DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10710 ЛАНГ Петр Петрович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и арбитражного процесса ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»
e-mail: [email protected]
ЦЕННОСТЬ ДОКТРИНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Актуальность определяется необходимостью аксиологической оценки доктринальной правовой деятельности, обоснованием значения гуманистических ценностей в правовой доктрине.
Цели: обосновать необходимость отражения общезначимых ценностей гуманизма в совокупности (личность, семья, общество) в доктринальной правовой деятельности; сформулировать стадии этой деятельности, показать их внутреннюю ценностную связь.
Методы: диалектический метод позволил рассмотреть в единстве и взаимодействии ценности личности, общества и их возможное воплощение в доктринальной правовой деятельности как условие ее жизненности и необходимости в современных условиях. Общенаучный метод анализа позволил рассмотреть и дифференцировать различные группы ценностей, дифференцировать доктринальную правовую деятельность на стадии.
Основные научные результаты: показано универсальное значение ценностей как основания доктринальной правовой деятельности; представлена классификация стадий док-тринальной правовой деятельности; предложена классификация ценностей, отражающихся в доктринальной правовой деятельности; представлено соотношение (схема) аксиологии доктринальной правовой деятельности и закрепленных (юридически защищенных) социальных ценностей.
Практическое значение: утверждается значение ценностей правовой доктрины как условия практической деятельности юриста.
Ключевые слова: правовая доктрина, доктринальная деятельность, ценность, ценности гуманизма, классификация ценностей, правовая деятельность, права человека, личность, семья, общество.
LANG Pyotr Petrovich,
PhD in Law, associate Professor, Department of civil and arbitration process of the Samara state University of Economics, Samara
VALUE OF DOCTRINAL LEGAL ACTIVITY
Annotation. The relevance is determined by the need for an axiological assessment of doctrinal legal activity, the basis of the value of humanistic values in the legal doctrine.
Objectives: to justify the need to reflect the universal values of humanism in the aggregate (individual, family, society) in the doctrinal legal activity; to formulate the stages of this activity, to show their internal value relationship.
Methods: the dialectical method allowed us to consider the unity and interaction of the values of the individual and society and their possible implementation in doctrinal legal activity as a condition for its vitality and necessity in modern conditions. The General scientific method of analysis allowed us to consider and differentiate various groups of values, to differentiate doctrinal legal activity at the stage.
Main scientific results: the results showed universal values as the Foundation of doctrinal legal activity; the classification of stages of doctrinal legal activity; the classification of values, reflected in the doctrinal legal activities; the relations (scheme) axiology doctrinal legal work and secured (legally protected) social values.
Practical significance: the value of the values of the legal doctrine as a condition for the practical activity of a lawyer is confirmed.
Key words: legal doctrine, doctrinal activity, value, values of humanism, classification of values, legal activity, human rights, personality, family, society.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
Возникновение и развитие правовой доктрины исторически имело специфику в различных государствах, и она играла неодинаковую роль. В частности, ключевым для юристов по-прежнему является вопрос о формально-юридическом значении правовой доктрины: в одних странах она официально признается источником права, в других - нет.
К числу возможных причин относятся сложный и многоаспектный характер явлений, подразумеваемых учеными под «правовой доктриной», а также неоднозначность общего термина «доктрина», который предполагает разное понимание в юридических, социально-гуманитарных и философских науках.
Как отмечает Т.Я. Хабриева, «в самом общем виде доктрину характеризуют как авторитетное мнение ученых, выраженное в форме принципов, теорий, концепций». Однако автор подчеркивает, что возможно и более широкое понимание доктрины, когда научные знания, имплементирован-ные в практику, становятся базовыми началами правовой политики государства в разных сферах. В дальнейшем под влиянием новых потребностей и запросов общественной практики правовая доктрина совершенствуется и ставит новые проблемы, задачи развития правовой системы общества, предлагает пути их разрешения, в ходе которых «...она оттачивается в трудах ученых» [19, с. 34].
Другие исследователи считают, что предложенный путь в большей степени характерен для роли правовой доктрины в странах романо-гер-манского права. С точки зрения М.Н. Марченко, значительными особенностями отличается подход к пониманию правовой доктрины в англосаксонском праве, поскольку здесь право генетически творилось из жизненной практики в деятельности судов с опорой на традиции и соображения разума, общие принципы обеспечения порядка и справедливости. Поэтому исторически в данной правовой семье научная доктрина развивалась эволюционно и в меньшей степени, чем на континенте. Хрестоматийный пример: ссылки в практике Высокого Суда Англии на знаменитый четырехтомный труд У. Блекстона «Комментарии к законам Англии» (1765-1769). Более того, с конца Х1Х - начала ХХ в. в судебной практике Великобритании, США и других стран наряду с мнением отдельных выдающихся правоведов на первый план вышли концептуально разработанные учения академического (университетского) сообщества и практического корпуса юристов [9, с. 605 -610].
Наконец, содержательный плюрализм присущ древнейшей доктрине иудейского религиозного права, где, по мнению З. Фалька, и сегодня
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
мы можем обнаружить как ссылки на труды самых ранних богословов, авторитетно бравших на себя законодательные и правоприменительные функции в период зарождения еврейского права, так и позиции современных иудейских академических течений, и вообще просто раввинские традиции и жизненные взгляды на интерпретацию Талмуда и других источников [1, р. 30].
Весьма важно осмысление правовой доктрины в современных условиях, векторов ее развития с позиций ценностей гуманизма. Изучение различных аспектов правовой доктрины достаточно широко представлено в научной литературе [4; 12]. Различны правовые доктрины в зависимости от мировоззренческих, ценностных оснований, что позволяет выделять естественно-правовые доктрины, позитивистские. Так, по мнению В.М. Сырыха, «позитивистская доктрина права является эмпирической наукой и не может дать научного определения права. Доктрина имеет ряд противоречий. На критические замечания других правовых теорий не отвечает. Не способная раскрыть закономерности права, позитивистская доктрина занимается апологией политической и правовой практики» [18, с. 38]. Ценностные основания права, значение доктринальной формы правовой политики как способа и формы создания условий для развития права, ориентированного на защиту прав и свобод личности, гражданского общества как саморегулирующейся системы, обеспечивающей потребность в справедливом праве, актуальность самого института прав человека, также анализируется в отечественных исследованиях, причем учитываются факторы общесоциального порядка: риски и вызовы современности [11; 14; 15; 16; 20; 21]. В научный оборот вводятся новые формы доктринального понимания. Как правильно отмечает В.В. Лазарев, «имплемента-ция судебных решений в законодательство как особого рода доктрина в науке не обозначалась. Во-первых, потому, что понятие имплементации введено в научный оборот не так давно. Во-вторых, используется оно преимущественно в международном праве и на уровень общей теории только начинает выходить. В-третьих, целостное представление о данном явлении еще предстоит создать» [7, с. 6].
Доктрина охватывает широкий круг общественных отношений в многообразных сферах социальной жизни, среди которых правовая доктрина относится к сфере правового регулирования и в целом правовой реальности. Она всегда имеет внешние формы своей объективации, поэтому есть все основания говорить именно о док-тринально-правовой деятельности.
Доктринально-правовая деятельность, по нашему мнению, обладает всеми признаками и
свойствами, присущими иным разновидностям правовой деятельности. Следует выделить следующие стадии осуществления доктринально-пра-вовой деятельности:
1) анализ социальных факторов и условий формирования правовой доктрины;
2) разработка концептуально-теоретического базиса правовой доктрины (идей, взглядов, положений, тезисов и др. компонентов);
3) практическая апробация и легитимация сложившейся правовой доктрины;
4) анализ и систематизация результатов применения правовой доктрины на практике;
5) развитие теории правовой доктрины и корректировка практических принципов её реализации (легализации, трансформации, прекращения использования и т.д.).
Все названные стадии доктринально-право-вой деятельности в современной российской юридической науке пока не исследованы в полной мере и требуют основательного системного подхода в изучении. Доктринально-правовая деятельность имеет собственные аксиологические и мировоззренческие основания. Они представляют собой два основных крупных сегмента, которые определяют внутреннее построение правовой доктрины. Каждый сегмент (ценностный или мировоззренческий) является сложным и включает в состав множество отдельных элементов. На первый взгляд, данные сегменты слишком разнородны и относятся к разным бытийным уровням права, но они сопровождают процесс юридического познания на всем протяжении и имеют регулятивное методологическое значение.
Предложенные нами стадии доктриналь-но-правовой деятельности имеют внутреннюю ценностную связь. Первая стадия, состоящая в анализе социальных факторов и условий формирования правовой доктрины предполагает соотнесение основных ценностей человека и социума, вне которых правовая доктрина вряд ли окажется жизненной, необходимой людям. Вторая стадия -разработка концептуально-теоретического базиса правовой доктрины, сформированная на основе ценностей, не проявляет себя вне третьей стадии, состоящей из практической апробации и легитимации сложившейся правовой доктрины. Безусловно, требуется анализ и систематизация результатов применения правовой доктрины на практике (четвертая стадия). На пятой стадии - развитие теории правовой доктрины и корректировка практических принципов её реализации - происходит окончательное ценностное самоопределение субъектов осуществления доктринально-право-вой деятельности, определение векторов развития доктрины и ее корректировка.
Следует подчеркнуть, что внутренняя аксиологическая связь стадий доктринально-правовой деятельности позволяет констатировать ценность самой доктринальной деятельности в сфере права. Обращение к ценностям, их классификация есть неизбежное условие осмысления док-тринально-правовой деятельности.
А.Н. Бабенко отмечает, что по содержанию выделяются «абсолютные правовые ценности, или ценности-цели, имеющие общее для всех наивысшее значение; правовые ценности среднего уровня, определяющие степень развития и тип правовой культуры общества и личности, а также инструментальные правовые ценности, используемые для урегулирования и построения конкретных правоотношений и предполагающие защиту иных типов ценностей» [2, с. 12].
Ценности можно трактовать как «ближайший» мир права для человека, который выступает в роли непосредственного практического основания генезиса и развития правовой доктрины. Это связано с тем, что ценность - до-понятийное, до-теоретическое, до-рефлексивное отношение к действительности. История развития правовой доктрины свидетельствует, что человек имеет дело с разными типами и видами ценностей, из которых выделим следующие.
Первый тип ценностей - абсолютные или общезначимые. Такие устойчивые образования в сознании человека аккумулируют опыт предшествующих поколений и структурируются в традициях. Вследствие этого они выступают в качестве «вневременных» и постигаются в ходе воспитания, образования и действия иных механизмов социализации. К ним относятся чаще всего большинство нравственных ценностей, а также ценностей, отражающих правовую защиту человека (несовершеннолетних), семьи, социума в конкретно-исторических условиях [6; 10; 13; 17]. Именно эти ценности определяют подходы и принципы осуществления доктринальной правовой деятельности и правовой политики в этой области.
Второй тип ценностей - относительные, связанные с конкретным «опредмеченным» бытием человека в настоящем. Они также связаны с механизмами культурного воспроизводства и обучения, но, во-первых, ценностью здесь провозглашается уже повседневное явление или реально существующий объект. Во-вторых, его личностное восприятие в зависимости от ситуации может отличаться у разных людей, а также воплощается в актах оценивания и ценностных отношениях. Например, развитие информационно-коммуникационной среды, цифровых технологий есть процессы объективные и вероятно неизбежные для современного общества и человека.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
Третий тип ценностей - коммуникативные, связанные с современными постнеклассическими подходами к научному познанию, где ценностью провозглашается не только и не столько материальный объект правовой реальности, но и «Другой» субъект, с которым человек взаимодействует в целях достижения понимания в правовом общении. Правовое общение, правовая коммуникация, правовое просвещение есть взаимосвязанные аспекты правовой деятельности, которые невозможны вне доктринального осмысления происходящих изменений в праве, а также изменений в обществе, на которые право не может не реагировать, как нормативно, так и концептуально.
Аксиология доктринальной правовой деятельности не совпадает полностью с многоуровневой системой легитимно разделяемых и легально закрепленных (юридически защищенных) социальных ценностей, а может выступать по отношению к ним в нескольких теоретических проекциях:
1) исходного основания их моделирования, конструирования;
2) модели преобразования их социального смысла и юридического содержания (конституционная, традиционная, цифровая и др.);
3) инструмента управления социальными ценностями (внедрения их в правовоспитательную практику, установления оптимального соотношения, разрешения конфликта ценностей и др.).
Например, А.А. Зозуля в качестве функций, раскрывающих потенциал юридической доктрины, выделяет следующие: «стабилизирующая, направляющая, эвристическая, нормообразую-щая, оценочная и прогностическая» [5, с. 11]. Очевидно, что все названные функции связаны с деятельностью по развитию правовой доктрины.
В диссертации Д.Ю. Любитенко отмечены следующие направления влияния правовых доктрин на законодательство и правовую систему: «регулятивная функция, прогностическая, функция легитимации, аргументативная (обоснова-тельная), функция правового воспитания личности и толкования (интерпретации) права» [8, с. 7]. Влияние правовой доктрины на нормативную организацию общества - практика ее применения.
А.Р. Гильммуллин проявлениями правовой доктрины считает такие её функции, как «прогностическая, оценочная, регулятивная, мировоззренческая и идеологическая, методологическая» [3, с. 12].
Вместе с тем не всегда за конкретной функцией правовой доктрины явно просматривается та или иная социальная ценность. Чаще всего ценности имманентно присущи отдельным правовым явлениям. Более того, некоторые из них могут
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
характеризовать одну функцию правовой доктрины, а одна ценность может обеспечиваться выполнением нескольких функций доктрины. Для раскрытия структурно-функциональных связей правовой доктрины и социальных ценностей требуется их комплементарный анализ и проведение сравнения с целью определения степени их сходства и сопоставимости. Как представляется, собственная ценность правовой доктрины (посредством её функций) выявляется в точке пересечения, сопоставимости социальных ценностей и обслуживающей их доктрины.
Из предложенной концептуальной схемы следует, что данные точки взаимосвязи доктрины и ценностей могут рассматриваться как своеобразные ценностные параметры правовой доктрины, характеризующие аксиологические основания доктринально-правовой деятельности.
Список литературы:
[1] Falk Z. Jewish Law // Introduction to legal Systems / ed. by J. Derrett. L., 1983. - P. 30.
[2] Бабенко А.Н. Правовые ценности и освоение их личностью: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01. - М., 2002. - 46 с.
[3] Гильмуллин А.Р. Проявление правовой доктрины в механизме Российского государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. -Казань, 2018. - 32 с.
[4] Доктрина права: понятие, сущность, национальные особенности / Пузиков Р.В., Зелин-ски Я. и др. - Тамбов, 2016. - 300 с.
[5] Зозуля А.А. Доктрина в современном праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - СПб., 2006. - 31 с.
[6] Зыбуновская Н.В. Ценность семьи в массовом сознании россиян (социологический анализ) // Социология власти. - 2012. - № 1. - С. 66-72.
[7] Лазарев В.В. Доктрина имплементации решений судебных органов в законодательство // Журнал росс. права. - 2019. - № 7. - С. 5-16.
[8] Любитенко Д.Ю. Правовая доктрина Конституционного Суда Российской Федерации: общетеоретический аспект: автореф. дис. . канд. юрид. наук: 12.00.01. - Волгоград, 2011. - 23 с.
[9] Марченко М.Н. Источники права: учеб. пособие. - М., 2005. - 759 с.
[10] Нарутто С.В. Семья как конституционная ценность // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 5. - С. 21-30.
[11] Общество: пространство, риски, ценности: кол. монография / Устьянцев В.Б., Гобозов И.А., Пигров К.С. и др. - Саратов, 2012. - 268 с.
[12] Полянский Д.А., Пузиков Р.В. Правовая доктрина как особое правовое явление // Вестник Тамбовского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. -2013. - № 11 (127). - С. 328-337.
[13] Ростова О.С. Конституционно-правовая защита института семьи: история вопроса // Право. Законодательство. Личность. - 2013. - № 2 (17). - С. 17-19.
[14] Рыбаков О.Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности: вопросы теории: автореферат дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01. - Саратов, 2005. - 41 с.
[15] Рыбаков О.Ю. Правовая политика как научная теория в юридических исследованиях // Право. Законодательство. Личность. - 2010. - № 2 (9). - С. 107-110.
[16] Рыбаков О.Ю. Стратегия правовой политики России // Юридическое образование и наука.
- 2015. - № 1. - С. 30-33.
[17] Рыбакова О.С. Безопасность ребенка в контексте конституционных ценностей Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. - 2020. - Т. 15. - № 3 (112). - С. 103-111.
[18] Сырых В.М. Застарелые недуги позитивистской доктрины права // Право и государство.
- 2014. - № 2 (63). - С. 38-44.
[19] Хабриева Т.Я. Доктринальное значение российской Конституции // Журнал росс. права. -2009. - № 2 (146).
[20] Чернявский А.Г., Грудцына Л.Ю. Права человека в России: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) «Юриспруденция». - М.: Юстиция, 2019. -460 с.
[21] Чернявский А.Г., Грудцына Л.Ю., Пашен-цев Д.А. Государство. Гражданское общество. Право. - Москва, 2018. Сер.: Научная мысль. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 342 с.
Spisok literatury:
[1] Falk Z. Jewish Law // Introduction to legal Systems / ed. by J. Derrett. L., 1983. - P. 30.
[2] Babenko A.N. Pravovye cennosti i osvoenie ih lichnost'yu: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk: 12.00.01. - M., 2002. - 46 s.
[3] Gil'mullin A.R. Proyavlenie pravovoj doktriny v mekhanizme Rossijskogo gosudarstva: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.01. - Kazan', 2018. - 32 s.
[4] Doktrina prava: ponyatie, sushchnost', nacional'nye osobennosti / Puzikov R.V., Zelinski Ya. i dr. - Tambov, 2016. - 300 s.
[5] Zozulya A.A. Doktrina v sovremennom prave: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.01. -SPb., 2006. - 31 s.
[6] Zybunovskaya N.V. Cennost' sem'i v masso-vom soznanii rossiyan (sociologicheskij analiz) // Sociologiya vlasti. - 2012. - № 1. - S. 66-72.
[7] Lazarev V.V. Doktrina implementacii reshenij sudebnyh organov v zakonodatel'stvo // Zhurnal ross. prava. - 2019. - № 7. - S. 5-16.
[8] Lyubitenko D.Yu. Pravovaya doktrina Kon-stitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii: obshchete-oreticheskij aspekt: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.01. - Volgograd, 2011. - 23 s.
[9] Marchenko M.N. Istochniki prava: ucheb. posobie. - M., 2005. - 759 c.
[10] Narutto S.V. Sem'ya kak konstitucionnaya cennost' // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. -2017. - № 5. - S. 21-30.
[11] Obshchestvo: prostranstvo, riski, cennosti: kol. monografiya / Ust'yancev V.B., Gobozov I.A., Pigrov K.S. i dr. - Saratov, 2012. - 268 s.
[12] Polyanskij D.A., Puzikov R.V. Pravovaya doktrina kak osoboe pravovoe yavlenie // Vestnik Tambovskogo un-ta. Seriya: Gumanitarnye nauki. -2013. - № 11 (127). - S. 328-337.
[13] Rostova O.S. Konstitucionno-pravovaya zashchita instituta sem'i: istoriya voprosa // Pravo. Zakonodatel'stvo. Lichnost'. - 2013. - № 2 (17). - S. 17-19.
[14] Rybakov O.Yu. Rossijskaya pravovaya politika v sfere zashchity prav i svobod lichnosti: voprosy teorii: avtoreferat dis. ... d-ra yurid. nauk: 12.00.01. - Saratov, 2005. - 41 s.
[15] Rybakov O.Yu. Pravovaya politika kak nauchnaya teoriya v yuridicheskih issledovaniyah // Pravo. Zakonodatel'stvo. Lichnost'. - 2010. - № 2 (9).
- S. 107-110.
[16] Rybakov O.Yu. Strategiya pravovoj politiki Rossii // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. - 2015.
- № 1. - S. 30-33.
[17] Rybakova O.S. Bezopasnost' rebenka v kontekste konstitucionnyh cennostej Rossijskoj Federacii // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. -2020. - T. 15. - № 3 (112). - S. 103-111.
[18] Syryh V.M. Zastarelye nedugi pozitivistskoj doktriny prava // Pravo i gosudarstvo. - 2014. - № 2 (63). - S. 38-44.
[19] Habrieva T.Ya. Doktrinal'noe znachenie rossijskoj Konstitucii // Zhurnal ross. prava. - 2009. -№ 2 (146).
[20] Chernyavskij A.G., Grudcyna L.Yu. Prava cheloveka v Rossii: uchebnik dlya studentov, obu-chayushchihsya po napravleniyu podgotovki (spe-cial'nosti) «Yurisprudenciya». - M.: Yusticiya, 2019. -460 s.
[21] Chernyavskij A.G., Grudcyna L.Yu., Pashencev D.A. Gosudarstvo. Grazhdanskoe obshchestvo. Pravo. - Moskva, 2018. Ser.: Nauchnaya mysl'. - M.: INFRA-M, 2018. - 342 s.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020