытия и имеет далеко идущие последствия [10].

Новая ценностная парадигма глобального мышления отрицает, что человеческое состояние по сути неизменно и утверждает, что, отказавшись от христианских мировоззренческих принципов, с помощью современных технологий человек может выйти за пределы своих нынешних интеллектуальных и физических возможностей, победить смерть, построить рай на земле [19]. По мнению шведского философа Ника Бострома, "рай может сделаться вполне реальной возможностью" [4, с. 60]. Люди станут сверх-людьми, богами. Принципы построения нового мира и нового человека, с новыми ценностными ориентирами без христианского Бога,выражает философская концепция под названием "трансгуманизм", которая является одним из составляющих элементов построения глобального мирового сообщества, наднационального, надкультурного и надрелигиозного, в котором каждый отдельный индивидуум - сам себе бог с относительными нравственными и моральными установками, которые можно корректировать в зависимости от ситуации.

Глобализация предполагает, что именно будущее человеческой расы будут определять технологии [6], поэтому на государственном уровне финансируются эксперименты по созданию умных машин, искусственного интеллекта, киборгов,

- христианская аксиология как основа воспитания

целостной личности

в условиях современных глобализационных процессов 113

роботов, нанороботов. Предполагается, что генная инженерия обеспечит человечество искусственными "здоровыми" продуктами, нанолекарствами, а нанобак-терии смогут перестроить тело в соответствии с запросами человека, нанотехно-логии "в буквальном смысле преобразуют нашу планету и то, что противоречит законам природы, будет воплощено в жизнь в индивидуальной виртуальной реальности" [19]. Человек получит бессмертие, создаст сверхразум и выйдет "на сверхбожественный уровень"[19].

Примечательно, что идеологи трансгуманизма, его основатели в основной своей массе - атеисты, открытые противники христианства.При этом некоторые представители нового мышления и новой идеологии признают существование Высшего Разума, некоего Абсолюта, но отрицают существование Бога, Творца в христианском понимании или не желают ничего о Нем слышать и говорят, что "если Бог и существует, то он искусно скрывает свое существование от всего его мира" [24], а потому "не следует идти на какие-либо соглашения религиозного или мистического порядка. Вместо бессмертия души за гробом нашей целью мы выдвигаем бессмертие на земле, в реальном космосе, бессмертие личности во всей полноте ее духовных и физических сил. Поэтому к религии мы относимся непримиримо отрицательно" [1, с. 4]. Вера в христианского Бога-Творца является, по мнению идеологов этого философского направления, "позором для образованного человека" [25]. Человек - сам себе бог, "и его цель - стать богом нашей галактики, а затем и богом Вселенной. Эта глобальная и единственная цель ему задана природой" [3].

Христианство, таким образом, в видении идеологов глобализации представляется негативным мировоззрением, которое сковывает человека и ограничивает его свободу и возможности [3], поэтому они предлагают миру иную жизнь: энергичную, беззаботную, эффективную, комфортную, позитивную, без болезней, страдания, без смерти, которая, по их мнению, является "величайшей несправедливостью по отношению к человеку, ведь смысл жизни - в существовании" [2]. То есть глобализация предлагает человечеству мир без Христа и без Креста, без морали и нравственности, без человечности.

Показательным является тот факт, что на российский веб-узел Российского трансгуманистического движения ссылаются некоторые сатанинские сайты, например, "Прогрессор" (http://progressive-satanism.org/index.php?id=110).

Таким образом, в условиях трансформации духовно-нравственных парадигм, нивелирования христианских ценностей и настойчивой дехристианизации мирового сообщества под ударом, прежде всего, оказываются дети, подростки, моло-

- христианская аксиология как основа воспитания

целостной личности

в условиях современных глобализационных процессов 114

дежь, которых пытаются увести от Истины, от мысли о покаянии, от смирения и трепета перед Мирозданием и его Творцом и которые под идеологическим давлением глобализма могут вовсе утратить христианские идеалы и ценности, на которых столетиями строилось российское общество. Эти ценности указывают на богообразность человека, на его устремление к уподоблению Создателю, на то, что человеческое тело смертно, а душа после смерти тела переходит в иное состояние, качество которого будет определяться характером межличностных отношений здесь, на земле, поступками человека в соответствии с теми ценностями, которые стали для него определяющими в жизни.

Трансгуманизм как элемент глобализации предлагает человечеству бессмертие, роботизацию, киборгизацию с тотальным контролем над мыслями, эмоциями и чувствами, а потому отбрасываются в сторону такие составляющие духовной стороны бытия, как вера, любовь, самопожертвование, верность, героизм, половые различия и ограничения и пр. Молодому поколению настойчиво прививают идеологию вседозволенности, безответственности, насилия, потребительства, разврата и т.п. И неокрепшему сознанию и психике подростка тяжело сделать правильный выбор в условиях идеологического давления, особенно тогда, когда нет положительных примеров со стороны. На детей, молодежь обрушивается шквал негативной информации со стороны СМИ, Интернета, на улицах их окружают рекламные баннеры с порой непозволительной рекламой, которую детям не должно видеть. Представители глобализации пропагандируют мультикуль-турализм и всячески поддерживают ЛГБТ-сообщества, настойчиво продвигая в молодежные массы идеи толерантности, которые фактически подразумевают согласие с грехом, его принятие и неосуждение.

Главная задача этих движений в России - это разрушение института традиционной семьи [22]. Продвижение идеологических позиций ЛГБТ в России либералы-глобалисты используют для укрепления своих позиций в российском обществе. Либеральные западные ценности направлены на подрыв института семьи посредством насаждения культа блуда, разврата и вседозволенности, безответственности, непрестанных развлечений [23, с. 19].

При этом Священное Писание однозначно относится к гомосексуализму и прочим отклонениям и искажениям как к мерзости и осуждает этот грех (см. Лев. 20:13, Быт. 19:1-29, Иуд. 1:7-8, Рим. 1:26-27, 1 Кор. 6:9-10).

Вся эта атмосфера погони за наживой, стремления разбогатеть любой ценой, реклама жизни в достатке, обогащения, потребления, разврата (причем, как пра-

- христианская аксиология как основа воспитания

целостной личности

в условиях современных глобализационных процессов 115

вило, без критической нравственной оценки со стороны взрослых, родителей) весьма негативно действует на неокрепшие души молодого поколения и формирует такие модели поведения молодежи, которые не могут способствовать объединению, развитию, укреплению российской государственности. Соответственно, необходимо принять меры к минимизации негативного влияния на российскую молодежь со стороны идеологов глобализма, укреплению духовности подростков, ознакомлению их с христианскими принципами построения межличностных отношений, семьи с целью недопущения установления в мире новой, по сути антихристианской, религиозно-мировоззренческой парадигмы.

Следует отметить, что Русская Православная Церковь одной из своих главных задач сегодня видит миссионерское служение среди молодежи. Каждый приход старается организовать как богослужебную, так и внебогослужебную деятельность с целью привлечения молодежи в храмы. Открываются воскресные школы, в которых работают с детьми не только подготовленные специалисты-катехизаторы и миссионеры, но и простые миряне, родители, которые озабочены духовным состоянием молодого поколения, а также старшие подростки. Проводятся беседы, лекции на интересующие молодежь темы. Организуются миссионерские, паломнические поездки с детьми, подростками, открываются спортивные клубы. Набирает обороты присутствие Церкви в медийном пространстве, учитывая то, что немалую часть своего времени молодежь старается проводить в Интернете. Также приносит плоды издательская деятельность. Все это нацелено на то, чтобы приобщить молодое поколение к церковной, благодатной жизни во Христе, со Христом и в любви, в единстве с другими людьми.

Итак, в соответствии с православным вероучением человек -бессмертная личность, созданная по образу и подобию Бога и призванная к райской жизни. Однако он отпал от Бога в результате грехопадения, и смерть стала его следствием, при этом она является пределом укоренению человека во грехе и страстях. Грех Адама тяготеет над человечеством, которое укоренено в греховной склонности. Христос воплотился и искупил нас от греха, смерти, дал возможность воссоединиться с Богом, но возможность эта достигается в личной борьбе со своими грехами, страстями, в подвиге стяжания божественной благодати[7]. Человек призван к обожению, но оно недостижимо вне христианского подвига и совершается во Христе благодатью Святого Духа, посредством синергийного действия человека и Бога. В Православии на первом месте стоит духовное совершенствование, достижение высокого нравственного и духовного состояния человеком. Духовное начало присуще лично- христианская аксиология как основа воспитания

целостной личности

в условиях современных глобализационных процессов 116

сти. Оно, в соответствии с православной теологией, движет человека к поиску Истины. Начало личности есть образ Божий. Подлинная свобода раскрывается лишь при пребывании в Истине, во Христе, иначе она является источником хаоса, амбициозности, претенциозности, безответственности и цинизма, и тогда в ее недрах становится возможным грех. Христианство говорит о том, что спасение в Церкви и через Церковь. Изменив состояние своего духа, совершенствуя себя нравственно с помощью Божией, человек может изменить окружающий мир. Благодать Бога, действие Божие как основа и средство нравственного преображения личности возможны только со Христом и в Его Церкви [27]. Лишь тот, кто способен к преодолению своего эгоцентризма, своей индивидуальной ограниченности, способен познавать Истину, и только в любви к другому, в видении в ином человеке образа Божиего "раскрывается тайна органического единства царства личностей" [16].

Как мы видим, совсем иной взгляд на человека, на его природу и его предназначение предлагают нам глобализация, которая бросает вызов Богу. Ее целью является разрушение христианского мира с его духовными ценностями и традициями, построение антихристианского мирового порядка. Как указывает М.Ю. Ширманова, аксиологическая система глобализации с ее либеральными ценностями, проникнутыми антихристианским, богоборческим духом, является навязыванием принципов бытия, противоречащих духовным и социальным ценностям традиционной российской культуры и прямо противоположныхее смысловому содержанию, но при этом выгодных Западу с его очевидной антихристианской направленностью. Привитие этих принципов, ценностей нацелено на разрушение христианских духовных оснований, уничтожение духовной свободы и самобытности как отдельной личности, так и в целом российского государства [29, с.140], отказ от подлинной христианской антропологии, трансформацию человеческой природы, подмену смысла и цели жизни, создание транс-человека, человекоробота, киборга, которым может управлять определенная группа людей, "верхушка", элита общества. Идеология глобализации предлагает отказ от внешних и внутренних ограничений, нравственных запретов и предписаний, которые составляют сердцевину любой культуры. Глобализационная аксиологическая модель фактически ведет к трансформации культурных, семейных, духовных ценностей, межличностных отношений, искажает категории добра и зла, разрушает духовную сторону человека.

Таким образом, в заключение можно сделать следующие выводы. Сегодня российское общество настойчиво пытаются интегрировать в систему единой дехри-стианизированной мировой культуры и глобальных ценностей с деидеологизи-

- христианская аксиология как основа воспитания

целостной личности

в условиях современных глобализационных процессов 117

рованным либеральным стандартом [17, с. 85], который предполагает развитие эгоистической личности, приоритет земных, материальных интересов над духовными, нравственными. Следствием этого является духовно-нравственный кризис, а также то, что ценностные установки, присущие российскому сознанию, во многом деструктивны и разрушительны с позиции развития личности, семьи и государства. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания молодого поколения имеет большое значение в деле обеспечения национальной безопасности России.

В настоящее время актуально обращение к христианскому вероучению с целью воспитания полноценной личности с созидательной духовностью, которая будет актуализировать себя в положительном, гармоничном отношении к Творцу и другим людям. Многовековой опыт Церкви в сфере воспитания и образования целостной личности, богатство христианских педагогических идей могут быть направлены как на отдельного индивидуума, так и на социальные группы с целью повышения их духовного объединения, возрастания уровня сопричастности друг другу. Воспитательный потенциал, заключенный в христианской модели воспитания, образования и христианской аксиологии, поможет решить вопросы восстановления подлинной, созидательной духовности человека [5, с. 24], а также поможет молодому поколению усвоить истинные смыслы таких понятий, как добро и зло, развить умение в каждом жизненном опыте выявлять проявления духовного мира, укреплять положительные навыки, бороться со страстями, отрицательными проявлениями в собственном характере с целью обожения, воссоединения с Богом [9, с.51] и противостоять разрушительным, негативным явлениям глобализационных процессов. Христианские ценности раскрывают красоту и глубину христианства, дают нам прочные основы для построения воспитательной системы, которая готовит человека к духовной жизни на земле и к жизни вечной, за пределами земного бытия, помогает молодому поколению в освобождении от власти греха, в раскрытии собственной личности как образа Божия, в укреплении его в Боге, в развитии духовной крепости, самообладания и жизненного творчества. Воспитание как таковое эффективно и плодотворно при условии его обращения к подлинной духовной жизни, пронизано верой в силу Божию. Бездуховность-основа появления безнравственности во всех ее проявлениях [8, с. 113].Смысл воспитания в том, чтобы созидать в себе образ и подобие Божии, уяснить путь спасения [13, с. 240, 242, 245], который состоит в молитвенном общении с Богом и в служении другим людям на основе любви [20, с. 138], сострадания, жертвенности, ответственности.

- христианская аксиология как основа воспитания

целостной личности

в условиях современных глобализационных процессов 118

Научные статьи и исследования

Таким образом, абсолютной ценностью в христианстве и критерием истины является Бог, Он -источник правовых и общественных норм, а заповеди Христа - это нравственный закон, поэтому христианская аксиология теоцентрична и христоцен-трична, в отличие от аксиологии глобализма, которая антропоцентрична [14]. Евангельские принципы межличностных отношений упорядочивают жизнь, вносят в нее гармонию и порядок. Христианская нравственная парадигма является целостно организованной, телеологической и содержательной системой ценностей. Христианская аксиология предполагает неразрывность воспитательной и образовательной систем и способствует "росту и углублению духовной жизни"[12, с. 106], а потому лишь на основе подлинной, неискаженной христианской ценностной парадигмы, как ее изъясняет православное сознание, можно разобраться в сложности актуальных проблем воспитания личности в условиях глобализации.

Библиография

1. Агиенко А.Ф. (Святогор А). Наши утверждения. - М.: Орган организации: Креаторий Российских и Московских анархистов-биокосмистов, 1922. - №1. - 14 с.

2. Батин М. Старение - это болезнь, которую нужно лечить [Электронный ресурс] // Российское трансгуманистическое движение. - URL: http://transhuman. ru/biblioteka/gerontologiya/starenie-eto-bolezn-kotor (дата обращения: 16.02.2021).

3. Болонкин А. Природная Цель Человечества - стать Богом [Электронный ресурс] // Российское трансгуманистическое движение. - URL: http://transhuman. ru/node/1386 (дата обращения: 16.02.2021).

4. Бостром Н. Что такое Трансгуманизм? // Экогеософский альманах. - СПб: Изд-воклуба "Экогея-Дом Земля", 2000, №3. - С. 59-67.

5. Бочарова И.М. Церковь как институт духовного образования и воспитания: дисс... канд. филос. наук. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1998.- 145 с.

6. Броерс А. Лекция 1. Технологии определяют будущее человеческой расы [Электронный ресурс].- URL:http://www.bbc.co.uk/radio4/reith2005/lecture1.shtml (дата обращения: 15.02.2021).

7. Виталий (Уткин), игум. Вызов трансгуманизма: бесконечный прогресс, ведущий в бездны расчеловечивания [Электронный ресурс]. - URL: http:// orthoview.ru/vyzov-transgumanizma-beskonechnyj-progress-vedushhij-v-bezdny-raschelovechivaniya/ (дата обращения: 17.02.2021).

- христианская аксиология как основа воспитания

целостной личности

в условиях современных глобализационных процессов 119

Научные статьи и исследования

8. Георгия (Каледа), мон. Домашняя церковь. Наша домашняя Церковь. - М.: Изд-во Зачатьевского монастыря, 2013. - 276 с.

9. Дивногорцева С.Ю. Место духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания образования // Вестник ПСТГУ 1У: Педагогика. Психология. -М.: ОЧУПСТГУ, 2007. - Вып. 4 (7).-С.41-63.

10. Дмитриева Л.Д. Освещение феномена Трансгуманизма в России [Электронный ресурс]. -URL: https://cyberieninka.ru/artide/n/osveschenie-fenomena-transgumanizma-v-rossii (дата обращения: 17.02.2021).

11. Евсевий (Орлинский), архиеп. О воспитании детей в духе христианского благочестия [Электронный ресурс]. -URL: https://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_ Orlinskij/o-vospitanii-detej-v-duhe-hristianskogo-blagochestija/1_3(дата обращения: 17.02.2021).

12. Зеньковский В., прот. Педагогика. -М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1996.- 114с.

13. Зеньковский В., прот. Принципы православной педагогики // Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - Клин: Христианская жизнь, 2002. - 271 с.

14. Иларион (Алфеев), митр. Христианство перед вызовом воинствующего секуляризма[Электронный ресурс]. - URL: https://azbyka.ru/xristianstvo-pered-vyzovom-voinstvuyushhego-sekulyarizma-2#3 (дата обращения: 17.02.2021).

15. Иоанн (Зизиулас), митр. Общение и инаковость: Новые очерки о личности и Церкви / М. Толстолуженко и Л. Колкер, пер. с англ. - М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2012. - 412 с.

16. Левицкий С.А. Свобода и ответственность: "Основы органического мировоззрения" [Электронный ресурс]. - URL: https://azbyka.ru/otechnik76/svoboda-i-otvetstvennost-osnovy-organicheskogo-mirovozzrenija/3_16 (дата обращения: 17.02.2021).

17. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. 2-е изд., доп. - М.: Планета-2000, 2003. - 112 с.

18. Лосский Н.О. Ценность и бытие. Бог и царство Божие как основа ценностей [Электронный ресурс]. -URL: https://azbyka.ru/cennost-i-bytie-bog-i-carstvo-bozhie-kak-osnova-cennostej#n13 (дата обращения: 17.02.2021).

19. Медведев Д. Технологии трансгуманизма [Электронный ресурс] // Российское трансгуманистическое движение. - URL: http://transhumanism-russia.ru/ content/view/136/110/ (дата обращения: 16.02.2021).

- христианская аксиология как основа воспитания

целостной личности

в условиях современных глобализационных процессов 120

Научные статьи и исследования

20. Микушонов О.В. Воспитание юношества на духовно-педагогическом наследии свщм. Фаддея, архиеп. Тверского // Святоотеческое наследие и воспитание юношества. - М.: Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ, 2005. - 143 с.

21. Платон (Игумнов), архим. Православно нравственное богословие[Электронный ресурс]. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ pravoslavnoe-nravstvennoe-bogoslovie-igumnov/7_2(дата обращения: 16.02.2021).

22. После человека. Идеология и пропаганда трансгуманизма в современном мире [Электронный ресурс] // Доклад Русской экспертной школы о вызовах идеологии трансгуманизма. Москва, 20 июня 2018 г. Ред.-состав. В.Щипков. - URL: http://www.pravoslavie.ru/113827.html (дата обращения: 11.02.2021).

23. Потаповская О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.- М.: Изд-во "Планета 2000", 2002. - 52 с.

24. Рай на Земле? [Электронный ресурс].- URL: https://www.hedweb.com/ heaven/heaven19.htm (дата обращения: 11.02.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Религия и сингулярность [Электронный ресурс] // Российское трансгуманистическое движение. - URL: http://transhuman.ru/biblioteka/filosofiya-religiya/ religiya-i-singulyarnost#a4 (дата обращения: 11.02.2021).

26. Филарет (Вахромеев), митр. Православное богословие в новом веке // Церковь и время. - 2002. -№ 4 (21). - С. 12-27.

27. Чаплин В., прот. Нравственность в церкви и вне ее: православный взгляд в условиях меняющегося общества [Электронный ресурс].- URL: https:// azbyka.ru/nravstvennost-v-cerkvi-i-vne-ee-pravoslavnyj-vzglyad-v-usloviyax-menyayushhegosya-obshhestva(дата обращения: 16.02.2021).

28. Чурсанов С.А. Соотнесенность Божественных лиц в триадологии великих каппадокийцев и богословские принципы христианской аксиологии // Духовное и культурное наследие Византии и Афона в истории и культуре России: сборник научных трудов и материалов XXVI Рождественских образовательных чтений 2018 года / Отв. ред. О.В. Розина. - М.: ИИУМГОУ, 2018. - 140 с. - С.126-138.

29. Ширманова М.Ю. Единство в благодать (к проблеме оснований объединения глобализирующегося мира) // Евангелие в контексте современной культуры. 1917-2017: Уроки столетия: сборник материалов V Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Т.И. Липич, С.М. Дергалева. - Белгород: ИД "Белгород", НИУ"БелГУ", 2017.- 268 с. - С. 140-144.

христианская аксиология как основа воспитания целостной личности

в условиях современных глобализационных процессов 121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.