НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ АРТЕМЕНКОВ
Смоленский государственный университет
214000, Российская Федерация, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4
E-mail: [email protected]
SPIN-код: 1892-7448
ИГОРЬ ИГОРЕВИЧ МАЗУРОВ
Смоленский государственный университет
214000, Российская Федерация, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4
E-mail: [email protected]
SPIN-код: 8330-0483
DOI: 10.35427/2073-4522-2023-18-6-artemenkov-mazurov
ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРАВА: СТАНОВЛЕНИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ, ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ
III ВСЕРОССИЙСКОГО СМОЛЕНСКОГО ПРАВОВОГО ФОРУМА «ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ», СМОЛЕНСК, 13-15 ОКТЯБРЯ 2023 г.)
Аннотация. Статья представляет собой краткий обзор выступлений участников III Всероссийского Смоленского правового форума «Право и государство: история, теория, философия», посвященного проблематике правовой аксиологии. В процессе публичной дискуссии отечественные ученые и представители профессионального сообщества представили ответы, сформулировали и предложили решения по вопросам о ценности права как следствии его социальной востребованности, ценности права в Конституции и ценности конституции, диа-лектико-материалистическом понимании правовых ценностей, гуманистических ценностях российского права, правовых ценностях как личностно-правовых свойствах человека, ценностных основах права в условиях социально-цифровой сферы, легитимации ценностных оснований права в обществе, аксиологическом аспекте права в условиях цифровой реальности, конвенциональных и неконвенциональных аспектах правовых ценностей, механизме концептуализации идейно-ценностных оснований права, ценностных основаниях права в контексте теории правового конвенционализма, ценностных основаниях регуляторной политики, ориентирах сохранения традиционных ценностей в современной правовой науке, правовой защите традиционных ценностей в зарубежных странах, ценности юридического языка, формировании правовых нарративов в контексте
взаимосвязи искусственного интеллекта и ценностей общества, культурно-ценностной обусловленности социальных притязаний, юридическом образовании как ценности, влиянии ценностей на пределы правового регулирования, аксиологической характеристике правовой фикции, генетической безопасности человека с позиции правовых, моральных и религиозных ценностей в современном мире, правовой характеристике основных источников информации в условиях глобальной эрозии ценностей, нравственных началах уголовного судопроизводства, формировании правовых ценностей в молодежной среде как мере общей профилактики диверсии, соотношении правосознания с религиозными ценностями в истории и современности, ценностном понимании права российскими юристами рубежа Х1Х-ХХ вв., трансформации правовых ценностей в годы Великой российской революции, праве как социальной ценности в условиях развития искусственного интеллекта, сравнении правовых ценностей через призму аналитической модели правовой традиции, методологических основаниях социоак-сиологического подхода в исследовании механизма обеспечения правопорядка, ценностных координатах восприятия правовой реальности, общих принципах права, признанных цивилизованными нациями как правовой форме фиксации универсальных ценностей, роли теоретико-исторических правовых наук в формировании ценностных координат юриста, проблеме реализации универсальных правовых ценностей в современных международных отношениях, гражданственности как правовой ценности советских граждан, квалифицированной юридической помощи как ценностном конституционном основании права на защиту чести, фрагментарности и виртуализированности идейно-ценностных систем права как характеристике правовой организации современного общества.
Ключевые слова: правосознание, правовые ценности, традиционные российские духовно-нравственные ценности, конвенциональные ценности, аксиологический подход к праву, искусственный интеллект, теоретико-исторические правовые науки
MIKHAIL N. ARTEMENKOV
Smolensk State University
4 Przhevalskogo street, Smolensk, Russian Federation, 214000
SPIN code: 1892-7448
IGOR I. MAZUROV
Smolensk State University
4 Przhevalskogo street, Smolensk, Russian Federation, 214000
SPIN code: 8330-0483
THE VALUE FOUNDATIONS OF LAW: FORMATION, EVOLUTION, BASIC APPROACHES (BASED ON THE MATERIALS OF THE III ALL-RUSSIAN SMOLENSK LEGAL FORUM "LAW AND THE STATE: HISTORY, THEORY, PHILOSOPHY", SMOLENSK, OCTOBER13-15, 2023)
Abstract. The article is a brief overview of the speeches of the participants of the III All-Russian Smolensk Legal Forum «Law and the State: History, theory, philosophy», dedicated to the problems of legal axiology. During the public discussion, Russian scientists and representatives of the professional community provided answers, formulated and proposed solutions to questions about the value of law as a consequence of its social relevance, the value of law in the Constitution and the value of the Constitution, dialectical-materialistic understanding of legal values, humanistic values of Russian law, legal values as personal and legal properties of a person, the value foundations of law in the conditions of the socio-digital sphere, the legitimization of the value foundations of law in society, the axiological aspect of law in the conditions of digital reality, conventional and non-conventional aspects of legal values, the mechanism of conceptualization of the ideological and value foundations of law, the value foundations of law in the context of the theory of legal conventionalism, the value foundations of regulatory policy, guidelines for the preservation of traditional values in modern legal science, the legal protection of traditional values in foreign countries, the values of legal language, the formation of legal narratives in the context of the relationship between artificial intelligence and the values of society, cultural and value conditionality of social claims, legal education as a value, the influence of values on the limits of legal regulation, axiological characteristics of legal fiction, human genetic security from the perspective of legal, moral and religious values in the modern world, legal characteristics of the main sources of information in the context of global erosion of values, the moral principles of criminal proceedings, the formation of legal values among young people as a measure of general prevention of sabotage, the relationship of legal awareness with religious values in history and modernity, the value understanding of law by Russian lawyers at the turn of the XIX — XX centuries, the transformation of legal values during the Great Russian Revolution, law as social value in the conditions of artificial intelligence development, comparison of legal values through the prism of the analytical model of legal tradition, methodological foundations of the socio-axiological approach in the study of the mechanism of law enforcement, the value coordinates of the perception of legal reality, the general principles of law recognized by civilized nations as a legal form of fixing universal values, the role of theoretical and historical legal sciences in the formation of the value coordinates of a lawyer, the problem of the implementation of universal legal values in modern international relations, citizenship as a legal value of Soviet citizens, qualified legal aid as a valuable constitutional basis of the right to honor protection, fragmentation and virtualization of ideological and value systems of law as a characteristic of the legal organization of modern society.
Keywords: legal awareness, legal values, traditional Russian spiritual and moral values, conventional values, axiological approach to law, artificial intelligence, theoretical and historical legal sciences
14 октября 2023 г. на базе Смоленского государственного университета прошел III Всероссийский Смоленский правовой форум «Право и государство: история, теория, философия» (далее — Форум), посвященный теме «Ценностные основания права: становление, эволюция, основные подходы».
Организаторами Форума выступили вузы-партнеры: Смоленский государственный университет и Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. В работе Форума приняли участие представители Академии МВД Республики Беларусь, Белгородского государственного национального исследовательского университета, Института государства и права РАН, МГИМО МИД России, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, Московского университета имени А.С. Грибоедова, Московской академии следственного комитета Российской Федерации, Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского, Омской академии МВД России, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, Санкт-Петербургского университета МВД России, Саратовской государственной юридической академии, Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия, Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева, Южного федерального университета, а также представители профессионального сообщества.
При открытии Форума был зачитан приветственный адрес начальника Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Игоря Александровича Калиниченко, в котором он отметил, что проведение Всероссийского Смоленского правового форума стало доброй и полезной научной традицией, и пожелал участникам Форума плодотворной работы. С приветственными словами к участникам Форума также обратились: Михаил Николаевич Артеменков — ректор Смоленского государственного университета, Его высокопреосвященство, высокопреосвященнейший Исидор — митрополит Смоленский и Дорогобужский, Андрей Владимирович Габов — и.о. заведующего сектором гражданского и предпринимательского права, главный научный
сотрудник сектора гражданского и предпринимательского права Института государства и права РАН, залуженный юрист РФ, член-корреспондент РАН, Алексей Иванович Клименко — начальник кафедры теории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Доклады участников Форума
Аксиологическая проблематика в правовых науках, как отметил в своем выступлении залуженный юрист РФ, член-корреспондент РАН, доктор юридических наук А.В. Габов, всегда сохраняла высокую актуальность, являясь, с одной стороны, предметом научных изысканий, а с другой — образуя методологические системы теоретических и отраслевых правовых исследований. Тем не менее сегодня она получает особое прочтение, когда мы озаботились вопросами ценностной самоидентификации, ценностных оснований правосознания и, в частности, профессионального правосознания юриста. Вызовы, стоящие перед нами как юристами, педагогами, учеными и практиками, требуют активного научного обсуждения проблем права как ценностной системы, правовых ценностей и их содержания, ценностных оснований права, а также традиционных духовно-нравственных ценностей, лежащих в основе не только отечественной правовой системы, но и российского правового государства. И в этом смысле Форум представляется удачной площадкой для совместной творческой, научной работы ведущих российских ученых.
Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор Р.А. Ромашов посвятил свой доклад проблеме конституционных ценностей и ценностного значения конституции. Исследователь отметил, что ценностное восприятие конституции как документа, закрепляющего в качестве базового принципа политического устройства правовое ограничение государства, в истории российского по-литогенеза минует три циклических этапа. Для Российской империи, конституция — это «преступный и спешный шаг... фантастический проект» (Александр III). В советском государстве «конституция представляет собой итог пройденного пути, итог уже добытых завоеваний» (И.В. Сталин). В Российской Федерации конституция рассматривается и как акт, выполняющий роль «отправной точки» новой суверенной российской государственности, и как документ стратегического планирования, определяющий направления перспективного развития российского государства и общества в долгосрочной перспективе.
Трансформация представлений о ценности конституции влияет на перечень и содержание конституционных ценностей, в качестве которых рассматриваются идеологические и духовно-нравственные положения, объявляемые государством наиболее значимыми в условиях соответствующего цикла национального политогенеза. Для Российской империи такими ценностями являются «Православие. Самодержавие. Народность». Для советского государства — «Научный коммунизм и научный атеизм. Коммунистическая партия как ядро политической системы. Советский народ как интернациональная общность трудящихся, нерушимый союз коммунистов и беспартийных». Современная Россия, провозгласив себя правопреемником и право-продолжателем СССР, вместе с тем на конституционном уровне закрепляет отличающиеся как от «советских», так и от «монархических» ценности, наиболее значимыми среди которых являются: «человек, его права и свободы как высшая ценность», «вера в Бога», «частная собственность и свобода предпринимательства», «представительная власть президента как форма высшей государственной власти» и др.
Доктор юридических наук, доцент М.С. Десятов в своем выступлении «Ориентиры сохранения традиционных ценностей современной правовой науки» поделился мыслями относительно ценностных ориентиров, позволяющих современным ученым-правоведам не просто исследовать ту или иную научную проблематику, но делать это в русле стремления к сохранению чистоты проводимого изыскания. В качестве основных из обозначенных ориентиров автор предложил «научную смелость» и «научную осторожность», дав каждому из них авторское понятие. Кроме того, докладчик выделил основные сферы проявления указанных ориентиров, которые при определенных условиях можно обозначить как этапы исследования: при определении научной новизны идеи, в рамках аргументации и защиты научной идеи, в рамках поведения и речевой культуры исследователя. Суть в том, что на каждом из обозначенных этапов исследования ученый сталкивается с необходимостью доказывания самому себе и научному сообществу обоснованность выбранного пути, проявляя попеременно смелость и осторожность. Первая направлена на сохранение традиций открытости и проверяемости научных результатов, наступательности проводимых исследований. В качестве баланса в этом отношении выступает осторожность, призванная исключить необоснованность или преждевременность выводов, ложность и псевдонаучность исследования. В завершении выступления М.С. Десятов пришел к выводу о том, что в совокупности они позволяют сохранить традиционные ценности современной правовой науки.
Ответу на вопрос о роли теоретико-исторических правовых наук в формировании ценностных координат юриста посвятил свой доклад доктор исторических наук, доцент И.А. Уваров. Докладчик обратил внимание, что демонтаж системы нравственных ценностей в связи с резким переходом от социализма, где главенствовали общественные интересы над личными, к капитализму с порождаемыми им новыми представлениями о Добре и Зле привел к существенной деградации этических императивов определенной части современного российского общества. Эта проблема не обошла стороной и юридическое сообщество. Безусловно, правильно сформированные ценностные ориентиры позволяют преодолевать последствия профессионально-личностной дихотомии юриста. В контексте юридического образования ключевая роль в решении данной задачи отводится теоретико-историческим правовым наукам и дисциплинам (в особенности «трем китам» отечественной юриспруденции — теории государства и права, истории государства и права, истории политических и правовых учений). Именно они образуют систему ценностных координат правосознания будущего юриста-профессионала, от которого зависит эффективность правореализации (в частности, правоприменения) и функционирования правовой системы государства.
В своем докладе «Право как ценность: взгляд российских юристов рубежа XIX—XX вв.» заслуженный работник высшей школы РФ, доктор юридических наук, доцент Т.Е. Грязнова обратила внимание, что преодоление утилитарного подхода к праву в Российской империи происходит в конце XIX в. в процессе широко развернувшейся полемики по поводу наиболее адекватного его понимания. Обосновывая социальную ценность права, сторонники социологической и естественно-правовой теорий рассматривают его в качестве важнейшего условия прогресса — гаранта стабильного и поступательного общественного развития. В свою очередь, Л.И. Петражицкому свойствен акцент на педагогической ценности права как средстве воспитания участников правоотношений. Все либеральные представители отечественной юриспруденции непреходящее значение права усматривают в осуществляемом им юридическом воздействии на общественную жизнь — охранительном и регулятивном. Принцип господства права постулируется авторами в качестве высшей ценности современного человечества.
Доктор юридических наук, профессор В.Ю. Туранин в своем докладе «Ценность юридического языка» отметил, что в любой сфере жизни современного общества важную роль играет коммуникация.
Правовая сфера не является исключением, ей свойственно наличие собственного языка с присущими ему особенностями, обусловленными специфической природой данного феномена. Юридический язык имеет несомненную ценность с точки зрения сохранения наследия российской правовой системы, ведь он вобрал в себя те мысли, которые возникали на протяжении сотен лет, помог найти им отражение в юридических понятиях и терминах. При этом юридический язык не предстает в качестве инструмента для повседневного общения, он имеет место быть там, где необходимо соприкосновение с правом.
Ценность юридического языка заключается не только в возможности обмена правовой информацией между субъектами, он обладает гораздо большим потенциалом, это уникальный феномен, основанный на взаимосвязи языка и права. Качество юридического языка, уровень владения им во многом обусловливают понятность и доступность текстов нормативных правовых актов, иных официальных документов и, как следствие, эффективность механизма правового регулирования в государстве.
Доктор юридических наук, профессор А.И. Клименко в своем выступлении — «Диалектико-материалистическое понимание правовых ценностей в рамках социоаксиологического подхода к праву и дискур-сивно-конвенциональной правовой теории» — обозначил, что зачастую аксиологический подход к праву ассоциируется с идеалистическими представлениями о нем. Однако социоаксиологический подход к праву и основанная на нем дискурсивно-конвенциональная правовая теория, напротив, предполагают исключительно материалистический подход к правовым ценностям. С точки зрения социоаксио-логического подхода к праву право в принципе представляет собой систему конвенциональных ценностей, формирующихся в процессе публичного правового дискурса. Сам правовой дискурс есть трансформированная форма классовой борьбы. В его рамках сталкиваются интересы и в конечном счете ценности социальных акторов — прежде всего классов. Эти интересы и ценности формируются в контексте материальных условий жизни. Они вовсе не являются отвлеченными идеалами. Они также не выступают ни абсолютными, ни константными. В зависимости от изменения материальных условий жизни людей меняются и они.Вместе с тем ценности, интересы, потребности конкретного класса в рамках правового дискурса, сталкиваясь, образуют правовые синтетические, конвенциональные ценности, выступающие результатом компромисса. Развитие, изменение — «жизнь» и «смерть» — этих ценностей зависят от изменения материальных ус-
ловий жизни людей, которые влекут изменения потребностей, интересов, ценностей социальных акторов (прежде всего классов). В завершающей части своего доклада А.И. Клименко подчеркнул, что ценности и право как система ценностей определяются конкретными материальными условиями жизни общества и формируются эти ценности в сложных дискурсивных отношениях. Противоречивость этих отношений служит источником развития права. Именно в этом заключается диалектико-материалистическое понимание правовых ценностей и права как системы ценностей с точки зрения социоаксио-логического подхода к праву и дискурсивно-конвенциональной правовой теории.
В рамках своего доклада доктор юридических наук, профессор Г.М. Лановая подвергла сомнению широко распространенное среди ученых-юристов представление о существовании у права собственных ценностей. Те ценности, которые часто называют собственно правовыми (в том числе правопорядок, законность и само право), являются инструментальными: они значимы постольку, поскольку выступают эффективными и одновременно приемлемыми для общества средствами реализации целей права. Те обстоятельства, в связи с которыми такие средства признаются ценностями, по крайней мере частично находятся вне права. Следовательно, в данном случае вряд ли уместно утверждать, что речь идет о собственно правовых ценностях. Что касается значимых для права терминальных ценностей (жизнь, безопасность, свобода, справедливость и др.), то они не являются собственно правовыми, так как имеют моральную, религиозную или иную природу. Правовыми их делает сам акт провозглашения таковыми, причем смысл данного акта состоит в том, чтобы создать условия для защиты неправовых по своей природе ценностей при помощи правовых инструментов.
Важнейшим вопросом ценностных оснований права является процесс их легитимации, отметил доктор юридических наук, профессор В.В. Денисенко в своем докладе «Ценностные основания права: легитимация в обществе». Легитимация — это процесс, в котором правила приобретают юридическую силу для общества. Формальная легитимация заключается в юридических процедурах принятия закона или иных источников права. Кроме того, следует сказать о содержательной легитимации права, т.е. о признании тех или иных ценностей в обществе. Процесс легитимации неразрывно связан с научным пониманием солидарности, ибо особенности формирования единых ценностей в различных обществах является главным для эффективной правовой по-
литики. Успешная легитимация тех или иных норм связана с типом солидарности и процедурами, характерными для определенной исторической эпохи. Культурные и эстетические ценности не всегда равны правовым, так как степень воздействия на правовое сознание граждан зависит он того, является ли солидарность механической или органической (используя категории Э. Дюркгейма). Закрепление в юридических процедурах ценностей, не соответствующих тому или иному типу солидарности, приводит к распаду социальных связей или аномии. Поэтому использование процедур народовластия в обществе позднего модерна должно исходить из понимания правотворчества и правообразо-вания как способа обеспечения солидарности.
Доклад доктора юридических наук, профессора И.С. Барзиловой был посвящен теме «Гуманистические ценности российского права: современные подходы и отечественные традиции». Исследователь отметил, что в российской правовой системе в настоящее время происходят значительные изменения. Эти процессы касаются всех отраслей права, всех сфер правового регулирования. Поэтому особенно важно выбрать правильный вектор развития, определить пути дальнейших изменений в праве. Особо актуальной является в настоящее время проблема правовых ценностей, их системы, содержания, значимости для российского общества. Существующая система правовых ценностей имеет глубокие исторические корни, философское обоснование, основана на российских мировоззренческих позициях, отечественных традициях. Поэтому важно очень бережно относиться к праву, его основополагающим принципам, основам, руководствуясь подходом «не навреди». Среди правовых ценностей всегда во главу угла ставился человек, его права, свободы, интересы. Это закреплено в Конституции РФ, на это обращается внимание в Указе Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Указе Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
С докладом на тему «Искусственный интеллект и ценности общества: воздействие и формирование правовых нарративов» выступил доктор юридических наук, доцент Н.Н. Астапенко. Ученый отметил, что искусственный интеллект (далее — ИИ) — это техногенная форма жизни, созданная человеком, обладающая элементами субъект-ности (способностью самостоятельно принимать решения, а также просчитывать их последствия).Формирующаяся субъектность автономна относительно человека. Источник развития ИИ — данные,
в автоматическом режиме считываемые с миллиардов жителей вне зависимости от их воли и желания. Имеет место латентное воздействие ИИ на основы общественного строя, включая ценностные концепты общества как некого целого, так и отдельного субъекта (правовые нарративы). В этом смысле ИИ антиконституционен и представляет реальную угрозу основам общественного строя Российской Федерации, особенно в части сохранения и развития традиционных ценностей, обозначенных в Указе Президента России от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В качестве вывода П.Н. Астапенко указал, что для решения обозначенной проблемы целесообразно, во-первых, учредить регулятор, осуществляющий мониторинг применения ИИ, в том числе правомочный вырабатывать обоснованные рекомендации для Президента и Правительства РФ по использованию и применению ИИ, и, во-вторых, регламентировать процесс сбора и передачи третьим лицам данных, добровольно предоставляемых пользователем в обмен на регистрацию в различных интернет-сервисах.
Доктор юридических наук, доцент М.Г. Смирнова в докладе на тему «Культурно-ценностная обусловленность социальных притязаний» указала, что социальные притязания выступают основой правообразовательного процесса, они отражают насущные интересы индивидов и социальных групп, требующие своего правового закрепления. На формирование социальных притязаний оказывают влияние различные факторы, в том числе культура и образующие ее содержание ценности. Именно ценности обусловливают мотивы действий притязателей.
В настоящее время активные действия субъектов направлены на институционализацию на законодательном уровне передаваемой из поколения в поколение системы традиционных ценностей и создание эффективного механизма их защиты, поскольку, констатирует М.Г. Смирнова, у многих субъектов под влиянием информационного ресурса происходит отказ от моральных ценностей, а также их значительная деформация. На трансформацию духовных ценностей оказывает негативное влияние использование ИИ, как и процесс цифро-визации в целом. Возникает угроза утраты таких основополагающих ценностей, как гуманизм, милосердие, взаимопомощь, крепкая семья, патриотизм и т.д. Таким образом, создание действующей системы традиционных духовных ценностей актуально как для нашего российского государства, так и для сохранения человечества в целом.
Характеристике соотношения правосознания с религиозными ценностями в истории и современности посвятил свое выступление доктор исторических наук, профессор М.М. Казаков. Исторические примеры показывают, отметил исследователь, что с древнейших времени и вплоть до Нового времени правосознание оказывалось теснейшим образом связанным с религией. Отделение религиозных ценностей от права происходило в ходе буржуазных революций и в связи с освобождением от колониальной зависимости. Секуляризация государства и права сопровождалось развитием позитивистской правовой концепции, главной ценностью которой провозглашалось государство, а право трактовалось как творение власти. Наряду с процессом «очищения» права от религиозной оболочки происходило выделение и обоснование ценностей, которые стали именоваться общечеловеческими. В современном мире при сохранении дифференциации религиозных и секулярных ценностей остается неизменной оценка первых, как преимущественно духовной сферы, а вторых, как преимущественно сферы материальной. Наличие в человеке материального и духовного начала всегда заставляло соотносить правосознание с ориентацией на временное, земное или на вечное, небесное, подчеркнул М.М. Казаков.
Кандидат юридических наук, доцент В.И. Павлов в своем докладе на тему «Правовые ценности как личностно-правовые свойства человека (антрополого-правовая интерпретация)» отметил, что в контексте методологии антропологии права правовые ценности исследуются прежде всего как личностно-правовые свойства человека. Антрополо-го-правовая интерпретация правовой ценности как личностно-право-вого свойства человека отличается от понимания правовой ценности в классическом юридическом дискурсе. Традиционно под правовой ценностью понимается нормативно-правовое закрепление тех или иных общепризнанных положений, отражающих позитивное отношение отдельного человека и общества в целом к правовой системе общества. В контексте антрополого-правовой методологии правовая ценность рассматривается в связи с соответствующим способом правового существования — это ценность, усвоенная человеком и в его правомерном поведении приобретшая реальное нормативно-регулятивное значение. Право как объективированная система норм с ан-трополого-правовой точки зрения может рассматриваться лишь в качестве формально-юридического средства, с помощью которого можно создать условия для усиления правовых ценностей, личност-но-ориентированных практик правового существования. Однако по-
средством объективного права можно и препятствовать развитию личностных практик правового существования, закрепляя в праве своего рода антиценности, несправедливые правовые положения. Именно поэтому законодатель стремится нормативно закрепить правовые ценности, прежде всего на уровне общеправовых и отраслевых принципов, принципов определенной сферы юридической деятельности, чтобы на основе указанных принципов участники правового общения воспроизводили правовые ценности в своем правомерном поведении.
Доктор юридических наук, профессор Д.Ю. Полдников в докладе на тему «Сравнение правовых ценностей через призму аналитической модели правовой традиции» обосновал свое видение предмета и метода сравнительной истории права, реализованное в авторском учебнике «Сравнительная история зарубежного права» (М.: Норма, 2024). Так, предметом сравнения являются ведущие правовые традиции Азии и Европы, которые дают представление о диапазоне исторических типов права, о тенденциях и условиях их развития от архаических форм к более сложным, о возможностях их обновления и рецепции при смене общественных укладов. Предложенный метод их изучения — это общая аналитическая модель правовой традиции, включающая: исторический контекст и носителей традиции, формы права, основы его понимания, толкования, применения, характерные институты по важнейшим сферам правового регулирования. Именно применение данной модели позволяет последовательно сравнивать разные исторические типы права от древности до современности, а также выявлять роль и динамику формирующих традицию правовых ценностей.
В рамках своего выступления«Аксиологический аспект права цифрового государства» доктор юридических наук, доцент Т.М. Лопатина обратила внимание, что ИИ уверенно становится центральной частью цифровой трансформации современной научно-технической революции и оказывает существенное влияние на многие сферы жизни общества и государства. В связи с трансформацией общественных отношений под воздействием цифровизации и технологии ИИ возникает вопрос о ценностном содержании права и о сохранении правом свойства универсального регулятора.
В информационном государстве характер взаимодействия членов общества меняется: цифровые технологии расширяют права и свободы, связанные с коммуникацией, при сохранении некой цензуры в виде незаконного слежения; они выступают в качестве некой инфраструктуры для обеспечения реализации прав человека, в частности, право на экономическое развитие, участие в политической
жизни и т.п. при гарантированности права человека на конфиденциальность персональных данных. При этом присутствуют и обоснованные опасения относительно рисков отчуждения человека от веками сформированных ценностей к «цифровой пустоте» и незащищенности персональных данных. В заключение Т.М. Лопатина указала, что прорывные технологические инновации создают в настоящий момент неразрешенные правовые проблемы, а в последующем обусловят необходимость пересмотра фундаментальных правоведческих концептов и содержательных основ системы правовых ценностей цифрового государства и информационного общества в зависимости от их степени имплицированности в социум.
Своими соображениями по поводу ценностных оснований формирования технико-юридической культуры молодежного парламента при Законодательном Собрании Нижегородской области поделилась кандидат юридических наук, доцент О.Б. Купцова. Так, она отметила, что технико-юридическая культура является многоаспектным явлением, в наиболее абстрактном смысле позиционируется как особая разновидность правовой культуры, она проявляется в формировании, передаче, сохранении правовых ценностей, служащих ориентиром юридически значимого поведения по созданию и изменению нормативных правовых, интерпретационных, правоприменительных и пра-восистематизирующих актов. Молодежные парламенты при органах законодательной власти являются образованиями совещательного характера, члены которых являются в основной своей массе будущими парламентариями. Следовательно, значимость формирования у них технико-юридической культуры приобретает особый смысл. Важно разработать комплекс мероприятий, способствующих передаче этим субъектам правовых знаний и умений и сформировать на их основе ценностные ориентации.
Кандидат исторических наук, доцент Е.С. Зайцева, рассматривая в своем докладе влияние ценностей на пределы правового регулирования, констатировала, что ценности необходимо разграничить на две самостоятельные группы: первая — это социокультурные ценности, являющиеся первичными по отношению к праву, и вторая — это ценности, порождаемые самим правом. Именно социокультурные ценности выступают фактором установления пределов правового регулирования. Складываясь исторически и представляя собой онтологическое основание конкретного общества, они оказывают воздействие на сферу правового регулирования, программируют и направляют поведение людей, определяя дальнейшие векторы правового развития. Под воз-
действие указанных ценностей попадают и субъекты правотворчества, чья деятельность связана с познанием сферы правового регулирования и закрепления ее в качестве предмета. Предмет правового регулирования в отличие от сферы правового регулирования определяется законодателем, который, с одной стороны, существуя в конкретной социокультурной среде, находится под воздействием тех ценностей, которые ее определяют, с другой стороны, ценностные предпочтения, их формальное закрепление — это результат его концептуального мышления и воли. Именно поэтому определение приоритетов в системе ценностей и их формальное закрепление зависят от воли законодателя и отражают смену ценностных ориентаций властных структур.
Во время своего доклада «Генетическая безопасность человека с позиции правовых, моральных и религиозных ценностей в современном мире» кандидат юридических наук, доцент Э.Г. Аниськина подробно остановилась на анализе понятия «Генетическая безопасность людей» и ее составляющих. Э.Г. Аниськина акцентировала внимание на актуальности выбранной темы выступления, которая обусловлена назревшей необходимостью криминализации в Российской Федерации отдельных общественно опасных деяний, связанных с генными манипуляциями в отношении человека. Докладчик аргументировал свою точку зрения с позиции международного и зарубежного права, с позиции отдельных представителей религиозных конфессий и их социальных доктрин. В заключение Э.Г. Аниськина сделала вывод о том, что генетическая безопасность человека и населения является составной частью некоторых российских традиционных ценностей и предложила варианты тех общественно опасных деяний, направленных против генетической безопасности населения, которые следует криминализировать.
Кандидат философских наук, доцент М.А. Беляев посвятил свое выступление ценностным основаниям регуляторной политики. Любая ценность с эпистемологической точки зрения выступает как суждение, одновременно наименее обоснованное и наиболее очевидное. Поэтому всякая публичная деятельность, опираясь на ценности, обеспечивает себе минимум критики и максимум легитимности со стороны потенциальных реципиентов, совпадающих в случае политики с гражданами, с одной стороны, и исполнителями регуляторных решений — с другой. Дифференциация данных решений по степени их успешности гарантируется, однако, не ценностной стороной практики, а ее совпадением с «правовой природой вещей», о которой в свое время говорили марксисты. Юридический эссенциализм существу-
ет сегодня в большей степени как продолжение натуралистического взгляда на право и правовые принципы как его источник, однако гораздо разумнее было бы сместить акценты с субъектов на объекты правовых отношений и вернуться к проблематике пределов правового регулирования, так как именно их несоблюдение и делает в конечном счете неэффективной всякую политику, даже если ее ценностный аспект осознан и признан.
В рамках своего выступления кандидат юридических наук, доцент Н.Е. Муллахметова рассмотрела понятие и значение нравственных начал в уголовном судопроизводстве, которые проявляются прежде всего в системе его принципов, в определении его назначения, в гарантиях прав и законных интересов участников процесса. Кроме того, нравственные ценности существенно влияют на понимание концептуальных основ и формирование многих процессуальных институтов, в том числе прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон, защиты конфиденциальной информации в ходе производства по уголовным делам, на определение границ принуждения при производстве следственных действий, соотношения частных и публичных начал в судопроизводстве. Автор анализировал взгляды ученых-процессуалистов и обосновывал собственное видение по ряду дискуссионных вопросов, в том числе об оценке доказательств судом по внутреннему убеждению, о пределах усмотрения правоприменителя, о необходимости установления истины при производстве по уголовным делам, о возможности и пределах использования ИИ в принятии процессуальных решений. В заключение был сформулирован вывод о том, что нравственные ценности общества существенно влияют на уголовно-процессуальное законодательство и правоприменительную практику, определяя вектор их развития. Изменение отдельных норм права не станет эффективным без понимания целей судопроизводства. Строгое соблюдение процессуальной формы не должно быть в ущерб здравому смыслу, справедливости.
С докладом на тему «Ценностные основания права в контексте теории правового конвенционализма» выступил кандидат юридических наук В.И. Попов. Докладчиком было отмечено, что в современном политически организованном обществе право представляет собой многоплановое социальное явление, понять и осмыслить которое невозможно в отрыве от ценностных установок, господствующих в этом обществе (и которые во многом обусловлены материальными условиями жизни). В ходе выступления докладчик обратил особое внимание на такое исследовательское направление, как правовой конвен-
ционализм, которое, по его мнению, обладает большим потенциалом, особенно в части, касающейся вопросов разрешения социальных противоречий и конфликтов. Результатом согласования противоречивых интересов и потребностей (например, в процессе такой формы дискурсивного взаимодействия, как правовая коммуникация) являются сформированные конвенциональные правовые ценности. В тех случаях, когда юридически оформленное право не соответствует сформированным и устоявшимся в обществе правовым ценностям, исключается возможность определения его содержания как содержания правового, правоотношения, развивающиеся в отрыве от ценностных правовых установок, также начинают утрачивать свое правовое качество. В заключение В.И. Попов акцентировал внимание, что нельзя допускать локализацию сегментов дискурсивного взаимодействия, так как это ведет к конфликту интерпретаций правовых текстов и, как следствие, к конфликту ценностных правовых установок.
Проблематике механизма концептуализации правовых ценностей посвятил свое выступление кандидат юридических наук К.А. Раков. Исследователь отметил, что данный механизм подразумевает сочетание директивной идеологической деятельности властвующих субъектов и дискурсивных процессов, происходящих в различных сферах публичного пространства. Выступающий обратил внимание на то, что результатом действия этого механизма являются идеологические максимы, которые зачастую подразумевают наличие «ценности-антипода». Важно дифференцировать правовые ценности общества и ценности — потребности индивида (жизнь, здоровье, семья и т.п.), которые образуются естественно, не предполагают особого механизма концептуализации и внедрения в общественное сознание и существуют в исключительном формате. Последние не несут весомой идеологической нагрузки, не могут качественно влиять на состояние общественных отношений, а значит, не являются по своей сути правовыми. Таким образом, указывает докладчик, одним из основных условий действительности правовых ценностей общества является особый механизм их концептуализации.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Артеменков Михаил Николаевич — ректор Смоленского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент.
Мазуров Игорь Игоревич — заместитель декана факультета истории и права, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Смоленского государственного университета, кандидат юридических наук.
AUTHORS' INFO:
Mikhail N. Artemenkov — Rector of Smolensk State University, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor.
Igor I. Mazurov — Deputy Dean of the Faculty of History and Law, Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines of Smolensk State University, Candidate of Legal Sciences.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Артеменков М.Н., Мазуров И.И. Ценностные основания права: становление, эволюция, основные подходы (по материалам III Всероссийского Смоленского правового форума «Право и государство: история, теория, философия», Смоленск, 13-15 октября 2023 г.) // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2023. Т. 18. № 6. С. 203-220. DOI:10.35427/2073-4522-2023-18-6-artemenkov-mazurov
FOR CITATION:
Artemenkov, M.N., Mazurov I.I. (2023) The Value Foundations of Law: Formation, Evolution, Basic Approaches (Based on the Materials of the III All-Russian Smolensk Legal Forum "Law and State: History, Theory, Philosophy1, Smolensk, October 13-15, 2023). Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN — Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS, 18(6), pp. 203-220. DOI:10.35427/2073-4522-2023-18-6-artemenkov-mazurov