Научная статья на тему 'Теоретико-методологические аспекты исследования проблемы профессиональной культуры'

Теоретико-методологические аспекты исследования проблемы профессиональной культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
599
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБЩАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ерохин Даниил Алексеевич

Анализируются основные подходы в социологии к исследованию проблемы профессиональной культуры. Профессиональная культура представлена как условие формирования профессиональных компетенций, культуры труда, как элемент общей и нравственной культуры специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические аспекты исследования проблемы профессиональной культуры»

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Д. А. Ерохин

THEORETICAL-METHODOLOGICAL ASPECTS OF INVESTIGATING PROFESSIONAL CULTURE PROBLEM

Erokhin D.A.

The basic approaches of sociology to the research of professional culture problem are analyzed. Professional culture is presented as a condition of professional competences development, labor culture, as an element of a specialist's general and moral culture.

Анализируются основные подходы в социологии к исследованию проблемы профессиональной культуры. Профессиональная культура представлена как условие формирования профессиональных компетенций, культуры труда, как элемент общей и нравственной культуры специалиста.

Ключевые слова: социология культуры, профессиональная культура, культура труда, профессиональная компетенция, общая культура специалиста.

УДК 316.35

В методологии социогуманитарного знания культура традиционно является одним из самых актуальных и популярных объектов исследования. Многоаспектность и всеобъемлемость феномена культуры предполагает актуализацию изучения того или иного уровня, вида, типа, формы культуры в зависимости от социокультурных условий, от особенностей социального запроса в определенный период жизни общества.

В эпоху становления и развития постиндустриального информационного общества, с его процессами глобализации, интеграции, небывалого ранее уровня коммуникации, необходимо формирование новых взглядов на человеческие ресурсы, соответственно, и на профессиональную социализацию специалистов, структуру, содержание и характер запаса знаний, навыков, ценностных ориентаций, профессиональных компетенций и профессиональную культуру.

Любая сфера человеческой деятельности может быть охарактеризована на основе ее культурной значимости и ценности для человека и общества в целом. Социологическая наука рассматривает культуру как целостное социальное явление, как сложную систему, которая отражает качественное состояние общества. Вместе с тем, культуру возможно интерпретировать через категорию «деятельность» и тогда можно говорить о «профессиональной культуре», «управленческой культуре», «культуре досуга» и т. п.

Профессиональная культура - предмет анализа таких наук, как: культурология,

психология, философская антропология, экономика и, конечно, социология. С появлением индустриальной социологии и социологии культуры, проблема профессиональной культуры становится предметом особой рефлексии, что немаловажно как для современной науки, так и для социальной практики, так как к специалисту XXI века предъявляются принципиально иные, высокие компетентностные требования, соответствовать которым способны профессионалы нового типа, с формировавшейся профессиональной культурой. Каковы контуры и основное содержание профессиональной культуры специалиста XXI века? Что следует понимать под профессиональной культурой?

В теоретико-методологическом плане понятие «профессиональная культура» трактуется исходя из многомерности его содержания, на основе ряда концептуальных подходов.

У истоков исследования проблемы профессиональной культуры стояли О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс. В исследованиях И. Ансоффа, Т. Питерса, Р. Уотермана профессиональная культура анализируется в рамках организационно-управленческой деятельности. В концепциях Ф. Тейлора и А. Фойля профессиональная культура выступает уровнем профессионализма, а образование, специальные познания, администраторские способности, компетентность, интеллектуальные способности являются индикаторами профессиональной культуры.

Рассмотрение профессиональной культуры с точки зрения комплекса социальных ролей, выполняемых в системе общественного производства, присуще исследованиям Г. Минцберга, Д. Маккена, Ч. Марджарисона.

Необходимо отметить, что в рамках социологии культуры П. А. Сорокиным рассматривалось понятие профессии, профессиональной стратификации. Обобщив огромный пласт материала, относящегося к жизни античного, средневекового и современного общества, социолог указал несколько общих тенденций социокультурной динамики. Культура, согласно учению

П. А. Сорокина, становится интегральной лишь тогда, когда общество добивается успеха, балансируя и гармонизируя энергию людей, отданную на службу истине, красоте и добру (1).

Несмотря на то, что дореволюционные социологические подходы в рассмотрении проблемы профессиональной культуры в советский период отечественной социологии были вытеснены марксистской идеологией, в методологии советской и постсоветской современной социологии культуры проблема профессиональной культуры представлена многоаспектно. Вероятно, это можно объяснить тем, что проблема труда и профессиональной деятельности занимала далеко не последнее место в учении К. Маркса и поэтому такая сфера культуры, как профессиональная культура не теряла своей актуальности в советской социологии, а прошедшие проверку временем традиции и подходы отечественной социологической науки в той или иной степени трансформированы и интегрированы современным социологическим познанием.

Когнитивное определение профессиональной культуры как совокупности знаний о производственной ситуации получило развитие и обоснование в работах В. Подмар-кова, Г. М. Кочетова (2).

Наряду с когнитивным аспектом исследования профессиональной культуры в методологии советской социологии был обозначен праксеологический аспект, состоящий в умении использовать полученные знания в профессиональной деятельности. В. Щербина сущность профессиональной культуры определяет через умение работника распорядиться специальными техническими и экономическими знаниями (3). В целом, соглашаясь с приведенными определениями профессиональной культуры, В. Правоторов уточнял: «... профессиональная культура - это не вообще уровень развития личности как таковой, а реализуемый с полной отдачей в профессиональной деятельности» (4).

Данные определения профессиональной культуры раскрывают, по мнению О. Г. Скворцовой, субъективную ценност-

ную природу профессиональной культуры, выражая аксиологический и социально-психологический аспекты понятия. «Реализация личностных качеств в профессиональной деятельности составляет одну из существенных характеристик понятия «профессиональная культура». В известной мере она снимает одностронности аксеологического, гносеологического и праксеологического определений и подходов» (5).

На современном этапе развития исследований проблемы профессиональной культуры, необходимо выделить научные позиции И. М. Моделя, А. И. Кравченко, Г. М. Евелькина.

И. М. Модель в структуре профессиональной культуры выделяет две стороны - праксиологическую (профессиональные навыки, умения, знания, профессиональное сознание, мировоззрение) и духовную, элементами которой являются профессиональная мораль и профессиональная эстетика. В целом, по мнению И. М. Моде-ля, в профессиональной культуре представлены как духовная, так и материальная сторона, характеризующая профессиональные навыки и умения обращения с материальными средствами труда (6).

Профессиональной культурой, по утверждению А. И. Кравченко, должен обладать каждый, кто занят оплачиваемой работой, неважно, в общественном или частном секторе. Профессиональная культура, по мнению ученого, включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. Необходимо различать: а) формальную квалификацию, которая удостоверяется сертификатом (диплом, аттестат, удостоверение) об окончании определенного учебного учреждения и подразумевает систему необходимых для данной профессии теоретических знаний, б) реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в данной области, включающую совокупность практических навыков и умений, т. е. профессиональный опыт (7).

Действительно, в условиях рыночных отношений становятся востребованными такие качества специалиста, как высокий уровень профессиональной компетентности, широкий профессиональный кругозор, уровень его технологической, общекультурной подготовки и психологической подготовленности, умение творчески и продуктивно использовать знания и умения. В профессиональной культуре специалиста находит свое выражение не только связь и взаимодействие общества, личности и профессии, но и вся его индивидуальная культура. Оценивая роль и место культуры личности в системе, обеспечивающей профессиональную эффективность, Г. М. Евелькин указывает на то, что в этом случае необходима оценка общей культуры профессионала через признаки проявления вовне таких личностных показателей, как социальная, политическая, экономическая, экологическая и духовная составляющая индивидуальной культуры. «Одновременно мы сталкиваемся с необходимостью оценки специфической -профессиональной культуры, характеризующей определенное профессиональное сообщество» (8).

Профессиональная культура передается, осваивается, формируется и реализуется в процессе взаимодействия профессионального сообщества (группы) и личности. В деятельности специалиста она проявляется как сочетание профессионально-типичного и индивидуального. В связи с этим утверждением, Г. М. Евелькин приводит интересные аналогии. Во-первых, если исходить из того, что культура является регулятором, то она в определенной степени выполняет со-ционормативную функцию и является тем «ситом», через которое проходят все нормативные предписания конкретного профессионального сообщества. Во-вторых, профессиональная культура, по определению социолога, имеет две составляющие - осознаваемую и бессознательную, то есть -культура как осознаваемая, рефлексивная позиция и диспозиционная структура (габитус по Бурдье). Чем сложнее и неопред елен-нее ситуация, тем в большей степени функционируют осознаваемые позиции, чем она

более рутинна (типична, привычна, стереотипна), тем в большей степени «работает» габитус (9).

Таким образом, в контексте современных социологических исследований интересуемой нас проблематики профессиональная культура определяется не только через профессиональную деятельность, но и как неотъемлемый элемент общей культуры специалиста как личности, а следовательно, профессиональную культуру возможно представить как совокупность мировоззренческих установок и специальных знаний, ценностных ориентаций личности, которые находят свое проявление в ее трудовой деятельности и обеспечивают ее более высокую эффективность. Так, Богданова Л. В. рассматривает профессиональную культуру как своеобразный органический сплав квалификации и нравственности, функционирующей на основе трудовой морали (10).

А. Н. Лымарь полагает, что важным элементом теоретического анализа профессиональной культуры является рассмотрение этой проблемы в соотношении с общей культурой и культурой труда. Профессиональная культура трактуется как «особое взаимодействие работника и профессиональной среды на основе представленных в ней высших образцов трудовой деятельности, обеспечивающее необходимое социуму качество выполнения производственных обязанностей, обусловленных взаимодействием объективных и субъективных факторов» (11).

Согласны с тезисом автора, что стержнем, объединяющим общую и профессиональную культуру, являются общечеловеческие нормы и ценности. В свою очередь, в профессиональной культуре содержатся специфические ценности и нормы, разделяемые только представителями данной профессии.

Профессиональная культура, на наш взгляд, выступает своеобразным отражением и специфической модификацией общей культуры человека в его профессиональной деятельности. Граница между общей и профессиональной культурой достаточно условна и прозрачна. Очевидно, что профес-

сиональная культура, являясь частью общей культуры индивида, может иметь определяющее значении в развитии общей культуры, так, соответственно, и общая культура предопределяет особенности формирования и развития профессиональных навыков, профессионального мышления и поведения.

Исследование проблемы профессиональной культуры предполагает также рассмотрение темы культуры труда. Интересно в связи с этим замечание А. Н. Лымарь, согласно которому общая культура, культура труда и профессиональная культура соотносятся как общее, особенное и единичное. С. Губина формулирует понятие профессиональной культуры как внутреннюю осознанную потребность в труде, готовность и способность трудиться в полную меру своих сил на благо общества (12). Культура труда выступает всеобщей характеристикой трудового процесса с точки зрения реализации в нем личности специалиста. Понятие же профессиональной культуры совсем не тождественно культуре труда, профессионализму или же профессиональному мастерству. Профессиональная культура, выступая подсистемой общей культуры личности, включает в себя и культуру труда, и профессионализм, при этом не ограничивается только этими составляющими. Профессиональная культура характеризует помимо этого еще и социально-нравственные качества человека.

Главным действующим лицом постиндустриализма - человеком - движет не забота о хлебе насущном, а потребность в преодолении социально-экономического и политического отчуждения, освобождении от обезличивающей массовости индустриального общества, самореализации и самоутверждении в творчестве. «В этом смысле человек становится не только носителем «всеобщих производительных сил» (в научном обществе основой любого производства становится знание), но и основной целью культурного развития» (13).

Деятельность «многомерного человека» постиндустриального общества неразрывно связывается с коренными преобразованиями самого характера труда. Труд в привычном его понимании как процесс воз-

действия человека на вещество природы, исчезает. На место абстрактного труда («труда вообще»), овеществленного в массе стоимостей, создающего всю совокупность материальных богатств, приходит всеобщий («универсальный») труд как свободная творческая деятельность человека в области науки, культуры, информации и, что не менее, а может быть и более важно, производство самого человека.

Всеобщий труд всегда индивидуален, независимо от того, совершается ли он в огромных коллективах или является деятельностью одиночек. Он опирается, как правило, на всю совокупность научных знаний, достижений культуры, традиции, духовные ценности, накопленные человечеством. По своей природе всеобщий труд не поддается той регламентации, которая обычно характерна для абстрактного труда индустриального типа, объединяющего под крышей отдельных производств сотни и тысячи людей.

Всеобщим же он назван потому, что люди интеллектуальных профессий интегрируют в своем творчестве, если пользоваться определением

В. Библера, во «всеобщую культуру мышления». То, что составляет совокупность достижений человеческой истории, преломляется, фокусируется, воплощается в деятельности одного человека, то есть в работе ученого, художника, учителя соединяются вместе результаты труда множества людей, которые жили в разные исторические эпохи на различных континентах (14).

Таким образом, основы профессиональной культуры формируются в процессе индивидуального развития личности еще до прихода в профессиональную среду, так как процесс формирования общей культуры «предвосхищает» становление профессиональной культуры. В процессе освоения конкретного труда личность осваивает и те культурные типы, подходы, оценки, которые характерны для данной деятельности. Общая и профессиональная культура, культура труда, взаимодействуя между собой, интегрируются в систему социальных регуляторов и превращаются в индивидуальные нормы, определяя жизненные позиции, нормы и

правила, определяющие поведение индивида и его отношение как к окружающей реальности, так и к собственной профессиональной деятельности.

Современная профессиональная культура развивается в условиях возрастания внимания общества к культуре взаимодействия. В деловой сфере человек играет ряд специфических ролей - специалиста, работника, исполнителя, руководителя, подчиненного, коллеги и т. д. Недостаточный учет особенностей всех деловых взаимоотношений с партнером (от внешнего вида представителей и манер их поведения, до способов регистрации необходимой в деле информации), различные требования, нормы и правила, существующие в нашей стране и в других странах, приводят к серьезным конфликтам.

В профессиональной деятельности степень сформированности составляющих профессиональной культуры могут не совпадать: хороший специалист с отсутствием нравственной личностной основы или порядочный человек, но посредственный специалист. И тот, и другой вариант - явление негативное в профессиональной деятельности.

В структуре деятельности специалиста типология его профессиональной культуры в значительной степени определяется его специальностью и профессией. Если для врача, преподавателя нравственный аспект составляет элемент не только духовной культуры, но и является основой их профессиональной культуры, то для строителя, инженера - это своеобразная конструкция, которая во многом определяет устойчивость и расширяет возможности реализации его профессиональных качеств. Но, в любом случае, нравственная составляющая профессиональной культуры не является ненужным багажом для любого специалиста.

Развитие духовного блока профессиональной культуры специалистов актуализирует и фактор возрастания ответственности работников за свои профессиональные действия: в наше время последствия неправильных решений людей, в том числе и затрагивающих природный фактор, отражаются на

жизнедеятельности людей не через сто, тысячу лет, как это было ранее, а на жизни этого же поколения. Поэтому профессиональный уровень специалиста, его нравственная культура должны служить гарантом надежности, стабильности. Не случайно понятие ответственности сегодня становится ключевым в характеристике профессионала, С. П. Иваненков называет «ответственность» важнейшим критерием успешной социализации (15). Высокая степень нравственной культуры, прежде всего руководителя, определяет как взаимоотношения людей, находящихся у него в подчинении, способствует созданию морально здоровой атмосферы в коллективе, так и успех общего дела.

С помощью коммуникативной этики как компонента профессиональной культуры личности человек предотвращает возникновение психологических трудностей и прогнозирует результативность межличностного и делового профессионального взаимодействия.

Как уже было нами отмечено, современное общество испытывает потребность в профессиональной культуре нового, инновационного типа, позволяющей эффективно решать задачи, обусловленные сложностью и динамичностью социокультурной ситуации в стране и в мире в целом. Полагаем, что одним из основных условий инновационной трансформации профессиональной культуры выступает компетентностный подход, который, с одной стороны, выступает показателем уровня профессионализма и профессиональной культуры, а с другой стороны, является неотъемлемым элементом профессиональной культуры современного сообщества профессионалов и в том числе профессиональной культуры специалиста.

Постоянная согласованность между профессиональной культурой и профессиональными компетенциями - особенность современного профессионального мира, как полагает Р. Герцог. «Выученное устаревает в новой профессионально-трудовой сфере очень быстро. Предъявляются новые требования: речь идёт об обучении в течение всей жизни, которое должно сочетаться с творчеством, умением работать в команде и лич-

ной ответственностью. .Все это я хотел бы назвать очень обобщенно «жизненной компетенцией» человека.. Под этим я понимаю, по крайней мере, следующие качества: самостоятельность, способность устанавливать отношения, готовность брать на себя ответственность, надёжность, креативность, способности к наблюдению и восприятию, умение высказывать собственное мнение, терпимость, открытость миру и культуре» (16).

Поскольку компетентностный подход напрямую связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания индивида не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и с развитием кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формированием гуманистических ценностей. Все это составляет специфику компетентностного подхода.

Процесс становления и развития профессиональной культуры О. Г. Скворцова представляет рядом фаз или стадий: безотчетная (неосознанная) некомпетентность, осмысленная или разумная некомпетентность, безотчетная компетентность и добросовестная (осмысленная) компетентность. Последняя стадия, как полагает социолог, стадия добросовестной компетенции - выражает собой профессиональную компетентность как высшую степень и качество накопленных специалистом знаний, умений и опыта (17).

Возможно, что подобную логику становления профессиональной компетенции в контексте развития общей и профессиональной культуры специалиста, поможет объяснить синергетический подход. В последних работах И. Р. Пригожина и Г. Хакена активно обсуждаются идеи саморедукции системы, самопорождения смыслов (18). В несводимых динамических системах акт редукции происходит непрерывным образом, система как бы постоянно измеряет саму себя, рождая новую информацию и с возникновением иерархии времени в большей части системы долгоживущие переменные становятся параметрами порядка нового гомеостаза, подчиняющие себе систему посредством совокупности отрицательных обратных связей.

Становление, в данном контексте есть прежде всего процесс самопорождения из хаоса параметров порядка, посредством которого реализуется эволюционный ценностный отбор, рождение, упаковка и сжатие информации.

Условно говоря, профессиональная культура, являясь подсистемой системы общей культуры, в период хаотической эволюционной фазы получает информацию из целостного источника, происходит восприятие, синхронизация и гармонизация системы. Формирование профессиональной компетенции - в неявной форме результат воздействия динамического хаоса на систему профессиональной культуры. Понятие замкнутой, изолированной системы становится недостижимой идеализацией. Профессиональная компетенция формируется по закону синергетики: от хаоса к порядку и наоборот, так как становление профессиональной компетенции в рамках профессиональной культуры не есть раз и навсегда сформировавшаяся данность, развитие профессиональной компетенции - процесс не ограниченный во времени. Профессиональная среда, в которой находит себя индивид, предстает как пространство возможных путей обретения новых смыслов, открытий и диалогов, новых элементов профессиональной компетенции, генезис и эволюция которых не может не сопровождаться кризисными, переходными, хаотическими моментами.

Своеобразным отражением согласованности между общей и профессиональной культурой специалиста, выступает коммуникативная компетентность, которая раскрывается в отношении к людям, умении контролировать и регулировать свое поведение, доказывать, грамотно аргументировать свою позицию, добиваться реализации коммуникативной интенции с помощью вербальных и невербальных средств и технологий, т.е. продуктивно разрешать профессиональные ситуации.

Таким образом, резюмируя все вышеизложенное, необходимо отметить следующее: исследование современной профессиональной культуры с социологической точки зрения своевременно и актуально. В работах

классиков отечественной и зарубежной социологии профессиональная культура рассматривается в целом как социальный феномен, через культуру труда специалиста, посредством деятельностного подхода. Однако работ, посвященных социологическому изучению профессиональной культуры современного специалиста, явно недостаточно. Данная проблема требует дальнейшей теоретической разработки и проведения эмпирических исследований.

Под профессиональной культурой специалиста XXI века следует понимать культуру нового, инновационного типа, в которой профессиональная компетентность не ограничивается лишь профессионализмом и профессиональным мастерством. Компетентностный подход, востребованность в котором проявляется сегодня во всех сферах жизни общества, выступает показателем уровня профессионализма и профессиональной культуры, является неотъемлемым элементом профессиональной культуры современного сообщества профессионалов и в том числе культуры труда специалиста.

Профессиональная культура и культура труда - отражение общей культуры человека в его профессиональной деятельности. Граница между общей и профессиональной культурой, культурой труда достаточно условна и прозрачна. Профессиональная культура, являясь частью общей культуры индивида, может иметь определяющее значении в развитии общей культуры, так, соответственно, и общая культура предопределяет особенности формирования и развития профессиональных навыков, профессионального мышления и поведения.

Формирование основ профессиональной культуры возможно объяснить исходя из теоретических предпосылок синергетики. Профессиональная среда современного постиндустриального общества предстает как пространство возможных путей обретения новых смыслов, открытий и диалогов, новых элементов профессиональной компетенции. Постиндустриальная профессиональная культура, культура труда не только диверсифицируется, не только приобретают но-

вые, непривычные и необычные формы, но и предполагают в качестве своего основания нравственную культуру личности специалиста, сочетание профессиональных способностей, знаний, умений, навыков и опыт при достаточно высоком уровне коммуникативной компетенции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Подмарков В. Введение в промышленную социологию. - М., 1972.; Кочетов Г. М. Механизмы процесса профессионализации. -Томск, 1975.

2. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

3. Щербина В. Ф. Культура экономики. - М., 1986. - С. 28.

4. Правоторов В. Воспитательный процесс в высшей школе: его эффективность. - Киев, 1988. - С. 197.

5. Скворцова О. Г. Профессиональная культура преподавателя вуза: управленческий аспект: Дис.... канд. социол. наук. - Новосибирск, 2003. - С. 22-23.

6. Модель И. М. Профессиональная культура муниципального депутата: Теоретико-символический анализ. - Екатеринбург, 1993.

7. Кравченко А. И. Культурология. - М., 2001.

8. Евелькин Г. М. Культура как элемент профессиональной готовности личности // Личность. Культура. Общество. - 2004. - Вып. 4 (24). - С. 260.

9. Евелькин Г. М. Культура как элемент профессиональной готовности личности // Личность. Культура. Общество. - 2004. - Вып. 4 (24). - С. 262-263.

10. Богданова Л. В. К вопросу о культуре профессионального общения // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвящен-

ный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 3. -С. 69.

11. Лымарь А. Н. Профессиональная культура педагогов высшей школы: социологический анализ: Автореф. дис.... канд. социол. Наук.

- М., 2008. - С. 9-10.

12. Губина С. Трудовое воспитание студентов: методология, теория, управление. - М., 1986. - С. 27.

13. Мунтян М. Постиндустриально-информа-ционное общество как концепция новой глобальной цивилизации // Безопасность Евразии. - 2001. - № 2. - С. 436.

14. Библер В. С. От науковедения - к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. - М., 1991. - С. 172, 181183.

15. Иваненков С. П. Проблема социализации человека в работах классиков буржуазной и современной западной философии // Credo. -1997. - № 5.

16. Herzog, Roman; Rede zur Eröffnung des Paderborner Podiums im Heinz Nixdorf-MuseumsForum am 9. Juni 1998..

17. Скворцова О. Г. Указ. соч. - С. 27.

18. См.: Пригожин И. Р., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадоксов времени.

- М., 2000.; Хакен Г. Синергетика как мост между естественными и социальными науками // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. -М., 2003.

Об авторе

Ерохин Даниил Алексеевич, Ставропольский государственный университет, аспирант кафедры истории и философии науки. Сфера научных интересов - профессиональная культура научного сообщества в современном российском социуме.

erokhin@stavsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.