Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОСЛАВНОЙ АНТРОПОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛИЗАЦИОНЫХ ПРОЦЕССОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОСЛАВНОЙ АНТРОПОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛИЗАЦИОНЫХ ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
118
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕНЦИИ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Химин Иоанн

Статья посвящена изучению христианского взгляда на человека в лице Православия, влияния христианской антропологии на становление личности в контексте современных глобализационных процессов, особенностей аксиологических идеологем, формирующих поведенческие ориентиры молодого поколения. Выводом является утверждение, что христианские ценностно-смысловые принципы имеют важное значение в деле воспитания молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY FORMATION IN THE CONTEXT OF ORTHODOX ANTHROPOLOGY IN THE CONTEXT OF MODERN GLOBALIZATION PROCESSES

The article is devoted to the study of the Christian view of man in the face of Orthodoxy, the influence of Christian anthropology on the formation of personality in the context of modern globalization processes, the features of axiological ideologies that form the behavioral guidelines of the younger generation. The conclusion is the statement that the Christian value-semantic principles are important in the education of the younger generation.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОСЛАВНОЙ АНТРОПОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛИЗАЦИОНЫХ ПРОЦЕССОВ»

УДК 27-75

Священник Иоанн Химин, магистрант Белгородской Православной Духовной семинарии

(с миссионерской направленностью), Россия, с. Долгая Поляна, Старооскольский городской округ,

Белгородская обл.,

Храм святого великомученика и целителя Пантелеимона,

jhohi1989@gmail.com

Формирование личности в контексте православной антропологии в условиях современных глобализационых процессов

Аннотация. Статья посвящена изучению христианского взгляда на человека, влияния христианской антропологии на становление личности в контексте современных глобализационных процессов, особенностей аксиологических идео-логем, формирующих поведенческие ориентиры молодого поколения. Выводом является утверждение, что христианские ценностно-смысловые принципы имеют важное значение в деле воспитания молодого поколения.

Ключевые слова: христианские ценности, аксиологические интенции глоба-лизационных процессов, ценностные ориентиры современной молодежи.

Priest John Himin, master's student of BPDS, Russia, Dolgaya Polyana village, Starooskolsky city district,

Belgorod region,

Church of the Holy great Martyr and healer Panteleimon,

jhohi1989@gmail.com

Personality formation in the Context of Orthodox Anthropology in the context

of modern globalization processes

Annotation. The article is devoted to the study of the Christian view of man in the face of Orthodoxy, the influence of Christian anthropology on the formation of personality in the context of modern globalization processes, the features of axiological ideologies that form the behavioral guidelines of the younger generation. The conclu- формирование личност и в контексте православной

антропологии

в условиях современных глобализационых процессов 156

sion is the statement that the Christian value-semantic principles are important in the education of the younger generation.

Key words: сhristian values; axiological intentions of globalization processes; value orientations of modern youth.

Уровень современной культуры в секуляризированном мире оставляет желать лучшего. Искажаются, трансформируются, нивелируются традиционные христианские принципы и непререкаемые духовные и антропологические константы, а также понимание добра и зла, духовного и бездуховного, нравственного и безнравственного под влиянием ценностных и поведенческих ориентиров, которые предлагает миру глобализация.

Мы можем наблюдать, как за последние 20 лет претерпела изменения мировоззренческая сфера российского социума: глобализация внедрила в сознание народа вольнодумие, нигилизм, либеральные идеи, отказ от христианских ценностей, убеждение, что надеяться нужно лишь на себя, опираться лишь на свое видение мира, воспринимать себя в качестве центра жизни [14, с. 34]. Такая идеология отразилась, в первую очередь, на сознании молодежи, которая расширение свобод человека стала воспринимать как синоним вседозволенности и безответственности. Уход от христианских мировоззренческих основ, от православной аксиологии, культуры и традиций ведет к снижению качества духовности российского социума, что подрывает государственные основы.

Формирование и становление современной молодежи фактически происходит в сфере духовной неопределенности и поликонфессиональности, при множестве относительных истин. Одновременно в Интернете идет всесторонняя работа по вовлечению молодого поколения в деструктивные, девиантные, суицидальные группы [9], ЛГБТ-сообщества; подросткам навязываются модели поведения, противоречащие традиционным для России ценностным ориентирам, агрессия к старшему поколению, родителям, потребительское отношение к окружающему миру, искажаются традиционные внутрисемейные нормы воспитания.

Интернет заменил современным подросткам родителей, друзей, учителей, специалистов разных областей, т.е. в определенной степени нарушены реальные коммуникативные связи, которые важны для построения крепкого, сплоченного, устойчивого социума, способного противостоять внешним угрозам. В сознание молодежи постепенно проникают мысли о том, что глубокие, серьезные, ответ- формирование личност и в контексте православной

антропологии

в условиях современных глобализационых процессов 157

ственные отношения и контакты необязательны и даже вредны [17]. Все это ведет к учащению конфликтных ситуаций, люди не доверяют никому, а потому не могут работать совместно ради общей цели [18, с. 179-180], растет социальная и национальная разобщенность, деидеологизация, дестабилизация и дегуманизация общества (это провоцирует его распад), происходят искажения в сфере семейно-брачных отношений, что с особой остротой актуализирует вопрос взаимоотношений "отцы-дети" и необходимость принятия мер по исправлению сложившейся ситуации на основе обращения к традиционной христианской ценностной системе, потенциал которой по-прежнему неисчерпаем в сфере созидательного влияния на формирование целостной, гармоничной личности.

Несмотря на то, что обращение к христианской аксиологии сегодня многим кажется скучным и неуместным, устаревшим, несмотря на секуляризационные процессы, происходящие в современном глобализационном мировом сообществе, российская молодежь ищет Бога, задается онтологическими, эсхатологическими и экзистенциальными вопросами, она находится в поисках истины и ждет от Русской Православной Церкви принятия мер по противостоянию современным вызовам, ждет, что она укажет четкие нравственные ориентиры и даст ясные ответы на интересующие молодежь вопросы. Молодежь нуждается в авторитетах, она тянется к лидерам, сильным личностям, ищет внутреннюю нравственную опору, при этом, в силу неполной психической сформированности, молодое поколение весьма внушаемо, и этим пользуются недоброжелатели России и российского общества.

Западное сообщество, которое, казалось бы, формировалось на христианских ценностях, на христианской антропологии, все более и более отходит от этих самых ценностей и традиционного учения о человеке. Западный мир с его современной культурой способствует размыванию национальных архетипов и воспитанию свободной от всех нравственных ограничений, атомизированной личности закрытого типа, которая должна быть терпима ко всему, что предлагает ей секуляризированный мир, и при этом она не должна критически осмысливать возможные последствия и качественно, духовно оценивать свои поступки в их отношении к судьбе своей семьи, рода, нации [19, с. 46]. В молодом поколении современные приверженцы глобализма вырабатывают, формируют стереотипные эмоциональные реакции, постепенно унифицируя общество, что противоречит христианской антропологии.

Примечательно, что нетерпимость к православной духовности, ко Христу соседствует сегодня с полной терпимостью и даже растущим интересом к языче-

- формирование личности в контексте православной

антропологии

в условиях современных глобализационых процессов 158

ству, магии, оккультизму, астрологии, всякого рода "целительствам", заигрывание со злом и принятие его являются нормой. Христианские понятия "свобода", "братство", "равенство" современные идеологи глобализации исказили и используют как либеральные правовые лозунги с целью установления внерелигиозной свободы, внерелигиозного равенства и внерелигиозного братства. Российскому обществу вновь навязывается атеистический мир, мир без Бога и христианства под лозунгом всеобщей свободы, причем сегодня это происходит в несколько иных условиях, чем, например, в прошлом столетии, а именно - в условиях развития цифровых, нанотехнологий, трансгуманизма и создания искусственного интеллекта, что порождает отсутствие свободы из-за зависимости человека от компьютера, от виртуальной реальности, от научных достижений.

Мир без Бога, без высших, абсолютных духовно-нравственных ориентиров и ценностей, основанных на Библии, Книге книг, станет беззаконным сообществом без будущего [7]. Отсутствие в обществе духовного оплота приведет к духовной пустоте человека, его деградации, что будет вести, соответственно, и к деградации, погибели общества в целом. История свидетельствует о том, что в судьбах мира уже были такие цивилизации, которые пытались строить свое существование без Бога - например, Египетская, Вавилонская - все они исчезли, канули в лету.

В настоящее время Русская Православная Церковь является защитницей евангельских принципов бытия и подлинной христианской системы ценностей, хранительницей многовековых традиций в условиях духовно-нравственного разложения и культурного беспорядка, который происходит в современном глобальном мире [6, с. 2]. Православие утверждает (и история России также свидетельствует об этом), что совершенствование и созидание российского социума может (и должно) происходить на основе традиционных, неискаженных христианских ценностей и христианской антропологии и сотериологии [22, с. 22], которая признаёт за каждой личностью ее абсолютную духовную уникальность и ценность, которая не зависит ни от каких социальных условий.

В системе евангельских ценностей отводится важное место антропологии, в соответствии с которой признается уникальность человеческой личности как бессмертного существа, созданного Богом и призванного к высокой цели - к духовному совершенствованию и блаженству в Царствии Божием. Это достигается синергией Бога и человека [8]. Высокое онтологическое достоинство человека в мире определяется, как говорит архимандрит Платон (Игумнов), фактом ее творения Богом и ее обожения во Христе [13], т.е. человек создан по образу и по- формирование личности в контексте православной

антропологии

в условиях современных глобализационых процессов 159

добию Самого Бога. Развитие личности, с позиции православной антропологии, подразумевает приближение к тому идеальному духовному состоянию, пример которого дан нам Христом. Человек есть личность постольку, поскольку он есть образ такого Бога, Который Сам есть Личность. При этом его индивидуальная жизнь связана с миром природы, с социумом и историческими и культурными условиями, и становление личности происходит, с православной точки зрения, не в самости и замыкании в себе, не в игнорировании, не в исключении другого, а, наоборот, в направлении к другому, к ближнему, в связи с ним, во взаимоотношениях. Человек подлинно свободен во Христе, но эта свобода исчезает, как только он выбирает сторону зла.

Православие предполагает жизнь согласно Св. Преданию, следование опыту св. отцов, подвижников Церкви, усвоение их духа, их нравственных ориентиров [20, с. 13]. Аксиологическая система христианства утверждает такие нравственные нормы и добродетели, как неподдельная, искренняя любовь к Богу и ближнему, доверие, милосердие, сострадание, всепрощение, смирение, совестливость, чувство долга и ответственности, жертвенность, терпение (не толерантность, как недкультурную, надрелигиозную либеральную идеологию, не противящуюся злу, а именно настоящее терпение, которое связано с готовностью к самопожертвованию и духовному мужеству противостоять злу) и др. Православная жизнь предполагает постоянное обновление человека, его очищение в Таинствах Исповеди (Покаяния) и Причащения, динамичное развитие и духовное совершенствование на фоне углубления в себя и борьбы со страстями на пути следования за Христом.

Таким образом, православное вероучение содержит обширный и богатый материал для формирования подлинной духовно-нравственной личности и раскрывает в человеке его духовный потенциал, создавая условия для встречи человека с Богом [3, с. 29]. Русская Православная Церковь имеет богатый пастырский опыт построения и созидания межличностных и церковно-государственных отношений на основании евангельских принципов, а потому приобщение этому опыту является сегодня актуальным в условиях мировых событий и процессов, которые несут войны и разрушения. Православие делает человека истинно свободным во Христе, оно воспитывает и развивает настоящую личность, помогает человеку анализировать и выбирать подходы к познанию мира и себя, выбирать конкретную модель поведения и стратегию жизни. Наиболее важной нравственной ценностью является любовь к Богу и к ближним [12, с. 6].

- формирование личности в контексте православной

антропологии

в условиях современных глобализационых процессов 160

Вершины духа, к которым стремится человек, - это истина, добро, милосердие [4, с. 112], а в соответствии с христианским учением, Истина - это Христос. Духовно-нравственное становление и совершенствование личности подразумевает осмысление своего прошлого, связь поколений [10, с. 164]. Именно ценностные ориентиры являются основанием для выбора видов деятельности, осмысления и оценки окружающей действительности [11]. Смысл христианской аксиологической парадигмы заключается в том, чтобы помочь человеку не запутаться в отношении к миру и построить созидательные межличностные отношения, что актуально в современном мировом сообществе со множеством различных ценностных предложений [1].

Идея воспитания целостной духовной личности является мировоззренческим лейтмотивом и доминантой православной педагогики. Известный русский педагог и писатель К.Д. Ушинский убежден, что нет и не будет более высших идеалов и нравственных ориентиров, чем христианские. Христианство определяет высшие цели в воспитании, а потому именно подлинными христианскими принципами, ценностями следует руководствоваться при воспитании детей, чтобы сформировать духовно-нравственную, гармоничную, целостную, ответственную личность, направленную на созидание мира. В Священном Писании как неугасимом светоче, по мнению Константина Дмитриевича, выражено все, чем может (и, главное, должен) быть человек [16, с. 254-255]. В Православии отношения человека и Бога, как отмечает мыслитель и философ Н.А. Бердяев, "в высшей степени живые" [2, с. 133], развивающиеся, динамичные. Соответственно, будущее России непосредственно зависит от уровня и качества духовного образования и ценностных координат в сфере воспитания молодежи, от ее становления и развития в духе христианских традиций и ценностных констант.

Бездуховность, или деструктивная духовность, как верно отмечает Н.Л. Ше-ховская, "нравственно уродлива и социально опасна" [21, с. 52]. Внутренняя суть, направленность человека получает свое прямое выражение во внешней его жизни. И по тому, какова эта жизнь, что несет человек во внешний мир, созидание или деструкцию, можно судить о качестве его духовности, о том, созидательна ли она или деструктивна, благодатна или губительна, является источником духа Бог или дьявол.

Православная антропология христоцентрична, дух Христа, дух Божий человека научает, просвещает, просветляет и преображает. Христианское духовное начало собственно и создает личность, и формирует ее, и дает ей устойчивую основу бытия.

- формирование личности в контексте православной

антропологии

в условиях современных глобализационых процессов 161

В основе главных принципов христианской антропологии находятся Святое Писание и Святое Предание. Эти принципы были развиты и растолкованы святыми отцами, исходившими в своих построениях, как отмечает педагог протоиерей В. Зеньковский, из библейского учения о человеке, из Евангельского духа, библейского опыта мистического созерцания и прозрения, из подвижнической практики [5, с. 5,6]. Итогом формирования, воспитания личности в контексте православной антропологии, православной духовности является обретение человеком твердой внутренней опоры и системы ценностей, которые станут основой всей его жизни [15, с. 13].

Духовный кризис, который определился в настоящее время в мире, может быть разрешён лишь в том случае, если мы индивидуализму и атомизации, тех-ноцентризму и киборгизации, трансгуманизму и антропоцентризму современной западной культуры, так настойчиво прививаемой всему мировому сообществу, смело противопоставим христианскую перспективу развития социума, включающую в себя христоцентризм, соборность, доверие, любовь к Богу и ближнему, жертвенность, ответственность, чувство долга и патриотизма, т.е. Богочеловеч-ность, синергию человека и Бога.

Таким образом, православная антропология не антропоцентрична (в отличие от идеологии глобализма), а теоцентрична, христоцентрична. Величие и красота человека состоят в его подобии Богу, что предполагает ответственность по отношению к миру, к своему внутреннему состоянию, к другим людям. Формирование психически здоровой и устойчивой, гармоничной личности, а также воспитание личностей, способных различать добро и зло, противостоять различным испытаниям жизни, отстаивать свою веру, возможно лишь на фундаменте подлинных христианских ценностей.

Русская Православная Церковь, на основе богатого многовекового духовного опыта, способна оказать отпор секулярной идеологии, а потому для сохранения православной культуры, для того, чтобы уберечь российскую молодежь от негативного влияния извне, задать ей правильные ценностные ориентиры, необходимо обратиться к церковному опыту построения межличностных отношений.

Библиография

1. Аксинюшкин И.А. Жизненные ценности личности в условиях глобализации [Электронный ресурс]. - URL:http://ruskline.ru/author/e/elishev_

- формирование личности в контексте православной

антропологии

в условиях современных глобализационых процессов 162

sergej_olegovich/ https://cyberienmka.m/artide/n/zhiznennye-tsennosti4ichnosti-v-usloviyah-globalizatsii-1 (дата обращения: 15.01.2021).

2. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства. - М.: Республика, 1994. - 229 с. - С. 133.

3. Гапанович А.А. Церковное и светское образование: проблема когерентности? // Христианские ценности в культуре современной молодежи: материалы республиканской студенческой научной конференции (2012 г.): редактор составитель М.А. Можейко. - Минск: Ковчег, 2013. - С. 29.

4. Гусейнов А.А. Философские заметки// Вопросы философии. - М.: Наука, 2009. - № 8. - С. 112.

5. Зеньковский В., прот. Принципы православной антропологии // Вестник РХД. - Париж-Нью-Йорк-Москва, 1988. - №153. - С. 5-91. - С. 5, 6.

6. Илларион (Алфеев), митр. Россия защищает здоровый консерватизм, необходимый на фоне нравственного беспредела в Европе / Радонеж. - М.: Изд-во прав. братства, 2013. - №11 (251). - С. 2.

7. Иларион (Алфеев), митр. Традиционные ценности в эпоху глобализации [Электронный ресурс] // Патриархия.- URL:http://ruskline.ru/author/e/elishev_ sergej_olegovich/ http://www.patriarchia.ru/db/text/3576196.html (дата обращения: 15.02.2021).

8. Иов (Гумеров), иером. Что значит термин "христианские ценности", и какими они бывают? [Электронный ресурс] // Православие.ру. - URL: https:// pravoslavie.ru/7007.html (дата обращения: 01.02.2021).

9. Касперская Н. Как происходит вовлечение детей в деструктивные сообщества. Воронки вовлечения [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youtube. com/watch?time_continue=5&v=6v87ZM7oHO8&feature=emb_logo (дата обращения: 23.02.2021).

10. Кирилл (Гундяев), Патриарх. Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла участникам XVIII Международных Рождественских чтений // Собрание трудов. Богословие и духовное просвещение. - М.: Издательство МП РПЦ, 2014. - Т.1. - С. 164.

11. Кулакова Т.В. Ценностная структура массового сознания учащейся молодежи в транзитивном обществе: Региональный аспект [Электронный ресурс]. -URL:http://ruskline.ru/author/e/elishev_sergej_olegovich/ https://www.dissercat.com/ content/tsennostnaya-struktura-massovogo-soznaniya-uchashcheisya-molodezhi-v-tranzitivnom-obshchestv (дата обращения: 18.01.2021).

- формирование личности в контексте православной

антропологии

в условиях современных глобализационых процессов 163

12. Лопухов М.Г. Христианские ценности как основа духовно-нравственного воспитания современной молодежи // Христианские ценности в культуре современной молодежи: материалы республиканской студенческой научной конференции (2012 г.): сост. М.А. Можейко. - Минск: Ковчег, 2013. - С. 6.

13. Платон (Игумнов), архим. Православное нравственное богословие [Электронный ресурс] // Азбука веры. - URL:http://ruskline.ru/author/e/elishev_ sergej_olegovich/ https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pravoslavnoe-nravstvennoe-bogoslovie-igumnov/2 (дата обращения: 18.01.2021).

14. Слободчиков В.И. Духовные проблемы человека в современном мире // Педагогика. - М.: Редакция журнала "Педагогика", 2008. - №9. - С. 34.

15. Сурова Л.В. Педагогика духовного развития: сборник статей. - Можайск: Украина православная, 2014. - 470 с. - С. 13.

16. Ушинский К.Д. Вопрос о душе в его современном состоянии / К.Д. Ушин-ский. Педагогические сочинения: в 6 т. Состав. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1988. - Т.2. - 492 с. - С. 254-255.

17. Федотова В.Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.intelros.org/lib/statyi/fedotova2.htm (дата обращения: 16.03.2021).

18. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции / Пер. с англ. под общ. ред. А.В. Александровой. - М: Изд-во АСТ, Люкс, 2004. - С. 179-180.

19. Цеханская К.В. К вопросу об этнорелигиозном сознании в эпоху глобализма // Традиции и современность. - М.: Б.и., 2006. - №5. - С. 46.

20. Шеховская Н.Л. Духовность нравственного воспитания в русской философско-педагогической мысли (вторая половина XIX- первая половина XX вв.): монография. - Белгород: Бел ГУ, 2006. - 350 с. - С. 13.

21. Шеховская Н.Л. Педагогическая культура: восхождение к личности. - Белгород: БГУ, 2003. - 132 с. - С. 52.

22. Ярыгин Н.Н. Христианские ценности в современном мире // Вестник Вятского государственного университета. - Киров: Изд-во ВятГУ, 2008. - С. 17-23. - С. 22.

формирование личности в контексте православной антропологии

в условиях современных глобализационых процессов 164

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.