Научная статья на тему 'ЦЕННОСТИ: ДИАДЕКТИКА СВЕТСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО СМЫСЛА'

ЦЕННОСТИ: ДИАДЕКТИКА СВЕТСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО СМЫСЛА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
54
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЦЕННОСТИ / ДУХОВНЫЙ КРИЗИС / ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Шалатонов Александр Сергеевич, Шалатонова Валентина Николаевна

В статье анализируется диалектика понятия ценности в светском и религиозном смыслах. Авторы делают вывод о том, что в условиях цифровой культуры эти два смысла расходятся, занимая противоположные позиции. В результате возникающего противоречия существует опасность дальнейшего углубления духовного кризиса, грозящего утратой человеком своей духовной сущности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUES: THE DIADECTICS OF SECULAR AND RELIGIOUS MEANING

The article analyzes the dialectic of the concept of value in the secular and religious senses. The authors conclude that in the conditions of digital culture, these two meanings diverge, taking opposite positions. As a result of the resulting contradiction, there is a danger of further deepening of the spiritual crisis, threatening the loss of a person's spiritual essence.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТИ: ДИАДЕКТИКА СВЕТСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО СМЫСЛА»

_ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021 221

DOI: 10.47581/2021/PS92/IE.5.55.35 ЦЕННОСТИ: ДИАДЕКТИКА СВЕТСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО СМЫСЛА Грязнова Елена Владимировна, д.ф.н., профессор

(e-mail: egik37@yandex.ru) Шалатонов Александр Сергеевич, магистрант Нижегородский педагогический университет им. К. Минина (e-mail: magistrant18@yandex.ru) Шалатонова Валентина Николаевна, магистрант Нижегородский педагогический университет им. К. Минина (e-mail: derevnina.valentina@yandex.ru)

В статье анализируется диалектика понятия ценности в светском и религиозном смыслах. Авторы делают вывод о том, что в условиях цифровой культуры эти два смысла расходятся, занимая противоположные позиции. В результате возникающего противоречия существует опасность дальнейшего углубления духовного кризиса, грозящего утратой человеком своей духовной сущности.

Ключевые слова: духовность, нравственность, ценности, духовный кризис, цифровая культура.

Прежде чем говорить о диалектике смысла понятия ценности в религиозном и светском дискурсах, дадим характеристику цифровой культуре, в рамках которой развиваются противоречивые отношения между этими феноменами. Цифровая культура - это этап развития информационной культуры, связанный с применением во всех сферах жизни общества цифровых технологий. Если считать, что информационные технологии эволюционируют от устной и письменной речи, до современных цифровых систем обработки, хранения и передачи информации, то и цифровая культура есть качественный переход цивилизации на новый этап исторического развития. При этом система ценностей каждой эпохи является ядром культуры. Религиозные ценности, как и светские, имеют свою историю и традиции. В каждой культуре они находились в диалектическом противоречии, что способствовало не только развитию каждой из систем, но и сохранению традиционной составляющей. Условно выделяя этапы до цифровизации культуры, можно сказать, что в эпоху аграрной и начала индустриальной цивилизации существовал определенный баланс в диалектике религиозного и светского смыслов понятия ценностей, они имели самостоятельное значение, но при этом смысловые поля на этапе наступления информационной цивилизации приобрели сферу пересечения, вызывая к жизни ряд противоречий. Сегодня мы наблюдаем очередной этап обострения данных отношений, когда трансформациям подвергается система ценностей как основа духовной сущности человека.

222 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021

В современном научном, философском и теологическом дискурсе чрезвычайно часто употребляются, практически в любом контексте такие понятия как «духовность» или «нравственность» [18, 23, 25]. При этом далеко не всегда наблюдается четкое понимание значения этих явлений. В современном секулярном тезаурусе прочно укрепилось словосочетание «духовно-нравственное воспитание» или «духовно-нравственные ценности». Таким образом, вне христианского контекста понятия «духовность» и «нравственность» очень часто употребляются в аксиологическом смысле [4, 19, 24]. Возникает вопрос о том, насколько правомерно и корректно вытеснение из светского понимания категории ценности ее христианского смысла и чем это может грозить для человека.

Методика исследования. Для сравнения значений понятий «ценности» в светском и религиозном контекстах были использованы методы аналитического обзора, анализа, сравнения и обобщения. При изучении системы ценностей современной информационной культуры применялся информационный подход в изучении культуры современного общества [7,8], а также метод диалектики.

Результаты и их обсуждение. Ещё в древнем мире были предприняты попытки дать определение понятию «ценность», однако, в течение нескольких столетий они представляли собой переформулированные понятия истины [29]. Один из крупнейших философов XX века - Мартин Хайдеггер утверждал, что именно с Ф. Ницше начинается «философия ценностей» [28]. Он заявлял о том, что в мире происходит распад религиозных, моральных и культурных ценностей, и в связи с этим необходимо поставить в центр эту самую «волю к власти», которая должна являться краеугольным камнем системы ценностей.

Что же означает понятие «ценность» сквозь призму христианского мировоззрения? Прежде всего, ценность здесь понимается как абсолютное благо, которое имеет значимость в любом смысле и для любого субъекта [16, 22, 27]. Высшее благо, которое представляет собой основу и первоисточник всех других ценностей в соответствии с вероучением Православной Церкви - это Богооткровенная истина о Пресвятой Троице, о Господе, который является единым по своему Существу и троичным в Лицах, демонстрирует, что Господь это не просто Творец Вселенной и человека, но и абсолютное Благо и Любовь. Господь участвует своим промыслом в этом мире, а не просто являет собой «великого часовщика», как это утверждает деистическое мировоззрение. Эта истина была подтверждена огромным и долгим святоотеческим опытом, она, можно сказать, представляет собой наивысшее звено во всей иерархической структуре ценностей в Православной Церкви. Вместе с тем, говоря о системе ценностей в Православии, следует отметить, что важную роль здесь будет играть антропология. Понимание человека как «венца творения», который создан по образу и подобию Бога, является особенностью православного богословия [1, 5, 21].

_ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021 223

Сотериологический аспект православного богословия играет ключевую роль в системе христианских ценностей. Здесь Господь призывает к всестороннему, духовному совершенствованию каждого православного верующего. Достигается это путем синергии, т.е. совместным действием Бога и человека в деле спасения последнего. Евангельские заповеди являются также основной ценностью для православного христианина, так как через их исполнение прокладывается путь в вечную жизнь.

Ну и конечно, стоит упомянуть о важной составляющей системы христианских ценностей - соборном духовном опыте Церкви, который отражен в богатых по своему содержанию богослужебных текстах, творениях святых отцов и житиях святых. Основное отличие понятия «ценность» в православном христианстве от мирского его понимания состоит в том, что именно в христианстве оно несет сотериологическое значение. Реализация ценностей не ограничена этим земным миром, но непосредственным образом связана с миром вечным, с Христом и Царствием Небесным. Православные ценности - великое достояние человечества, однако они становятся истинной благодатной драгоценностью лишь для тех, кто исполняет Божественные заповеди и идет спасительным путем.

«Духовность» и «нравственность» вне богословского их употребления рассматриваются как очень близкие друг к другу понятия. В философском аспекте учение о нравственности было центром учениях многих мыслителей, таких как Платон, Аристотель, Сократ, Гегель, Кант, Сартр Ж.П., Яс-перс К., Камю А., Маркс. В русской философской и мысли проблема нравственности также выступала как одна из центральных в трудах таких мыслителей как Соловьев B.C., Бердяев Н.А., Трубецкой С.Н., Лосский И.О., Франк С.Л. и др. [11,13,14,26].

Смешивание понятий «духовность» и «нравственность» в светско-ориентированном дискурсе характеризуется, прежде всего, сильно устоявшимся в секулярном сознании стереотипом. Данный стереотип подразумевает то, что между понятиями «духовное воспитание» и «воспитание нравственное» ставится знак равенства. Такая устоявшаяся позиция основывается на том подходе, что, по мнению одних исследователей, духовная составляющая жизни человека является лишь областью нравственной жизни. В этом случае понятие «духовность» носит более узкий характер, чем «нравственность». С другой стороны, и, как правило, наиболее часто, «духовность» и «нравственность» просто являются синонимами с точки зрения светского их понимания. Человек, который придерживается нравственных норм, автоматически являет собой истинный образец духовности. Светская мысль подходит к человеку, имеющему духовный стержень как к человеку, который разделяет понятия добро и зло и ориентируется на добро, отличаясь нравственным поведением.

Таким образом, два разных подхода имеют дело с разными, и более того, противоположными антропологическими измерениями. Светский подход не будет оперировать тем, что человек призван, прежде всего, к восстанов-

224 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021 лению истинного взаимоотношения с Богом Творцом. Здесь речь идет о совершенно ином человеке. Более того, понятия доброго и злого начала вне религиозном подходе, имеют абстрактный характер. Модель светского дискурса будет обусловлена тем, что цель ее - формирование «гармонически развитой личности». Формирование совершенного человека, антропологического идеала здесь обуславливается развитием той или иной составляющей его природы: ума, воли, чувств. Данный подход формирует совершенно иной антропологический идеал, который рассматривает личность, наделенную совершенными умственными дарованиями и великолепной эрудицией.

Такой подход приводит к тому, что сознание основной части людей XXI столетия пронизано прагматизмом и формируется под влиянием технократической концепции и тех идеалов, которые навязываются современным мировоззрением [2,7, 15]. Светская мысль в вопросе нравственного формирования личности опирается исключительно на земные категории. Отсюда проистекает то, что для современного мирского человека категории добра и зла субъективны и размыты.

В отличие от светского подхода, православный подход будет исследовать жизнь личности сквозь призму трансцендентных категорий как «вечность» и «бессмертие». Здесь уже идет речь об ответственности человека перед своим Создателем. Данная ответственность связана не просто с собственной жизнью человека, но и с сохранением и развитием исторических и культурных традиций. Она признает трансцендентную реальность и опирается на вечную жизнь человека. Категории добра и зла в православном понимании носят конкретный и объективный характер.

В основе Православия лежат, такие ценности как синергия, святость, благочестие, смирение. Все эти характеристики должны формироваться у человека не в результате того, что последнему будут навязываться какие-либо внешние запреты, а через чувство искреннего внутреннего желания и мотивации, изменения личностного миросозерцания.

В связи со всем вышесказанным, без всяких колебаний и сомнений можно утверждать то, что воспитательные и образовательные процессы, которые перестают принимать во внимание аспект единственной истинной цели - воспитании человека в духе христианской веры по истечении определенного промежутка времени начинают пожинать горькие плоды. Примером может служить процесс разрушения системы ценностей в условиях развития цифровой культуры [6, 17, 20]. Духовный кризис, развивающийся параллельно с технологизацией и цифровизацией общества приводит к снижению здоровья человека, трансформации не только смысла, но и образа жизни [3, 10, 12].

Сегодня цифровизация системы образования и воспитания приводит к тому, что для молодого поколения исчезает духовная опора в социальном опыте. Исчезают не только духовные основания системы ценностей, но и появляется мозаичная картина мира. Молодежь получает возможность со-

_ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021 225

циализироваться не только в рамках духовной культуры своего народа, но и на основе идеалов чужеродных культур. Причем доступными становятся любые формы религии и веры. При этом светская культура теряет идеологическую основу, духовные скрепы, она становится доступной и размытой. Если в диалектическом единстве светской и православной культуры обе составляющие объединены единой целью, то в условиях духовного кризиса они вступают в противоречие. Как известно, любые противоречия порождают проблемы. В ситуации противоречивых отношений между светской и религиозной системой ценностей происходит зарождение проблем, требующих решения. Противоречие может разрешаться несколькими способами, наиболее вероятным из которых оказывается поглощение одной противоположности другой. В условиях фрагментарной системы ценности современной культуры, отсутствия духовного направления развития, велика вероятность того, что именно религиозные ценности перестанут быть значимыми для человека. Если духовность как сущность человека данная высшими силами перестанет быть его стержнем, то культура как творение самого человека не сможет противостоять тому злу, которое способен сотворить человеческий разум.

Заключение. Таким образом, центром духовно-нравственного роста православного христианина является воспитание в его сердце самых лучших качеств, а именно благородства, благонравия и благочестия. Взглянув на вопрос духовного формирования личности, с позиции православного подхода, становится видно, что данная проблема сопряжена с проблемой взаимоотношения человека и Бога. Здесь делается акцент на том, что усовершенствование духовной жизни человека обусловлено волевым началом в человеке. В соответствии с воззрением Православной Церкви, человек не должен ограничиваться лишь материальным миром, но должен помнить о том, что существует трансцендентная реальность. Кроме внутреннего духовного мира человека существует трансцендентная по отношению к нему духовная реальность, которая, в свою очередь репрезентируется как добрыми, так и злыми силами.

Принципиальное различие между православной и светской мыслей в определении ценностей заключается в том, что православие вкладывает в само понятие нравственности первостепенно сотериологическое значение. Нравственность в христианском богословии разделяется на естественную и христианскую. Человек при своем рождении имеет естественный нравственный внутренний закон или совесть, поэтому благо и доброе начало для православного христианина представляет собой не обычное теоретическое понятие, а является внутренней обязывающей силой. Православное понимание нравственности связано с чистой и крепкой верой христианина, верой в Бога, в Церковь и совершаемые в ней Таинства. Подлинная же духовность - это жизнь духовного начала человеческой природы. Именно в таинстве Крещения человек рождается для духовной жизни. Если человек

226 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021 не принял это Таинство, это значит, что он не вступил в лоно Церкви Христовой, а значит, путь для духовной жизни для него закрыт.

Человек призван быть нравственным, чтобы уподобиться главному нравственному Ориентиру - Христу. Только через Богоуподобление можно достичь нравственности и обрести Царствие Небесное. Поистине, духовно-нравственный православный человек будет совершенствоваться в нравственности из-за определенных целей, в данном случае, обретения спасения. Истинная нравственность основывается на истинной любви к Богу. В противном случае, есть опасение, что человек пойдет по пути собственного разрушения. Вытеснение теологического смысла из категории «ценности» уже происходит в условиях цифровой культуры. Как следствие мы наблюдаем утрату духовности как целостности, как основы человеческой сущности.

Список литературы

1. Алехина Е.В., Копосов Л.Ф. Личность и природа человека в православной ан-тропологии//Российский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2. С. 97-109.

2. Бастракова Н.С., Мухлынина О.В., Шаров А.А. Представления цифрового поколения о главных ценностях жизни//Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 3. С. 41-48.

3. Безуглая Л.И. Ориентация на духовность при формировании культуры здоровья молодежи в эпоху вызова//Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2016. № 2. С. 62-66.

4. Бидюк Г.М. Духовность и нравственность личности в светском и православном контекстах//Наука и образование сегодня. 2019. № 2 (37). С. 93-99.

5. Бучма Ю.Ю. Современная православная антропология о духовной миссии чело-века//Вопросы социальной теории. 2018. Т. 10. С. 157-165. 1

6. Грязнова Е.В. "Хрупкое" государство: критерии определения//Политика и общество. 2013. № 1 (97). С. 57-65.

7. Грязнова Е.В. Информационная культура медицинских учреждений: проблемы и перспективы//Человек и культура. 2015. № 1. С. 92-111.

8. Грязнова Е.В. Информационная культурология как научное направление: фило-софско-методологический анализ//Философия и культура. 2016. № 3 (99). С. 452-458.

9. Грязнова Е.В. Модель информационной культуры управления образованием муниципалитета: предупреждение рисков неэффективного использования достижений информатизации//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 18.

10. Грязнова Е.В., Шкирнюк П.Г. Здравоохранение в России и качество жизни насе-ления//ЫВ: Экономика, тренды и управление. 2014. № 4. С. 72-85.

11. Гуляев А.А. Метафизика духовности в русской религиозной философии

12. Духовность и проблемы здоровья человека//Здравоохранение (Минск). 2016. № 3. С. 60-66.

13. Катунина Н.С. Тематизация духовности в философии Гегеля//Международный научный вестник (Вестник Объединения православных ученых). 2020. № 3 (27). С. 2934.

14. Ковалева Г.П. Духовность в аспектах философии космизма//Современный ученый. 2017. № 7. С. 342-345.

15. Королева Л. А. Техногенные идеалы и гуманитарные ценности в цифровом об-ществе//Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. 2019. № 3. С. 128-138.

_ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021 227

16. Коськов С.Н., Родина В.А., Серегина Т.В. Образовательные и ментальные установки христианства как целевые ориентиры адаптации личности в системе европейских ценностей//Мир образования - образование в мире. 2017. № 3 (67). С. 24-32.

17. Лапидус Л.В., Гостилович А.О., Омарова Ш.А. Особенности проникновения цифровых технологий в жизнь поколения z: ценности, поведенческие паттерны и потребительские привычки интернет-поколения//Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 83. С. 271-293.

18. Медведева К. Л., Ровчак Л. Л. Воспитание духовности и нравственности студенческой молодежи//Восточно-Европейский научный вестник. 2016. № 1 (5). С. 82-84.

19. Никабадзе О. С. Духовность и нравственность в формировании личностных образований человека//Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки.

2017. № 2-2. С. 40-46.

20. Осинцева Н.В., Муратова И.А. Трансформация этических ценностей в условиях развития цифровых технологий//Манускрипт. 2020. Т. 13. № 1. С. 171-175.

21. Пархоменко В. Актуальность православной антропологии в условиях современ-ности//Межрегиональные Пименовские чтения. 2016. Т. 13. № 13. С. 30-34.

22. Приймас Н.В., Швець О.В. Ценности христианства как источник духовно-нравственного воспитания//Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2019. Т. 1. № 1 (36). С. 26-31.

23. Романчук С.Н. Нравственность и духовность как доминанта воспитательно-учебного процесса//Человек и общество в системе религиозного и социально-гуманитарного знания. 2016. Т. 1. № 2-1 (2). С. 281-290.

24. Саблин А.Ю. Духовность и нравственность с точки зрения православной традиции. Специфика понимания//Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ.

2018. № S5. С. 24.

25. Таран С.А., Таран И.В., Таран О.А. Духовность и нравственность в формировании российской гражданской идентичности//Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018. № 6. С. 121-124.

26. Терехова Г.Л. Проблема истинной духовности человека в философии и.а. ильи-на//Современное общество и власть. 2016. № 2 (8). С. 177-184.

27. Фадеева Л.Ю. К вопросу о духовных ценностях христианства в иноязычном лингвообразовательном пространстве//Инновации. Наука. Образование. 2016. № 4 (3). С. 1.

28. Хайдеггер, М. Ницше том II/ М. Хайдеггер; под ред. Каменев В.М., Марков Б.В. и др. Спб.: «Владимир Даль», 2007. С. 34

29. Эфа С.Г. Проблема ценностей и ценностных ориентация в философской и психологической литературе.Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева Выпуск № 2 (9).М. 2006. С. 166.

Gryaznova Elena Vladimirovna, doctor of philosophy Shalatonov Alexandr Sergeevich, student magistrant Shalatonova Valentina Nikolaevna, student

VALUES: THE DIADECTICS OF SECULAR AND RELIGIOUS MEANING Abstract. The article analyzes the dialectic of the concept of value in the secular and religious senses. The authors conclude that in the conditions of digital culture, these two meanings diverge, taking opposite positions. As a result of the resulting contradiction, there is a danger of further deepening of the spiritual crisis, threatening the loss of a person's spiritual essence. Keywords: spirituality, morality, values, spiritual crisis, digital culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.