Научная статья на тему 'Формирование профессиональной культуры преподавателя в системе переподготовки и повышения квалификации сотрудников'

Формирование профессиональной культуры преподавателя в системе переподготовки и повышения квалификации сотрудников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СИСТЕМА ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хомякова О. В.

Статья посвящена вопросам формирования профессиональной культуры педагога, успешного и адекватного запросам современной жизни. Автором рассматривается проблема организации современной системы подготовки педагогических кадров в правоохранительных органах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хомякова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной культуры преподавателя в системе переподготовки и повышения квалификации сотрудников»

Формирование профессиональной культуры преподавателя в системе переподготовки и повышения квалификации

сотрудников

1О.В. ХОМЯКОВА - адъюнкт факультета подготовки и переподготовки научных и научно-педагогических кадров Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС России

Статья посвящена вопросам формирования профессиональной культуры педагога, успешного и адекватного запросам современной жизни. Автором рассматривается проблема организации современной системы подготовки педагогических кадров в правоохранительных органах России.

Ключевые слова: профессиональная культура преподавателя; переподготовка и повышение квалификации; система переподготовки и повышения квалификации

В современных условиях развития образовательного пространства профессиональная подготовка - переподготовка и повышение квалификации сотрудников в условиях ведомственного, межведомственного и государственного целевого заказа - должна осуществляться в тесной взаимосвязи с достижениями педагогической науки и практики, с учетом политических, социальных и экономических процессов, происходящих в российском обществе. Необходимым условием повышения эффективности государственной политики в области назначения и исполнения уголовных наказаний является улучшение подготовки и переподготовки судей и кандидатов в судьи. А конечным результатом модернизации процесса обучения в ведомственных образовательных учреждениях видится приведение содержания и структуры профессиональной подготовки в соответствие с современными потребностями УИС, расширение спектра программ дополнительного профессионального образования. Необходимо отметить, что повышение квалификации сотрудников - это не только приобретение знаний, совершенствование умений и навыков для исполнения обязанностей согласно занимаемой должности в штатном расписании, но и обязательная процедура, осуществляемая фактически во всех правоохранительных органах, которая следует сразу после зачисления в резерв на замещение должностей руководящих кадров1.

Непосредственно в МЧС России для решения проблемы высокого уровня риска возникновения пожаров в России в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 6 июня 2006 г. № Пр-954 разработана «Концепция создания системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации». Эта концепция одобрена Правительством Российской Федерации от 7 апреля 2007 г. № СН-П 4-1606. В соответст-

вии с концепцией в сфере независимой оценки риска наряду с органами государственного пожарного надзора предполагается участие негосударственных экспертных организаций. Очевидно, что для качественной работы органов государственного пожарного надзора и негосударственных экспертных организаций необходимо осуществить как переподготовку, так и повышение квалификации сотрудников. Подготовка и повышение квалификации экспертов по оценке риска в области обеспечения пожарной безопасности, защиты в чрезвычайных ситуациях могут осуществлять ведомственные образовательные учреждения России. Например, В.В. Булгаков считает, что «в вузах МЧС России могут быть организованы предаттестационная подготовка и повышение квалификации экспертов на основании имеющейся учебно-методической базы, что в свою очередь будет залогом качественного функционирования системы независимой оценки рисков»2.

В целом важнейшей задачей и условием модернизации российского образования в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. выступает повышение профессионализма педагогов, соответствующего запросам современной жизни. Осуществляя влияние на эмоционально-волевую, когнитивную, мотивационно-потребност-ную, личностную и поведенческую сферы обучаемых сотрудников, преподаватель определяет их профессиональную судьбу, становится значимым источником новых личностных смыслов. Например, в системе повышения квалификации сотрудников ФСИН России особое место занимают обучающие тренинги как эффективная форма профессиональной подготовки специа-листов3.

Однако современная система подготовки педагогических кадров в системе МЧС не всегда создает возможность для формирования профессиональной культуры преподавателя, которая является необходимой для осуществ-

ления успешной образовательной деятельности в современных условиях. Поэтому следует признать, что сегодня стала насущной проблема совершенствования системы подготовки педагогических кадров, ориентации на достижение качества образовательных программ и на управление качеством процессов их реализации. Иначе говоря, возникла потребность обозначения профессиональной культуры преподавателя в качестве составляющей этого процесса. Следует обратить внимание на поиск и обозначение необходимых педагогических условий для формирования профессиональной культуры преподавателя, так как преподаватель должен обладать высокой профессиональной компетентностью и ответственностью. Например, Г.М. Кочетов рассматривает профессиональную культуру как составляющую модели личности специалиста с высшим образованием. Наличие профессиональной культуры у специалиста он объединяет со знанием свойств продукта и запросов потребителя, способностью прогнозировать последствия своих действий, отвечать за них. Под профессиональной культурой Г.М. Кочетов подразумевает развитие до высокой степени умения использовать имеющие и способные порождать новые стереотипы общения и манипулировать с объектами4. Профессиональную культуру преподавателя можно рассматривать как интегративное образование личности педагога, соединяющее в себе совокупность материальных и духовных ценностей, способов деятельности, самореализации. В структуре профессиональной культуры преподавателя необходимо обозначить мотива-ционную, содержательную, процессуальную и технологическую составляющие, которые обеспечивают профессионально-личностное развитие и саморазвитие педагога, формирование его мировоззрения, ценностно-смысловой ориентации, опыта профессиональной деятельности, стремления к самореализации.

Согласно системно-целостному подходу все компоненты переподготовки и повышения квалификации в системе МЧС должны быть взаимосвязаны и представлять собой целостную систему. Культурологический подход позволяет проанализировать факты и явления с учетом социально-экономических и культурных процессов в прошлом, настоящем и будущем. Аксиологический подход включает ориентацию преподавателя на общечеловеческие, национальные и профессиональные ценности, ценностную направленность в профессионально-педагогической деятельности. Ценности образования - это цели, значения, смыслы, идеальные формы педагогической деятельности, направленные на развитие человека на основе ценностных ори-ентаций. Деятельностный подход базируется на принципе диалектики, согласно которому содержательный анализ развития социальных объектов невозможен без выяснения сущности и характера деятельности, лежащей в их осно-

ве. Личностно ориентированный подход дает возможность рассматривать в системе образования цель обучения и воспитания как развитие личности, готовой к жизнедеятельности в условиях технологического общества, то есть подготовку человека к самообразованию, самоконтролю и персональной ответственности за создание им учебных и жизненных ситуаций.

В качестве структурных компонентов профессиональной культуры преподавателя можно назвать следующие составляющие:

- целевой компонент, включающий в себя систему профессионально значимых потребностей, социально ориентированного мировоззрения, установок и интересов в сфере профессиональной деятельности. В процессе интериоризации принятия внешней объективной цели и перехода ее во внутреннюю, субъективную, личностно значимую цель формируется профессиональная потребность в активной служебной деятельности. Главным звеном целевого компонента выступает мотивационно-потребностная сфера;

- содержательный компонент, обозначающий требования к профессиональной компетентности на каждом этапе ее развития. В свою очередь составляющими частями профессиональной компетентности можно обозначить: профессиональные знания, умения, интегра-тивные личностные качества, ценностные ориентации, необходимые для профессиональной деятельности преподавателя;

- технологический компонент, обеспечивающий самореализацию преподавателя, который принимает участие в переподготовке и повышении квалификации сотрудников. Процесс решения задач составляет технологию профессиональной деятельности.

И.Ф. Исаев в своих исследованиях раскрывает важность технологического подхода в профессиональной деятельности и на теоретическом уровне дает определение понятию «технология педагогической деятельности» как структурному технологическому компоненту профессионально-педагогической культуры преподавателя. Процесс овладения технологией педагогической деятельности, с точки зрения И.Ф. Исаева, - это формирование техноло-го-педагогической готовности преподавателя к педагогической деятельности, которая проявляется в технологической активности и предполагает сформированность совокупности знаний и умений: аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-дея-тельностных, оценочно-информационных, кор-рекционно-регулирующих5.

Система профессиональной культуры преподавателя должна быть исследована в единстве взаимодействия структурных и функциональных компонентов.

Под функциональными компонентами системы понимаются базовые связи между исходным состоянием структурных компонентов педагогической системы и конечным искомым

результатом. Можно обозначить следующие функции профессиональной культуры преподавателя:

1. Функция целеполагания. В ценностной и смысловой сферах культуры фиксируются цели, перспективы и проекты профессиональной деятельности.

2. Гносеологическая функция. Она обеспечивает целостность представлений о профессиональной культуре преподавателя в системе переподготовки и повышения квалификации сотрудников, путях ее познания и освоения.

3. Информационная функция. Эффективность профессиональной направленности образования тем выше, чем больше накопленный им объем информации, чем оперативнее она используется.

4. Функция социализации рассматривается через приучение к профессиональным ролям и нормативному поведению, усвоение позитивных мотиваций и принятых в структуре образовательных учреждений МЧС норм, установок.

5. Коммуникативная функция обеспечивает наличие культурной коммуникации, речевой культуры.

6. Интегративная функция направлена на взаимодействие, включение профессиональной деятельности и активности в интересах обучающихся, общества, государства.

7. Обучающая функция реализуется в деятельности сотрудников и преподавателей - участников процесса обучения - и направлена на овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, профессиональным опытом.

8. Развивающая функция способствует развитию профессиональной культуры и охватывает все личностные сферы: сенсорную, эмоциональную, волевую, двигательную, моти-вационную.

9. Воспитательная функция проявляется в создании условий сознательного восприятия к формированию профессиональной культуры.

10. Игровая функция рассматривается как вид культурной деятельности, в которой сотрудник предстает свободным от природной зависимости, способным выступать как созидающий субъект.

11. Адаптационная функция способствует осмыслению сформированности профессиональной культуры, нахождению смысла, возможности и ресурсов для дальнейшей профессионально-педагогической деятельности.

Механизмами процесса формирования профессиональной культуры преподавателя (ПКП) в системе переподготовки и повышения квалификации сотрудников МЧС России (СПиПК) выступают рефлексия, саморегуляция, самоактуализация, которые отражены в мотиваци-онной, содержательной и технологической направленности формирования индивидуального профессионального развития преподавателя и сформированности профессиональной культуры с обоснованием их последовательности,

интегрально-функционального взаимодействия (рис. 1).

\ Мотивационная направленность /

\ процесса формирования ПКП в СПиПК /

РЕФЛЕКСИЯ

Содержательная направленность процесса формирования ПКП в СПиПК

САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Технологическая направленность процесса формирования ПКП в СПиПК

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

\Сформированность профессиональной культуры преподавателя

Рис. 1. Механизмы формирования ПКП в СПиПК

Основной процесс, определяющий формирование профессиональной культуры преподавателя на первом этапе, - это мотивация, обусловливающая первые стадии процесса формирования. Система доминирующих мотивов преподавателя определяет направленность его профессиональной деятельности. Мотивационно-потребностная направленность процесса формирования профессиональной культуры преподавателя закладывает основы такого профессионально важного качества, как рефлексия. При адекватном уровне развития рефлексии преподаватель с помощью механизма саморегуляции переходит на следующую стадию содержательной направленности процесса формирования профессиональной культуры. Третьим механизмом формирования профессиональной культуры педагога в процессе переподготовки и повышения квалификации, способствующим переводу преподавателя на его «заключительный» этап, является самоактуализация личности. Она определяется технологической направленностью и формированием индивидуальной педагогической концепции. Таким образом, сформулированные ведущие тенденции, принципы и механизмы, определение этапов процесса формирования профессиональной культуры преподавателя обеспечивают целостность и динамичность реализации процесса переподготовки и повышения квалификации сотрудников МЧС России.

Для обеспечения эффективного формирования профессиональной культуры преподавателя в процессе переподготовки и повышения квалификации необходимы педагогические условия. Совокупность внешних и внутренних педагогических условий представлена на рис. 2.

Внешние социально-педагогические условия заключаются в устранении несоответствия между требованиями общества к конкурентоспособному педагогу и реальными возможностями системы непрерывного педагогического образования подготовить такого педагога. Как подсистема общественно-экономических условий функционирования и развития образовательного процесса они предполагают повышение социального статуса работников образования, увеличение финансирования учебного процесса и научных исследований, повышение заботы государства о конкурентоспособности педагога на рынке труда, наличие инновационной среды в образовательных учреждениях, обеспечивающей саморазвитие и самосовершенствование педагогов и обучаемых, формирование профессиональной культуры педагога в системе непрерывного педагогического образования на довузовском, вузовском и послевузовском уровнях образования, создание системы профессиональной подготовки педагогов.

Педагогические условия

Внутренние условия ( ) Внешние условия

Социально-педагогические

Дидактико-методические

Организаци-онно-педаго-гические

Акмеоразви-вающие

Формиро- Целена- Диаг-

вание ПКП правлен- ностика

педагога на ный отбор уровня

трех этапах содержа- сформи-

и уровнях ния, выбор рованно-

в СПиПК; активных сти ПКП

создание форм и педагога

системы методов, на трех

профес- технологий уровнях

сиональной обучения и образова-

подготовки воспитания ния

педагогов

Реализация концептуальных документов, программ формирования Пкп педагога в СПиПК

Осознанно-ценностные отношения к ПКП, создание установки на процесс формирования ПКП

Рис. 2. Педагогические условия формирования профессиональной культуры педагога вСПиПК

Внутренние педагогические условия, связанные с организацией и педагогическим обеспечением процесса формирования профессиональной культуры педагога в системе переподготовки и повышения квалификации, дифференцируются:

- на организационно-педагогические, которые включают последовательную реализацию концептуальных и нормативных документов, учебных программ, определяющих формирование профессиональной культуры преподавателя в системе переподготовки и повышения квалификации сотрудников МЧС России, обеспечивающих непрерывное, поэтапное, активное

и творческое включение личности педагога в процесс дальнейшего профессионального обучения и воспитания; обеспечение теоретико- и технолого-инновационной подготовки субъектов к реализации процесса формирования профессиональной культуры независимо от профиля факультета и базовой специальности;

- дидактико-методические условия, предполагающие системный отбор инварианта содержания педагогического образования с учетом результатов диагностики личности и специфики общеобразовательных учреждений, последовательный отбор учебных задач, активных форм и методов обучения и воспитания, технологий, актуализирующих процесс формирования профессиональной культуры преподавателя в системе переподготовки и повышения квалификации; увеличение доли рефлексивно-творческих форм работы в системе непрерывного педагогического образования; использование диагностики и самодиагностики для выявления сформированности профессиональных качеств личности, ее компетентности, уровня профессиональной грамотности;

- акмеоразвивающие условия, которые определяют организацию заинтересованной познавательной, диагностической и проективной деятельности педагога по активному и сознательному достижению своей профессиональной грамотности, формированию профессиональной культуры. Они требуют учета ценностных отношений и мотивации педагога, потребности к развитию профессиональной грамотности в процессе формирования профессиональной культуры, степени зрелости его жизненных ори-ентаций, индивидуальных запросов в решении профессиональных проблем в учебной, профессионально-педагогической деятельности, создание установки у субъектов образования на процесс формирования профессиональной культуры, активизации механизмов рефлексии.

Дидактическая система формирования профессиональной культуры преподавателя в контексте переподготовки и повышения квалификации представлена в таблице.

Таблица

Дидактическая система формирования ПКП педагога в СПиПК

Компоненты дидактической системы Структура системы

Цели Подготовки; воспитания; развития; цели отдельных этапов

Задачи Обобщенные; частные

Содержание Основной образовательной программы; курсов повышения квалификации; учебных курсов; факультативов

Формы Аудиторные занятия; внеаудиторные занятия; самостоятельная работа

Методы Традиционные; инновационные

Средства подготовки Технические; плоскостные графические

Этапы Общая подготовка (соответствуют периоду переподготовки и повышения квалификации); изучение конкретных дисциплин; проведение воспитательных мероприятий

Система комплексной оценки качества подготовки педагога Количественная оценка; качественная оценка

В реальной педагогической действительности процессы обучения и воспитания носят цикличный характер. Каждый дидактический цикл процесса обучения представляет собой функциональную систему, основанную на совместной работе всех его звеньев и предъявлении обучаемым учебного материала. Систематизирующими понятиями процесса обучения и воспитания как системы выступают цель обучения и воспитания, деятельность по преподаванию, учению и его результату. Переменными составляющими этого процесса выступают средства управления. Они включают содержание учебного материала, методы обучения и воспитания, материальные средства, организационные формы обучения и воспитания.

Для реализации концептуальных основ необходим учет факторов, детерминирующих функционирование образовательной среды и способствующих формированию профессиональной культуры преподавателя в системе переподготовки и повышения квалификации сотрудников МЧС России. Определяющими факторами содержания профессионального обучения педагогической деятельности преподавателя рассматриваем структурно-функциональный и технологический подходы. В отличие от принятого в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат, применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога. В реализации структурно-функционального подхода к профессиональной педагогической деятельности преподавателя в системе переподготовки и повышения квалификации сотрудников МЧС России за основу можно взять точку зрения о наличии в структуре деятельности общетрудовых функциональных компонентов. Например, профессор Н.В. Кузьмина функциональными компонентами считает: конструктивный, организаторский, коммуникативный, гно-стический6. Факторы в значительной степени контролируются самой системой переподготовки и повышения квалификации и отражают уровень развития педагогической науки и практики. Они определяются способностью системы

переподготовки и повышения квалификации воспринимать и осваивать новые направления работы. К таким факторам относятся: гибкость системы управления образовательными учреждениями; создание методической системы обучения и воспитания; формирование у субъектов обучения профессионального мышления, мировоззрения; развитие профессиональной грамотности и компетентности; актуализация и развитие когнитивной сферы педагога; преемственность профессиональной подготовки преподавателя не только на довузовском, вузовском и послевузовском уровнях образования, но и в системе переподготовки и повышения квалификации; наличие высококвалифицированных и подготовленных педагогов; самоактуализация и развитие мотивационно-ценностной сферы, способствующие повышению статуса личности (социального, психологического), ее конкурентоспособности, качества образования и качества жизни в целом.

Вышерассмотренные механизмы, факторы и другие подсистемы образуют целостную динамическую систему, представленную в структурно-функциональной модели процесса формирования профессиональной культуры преподавателя в системе переподготовки и повышения квалификации.

Педагогическая технология как система научно обоснованных действий и предписаний состоит из следующих элементов: цель как ее важнейшая характеристика, задающая порядок осуществления соответствующего процесса и режим его развертывания; организованность и управляемость, что обеспечивает достижение целей; этапность, обеспечивающая четкую последовательность ее реализации и контроль на каждом этапе (аналитическом, конструктивном, контрольно-корректировочном). Нестандар-тизированность процедур дает возможность включать элементы творчества при сохранении целостности видения образовательного процесса, функциональные характеристики и систему параметров оценки, придающие полифункциональность с помощью реализации диагностической, прогностической, интегра-тивной, системообразующей, интенсификаци-онной,управленческой, оценочной функций.

Структурная и содержательная целостность технологии обеспечивается применением принципов, тенденций, методологических подходов, структурных и функциональных компонентов профессиональной культуры, рассматривающих процесс формирования этой культуры в единстве и во взаимосвязи составляющих компонентов, системностью критериев и показателей, а также использованием гибких и разнообразных форм и методов совместной деятельности преподавателя и обучаемых. Организационным ядром технологии может стать разработанный и реализованный в рамках учебных планов и авторских учебных программ ведомственных вузов и институтов повышения квалификации спецкурс

«Подготовка преподавателя для системы переподготовки и повышения квалификации», построенный на интегративно-модульной основе (творчество, деловое общение, исследовательская деятельность, модуль профессионального образования и самообразования). Спецкурс предположительно можно было бы разделить на логически соотнесенные модули, образующие определенную взаимосвязанную целостность в содержании программы. Исходя из того, что модульное строение эффективно для междисциплинарных программ, которые должны органично сочетать содержание множества дисциплин, можно предположить возможность скоординированной деятельности преподавателей, реализующих курсы данной специализации.

Технологическое обеспечение процесса формирования профессиональной культуры преподавателя в системе переподготовки и повышения квалификации опирается на целенаправленное моделирование и развитие ситуаций самосовершенствования, самореализации, в которых педагоги постоянно сталкиваются с необходимостью активизировать, расширять и применять имеющиеся профессиональные знания в практической деятельности, ставятся в условия, требующие от них проявления профессиональной компетентности.

Профессиональная культура педагога определена как интегративное личностное образование, соединяющее в себе мотивационно-по-требностную, содержательно-процессуальную и

технологическую составляющие, обеспечивающие ее самореализацию в профессиональной деятельности, личностное развитие и саморазвитие педагога, формирование его мышления и мировоззрения, ценностно-смысловой ориентации, личностных качеств, стремления к саморазвитию, самореализации.

■ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Иванихина И.В., Шавырина Т.А. Методика оценки коммуникационной структуры как средство повышения уровня организационно-управленческой компетентности руководителя ГПН // Вестник Академии ГПС МЧС России. 2006. № 4; Они же. Разработка критериев психологического отбора кандидатов в резерв руководящих кадров // Пожарная безопасность. 2006. № 6.

2 Булгаков В.В. Организация подготовки и повышения квалификации экспертов независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на базе высших учебных заведений МЧС России // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. СПб., 2008. С. 69.

3 См.: Кокурин А. Обучающие тренинги - эффективная форма профессиональной подготовки практических психологов // Ведомости уголовно-исполнительной системы.

2004. № 2. С. 22.

4 См.: Кочетов Г.М. Воспроизводство профессиональной культуры: концептуальная постановка задачи: Автореф. дис. ... д-ра. филос. наук. Томск, 1975. С. 3.

5 См.: Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2002. С. 34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 См.: Гавришина Г.В. Технологический подход в профессиональном обучении педагогической деятельности в условиях непедагогического вуза // Вузовская наука - региону: Материалы III всероссийской науч.-техн. конф. Вологда,

2005. Т. 2. С. 148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.