Научная статья на тему 'Общая и профессиональная культура специалиста МЧС: основные приоритеты и требования'

Общая и профессиональная культура специалиста МЧС: основные приоритеты и требования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
372
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / общая культура / общекультурные качества / профессиональная культура / профессиональная деятельность / профессионально-культурные качества / culture / common culture / common cultural quality / professional culture / professional activity / professional and cultural quality

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Чижик Петр Иванович

В статье представлен социально-философский анализ взаимосвязи общей и профессиональной культуры специалиста МЧС, а также дано осмысление наиболее общих приоритетов и требований, предъявляемых к их качественному состоянию и формированию в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL AND PROFESSIONAL CULTURE SPECIALIST MOE: KEY PRIORITIES AND REQUIREMENTS

The article presents a social-philosophical analysis of the relationship of general and professional culture of the Ministry of Emergency Situations specialist understanding of the most common priorities and requirements for their quality and state formation in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Общая и профессиональная культура специалиста МЧС: основные приоритеты и требования»

УДК 304

Чижик П. И.

ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА МЧС: ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И ТРЕБОВАНИЯ

В статье представлен социально-философский анализ взаимосвязи общей и профессиональной культуры специалиста МЧС, а также дано осмысление наиболее общих приоритетов и требований, предъявляемых к их качественному состоянию и формированию в современных условиях.

Ключевые слова: культура,, общая культура, общекультурные качества, профессиональная, культура,, профессиональная, деятельность, профессионально-культурные качества.

Chizhik P.I.

GENERAL AND PROFESSIONAL CULTURE SPECIALIST MOE: KEY PRIORITIES AND REQUIREMENTS

The article presents a social-philosophical analysis of the relationship of general and professional culture of the Ministry of Emergency Situations specialist understanding of the most common priorities and requirements for their quality and state formation in modern conditions.

Keywords: culture, common culture, common cultural quality, professional culture, professional activity, professional and cultural quality.

Сегодня во всех сферах жизни современного российского общества весьма остро ощущается потребность в культурных, грамотных и образованных специалистах. В полной мере это требование распространяется и на все категории специалистов основных структурных подразделений МЧС России. Крайне востребованными оказываются те специалисты, которые обладают широким кругозором, высокой общей и профессиональной культурой, занимают активную гражданскую позицию; способные творчески и самостоятельно мыслить, качественно обучать и воспитывать своих подчиненных, быть для них примером в служебных и внеслужебных отношениях. Современный облик МЧС во многом выстраивается не только на базе более высокой технической оснащенности структурных подразделений, но и за счет более эффективного использования духовного, культурного потенциала специалистов всех уровней.

Современная Россия, по существу, страна «спасательная», причем сразу на всех фронтах и в круглосуточном режиме. Общее количество рисков, угроз и катаклизмов природного, техно-

генного и социального характера имеет устойчивую тенденцию к дальнейшему росту. Следует отметить, что ежесуточно на дежурства в реагирующие подразделения МЧС заступают более 50 тысяч специалистов. Конечно, каждый год по-своему является сложным, напряженным и требует постоянной готовности к реагированию. Общие итоги работы уходящего 2016 года еще предстоит подвести. К числу основных позитивных результатов реагирования сил и средств МЧС на чрезвычайные ситуации в 2015 году стало спасение более 271 тыс. человек. С участием специалистов МЧС было ликвидировано 145953 пожара, совершено 135153 выезда на дорожно-транспортные происшествия, обнаружено и уничтожено 44945 взрывоопасных предметов, в том числе 662 авиабомбы.

Действительно, специалисты МЧС выступают сегодня носителями огромного количества конкретных профессий и специальностей, которые имеют высокий уровень востребованности в обществе и государстве. Большинство из них реально являются весьма сложными и опасными, по-настоящему требуют от их носите-

лей обладания высоким уровнем духовной культуры. Важной особенностью профессиональной деятельности многочисленных специалистов МЧС является то, что ее нельзя отменить или заменить чем-либо другим. По своей внутренней природе данный вид деятельности носит исключительно гуманистический, социально-ценностный характер.

Для большинства специалистов выбор той или иной профессии или специальности, как правило, осуществляется не по внешнему принуждению, а по внутренней потребности, которая вырабатывается и формируется исключительно осознанно. Следует отметить, что для профессиональной деятельности многочисленных специалистов МЧС характерны экстремальные условия труда, высокий уровень рисков и угроз в отношении собственной жизни и здоровья. Она также сопряжена с высоким психологическим напряжением, значительным дефицитом времени, отводимом на осмысление возникающих сложных задач, необходимостью быстро ориентироваться в сложных ситуациях, уметь принимать грамотные управленческие решения. Особое значение приобретает степень ответственности специалистов на всех уровнях во имя спасения жизни людей.

Сегодня МЧС России — это мощная мобильная, технически хорошо оснащенная структура, имеющая один из самых высоких уровней доверия в обществе. Из года в год подтверждается позитивная оценка труда и устойчиво высокий рейтинг специалистов МЧС со стороны государства и населения страны, который складываются на основе результатов повседневной практической деятельности. За 25 лет существования МЧС стало хорошо узнаваемым не только в нашей стране, но и во многих уголках мира. На счету российских спасателей за 25 лет своей работы более 1,5 млн сохраненных жизней, свыше 30 тыс. ликвидированных чрезвычайных ситуаций, более 6 млн потушенных пожаров, свыше 430 тыс. доставленных во все уголки земного шара гуманитарных грузов, обезврежено более 1,5 млн взрывоопасных предметов (в том числе

почти 50 тыс. авиабомб), свыше 5 млн человек оказана необходимая и своевременная помощь.

Безусловно, что вся эта масштабная работа невозможна без добросовестного выполнения профессиональных обязанностей всеми специалистами, наличия у них высокого уровня общей культуры, «глубоких профессиональных знаний, навыков и умений, опыта, эрудиции, аналитического склада ума»[1]. Человеческий фактор на уровне подготовленности тех или иных специалистов продолжает оставаться решающим при проведении различного рода спасательных операций. Хотелось бы отметить, что вполне объективно перед многочисленными специалистами МЧС (пожарными, водолазами, кинологами, операторами, врачами, психологами и др.) открывается реальная возможность проявить себя, реализовать свой духовный потенциал в избранной профессии и одновременно стать настоящим гражданином своей страны.

Представляется, что одной из актуальных проблем, требующих более глубокого осмысления, является проблема сбалансированности в духовном мире того или иного специалиста общей и профессиональной культуры. Данная проблема во многом имеет не только теоретический, но и практический аспект.

Важно отметить, что перед специалистами МЧС в силу целого ряда объективных и субъективных условий встает множество социокультурных проблем (правовых, нравственных, образовательных, воспитательных, и др.), решение которых довольно часто выходит за пределы их чисто профессиональной сферы, уровня их профессиональной компетентности и подготовленности. Современная жизнь требует, чтобы тот или иной специалист был не просто носителем определенной суммы профессиональных знаний, навыков и умений, всесторонне и глубоко знал свою специальность, но и вместе с этим имел активную гражданскую позицию, был носителем высоких духовно-нравственных качеств и соучастником социокультурных изменений, происходящих в российском обществе и государстве. Чем многообразнее в количе-

ствеииом и качественном отношении запас переосмысленных общекультурных знаний у того или иного специалиста, тем более серьезную опору в понимании и оценке происходящих социальных явлений и процессов он получает.

Общая культура как сложное системное образование всегда имеет значительный удельный вес в духовном мире специалиста в силу своей постоянной востребованности как в общесоциальной, так и в профессиональной деятельности. Дело в том, что она всегда акцентирует внимание на то, что носит для того или иного специалиста смысловой и судьбоносный характер, способствует согласованию базовых духовных приоритетов и ценностей. Выступая в качестве относительно автономной и устойчивой системы внутренних детерминант общесоциальной жизни и профессиональной деятельности, общая культура определяет особый уникальный образ и способ жизни специалиста, характер межличностных отношений, способствует его самоопределению, формирует соответствующие мировоззренческие представления о правильности (или неправильности) мира, в котором он живет (в его светском или религиозном понимании), ориентирует на созидание и самосовершенствование. В контексте интересующей нас проблемы особый смысл приобретает высказанная H.A. Бердяевым еще в начале XX столетия мысль о том, что «...внутри культуры существует строгий порядок ценностей, на основании которого одни ее феномены стоят в этой своеобразной «табели о рангах» выше, другие — ниже» [2].

Общая культура, являясь важнейшим компонентом социальной жизнедеятельности того или иного специалиста, формирует содержание его сознания и мировоззрения, позитивную направленность духовно-нравственных качеств, расширяет кругозор, способствует внутренней гармонии с самим собой. На основе усвоения культурных ценностей человек, прежде всего, формируется как творческая и морально ответственная личность, а не как отдельный конкурентоспособный социальный субъект. Овладе-

вая и усваивая общесоциальные ценности культуры, тот или иной специалист одновременно познает себя, свое поведение и поступки, становится в подлинном смысле человеком. В этой связи достаточно актуальной является мысль, высказанная древнеримским философом Сенекой о том, что «жизнь человека измеряется поступками, а не временем» [3].

Следует отметить, что содержание общей культуры формируется и оформляется в духовном мире личности специалиста в ходе ее социализации, когда отбирается все ценное из всех областей общественной жизни (знания об истории, политике, экономике, праве, морали, традициях, верованиях и т.д.). Следует также признать, что общая культура со своим набором ценностных императивов способствует подготовке человека к жизни и деятельности в сложном и динамично изменяющемся социуме, сознательному выбору своей будущей профессии. Общая культура способствует тому, чтобы тот или иной, специалист независимо от пола, возраста, социального положения, национальности, вероисповедания, избранной профессии, имел реальную возможность обеспечить относительную устойчивость и стабильность существования основных компонентов своего духовного мира.

Действительно, в духовном мире того или иного специалиста, представляющем собой достаточно сложное, динамичное и целостное образование, органично переплетены социокультурный и профессионально-культурный аспекты, которые, активно развиваясь, взаимно дополняют друг друга. Общая культура, предъявляя одинаково высокие требования ко всем категориям специалистов МЧС, не является каким-то искусственным дополнением к их профессиональной деятельности. Сегодня она все больше рассматривается как необходимое и обязательное условие ее успешного функционирования и дальнейшего развития. Это, по сути, та необходимая и обязательная основа, на которой базируется духовность личности, позво-лющая ей проявлять свои лучшие человеческие

качества в самых сложных жизненных ситуациях, более четко осознать меру своей ответственности перед собой и другими людьми.

Общая культура предъявляет высокие требования к реализации целей и задач профессиональной деятельности того или иного специалиста, способствует становлению и совершенствованию его профессионализма, выработке у него прочных мировоззренческих основ, системы ценностных ориентаций, комплекса положительных мотиваций. Качественное состояние и направленность общей культуры по существу является одним из интегральных социально значимых показателей гармоничного личностного развития специалиста и, в конечном итоге, его профессиональной состоятельности. С помощью более высокого уровня личностной культуры специалиста во многом можно минимизировать его профессиональные ошибки и просчеты.

Безусловно, что сегодня состояние и уровень общей и профессиональной культуры специалиста должны отвечать самым высоким требованиям, так как это во многом может способствовать решению сложных задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, спасению жизни людей. Практика подтверждает, что недостаточно высокий уровень общей культуры у того или иного специалиста не компенсируется за счет более высокой степени развитости его профессиональной культуры. Конечно, можно стать вполне хорошим специалистом своего дела, для этого существуют свои наработанные объективные критерии и оценки профессиональной деятельности в зависимости от уровня и качества полученного образования, возраста, богатого практического опыта. Основным показателем высокого уровня профессиональной культуры, как правило, является степень владения необходимыми знаниями, навыками и умениями в профессии и специальности.

Действительно, профессионализм является одним из важнейших условий служебной деятельности специалиста МЧС. В то же время профессионализм и компетентность того или

иного специалиста нельзя рассматривать в отрыве от содержания развития его духовной культуры. Как показывает практика, технико-специальные знания у различных категорий специалистов МЧС в обязательном порядке должны быть обогащены (дополнены) общекультурной, ценностной составляющей. Отличительной особенностью общей культуры является то, что она характеризует человека со стороны его полноценной жизни в социуме: умения ставить перед собой высокие жизненные цели и достигать их. Необходимо, чтобы его сознание, мировоззрение и социальные качества соответствовали самым высоким общесоциальным требованиям и стандартам. Без глубокого и прочного усвоения общекультурных ценностей профессиональные знания, навыки и умения, какими бы обширными и развитыми они ни были, не могут дать заметно высоких результатов в формировании прочных основ профессиональной культуры любого специалиста. Несоответствие общекультурной составляющей целям, задачам и интересам профессиональной деятельности оказывают, как правило, весьма негативное влияние на становление и развитие профессиональной культуры того или иного специалиста. Это во многом подтверждается тем обстоятельством, что чем выше общекультурный уровень специалиста МЧС, тем успешнее и качественнее, при прочих равных условиях, он способен выполнять свой общегражданский и профессиональный долг.

Общая культура во многом выступает мерой и качественной характеристикой профессиональной деятельности специалиста МЧС, конкретизирует общекультурные нормы и ценности применительно к определенному виду его профессиональной деятельности. Существенным признаком общей культуры является то, что она всегда выступает важнейшим ценностным ориентиром, позволяющим специалисту проявить свои лучшие человеческие качества, выстроить для себя относительно долгосрочную стратегию жизни и профессиональной деятельности.

В содержательном плане общая и профессиональная культура должны быть представлены в духовном мире наиболее полно и равноценно у всех специалистов без исключения. В действительности же степень развитости данных культур на индивидуальном уровне может быть как достаточно высокой, так и относительно средней, а порой даже низкой. К сожалению, еще можно встретить специалистов с весьма повышенными материальными потребностями, завышенной личностной самооценкой, не в полной мере готовых сознательно и добровольно принять высокие общекультурные требования к исполнению своего общегражданского и служебного долга. В этом плане весьма актуальной является мысль З.Баумана о том, что «претензии в отношении своего будущего едва ли могут предъявлять те, кто не контролирует своего настоящего» [4].

Следует признать, что специфика профессионального труда у значительного числа специалистов МЧС такова, что на приобщение к ценностям культуры (посещение театров, музеев, выставок, чтение художественной литературы и др.) просто не остается свободного времени. Следовательно, порой бывает весьма трудно отыскать специалиста, который бы в равной степени обладал гармонично развитой общей и профессиональной культурой и приведенными к максимально возможной высоте совокупностью общекультурных и профессионально-культурных качеств. В этой связи важно отметить: что чем духовно и культурно насыщеннее жизнь того или иного специалиста в интеллектуальном, нравственном и эстетическом отношениях, тем весомее его профессиональный вклад.

Процесс становления и совершенствования общей и профессиональной культуры того или иного специалиста — процесс длительный и непрерывный, требующий серьезных интеллектуальных и физических усилий. Наиболее сложным здесь является глубина усвоения, переработки, переосмысления и перевода в свой духовный мир общекультурных и

профессионально-культурных ценностей. Только в ходе такого вида напряженной духовной деятельности вырабатывается свой особый стиль мышления, общения и поведения, формируется соответствующее критическое отношение ко всем случаям проявления непрофессионализма и некомпетентности.

Для общекультурного человека характерным является добросовестное выполнение служебных обязанностей, самостоятельный поиск и усвоение новых знаний. По образному выражению К.Поппера, для культурного человека характерно наличие внутренней заинтересованности и готовности «выслушивать друг друга и учиться друг у друга» [5]. Как представляется, вне данных духовных ориентиров сложно сформировать грамотного, ответственного и патриотичного специалиста, способного занимать зрелую общегражданскую позицию. Следует заметить, что данные ориентиры нельзя отнести к легко и быстро достижимым.

Сегодня все чаще предпринимаются попытки обосновать тезис о приоритетности узкопрофессиональной подготовки различных категорий специалистов МЧС. В такой, по сути технократической, ориентации главным является уровень и качество овладения и практической реализации будущими специалистами совокупности профессиональных знаний, умений и навыков. В рамках такого подхода общекультурное содержание духовного мира специалиста как бы уходит на второй план. Во многом игнорируется положение о том, что общая культура объективно характеризует того или иного специалиста как современного, образованного и культурного человека, чье сознание, мировоззрение и духовно-нравственные качества соответствуют высоким требованиям жизни в российском социуме. Объективной реальностью является то, что в профессиональной деятельности того или иного специалиста МЧС всегда теснейшим образом увязаны не только его личностной профессионализм и компетентность, но и «высокий уровень культуры, моральный авторитет и сопряженные с ним человеческие ка-

чества»[6]. Для современного российского государства необходимы не только хорошо подготовленные и грамотные специалисты, ответственные профессионалы, но и просто честные и порядочные граждане во всем своем духовном богатстве.

Представляется, что такой подход позволяет во многом преодолеть технократическую односторонность, организовать обновление мышления и практической деятельности различных категорий специалистов МЧС, понять, что в их духовном развитии опосредовано в первую очередь ценностями культуры. Это составляет одно из важнейших условий дальнейшего совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов МЧС России как с учетом международного опыта, так и современных общероссийских реалий.

Сегодня МЧС России нужен сознательный гражданин России, подготовленный к решению сложных задач по спасению человеческих жизней с глубоким знанием истинных основ и своего предназначения избранной профессии. Аналитическое мышление, широкий кругозор, внутренняя потребность к совершенствованию своего общекультурного и профессионально-

культурного уровня — это те необходимые требования, которым должен соответствовать современный специалист. Широкий мировоззренческий кругозор, прочная опора на весь комплекс накопленных общекультурных и профессиональных знаний, умение видеть ближайшую и отдаленную перспективу жизни и службы дают возможность специалисту МЧС быть достойным своего истинного предназначения. По мнению академика Степанянца М.Т., главным ресурсом грядущего развития российского общества и государства будут «культура, творчество, образование, максимально способствующие эффективному участию личности в современных общественных процессах» [7].

Анализ поднятой проблемы позволяет сделать вывод о том, что общая и профессиональная культура специалиста МЧС — это две стороны единого процесса формирования современного, подготовленного к жизни в обществе человека, способного качественно осуществлять свою профессиональную деятельность во имя спасения жизни других людей, адекватно отвечать на самые серьезные вызовы и угрозы, справляться с самыми масштабными задачами.

Литература

1. Кузьмин A.A. Теория военного управления. Учебное пособие. 4.1. — Химки: АГЗ МЧС России, 2012. С. 14.

2. Бердяев H.A. Философия творчества культуры и искусства. М., 1994. С. 524-529.

3. Энциклопедия мудрости. Изд-во РОССА, 2007. - С.135.

4. Бауман 3. Индивидуализированное общество. - М.: Изд-во «Логос», 2005. - С.46.

5. Поппер К. Открытое общество и его враги (в 2-х томах). — М.: Феникс. — С.463.

6. Чижик П.И. Нравственная культура преподавателя высшей военной школы: основные подходы и проблемы //Научные и образовательные проблемы гражданской защиты.— АГЗ МЧС России, Химки, 2016. - №2. - С. 82-87.

7. Степанянц М.Т. Культура как гарант российской безопасности //Вопросы философии. 2012. №1. ('.3 13.

Рецензент: кандидат философских наук, доцент Дядя С.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.