ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ К УСЛОВИЯМ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
к вопросу о дополнительной профессиональной подготовке преподавателя вуза в системе переподготовки и повышения квалификации сотрудников мчс россии
А.А. Грешных, кандидат юридических наук, доктор педагогических наук, профессор; Е.О. Латышева, кандидат юридических наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. О.В. Хомякова. Федеральная противопожарная служба, Вологодская область
Рассмотрен комплекс организационно-педагогических условий, способствующих повышению профессиональной подготовки преподавателя в системе переподготовки и повышения квалификации сотрудников МЧС России.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональная компетентность, этапы обучения
TO A QUESTION FO ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING OF THE TEACHER IN RETRAINING AND IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL SYSTEM OF EMERCOM OF RUSSIA
А.А. Greshnih; E.O. Latysheva.
Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia. O.V. Khomyakova. Federal fire service across, Vologodskaya region
The complex of information-pedagogical conditions promoting formation of professional culture of the teacher in the system of retraining and improvement of professional skill system is considered.
Key words: professional drill, professional competence, grade
В обстановке стремительно развивающегося образовательного пространства профессиональная подготовка преподавателя в системе переподготовки и повышения квалификации должна осуществляться в тесной взаимосвязи с достижениями педагогической науки и практики, с учетом социальных, экономических и политических процессов во всех
сферах жизнедеятельности людей. Первостепенной задачей и условием усовершенствования российского образования признано повышение профессионализма педагогов, соответствующего запросам современной жизни.
Повышение уровня профессиональной культуры преподавателя является одной из центральных задач в целостной системе образования. Ее актуальность обусловлена необходимостью разрешения создавшегося противоречия между новыми требованиями, предъявляемыми к профессиональной деятельности преподавателя, самому преподавателю как целостной личности; субъекту образовательного процесса, способного к профессионально-личностному самоопределению и саморазвитию в мире культуры; конструированию и осуществлению культуросообразных, гуманистически-направленных педагогических систем и технологий, и реальным уровнем профессиональной культуры преподавателя, его готовности решать современные задачи.
Теоретическое рассмотрение вопроса о происхождении и значении термина «культура» широко представлено в работах отечественных и зарубежных авторов.
Определенный интерес представляет трактовка культуры Шиллера. Он утверждал, что культура представляет собой важнейшее условие бытия и совершенствования человека, является мерой культурных ценностей.
Риккерт Г. определяет культуру как «процесс реализации всеобщих социальных ценностей в течение исторического развития» [1]. Для С.Л. Франка культура есть «совокупность осуществляемых в общественно-исторической жизни объективных ценностей» [2]. В своей трактовке сущности и природы культуры как особого явления общественной жизни и личностного образования современное человекознание опирается на ведущие методологические положения материалистической философии, которая исходит из того, что источники происхождения культуры связаны с деятельностно-практическим отношением человека к окружающей действительности: «Ценности - продукт всех без исключения видов человеческой деятельности, и поэтому представлять на основе простой дифференциации тот или иной ее вид как приоритетный в отношении ценностных феноменов, видимо, бессмысленно. ... Необходимо выделить особый, интегральный срез всех форм деятельности как относительно самостоятельную и целостную сферу общественной жизни, охватывающую производство, функционирование и потребление ценностей, без которых она просто не существует. Таковой является человеческая культура» [3].
По мнению В.А. Лапшова, исходя из социальной структуры общества, можно выделить культуру классов, социальных слоев, наций, регионов, профессий, возрастных групп и т. п.:
- по носителю «человеческих сущностных сил» - культуру индивидуальную и общественную;
- по уровню проявления индивидуальных человеческих способностей - культуру чувств, умений, навыков, потребностей, мышления, мировоззрения.
- по уровню организации жизнедеятельности - культуру труда, быта, отдыха;
- по характеру подготовки к жизнедеятельности - культуру образования и воспитания [4].
Одно из типичных определений культуры в рамках ее деятельностной интерпретации
предложено И.В. Плотниковой: «Культура - это системное качество, отражающее специфику взаимодействия общества и природы на определенном этапе исторического развития и обуславливает способы и меру выражения сущностных сил человека» [5]. Опираясь на деятельностную парадигму, можно в качестве рабочего принять определение: культура - это совокупность всех материальных и духовно-нравственных ценностей, накопленных обществом, а также совокупность всех видов и способов преобразовательной деятельности человека по их освоению, сохранению, созданию и распространению в обществе.
Одной из подсистем культуры, которая значима в раскрытии сущности полноценного члена современного общества, является профессиональная культура. Как известно, в целом культура связана с существованием и деятельностью человека. Она является неотъемлемой
частью человеческой жизни. Иначе говоря, культура - это созданный человеческий мир смыслов, который объединяет людей по разным принципам. Эти принципы определяют способы и результаты человеческой деятельности, а также единство и многообразие форм этой деятельности. С другой стороны, культура есть не только способ и результат человеческой деятельности, но и мера саморазвития самого человека, развитие его творческих способностей, то есть личностная форма существования культуры. Важнейшей составляющей этой формы является профессиональная культура преподавателя: уровень социально-профессионального развития в том или ином виде деятельности, мера и способ реализации творческого потенциала, который отражается в результатах деятельности. Любая профессиональная культура включает в себя гуманитарный аспект.
Сущность профессиональной культуры во многом определены содержанием, вкладываемым в понятие «профессия». В переводе с латыни оно означает - занятие, работа.
В качестве основных элементов содержания профессии чаще всего приводятся: специализация и отграниченность от других видов деятельности в рамках разделения труда; относительно длительное применение установившегося способа выполнения задания; источник дохода, который обеспечивает существование индивидов [6].
При всем многообразии подходов к определению профессия можно выделить ряд признаваемых большинством авторов ее признаков. По мнению зарубежного исследователя социологии труда Д. Марковича, большинство известных определений профессии содержат пять ее характеристик:
- во-первых, профессия представляет собой относительно длительное, а не кратковременное выполнение определенной деятельности;
- во-вторых - это деятельность, требующая специального образования и умений;
- в-третьих, профессиональная деятельность приводит к определенному профессиональному поведению как в рамках определенной профессии, так и за их пределами;
- в-четвертых, выполнение профессиональной деятельности приводит к формированию профессионального интереса, который часто осуществляет через профессию объединение и предписание представителям определенных профессий;
- в-пятых, стремление представителей одной профессии по отношению к представителю другой профессии проявить особый статус как в смысле организации, так и в общественном смысле, что приводит к идентификации социального индивида с профессией, к которой он принадлежит.
Все эти характеристики служат определением профессии. Если какая-то из этих характеристик недостаточно выражена, то это свидетельствует о недостаточной профессионализации рассматриваемой деятельности [6].
В своем исследовании В.А. Лапшов под «профессией» принимает «специализированную и институциолизированную деятельность социального индивида, владеющего комплексом необходимых теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы» [4].
Кочетов Г.М. рассматривает профессиональную культуру как составляющую модели личности специалиста с высшим образованием. Наличие профессиональной культуры у специалиста он объединяет со знанием свойств продукта и запросов потребителя, способностью прогнозировать последствия своих действий, отвечать за них. Под профессиональной культурой Г.М. Кочетов подразумевает развитие до высокой степени умения использовать имеющие и способные порождать новые стереотипы общения и манипулировать с объектами [7].
В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» формулируются требования к научно-педагогическим работникам высших учебных заведений, которые обязаны:
- обеспечивать высокую эффективность педагогических и научных процессов;
- формировать у обучаемых профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности), гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
- развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности;
- систематически заниматься повышением своей квалификации.
Для обеспечения качества повышения профессиональной квалификации преподавателю необходим также учет особенностей профессии преподавателя в системе переподготовки и повышения квалификации:
- профессиональная ответственность за решение, хранение и передачу профессионально значимых знаний;
- высокий уровень автономности профессиональной деятельности, когда выбор методов и средств определяется с позиции наиболее полного соответствия субъективных особенностей конкретного преподавателя и обеспечения высокого качества обучения;
- внутренний контроль и саморегулирование профессионально-педагогической деятельности.
Управление качеством профессиональной, переподготовки, повышением квалификации определяется как «планомерно осуществляемая система стратегических, тактических и оперативных действий, направленных на формулировку социально приемлемого и практически полезного содержания понятия качества, а также на обеспечение, контроль и улучшение качества конкретных рассматриваемых объектов, процессов, явлений учебного процесса» [8]. К объектам учебного процесса в системе управления качеством профессиональной подготовки преподавателей авторы относят систему повышения квалификации преподавателей и программно-методическое обеспечение этой системы.
Совершенствование системы подготовки педагогических кадров, формирование профессиональной культуры указывают на наличие некоторых противоречий:
1. Существует противоречие между реальным уровнем профессиональной культуры преподавателя и современными требованиями к его личности. Так, многим преподавателям свойственны недостаточно высокий уровень теоретической подготовки, неразвитость профессионально-значимых качеств личности педагога, несформированность общепедагогических умений, отсутствие опыта творческой деятельности, шаблонность в решении педагогических задач, пассивная педагогическая позиция, отсутствие потребности в самообразовании, самовоспитании, саморазвитии и т.д. [9-11]. Это свидетельствует о недостаточной сформированности основ профессиональной культуры преподавателя, что обостряет необходимость поиска путей ее формирования, развития и управления с позиции социологии.
2. Необходимость повышения профессиональной культуры преподавателя, осуществляющего переподготовку и повышение квалификации сотрудников объективно обусловлена современными требованиями, предъявляемыми к уровню общеобразовательной и специальной подготовки специалистов, которые были бы востребованы на рынке труда, имели бы сравнительно небольшой адаптационный период вхождения в профессиональную деятельность.
Недостаточный уровень профессионализма преподавателя привел к возникновению противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к уровню подготовки специалистов в новых социально-экономических условиях, и уровнем профессиональной культуры преподавателей. Решение этой проблемы должно быть направлено и на преодоление наблюдающегося разрыва между преподавателем - человеком, гражданином и преподавателем-специалистом, в котором должны быть объединены в одно целое и личностная позиция (мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности), и его профессиональные знания, умения и навыки. Причем, это единство выглядит не как суммарная категория, а как качественно новое образование, отличающееся внутренней целостностью всех структурных элементов.
Противоречия определили комплекс задач, связанных с выявлением возможностей формирования профессиональной культуры преподавателя, необходимости разработки теоретических основ, условий и механизмов развития и управления профессиональной культурой преподавателя в рамках социологии управления, поскольку для более эффективного решения этих задач должны быть использованы социокультурные, общепедагогические, личностно-творческие и экономические механизмы, которые бы укрепляли и стимулировали развитие профессиональной деятельности и профессиональной культуры преподавателя.
Формирование профессионализма идет по трем основным направлениям:
1. Модифицирование всей системы деятельности, ее функций и иерархического строения. В ходе выработки соответствующих трудовых навыков происходит движение личности по ступеням профессионального мастерства, развивается специфическая система способов выполнения деятельности - формируется личностный стиль деятельности.
2. Изменение личности субъекта, выражающееся как во внешнем облике (моторике, речи, эмоциональности, формах общения) так и в формировании соответствующих элементов профессионального сознания (внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы), может рассматриваться как становление профессионального мировоззрения.
3. Изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности, что проявляется в когнитивной сфере - в уровне информированности об объекте, степени осознания его значимости; в эмоциональной сфере - в интересе к объекту, в склонности к удовлетворенности от взаимодействия с ним, в практической сфере - в познании своих реальных возможностей влияния на объект. Это позволяет говорить о становлении профессиональной культуры, которая является сложным системным образованием, представляющим собой упорядоченную совокупность общечеловеческих ценностей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности.
Необходимо также обратить внимание на необходимые педагогические условия формирования профессиональной культуры преподавателя, которыми являются профессиональная компетентность и ответственность.
Исаев И. Ф. в своих исследованиях определяет важность технологического подхода в профессиональной деятельности и на теоретическом уровне вводит и приводит обоснования категории «технология педагогической деятельности» как структурный технологический компонент профессионально-педагогической культуры преподавателя. Процесс овладения технологией педагогической деятельности по И.Ф. Исаеву - это формирование технолого-педагогической готовности преподавателя к педагогической деятельности, которая проявляется в технологической активности и предполагает сформированность совокупности знаний и умений: аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных, коррекционно-регулирующих [12].
Профессиональное обучение педагогической деятельности преподавателя на технологической основе - это специально организованный дидактический процесс специального обучения общей технологии педагогической деятельности, направленный на целостное освоение профессиональной педагогической деятельностью, в результате которого формируется и развивается теоретическая и практическая готовность к ней.
Таким образом, содержание профессиональной культуры преподавателя раскрывается как интегрированное качество личности педагога - профессионала, условие и предпосылка результативной педагогической деятельности, обобщенный показатель профессиональной компетентности преподавателя и цель профессионального самосовершенствования.
В связи с этим углубление научного познания профессиональной культуры преподавателя в контексте российского социокультурного пространства, необходимость определения путей и методов повышения уровня профессиональной культуры преподавателя в системе переподготовки и повышения квалификации является одной из актуальных задач.
Литература
1. Риккерт Г. Философия истории. М., 1998. С. 68.
2. Франк С.Л. Этика нигилизма. Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 177.
3. Григорьев В.И. Наука и техника в контексте культуры. М., 1989. С. 34.
4. Лапшов В.А. Профессиональная культура офицера-культуролога и ее формирование в системе вуза: дис. ... канд. социол. наук. М., 1995. С.16.
5. Плотникова И. В. Социально-филисофский анализ проблемы политической культуры: дис. ... канд. филос. наук. Барнаул, 1994. С. 12.
6. Маркович Д. Социология труда: пер. с сербско-хорв. / под общ. ред. Н.И. Дряхлова, Б.В. Князева. М., 1988. С. 302-303.
7. Кочетов Г. М. Воспроизводство профессиональной культуры концептуальная постановка задачи: дис. ... д-ра филос. наук. Томск, 1975. С. 3.
8. Управление качеством профессиональной подготовки, переподготовки, повышение квалификации государственных и муниципальных служащих. Вып. 1. / под ред. Ф.Д. Демидова. М., 2002. С. 3.
9. Бестужев-Лада И.В. Народное образование: экспертное мнение // Социс. 1989. № 10. С. 23-25.
10. Красноженова Г. Самооценка вузовской элиты // Высшее образование в России. 1998. № 3.
11. Гильмеева Р.Х. Профессионализм учителя в социологическом измерении // Социс. 1995. № 5. С. 16-19.
12. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2002.
С. 34.