Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ТЕОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ'

ПРАВОВАЯ ТЕОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
341
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО И РЕЛИГИЯ / ПРАВОВАЯ ТЕОЛОГИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ПОСТСЕКУЛЯРИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овчинников Алексей Игоревич

Правовая теология представляет собой новое междисциплинарное направление в исследовании представлений и сущностных характеристик государства и права, а также религиозно-правовых систем. В современной ситуации постсекулярного мира представления о природе права с точки зрения теологии в целом и христианской теологии в частности не могут не претерпевать изменений, особенно в связи с многочисленными дискуссиями о соотношении права и религии, государственной власти и духовной власти, закона и веры в новых условиях сосуществования и взаимного уважения веры и знания, а также ввиду новых достижений теологической и богословской науки. Не менее важным и значимым обладает философско-правовой и юридический анализ религиозных систем, неизбежно определяющих правопонимание, правовую культуру, правосознание и правовые ценности в том или ином государстве. Эти и другие аспекты правовой теологии обсудили участники конференции «Правовая теология в контексте междисциплинарных научных исследований: методология, основные проблемы и направления».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL THEOLOGY IN THE CONTEXT OF MODERN LEGAL THINKING

Legal theology is a new interdisciplinary direction in the study of the concepts and essential characteristics of state and law, as well as religious and legal systems. In the modern situation of the post-secular world, ideas about the nature of law from the point of view of theology in general, Christian theology, in particular, cannot but undergo changes, especially in connection with numerous discussions about the relationship between law and religion, state power and spiritual power, law and faith in new conditions of coexistence and mutual respect for faith and knowledge, as well as in view of the new achievements of theological and theological science. No less important and significant is the philosophical, legal and legal analysis of religious systems that inevitably determine legal thinking, legal culture, legal consciousness and legal values in a particular state. These and other aspects of legal theology were discussed by the participants of the conference “Legal theology in the context of interdisciplinary research: methodology, main problems and directions”.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ТЕОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ»

КОНФЕРЕНЦИИ, КРУГЛЫЕ СТОЛЫ, СЕМИНАРЫ

УДК 340

DOI: 10.18522/2313-6138-2021-8-4-14

Овчинников Алексей Игоревич,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, юридический факультет, Южный федеральный университет, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, д. 88, email: k_fp3@mail.ru

Ovchinnikov, Alexey I.,

Doctor of Law, Professor,

Head of the Chair of Theory and History

of State and Law, Law Faculty,

Southern Federal University,

88 M. Gorkogo Str., Rostov-on-Don,

344002, Russian Federation, email: k_fp3@mail.ru

ПРАВОВАЯ ТЕОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ

СОВРЕМЕННОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ*

LEGAL THEOLOGY IN THE CONTEXT OF MODERN LEGAL THINKING

АННОТАЦИЯ. Правовая теология представляет собой новое междисциплинарное направление в исследовании представлений и сущностных характеристик государства и права, а также религиозно-правовых систем. В современной ситуации постсекулярного мира представления о природе права с точки зрения теологии в целом и христианской теологии в частности не могут не претерпевать изменений, особенно в связи с многочисленными дискуссиями о соотношении права и религии, государственной власти и духовной власти, закона и веры в новых условиях сосуществования и взаимного уважения веры и знания, а также ввиду новых достижений теологической и богословской науки. Не менее важным и значимым обладает философско-правовой и юридический анализ религиозных систем, неизбежно определяющих правопонимание, правовую культуру, правосознание и правовые ценности в том или ином государстве. Эти и другие аспекты правовой теологии обсудили участники конференции «Правовая теология в контексте междисциплинарных научных исследований: методология, основные проблемы и направления».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: право и религия; правовая теология; политическая теология; правовая культура; правосознание; государственно-конфессиональные отношения; светское государство; постсекуляризм.

ABSTRACT. Legal theology is a new interdisciplinary direction in the study of the concepts and essential characteristics of state and law, as well as religious and legal systems. In the modern situation of the post-secular world, ideas about the nature of law from the point of view of theology in general, Christian theology, in particular, cannot but undergo changes, especially in connection with numerous discussions about the relationship between law and religion, state power and spiritual power, law and faith in new conditions of coexistence and mutual respect for faith and knowledge, as well as in view of the new achievements of theological and theological science. No less important and significant is the philosophical, legal and legal analysis of religious systems that inevitably determine legal thinking, legal culture, legal consciousness and legal values in a particular state. These and other aspects of legal theology were discussed by the participants of the conference "Legal theology in the context of interdisciplinary research: methodology, main problems and directions".

KEYWORDS: law and religion; legal theology; political theology; legal culture; legal consciousness; state-confessional relations; secular state; post-secularism.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: Овчинников А.И. Правовая теология в контексте современного правопонимания // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. 2021. Т. 8, № 4. С. 87-92. Б01: 10.18522/23136138-2021-8-4-14.

FOR CITATION:

Ovchinnikov, A.I. Legal theology in the context of modern legal thinking. Bulletin of the Law Faculty, SFEDU. 2021. Vol. 8, No. 4. P. 87-92 (in Russian). DOI: 10.18522/2313-6138-2021-8-4-14.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44228 «Право и правосознание в теологическом измерении: история и современность».

© А.И. Овчинников, 2021

Й5адцатого октября в городе Ростове-на-]рну в Южном федеральном универси-:ете под эгидой Научно-образовательной ческой ассоциации (НОТА), при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 21011-44228 «Право и правосознание в теологическом измерении: история и современность», прошла Всероссийская научная конференция «Правовая теология в контексте междисциплинарных научных исследований: методология, основные проблемы и направления», организованная совместно с Донской духовной семинарией, Южно-Российским институтом управления РАНХ и ГС при Президенте РФ.

В конференции приняли участие ученые из вузов Российской Федерации, Белоруссии, Словении, исполнительный директор ассоциации НОТА Г.И. Теплых, а также члены профессорско-преподавательской корпорации Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых Кирилла и Мефодия.

Целями проведения конференции стали: обсуждение междисциплинарного характера исследований в сфере правовой теологии; рассмотрение духовно-нравственных аспектов современного государства и права в контексте теологического дискурса постсекулярной эпохи; конструктивный анализ и систематизация методологических и аксиологических оснований русской философии права с учетом традиций и самобытности отечественной государственности и правовой культуры; выявление этноконфессиональной специфики правового мышления, политической и правовой культуры народов Российской Федерации; изучение роли религиозной и этнической идентичности в современном государстве и праве; разработка государственно-правовых механизмов гармонизации этнорелигиозных отношений в России, приоритетов правовой политики в данной сфере; обсуждение правовых механизмов обеспечения духовно-нравственной безопасности российского государства, превенции нравственного экстремизма; противодействие религиозному экстремизму (политико-правовые и аксиологические аспекты) государственно-правовыми средствами.

Открылась конференция приветствием Президента Научно-образовательной теологической ассоциации, ректора Общецерковной

аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, председателя отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви, митрополита Илариона (Ал-феева), которое зачитал Дмитрий Викторович Шмонин, доктор философских наук, профессор, проректор по научной работе ОЦАД, председатель Экспертного совета по теологии Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования России. Высоко-преосвященнейший владыка подчеркнул, что «принятие Православия открыло историю российской государственности, оказало решающее влияние на формирование нашей культурной идентичности. Одной из ее характерных черт является стремление к воплощению высоких нравственных идеалов, что нашло свое отражение и в российском законодательстве».

В своем ответном слове сопредседатель оргкомитета протоиерей Тимофей Анатольевич Фетисов, кандидат богословия, доцент, ректор Донской духовной семинарии отметил, что «внимание высшего руководства НОТА к теме конференции свидетельствует о научном признании весьма актуального, но пока еще остающегося достаточно новаторским, междисциплинарного дискурса, который именуется теологией права».

От имени оргкомитета к собравшимся обратился Овчинников Алексей Игоревич, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Южного федерального университета. Он посвятил свой доклад проблемам правовой теологии в контексте современного правопонимания.

В своем докладе он отметил, что постсеку-лярный мир представляет собой новую фазу развития отношений между светским и мирским, сакральным и профанным, религиозным и индифферентным, религиозной и научной рациональностью. После нескольких веков ан-тогонизма настало время взаимного признания веры и науки как важных и равнозначимых направлений в познании мира. Постсекулярность пришла на смену рациональному секуляризму модерна с его претензией на «расколдовывание мира» и в некотором смысле может рассматриваться как его преодоление. Постсекуляризм представляет собой новую парадигму философского мышления, в рамках которой религи-

озность уже не рассматривается как нечто пережитое человечеством, а религиозным идеям и мировоззрению отводится свое важное место в современном мире. Известный немецкий политический философ Юрген Хабермас рассматривает постсекулярность как такое состояние общества, в котором присутствует забота о продолжении существования религиозных сообществ в беспрестанно секуляризирующемся окружении.

Государство, базирующееся на нейтральном мировоззренческом фундаменте, по убеждению немецкого мыслителя, не принимает позицию одной из сторон (веры или знания) в ходе принятия политических решений, сохраняя одинаковую дистанцию и для веры, и для знания, для веры и разума, оставаясь для них открытым. В постсекулярном мире у верующих людей нет нужды переводить свои религиозные убеждения на секулярный язык, так как эти убеждения признаются ничуть не менее значимыми чем убеждения гуманистов в идеях о правах человека, а язык заповедей и духовно-нравственных принципов равен профанному языку носителей светской морали. Установление и признание границ между секулярными и религиозными сферами общественной жизни происходит в русле кооперативности и взаимоуважительности по отношению к перспективам каждой из этих сфер. В постсекулярном мире ценность религиозной веры в жизни человека не подвергается отрицанию и остракизму.

Правовая теология представляет собой новое междисциплинарное направление в исследовании представлений и сущностных характеристик государства и права, а также религиозно-правовых систем. В современной ситуации постсекулярного мира представления о природе права с точки зрения теологии в целом и христианской теологии в частности не могут не претерпевать изменений, особенно в связи с многочисленными дискуссиями о соотношении права и религии, государственной власти и духовной власти, закона и веры в новых условиях сосуществования и взаимного уважения веры и знания, а также ввиду новых достижений теологической и богословской науки. Не менее важным и значимым обладает философско-правовой и юридический анализ религиозных систем, неизбежно определяющих правопонимание, правовую культуру,

правосознание и правовые ценности в том или ином государстве.

Европейский конституционализм является, как известно, в определенном смысле результатом секуляризации христианского общества, сохраняя ряд институтов, имеющих религиозное когда-то происхождение. Например, идея достоинства человека и концепция прав личности и основных свобод, ценности равенства перед законом и признание социальных обязанностей собственника, которые не знал Древний мир, стали известны всему миру и получили распространение по всему земному шару именно благодаря христианству. Европейский конституционализм определил содержание конституций многих государств, в том числе и не имеющих христианской истории, так как через международное право идеи достоинства и прав человека стали основными и юридически признанными. Другой вопрос в реализации этих конституционных норм: в странах не христианской культуры они чаще всего» декларируются, но не реализуются.

Несмотря на общие христианские корни со странами Европы российская государственность и культурно, и исторически сильно отличается от них ввиду особенностей именно религиозного характера. Православное христианство повлияло на понимание государства совершенно своеобразно. Соборность и солидаризм православного политического и правового мышления сформировали идеал социального нравственно-правового монархического государства с патерналистическим содержанием. Отсутствие реализации этого идеала в начале XX века подготовило почву для коммунистического захвата власти в 1917 году и установлению безбожного, атеистического режима, после краха которого российская государственно-правовая идентичность сильно изменилась. Она утратила черты православного имперского государства, но и не стала европейской по своему характеру. Дальнейший ход русской истории тесно связан с проблемой религиозного возрождения после советского атеизма. Важнейшими признаками государственно-правового идеала после почти тысячи лет христианства и почти ста лет советского демократизма, отличающего Россию от европейских стран, следует признать: юридическое закрепление нравственных ценностей и норм,

приоритета общего блага; социализацию экономики и жесткую гарантию социальных прав; построение правовой идеологии на основе общественного, а не индивидуалистического права с гармонией прав и обязанностей, личности и общества; изменение режима частной собственности в сырьевой сфере, оборонной и стратегической области экономики, ориентация собственников на социальную полезность реализации их прав; расширение перечня объектов, которые могут находиться исключительно в государственной собственности, в первую очередь стратегического, социального, экологического и культурно значимого масштаба; государственная защита культурной и религиозной самобытности народов Евразии.

Далее протоиерей Тимофей Фетисов выступил с докладом, посвященным религиозно-политическому и религиозно-правовому контексту священной истории ветхозаветного библейского государства.

Докладчиками форума стали ведущие современные учены-правоведы, объединенные идеей возможности и необходимости междисциплинарного синтеза теологии и права. Агами-ров Карэн Владимирович, доктор юридических наук, доцент, старший научный сотрудник сектора философии права, истории и теории государства и права Института государства и права РАН выступил с докладом о взаимовлиянии права и религии в современном мире. Астапов Сергей Николаевич, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии религии и религиоведения Института философии и социально-политических наук ЮФУ раскрыл в своем выступлении постсекуляр-ные трансформации теологического дискурса в современной России. Бабурин Сергей Николаевич, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, главный научный сотрудник, научный руководитель Центра интеграционных и ци-вилизационных исследований Института государства и права РАН, профессор Московского университета им. С.Ю. Витте раскрыл тему «Конституционализм духовно-нравственных ценностей и глобальные проблемы свободы совести». Баранов Павел Петрович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой конституционного и муници-

пального права Южно-Российского института управления РАНХ и ГС при Президенте РФ обратил внимание на совершенствование религиозно-нравственных характеристик Конституции РФ. Батиев Левон Владимирович, кандидат юридических наук, доцент, заведующий лабораторией политологии и права ЮНЦ РАН посвятил свое выступление теме «Право как предмет теологии в трактате Ф. Суареса "De legibus ac deo legislato"».

Выступление Бойко Александра Ивановича, доктора юридических наук, профессора, заведующего кафедрой уголовно-правовых дисциплин Южно-Российского института управления ФГБОУ ВО «РАНХ и ГС» было посвящено теме «Христианские корни отечественного уголовного права». Васильев Антон Александрович, доктор юридических наук, доцент, директор Юридического института, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Алтайского государственного университета раскрыл соотношение веры, нравственности и права в концепции А.С. Ященко. Горбань Владимир Сергеевич, доктор юридических наук, главный научный сотрудник сектора философии права, истории и теории государства и права, руководитель междисциплинарного Центра философско-правовых исследований Института государства и права РАН рассказал о самобытности русской философии права и роли религии в изучении истории правовой мысли. Мамычев Алексей Юрьевич, доктор политических наук, кандидат юридических наук, профессор кафедры российской политики Факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова выступил с темой о цифровой трансформации христианского мира, обратив внимание на ее аксиологические и институционально-нормативные аспекты.

Большой интерес вызвал доклад Медушев-ской Натальи Федоровны, доктора юридических наук, профессора кафедры философии Московского университета имени В.Я. Кикотя на тему «Роль православного исихазма в формировании отечественного правосознания». Михаэла Моравчикова, доктор теологии, профессор (Институт правовых вопросов религиозной свободы юридического факультета Трнавского университета, Словакия) рассказала о деятельности католической церкви в сфере

защиты прав человека. Небратенко Геннадий Геннадиевич, доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Южного федерального университета обратил внимание на Донские монастыри и российское казачество в ХУ11-ХУШ столетиях, показав, как реализован был региональный опыт симфонии властей.

Георгий Григорьевич Белькинд, иерей, руководитель образовательного фонда имени братьев Сергея и Евгения Трубецких выступил с докладом «Русская школа философии права и критика теократии у Е.Н. Трубецкого». Сафронова Елена Викторовна, доктор юридических наук, профессор (Белгородский государственный национальный исследовательский университет) обозначила проблему трансформации публичной власти в эпоху трансантропологизма.

Сорокин Виталий Викторович, доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Алтайского государственного университета посвятил свое выступление духовно-нравственным основаниям права России. Шатковская Татьяна Владимировна, доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Южного федерального университета выявила роль понятия «правды» в русском обычном праве. Артеменко Наталья Викторовна, заведующая кафедрой уголовного права и криминологии юридического факультета ЮФУ и Шимбарева Нина Георгиевна, доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета ЮФУ дали характеристику чувствам верующих как объекту уголовно-правовой охраны. Казачанская Елена Александровна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Южного федерального университета рассказала о теологических основаниях европейского правового консерватизма. Келеберда Нина Григорьевна, кандидат философских наук, доцент Ростовского юридического института МВД России сформулировала проблемы моделирования церковно-государственных отношений в условиях трансформации публичного пространства. Краснова Алина Георгиевна, кандидат философских наук, старший преподаватель Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета

осветила роль психологии в структуре теологического образования, показала ее специфику и перспективы. Крыгина Ирина Александровна, кандидат юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Южного федерального университета выступила с темой о роли правовой теологии в системе общей теории государства и права. Ларионов Алексей Николаевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Южного федерального университета показал эволюцию правового регулирования внутренней структуры и органов управления Русской православной церкви в Х-ХУ111 веках. Леусен-ко Дмитрий Александрович, кандидат философских наук, доцент кафедры государственно-конфессиональных отношений Донской духовной семинарии, доцент кафедры теории и истории права и государства РАНХ и ГС при Президенте РФ раскрыл духовные основания права и государства в правовой теологии. Литвинова Юлия Игоревна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории государства и права РЮИ МВД РФ посвятила свое выступление теологическому направлению в русской философии права начала XX века.

Осветимская Ия Ильинична, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (филиал в Санкт-Петербурге), доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского государственного университета выступила на тему «Права человека уэ. традиционные ценности: причины конфликта». Павлов Вадим Иванович, кандидат юридических наук, доцент, докторант научно-педагогического факультета Академии МВД Республики Беларусь показал восточно-христианскую концепцию личности и ее значение для формирования человекоориентиро-ванного подхода к праву.

Фальшина Нелли Александровна, кандидат юридических наук, доцент, заместитель декана юридического факультета Южного федерального университета по воспитательной работе выступила с докладом на тему «Существо русского православного сознания (размышляя над статьей Павла Ивановича Новгородцева)». Фе-доренко Святослав Петрович, кандидат юри-

дических наук, доцент, доцент кафедры теории государства и права РЮИ МВД РФ показал влияние буржуазных процессов на секуляризацию права в историческом аспекте.

Все доклады участников конференции будут опубликованы в специальном научном сборни-

ке, а ее итоги смогут стать экспертной основой общественных законодательных инициатив, направленных на поддержку традиционных нравственных и культурных ценностей России.

Поступила в редакцию 08.11.2021 Received November 08, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.