Научная статья на тему 'Социальное конструирование профессиональной культуры в современном российском обществе'

Социальное конструирование профессиональной культуры в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
643
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONAL CULTURE / PROFESSION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Максимова Л. Н.

Рассматривается структура профессиональной культуры в современном российском обществе. Анализируются факторы, влияющие на формирование профессиональной культуры. Приводится авторское определение профессиональной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL CULTURE IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

The article presents the structure of professional culture in modern Russian society. Different factors are considered in the paper to analyze the diversity of the phenomenon. The aim of the article is to give the definition of professional culture.

Текст научной работы на тему «Социальное конструирование профессиональной культуры в современном российском обществе»

УДК 316.72

Л.Н. Максимова

СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Рассматривается структура профессиональной культуры в современном российском обществе. Анализируются факторы, влияющие на формирование профессиональной культуры. Приводится авторское определение профессиональной культуры.

Профессиональная культура, профессия, профессиональное развитие, профессионализм

L.N. Maximova

SOCIAL DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL CULTURE IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

The article presents the structure of professional culture in modern Russian society. Different factors are considered in the paper to analyze the diversity of the phenomenon. The aim of the article is to give the definition of professional culture.

Professional culture, profession, professional development, professionalism Профессиональная культура есть в каждой профессии, независимо от того, в общественном или частном секторе экономики она находится. Она включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда1. Это определение уточняет В. Межуев, который считает, что профессиональная культура - совокупность норм, правил и моделей поведения людей2, и, следовательно, относительно замкнутая система, связанная со спецификой деятельности людей в современных условиях труда.

Кроме того, говоря о профессиональной культуре, необходимо ввести такое определение, как профессиональная стратификация, детально рассмотренное в трудах П. Сорокина. Он считает, что профессия - это «обычно длящееся занятие индивида, дающее ему средства к существованию»3. В основе научного труда П. Сорокина «Социальная мобильность» лежит теория социальной стратификации, в структуре которой рассматриваются низшие и высшие профессии4. Итак, существование профессиональной стратификации устанавливается из двух основных групп фактов. Очевидно, что определенные классы профессий всегда составляли верхние социальные страты, в то время как другие профессиональные группы всегда находились у основания социального конуса. Важнейшие профессиональные классы не располагаются горизонтально, то есть на одном и том же социальном уровне, а накладываются друг на друга.

С другой стороны, феномен профессиональной стратификации обнаруживается и внутри каждой профессиональной сферы. Профессиональная стратификация, таким образом, проявляется в этих двух основных формах: в форме иерархии основных профессиональных групп (межпрофессиональ-ная стратификация) и в форме стратификации внутри каждого профессионального класса (внутри-профессиональная стратификация) 5. Возьмем ли мы область сельского хозяйства или промышленности, торговли или управления, или любые другие профессии, занятые в этих сферах люди стратифицированы на многие ранги и уровни: от верхних рангов, которые осуществляют контроль, до нижних, которых контролируют и которые по иерархии подчинены своим «боссам», «директорам», «авторитетам», «менеджерам», «шефам».

Согласно теории социокультурной динамики П. Сорокина, на формирование культуры влияют объективные и субъективные факторы6. Придавая большое значение культуре общества и считая, что современная ему культура находится в кризисе, он полагал, что в основе человеческой активности и деятельности лежат ценности. Взяв за основу концепцию П. Сорокина, мы склонны считать, что, в свою очередь, объективные и субъективные факторы влияют и на профессиональную культуру. К объективным факторам мы относим государственную политику в сфере труда, профессиональноквалификационную структуру общества, профессиональные приоритеты и предпочтения, степень усвоения демократических ценностей, совокупность социально-профессиональных отношений, признание профессионального мастерства. Это выражается в заинтересованности общества увеличить количество профессионалов, обозначить профессионально значимые отрасли для развития экономики, поддержать профессиональные сообщества приоритетных для страны отраслей экономики, а также в особенности партнерских связей на рынке труда и стимулировании профессионального мастерства в виде наград, премий и почестей. Общая и профессиональная культура, профессиональное образование, профессиональная идентификация, мотивация труда и ценностные ориентации, профессиональные знания и профессиональный стаж, а также профессиональное призвание относятся к субъективным факто-

1 Мудрик А.В. Социализация и смутное время. М., 1990.

2 Межуев В.М. Современное знание о культуре. СПб., 2008.

3 Сорокин П. А. Система социологии: в 2 т. М., 1993. Т. 2. С. 182.

4 Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 356.

5 Сорокин, П. Социальная стратификация и мобильность // Питирим Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. (Серия «Мыслители XX века»). М., 1992. С. 322.

6 Сорокин П. Социальная и культурная динамика. М., 2006.

246

рам. Они характеризуются повышенным вниманием к личности профессионала, к выбору профессиональной деятельности, к процессу вхождения личности в профессию, к построению карьеры, готовности повышать свою квалификацию и совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Все вышеперечисленные факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Как видим, объективные и субъективные факторы профессиональной культуры помогают раскрыть профессиональное развитие личности и способствуют формированию профессионализма как характеристики профессионально-трудовой деятельности и фактора формирования профессиональной культуры.

Профессиональное развитие личности не сводится лишь к совершенствованию ее внутренних психологических структур. Профессионализация личности является неотъемлемой составной частью ее социального и культурного развития. Н. Крылова считает, что практическое решение вопросов профессионализма и профессионального развития человека во многом зависит от возможностей философского осмысления этих проблем, изучение которых для отечественной социальной науки приобретает особую значимость1. Будучи важнейшей социальной характеристикой личности и качеством человеческой трудовой деятельности, профессионализм представляет собой не только психологическую и этическую, но главным образом социальную проблему.

Интересно будет продолжить применение парадигмальных подходов для рассмотрения профессионализма с социологической точки зрения, а именно: позитивистские толкования, критическое знание, герменевтический подход. Это семантическое и концептуальное поле соотносимых понятий поможет исследовать его сущностные характеристики и сформулировать авторское определение профессионализма как основного фактора профессиональной культуры.

Одной из важнейших движущих сил социальной динамики, согласно структурному функционализму, становится профессионализм как сложное, многоаспектное явление, предполагающее «общее здоровье социального тела»2, усиление социальной активности личности и повышение степени ее ответственности как за собственную судьбу, так и за эффективность экономических процессов в обществе. Р. Мертон3, исследуя профессионализм, акцентировал внимание на институциональном альтруизме, а именно бескорыстии, которое он относил к образцу профессионального поведения. Моральным долгом, по его мнению, должен обладать каждый профессионал, делая при этом для клиента гораздо больше, чем необходимо по роду его профессиональной, трудовой деятельности.

Атрибутивный подход характеризуется повышенным вниманием к профессиональной компетентности. Представители этого подхода, начиная с 1915 г., пытаются определить список атрибутов профессионализма, которые бы соответствовали идеальному типу профессионала. Д. Миллерсон перечисляет следующие атрибуты профессионала, демонстрируя нормативную (идеальную) модель4: занятость на основе применения навыков, базирующихся на теоретическом (системном) знании; специализированное образование и обучение этим навыкам; особая компетентность, гарантированная сданными экзаменами; наличие определённого кодекса поведения, обеспечивающего профессиональную идентичность; исполнение формально очерченных служебных обязанностей на благо общества; членство в профессиональной ассоциации.

Н. Смелзер считает, что термин «профессионал» означает знание и любовь человека к своему делу. Все профессионалы ... придерживаются определённых принципов... Многие профессионалы имеют высокий статус, преданы своему делу и чувствуют удовлетворение от работы. Полупрофессионалы ... имеют «промежуточный» статус и могут иметь некоторый дискомфорт на работе»5. Таким образом, важную роль в профессионализме играют профессионально-этические ценности, профессиональное призвание и служение в профессии, которые определяют поведение представителей профессии в сфере трудовой деятельности. Только профессионалы и профессионализм формируют основу профессиональной культуры. Формальное наличие диплома не является показателем уровня профессиональной культуры, так как отсутствует интерес к развитию и формированию профессиональной культуры.

Макроуровень изучения проблем профессиональной культуры зародился в работах интеракциони-стов. Например, согласно теории черт Г. Беккера профессионализм, вслед за профессией, можно рассматривать в качестве обычного социального ярлыка, возникшего в сфере разделения труда6. Данное смещение акцентов позволило сторонникам интеракционистской парадигмы выступить с критикой образа действий профессиональных групп, часто прибегая к обнародованию примеров поведения специалистов, не совме-

1 Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М., 1990. С. 19.

2 Durklieim E. The Division of Labor in Society. N.Y., 1933.

3 Merton R.K. Social Research and Practicing Professions. Cambridge, Massachusetts, 1982.

4 Millerson G. The Qualifying Associations: A Study in Professionalization. L., 1964.

5 Смелзер Н. Социология: пер. с англ. М., 1997. С. 511.

6 Беккер г. аутсайдеры: социологическое исследование отклоняющегося поведения. М., 1994. С. 23.

стимого с этическим кодом. В то же время сами интеракционисты не выдерживают критических замечаний в свой адрес. Наиболее значимыми «недочетами» этого научного подхода можно считать сосредоточенность их анализа на микроуровне в ущерб макросоциологическим исследованиям1; отсутствие основательной эмпирической базы, а также практически полное отсутствие рассмотрения структурной и исторической подоплеки, объясняющей привилегии профессий с точки зрения дохода, статуса и власти.

Сформулируем определение профессионализма в рамках позитивистского подхода. Профессионализм - способность осуществлять профессиональную деятельность на основе профессиональной компетентности, профессиональной этики, а также умения постигать, сохранять, производить и транслировать новые культурные ценности в профессиональной деятельности. Профессионализм -это индикатор профессиональной культуры, обозначающий качество человека, способного эффективно применять теоретические и практические знания в трудовой деятельности.

Критический подход, включающий марксистское, неомарксистское и неовеберианское направление, тесно взаимосвязан с понятием «профессионализм». В контексте данного подхода подразумевается контроль над организацией работы и контроль над потребностями клиентов2. Исследование Л. Болтански и Л. Тевено3, работающих в рамках социологии критической способности, позволяет нам сделать вывод о том, что после «бури и натиска» 60-х термин «профессионализм» приобретает расплывчатый смысл и становится универсальной категорией. Представители неовеберианского подхода М. Ларсон и Э. Эбботт4 считают, что профессионализация - это процесс, целью которого является достижение статуса профессии. Статус профессионала, в свою очередь, позволяет профессиональной группе отстаивать свои интересы в области зарплаты, профессионального статуса и властных структур.

Принципы профессионализма исподволь насаждаются, используя терминологию М. Фуко, теми репрессивными «телами власти», что патронируют и муштруют во вверенной их опеке сфере, пытаясь претворить ее в образцовое «дисциплинарное пространство», - и вряд ли профессиональные стандарты способны вырабатываться без жесточайшей пристежки к довлеющим механизмам надзора и подчинения5. Сразу возникает круг вопросов, связанных с самим определением профессионализма и его изменением в различные периоды истории культуры.

Процесс профессионализации описывается6 как серия конфликтов между разными профессиональными видами деятельности или между профессиональными видами деятельности и общественностью. Ярлык «профессионала», по мнению Т. Щепанской, становится условностью, которая приобретается и определяется социально-рыночным успехом и свободно конвертируется только внутри профессионального сообщества или социального института7. В настоящий момент термин «профессиональность» зачастую подменяется термином «технологичность», что, на наш взгляд, не одно и то же.

Анализируя множество различных профессиональных традиций, Т. Щепанская пришла к выводу о некоторых общих для них элементах - стереотипах поведения, знаковых системах, мотивах неформального дискурса и структурах межличностных взаимоотношений8. С точки зрения их социальной прагматики, эти элементы выступают в качестве средства конструирования статуса профессионала, при этом весь комплекс профессиональных традиций распадается на две группы: отношения «профессионал - объект деятельности» и «профессионал - сообщество».

Современные исследователи продолжают активно проводить исследования и в рамках критического подхода. Некоторые из них считают9, что профессионализм утратил свойство исключительного и редкого явления. Профессионализм теперь ожидается от всех и повсюду. Но хотя понятие «профессионал» и было подвергнуто существенному переопределению, все же смыслы статусных привилегий, специализированных компетенций, автономии и доверия отнюдь не исчезли полностью из его семантического поля. Определение профессионализма во многом согласуется с моделями государства всеобщего благосостояния Г. Эспинг-Андерсона10.

1 Saks M. Professionalism and Health Care // Sociological Perspectives on Health, Illness and Health Care. Oxford, 1998. P. 104.

2 Johnson, T. Professions and Power. L., 1972. Р. 58.

3 Болтански Л., Тевено Л. Социология критической способности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Том III. № 3. С. 66-83.

4 Abbot A. The Sociology of Work and Occupation // Annual Review of Sociology. 1993. Vol. 19. P. 187-209.

5 Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: пер. с польск. С.М. Червонной. М., 2005. С. 412.

6 Сало Е. Трехкомпонентная модель изучения социального статуса врачей традиционной медицины // Антропология профессии: границы занятости в эпоху нестабильности / под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. М., 2012. С. 197.

7 Щепанская Т.Б. Антропология профессий // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. № 1. С. 23.

8 Там же. С. 141.

9 Ярская-Смирнова Е., Романов П. Те самые профессии: шкалы престижа и рамки публичности // Антропология профессий: границы занятости в эпоху нестабильности: сб. науч. ст. / под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой (Библиотека Журнала исследований социальной политики). М., 2012. С. 12.

10 Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism. Cambridge: Polity Press, 1990.

248

Сформулируем авторское определение профессионализма в рамках критического подхода. Мы считаем, что профессионализм - способность согласовывать свою профессиональную деятельность с нормативными требованиями профессионального сообщества, потребностями клиентов на основе социального и этического самоопределения специалиста.

В рамках герменевтического подхода, соответствующего понимающей социологии, активно работал М. Вебер1. Он полагал, что профессионализм основан на профессиональной системе уникальных знаний. Для поддержания и признания авторитета профессионалов он советовал придать профессиональной компетенции статус автономности. В основе исследовательских работ С. Квале2 и И. Гофмана3 применительно к профессионализму упоминаются гармония, взаимопонимание и взаимодействие. Микроуровень изучения профессионализма как фактора профессиональной культуры сводится к «субъективизации» профессии, то есть, на первый план анализа выдвигается рефлексивное содержание профессиональной деятельности (удовлетворённость работой, профессиональное самочувствие, профессиональный выбор, профессиональные ценности)4. По Э. Хьюзу, основа профессионализма - это взаимодействие, в результате которого меняется способ человеческого поведения. Желание сделать карьеру является определяющим мотивом5. Мотив очень важен, именно он способствует формированию и обретению профессиональной идентификации и получению статуса профессионала.

Опираясь на теоретические основания герменевтического подхода, сформулируем определение профессионализма. Профессионализм - гармоничное взаимодействие субъектов профессиональной деятельности, стремящихся к социальной активности, имеющих высокий уровень профессиональной идентификации и способных нести ответственность за результаты осуществляемой ими профессиональной деятельности.

Несмотря на кажущуюся равноценность и взаимозаменяемость понятий «профессионализм» и «профессиональная культура», они значительно отличаются друг от друга. На наш взгляд, понятие «профессионализм» раскрывает операциональную особенность любой профессионально-трудовой деятельности. Профессионализм многогранен и может быть одновременно результатом профессиональной деятельности, характеристикой этой деятельности и основным фактором формирования профессиональной культуры.

Для индивида принадлежность к определённой профессии означает, с одной стороны, идентификацию с какой-либо значимой целью, придающей смысл всей его жизни, а с другой - являет собой некий достаточно объективный критерий личных достижений. Профессиональная организация означает, что сами специалисты осуществляют в известных пределах контроль над ресурсами и привилегиями. Это даёт основания рассматривать профессиональные знания как своего рода собственность. И, наконец, каждая профессия старается четко ограничить круг вопросов, относящихся к компетенции специалистов в своей области профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность как один из важнейших видов человеческой деятельности нашла отражение в трудах ведущих представителей социальной философии и социологии. Подходы к выявлению сущности профессиональной деятельности, обусловленной общественным разделением труда, развиваются в традициях, заложенных К. Марксом6, Э.Дюркгеймом7 и М. Вебером8. Исторически сложившиеся формы общественного разделения труда обусловливают социальную потребность в профессионалах, способных выполнять определенные виды профессиональной деятельности.

Э. Хьюз утверждает, что во всех человеческих обществах труд является объектом моральных правил и социального контроля. Кроме того, в наши рассуждения о профессионализме и профессионально-трудовой деятельности уместно включить понятие рациональности, то есть деятельность на основе науки и знания технологий в своей области, и следования моральному обету, профессиональной этике. Профессиональная структура, согласно М. Веберу, различается в зависимости от степени развития типичных профессий вообще; уровня профессиональной стратификации и специализации; уровня и способа профессиональной стабильности и подвижности. В состав профессии, по его мнению, включается любое занятие, дающее заработок. М. Вебер, в отличие от современного понимания профессии, которое требует обязательного «общественного признания», считал, что профессиональ-

1 Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избранные произведения: пер. с нем. М., 1990.

2 Квале С. Исследовательское интервью. М.: «Смысл», 2003.

3 Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000.

4 Александрова Т.Л. Методологические проблемы социологии профессий // Социс. 2000. № 9. С. 42; Т.Л. Александрова. Методологические проблемы социологии профессий // Социологические исследования. 2000. № 8. С. 11-17.

5Хьюз Э.Ч. Институциональная должность и персона // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер.11. Социология. 2003. № 4. С. 133-134.

6 Маркс К., Энгельс Ф. Капитал // Собр. соч. 2-е изд. М., 1991. Т. 23.

7 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

8 Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избранные произведения: пер. с нем. М., 1990.

ная деятельность должна в первую очередь отвечать требованиям индивида в обеспечении средств к существованию, и только потом - потребностям общества. Постоянство занятия, необходимость обучения, уровень квалификации, характер применяемых способностей являются атрибутами «стабильных» профессий. В современном обществе профессиональная деятельность призвана отвечать не только требованиям индивида, но и потребностям общества. В результате ценностные ориентации труда деформировались. Появившаяся коммерциализация трудовых и профессиональных отношений способствует прагматизации ценностных трудовых ориентаций. Самое главное - это добиться успеха и приобрести профессиональный имидж. Понятия имиджа и профессионализма часто рассматриваются как равнозначные.

Имидж, так же как профессионализм, имеет свои критерии, его можно оценить по количеству приглашений, числу поклонников, индексу цитируемости или упоминаемости в СМИ, тиражу, количеству посещений, кроме того, коммерческому успеху и личному благосостоянию. Соответственно можно сделать вывод о том, что в современной профессиональной культуре происходит девальвация ценностей. Интеллектуальность в данном контексте также теряет свое истинное первоначальное значение, речь, скорее, идёт о статусе полученного образования, владении символами и языком интеллектуальной среды. Ценным становится узнавать цитаты, видеть и различать культурные знаки.

С новыми тенденциями изменяется также внутренняя структура профессионализма. Иерархия упраздняется, её заменяют системы, в которых компетенция становится важнее статуса. Как считает С.А.Дружилов, профессионализм человека - это не только достижение им высоких производственных показателей1, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека.

Обратимся к восприятию проблематики формирования отношения к профессиональнотрудовой деятельности по материалам вторичного эмпирического исследования. В нашем вторичном анализе мы используем массив эмпирических данных, который был получен в ходе социологического исследования отношения к труду, трудовой деятельности в различных странах. Исследование проводилось в 31 стране мира. Время проведения полевого этапа исследования в России с 20 по 24 января 2006. Исследование проведено Левада-центром. Выборка - стратифицированная по демографическим показателям респондентов и типам населенных пунктов N=1600. Мы будем сравнивать отношение к трудовой деятельности в нескольких странах и интерпретировать результаты с точки зрения мотивированности и ценностного восприятия профессиональной деятельности. Анализ будет основан на сравнении культурных стереотипов граждан различных стран о профессиональной деятельности.

Из всего списка стран (более 30 в оригинальном исследовании) мы выбрали несколько, которые, на наш взгляд, позволяют контрастно увидеть различия в отношении к профессиональной деятельности. При этом мы оставили в списке несколько стран, являющихся типичными представителями образа западной профессиональной культуры (Великобритания, Канада, США, Швеция). Кроме этого, мы оставили в списке сравниваемых стран Россию и Болгарию. Последняя интересна для нас с точки зрения раскрытия отличительных особенностей, если таковые существуют, профессиональной культуры бывшей социалистической страны, интегрированной в европейское сообщество.

Один из первых исследовательских вопросов касается отношения к трудовой профессиональной деятельности как таковой. Нас интересует то, какое место эта деятельность занимает в жизни респондентов по отношению к иным видам деятельности - семье, домашним делам, досугу, общению с друзьями. Респондентам задавался вопрос о том, как они распорядились бы дополнительным свободным временем, какой из предложенных областей их жизни они хотели бы уделять больше времени, чем сейчас, чему - меньше, а чему - столько же времени, сколько сейчас? Ответы на этот вопрос, на наш взгляд, позволяют увидеть различия в отношении к трудовой деятельности в выбранных для сравнения странах.

Наличие статистически значимых смещений в ответах респондентов позволяет говорить о том, что респонденты из Болгарии значительно отличаются от респондентов остальных стран. Они гораздо чаще говорят о том, что хотели бы работать гораздо больше - около 41%. В остальных странах этот вариант ответа выбирают намного реже (максимальный процент ответа -11% в США). С точки зрения регулирования рабочего времени мы имеем три группы. Первая группа представлена Болгарией. Значительная часть респондентов этой группы желает увеличения продолжительности рабочего дня и, соответственно, заработков. Вторая группа представлена США, Россией и в меньшей степени Великобританией. Изменения касаются уменьшения по сравнению с Болгарией доли респондентов, желающих работать больше, и удовлетворенности текущим распределением времени между различными видами деятельности. При этом Россия по распределению ответов практически совпада-

1 Дружилов С.А. Профессионализм субъекта труда: интегративный подход // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-го Всерос. съезда психологов: в 8 т. СПб., 2003. Т. 3. С. 154.

250

ет с распределением для США. И наименьшее желание в увеличении рабочего времени свойственно представителям еще одной группы - Канады и Швеции. Мы понимаем, что на ответы респондентов влияют не только их субъективные оценки необходимого для трудовой деятельности времени, но и иные параметры профессиональной деятельности - удовлетворенность содержанием и характером работы, профессиональный опыт, возраст, профессиональные нормы поведения. В таблицах приведены проценты по столбцу и стандартизированные остатки, которые свидетельствуют о наличии или отсутствии статистически значимого смещения относительно ожидаемой частоты ответов.

Другим аспектом отношения к профессиональной деятельности является отношение респондентов к профессиональной деятельности с точки зрения соотношения ее значимости как источника не только финансов, но и творческих вызовов, профессионального развития и не только. В опросе респондентам предлагалось ответить на вопрос о том, рассматривают ли они свою профессиональную деятельность только как источник денег или это отношение имеет более сложную структуру. И в этом случае респонденты из Болгарии существенно отличаются от остальных стран. Почти 80% из них отвечают утвердительно на этот вопрос, значительно опережая остальные страны по доле согласных с этим утверждением. При ответе на этот вопрос наиболее близко к такому отношению к работе имеют респонденты из России (примерно 50%). Опрошенные граждане оставшихся стран существенно отличаются в восприятии работы в этом аспекте.

Наш тезис об отличии ситуации в Болгарии и России от ситуации в западных странах подтверждают и ответы на вопрос «Получаете ли Вы удовольствие от оплачиваемой работа даже в случае, когда не нуждаетесь в деньгах?». И вновь ситуация в России и Болгарии отличается от ситуации в других странах. Граждане Болгарии и России (несколько в меньшей степени) гораздо реже говорят об удовлетворенности трудом в тех случаях, когда эта удовлетворенность не обусловлена материальным вознаграждением.

Следующая часть нашего исследования посвящена выяснению тех факторов, которые влияют на степень удовлетворенности своим рабочим местом, качеством профессиональной деятельности респондентов. Мы используем технику множественного линейного регрессионного анализа, определяя те факторы, которые влияют на то, насколько удовлетворен респондент ситуацией в его профессиональной деятельности, качеством той инфраструктуры, которая его окружает. В качестве факторов мы рассматриваем индикаторы, которые характеризуют не только отношение к работе и рабочему окружению, но и позволяют оценить значение трудовой деятельности в жизни общества.

Характерной группой, которые представлены в нашей классификации, являются Россия и Болгария, у которых относительно высока доля удовлетворенности от того, насколько интересна работа и, соответственно, относительно низко значение фактора возможного продвижения по служебной лестнице. Вторая группа представлена англосаксонскими странами Великобританией и США, в которых ценится возможность индивидуальной поддержки, которую можно оказать другим людям, но отсутствует заинтересованность в абстрактной пользе обществу, которое не персонифицировано и не представлено конкретными людьми, объектами поддержки. Особняком стоят такие страны как Швеция и Канада. В первой существуют достаточно сильные социальные гарантии, поэтому отсутствует фактор сохранения рабочего места - высокие стандарты трудовой деятельности и социальной защиты позволяют не опасаться потери работы. Для Канады же отличительной особенностью является минимальное среди всех стран влияние размера заработной платы на удовлетворенность работой.

Мы можем сделать вывод о том, что совокупность представлений о профессиональной деятельности в виде системы индикаторов, имеющих отношение к комплексу профессиональной культуры, различаются достаточно существенно в различных странах. Мы можем говорить о типологии, которая в определенном смысле согласуется с теорией моделей государства всеобщего благосостояния Г. Эспинг-Андерсона, но имеет непосредственное отношение к социальному самочувствию профессионала в его трудовой деятельности. Основываясь на классификации Г. Эспинг-Андерсона, согласно которой поведение профессионалов в значительной степени зависит от социальной политики государства, можно выявить три типа отношения к профессиональной деятельности. К первому типу профессиональной деятельности отнесем бывшие страны социологического лагеря, к которым принадлежат Россия и Болгария. Они характеризуются высокой долей моральной удовлетворенности работой, при условии, если она интересна. При этом желание возможного продвижения по служебной лестнице не является решающим фактором при выборе места работы. Приоритет отдается служению обществу как таковому. Ко второму типу профессиональной деятельности отнесем англосаксонские страны с либеральной моделью социальной политики (Великобритания и США). Для них нетипично абстрактное служение обществу. В этом случае превалирует персонифицированное служение конкретным людям либо конкретным объектам служения. Третий тип профессиональной деятельности присущ странам, для которых типична универсалистская модель государства всеобщего благосостояния (Швеция, Канада). Согласно этому типу нет необходимости сохранять рабочее место и благодаря

высокому уровню социальных государственных гарантий отсутствует боязнь безработицы.

Таким образом, комплекс стереотипов о работе, о том, ради чего необходимо формировать профессиональную траекторию различается от страны к стране, формируя различные представления о профессиональной культуре.

На понятие профессиональной культуры и профессионализма в современном обществе значительно влияет тенденции менеджериализма. Г. Хэнлон утверждает1, что в этом случае профессионализм вслед за профессиональной культурой находится под влиянием трех факторов. Первый из них - это наличие технического знания, которое позволит осуществлять профессиональную деятельность, но само по себе не гарантирует успешного продвижения по карьерной лестнице. Ко второму фактору относятся управленческие навыки, т.е. способность управлять другими сотрудниками и работать с клиентами. Предпринимательские знания и опыт относятся к третьему фактору. По Г. Хэнлону, профессионализм - это своеобразное поле действия противоборствующих сил репрофессионализации и депрофессионализации.

Г.Н. Соколова полагает, что в своем единстве понятия «культура» и «профессионализм» отражают многоаспектность и динамичность профессиональной культуры как социального феномена2. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации, которую условно можно разделить на формальную (удостоверенную сертификатом об окончании определенного учебного учреждения, который подразумевает систему необходимых для данной профессии теоретических знаний) и реальную квалификацию. Относительно новым является постепенное осознание того, что образованность и компетентность - это не свойство товара - рабочей силы, а личный «человеческий капитал», вкладываемый работником в капитал организации. Это означает, что профессиональная культура не только производит стоимость, но и увеличивает капитализацию организации, в которой мы работаем, не говоря уже о репутации, имидже, положении на рынке.

Профессиональная работа отличается от непрофессиональной тем, что может быть подвергнута системному анализу. С его помощью могут быть выявлены: структура профессиональной деятельности; профессиональные подсистемы нижнего уровня; надсистемы, включающие анализируемую; выявлены и описаны связи и отношения как внутри системы, так и вне ее. Конечно, эти критерии являются временными соглашениями, и часто бывает, что считавшееся любительством, самодеятельностью, андеграундом приобретает профессиональные формы и становится законодателем моды в профессиональной сфере3, однако общее требование системной связи и системного подобия анализируемой сферы деятельности с другими сферами деятельности остается.

В современном обществе перед гуманитарными профессиями «человек-человек» встает задача -научиться брать моральную ответственность и за себя, и за организацию, и за творческие и управленческие решения, и за реализацию этих решений. Поэтому ключевой процесс здесь - это «процесс «кастомизации» (от англ. customization) - ожидаемый результат проектируется совместно с заказчиком, обязательно учитывая его граничные условия»4. По мнению екатеринбургских исследователей, престижность профессий как теоретический конструкт во многом связана с уровнем необходимого образования и доходом, который получают профессионалы благодаря уровню доверия к своей деятельности5. Известно, что объективность в оценке профессионализма и профессиональной культуры личности возможна при наличии и использовании различных параметров. К ним можно отнести показатель владения практическим контролем и самоконтролем результативности, показатель профессионального сознания и самосознания, адекватности его поведения в различных «производственных» ситуациях6. Умение описывать и анализировать свои действия и результаты, профессиональный успех и возможные неудачи являются критерием наличия профессионализма и профессиональной культуры личности в процессе трудовой деятельности.

Продолжая нашу мысль о том, что на формирование профессиональной культуры влияют особенности самой профессии, объективные и субъективные факторы, мы можем констатировать, что профессиональная культура, кроме этого, формируется под влиянием внешних и внутренних факторов. К внешним факторам, которые находятся за пределами профессии и влияют на нее, относятся престижность профессии в обществе, тенденции в профессиональном образовании, профессиональ-

1 Hanlon G. Professionalism as eneterprise: service class politics and the redefinition of professionalism // Sociology. 1998. № 32 (1). P. 43-63.

2 Соколова Г.Н. Культура труда в социальном развитии рабочего класса. Минск, 1984. С. 86.

3 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000. С. 46.

4 Управление персоналом / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М., 2001. С. 12.

5 Профессиональный имидж и престиж социальной работы: монография / М.В.Певная, Ю.Р .Вишневский, Я.В.Дидковская, Н.Б.Качайнова. Екатеринбург, 2011

6 Блинова М.Г., Большова А.И. Основные составляющие профессионализма социального работника // Социальная работа в условиях кризиса: социальные аспекты связи поколений: материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 22 апр. 2010 г. / под ред. Н.Ю. Масленцевой, С.Д. Пономарева; ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2010. С. 11.

252

ная (образовательная) стратификация общества, тенденции формирования профессионализма, социальные условия трудовой деятельности, сохранение, производство и трансляция культурных ценностей. Внешние факторы находят свое проявление в конкуренции, опыте профессиональных сообществ, совокупности теоретических и практических знаний профессионала, которые находят свое воплощение в формировании профессиональной культуры. Они влияют на внутреннюю структуру профессии и профессионального сообщества.

К внутренним факторам мы относим социокультурное пространство профессии, особенности профессиональной деятельности, информационно-коммуникативную составляющую профессии, профессиональное сообщество, индивидуальный профессиональный опыт, профессиональный этос, профессиональную компетентность. Они проявляются в процессе профессионализации, в связях с общественностью, общении с коллегами из профессионального сообщества, мотивации труда. Приоритетным фактором профессиональной культуры, который объединяет внешние и внутренние, субъективные и объективные факторы, является профессионализм.

Таким образом, анализ социального конструирования профессиональной культуры в современном российском обществе показывает, что намечается определенная динамичная тенденция в развитии стремления совершенствоваться в профессиональной сфере, в сфере трудовых отношений, системе ценностных ориентаций личности, что, в свою очередь, способствует повышению уровня профессиональной культуры. Опираясь на проведенный нами анализ профессиональной культуры с точки зрения позитивизма, понимающей социологии и феноменологии, а также на факторный анализ профессиональной культуры, мы склонны определить профессиональную культуру как социокультурный феномен, который отражает индивидуальное восприятие окружающего мира, выражающееся в специфических ценностных установках, с одной стороны, и владении профессиональными знаниями, навыками и умениями - с другой. Профессиональная культура характеризуется взаимосвязью объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов, основой которых является профессионализм как основополагающий фактор и совокупность профессионального знания, профессионального этоса, призвания, внутреннего смысла, направленного на субъекта профессиональной деятельности с целью постижения, сохранения, производства и трансляции новых культурных ценностей в профессиональной деятельности.

Максимова Лариса Николаевна - Larisa N. Maximova -

докторант кафедры «Социология, социальная Postgraduate

антропология и социальная работа» Саратовского Department of Sociology, Social Anthropology and государственного технического университета Social Work

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

имени Гагарина Ю.А. Gagarin Saratov State Technical University

Статья поступила в редакцию 17.08.12, принята к опубликованию 06.11.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.