Л. В. Степанова
РОЛЬ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ДУХОВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Работа представлена кафедрой педагогики и психологии профессионального образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Р. М. Асадулин
В статье определены сущность и структура процесса духовной социализации в процессе обучения, раскрыты недостатки системы образования, затрудняющие духовную социализацию учащихся. Решение проблемы предполагается на основе переноса акцента в образовании с информирующего на культурно-мировоззренческий. В качестве метода позитивной духовной социализации предлагается формирование фундаментального, системного видения окружающей действительности.
The author of the article determines the essence and structure of moral socialisation process in teaching practice. Drawbacks of the education system that obstruct this process are revealed. The problem solution is based on transfer of the accents from simple information to the cultural world-view. As a method of positive moral socialisation, creation of fundamental and systematic vision of the reality is suggested.
В наиболее общем смысле социализация определяется как процесс становления личности через усвоение, принятие и воспроизводство индивидом социального опыта, т. е. ценностей, норм, установок и образцов поведения, присущих данному обществу. В широких границах содержание этого понятия имеет общепринятый смысл -процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром1. Педагогическую сущность социализации иллюстрирует одно из ее определений, в котором она «характеризуется субъективированием социального опыта и весь этот процесс сводится к выработке у индивида нормативно-поведенческих установок путем освоения им социальных норм, ценностей, элементов культуры и т. д.»2. Значимость духовной социализации в обучении определяется ее целями: воспроизведение у уча -щихся высших духовных ценностей, обоснование и распространение соответствующих им нравственных ориентаций, идеалов, общечеловеческих оценок и норм по-
ведения, формирование адекватных, целостных, интегрированных взглядов на окружающий мир.
Анализ многочисленных дефиниций духовности позволяет выявить в составе практически каждой из них присутствие интеллектуально-когнитивного компонента, включающего познавательное начало, сферу науки, мир мысли, познание реальности, интеллект, разум, знания3, стремление людей к постижению истины. Рассматривая духовность в контексте социализации, можно определить ее как комплекс существенных качеств личности, представляющий собой стремление к получению адекватных представлений о мире и своем месте в нем, выражающий и определяющий смысложизненные ценности человека и детерминирующий его поведение и деятельность.
Отметим, что главную роль в формировании естественно-научного мировоззрения (целостной, взаимосвязанной системы знаний) объективно играет физика как базовый среди всех естественно-научных пред-
метов курса средней школы. Следовательно, акцент при обучении физике не столько на чистом знании, сколько на связях между отдельными элементами информации, отношениях их соподчинения и системности в значительной степени способствует формированию одной из многих граней духовности и, значит, духовной социализации учащихся. Но сфера духовности шире по объему и богаче по содержанию, чем сфера рациональности, поэтому «главное в становлении духовности не столько приобретение знаний, сколько их смысл и цель»4. Исследователи называют «поворотом к духовности» понимание процессов, происходящих в природе, формирование ценностного к ней отношения5.
Существует ряд проблем, ограничивающий возможности ученика представить окружающий мир в целостности, единстве и взаимосвязях, мир и блокирующие естественный путь формирования личности, а затем руководствоваться этими представлениями в жизни - фрагментарность знаний, дискретность мышления, отсутствие цельных представлений об окружающем мире и понимания общих черт в его многообразных проявлениях; отсутствие видения инвариантов в разнообразии явлений окружающего мира; дефицит обобщенного миропонимания.
Часто усваиваемая учениками прикладная часть учебного предмета играет для них только инструментальную роль, служа средством освоения реальности, прививая прагматичное, в значительной мере потребительское отношение к окружающему миру. По этой причине образование часто утрачивает свой первоначальный смысл -формирование личности через трансляцию культуры - и выполняет лишь функцию информирования, занимаясь передачей фрагментарных знаний, умений и навыков. Дискретность мышления, как один из результатов указанной образовательной модели увеличивает хаотичность знаний, не способствуя целостному восприятию действительности .
Неумение объяснить происходящие вокруг природные процессы, осознать подчинение происходящих вокруг явлений определенным закономерностям, объективное отсутствие возможностей что-либо изменить в жизни к лучшему и правильно ориентироваться в ней - все это привело к широкому распространению в молодежной среде социальной апатии, антиобщественного поведения и вредных привычек, увлечения мистикой, суевериями, гаданием, экстрасенсорикой, астрологией, оккультизмом, лже- и антинаукой. Характеризуются проблемы социальной адаптации подростков «... отсутствием мировоззренческих оснований бытия и познания истины.», когда «.в качестве компенсации экзистенциального тупика человек вновь вернул себе знакомый, привычный, иррациональный, антинаучный мир, который не более чем иллюзия, но иллюзия агрессивная, с монопольными амбициями на истину»6.
Рассматривая духовную социализацию учащихся в качестве важнейшей целевой составляющей естественно-научного образования, отметим, что изменения в когнитивной сфере (усвоение новых знаний, умений, навыков) являются необходимым, но недостаточным условием этого процесса. Знания (в значительной степени это касается естественно-научных предметов) должны быть обобщены, систематизированы, интегрированы, структурированы и фундамен-тализированы. Это позволит ученику увидеть в получаемой информации отношения общности, включить эти знания в строящуюся картину мира и, следовательно, приведет к умению определять тенденции развития и осознавать связи между явлениями, «видеть за отдельным фактом явление жизни, за явлением жизни обнаруживать закономерность, за закономерностями распознавать основы человеческой жизни»7.
Следовательно, видения окружающей действительности?формирование фундаментального, системного является одним из возможных методов позитивной духовной социализации. Поскольку адекватное отно-
шение человека к бытию создается на основе позитивной системы ценностей, то ключевым моментом духовной социализации учащихся в процессе обучения является правильная оценка и понимание явлений и процессов в окружающем мире, нахождение смысловых опор, возможные на основе целостного его восприятия. В свою очередь, убежденность в истинности знаний (как ценность) обуславливает появление у человека личностного отношения к миру и его познанию, определенной жизненной позиции, субъективной внутренней установки, регулирующей практическую и познавательную деятельность.
В педагогической литературе отмечается актуальность выработки у учащихся целостного видения мира, так как «отсутствие целостной картины мира в современном образовании ощущается сегодня на всех ступенях»8. Одним из методов формирования целостности и системности представлений об окружающем мире у учеников является фундаментализация знаний в процессе изучения естественно-научных предметов - их свертывание и уплотнение на основе выделения в естественно-научной информации общих инвариантов. В физике их роль играют основные естественнонаучные идеи: идея сохранения, идея направленности природных процессов и идея периодичности9.
Методика выявления соответствия физического знания одному из инвариантов демонстрирует единство окружающего мира, целостность и взаимосвязь его проявлений на основе общности объясняющих закономерностей, способствует более полному познанию действительности, устраняет фрагментарность знаний и формирует важнейшую составляющую духовности -многогранное, но целостное миропонимание. Аналогичный подход мы находим в одной из концепций современного естественно-научного образования - определение общих для естественно-научных предметов понятий и достижение единства их интерпретации; разработка единого подхо-
да к формированию общих учебно-познавательных умений10.
В проведенной нами опытно-экспериментальной работе была выяснена возможность формирования обобщенного интег-рированного видения окружающего мира и выявления единства естественно-научных знаний, используя в качестве специфического средства обучения методику выделения обобщенных естественно-научных идей (специфического структурирования физического знания).
Анализ содержательных основ физики позволил нам определить характеристики личности учеников в контексте духовной социализации (в мотивационной, когнитивной и поведенческой сферах). Проявления эффективности процесса духовной социализации предоставлены нами в виде уровневых характеристик (низкий, средний и высокий уровни) личности учеников (табл. 1).
Данные диагностических срезов, а также наблюдения и собеседования позволяют сделать вывод о том, что если обобщение изучаемого материала проводить на основе применения обобщенных естествен -но-научных идей, то формирование мотивационной, когнитивной и поведенческой сфер личности учеников становится устойчивым. Это, в свою очередь, способствует формированию целостных естественно-научных представлений, единому миропониманию и, следовательно, духовной социализации учеников.
Актуальность формирования духовности учащихся в обучении определяется также тем, что, по мнению аналитиков ЮНЕСКО, «XXI век будет веком гуманитарного знания. Однако это не значит, что в будущем столетии науки, традиционно называемые точными, отойдут на второй план. Скорее, будет преодолена однобокость подхода к ним, как к существующим в изоляции от прочих составляющих мировой культуры». То есть гуманитаризация образования предполагает понимание системной сущности явлений, поиск целостной
Таблица 1
Уровневые характеристики личности учеников
Мотивационная сфера Когнитивная сфера Поведение
I уровень (низкий) О ценности образования не задумывается, мотивы учения чаще всего неопределенные, размытая система ценностей и отсутствие убежденности в истинности знаний. Слабо осознает роль образования для человека и для общества Неустойчивый интерес кзнаниям, познавательная инертность, эпизодический интерес к эффектным сторонам явлений при отсутствии интереса к их сущности. Естественно-научные знания неполные, хаотичные, часто с пробелами, оторванные от жизни (абстрактные); непонимание влияния человеческой деятельности на природу Отсутствие склонности к познавательной деятельности, мнимая самостоятельность (списывание с доски, подсматривание в учебник), отсутствие желания преодолевать трудности. Убеждение в отсутствии регламентации поведения, отсутствие понимания ответственности за содеянное
II уровень (средний) Ученик начинает признавать ценность образования, но часто в утилитарных целях, мотивы учения преимущественно прагматичные. Понимает необходимость образования для человека и общества, связывая это с получением престижной профессии Познавательный интерес нередко направлен на достижение утилитарных целей и сужен до нескольких предметов, интерес проявляется к накоплению информации, эффективность самостоятельной работы зависит от ситуации. Достаточные знания (с несущественными пробелами) в пределах школьной программы, иногда - затруднение в применении теоретических знаний на практике Появление способности объяснять явления природы и понимания влияния воздействия человека на окружающую среду Становление поведенческих норм и ограничений, формирование ответственности за свои поступки
III уровень (высокий) Насущная потребность в познавательной деятельности, понимание необходимости учения и самообразования; наличие устойчивой системы ценностей; убежденность в самостоятельной ценности знаний Глубокие систематизированные знания, обладающие значительной объясняющей способностью; целостное миропонимание и естественно-научное мировоззрение. Наличие умений творчески применять теоретические знания на практике Выбор адекватного в данной ситуации поведения, понимание ответственности за свои поступки, осмысление невозможности асоциального поведения. Ученик рационально использует свое время, умеет самостоятельно приобретать знания
культуры не только при изучении гуманитарных предметов (традиционно), но и естественно-научных.
Предложенный подход должен привести к более полному осмыслению учащимися сущности явлений природы, нахождению связей и зависимостей между отдель -ными элементами знаний; пониманию ок-
ружающего мира и его целостности, поиска в нем инвариантных элементов; осознанию образовательной ценности знаний, появлению потребности в познании; доминированию ценностных механизмов в управлении своим поведением, что характеризует степень духовной социализации обучающихся.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Мудрик А. В. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1997. С. 4.
2 Духина Т. Н. Социальная адаптация и социологический дискурс // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 1.С. 289.
3 Щуркова Н. Философское воспитание // Воспитание школьников. 1996. № 2. С. 4.
4 Лекторский В. А. Духовность и рациональность // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 34.
5 Ахметов А. Р. Истины философии и традиционное мировоззрение / Мировоззрение в системе духовности. Уфа: Башгоспединститут, 1999. С. 7.
30 1
6 Щуркова Н. Указ. соч. С. 2.
7 Гузеев В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе // Народное образование. 2002. № 9. С. 119.
8 Ильченко В. Р. Формирование естественнонаучного миропонимания школьников. М.: Просвещение, 1993. С. 29.
9 Усова А. В. Естественнонаучное образование в средней школе // Педагогика. 2001. № 9. С. 41.
10 Бенин В. Л. Культурологический подход в педагогическом образовании // Содержание и технологии современного педагогического образования: Сб. статей / Под ред. Э. Ш. Хамитова, Р. М. Асадуллина. Уфа: Изд-во БГПУ, 2002. С. 49-50.