Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТРОЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ'

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТРОЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев Вячеслав Вениаминович, Майорова Светлана Анатольевна, Вызулин Евгений Александрович

В статье рассматривается вопрос ценностного обоснования системы непрерывного образования сотрудников полиции. Проводится краткий обзор научно-педагогических исследований по данной проблеме. Отмечается, что наличие необходимых организационных условий для построения непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел, состоящего в поэтапной образовательной подготовке специалиста, требует анализа и согласования базовых ценностей такого образования. Определяется системообразующее ценностное ядро непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел, включающее их профессионализм и компетентность, личностное развитие, социально-нравственные качества. Указываются значимые субъекты ценностных ориентаций непрерывного образования: обучающиеся, обучающие, работодатели. Выделяются шесть категорий обучающихся, различающихся по своим образовательным ценностям.The article considers the problem of value justification of the system of continuous education of police officers. There is overview of scientific-pedagogical researches on the problem. It is noted that the availability of the necessary organizational conditions for a continuous education of employees of internal Affairs bodies, including step-by-step educational training specialist, requires analysis and approval of the basic values of an education. Determined strategic value - continuous education of employees of internal Affairs bodies, including their professionalism and competence, personal development, social and moral qualities. Subjects indicated significant value orientations continuing education: students; training; employers. There are six different values of the educational categories of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильев Вячеслав Вениаминович, Майорова Светлана Анатольевна, Вызулин Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТРОЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ»

В. В. Васильев, С. А. Майорова, Е. А. Вызулин

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТРОЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В статье рассматривается вопрос ценностного обоснования системы непрерывного образования сотрудников полиции. Проводится краткий обзор научно-педагогических исследований по данной проблеме. Отмечается, что наличие необходимых организационных условий для построения непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел, состоящего в поэтапной образовательной подготовке специалиста, требует анализа и согласования базовых ценностей такого образования. Определяется системообразующее ценностное ядро непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел, включающее их профессионализм и компетентность, личностное развитие, социально-нравственные качества. Указываются значимые субъекты ценностных ориентаций непрерывного образования: обучающиеся, обучающие, работодатели. Выделяются шесть категорий обучающихся, различающихся по своим образовательным ценностям.

Ключевые слова: ценностные основания, непрерывное образование.

V. V. Vasilev, S. A. Mayorova, E. A. Vyzulin

THE CORE VALUES OF BUILDING LIFELONG EDUCATION

IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA: STATEMENT OF THE PROBLEM

The article considers the problem of value justification of the system of continuous education of police officers. There is overview of scientific-pedagogical researches on the problem. It is noted that the availability of the necessary organizational conditions for a continuous education of employees of internal Affairs bodies, including step-by-step educational training specialist, requires analysis and approval of the basic values of an education. Determined strategic value - continuous education of employees of internal Affairs bodies, including their professionalism and competence, personal development, social and moral qualities. Subjects indicated significant value orientations continuing education: students; training; employers. There are six different values of the educational categories of students.

Key words: the value base, continuing education.

Перманентная административная реформа федеральных органов исполнительной власти правоохранительного блока, проходящая в Российской Федерации, предполагает высокий уровень профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Речь идет не только о подготовке молодых специалистов, способных к эффективной правоохранительной деятельности в службах и подразделениях системы МВД России, но и о поддержании и непрерывном повышении профессионализма и уровня компетентности сотрудников полиции на протяжении их службы в органах внутренних дел. Решение этих задач возможно в рамках системы непрерывного образования.

В образовательных организациях высшего образования системы МВД России имеются необходимые условия для осуществления непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел, так как сегодня в их структуру включены подразделения, осуществляющие профессиональное обучение, а также повышение квалификации и профессиональную переподготовку.

Возрастные и целевые различия получения образования в ведомственном вузе разными категориями обучающихся обусловливают необходимость рассмотрения вопроса ценностных оснований построения непрерывного образования сотрудников полиции и в первую очередь преемственности в формировании профессионально-этических ценностей у обучающихся в образовательной организации МВД России.

Общие проблемы непрерывного образования отражены в работах Ю. К. Васильева, Б. С. Гершун-ского, B. ^ Леднева, В. Г. Онушкина и др. А. А. Вербицкий, В. П. Колесов, В. В. Кузнецов, П. Н. Лома-нов, Л. В. Охотникова, В. П. Панкратова и др. рассматривают непрерывное образование как целенаправленное получение человеком знаний, умений и навыков в течение всей жизни в образовательных организациях, а также путем организованного самообразования [4]. Э. А. Гришин, И. Ф. Исаев, В. И. Писаренко, И. Я. Писаренко, И. И. Чер-нокозов раскрывали вопросы содержания и формирования профессиональной этики и профессиональной культуры в рамках образования.

A. Ф. Арсланов, B. ^ Артамонов, Г. Д. Бабушкин, Ю. В. Богомолов, В. В. Богуславский, А. В. Буданов, М. В. Воропаев, О. Д. Вьюшин, А. Т. Иваниц-кий, В. Я. Кикоть, И. Ф. Колонтаевская и др. проводили исследования проблем совершенствования профессиональной подготовки специалистов в вузах МВД России.

Однако большинство названных ученых проводили свои исследования в дореформенный период — время функционирования центров профессиональной подготовки территориальных ОВД и средних специальных учебных заведений МВД России. В обсуждаемом контексте вопросы ценностного обоснования непрерывного образования сотрудников ОВД требуют дополнительного исследования.

Министр образования и науки Российской Федерации О. Ю. Васильева в своем интервью, посвященном развитию образования в России, отметила необходимость возвращения лучших традиций российской и советской «школы» образования, включающих не только его непрерывность, но и четкую определенность ценностной организации. Еще более значимой целью для образовательных организаций системы МВД РФ, озвученной Министром образования и науки Российской Федерации, является несомненный отказ от «предоставления образовательных услуг» и возврат к модели гармоничного соединения процессов обучения, воспитания и развития личности.

Рассматривая содержание понятия ценности с философской точки зрения, Л. В. Баева в наиболее общем виде определяет ее как комплекс направленных от субъекта к объективной реальности волевых, эмоциональных, интеллектуальных переживаний, воплощающих в себе наиболее значимые целе- и смыслосодержащие притязания и устремления [1, с. 12]. Данная точка зрения согласуется с теорией М. Хайдеггера, утверждавшего, что под ценностью надлежит понимать опредме-ченную цель, определенную потребностями такого представления, которое самоотчуждается в мире как картине [1, с. 11].

Подходя к содержанию ценности с социально-педагогической точки зрения, В. С. Грехнев в своем монографическом исследовании, посвященном культуре педагогического общения, утверждает, что ценности образования сопряжены с совокупностью потребностей и интересов общества и его членов, поэтому образование является ценностью прежде всего для общества [2, 3].

Рассматривая ценностные вопросы образовательной деятельности военного вуза (образовательной организации, сходной с вузом МВД России) с точки зрения непрерывности образования,

B. В. Кузнецов определяет цель непрерывного образования как поддержание общественно и ин-

дивидуально необходимого уровня культуры, общеобразовательной и профессиональной подготовки. Само же непрерывное образование, по его мнению, организуется на принципах всеобщности, демократизма, доступности, непрерывности, интегра-тивности, преемственности, самообразования, гибкости и оперативности [4].

Целевой набор, система трудоустройства (продолжения службы) выпускника, тесная связь с работодателем — вот далеко не полный перечень особенностей образовательных организаций МВД России, которые, на наш взгляд, определяют не менее трех самостоятельных блоков ценностных оснований (ориентиров) построения образовательного процесса в вузе МВД России:

1. Ценностные основания деятельности обучающихся.

2. Ценностные основания деятельности преподавательского и обеспечивающего образовательный процесс персонала.

3. Ценностные основания деятельности работодателя (заказчика) — МВД России и территориальных органов внутренних дел.

Конкретизация актуальных ценностных оснований деятельности обучающихся в образовательных организациях системы МВД России является довольно сложной задачей. Кроме «традиционных» категорий обучающихся (курсантов и слушателей, получающих высшее образование; практических сотрудников органов внутренних дел, обучающихся на курсах повышения квалификации; адъюнктов и докторантов), чьи образовательные ценности уже относительно изучены, в систему вузовского образования добавились такие категории обучающихся, как сотрудники органов внутренних дел, проходящие профессиональное обучение, переподготовку, профессиональную переподготовку. Ценностные основания их обучения пока в должной мере не исследованы. В дополнение к сказанному заметим, что задача ценностного обоснования системы непрерывного «полицейского образования», предполагает анализ и взаимное согласование ценностных ориентаций всех категорий обучающихся (проходящих подготовку):

— кадетов (суворовцев), проходящих обучение в ведомственных общеобразовательных учреждениях МВД России, целью создания которых является подготовка обучающихся к службе в органах внутренних дел;

— практических сотрудников органов внутренних дел, проходящих профессиональное обучение;

— курсантов и слушателей, получающих высшее образование;

— практических сотрудников органов внутренних дел, проходящих профессиональную переподготовку;

— практических сотрудников органов внутренних дел, проходящих повышение квалификации;

— сотрудников органов внутренних дел, являющихся адъюнктами и докторантами.

Ценностные основания деятельности преподавательского и обеспечивающего образовательный процесс состава более консервативны и менее подвержены изменениям, чем ценности обучающихся. Преемственность ценностей деятельности сотрудников вузов МВД России во многом обеспечена существующими традициями институтов наставничества, кураторства и личного поручительства.

Ценностные основания деятельности работодателя (заказчика) — МВД России и территориальных органов внутренних дел — оказываются более изменчивыми и трансформируются с учетом требований общества. На современном этапе в качестве ценностных оснований рассматриваются:

— компетентность выпускника в конкретной профессиональной области;

— деловые качества, необходимые для самостоятельного несения службы;

Список библиографических ссылок

1. Баева Л. В. Ценностные основания индивидуального бытия: опыт экзистенциальной аксиологии: моногр. М.: Прометей. МПГУ, 2003. 142 а

2. Грехнев В. С. Культура педагогического общения: книга для учителя. М. : Просвещение, 1990. 142 с.

3. Грехнев В. С. Ценностные основания образования и образованности людей // Философия и общество. 2010. № 3. С. 43.

4. Кузнецов В. В. Педагогическое обеспечение непрерывного образования участников научных объединений военного вуза: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2015. 191 с.

5. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Рос. газ. 2012. 31 дек.

6. Стенограмма Послания Владимира Путина Федеральному Собранию // Рос. газ. 2012. 12 дек.

© Васильев В. В., Майорова С. А., Вызулин Е. А., 2016

***

— личностные качества выпускника, в том числе социально-нравственные ценностные ориентации.

Как отмечал в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В. В. Путин [6], задача органов государственной власти — поддержка институтов, которые являются носителями традиционных ценностей. По его мнению, российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи — того, что во все времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.

Задачи образовательных организаций МВД России, осуществляющих непрерывное образование сотрудников ОВД, состоят не только в выявлении ценностных оснований обучения, но и создании действенного механизма их реализации, поскольку, по утверждению В. В. Путина [6], закон может защищать нравственность и должен это делать, но им нельзя нравственность установить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.