Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА МЧС РОССИИ'

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА МЧС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
101
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / ПОЖАРНЫЙ / СПАСАТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗНАНИЯ / НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Чижик Петр Иванович

В статье представлен социально-философский анализ места и роли общей культуры в духовном мире специалистов МЧС, осмысление наиболее значимых ценностных оснований и приоритетов, определяющих современное состояние и развитие профессиональной деятельности пожарныхи спасателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE GROUNDS AND PRIORITIES OF GENERAL CULTURE OF AN EMERCOM SPECIALIST IN RUSSIA

The article presents a socio-philosophical analysis of the place and role of the general culture in the spiritual world of EMERCOM specialists, comprehension of the most significant value grounds and priorities that determine the current state and development of professional activities of firefighters and rescuers.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА МЧС РОССИИ»

DOI 10.25257/^.2021.2.34-38 УДК 008.009

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА МЧС РОССИИ

ЧИЖИК Петр Иванович

доктор философских наук, профессор Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

В статье представлен социально-философский анализ места и роли общей культуры в духовном мире специалистов МЧС, осмысление наиболее значимых ценностных оснований и приоритетов, определяющих современное состояние и развитие профессиональной деятельности пожарных и спасателей.

Ключевые слова: профессия, пожарный, спасатель, профессиональная культура, профессиональная деятельность, знания, навыки.

На всех уровнях и во всех сферах профессиональной деятельности остро ощущается потребность в культурных, грамотных и образованных специалистах. Крайне востребованными являются сотрудники, способные системно мыслить, проявлять инициативу и творчество в решении сложных задач, брать всю полноту ответственности, качественно обучать и воспитывать своих подчинённых, быть примером в выполнении общегражданского и служебного долга. Данные требования в полной мере относятся как к военным, так и гражданским специалистам МЧС России. Максимально эффективное использование их духовного потенциала позволит большинству структурных подразделений достичь нового качественного состояния, обеспечит адекватность ответов на угрозы и вызовы ХХ! века.

Специалисты МЧС выступают носителями большого количества профессий и специальностей, для которых характерны экстремальные условия труда, сопряжённые с огромным психологическим напряжением, высокой степенью рисков и угроз в отношении собственной жизни и здоровья. Опыт показывает, что при проведении многообразных по своей сложности и масштабу спасательных операций человеческий фактор во многом продолжает играть решающую роль. При остром дефиците времени и ограниченности привлекаемых сил и ресурсов каждый специалист должен уметь быстро ориентироваться в условиях чрезвычайных ситуаций, чётко понимать всю сложность решаемых задач, чтобы принять грамотное управленческое решение.

Общее количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера неизменно увеличивается, они становятся всё более непредсказуемыми. Своевременная и квалифицированная помощь людям, попавшим в чрезвычайные ситуации, обуславливает высокий авторитет специалистов МЧС России в обществе и государстве. Этой важнейшей цели подчинена вся практическая деятельность структурных подразделений.

Специфика профессиональной деятельности специалистов МЧС России предъявляет достаточно высокие требования к содержанию

и направленности их духовного мира, уровню их общей и профессиональной культуры. Она во многом обусловлена совместной работой с людьми, близкими по духу, способными к взаимовыручке и взаимопомощи в самых сложных ситуациях. Перед представителями многочисленных профессий (пожарные, водолазы, кинологи, операторы, врачи, психологи и др.) открываются широкие возможности для творческой реализации профессиональных знаний, навыков и умений, проявления лучших духовно-нравственных качеств. Их повседневная практическая деятельность наглядно свидетельствует о самоотверженности, мужестве, верности их общегражданскому и профессиональному долгу.

Каждый сотрудник вполне осознанно осуществляет выбор своей профессии или специальности, определяет для себя наиболее значимые приоритеты и ценности в жизни и воинской службе. Безусловно, что эффективная и качественная работа структурных подразделений невозможна без добросовестного выполнения профессиональных обязанностей, наличия у всех категорий специалистов «глубоких профессиональных знаний, навыков и умений, опыта, эрудиции, аналитического склада ума» [1].

Успешная деятельность современного специалиста МЧС России сегодня во многом базируется не только на его профессионализме и компетентности, но и на ценностных основаниях и приоритетах общей культуры. Необходимо иметь в виду, что дальнейшее усложнение профессиональной деятельности требует значительных интеллектуальных, нравственных, волевых усилий со стороны каждого специалиста. Достижение ощутимых позитивных результатов в профессиональной деятельности с помощью минимальных духовных и физических затрат в принципе невозможно.

Общая культура, в силу своей постоянной востребованности в жизни и профессиональной деятельности, занимает особое место в духовном мире специалиста. Реализуя цели и задачи жизни и профессиональной деятельности, представители структурных подразделений МЧС России выступают реальными

носителямим культуры своего государства, общества и народа. По мнению известного российского философа В. С. Степина, каждый специалист в той или иной форме включён в сложный мир культуры, который «задаёт ему свой неповторимый культурный код, совокупность идеалов, ценностей, смысложизненных установок, многообразие форм и способов деятельности» [2]. Конечно, необходимо иметь в виду то обстоятельство, что каждый специалист имеет индивидуальную степень погружения в мир культуры, усвоения и использования общезначимых культурных ценностей в жизни и профессиональной деятельности.

Общекультурного специалиста всегда отличает системность, широта, всесторонность и глубина мышления, позволяющего осуществлять осознанный выбор общезначимых ценностных ориентаций и установок, определять долгосрочную стратегию жизни и профессиональной деятельности. Общая культура объективно характеризует специалиста как современного, образованного и творческого человека, чьё сознание, мировоззрение и духовно-нравственные качества соответствуют самым высоким стандартам жизни в российском обществе.

Особая роль общекультурных ценностей состоит в том, насколько они освоены специалистом для использования в повседневной практической деятельности. Конечно, не стоит идеализировать современного специалиста, так как в силу объективных и субъективных причин сложно избежать отдельных профессиональных ошибок. Важно понимать, что существенно минимизировать их количество можно только при условии, если настойчиво и напряжённо работать над повышением своего культурного, образовательного, профессионального уровня.

Каждый специалист регулярно демонстрирует свою общекультурную состоятельность и профессиональную компетентность. В этой связи особую востребованность в духовном мире современного специалиста МЧС России получают общекультурные знания в области истории, экономики, педагогики, психологии, юриспруденции, науки, морали, искусства,

религии — в сферах, которые выходят за рамки его практической деятельности. Это является одним из необходимых и обязательных условий успешной работы структурных подразделений. Данный тезис наглядно подтверждается опытом проведения спасательных операций за пределами России, когда различные категории привлекаемых специалистов сталкиваются с необходимостью вникать в социокультурную (политическую, экономическую, национальную, религиозную, регионально-географическую) специфику стран, которым оказывается соответствующая помощь в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Следует признать, что общая культура со своим набором ценностных императивов и смыслов способствует подготовке человека к жизни и деятельности в сложном и динамично изменяющемся социуме, сознательному выбору своей будущей профессии. Она способствует тому, чтобы тот или иной специалист независимо от избранной профессии, должности, возраста, полученного образования, опыта жизни и службы имел реальную возможность обеспечить относительную стабильность и устойчивое функционирование своего сознания, мировоззрения и духовно-нравственных качеств.

В содержательном плане общую культуру можно определить как совокупность социокультурных знаний, ценностных ориентаций и установок духовного мира, определяющих уровень социальной зрелости и активности специалиста в выполнении общегражданского долга, ориентирующих его на строгое соблюдение нравственных норм и принципов в общении, поведении и деятельности.

Общая культура, выступая в качестве относительно автономной и устойчивой системы внутренних детерминант жизни и профессиональной деятельности специалиста, способствует формированию его основных приоритетов в жизни и воинской службе, развитию умения системно и масштабно мыслить, определяет характер его межличностных отношений в профессиональном коллективе, ориентирует на дальнейшее личностное развитие и самосовершенствование. Английский философ Нового времени Дж. Локк в своё время

вполне справедливо утверждал, что «духовно неразвитые люди вряд ли в состоянии высоко подняться и очень редко чего-нибудь достигают» [3].

Общая культура, являясь важнейшим компонентом жизни и профессиональной деятельности специалиста, формирует содержание и направленность его сознания и мировоззрения, духовно-нравственных качеств. На основе культурных ценностей специалист, прежде всего, формируется как высоко нравственная, ответственная и творческая личность. В этом плане достаточно актуальным является тезис немецкого педагога-новатора А. Дистервега о том, что «как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным» [4].

Действительно, в духовном мире человека органично переплетены социокультурный и профессионально-культурный аспекты. Общая культура, предъявляя одинаково высокие требования ко всем категориям специалистов МЧС, не является каким-то искусственным дополнением к их профессиональной деятельности. Она всё больше рассматривается как необходимое условие, способное обеспечить её носителю вполне конкретные позитивные результаты. Ценностные основания и приоритеты общей культуры специалиста выступают необходимой основой формирования его высокой духовности, позволяющей ему проявить свои лучшие человеческие качества в самых сложных жизненных ситуациях, чётко осознать меру своей ответственности перед собой и членами своего профессионального коллектива.

Общая культура способствует выработке у специалиста системы переосмысленных знаний, мировоззренческих ориентаций и установок, комплекса положительных мотиваций, необходимых для успешной практической деятельности. Английский философ Ф. Бэкон вполне справедливо утверждал, что «знание — сила, мы столько можем, сколько знаем» [5].

Через призму общей культуры каждый сотрудник анализирует свою деятельность, переосмысляет достигнутые результаты, допущенные ошибки и просчёты. Это требует

интеллектуальных усилий и затрат времени. Нежелание анализировать собственные успехи и недостатки является реальным показателем низкой общей культуры специалиста, которая не позволяет ему дать объективную оценку своих сильных и слабых сторон. Глубокая и системная рефлексия сознания специалиста влияет на успешность его профессиональной деятельности. В этом плане необходима настойчивая интеллектуальная работа над тем, «какие задачи были выполнены, что получилось или не получилось и самое главное — почему» [6].

В иерархической системе ценностей приоритетная роль всегда отводилась социокультурным ценностям, формирующим устойчивую основу духовного мира специалиста. Недостаточный уровень развития таких общекультурных качеств специалиста, как честность, справедливость, порядочность, доброжелательность, скромность, искренность, принципиальность, патриотичность не компенсируется за счёт более высокого уровня развития профессиональных качеств — компетентности, исполнительности, организованности, требовательности, ответственности, дисциплинированности.

Основным показателем высокого уровня профессиональной культуры, как правило, является степень владения необходимыми знаниями, навыками и умениями по профессии и специальности. Можно согласиться с В. Фран-клом в том, что «работа сама по себе не делает человека нужным и незаменимым, так как она лишь предоставляет ему возможность стать таковым. Важна не работа, которую человек выполняет, а то, как он делает эту работу, соответствует ли он месту, на котором оказался» [7].

Профессиональную культуру специалиста нельзя рассматривать в отрыве от содержания и направленности его общей культуры. Как показывает практика, необходимая совокупность профессиональных знаний у различных категорий специалистов МЧС в обязательном порядке должна быть обогащена общекультурной ценностной составляющей.

Отличительной особенностью общей культуры является то, что она характеризует

специалиста со стороны его полноценной жизни в социуме, умения ставить перед собой высокие социально значимые цели и достигать их, выстраивать относительно долгосрочную стратегию жизни и профессиональной деятельности. В этом плане весьма актуальной является мысль З. Баумана о том, что «претензии в отношении своего будущего едва ли могут предъявлять те, кто не контролирует своего настоящего» [8]. Это означает, что общая и профессиональная культура должны быть представлены в духовном мире наиболее полно и равноценно у всех специалистов без исключения.

Безусловно, каждый специалист должен постоянно расширять общекультурные и профессиональные знания, чтобы соответствовать высоким требованиям, установленным стандартам избранной им профессии. Вместе с тем, сложный и напряжённый характер профессионального труда специалистов МЧС свидетельствует о реальном отсутствии у большинства из них свободного времени на чтение художественной литературы, посещение театров, музеев, выставок. Особую актуальность приобретает идея о непрерывности самообразования специалиста любого уровня и ранга в течение всей жизни и профессиональной деятельности. Первостепенное значение здесь имеет внутренняя мотивация специалиста, ориентирующая его на высокие качественные показатели личностного развития и самосовершенствования.

Духовный мир специалиста МЧС должен теснейшим образом объединять не только личностный профессионализм и компетентность, но и высокий уровень культуры, моральный авторитет и сопряжённые с ним духовно-нравственные качества. По образному выражению русского писателя Г. И. Успенского культура — это та сила, которая способна «выпрямить» общество и личность, ориентируя их на строгое соблюдение в жизни важнейшего нравственного требования — всегда и везде поступать по совести. Без усвоенных ценностей общей культуры профессиональные знания, навыки и умения специалиста, какими бы всесторонними они ни были, не могут способствовать его успешной практической деятельности.

Современному российскому государству необходимы не только высоко подготовленные и грамотные специалисты, ответственные профессионалы, но и просто честные, порядочные и ответственные граждане. Широкий мировоззренческий кругозор, прочная опора

на весь комплекс накопленных общекультурных и профессиональных знаний, умение видеть ближайшую и отдаленную перспективу жизни и службы дают возможность каждому специалисту МЧС быть достойным своего истинного предназначения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузьмин А. А. Теория военного управления. Учебное пособие. Ч. 1. Химки: Академия гражданской защиты МЧС России, 2012. С. 14.

2. Степин В. С. Культура в жизнедеятельности человека // История и философия науки. М.: Академический Проект; Трикста, 2011. С. 102—121.

3. Локк Дж. Мысли о воспитании // Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения / Сост. С. Я. Карп. М.: Просвещение, 1992. С. 59.

4. Дистервег Ф. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1956. С. 74.

5. Золотая энциклопедия мудрости. М.: Росса, 2007. С. 225.

6. Розин В. М, ГолубковаЛ. Г. Философия управления. Йошкар-Ола: МГТУ, 2010. С. 14.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 233.

8. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. С. 46.

VALUE GROUNDS AND PRIORITIES OF GENERAL CULTURE OF AN EMERCOM SPECIALIST IN RUSSIA

CHIZHIK Peter

Grand Doctor in Philosophy, Professor Civil Defence Academy of EMERCOM of Russia, Khimki, Russia

Abstract: The article presents a socio-philosophical analysis of the place and role of the general culture in the spiritual world of EMERCOM specialists, comprehension of the most significant value grounds and priorities that determine the current state and development of professional activities of firefighters and rescuers.

Key words: profession, firefighter, rescuer, professional culture, professional activity, knowledge, skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.