Л. Г. Набиуллин
(Санкт-Петербург)
Профессионально-педагогическая культура учителя как
ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ
В статье раскрываются основные проблемы развития профессионально-педагогической культуры современных педагогов, представлена модель профессионально-педагогической культуры, оказывающей влияние на формирование ценностных ориентаций учащихся лицеев и колледжей.
Рассматривать профессионально-педагогическую культуру учителя необходимо в современном контексте модернизации образования в России, происходящей параллельно с реформированием производственных и распределительных отношений в обществе, с развитием всех его социальных институтов.
В этой связи актуализируется проблема развития профессионально-педагогической культуры учителя, предполагающая развитие его готовности к работе в современной высокодинамичной информационной, коммуникационной и технологической среде.
Проблемы развития профессионально-педагогической культуры учителя также связаны с многообразием задач, непосредственно стоящих перед учебными заведениями. Их преодоление возможно через глубокое осмысление новых социально-педагогических законов и тенденций, через решение не только теоретических, но и технологических вопросов обеспечения учебного процесса и развития общей и профессиональной культуры педагога.
Об этом говорил ещё К. И. Май - выдающийся российский педагог XIX века. Он, в частности, отмечал, что мудрый педагог, как субъект учебного и воспитательного процесса, всегда исходит из всесторонности и системности своих личностных отношений с учащимися: «Воспитатель должен знать человека в семье, в обществе, среди народа, среди человечества, наедине со своей совестью, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и в горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни» [1, с. 110].
В настоящее время, как отмечает Н. В. Бор-довская, современное образование превратилось в «ярмарку педагогических концепций», возникло необозримое множество конкурирующих образовательных концепций [3,
с. 49]. Оно способствует дезинтеграции педагогической теории, её выхолащиванию.
При этом широкое распространение, к примеру, культурно и гуманитарно ориентированных подходов к развитию педагогической практики мало обосновано: как подчеркивают сами адепты данных подходов, они не обладают истинной теоретической глубиной и инновационным характером. Так, Е. В. Бон-даревская утверждает, что личностно ориентированные концепции - это лишь «...попытки соответствовать педагогической “моде”, результат поверхностного ознакомления авторов с новыми потребностями образования; иногда - умышленное использование гуманистической риторики с целью утаить за её терминами все те же ценности формирующего образования» [2, с. 229].
В последние годы наблюдаются большие трудности развития современного российского образования, включая самого педагога как его основного субъекта. С одной стороны, мы имеем развивающиеся рыночные отношения и учащихся школ, лицеев и колледжей, для которых они являются естественной средой жизнедеятельности. С другой стороны, мы наблюдаем инерцию в развитии социально-экономического сознания самих педагогов, отрицание опыта предшествующих поколений. Эта ситуация вызывает необходимость ресоциализации педагогов, требует от специалистов сферы образования формирования новой парадигматики построения учебно-воспитательного процесса и использования прежнего положительного отечественного педагогического опыта. В частности, в своем ежегодном послании В. В. Путин (12 декабря 2013 г.], подчеркнул «...всеохватывающую, объединяющую роль культуры, истории, русского языка для нашего многонационального народа», для всей государствен-
ной и образовательной политики страны. «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны - впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить» [6].
Отсюда вытекает идея о ключевой роли педагогов школ, особенно профессиональных лицеев и колледжей, в процессе интеграции обучения молодежи и производительного труда, который системно выражает новую рыночно обусловленную культуру общественного производства современной России. Только через участие молодежи в производительном труде педагоги, особенно если это педагоги профессиональных лицеев и колледжей, могут плодотворно систематизировать, формировать и развивать её специальные знания, умения, навыки и ключевые ценностные ориентации, реализовать свою общую и профессиональную культуру как субъекта образования. Для этого сами педагоги должны кардинально изменить ценностносмысловые компоненты своей профессиональной деятельности. Академик Д. И. Фельдштейн в связи с этим утверждает, что «в сложившейся сегодня ситуации исключительную актуальность приобретает развёрнутая психолого-педагогическая проработка
средств и методов воспитания молодых людей при чёткой формулировке общих целей и ценностей...» [7].
Понятие «педагогическая культура» давно включено в практику педагогической деятельности, однако целостное теоретическое изучение данного понятия стало возможным относительно недавно. В связи с анализом особенностей педагогической деятельности, изучением педагогических способностей, педагогического мастерства учителя данная проблема нашла отражение в работах С. И. Архангельского, А. В. Барабанщикова, Е. В. Бондаревской, З. Ф. Есаревой, Н. В. Кузьминой, Н. Н. Тарасевич, Г. И. Хозяинова и др.
Анализ философской, историко-педагогической и психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что профессионально-педагогическая культура - это мера и способ творческой самореализации личности учителя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, на-
правленных на освоение и создание педагогических ценностей и технологий [9].
Изложенное представление о профессионально-педагогической культуре дает возможность вписать данное понятие в категориальный ряд: культура педагогической деятельности, культура педагогического общения, культура личности учителя. Профессионально-педагогическая культура предстает в качестве всеобщей характеристики разнообразных видов деятельности учителя и педагогического общения, раскрывая и обеспечивая развитие потребностей, интересов, ценностных ориентаций, способностей личности относительно педагогической деятельности и педагогического общения. Профессионально-педагогическая культура - это понятие более высокого уровня абстракции, конкретизирующееся в понятиях «культура педагогической деятельности», «культура педагогического общения» и «культура личности учителя» [9].
«Профессионально-педагогическая культура учителя выступает частью педагогической культуры как общественного явления. Носителями педагогической культуры являются люди, занимающиеся педагогической практикой как на профессиональном, так и непрофессиональном уровнях» [Там же]. Носителями же профессионально-педагогической культуры являются специалисты, призванные осуществлять педагогический труд, составляющими которого являются педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность как субъект деятельности и общения на профессиональном уровне. Учитель-новатор Е. Н. Ильин писал, «... что за годы работы в школе пришел к убеждению, что урок литературы может больше, чем сама литература, если это человекоформирующий урок» [5].
Для раскрытия сущности профессионально-педагогической культуры необходимо актуализировать такие понятия, как «профессиональная культура», «общая культура» и «педагогическая культура». Выделение профессиональной культуры как атрибутивного свойства определенной профессиональной группы людей является результатом разделения труда, вызвавшего обособление некоторых видов специальной деятельности.
Профессия, как сложившееся социальнокультурное явление, обладает сложной структурой, включающей предмет, средства и
результат профессиональной деятельности: цели, ценности, нормы, методы и методики, образцы и идеалы. В процессе исторического развития изменяются и профессии. Одни из них приобретают новые социокультурные формы, другие изменяются незначительно, третьи совсем исчезают или претерпевают существенные изменения. Отражая противоречивый характер человеческой деятельности, профессиональная культура есть определенная степень овладения членами профессиональной группы приемами и способами решения специальных профессиональных задач.
Для понимания сущности профессионально-педагогической культуры необходимо иметь в виду следующие положения, раскрывающие связь общей и профессиональной культуры, ее специфические особенности [9]:
- профессионально-педагогическая культура - это универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования;
- профессионально-педагогическая культура представляет собой интериоризирован-ную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности;
- профессионально-педагогическая культура - это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;
- единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей природе педагогическая деятельность;
- особенности реализации и формирования профессионально-педагогической культуры учителя обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности.
Учет указанных методологических оснований дает возможность обосновать модель профессионально-педагогической культуры, составляющими компонентами которой являются аксиологический, технологический и личностно-творческий.
Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включенных в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования. Знания, идеи, концепции, имеющие в настоящий момент большую значимость для общества и отдельной педагогической системы, выступают в качестве педагогических ценностей.
Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приемы педагогической деятельности учителя. Ценности и достижения педагогической культуры осваиваются и создаются личностью в процессе деятельности, что подтверждает факт неразрывной связи культуры и деятельности.
Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры раскрывает механизм овладения ею и ее воплощения как творческого акта. Процесс присвоения учителем выработанных педагогических ценностей происходит на личностнотворческом уровне. Именно в педагогической деятельности обнаруживаются и разрешаются противоречия творческой самореализации личности, кардинальное противоречие между накопленным обществом педагогическим опытом и конкретными формами его индивидуально-творческого присвоения и развития, противоречие между уровнем развития сил и способностей личности и самоотрицанием, преодолением этого развития и др.
Категория «общая культура педагога» рассматривается как имплицитно связанная с культурой общества, но применённая к конкретному специалисту - педагогу образовательного процесса. В ней, опираясь на теорию И. Зимней [4], мы выделяем следующие характеристики, которые определяют культуру педагога как субъекта образовательного процесса: уважение педагогом достоинства другого человека и сохранение собственного достоинства в разнообразных ситуациях социального взаимодействия; адекватность педагога ситуациям бытового, профессионального и общественного взаимодействия (его внешний вид, манера поведения, общение, культура быта, труда, отдыха, здорового образа жизни и т.д.]; соблюдение им социокультурных традиций, обычаев и норм в моно- и кросс-культурном взаимодействии; его по-
стоянная готовность использовать общекультурный фонд знаний (гуманитарных, естественнонаучных, экономических, политических, правовых и т.д.] в своей профессиональной деятельности; культура его интеллектуальной и предметной деятельности; непрерывность интеллектуального и эстетического развития педагога; его нравственное самоопределение в основных ценностно-смысловых доминантах современного мира, страны, в сохранении культурной жизни общества; его социальная ответственность за себя, за свое поведение, за благополучие других людей и так далее.
«Профессиональная культура педагога» -категория органично связана с «общей культурой педагога». Профессиональная культура педагога - это закономерное, учебно-воспитательной деятельностью опосредованное, интегральное взаимно детерминированное проявление его специальной квалификации и общей культуры. Сущность профессиональной культуры педагога может быть раскрыта через системные принципы исследования всей совокупности его качеств как высококвалифицированного и высококультурного специалиста и субъекта образования молодежи.
Становление педагогической культуры молодого учителя тесно связано с мотивацией педагогической деятельности. Если объединить выбравших педагогическую профессию в соответствии с их склонностями к обучению и воспитанию, их интересом к учащимся, то лишь немногим более половины будущих учителей выбирают профессию, руководствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их личности.
Нужно отметить, что даже в крайне тяжелых условиях общественно-экономической жизни в России находились замечательные учителя-энтузиасты, чей выбор педагогической профессии был обусловлен мотивами высокой социальной ценности, к которым мы относим чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь], увлеченность предметом и удовлетворение от общения с детьми; осознание высокой миссии учителя; любовь к детям и др.
Главную роль в становлении педагогической культуры молодого учителя, получившего образование и работающего по выбранной специальности, играет профессиональное самовоспитание. В современных условиях приобретает особое значение утверждение К. Д. Ушинского: «Учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образова-нием»[7].
Сложное взаимодействие включенных в процесс формирования ценностных ориентаций феноменов можно представить следующим образом. Ценность - итог общесоциального развития, продукт культуры. Ценностные ориентации - личностный компонент, результат интериоризации личностью ценностей культуры. В своем онтогенезе личность постепенно усваивает определенные социальные ценности, преобразуя их в творческом процессе ценностного самоопределения. Встречаясь с каким-то новым явлением, человек самоопределяется по отношению к нему как ценному или не ценному с позиции уже принятых им ценностей. Оценка выступает инструментом определения ценности данного явления и вместе с тем средством, способом выражения отношения к нему. В результате целого ряда подобных актов образуется устойчивое личностное образование -ценностные ориентации.
Задача образования и состоит в том, чтобы в процессе самоопределения в культуре человек на основе соотнесения своей системы ценностей с общечеловеческими, профессиональными и другими ценностными системами осуществил осознанный выбор и сформировал устойчивую и непротиворечивую систему ценностных ориентаций, способную обеспечить саморегуляцию и самоопределение личности, гармонизацию ее отношений с миром и с самим собой. В свою очередь, достаточно высокий уровень сформированности ценностных ориентаций позволяет человеку избирательно относиться к окружающим явлениям, проявлять надситуативную активность, наиболее адекватно воспринимать и оценивать, устанавливать не только их субъективную ценность (для себя], но и объективную (для всех], то есть ориентироваться в мире материальной и духовной культуры общества.
Результаты опроса учащихся и педагогов в педагогических колледжах Санкт-Петербурга (всего 350 человек], позволили выявить степень влияния профессионально-педагогической культуры педагогов на формирование профессионально-ценностных ориентаций учащихся, их динамику от курса к курсу и установить степень соответствия когнитивного и эмоционального уровня их сформированно-сти реальному поведению и деятельности, направленной на их актуализацию, а также уточнить на основе контент-анализа высказываний учащихся ценностные представления, лежащие в основе данных ориентаций.
Контент-анализ ценностных представлений учащихся о содержании понятия «любовь к детям» позволил уточнить, какой смысл они вкладывают в данную профессионально ценную нравственную категорию. Высказывания студентов свидетельствуют о достаточно разностороннем понимании гуманистического характера данной педагогической ценности, стремлении видеть в ней: умение строить взаимоотношения с детьми на основе равенства (35%]; понимать детей (32%]; интерес, внимание к детям (26°%]; отношение к каждому ребенку как к индивидуальности, личности со своим особым внутренним миром (17%]; сочетание уважения и требовательности к нему (17%]; потребность в общении с детьми, радость от общения с ними (15%]. Вместе с тем лишь незначительная часть студентов ориентирована на действенную любовь к детям, которая проявляется прежде всего в заботе о развитии ребенка, раскрытии его возможностей (6%].
Полученные данные подтверждают, что педагогический процесс в колледжах слабо формирует ценностное отношение студентов к профессии, педагогический идеал их не обладает достаточным объемом, в нем отсутствуют важнейшие качества личности, без ориентации на которые затруднено профессионально-личностное самоопределение и саморазвитие учителя. Становится очевидным, что необходима специальная работа, направленная на развитие профессионально-ценностных ориентаций самого педагога, ибо они являются важнейшим компонентом культуры профессионально-личностного самоопределения и важнейшим условием формирования ценностных ориентаций учащихся.
Итак, структурный и качественный анализ профессионально-ценностных ориентаций педагога и входящих в них ведущих педагогических ценностей обнаруживает их комплексный характер, гуманистическую природу и сущность. Формирование профессиональноценностных ориентаций педагога требует:
- осознания самоценности человеческой личности, ее индивидуальности и общественной сущности, целостности и разносторонности, гармоничности и противоречивости;
- признания развития и становления личности учащегося целью и смыслом педагогической деятельности;
- осмысления педагогом своей профессии как общественного долга, принятого не только разумом, но и чувствами как единство личного и общественного, приносящее высшее удовлетворение человеку, составляющее смысл и счастье его жизни;
- понимания творческой сущности педагогической деятельности, требующей энергии, оптимизма, диалектического отношения к миру, огромных духовных затрат, постоянной работы над собой;
- ориентации на профессионально ценные качества личности педагога, обеспечивающие становление его позитивной профессиональной Я-концепции, самоопределения и саморазвития в профессиональной деятельности;
- ориентации на сотрудничество с учащимися и коллегами, содержательного общения, обмена духовными ценностями и многого другого.
Таким образом, представляя собой постоянно обогащающийся ценностный потенциал общества, профессионально-педагогическая культура не существует как нечто данное, материально зафиксированное, она функционирует, будучи включенной в процесс творчески активного освоения личностью педагогической реальности. Овладение ею осуществляется лишь теми, кто способен к творческому распредмечиванию ценностей и технологий педагогической деятельности. Ценности и технологии наполняются личностным смыслом лишь в процессе творческих исканий и практической реализации.
Литература
1. Белодубровский Е. Дом на Васильевском // Аврора. - 1985. -№ 11. - С. 109-114.
2. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания : учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. - Ростов н/Д : Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.
3. Бордовская Н. В. Диалектика педагогического исследования : Логико-методологические проблемы. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. - 512 с.
4. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Интернет-журнал «Эйдос». -2006. - 4 мая [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.ei-dos.ru/journal/2006/0504.htm. (дата обращения 16.12.13)
5. Ильин Е. А. Рождение урока. - М.: Просвещение, 1986. - 273 с.
6. Послание Президента Федеральному Собранию. 12 декабря 2013 года, Москва, Кремль [Электронный ресурс]. - URL: http:// news.kremlin.ru/news/19825/print (дата обращения: 13.12.2013).
7. Фельдштейн Д. И. Задачи психолого-педагогической науки как ресурса развития современного социума // История и педагогика естествознания. - 2012. - № 2. - С. 11.
8. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. -М.: Просвещение, 1968.
9. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.