Научная статья на тему 'Модель профессионального образования специалиста в информационном обществе'

Модель профессионального образования специалиста в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1138
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кезин Александр Степанович

В статье излагаются теоретические основания натуралистического подхода к изучению проблем моделирования процесса профессионального образования и профессиональной социализации специалистов в информационном обществе. Эффективность предлагаемой модели профессионального образования специалиста демонстрируется автором путем реалистического объяснения некоторых процессов профессиональной специализации, традиционно относимых к образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кезин Александр Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes some fundamental theoretical aspects of naturalistic approach to simulating professional education and professional socialization in an information society. The author also shows the efficiency of the suggested model and explains some educational processes of professional specialization.

Текст научной работы на тему «Модель профессионального образования специалиста в информационном обществе»

А. С. Кезин

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье излагаются теоретические основания натуралистического подхода к изучению проблем моделирования процесса профессионального образования и профессиональной социализации специалистов в информационном обществе. Эффективность предлагаемой модели профессионального образования специалиста демонстрируется автором путем реалистического объяснения некоторых процессов профессиональной специализации, традиционно относимых к образованию.

Внедрение в общественную жизнь новых информационно-коммуникационных технологий неслучайно называют информационным прорывом — информационной революцией. В социальной реальности с информатизацией и компьютеризацией общества рождено новое — информационное общество и в нем информационный ресурс приобретает стратегическое значение.

Процесс преобразования общества с неизбежностью приводит к переоценке жизненных и личностных ценностей, стимулирует формирование нового социально-профессионального типа личности. Непрерывным становится профессиональное образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому человеку возможности реализации собственной программы развития. Мобильность личности в обществе как приобретаемая ценность и потребность обусловливается уровнем развития и качества в первую очередь высшего профессионального образования, адаптации и формирования интеллектуального потенциала личности в системе образования, что в значительной степени отражается на профессиональной социализации и профессиональной деятельности человека.

В ходе научной революции происходит смена парадигм. (Понятие «парадигма» введено в исследование науки Т. Куном в работе «Структура научных революций». «Под парадигмой я понимаю признанные

всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблемы и ее решение»)1. В эволюции общественного развития традиционное общество является первым типом парадигмы. Социальная реальность традиционного общества такова, что социализация личности происходит традиционно, т. е. в основе лежит передача традиционных ценностей от поколения к поколению. При этом традицией определяют то, что передают, в то же время все, что на традиции основано, называют традиционным.

В традиционном обществе социальные действия и отношения человека традици-онны и ориентированы не на достижение определенной цели (что характерно для рационального действия) и не на реализацию специально зафиксированной нормы, а на повторение прошлого образца. Традиция не сводится к наиболее стереотипным своим разновидностям, как обычай и обряд, но распространяется на гораздо более обширную область социальных явлений. Целесообразность, функциональность традиции обеспечиваются поддержанием определенного социального строя, что обычно не осознается. Определенные традиции функционируют во всех социальных системах и в известной степени являются необходимым условием их жизнедеятельности2.

Основные условия социализации и некоторые особенности социальной реальности человека в традиционном обществе представлены в табл. 1.

Таблица 1

Социальная реальность человека в традиционном обществе

Социальная реальность Реальное событие Идеальное событие Человек в социальной реальности

Традици- онное общество Общество — сумма малых сообществ. Земля — богатство. Время носит точечный характер. Доверие — источник легитимности мира. Религия — определяющая культурная доминанта. Традиция играет определяющую роль в жизни. Человек и природа, их взаимодействие гармонично. Практическая деятельность кодифицирована Миф рассматривается как текст культуры. Нет представления об инновации. Время — круг. Традиция — основа и источник развития общества. Понятие чести — различное у дворян и у крестьян. Власть дает богатство. Сакрализация и ритуали-зация идеального бытия. Доверие к людям как легитимность Инкорпоративность человека в социальное целое через статусы и роли. Ценится не индивид, а соответствие его социальной роли. Жизненные рамки для человека узки. Свобода воли — следовать своему традиционному пути. Ритуал реализует встро-енность человека в социальное целое. Самоконтроль

Проблемам социализации, профессионализации, самоопределения и мобильности личности в обществе посвящено немало трудов ученых-социологов. К примеру, по П. Сорокину, социальная мобильность есть естественное и нормальное состояние общества. Она подразумевает не только социальные перемещения индивидов, групп, но и социальных объектов (ценности), т. е. всего того, что создано или модифицировано в процессе человеческой деятельности3. Т. Парсонс, обосновывая процесс социализации личности, писал: «...Поскольку личность — это определенным образом организованный в процессе обучения индивид, процесс социализации имеет решающее значение для ее формирования и функционирования. Успех социализации возможен, когда социальное и культурное обучение сильно мотивировано благодаря механизму удовольствия на уровне организма»4.

Современные социологи предлагают свои видения рассмотрения проблемы личностного и профессионального становления специалиста. Так, А. Р. Фонарев, предлагая свой взгляд на процесс личностного становления профессионала, определяет, что «. профессионализм личности не является функцией от этих параметров (от возраста и стажа ра-

боты), а определяется этапом профессионализации, на котором находится индивид.»5. Исследуя профессиональное самоопределение в условиях ранней специализации,

В. С. Лукина рассматривает профессиональное самоопределение «. как процесс развития внутренней позиции профессионала, т. е. мотивации профессиональной деятельности, отношения человека к своей будущей профессии и к самому себе как потенциальному субъекту профессиональной деятельности. Внутренняя позиция становится тем внутренним условием, через которое, по С. Л. Рубинштейну, преломляются внешние воздействия (в данном случае — профессиональное обучение)» и отмечает: «Профессиональная деятельность является важнейшей стороной жизнедеятельности человека, которая обеспечивает полную самореализацию личности, актуализацию всех ее возможностей. Пользуясь понятием внутренней позиции личности, введенным Л. И. Божович, можно утверждать, что развитие внутренней позиции взрослого человека в значительной степени определяется развитием личности как профессионала. Внутренняя позиция взрослого человека находит свое объективное отражение в профессиональном становлении личности»6.

В развивающемся информационном обществе формируется новый социально-профессиональный тип личности специалиста. Фактически в этих условиях задача высшего профессионального образования заключается в удовлетворении потребностей не только национального, но и международного рынка в профессиональных кадрах. А качество специалиста обусловливает возможность его использования, удовлетворяющую определенным требованиям потребителя. Для российского общества эта задача имеет первостепенное, важное государственное значение. Здесь своевременны определения и замечания академика Д. Львова: «.весь опыт последнего пятидесятилетия подтверждает, что на роль лидеров в социально-экономическом развитии всегда претендовали страны, имеющие наиболее высокий уровень образования, науки, здравоохранения и культуры и, конечно же, духовности., без этого (потенциала) не может быть инновационного общества, независимого государства, способного к быстрому саморазвитию в современной весьма сложной геополитической и экономической обстановке,. речь идет о фундаментальной науке, системе общего и профессионального образования, в целом о системе воспроизводства интеллектуальной элиты и высококвалифицированных кадров, об их социальном статусе»7.

Социализация личности нами понимается как продолжающийся всю жизнь процесс адаптации личности к новым условиям общества; как «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта»; как «процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу»; как «сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности», имеет неоднозначную структуру и происходит не однообразно.

Для достижения качественно нового, высокого уровня подготовки будущих специалистов необходимо решить первостепенную проблему — обеспечить возможность получения обучаемыми глубоких фундаментальных знаний и изменить подход к организации их практической деятельности с тем, чтобы повысить качество обучения, развивать творческие способности, интеллект и мобильность у обучаемых, учесть приоритетность интересов слушателей в самоопределении и самореализации. Социальная реальность и некоторые особенности социальности современного общества, отличного от традиционного общества «модерна»; общества новоевропейского периода, нового типа; информационного общества, как система социализации и формирования социальной мобильности личности, представляется в виде табл. 2.

Особенным и в то же время характерным для определенных главных итогов реформ в России стало рождение (отличного, по старым оценкам, как «мелкие буржуа») нового среднего класса — класса управленцев, государственных исполнителей, чиновников, интеллигенции, служащих, мелких собственников и предпринимателей. Появление и активный рост этого особенного среднего класса вполне самодостаточных, не богатых, но и не бедных, не активных, но и не пассивных людей, опирающихся только на собственные знания, умения, трудолюбие, законопослу-шание и целеустремленность, потребовали новых подходов в приобретении глубоких фундаментальных знаний, новых способов в обеспечении профессиональной подготовки и профессиональной социализации.

Потребности современного российского информационного общества предопределяют и совершенствование формирования нового социально-профессионального типа работников — кадров специальных видов государственной службы. С появлением в ходе реформирования и активной информатизации российского общества и функционированием новых, специфичных для страны

институтов: Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС), Федеральной службы судебных приставов (ФССП), Федеральной таможенной службы (ФТС), Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) — потребовался особенный подход к процессу социализации личности сотрудников в этих ведомствах. Этот подход предполагает, что процесс профессиональной социализации сотрудников в ходе их профессионального образования (подготовки, переподготовки и повышения квалификации) должен начинаться в первую очередь с процесса усвоения каждым сотрудником (индивидуумом) прежде всего всех социальных норм и ценностей общества возрождаемой России. Потребности общества предполагают воспитание у них некоторых особенных социально-профессиональных качеств, в том числе таких, как:

гражданские качества:

• верность Конституции России, патриотизм, политическая лояльность;

• социальная активность, ориентированная на защиту прав и свободы челове-

ка, гражданского мира, единства и безопасности государства;

• устойчивость к любым проявлениям политического экстремизма;

• нравственные качества:

• честность, скромность, справедливость, уважение достоинства, прав и свобод граждан;

• глубокое неприятие любых нарушений профессиональной этики;

• непримиримое отношение к коррупции, к лицам, нарушившим профессиональный долг;

профессиональные качества:

• профессиональная компетентность, законопослушание;

• способность к инновационной профессиональной деятельности;

• добросовестность, способность подчинить личные интересы, основанные на глубоком осознании требований профессионального долга, служебным инотересам;

• способность самостоятельно принимать решения в нетипичных ситуациях;

Таблица 2

Социальная реальность человека в информационном обществе

Социальная реальность Реальное событие Идеальное событие Человек в социальной реальности

Информа- ционное общество Инновация играет большую роль. Время — стрела, оно носит массовый характер, единое. Наука рациональна. Сциентизы. Будущее — открытая система. Социальное творчество. Разделение публичной и частной сферы. Большие сообщества. Связи между людьми абстрактные и универсальные. Монизм. Центризм. Дуализм — бинарность. Техноморфизм Секуляризация — осознание ценности земной жизни. Время — деньги. Частная жизнь, автобиография. Индивидуальная любовь. Доверие к большим абстрактным системам. Права человека. Увеличение роли идеологии и власти. Равенство перед законом. Гуманизм. Рационализм. Прогресс. Евроцентризм. Монокультурность. Антропоцентризм. Бездомность. Маскулинность Представитель «нового среднего класса» — новый человек. Жизнь как биография. Множественность выборов. Индивидуализация. Профессионализм. Человеческое достоинство. Ценность индивида. Наказание индивида — обществом. Свобода — ценность для человека. Тревога. Рациональные манеры поведения личности. Классические мышления личности. Социальная мобильность личности

• постоянная готовность к выполнению профессиональных обязанностей в сложных и экстремальных ситуациях;

• эмоционально-волевая устойчивость в борьбе с преступлениями против государства и безопасности граждан;

• чувство профессиональной гордости за принадлежность к корпусу сотрудников специальных видов государственной службы;

• высокая профессиональная коммуникабельность;

• профессиональный такт;

• развитая профессиональная наблюдательность;

• способность правильно оценивать результаты своей профессиональной деятельности;

• стремление к постоянному профессиональному совершенствованию;

• профессиональная уверенность и инициативность, целеустремленность;

• достаточно высокая психологическая совместимость в коллективе сотрудников.

Исходя из перечисленных, могут быть сформулированы и другие специфичные требования к подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров. При этом образовательная система подготовки профессиональных кадров для специальных видов государственной службы как инновационная модель должна отвечать требованиям:

• ориентироваться на кадровый заказ органов государственной власти и управления всех уровней, быть сопряженной с системой государственной аттестации;

• реализовывать широкий спектр образовательно-профессиональных программ в зависимости от базового образования, опыта работы и результатов входного тестирования по примеру государственных служащих, обучаемых с целью индивидуальной подготовки для различных уровней управления (руководители и специалисты различных рангов и технические исполнители) и сфер профессиональной деятельности на всех уровнях;

• располагать развитой сетью образовательных учреждений с учетом потребностей территориальных органов и организаций, а также необходимой инфраструктурой, обеспечивающей интеграцию научнопедагогического потенциала в масштабах ведомства и страны;

• обладать внутренним научным потенциалом, обеспечивающим необходимый уровень научных, методических и социологических исследований в области становления государственности, строительства современного федерализма, экономики, политологии и социологии, технологии, психологии и этики профессиональной деятельности, методов оценки эффективности образовательного процесса и личностных качеств обучаемых.

Таким образом, модель профессионального образования специалиста в информационном обществе должна характеризовать не только высокое качество профессионального образования, но и новую философию образования как фундамент информационного общества, и должна мотивировать решение проблем социализации личности в процессе образования. В рамках проблемы нами были повторно рассмотрены основные ценности объектносубъектных отношений на примере непрерывного профессионального образования кадров специальных видов государственной службы. Для слушателей — сотрудников специальных видов государственной службы ценность профессионального образования имеет сложную многоуровневую структуру.

На рис. 1 представлен вариант модели ценностных межсубъектных отношений слушателей в процессе профессионального образования. Схематично отражено, что межсубъектные (социализационные) отношения опосредованы на соответствующих уровнях профессионального образования (объектом — носителем), его значимостью, нормой и идеалом и тесно взаимосвязаны друг с другом. Ценности на уровне идеала в рамках социализации личности пронизы-

вают все уровни и сферы человеческих связей и отношений. Сформированные общечеловеческие ценности, какими бы они не являлись, образуют в структуре социального субъекта (личности слушателя) тот ценностный стержень, который дает слушателю (сотруднику, специалисту, человеку) способность быстрее адаптироваться в об-

ществе, избранной профессии и специальности, создают условия в профессиональной социализации личности близкие к идеальным. Если этого стержня нет, то и человек, специалист, и целый коллектив профессионалов специальных видов государственной службы перестают быть самими собой.

Рис. 1. Модель ценностных межсубъектных отношений в процессе профессионального образования

Современная система непрерывного профессионального образования в рамках межсубъектных отношений должна осуще-

ствлять формирование общечеловеческих ценностей личности специалистов в процессе их непрерывной профессиональной

подготовки. Процесс профессиональной социализации может идти в рамках реализации следующих основных программ государственного образовательного стандарта: повышение квалификации; профессиональная переподготовка; профессиональная подготовка; стажировка.

В ходе профессионального образования процесс преобразования социального опыта в личностные установки профессиональной ориентации, в ценности — инте-риоризации накопленного опыта оперативно-служебной деятельности, в том числе в рамках выполнения служебных задач, и человеческой общественной культуры определяется динамикой и качеством социализации личности.

В этой связи в рамках моделирования условий и средств обеспечения профессиональной социализации сотрудников профессиональные и квалификационные требования к личным качествам профессиональных кадров специальных видов государственной службы должны быть тесно увязаны не только с ценностями современного социального информационного общества, но и с основными направлениями профессиональной деятельности сотрудников.

Моделирование процесса профессионального образования кадров специальных видов государственной службы — это, по своей сути, процесс итерационного подбора программ, форм его приближения к потребителю для получения приемлемого результата в виде новых или обновленных знаний, умений, которые можно внедрить в практическую деятельность, поскольку инновационные решения есть всегда компромисс между интересами потребителя и поставщика. Процесс подачи информации, методик технологических операций всегда неповторим для профессионала-препода-вателя слушателю (обучаемому), так как каждый слушатель (обучающийся) индивидуален и уникален по своей природе.

К примеру, за основу развития и совершенствования инновационного образовательного процесса и развертывания каче-

ственной и полномасштабной подготовки кадров для территориальных органов наркоконтроля России в Дальневосточном институте повышения квалификации Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ДВИПК ФСКН России) были приняты:

• постановка вопросов управления инновационными процессами, обозначенных в одном из документов «О работе Министерства образования по реализации Закона РФ “Об образовании”»;

• приведение нормативной базы образовательной деятельности института в соответствие с новыми требованиями и ведомственными нормативно-правовыми актами;

• работа по оптимизации организационно-штатной структуры;

• переподготовка и повышение квалификации научно-педагогических кадров;

• доукомплектование учебных подразделений научно-педагогическими кадрами, имеющими опыт практической деятельности в расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

• введение в учебный процесс новых информационных (Интернет, Консультан-тПлюс, Гарант) и образовательных (семинар-совещание, круглый стол, научнопрактическая конференция) технологий;

• доукомплектование фондов учебной, методической и научно-педагогической литературой;

• реконструкция, совершенствование и доукомплектование учебно- материальной базы современным оборудованием;

• организация взаимодействия с научными и учебными заведениями и др.

В коллективе института было принято за правило всесторонняя поддержка и концептуальное психолого-педагогическое обеспечение инновационной деятельности преподавательского состава, совершенствование условий труда и повышение педагогического мастерства научно-педагогических кадров, введение в учебный процесс современных информационных тех-

нологий, информационно-технологическое сопровождение учебного процесса. Постоянно проводимые социологические опросы, направленные на исследование потребности в теоретических знаниях по направлениям оперативно-служебной деятельности, тестирование (входной, промежуточный и выходной контроль) с целью определения уровня профессиональной подготовки каждого сотрудника стали правилом и нормой при организации учебы слушателей.

При проведении инноваций в рамках методики преподавания дисциплин слушатель, как и преподаватель, становился активным участником этого процесса. Обучение слушателей рассматривалось как дуалистическое единство учебной и инновационной деятельности. Организация инновационного образовательного процесса, организация сотрудничества преподавателя со слушателями в период как объективных, так и субъективных нововведений предопределяли необходимость учитывать: определенные закономерности восприятия инновационных процессов; социальнопсихологические закономерности профессиональной и инновационной деятельности; развитие учебной деятельности слушателей и возможности реализации профессионально-личностного потенциала научно-педагогических кадров образовательного заведения; развитие и активизация образовательной, учебно-воспитательной работы, а также информационно-аналитического сопровождения учебной деятельности с целью реализации внутреннего потенциала и саморазвития личности слушателей.

Выделение объективно-субъективной относительности инновационного процесса создает благоприятные условия для оптимизации формирования психологической готовности активных участников образовательного взаимодействия. Залогом повышения качества подготовки слушателей в институте стало повышение эффективности функционирования и дальнейшего развития учебно-воспитательного

процесса, формирующего основу перехода к личностно ориентированной парадигме образования, предполагающей реализацию и самореализацию потенциала личности каждого сотрудника в соответствии с его образовательными запросами. В основу всего образовательного процесса подготовки кадров был положен процесс саморегулирующегося обеспечения саморазвития и самореализации личности слушателей. Как пример, модель образовательных условий саморегулирующейся информационно-аналитической системы обеспечения саморазвития и самореализации личности слушателей представлена на рис. 2.

Модель условий обеспечения самоопределения и саморазвития личности представляет замкнутый комплекс мероприятий, в котором сосредоточены условия, стимулирующие мотивацию и активизацию саморазвития и самореализации личности слушателей. Приближение учебного процесса к реальности, конкретность при определении учебных задач, учет субъективности, обращения к ценности и творчеству слушателей, создание педагогических условий и рефлексивное сопровождение в ходе отработки учебно-практических задач стали теми дополнительными нововведениями, которые позволили профессорско-преподавательскому составу института ориентировать слушателей в ходе их профессиональной учебы на осмысленное обретение профессиональных знаний, ориентированных к непосредственному выполнению служебного долга.

Принципиальная оценка эффективности инновационных процессов в образовательной деятельности учебного заведения, качества профессиональной подготовки слушателей, в том числе по результатам оперативно-служебной деятельности, их непосредственными руководителями на местах позволяет рекомендовать и поощрять ориентированное развитие личности специалиста на самообразование. Взаимообусловленность личностных факторов и факторов внешней и внутренней среды,

определяющих уровень функционирования системы личностных смыслов и действий, предполагает более детальное изучение характера деятельности, выражающей весь спектр смысловой активности

сотрудника в условиях определенной жизненной ситуации. При этом процесс формирования ценностно-смысловых ориентаций и выполняемая деятельность взаи-модетерминированы.

Рис. 2. Модель условий саморегулирующейся системы обеспечения самоопределения и саморазвития слушателей

Так, в контексте профессиональной подготовки, с одной стороны, отношение к профессиональной или учебной среде формируется на основе системы личностных смыслов сотрудника, обусловленных его прошлым опытом (осознаваемая часть этой системы существует в виде ценностных ориентаций), с другой — сама деятельность оказывает воздействие на систему ценностно-смысловых ориентаций личности, ориентируя ее на профессиональное видение мира будущей специальности.

Рассматривая саморазвитие как творчество — самостоятельную исследовательскую и образовательную деятельность, направленную на получение дополнительных социально-профессиональных знаний слушателей, а их активность как свойство этой деятельности, можно сказать, что активизация саморазвития есть управление актив-

ностью, т. е. ее мотивация, вызов, доведение до нормативно-профессионального уровня знаний и поддержание на этом уровне. При этом вся основная нагрузка по организации этой деятельности ложится на учебно-воспитательный процесс, в котором одинаково важны и содержание программы, и развитие активности и мотивации к саморазвитию у будущих специалистов.

Саморазвитие как способ социализации предполагает, с одной стороны, умение освободиться из-под власти обыденных представлений и запретов, искать новые ассоциации и непроторенные пути, а с другой — развитый самоконтроль, организованность и способность к инновациям. Ее проявление будет возможно в том случае, если воспитание слушателей осуществляется через содержательные и процессуальные характеристики преподаваемых дисциплин, ко-

торые отвечают не только требованиям образовательных программ, но и потребностям обучающихся, а способы передачи влияют на социализацию и изменение их личности. Инновационная составляющая социализации в саморазвитии и самореализации слушателей в период их профессионального образования достигается:

• повышением научно-педагогического мастерства кадров профессорско-преподавательского состава;

• повышением уровня и качества учебно-воспитательного процесса путем пересмотра программ и его организации так, чтобы содержание теоретически и практически развивало активность слушателей и отвечало проблемам будущей профессиональной деятельности;

• приданием процессу обучения проблемного характера, стимулирующего умственный поиск и позволяющего управлять учебно-познавательной деятельностью и овладевать способами активизации образовательной деятельности слушателей;

• использованием современных с методологической и инструментальной точки зрения инновационных образовательных технологий и методов обучения;

• удовлетворением познавательнотворческих потребностей будущих специалистов в период обучения, создавая благоприятные условия для активного участия их в процессе подготовки к профессиональной деятельности и общественной жизни.

Особенной, специфичной и субъективированной формой труда сотрудников специальных видов государственной службы является профессия. Профессия — как комплекс присущих человеку специальных знаний, умений и навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки или длительной практической деятельности и позволяющих ему выполнять установленные трудовые традиции, — характеризуется рядом существенных признаков:

• она всегда персонифицирована, т. е. принадлежит личности — человеку;

• основой любой профессии является профессиональный опыт человека — его знания, умения, навыки, интеллектуальный опыт;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• профессия выступает преимущественно основной формой личностного самовыражения и удовлетворения потребностей человека и общества;

• профессию можно приобрести двумя путями: посредством организованных форм обучения (обучение в учебных заведениях различного уровня и профиля, другие формы обучения — так называемая «классная, школьная выучка») и в результате длительной практической деятельности («внешкольная профессиональная подготовка») отдельных категорий специалистов;

• любая профессия имеет объективные основания своего появления, т. е. ее возникновение возможно только при обособлении определенной совокупности профессиональных трудовых функций, заложенных в объективных факторах труда, чем и обусловлена ее объективная необходимость в общественном труде.

В новых условиях социально-экономического и политического развития общества оценкой качества профессионального образования и социализации специалистов — выпускников образовательного учреждения, в первую очередь, должна служить способность их к инновационному профессиональному труду, умению реализовать полученные профессиональные знания на практике, эффективно и качественно выполнять возложенные на них оперативно-служебные задачи. Качество образования должно быть рассмотрено и как способность образовательного учреждения удовлетворять уже имеющиеся и прогнозируемые потребности личности и общества, и как соответствие совокупности свойств образовательного процесса и его результата требованиям стандарта, социальным нормам или целям образования, спрогнозированным на зону потенциального развития «человеческого капитала» личности.

В рамках рассмотрения этой проблемы немаловажным условием становится изучение процесса формирования новых подходов к оценке потенциала сотрудника через понятие человеческого капитала. По мнению А. Кочетковой, сущность и содержание понятия «человеческий капитал» как элемента индивидуальной капитализации свидетельствуют о потенциале человека, включающего обучаемость и адаптивность8. По мнению профессора Г. Воронина, президента Всероссийской организации качества, «.понятие «человеческий капитал» сложное. Оно должно включать и уровень образования и жизнеспособность, и многое другое. Но я бы особо выделил систему мотиваций, психологический настрой, самооценку. А они требуют внимания и внимания.»9.

В ходе профессиональной подготовки специалистов образовательные условия и средства обеспечения профессиональной социализации личности сотрудников наркоконтроля наиболее полно представлены образовательным учреждением — институтом повышения квалификации. Моделирование инновационного образовательного и социально-педагогического процессов профессионального образования и социализации профессиональных кадров невозможно рассматривать без учета тех процессов, которые последнее время идут в современном информационном обществе. Следуя выводам Ю. М. Плотинского, «образовательное учреждение представляет собой многоцелевой, полиструктурный, полифун-кциональный объект и его модельное отражение всегда беднее оригинала, более того, условия нашего исследования диктуют нам необходимость подходить к модели деятельности образовательного учреждения только с той стороны, с которой можно увидеть, как основные качества социализирующейся личности формируются и реализуются через активизацию факторов социализации, активизацию ресурсов образовательного учреждения, через выполнение функций социализации, соблюдение требований к эффективному воплощению в жизнь этих

функций»10. Разрабатываемая по такому принципу модель образовательного учреждения будет только стороной модели всего учебного заведения в целом и в структурном отношении можно опираться на нее. Однако эта модель не будет отражать всего богатства деятельности субъектов образовательного процесса. Проектируемая модель образовательного учреждения нового типа (по определению В. И. Загвязинского, проектируемые модели новых типов образовательных учреждений представляют из себя «модели-гипотезы, вскрывающие механизмы связи между компонентами изучаемого, на основе которых строятся рекомендации и выводы, проверяемые затем на практике», и далее он предупреждает: «необходимо помнить, что любая модель всегда беднее прототипа, что она отражает лишь его отдельные стороны и связи, так как теоретическое моделирование всегда включает абстрагирование»11) должна представлять четкую структуру и иметь замкнутый контур.

По мнению известного специалиста по теоретическому моделированию, философа А. В. Славина: «Для модели не всегда важно, из каких “деталей” она “изготовлена”. В определенном смысле она нейтральна к их качественным характеристикам. Важно правильно воспроизвести общую структуру объекта, т. е. мысленно сконструировать идеальный каркас организации элементов в целостную систему»12.

При проектировании модели необходимо учитывать то, что профессиональное образование кадров должно осуществляться в среде, предусматривающей единство процессов обучения и воспитания, а в государственном стандарте (даже модифицированном) превалирует информационная и деятельностная стороны образовательного процесса при явно недостаточном внимании к воспитательному аспекту и специфике профессиональной социализации специалистов. Инновационная содержательная сторона модели профессионального образования специалистов в информационном обществе может быть представлена

как модель образовательных условий социализации личности и профессионального образования специалистов в образовательном учреждении, осуществляющем инновационную образовательную деятельность (рис. 3).

Модель, положенная в основу профессиональной подготовки и содержания образовательных программ, может стать основой и для модели профессионального образования специалиста в информационном обществе.

Рис. 3. Модель образовательных условий профессиональной социализации специалистов

В рамках целевого аспекта в соответствии с определенными нами качествами успешно социализирующейся личности сотрудников можно установить, что важнейшими целевыми установками модели образовательного учреждения являются:

• актуализация специфики специальной деятельности и в то же время просо-циальной направленности социализации личности сотрудников;

• стимулирование стремлений личности сотрудников к самоопределению, саморазвитию и самореализации как в служебном коллективе, так и обществе;

• формирование умений продуктивной социальной адаптации, профессиональной (оперативно-служебной) и социальной активности сотрудников.

Именно цели определяют необходимое количество и качество компонентов моде-

ли, содержание деятельности этих компонентов, способы их взаимосвязи, принципы, на которых они функционируют.

В рамках рассмотрения содержательного аспекта компонентами модели будут являться:

• ресурсы образования (технологии и содержание, внутренняя среда образовательного учреждения, личностные и ролевые отношения участников образовательного процесса), обеспечивающие социализацию личности;

• средства: содержание и технологии образования (обучения и воспитания), дидактическое, электронно-техническое, информационное, материально-техническое, нормативное, пространственно-временное и иное оформление и обеспечение жизнедеятельности образовательного учреждения;

• субъекты: педагоги и обучающиеся (слушатели), функционеры образовательного процесса (психолог, наставник, воспитатель и др.), администрация образовательного учреждения, различные коллективы и группы, организационные структуры;

• социализационные функции образования (общесоциальная, личностно ориентированная, образовательная, профессионального самоопределения, саморазвития и самореализации);

• типы связей: общение, отношения субъектов, способы их регулирования, типы взаимодействия и др.

Содержательный аспект модели социальной и профессиональной адаптации личности обусловливается целевыми установками и охватывает необходимые для их реализации требования к образованию личности, субъектам образования и к образовательному учреждению, социализационные ресурсы и функции образования, типы связей, взаимодействия и способы их регулирования.

Динамический аспект модели профессионального образования специалиста в информационном обществе охватывает в первую очередь основные виды деятельности образовательного учреждения — обучение и воспитание. Требования комплексности, до-

ступности, приоритета личностного развития, включенности в социальную жизнь, так же как и специфические требования по выполнению функций социализации личности, диктуют то, что эти виды деятельности должны иметь определенные особенности.

И содержательный, и динамический аспекты модели сочетают в себе образовательные условия и средства, поддерживающие социализацию личности.

В качестве конкретных принципов, на основе которых устанавливается связь компонентов, необходимо принять определенные общие требования к профессиональной подготовке кадров и к деятельности образовательного учреждения, направленной на социализацию: комплексность, доступность, приоритет личностного развития; включенность в решение социальноэкономических задач; включенность в социокультурную жизнь общества.

Основной особенностью построения модели является то, что образовательное учреждение как высшего (университет, академия, институт), так и дополнительного профессионального образования (высшие курсы, институт повышения квалификации) объединяет профессиональную школу, центр первоначальной профессиональной подготовки и курсы повышения квалификации, что может вносить определенные сложности как в целевые, так и в содержательный и динамический аспекты деятельности по поддержке социализации специалистов.

В этом случае необходимы особые подходы к согласованию целей, координации и иерархизации структур, согласованию видов и характера образовательных действий.

Практика показывает, что при построении модели профессионального образования кадров специальных видов государственной службы в развивающемся информационном обществе необходимо учитывать социальную напряженность и возрастающую психологическую нагрузку на сотрудников в процессе их служебной деятельности. Именно введение в образовательный процесс мероприятий по поддержке профес-

сиональной социализации сотрудников специальных видов государственной службы профессиональных психологов, как представляется, повысит эффективность и качество процесса социализации. Это обусловливает единство деятельности, взаимную и персональную ответственность за ее результаты. Сюда входят и специфические действия, обеспечивающие выполнение образовательным учреждением функций социализации: профилактические, коррекционные, реабилитационные, оказание помощи и др.

Важной стороной содержательного аспекта модели является организация взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Особо важными здесь выделяются основные направления: общее организационно-управленческое и методическое сопровождение в силу того, что собственно образовательная деятельность реализуется во всех компонентах модели и необходимо постоянное повышение уров-

ня деятельности сотрудников и работников образовательного учреждения.

В образовательной инновационной модели-гипотезе профессионального образования специалистов в информационном обществе, одним из ведущих компонентов должно быть обучение сотрудников приемам инновационной деятельности, направленной на получение, распространение и потребление нововведений. Одновременно удовлетворение требований современного информационного общества и профессии, предъявляемых к уровню профессионально важных деловых и личностных качеств специалиста, проявляется построением соответствующей модели его профессиональной деятельности.

В этом случае в составе профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к специалистам, должна присутствовать характеристика способности сотрудника к инновационной деятельности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Яковец Ю. В. Формирование постиндустриальной парадигмы: Истоки и перспективы // Вопросы философии. — 1997. — № 1. — С. 3—4.

2 Кун Т. Структура научных революций. — М., 1975.

3 Сорокин П. А. Социальная мобильность / Пер. с англ. М. В. Соколовой; Под общ. ред. В. В. Са-пова. — ХХ. — М.: Akademia; LVS, 2005.

4 Парсонс Т. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. — Т. 1.— Вып. 2. — 1993.

5 Фонарев А. Р. Развитие личности в процессе профессионализации // Вопросы психологии. — 2004. - № 6.

6 Лукина В. С. Исследование мотивации профессионального развития // Вопросы психологии. — 2004. - № 5.

7 Львов Д. Экономика и жизненный мир человека // Российская газета. — 2006. — 19 мая.

8 Давыдова Л. Слагаемые качества образования // Вестник высшей школы. — 2004. — № 11. —

С. 49—50.

9 Воронин Г. Экономика качества // Российская газета. — 2006. — 7 ноября.

10 Плотинский Ю. М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов: Учеб. пособие для вузов. — М.: Логос, 1998. — С. 280.

11 Загвязинский В. М. Методология и методика социально-педагогического исследования. — Тюмень: Тюм. ГУ, 1995. — С. 50.

12 Славин А. В. Проблема возникновения нового знания.— М.: Наука, 1976. — С. 231, 249.

A. Kezin

THE MODEL OF A SPECIALIST’S PROFESSIONAL EDUCATION IN AN INFORMATION SOCIETY

The article describes some fundamental theoretical aspects ofnaturalistic approach to simulating professional education and professional socialization in an information society. The author also shows the efficiency of the suggested model and explains some educational processes ofprofessional specialization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.