Научная статья на тему 'Инновационные информационные технологии в образовательном процессе как фактор профессиональной социализации специалистов'

Инновационные информационные технологии в образовательном процессе как фактор профессиональной социализации специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кезин Александр Степанович

В статье излагаются теоретические основания натуралистического подхода к изучению проблем социализации личности и влияния инновационных информационных технологий на профессиональную социализацию специалистов. Эффективность предлагаемого метода профессиональной социализации специалистов с использованием в образовательном процессе инновационных образовательных технологий автором демонстрируется путем реалистического объяснения некоторых процессов профессиональной социализации, традиционно относимых к образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with some theoretical bases of the natural approach to the problems of individual socialisation and the influence of information technologies on professional socialisation. The author demonstrates the efficiency of the method being proposed, i. e. professional socialisation based on information technologies in the education process, through the realistic explanation of some processes in professional socialisation, which are traditionally referred to education.

Текст научной работы на тему «Инновационные информационные технологии в образовательном процессе как фактор профессиональной социализации специалистов»

А. С. Кезин

ИННОВАЦИОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

В статье излагаются теоретические основания натуралистического подхода к изучению проблем социализации личности и влияния инновационных информационных технологий на профессиональную социализацию специалистов.

Эффективность предлагаемого метода профессиональной социализации специалистов с использованием в образовательном процессе инновационных образовательных технологий автором демонстрируется путем реалистического объяснения некоторых процессов профессиональной социализации, традиционно относимых к образованию.

A. Kezin INNOVATORY INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS AS A FACTOR OF PROFESSIONAL SOCIALISATION

The article deals with some theoretical bases of the natural approach to the problems of individual socialisation and the influence of information technologies on professional socialisation.

The author demonstrates the efficiency of the method being proposed, i. e. professional socialisation based on information technologies in the education process, through the realistic explanation of some processes in professional socialisation, which are traditionally referred to education.

В разрешении основных задач профессиональной социализации личности в учебном заведении организация инновационного образовательного процесса, который в основе своей имел бы функцию развития у личности способности мыслить и принимать решения, будет тем особенным условием, которое соответствует времени и интересам практической, профессиональной деятельности специалистов. Это позволит акцентировать внимание на интеграции квалификаций и компетенций в контексте формирования и деятельности работника как субъекта всех сфер общественных отношений, национально-государственно и социокультурно-ориентированной личности, обладающей устойчивой системой ценностей, мотивации профессиональной активности, социальной мобильностью и ее согласования с деятельностью во всех других сферах развития общества и человека. В то же время при подобной постановке проблемы в области образовательных технологий потребовалось решение ряда серьезных задач, в том числе:

• прочная и строгая увязка учебных дисциплин между собой;

• освоение принципов и методов информационных технологий обучения;

• создание и использование новых учебных пособий, в том числе электронных учебников, телекоммуникационных проектов, профессионально-тренинговых методик и др.

При этом можно утверждать, что если подготовка специалистов базируется только на предметной основе, а учебные дис-

циплины между собой слабо увязаны, процесс социализации личности в ходе обучения будет происходить сложно. Рассматривая «особенное» в инновации образования кадров по типу авторской школы К. Я. Ва-зиной, отмечается, что инновация образования как технологическая организация в системе образования представляется как инновация в конкретном образовательном учреждении. Содержательное наполнение видовых признаков, уточнение их состава происходит при переходе от рассмотрения единичных примеров инноваций к общему понятию о них. И. О. Котлярова, рассматривая «инновации в образовательном учреждении» как научное отражение соответствующей образовательной реальности в науке, останавливается на двух основных формах ее отражения. Одной является понятие как целостная совокупность суждений, т. е. мыслей, в которых что-либо утверждается об отличительных признаках инноваций в образовании, ядром которой являются суждения о наиболее общих и в то же время существенных признаках этого объекта. Другая форма — отражение «инновации в образовательном учреждении» как целостности, которой присущи некие состав и структура, обеспечивающие особенное в ее функционировании и которые являются результатом и предпосылкой ее постоянного развития — системы.

Проблемам развития общества и вхождения человека в общество посвящено множество трудов всемирно известных уче-ных-социологов. Авторы античных произведений учение о человеке и обществе пе-

реводили на теоретическую основу: Платон выражал учение в образцах логико-понятийного анализа, Аристотель — в эмпирико-научном исследовании, Полибий — в историко-политическом исследовании социальных проблем современного им мира. Теория социализации личности получила свое развитие в трудах О.Конта, П. А. Сорокина, Т. Парсонса, Н. Смелзера, Р. Бейлза, С. С. Фролова, Д. И. Фельдштейна и др. К примеру, по определению П. Сорокина, «среда (социальная) формирует человека как социально-психологическую индивидуальность. Она, подобно скульптору, из неясного куска глины высекает определенную фигуру сообщественника, со всеми его конкретными чертами, образующими «Я» последнего». П. Сорокин, рассматривая профессиональную стратификацию в обществе, отмечает, что необходимо учитывать тесную взаимосвязанность профессии, труда и интеллекта индивида в обществе: «...что три характеристики — профессия, предполагающая физический труд, низкий уровень интеллекта, необходимый для ее выполнения, и почти полное отсутствие функций социальной организации и контроля, — идут параллельно и тесно связаны друг с другом.

С другой стороны, мы видим аналогичный параллелизм и связь между “умственным характером” профессиональной деятельности, высоким интеллектом, необходимым для нее, и наличием функций социальной организации и контроля.». П. Сорокин, характеризуя передвижения в обществе как социальное явление и перемещения в нем человека, ввел понятие «социальная мобильность», классифицируя ее по типам (вертикальная социальная мобильность, горизонтальная социальная мобильность), дал определение общих принципов социальной мобильности личности и показал влияние мобильности на поведение и психологию человека. Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Дж. Мид разработал теорию, в которой объяс-

няется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция «обобщенного другого». По определению С. С. Фролова, социализация — процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности. Академик Д. И. Фельдштейн по поводу социализации личности пишет: «Психическое развитие, становление личности — это культурно-историческое воспроизводство индивида как человека, являющегося носителем родовой сущности человечества, это присвоение им общественно выработанных способностей через овладение способами деятельности». В работе Р. Н. Абрамова «Профессиональный комплекс в социальной структуре общества (по Т. Парсонсу)» анализируются парсон-совские критерии определения профессиональной роли человеческой деятельности: «Т. Парсонс разделяет понятия “профессия” и “занятие”. Занятия объединяют в себе различные сферы человеческой деятельности. Структура занятий включает три сферы: бизнес, профессии, государственное управление. Он также полагает, что можно достаточно четко выделить категории определения профессиональной роли. Первый критерий — требование формальной «технической подготовки», сопровождающейся институционализированными моделями контроля над адекватностью образования и в отношении компетенции обученных индивидов. Процесс обучения преобладает в передаче интеллектуального компонента, который создает ценностный вектор для профессионала, действующего в рамках инструментальной рациональности. Второй критерий — наличие навыков реализации полученных профессиональных знаний. Третий (он для Парсонса) “заключительный, центральный” — наличие у свободных профессионалов уверенности, что их компетенция используется в интересах всей социальной системы».

В теории социализации понятие «личность» является одной из центральных. Личность — один из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В. А. Ядов в работе «Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности» пишет: «Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения». Даны определения понятия социализации личности как процесса накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям. Накоплен огромный жизненный опыт, теоретический и эмпирический материал, но проблема социализации и сегодня остается одной из самых непознанных, самых сложных.

В современном обществе профессиональная социализация как процесс адаптации личности специалиста к условиям и требованиям современного общества, профессии, экономики и рынка, предполагает развитие у человека таких качеств, как:

• способность планировать, регулировать и активно управлять своей профессиональной деятельностью;

• развитость творческого мышления, наличие высокой мотивации, устойчивой потребности в самореализации;

• способность организовать ситуацию социального и эмоционального комфорта при передаче разноплановой информации и умение преодолевать психологические барьеры в ситуациях информационного взаимодействия;

• обладать качеством конкурентоспособности как формы профессиональной жизнеспособности в условиях рынка.

Определяя особенности влияния информационных технологий на профессиональную социализацию личности, нам представляется, что главенствующим в функциональной сути информационной технологии представляется метод моделирования. Инновационное информационное моделирование мы рассматриваем как получение новых знаний, новой информации о моделируемом объекте исследования. При этом количественные выводы в основном носят характер прогноза некоторых будущих или объяснения прошлых значений переменных, характеризующих данный объект.

Представляется, что сущность формирования научных основ взаимодействия информационных технологий и инновационных образовательных процессов в профессиональной социализации личности состоит в необходимости создания базы для перехода от информационных процессов к информационным технологиям и иллюстрации, как информационный процесс становится технологией. Кроме того, внедрение новых информационных технологий как в сферу современной служебной деятельности профессиональных кадров, так и в развитие инновационных образовательных технологий по подготовке специалистов является жизненной целесообразностью и профессиональной необходимостью. Из обширного многообразия применяемых современных информационных технологий, нашедших свое применение в образовании, в образовательном процессе подготовки специалистов и их профессиональной социализации, как представляется, наиболее привлекательными выступают информационные образовательные технологии, используемые в дистанционном обучении, в том числе:

• технология интернет-обучения, по условиям ее создания обеспечивается единый тип интерфейса (средства) всех категорий пользователей, универсальную структуру пользователей и их прав, единые форматы хранения информации, технологии работы и др. Это позволяет простыми средствами реализовать интеграцию

образовательных учреждений на уровне методического и иных аспектов их деятельности;

• сетевая технология, базирующаяся исключительно на использовании глобальных компьютерных сетей как для обеспечения обучаемых учебно-методическими материалами, так и для интерактивного взаимодействия между обучаемыми и преподавателями. (К сожалению, из-за слабой пропускной способности каналов связи и высокой стоимости в Дальневосточном регионе эта технология широкого распространения пока не имеет.);

• телевизионная технология, основанная на использовании существующих возможностей телевидения, — сравнительно недорогой вид услуг и имеет большое будущее;

• информационно-спутниковая технология подразумевает организацию двух

информационных потоков. Сравнивая спутниковую и интернет-технологии, можно констатировать, что по критерию индивидуализации обучения они не уступают друг другу.

Примером моделирования использования современных информационно-коммуникационных технологий в инновационном образовательном процессе может послужить представленная схема межкафедраль-ного учебно-практического тренировочного комплекса (созданного и введенного под руководством и при непосредственном участии автора в образовательный процесс Дальневосточного института повышения квалификации наркоконтроля России), включающая в себя практически все элементы вышеперечисленных информационных технологий. Учебно-практический тренировочный комплекс (рис. 1), обладая

Рис. 1. Схема использования элементов сетевой, телевизионной и интернет-информационной технологий на объектах учебно-практического тренировочного комплекса

инновационной направленностью, носит развивающий характер и включает набор вопросов и заданий, подталкивающих к решению поставленной проблемы.

Комплекс удовлетворяет требованиям специфики профессионального образования специалистов, в том числе таким, как:

• соответствие четко поставленной цели создания;

• наличие соответствующего уровня трудности;

• иллюстрация нескольких аспектов практической деятельности;

• наличие социально-профессиональной окраски;

• иллюстрация типичных ситуаций;

• развитие аналитического мышления у обучаемых;

• стимулирование дискуссии и деловых игр;

• наличие нескольких решений ситуационного аспекта;

• отсутствие тенденции к слишком быстрому устареванию.

Введение в образовательный процесс межкафедрального учебно-практического тренировочного комплекса позволяет слушателям в период прохождения учебы:

• снять (уменьшить) проблему вхождения молодых специалистов в профессию, ускорить их профессиональную социализацию;

• получить умения и навыки в работе с информационными ресурсами, в том числе Интернет, Гарант, Консультант Плюс и др.;

• получить навыки в инновационной профессиональной деятельности;

• раскрыть внутренние мотивационные ресурсы к самоопределению, самообразованию и самореализации;

• приобрести личностную уверенность в социальной и профессиональной мобильности.

Прикладной характер и ценность такой технологии обучения заключаются в возможности использования ее в конкретных

ситуациях, в том числе поэтапно. В процессе социализации на первом этапе обучаемые, изучив ситуацию по выданному описанию, должны самостоятельно установить суть проблемы, продумать стратегию ее решения, выполнить сознательный перебор путей достижения цели и выбрать из них наиболее оптимальный. Второй этап подразумевает работу в малой группе. Обучаемые разбиваются на небольшие группы (3—4 человека), в том числе различных профессиональных направлений, реально на практике осуществляют профессиональные действия согласно установленному учебно-практическому заданию. Остальная группа обучаемых, осуществляя видеонаблюдение за действиями малой группы, обсуждает возникающие проблемы, упущения и недостатки в действиях товарищей и с помощью диалога приходит к консенсусу. Выявляются интеллектуально-профессиональные лидеры, способные обобщить и систематизировать результат разрешения проблемы после группового обсуждения.

На третьем этапе проводится общегрупповое обсуждение с участием преподавателя и под его руководством. Каждая группа обучаемых определяет и объясняет свою точку зрения по кругу проблем, изложенных в ситуации. Причем практические действия обучаемых видео-доку-ментируются и архивируются. Преподаватель управляет процессом обсуждения, координирует его, вовлекая в обсуждение видеоматериалов максимально возможное число слушателей. Преподаватель не дает оценки, его взаимоотношения с обучаемыми — паритетны. Любое высказывание имеет право на обсуждение. Это оправдано тем, что конкретная ситуация не имеет четкого верного или неверного ответа, она используется как учебный материал, на котором слушатели учатся анализировать, выступать, дискутировать, обосновывать свою точку зрения, приобретать умения и навыки в решении учебно-практических задач.

Примечательно и весьма ценно то, что свое позитивное влияние учебно-практический тренировочный комплекс, как звено применяемых и направленных на повышение качества в образовательном процессе института современных информационных технологий оказывает стимулирующее воздействие на самоопределение, саморазвитие и самореализацию сотрудников в процессе их профессионального образования. При этом посредством применяемых инновационных образовательных технологий разрешается также проблема решения следующих задач профессиональной социализации личности сотрудников:

• мотивация самостоятельности, познавательной активности и развитие личности слушателей;

• индивидуализация обучения — поддержка начинающих в учебе и, наоборот, предложение более сложных и комплексных заданий способным слушателям;

• повышение заинтересованности в активной учебно-познавательной деятельности.

При этом представляется важным, что быстрая смена современных технологий как в различных областях профессиональной деятельности человека, так и в процессе его непрерывной профессиональной социализации требует не только постоянного получения и обновления знаний, но и приобретения умений извлекать их из мощного потока информации и эффективно использовать в интересах служебной деятельности.

Качество восприятия учебной информации, пополнения профессиональных знаний и приобретения умений в разрешении учебно-практических задач (по мнению слушателей, сотрудников-практиков) повысилось в несколько раз. Следовательно, в комплексе, информационные и инновационные образовательные технологии, участвующие в формировании процесса профессиональной социализации личности специалиста, можно отнести к

надежным, если они в своей основе имеют философские и общедидактические корни.

Практика показывает, что специфическая особенность влияния информационных технологий на развитие инновационных образовательных процессов и профессиональную социализацию личности обучаемых заключается в том, что в них информация является и предметом, и результатом труда, а информационные коммуникации как орудие труда также представляют собой информационный продукт. При этом представляется, что к закономерностям, составляющим научные основы информационных технологий, относятся:

• целенаправленный характер инновационного образования, обеспечивающий гарантированное формирование информационного продукта, соответствующего потребностям пользователя;

• закономерности инновационной организации внутренней структуры образовательного процесса, состав и взаимодействие элементов информационной технологии;

• методы моделирования формирования информационных технологий в инновационном образовательном процессе;

• состав и взаимодействие видов обеспечения автоматизированной информационной технологии (организационного, технического, информационного).

В ходе интеграции инновационных технологий в образовательный процесс определенное внимание привлекает то, что информационным технологиям, так же как и образовательному процессу, присущи свойства и закономерности: динамичность; целостность; целенаправленность; стабильность развития; коммуникативность; устойчивость. При этом свойства информационных технологий, с одной стороны, не сводятся к некоему количеству свойств отдельных элементов, а, с другой стороны, зависят от них; изменение свойств отдельных элементов вызывает

изменение свойств информационной технологии в целом. Функциональное предназначение информационной технологии определяет ее целостность. При этом, на наш взгляд, это очень важно, рациональное сочетание целенаправленности, динамичности, целостности и относительной консервативности построения информационных технологий обеспечивает возможность их стабильного развития. Интеграция и взаимодополнение свойств инновационных образовательных технологий и информационных технологий с учетом характеристик и специфики будущей служебной деятельности специалистов, а также потребности современного общества, оказывают значительное влияние на эффективность профессиональной социализации личности в ходе ее образования. Наилучшее усвоение учебного материала социализирующейся личностью происходит тогда, когда в организации учебного образовательного процесса с помощью информационных технологий каждый из структурных элементов курса обучения (тема, блок) изучается в рамках единого цикла, состоящего из лекционных, семинарских, практических занятий и тренингов.

Одной из важнейших составляющих образовательного обеспечения социализации личности в образовании является обладающее комплексом инновационных и информационных технологий, включенных в образовательный процесс, образовательное учреждение, которое представляется как многоцелевой, многоструктурный, многофункциональный объект. В этом случае образовательное обеспечение профессиональной социализации личности представляется целостным явлением, определяющим открытую систему, состоящую, по крайней мере, из двух подсистем — информационного управления образовательного обеспечения и процесса профессиональной социализации личности.

Нам представляется, что основные аспекты влияния информационных техноло-

гий на инновационные образовательные процессы, основанные на общих закономерностях информационного управления, сводятся к взаимосвязанному рассмотрению целевых задач информационных технологий и образовательного процесса, в том числе:

• оптимизация, выбор наилучших целей и тактических задач поведения системы (движения образовательного процесса) с точки зрения определенных критериев, ограничений и выявленных закономерностей функционирования и информационного обмена;

• совершенствование организации информационных процессов в системе за счет применения наиболее рациональных методов и средств сбора, обработки и передачи информации в образовательный процесс;

• осуществление функционального (анализ — выделение определенных целей функционирования и основных функциональных закономерностей взаимодействия элементов системы между собой и с внешней средой), информационного (выделение и анализ информационных потоков в образовательном процессе, установление их характеристик) и системно-информационного (установление обратных связей, объединение структурных, функциональных и информационных аспектов функционирования) анализа инновационного образовательного процесса.

С учетом специфики будущей перспективы профессиональной деятельности специалистов, целесообразно спланировать и сформировать такие образовательные условия, в которых человек, свободно ориентируясь в окружающем информационном пространстве, сознательно ставит цель, выбирает средства и организует свою деятельность — это образовательное обеспечение профессиональной социализации личности. При этом, влияние информационных технологий на инновационные образовательные про-

цессы и, как следствие, на профессиональную социализацию личности, представляется как нацеленность субъектов образовательного процесса на актуализацию и стимулирование социальных ресурсов и функций образовательного учреждения, на реализацию требований к образованию, задаваемых целью, выраженной в качествах успешно социализирующейся личности.

Изучение и анализ состояния и перспектив развития современного профессионального образования, условий обеспечения процесса профессиональной социализации, форм взаимодействия образования и социализации, влияния информационных образовательных технологий на инновационные образовательные процессы и социализацию личности, а также результаты нашей работы позволяют сделать следующие выводы.

Требования по повышению эффективности процесса социализации и качества подготовки специалистов должны предъявляться не только к совершенствованию

методов проведения слагаемых учебного процесса, но и их рациональной (с учетом средств) организации, то есть инновационного подхода к организации и ведению образовательного процесса, внедрения в образовательный процесс информационных технологий.

Планирование внедрения и развития инновационных образовательных технологий, направленных на повышение качества подготовки и профессиональной социализации специалистов, требует особенного, специфичного и ведомственнопрофессионального подхода к решению проблемы.

При рассмотрении перспективы реформирования образовательной системы на основе инновационных технологий следует рассматривать в первую очередь собственный, российский опыт развития образования, ибо он авторитетен, понятен и фундаментален. Опыт других стран должен быть всесторонне изучен и применяться крайне осторожно, с учетом российской специфики и менталитета.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Вазина К. Я. Авторская школа «Саморазвития человека»: инновационный опыт. — Н. Новгород, 1999.

2 Котлярова И. О. Систематизация управления инновациями в образовательном учреждении. — Челябинск, 1998.

3 Сорокин П. А. Социальная мобильность / Пер. с англ. М. В. Соколовой; Под общ. ред. В. В. Сапова. — М.: Лкаёеш1а; ЬУБ, 2005. — ХХ.

4 Фролов С. С. Социология: Учебник. — 4-е изд.; стер. — М.: Гардарики, 2003. — С. 72.

5 Фельдштейн Д. И. Возрастная педагогическая психология: Избр. психолог. тр. — М.: ИНФА-М, 2004. - С. 54.

6 Абрамов Р. А. Профессиональный комплекс в социальной структуре общества // Социолог. исслед. - 2005. - № 1. - С. 54-66.

7 Парсонс Т. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. - Т. 1. - 1993 (Вып. 2).

8 Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.