Научная статья на тему 'Ценностные основания профессионального выбора молодых специалистов агросферы Беларуси'

Ценностные основания профессионального выбора молодых специалистов агросферы Беларуси Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
201
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРОИЗВОДСТВО КАДРОВ / ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА / МАРГИНАЛЬНОСТЬ / REPRODUCTION OF PERSONNEL / EMPLOYMENT / ECONOMIC BEHAVIOR / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / REFERENCE GROUP / MARGINALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Р. А.

Анализируются факторы, влияющие на процессы профессионального становления молодых специалистов сельского хозяйства на макрои микроуровне; предлагается социологическое определение понятия экономического поведения; раскрываются особенности ценностных ориентаций специалистов, связывающих свою жизнь с агросферой, и тех, кто хочет сменить профессию и уехать из села.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE BASICS OF YOUNG SPECIALISTS OCCUPATIONAL CHOICE OF AGRICULTURE OF BELARUS

The factors influencing the process of professional formation of young agricultural specialists at the macro and micro level are analyzed and a sociological definition of economic behavior is offered. In the article the peculiarities of value orientations of professionals linking their lives with Agribusiness, and those who want to change their profession and leave the village are revealed.

Текст научной работы на тему «Ценностные основания профессионального выбора молодых специалистов агросферы Беларуси»

Р А. СМИРНОВА,

доктор философских наук,

Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ АГРОСФЕРЫ БЕЛАРУСИ

Аннотация: анализируются факторы, влияющие на процессы профессионального становления молодых специалистов сельского хозяйства на макро- и микроуровне; предлагается социологическое определение понятия экономического поведения; раскрываются особенности ценностных ориентаций специалистов, связывающих свою жизнь с агросферой, и тех, кто хочет сменить профессию и уехать из села.

Ключевые слова: воспроизводство кадров, трудовая занятость, экономическое поведение, профессиональное самоопределение, референтная группа, маргинальность.

Трансформация традиционных нормативно-ценностных установок, индивидуализация жизненного пространства в трудовой, культурной и повседневной сферах, выдвижение на первый план ценностей успеха и высокого материального благосостояния при минимуме усилий и ответственности в сочетании с недооценкой в общественном мнении населения страны сельского образа жизни и важности труда аграриев приводят к ухудшению кадрового потенциала аграрной сферы как в количественном, так и в качественном отношении. Так, с каждым годом все меньше сельских жителей ориентируют своих детей на жизнь в селе и работу в сфере сельского хозяйства (только 5 %), снизилось число абитуриентов в аграрные вузы, поступающих в них по внутреннему побуждению и преданности профессии (всего 15 %), увеличилось число выпускников вузов, не связывающих свою дальнейшую жизнь с приобретенной профессией и сельской жизнью в целом (42 %), усилилась текучесть молодых специалистов и квалифицированных рабочих. Объясняя данные процессы, 40,7 % опрошенной молодежи - выпускников аграрных учебных заведений назвали в качестве причин физически тяжелый труд, а 30,5 % - низкую оплату труда1. На мой взгляд, не менее важным, усугубляющим этот процесс, фактором является существующая в сознании молодежи ценностная неопределенность, раздвоенность норм и идеалов, потеря нормативных образцов социальных практик, разрыв с привычными референтными

1 По данным социологического опроса, проведенного отделом социологии регионального развития Института социологии НАН Беларуси в 2013 г. Всего было опрошено 594 респондента: 129 руководителей и специалистов и 465 учащихся последних курсов аграрных вузов и колледжей.

группами, приводящими зачастую жителей села почти всех стран постсоветского пространства, и особенно молодежь, к состоянию маргинальности, не-укорененности в привычных сферах социальных практик, к профессиональному выбору, связанному с уходом из агросферы, а соответственно, легкости миграционного поведения, изменению экономического поведения в целом.

Данный фактор (нормативно-ценностная неопределенность) связан, прежде всего, со становлением новой трудовой этики, которая не способствует формированию отношения к сельхозпроизводству как к сфере реализации статусных предпочтений индивида, характеризуется распадом нормативных для сельских жителей образцов жизни и труда, поиском референтных групп, далеких от сельской жизни и производственной деятельности. Появившаяся впервые на Западе и описанная в теориях «конца труда» тенденция отказа молодежи от профессий, связанных с производственной и сельскохозяйственной деятельностью как непрестижных, тяжелых и во многом ограничивающих личную свободу, требующих высокой ответственности и квалификации, получила широкое распространение и на постсоветском пространстве. Не желая брать на себя ответственность и довольно тяжелый труд, молодое поколение сельских жителей в большинстве своем ориентируются в своей дальнейшей жизни на профессии, далекие от сельского хозяйства, но чрезвычайно престижные для их референтной группы и довольно неплохо оплачиваемые: менеджер на фирме, собственный бизнес (как правило, в сфере торговли или финансов), работа в частной кампании, на крупном успешном заводе и др. К тому же сельский образ жизни и бытовые условия пока не сравнимы по комфорту и благоустроенности с городскими или, так называемыми, «образцовыми», высокие стандарты которых постоянно демонстрируются в современных СМИ.

Однако изменения в ментальной и ценностно-культурной сферах привели и приводят к возникновению новых структур и способов взаимоотношений между людьми в обществе. Становится очевидным, что судьба некоторых сообществ, и в частности сельских, а также социальных групп, индивидов и даже территориальных образований прямо начинает зависеть от системы воспроизводственных процессов, происходящих в них. В первую очередь она проявляется в демографических проблемах села: высокая мужская смертность, старение сельского населения, низкая рождаемость. Не менее значимым является воспроизводство сельского образа жизни и трудовой этики селян в смысле социализации, включения новых поколений в традиционный для села социокультурный процесс, приобщения молодежи к нормам и ценностям, принятым в сельском сообществе, определяющую роль в которых играет семейное крестьянское воспитание, образование, включенность молодежи в сферу сельскохозяйственной деятельности.

Это позволяют предположить, что такой социальный процесс, как профессиональный выбор сельской молодежи, зависит от изменений, происходящих на двух уровнях: макро- и микроуровнях. На макроуровне решение о дальнейшем профессиональном пути обусловлено состоянием всей системы социаль-

ного воспроизводства в целом, зависящим от социально-экономического состояния страны, ее позиций в глобальном мире, доступности различных ресурсов, уровня развития потребностей, сложившихся норм преобладающей в обществе трудовой этики, системы ценностей, форм взаимоотношений, традиций и менталитета. На микроуровне, т. е. с точки зрения конкретного молодого человека, наряду с личностно-психологическими предпочтениями, его экономическое поведение в целом и профессиональное самоопределение в частности также обусловливаются данной системой социального воспроизводства, однако уже сфокусированной в личностной биографии и отношениях с окружающими его людьми. С этой точки зрения профессиональный выбор молодого человека как форму экономического поведения можно представить в виде совокупности действий по достижению одного из статусов (в данном случае - социального и материального), входящих в нормативный образ, формирующийся под воздействием принципов трудовой этики, принятой в обществе или референтной группе, в которую он включен, а также всей системы социального воспроизводства, отражающей экономические и социально-культурные процессы в стране. В данном определении профессионального выбора как формы экономического поведения подчеркивается мысль, что экономическая и социокультурная, ценностная составляющие поведения взаимосвязаны и взаимообусловлены. Можно согласиться с К. Поланьи, который утверждал, что экономическая деятельность человека полностью подчинена системе его социальных связей, стремлению не только получить экономическую выгоду, а приобрести определенный социальный статус, легитимизировать свое место в социальной структуре. Данный подход позволяет понять, что профессиональный выбор необходимо рассматривать во взаимосвязи воспроизводства социальной системы как целого и воспроизводства индивида, который, с одной стороны, воспринимает и реализует социальные нормы, а с другой, благодаря новым ценностным образцам изменяет социальные структуры и взаимоотношения, выступая субъектом их развития и изменения.

Совершенно очевидно, что проблема профессионального выбора сельской молодежи настолько сложна, что требует для своего решения комплексного подхода. Социологи и экономисты чаще всего сводят ее решение к двум факторам: уровню зарплаты и условиям труда. И в целом они правы, так как зарплата есть отражение справедливости общественных отношений и, в частности, выражение стоимостного отношения к сельскохозяйственному труду и степени его значимости в обществе. В последние годы в Беларуси, несмотря на то, что уровень заработной платы работников агросферы ниже средней по другим отраслям, зарплата квалифицированных рабочих и специалистов повысилась, а на успешных сельхозпредприятиях - значительно. Однако современные молодые специалисты, выпускники сельскохозяйственных лицеев, колледжей и вузов по-прежнему не спешат на работу в село, стараясь любыми средствами закрепиться в городе. Что удивительно, молодым сельчанам, стоящим перед выбором жизненного пути, присущи любовь и привязанность к родным

местам, к своему селу. По данным социологического опроса, 23 % опрошенных молодых людей, живущих в деревне, «рады, что живут в ней», еще 51,6 % «в целом довольны, хотя многое их не устраивает». На вопрос «Хотели бы Вы переехать в другой населенный пункт?» около трети молодых респондентов ответили отрицательно. Однако 34,5 % хотели бы уехать в другой населенный пункт: в другое село - 2 %, в райцентр -7 %, в город - 14 %, в Минск или другой областной центр - 10,5 %, из Беларуси - 1 %. К тому же, несмотря на любовь к родным местам, высокую оценку своего села или агрогородка, уровня развития социальной инфраструктуры в них, системы здравоохранения и образования, большинство респондентов - родителей молодых людей (67,5 %) не хотели бы, чтобы их дети жили и работали в селе. Еще 10 лет назад, по данным социологических опросов, такие настроения насчет будущего своих детей были у 47 % респондентов. т. е. деревня, сельский труд и жизнь в ней сегодня не представляет для современных сельчан ценности, что усиленно транслируется молодому поколению в желании родителей городской жизни и соответствующей профессии в будущем. В результате данных настроений ценность городской жизни и городских профессий привела к нежеланию большинства молодых сельчан жить и работать в селе, к нерегулируемой миграции в города, поиску любой работы, но городской, жизни в худших условиях (съемное жилье, общежитие и др.), но городских, иногда решению личных жизненно важных проблем (например, вступление в брак) по расчету или путем противоправного поведения. Все это свидетельствует о сломе устойчивой системы ценностей, раздвоенности и противоречивости поведенческих стратегий и сознания, а по существу - о маргинализации личности.

Особенно четко проявляется эта тенденция в профессиональном выборе выпускников последних курсов аграрных учебных заведений. Так, только 22 % опрошенных в 2013 г. студентов последних курсов аграрных вузов и колледжей признались, что они собираются связать свою судьбу с сельским хозяйством, 42 % - не собираются этого делать, а 36 % - еще не решили. Важную роль в профессиональном самоопределении нынешних выпускников аграрных учебных заведений сыграли такие факторы, как родительское воспитание, призвание (любовь к профессии агрария), а также факторы, обусловленные желанием приобрести социальный капитал с помощью диплома о высшем образовании. В той группе выпускников, которые связывают свое будущее с сельским хозяйством, мотивационные приоритеты выглядят следующим образом: по советам родителей выбрали аграрный вуз 24,5 % респондентов, по призванию - 40,2 % и 31,4 % поступили в вуз потому, что некуда было больше поступить или в него было проще поступить, чем в любой другой. А вот выпускники, которые не хотят связывать свою судьбу с сельским хозяйством, руководствовались при выборе профессии совсем другими приоритетами: 45 % признались, что поступили в аграрный вуз, потому что легче было поступить, 16,4 % - некуда было больше поступить и 24,1 % - по совету родителей.

Анализ факторов, определивших профессиональный выбор студентов аграрных учебных заведений, в целом по выборке показал, что по призванию, самостоятельно и осмысленно поступили учиться только 15 % респондентов. На вопрос, нравится ли им их будущая специальность, 68,8 % респондентов по всей выборке ответили положительно. При этом среди тех, кто связывает свою судьбу с сельским хозяйством, таких 85,3 %. А вот среди тех, кто не связывает себя с аграрной сферой, только половине нравится их будущая специальность. Парадокс заключается в том, что из тех, кто связывает свою судьбу с сельским хозяйством и им нравится их будущая специальность (а их, как отмечалось выше, 85,3 %), планируют работать по ней в ближайшие 10 лет только 60,8 % респондентов. В качестве причин нежелания работать по специальности остальные респонденты указали «низкие заработки при высокой ответственности» (22,5 %), «нежелание» (5 %), отсутствие в сельской местности условий, подобных городским (3 %), отсутствие перспектив карьерного роста (7 %), непрестижность труда в сельском хозяйстве (1 %). Последняя из перечисленных причин в целом по выборке составила 7,3 % и оказалась не такой безобидной, как кажется. В общественном сознании все агрессивнее набирает силу установка, связанная с разделением общества на большие группы людей, можно сказать, на классы, различающиеся не социально-профессиональными признаками, не степенью обладания собственностью, не образованием, а отношением и местом в системе разделения труда, связанным с трудом творческим и рутинным, свободным и несвободным, куда постепенно стали относить любой производительный труд, будь то в промышленности или в сельском хозяйстве. Сегодня быть востребованным инженером с хорошей зарплатой и перспективой карьерного роста на заводе стало менее престижно, чем рядовым менеджером или бизнесменом - держателем торговых точек.

Тем не менее та треть респондентов, которая собирается в ближайшие годы работать по специальности, имеет амбициозные планы и соответствующие мотивации: 36,3 % из них мотивированы возможностью реализовать себя в качестве руководителя, 29,4 % - перспективами карьерного роста, 26,5 % -возможностью получить благоустроенное жилье, 18,6 % - иметь интересную работу, 24,5 % - жить ближе к природе. Однако и в этом случае для них важен материальный фактор, связанный с необходимостью повышения зарплаты и жизненного уровня работников аграрной сферы. Если говорить о желаемой заработной плате, то она колеблется в основном от 5 до 10 миллионов рублей, в зависимости от претензий молодого специалиста - выпускника учебного заведения. Однако по мнению большинства (70,8 %), зарплата должна быть не единственным источником дохода и мотивом к работе; необходимы также такие мотивации, как обладание акциями и участие в прибылях предприятия. По мнению респондентов, это может стать одной из мер для удержания молодых специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве.

Объясняя причины нежелания жить и работать в сельской местности, респонденты отмечают такие факторы, как наличие в городах больших воз-

можностей для работы, отдыха и общения. Это действительно так. В городе можно иметь профессию инженера, а работать и хорошо зарабатывать в должности агента по недвижимости (или продажам), менеджера, предпринимателя и т. п. В сельской же местности, кем бы человек ни работал, он почти всегда остается селянином: по образу жизни, менталитету, отношению к себе, сельскому сообществу и природе (даже учитель и врач), а тем более специалист сельского хозяйства, который всегда будет работать по специальности в широком смысле слова. Сейчас село предоставляет широкие возможности для этого: можно заняться фермерством, крестьянским хозяйством, организовать кооператив, агроусадьбу, перерабатывающее предприятие, а можно сделать карьеру в сельскохозяйственном предприятии. И выпускники аграрных учебных заведений не исключают таких возможностей: 15,7 % респондентов хотели бы заняться предпринимательской деятельностью, связанной с сельским хозяйством, 17,4 % - агротуризмом, 7,7 % - фермерством, 25,8 % - работать в сельхозпредприятии в качестве руководителя или специалиста. Однако больше всего респондентов (42,6 %) желают заняться предпринимательской деятельностью, не связанной с сельским хозяйством. Интересно то, что из числа тех, кто связывает свою судьбу с сельским хозяйством, половина намерены работать в сельхозпредприятии, четверть - заняться предпринимательской деятельностью, связанной с сельским хозяйством, 21,6 % - фермерством и 9,8 % - крестьянским хозяйством. А те, кто не собирается работать в агросфере, напротив, в основном предполагают заниматься предпринимательской деятельностью, не связанной с сельским хозяйством (52 %), и только 8,7 % не исключают работу в АПК. Из данных опроса видно, что среди тех выпускников аграрных учебных заведений, кто не связывает свою дальнейшую жизнь с сельским хозяйством, настроения более неуверенны, нежели в группе желающих работать по специальности, так как они понимают, что их будущее связано с большим риском и неопределенностью: в первой группе неуверенных в своем будущем 32,8 %, а во второй - 23,5 %.

Данные опроса свидетельствуют о том, что в обществе наблюдается процесс изменения системы ценностей, в определенном смысле - поляризация ценностных ориентаций, отражающих жизненные целевые установки, общую направленность поведения и основные сферы самореализации человека. На первый взгляд наблюдается некоторое единство ценностей у анализируемых двух групп. Да иначе и быть не может, так как обе они относятся к студенческой молодежи. Как и для любого молодого человека, а тем более выпускника учебного заведения, для них важны любовь, здоровье, дружба, семья, материально обеспеченная жизнь, интересная работа, карьера, самореализация и др. Однако респонденты двух групп (тех, кто связывает свою судьбу с сельским хозяйством, и тех, кто не делает этого) отличаются разным весом ценностных ориентаций духовно-нравственного характера. Как уже отмечалось, представители этих групп прошли разный биографический путь: одни воспитывались в современной сельской семье, другие жили в городских условиях и не

знакомы с крестьянским образом жизни, одни выбрали вуз по призванию, другие либо по настоянию родителей, либо по расчету (лишь бы получить диплом о высшем образовании), одни усиленно учились, чтобы в сельхозпредприятии сделать карьеру, другие строили планы о собственном бизнесе в городской среде. Соответственно их образ жизни сказался на жизненных приоритетах. В ответах на вопрос «Ради чего Вы живете?» проявляется разница в таких базовых ценностях, как дети (в группе связывающих свое будущее с агросферой в качестве жизненной ценности ее назвали 74,5 % респондентов, а во 2-й - 60 %), благополучие страны (в 1-й - 21,6 %, во 2-й, не желающей работать по специальности, - 12,8 %), ценность знания, познания (соответственно - 28,4 и 17,9 %), помощь людям (24,5 и 13,3 %), самоуважение (24,5 и 16,4 %), вера (20 и 7,7 %). В отличие от особенностей в приоритетах терминальных ценностей, инструментальные ценности у выпускников аграрных учебных заведений (знание, познание, интересная работа, карьера, власть и др.) как будто существенно не отличаются. Однако в ответах на контрольный вопрос об отношении респондента к предложенным в анкете суждениям можно заметить существенные отличия в мировоззрении, способах поведения и представлениях о допустимых средствах достижения жизненно важных целей у представителей двух анализируемых нами групп. В частности, респонденты из группы не желающих связывать свою судьбу с сельским хозяйством и работать по полученной в вузе специальности проявляют (по крайне мере вербально) большую активность, инициативность и самостоятельность, нежели представители 1-й группы, что нашло отражение в оценках в виде согласия/несогласия со следующими суждениями (табл. 1).

Таблица 1. Распределение ответов выпускников разных групп (в %)

Суждения 1-я группа 2-я группа

О своем благополучии люди должны заботиться сами 69,6 75,4

В обществе не должно быть расслоения на богатых и бедных 73,5 66,2

Было бы лучше, если бы нынешних рыночных реформ не было 13,7 8,2

Сельскохозяйственная земля не должна быть предметом купли и продажи 38,2 24,6

Лучше иметь небольшой, но гарантированный заработок, чем стремиться к высоким доходам с риском для себя 39,2 23,1

Реформы лишили возможности хорошо зарабатывать 33,3 28,2

Приведенные данные показывают большую инерционность и осторожность в понимании и реализации рыночных установок у представителей 1-й группы и рыночный оптимизм - у представителей 2-й группы. Можно, конечно, объяснять данные отличия, как это сейчас принято, рыночной про-двинутостью. инновационностью. инициативностью и индивидуализацией человеческого поведения в современных условиях. На мой взгляд, подобный рыночный оптимизм в большей степени обусловлен незнанием специфики сельскохозяйственного производства и особенностей крестьянского труда, отсутствием взвешенного отношения к сложностям сельской экономики,

природообусловленного образа жизни и деятельности на земле. Подобный оптимизм молодежи очень напоминает тот рыночный энтузиазм, с которым в 1990-х гг. почти все население бывшего СССР ринулось в так называемый бизнес: торговля в Польше, товары из Турции, России, ларьки мелких торговцев, существующие и поныне (правда, правительство приукрасило их жалкое существование с помощью громадных и дорогостоящих торговых центров). На самом деле с ценностью интересной работы и профессиональной карьеры пришлось расстаться очень многим молодым специалистам. Поэтому героизация и мифологизация способности респондента рисковать для повышения собственного благосостояния, квалифицировать эту способность как инновационное, прогрессивное, рыночное поведение и сознание, на мой взгляд, по меньшей мере утопично, а по большому счету - разрушительно, так как не без помощи подобных внушений две трети молодежи, и в частности выпускников аграрных вузов, потакая мифам общественного сознания и следуя призывам большинства политиков, экономистов и других обществоведов, уходят из профессии и выбирают путь свободного плавания в сфере мелкого бизнеса, связанного преимущественно с торгово-обменными операциями.

В качестве вывода можно отметить следующее: так как в современном обществе происходят сложные процессы переналадки социальной структуры, сопровождающиеся появлением новых форм самоидентификации в сферах социальной, гражданской, профессиональной и культурной жизни личности, то профессиональное самоопределение выступает результатом взаимопере-крещивающихся объективных процессов в обществе и изменений в жизни конкретного человека, его биографии. В этом смысле экономическое поведение человека, направленное на выбор и профессиональную самореализацию, выступает в виде совокупности действий по достижению социального и материального статусов, входящих в нормативный образ личности, сформированный под воздействием социального окружения, семейного воспитания, самостоятельной трудовой деятельности, а также той референтной группы, в которую включен (реально или виртуально) индивид, в условиях всей системы социального воспроизводства, отражающей экономические и социально-культурные изменения в стране. В этом плане целесообразно руководству сельхозпредприятий, управленцам АПК в решении кадровых проблем ориентироваться на тех абитуриентов, студентов, выпускников и молодых специалистов, которые изначально намерены связать свою дальнейшую судьбу с сельским хозяйством (независимо от форм собственности и организации), а также на тех, кто еще колеблется с выбором, но однозначно не отвергает такой возможности. Для этого существует широкий спектр мотивов и стимулов, включающих как материальные (участие в прибылях, обладание акциями и другой собственностью хозяйства) и нормативно-ценностные (формирование системы ценностей нормативного образа будущего, связанного с престижем, карьерой, властью, творчеством, самореализацией в сфере сельскохозяйственного труда), так и коммуникативные (общение, социальные сети, наличие соответствующей референтной группы и др.).

R. A. SMIRNOVA

THE VALUE BASICS OF YOUNG SPECIALISTS OCCUPATIONAL CHOICE OF AGRICULTURE OF BELARUS

Summary

The factors influencing the process of professional formation of young agricultural specialists at the macro and micro level are analyzed and a sociological definition of economic behavior is offered. In the article the peculiarities of value orientations of professionals linking their lives with Agribusiness, and those who want to change their profession and leave the village are revealed.

Keywords: reproduction of personnel, employment, economic behavior, professional self-determination, reference group, marginality.

nocmynuna 04.12.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.