Научная статья на тему 'ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ'

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вызулин Евгений Александрович, Супрунов Александр Германович, Васильев Вячеслав Вениаминович

В статье рассмотрена проблема организационного построения и нормативного регулирования ведомственной системы дополнительного профессионального образования. Анализ научных работ, посвященных исследованию вопросов непрерывного образования, позволил наряду с уровнями непрерывного «полицейского» образования выделить стадии дополнительного профессионального образования (школьников и взрослых), а также составляющие их этапы. В работе аргументируется недостаточное нормативно-правовое определение понятий предметной области «дополнительное профессиональное образование», выявляются соответствующие законодательные пробелы. На обсуждение читателей выносятся дискуссионные вопросы структурного построения системы дополнительного профессионального образования МВД России, номенклатуры и содержания основных профессиональных образовательных программ, ресурсного обеспечения их реализации.The article considers the problem of organizational structuring and regulatory departmental system of additional professional education. The analysis of scientific works devoted to the study of problems of continuous education, allowed along with the levels of the «police» of education to identify the stage of additional professional education (students and adults), as well as their constituent phases. The work argues insufficient legal development of the concepts of the subject area of «additional professional education», identifies the relevant legislative gaps. For discussion of readers submitted questions for discussion structural construction of the system of additional professional education of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the nomenclature and content of the basic professional educational programs of resource support for their implementation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вызулин Евгений Александрович, Супрунов Александр Германович, Васильев Вячеслав Вениаминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ»

Е. А. Вызулин, А. Г. Супрунов, В. В. Васильев

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье рассмотрена проблема организационного построения и нормативного регулирования ведомственной системы дополнительного профессионального образования. Анализ научных работ, посвященных исследованию вопросов непрерывного образования, позволил наряду с уровнями непрерывного «полицейского» образования выделить стадии дополнительного профессионального образования (школьников и взрослых), а также составляющие их этапы. В работе аргументируется недостаточное нормативно-правовое определение понятий предметной области «дополнительное профессиональное образование», выявляются соответствующие законодательные пробелы. На обсуждение читателей выносятся дискуссионные вопросы структурного построения системы дополнительного профессионального образования МВД России, номенклатуры и содержания основных профессиональных образовательных программ, ресурсного обеспечения их реализации.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, непрерывное образование.

E. A. Vyzulin, A. G. Suprunov, V. V. Vasilev

ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

IN THE CONTEXT OF CONTINUING EDUCATION:

CURRENT ISSUES OF THE ORGANIZATION

The article considers the problem of organizational structuring and regulatory departmental system of additional professional education. The analysis of scientific works devoted to the study of problems of continuous education, allowed along with the levels of the «police» of education to identify the stage of additional professional education (students and adults), as well as their constituent phases. The work argues insufficient legal development of the concepts of the subject area of «additional professional education», identifies the relevant legislative gaps. For discussion of readers submitted questions for discussion structural construction of the system of additional professional education of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the nomenclature and content of the basic professional educational programs of resource support for their implementation.

Key words: additional professional education, continuing education.

Несмотря на то что в действующем Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [1] не содержится явного определения непрерывного образования, законодатель подробно разработал понятия и содержание его элементов (общее, профессиональное, дополнительное образование и профессиональное обучение), обеспечивающих возможность реализации права на образование в течение всей жизни. Традиционными уровнями системы непрерывного образования являются:

— дошкольное;

— начальное общее;

— основное общее;

— среднее общее;

— профессиональное: 1) среднее профессиональное; 2) высшее — бакалавриат; 3) высшее — специалитет, магистратура; 4) высшее — подготовка кадров высшей квалификации;

— дополнительное: 1) дополнительное образование детей и взрослых; 2) дополнительное профессиональное образование [1].

По причине возраста обучающихся и специфичного прикладного характера задач образовательной подготовки в ведомственную систему образования МВД России не входят дошкольное и начальное общее образование. Вместе с тем ее важным компонентом является дополнительное образование (далее — ДО). Оно начинается с дополнительного образования детей (потенциальных кандидатов на службу), а затем сопровождает сотрудника ОВД в течение всей его службы в рамках дополнительного профессионального образования (далее — ДПО).

О. Л. Березина (2012), Т. Э. Галкина (2011), М. В. Давыдов (2011), И. Н. Данилова (2011), С. А. Дочкин (2010), Н. Ш. Зарипова (2011), Л. И. Кленина (2012), Л. Ю. Колтырева (2011),

В. В. Кравцов (2010), В. В. Кравченко (2012), Н. Б. Круглова (2012), М. Н. Лебедева (2013), Т. Г. Мухина (2011), И. К. Степанян (2011), Г. А. Трубин (2013), И. С. Шапка (2012) исследовали различные вопросы организации обучения в системе ДО, в том числе в образовательных организациях МВД России. Их труды позволяют рассматривать ДО в вузах МВД России в контексте непрерывного ведомственного образования, а также анализировать актуальные вопросы построения его системы.

Под ДО российский законодатель понимает разновидность образования, которая имеет определенную направленность: всестороннее удовлетворение образовательных потребностей личности в совершенствовании интеллектуального, духовно-нравственного, физического, профессионального планов. При этом уровень образования обучающегося не повышается.

Отталкиваясь от законодательно определенных характеристик ДО, авторы считают необходимым разработать проект системы ДО в образовательных организациях МВД России, осуществляющих непрерывное образование. Для того чтобы компоненты стали некой системой, нужно раскрыть их специфические функции, связь между ними, показать взаимодействие их совокупности с условиями внешней среды. Данная работа невозможна в рамках жанра научной статьи и предполагает проведение отдельного исследования. Тем не менее представляется целесообразным остановиться на структурных возможностях, которые могут служить основой построения обсуждаемой системы. Рассмотрим их поэтапно.

I. ДО детей, элементами которого выступают:

1) пропаганда юридических знаний среди школьников младшего и среднего звена. Она осуществляется посредством выступлений перед обучающимися сотрудников различных служб и подразделений ОВД. Ярким примером, подтверждающим наличие и эффективность такого элемента ДО, служит деятельность сотрудников подразделений пропаганды ГИБДД;

2) ранняя профориентация:

— в профильных юридических классах муниципальных образовательных организаций общего образования. Их особенностью является факультативное или элективное преподавание правовых дисциплин;

— кадетских классах муниципальных образовательных организаций общего образования. Их специфика состоит в форменном обмундировании учеников, увеличенном количестве часов физической подготовки, дополнительном прохождении строевой подготовки (помимо элективного и факультативного преподавания правовых дисциплин);

— кадетских корпусах, в том числе в форме школ-интернатов и суворовских училищ, — государственных и муниципальных образовательных организаций общего образования с возможностью получения начального и среднего профессионального образования. Дополнительно к образовательному кейсу кадетского класса в образовательный процесс кадетского корпуса в качестве обязательных могут быть включены: дополнительная подготовка по основам правоохранительной (военной) службы, военно-патриотическое воспитание, дополнительные занятия по формированию психологического настроя и готовности к правоохранительной (военной) службе, военно-техническая подготовка;

— на подготовительных курсах для поступающих в образовательные организации МВД России, включающих физическую и психофизиологическую и специальную подготовку абитуриентов.

II. ДПО, включающее следующие элементы:

1) профессиональную переподготовку сотрудников ОВД, приобретение ими новой квалификации или получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессионально-служебной деятельности в ОВД;

2) повышение квалификации сотрудников ОВД, совершенствование или получение новой компетенции, необходимой сотруднику ОВД для его профессионально-служебной деятельности. В качестве еще одной цели повышения квалификации может рассматриваться повышение профессионального уровня сотрудника ОВД (полиции) в рамках уже имеющейся у него квалификации.

На актуальность проблем организации ДПО в вузе МВД России прямо указывает Федеральный закон «О полиции», постулируя обязательность регулярного (не реже одного раза в пять лет) повышения квалификации для каждого сотрудника ОВД (полиции). Злободневным вопросом построения системы ДО в рамках непрерывного образования в вузах МВД России является место и роль такого вида профессионального обучения, как переподготовка сотрудников ОВД и повышение их квалификации.

Законодатель, конструируя нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1], демонстрирует некоторый дуализм и неопределенность в толковании содержания и направленности «профессионального обучения», «переподготовки» и «повышения квалификации как части профессионального обучения». Так, под профессиональным обучением по программам переподготовки понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих определенную соответствующим федеральным реестром профессию (должность сотрудника ОВД). Под результатом

такого обучения законодатель подразумевает получение обучаемым новой профессии (новой должностной категории сотрудника ОВД) с учетом потребностей профессионально-служебной деятельности. К сожалению, ведомственные подзаконные нормативные правовые акты МВД России также не дают четкого определения данных понятий, не проводят разграничений между ними. Этот логико-технический пробел законодателя в системе ведомственного непрерывного образования приводит:

— к неоднозначной трактовке понятий «переподготовка» и «профессиональная переподготовка»;

— проблемам в определении количества зачетных единиц и учебных часов, необходимых для освоения образовательных программ;

— конкуренции в номенклатуре основных образовательных программ и одновременном существовании основных программ профессионального обучения (программ переподготовки) и дополнительных профессиональных программ (программ профессиональной переподготовки);

Список библиографических ссылок

1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Рос. газ. 2012. 31 дек.

2. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385. Доступ из ин-форм.-правового портала «Гарант».

© Вызулин Е. А., Супрунов А. Г., Васильев В. В., 2017

С. Ж. Соловых

О МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЙ

В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ПРАВЕ

Данная статья посвящена вопросу применения интегративного подхода в исследованиях цивилисти-ческого процессуального права. Интегративный подход охарактеризован как системное использование методологических средств познания, с позиции которого рассматривается, интерпретируется и проектируется процессуально-правовой механизм обеспечения прав сторон в арбитражном суде первой инстанции. Такой способ познания права представлен в единстве его принципов (правовых идей), норм (правовых установлений) и фактических правомерных действий и отношений.

Одной из предпосылок такого подхода является осознание того, что описание процессуально-правового механизма обеспечения процессуальных прав сторон в арбитражном суде первой инстанции и составляющих его элементов в изоляции от других факторов не позволяет объяснить ряд процессов, происходящих как в политико-правовой системе, так и в самом процессуально-правовом механизме.

В рамках этого подхода интеграция понимается автором в качестве процесса выстраивания сущностных связей между различными элементами, ориентированных на целостность как на результат, что позволяет с точки зрения практической направленности определить совокупности общих формальных свойств объекта научного анализа — процессуально-правового механизма обеспечения прав сторон в арбитражном суде первой инстанции.

Кроме того, в статье отмечается, что на познавательном уровне методология интегративного подхода позволяет создать новый тип восприятия и права в целом, и процессуально-правового механизма

— проблемам формирования штатного расписания структурных подразделений образовательных организаций МВД России.

В завершение авторы считают необходимым сформулировать ряд положений:

1. Система ведомственного ДО МВД России должна проектироваться в рамках системы непрерывного образования.

2. ДО, осуществляемое в образовательных организациях МВД России, может стать базовой составляющей ведомственного непрерывного образования.

3. Требует своего разрешения ряд проблемных вопросов нормативного, организационного и кадрового порядка в организации ведомственного ДО.

Учитывая тот факт, что высказанные положения требуют дополнительного обсуждения и научного обоснования, авторы предлагают открытую научную дискуссию по данной проблематике и приглашают к ней педагогическое сообщество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.