Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ "ЦИФРОВОЙ МОЛОДЁЖИ" МЕГАПОЛИСА И РЕГИОНА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ "ЦИФРОВОЙ МОЛОДЁЖИ" МЕГАПОЛИСА И РЕГИОНА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
177
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ МОЛОДЁЖЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / МОЛОДЁЖЬ РЕГИОНА / МОЛОДЁЖЬ МЕГАПОЛИСА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хворова В.А.

Цифровая молодёжь - это поколение которое имеют общий фактор развития - цифровую среду. Глобальная медиасреда оказывает большое влияние на формирование ценностных ориентиров молодёжи, так как молодые люди перенимают те ценности и нормы поведения, которые транслируют медиа. Цифровизация общества стирает географические границы, поэтому большинство работ по изучению современной молодёжи носят всероссийский характер. Однако на фоне глобализации особую ценность имеют локальные региональные исследования, которые отражают дифференциацию ценностных ориентиров молодёжи региона и большого города, что связано с различными социальными, экономическими и культурными условиями, включая уровень цифровых компетенций. Результаты сравнительного анализа всероссийского и регионального исследований показывают различия в ценностном поле молодёжных групп в отношении личностных и социально-ориентированных ценностей, а также в отношении традиционных семейных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS OF THE “DIGITAL YOUTH” OF THE MEGALOPOLIS AND THE REGION: COMPARATIVE ASPECT

Digital youth are generations that have a common factor of development - the digital environment. The global media environment has a great influence on the formation of value orientations of young people, as young people adopt the values and the code of conduct that the media broadcast. The digitalization of society erases geographical boundaries, so most of the research of modern youth is of an All-Russian nature. However, against the background of globalization, local regional studies are of particular value, which reflect the differentiation of the value orientations of the youth of the region and the big city, which is associated with various social, economic and cultural conditions, including the level of digital competencies. A comparative analysis of the results of the All-Russian and regional studies have shown differences in the value field of youth groups in relation to personal and socially oriented values, as well as in relation to traditional family values.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ "ЦИФРОВОЙ МОЛОДЁЖИ" МЕГАПОЛИСА И РЕГИОНА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

УДК 050(470) Ы^:/^.от§/10.34680/24П-7951.2022.6(45).623-627

В.А.Хворова

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ «ЦИФРОВОЙ МОЛОДЁЖИ» МЕГАПОЛИСА И РЕГИОНА:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Цифровая молодёжь — это поколение которое имеют общий фактор развития — цифровую среду. Глобальная медиасреда оказывает большое влияние на формирование ценностных ориентиров молодёжи, так как молодые люди перенимают те ценности и нормы поведения, которые транслируют медиа. Цифровизация общества стирает географические границы, поэтому большинство работ по изучению современной молодёжи носят всероссийский характер. Однако на фоне глобализации особую ценность имеют локальные региональные исследования, которые отражают дифференциацию ценностных ориентиров молодёжи региона и большого города, что связано с различными социальными, экономическими и культурными условиями, включая уровень цифровых компетенций. Результаты сравнительного анализа всероссийского и регионального исследований показывают различия в ценностном поле молодёжных групп в отношении личностных и социально-ориентированных ценностей, а также в отношении традиционных семейных ценностей.

Ключевые слова: цифровая молодёжь, ценностные ориентиры, цифровизация, молодёжь региона, молодёжь мегаполиса

ное развитие информационных технологий наделило современное медиапространство влиянием,

которое распространяется на все сферы жизни человека. Одной из самых важных характеристик медиасреды является глобализация, объединяющая общество в единое целое в экономической, политической, научной, культурной и информационно-коммуникационной сферах деятельности. Этот процесс неизбежно влияет на ценностные приоритеты. Глобализация медиасферы создаёт условия для внедрения современных ценностей и норм поведения. Одновременно с этим происходит трансформация ценностей: нивелируются общечеловеческие традиционные моральные нормы, на смену которым приходят нормы, искусственно навязанные современной действительностью. Актуальность в условиях глобализации информационного пространства приобретают локальные исследования влияния медиасреды.

Особое значение трансформация ценностного поля имеет для современной молодёжи, чьи нравственные ориентиры формируются под сильным воздействием тех ценностей и норм поведения, которые транслируют медиа. Так, уже была изучена роль медиапространства в социализации молодёжи [1]. Сегодня молодые люди постоянно находятся во взаимодействии с различными информационными потоками, поэтому грани между их виртуальной и реальной жизнью давно не существует, а сила влияния медиасреды на нравственное становление молодёжи постоянно увеличивается.

Под термином «цифровая молодёжь» скрывается сразу два поколения, объединённых общим фактором развития — цифровой средой. Американские исследователи Вильям Штраус и Нил Хоув в своей совместной книге «Поколения» выделили периоды развития, согласно которым молодёжь делится на два типа: поколение Y-люди, рождённые в 1983—2000 годах; поколение Ъ — с 2001 по 2020 год [2]. На ценности поколения Y повлияли террористические акты, военные конфликты, создание мобильных телефонов. Ценности поколения Ъ формируются под влиянием нанотехнологий, виртуальной реальности. Это обуславливает ряд различий в ценностном поле этих поколений. Миллениалы — поколение патриотов, для центениалов характерно стирание границ и космополитичность в отношении к государственным институтам. Важным социальным отличием представителей двух поколений является так же и то, что представители поколения Ъ в большинстве своем ориентированы на себя «вовнутрь», а не во «во вне», в общество — как представители поколения Y [3]. Именно миллениалы популяризовали селфи-культуру и личные посты в социальных сетях.

Однако общий фактор развития наделяет два поколения многими схожими характеристиками. Оба поколения нацелены на максимально быстрый результат [4]. Кроме того, представители миллениалов и центениалов обладают высоким уровнем технологической подготовки, поэтому для них представляют ценность наука и образование. Поколения Y и Ъ характеризуются отсутствием горизонтов дальнего планирования, так как высокий темп жизни и корость изменений во всех сферах деятельности делают перспективы размытыми.

Все эти факторы позволяют условно объединить два поколения в общую группу цифровой молодёжи и изучать ценности двух поколений в целом. По данным всероссийского исследования, проведённого Сбербанком в 2016 году, у последних двух поколений выявилось ориентация на индивидуальные, личные проблемы. Более всего молодых людей беспокоит уровень собственного материального благополучия, проблема занятости, семейные проблемы, вопросы проведения свободного времени. В ходе исследования было выявлено два основных направления жизненных ориентаций молодых людей, отражающихся в их сознании. Первое направление — это ориентация на материальное благополучие, основанная на стремлении к обеспеченной и спокойной жизни, на признание в среде близких людей. Второе направление — ориентация на социальный альтруизм (пользу обществу, людям) и самовыражение в познавательной и профессиональной деятельности [5]. Примечательно, что для нового поколения главные ожидания от будущего — комфорт и

спокойствие. В первую очередь новое поколение стремится сделать комфортной свою жизнь и жизнь близких. Для них удачная семейная жизнь представляет собой более важную цель, нежели профессиональная реализация [5].

Цифровизация всех сфер жизни общества позволяет говорить о прямой взаимосвязи жизненных перспектив, целей и ценностей молодёжи с их уровнем владения цифровыми компетенциями. При анализе влияния цифровизации на ценности молодёжи группа исследователей (Н.Д.Скосырева, А.В.Зинич, В.М.Помогаев, В.И.Разумов, Ю.Н.Ревякина, М.В.Васюкова) делит молодёжь на три группы: с низким, средним и высоким уровнями владения цифровыми компетенциями. Цели достижения материальной обеспеченности, приобретения деловых связей и знакомств, организации собственного бизнеса не связаны с уровнем цифровых компетенций молодежи, тогда как цели достижения профессионального успеха для молодежи с высоким уровнем цифровых компетенций имеют большее значение (50%), чем у других групп молодёжи (по 44%). Карьерный рост наиболее значим для молодёжи с низким уровнем компетенций (35%), а семья равноценна для всех трёх групп (от 34 до 36%) [6].

Уровень удовлетворённостью жизнью также определяется у цифровой молодёжи по-разному. Так, для группы молодежи со средним уровнем цифровых компетенций общую удовлетворенность жизнью определяет в первую очередь фактор знаний и компетенций, во вторую — фактор социально-экономического и социально-культурного благополучия. То есть группы факторов удовлетворенности жизнью — знаниевые, экономические и культурные — более четко структурированы в сознании молодежи с высоким уровнем цифровых компетенций, при этом параметры социокультурного характера по сравнению с факторами интеллектуального капитала, профессиональных навыков и социально-экономического благополучия отходят на дальний план. Для молодых людей со средним уровнем цифровых компетенций потребности культурного характера носят более значимый характер, а в сознании молодежи с низкой цифровой компетенцией все три фактора в равной степени важны и сложно поддаются иерархизации [6]. Таким образом, влияние цифровизации на формирование ценностей молодёжи закономерно: чем выше уровень цифровых компетенций, тем шире горизонты жизненного планирования.

О ведущей роли медиасреды в формировании ценностей молодёжи говорят многие исследователи. Так, Е.А.Шинкаренко называет социальные медиа главным фактором формирования «инновационных ценностей молодёжи». Иными словами, электронные площадки взаимодействия становятся источником новых ценностей, культивируя необходимость преодоления трудностей, стремление стать лучше, дают возможность молодым людям активно участвовать в жизни региона [7].

Повсеместное развитие информационно-цифровых технологий, на первый взгляд, делает незаметной границу между молодёжью регионов и мегаполиса. Однако их ценности формируются в разных условиях, к которым относятся темп и уровень жизни, досуг, уровень информационной культуры, социальное окружение [8]. В исследовании Л.И.Очировой также показана связь ценностных ориентаций с принадлежностью к определенной социальной группе: для учащихся общеобразовательных школ значимой ценностью действительно является «получение удовольствия», в то время как для учеников гимназий характерно признание ведущей роли общечеловеческих ценностей: любви, познания [9].

Различные условия жизни в регионе и мегаполисе позволяют предположить, что формирующиеся у региональной цифровой молодёжи ценности будут отличаться от ценностей сверстников, которые живут в больших городах.

Общероссийское исследование цифровой молодёжи, которое было сфокусировано на надпрофессиональных и профессиональных компетенциях молодого поколения, показало, что одной из важнейших ценностей является способность к сопереживанию. Умение понимать чувства других людей оказалась на четвёртой по значимости и востребованности позиции среди всех надпрофессиональных компетенций, оцениваемых ведущими специалистами в сфере цифровизации образования. Анализируемая компетенция имеет наибольшие связи с такими установками на гражданскую и социокультурную адаптацию, как бережное и уважительное отношение к традициям страны и ее народов, а также соблюдение законов страны [10].

В 2020 году группа учёных (Л.Гудков, Н.Зоркая, Е.Кочергина, К.Пипия, А.Рысева) проводили исследование установок и ценностей российской молодёжи [11]. В исследовании приняли участие 1500 человек в возрасте от 14 до 29 лет. Географию исследования составили Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный округа, Санкт-Петербург и Москва.

Сначала респонденты выбирали самые важные для себя ценности. Сама процедура определения ценностей строилась в исследовании как последовательный трехкратный выбор одного важнейшего понятия из предлагаемого закрытого списка восьми ценностей. Первый выбор дал три следующих значимых блага: права человека (назвали 42% опрошенных), экономическое благополучие (12%), безопасность (12%). Второй выбор: трудоустройство (24%), права человека (20%), безопасность (18%). Третий выбор: безопасность (27%), трудоустройство (16%), экономическое благополучие (14%), права человека (13%).

Данные, полученные с помощью интервью фокус-групп, показывают, что молодёжь Москвы по сравнению с другими регионами более критично относится к качественному уровню высшего образования: респонденты-москвичи в возрасте от 18 до 24 лет считают, что обучение в университетах строится неправильно, вследствие чего найти работу по специальности тяжело.

В отношении семьи российская молодёжь почти единодушно видит себя в будущем женатыми людьми: 84% опрошенных хотят создать семью с детьми, еще 4% хотели бы вступить в брак, но детей не заводить, минимальное число опрошенных (1%) видят для себя сценарий одинокого родительства. Несмотря на хорошие отношения со своими родителями, только четверть респондентов сообщили, что своих собственных детей они будут воспитывать так же, как растили их самих. Столько же респондентов (24%) собираются растить своих детей по-другому и еще 14% выбирают ответ «совсем по-другому». Самая большая группа — 36% — собирается растить своих детей примерно так же, как растили их самих.

Моральные ориентиры российской молодежи во многом ограничены частной жизнью, в то время как коллективным ценностям она отводит меньшее значение. В первую очередь в списке того, что важно для респондентов, отмечалась верность друзьям и партнеру. Ценности второго порядка можно обозначить как стремление к самореализации: «иметь успешную карьеру», «быть независимым» и «брать на себя ответственность».

Наименьшую ценность для молодых жителей России имеет гражданское участие в жизни страны: с мнением о важности «быть политически активным» и «участвовать в гражданских акциях, инициативах» согласилось меньшинство (13%) [11].

Таким образом, для ценностных ориентиров молодёжи больших городов характерна приоритетность пассивных прав человека, критичность к качеству образования, готовность создавать семью. Однако для более полного представления о ценностном поле цифровой молодёжи важное значение имеют локальные исследования в регионах.

В 2021 среди студентов тамбовского университета и школьников одной из тамбовских школ было проведено исследование «Ценностные ориентиры молодёжи». В исследовании приняли участие 200 человек в возрасте от 15 до 35 лет [12].

На предварительном этапе была проведена серия глубинных интервью с экспертной группой, объединившей 23 эксперта из различных сфер деятельности: представителей педагогического сообщества системы дополнительного и среднего общего образования, высшего профессионального образования, руководителей молодежных движений и общественных молодежных организаций, работников медиасферы — блогеров, редакторов и журналистов сетевых медиа. Доля педагогов дополнительного и общего среднего образования составила 30%, сотрудников высших учебных заведений — 35%, специалистов в области молодёжной политики — 39%, представителей сферы медиакоммуникаций — 30% (часть экспертов представляла сразу две сферы деятельности, например, медиакоммуникации и образование). Среди критериев отбора: авторитет в молодежной среде, опыт работы в молодежной аудитории, навыки обращения с медиатехнологиями. Эксперты отвечали на 47 вопросов, 12 из которых были посвящены ценностным ориентирам молодёжи. В ходе интервью 29% экспертов значимыми для молодёжи ценностями назвали развитие и самореализацию.

В вопросе о влиянии медиасреды на ценностные ориентиры молодёжи большинство экспертов признали высокую степень влияния. Однако единого мнения о характере этого влияния нет. Часть экспертов считают, что медиасреда позитивно влияет на образ жизни, делая молодёжь более открытой и мобильной; расширяет возможности, создаёт положительные «эталоны», которым хочется соответствовать.

Другая часть экспертов считает, что медиасреда отрицательно влияет на образ жизни молодёжи, пропагандируя только материальные ценности, развлечения и вызывающее поведение, снижает уровень коммуникации и хозяйственной приспособленности молодых людей. Мнения разделились примерно поровну.

Часть экспертов также высоко оценила роль медиасреды в популяризации среди молодёжи таких современных трендов, как бодипозитив и новая этика.

На втором этапе в качестве метода исследования использовалось анкетирование. Первый блок анкеты «Ценностные ориентиры молодёжи» был направлен на выявление личностных ценностей. Здесь респондентам предлагалось выстроить «пирамиду» из 10 нравственных приоритетов. По результатам исследования рейтинг личностных ценностей цифровой молодёжи выглядит следующим образом: здоровье (37%), семья (34%), работа и карьера (13%), любовь (12%), свобода (10%), материальный достаток (5%), дружба (4%), социальный статус (3,5%), активная деятельная жизнь (2%), творчество (менее 2%).

Второй блок анкеты относился к ценностям, которые формируются, главным образом, в процессе социализации. В этой части анкеты респонденты выбирали значимые человеческие качества, важные национальные проблемы, а также факторы, которые, по их мнению, оказывают влияние на нравственное становление личности.

Приоритетными человеческими качествами цифровое поколение считает честность (76%), ответственность (66%), жизнерадостность (56%), образованность (45%), рационализм (44%), чуткость (38%), независимость (26%), твёрдую волю (21%), исполнительность (16%) и эффективность в делах (15%).

Исследование показало, что важными социальными проблемами тамбовская молодёжь считает низкий уровень доходов населения (40%), высокий уровень алкоголизма, наркомании, хулиганства и преступности, домашнего насилия, беспризорности, суицидов, агрессивности (16%), высокие цены на жизнь (13%), высокая стоимость жилья и его эксплуатации (11%), проблемы трудоустройства, безработица среди молодёжи и в целом (8%), отток молодёжи и квалифицированных кадров в другие страны (5%), плохие дороги (3%), возникновение угроз экологии (3%).

Среди факторов, влияющих на формирование ценностей, современная молодёжь считает важными воспитание (55%), различные жизненные ситуации (46%), мнение родителей (18%), СМИ (17%), мнение друзей (4%) и общественное мнение (2,5%).

Таким образом, данное исследование помогло выяснить личные и социальные ценностные ориентиры цифровой молодёжи в рамках конкретного региона.

Повсеместная цифровизация всех сфер жизни общества создаёт условия для сокращения дистанции между большими городами и регионами. Однако сравнительный анализ всероссийского и регионального исследований показывает, что ценностные ориентиры цифровой молодёжи мегаполиса и небольшого города имеют ряд дифференцированных характеристик:

— цифровая молодёжь мегаполиса наиболее важными ценностями считает права человека, в регионе молодёжь более всего ценит здоровье;

— ценность семьи больше ценят молодые люди, проживающие в больших городах: 84% молодёжи мегаполисов хотят создать семью и стать родителями. В регионе этот показатель значительно ниже — 34%;

— разница в уровне жизни находит своё отражение и в структуре ценностных ориентиров. Молодёжь мегаполисов больше заботится о собственном материальном благополучии, молодёжь региона важное место в системе ценностей отводит социальным проблемам.

1. Зверева Е.А., Хворова В.А. Медиа — первичный агент социализации молодёжи: опыт эмпирического исследования // Журналютыка-2021: стан, праблемы i перспектывы: матэрыялы 23-й Мiжнар. навук.-практ. канф., прысвеч. 100-годдзю Беларус. дзярж. ун-та, Мшск, 11 лютап. 2021 г. / Беларус. дзярж. ун-т ; рэдкал.: В.М.Самусевiч (гал. рэд.) [i шш.]. Мшск: БДУ, 2021. С. 160-164.

2. Ожиганова Е.М. Теория поколений Н.Хоува и В.Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1(1). С. 94-97.

3. Быков И.А. Характеристики и ценности молодёжи поколения Z как целевой аудитории государственных PR-кампаний // Коммуникология: электронный научный журнал. 2020. Т. 5. N° 3. С. 96-106.

4. Борисенко Н.А. Трансформация ценностей молодёжи в условиях цифровизации: «мягкая сила» и «умная сила» // Инновационный потенциал молодёжи: культура, духовность и нравственность. Екатеринбург, 2019. С. 16-25.

5. Демидов Н.Н. Ценностные ориентации поколения Z: социологический анализ // Академическая мысль. 2021. N° 2(15). С. 30-35.

6. Скосырева Н.Д., Зинин А.В., Помогаев В.М., Разумов В.И., Ревякина Ю.Н., Васюкова М.В. Анализ влияния цифровизации на жизненные планы и ценности молодёжи // Мир науки. Культуры, образования. 2022. № 1(92). С. 213-216. DOI: 10.24412/19915497-2022-192-213-216

7. Шинкаренко Е.А. Цифровая социализация молодежи как фактор формирования регионального активизма // XXI Уральские социологические чтения. Социальное пространство и время региона: проблемы устойчивого развития: материалы Международная научно-практическая конференция (Екатеринбург, 15—16 марта 2018 года). Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2018. С. 463-465.

8. Богачева Н.В., Сивак Е.В. Мифы о «поколении Z» / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 64 с.

9. Очирова Л.И. Исследование ценностных ориентаций развивающейся личности в современных условиях // Вестник БГУ. 2017. № 4. С. 157-161.

10. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Пырма Р.В., Синяков А.В., Азаров А.А. Взаимосвязь ценностного и компетентностного выбора молодежи в условиях цифровизации: результаты всероссийского исследования (2018 г.) // Ценности и смыслы. 2019. № 2(60). С. 76-104. DOI: 10.24411/2071-6427-2019-10057

11. Гудков Л., Зоркая Н., Кочергина Е., Пипия К., Рысева А. Российское поколение Z: установки и ценности // Вестник общественного мнения. данные. анализ. Дискуссии. 2020. № 1-2(130). С. 21-121.

12. Зверева Е.А., Хворова В.А. Трансформация ценностных норм молодёжи в современном медиапространстве // Коммуникативные исследования. 2022. Т. 9. № 1. С. 7-28. DOI: 10.24147/2413-6182.2021.9( 1 ).7-28

References

1. Zvereva E.A., Khvorova V.A. Media — pervichnyy agent sotsializatsii molodezhi: opyt empiricheskogo issledovaniya [Media - the primary agent of socialization of youth: experience of empirical research]. Proc. of "Zhurnalistyka-2021: stan, prablemy i perspektyvy-23". Minsk, 2021, pp. 160-164.

2. Ozhiganova E.M. Teoriya pokoleniy N.Khouva i V.Shtrausa. Vozmozhnosti prakticheskogo primeneniya [Straus Howe generational theory. Opportunities of practical application]. Biznes-obrazovanie v ekonomike znaniy, 2015, no. 1(1), pp. 94-97.

3. Bykov I.A. Kharakteristiki i tsennosti molodezhi pokoleniya Z kak tselevoy auditorii gosudarstvennykh PR-kampaniy [Characteristics and values of the youth of generation Z as the target audience of state PR campaigns]. Kommunikologiya: elektronnyy nauchnyy zhurnal, 2020, vol. 5, no. 3, pp. 96-106.

4. Borisenko N.A. Transformatsiya tsennostey molodezhi v usloviyakh tsifrovizatsii: "myagkaya sila" i "umnaya sila" [The transformation of youth values in the context of digitalization: "soft power" and "smart power"]. Proc. of "Innovatsionnyy potentsial molodezhi: kul'tura, dukhovnost' i nravstvennost'". Ekaterinburg, 2019, pp. 16-25.

5. Demidov N.N. Tsennostnye orientatsii pokoleniya Z: sotsiologicheskiy analiz [Generation Z value orientations: a sociological analysis]. Akademicheskaya mysl', 2021, no. 2(15), pp. 30-35.

6. Skosyreva N.D., Zinin A.V., Pomogaev V.M., Razumov V.I., Revyakina Yu.N., Vasyukova M.V. Analiz vliyaniya tsifrovizatsii na zhiznennye plany i tsennosti molodezhi [Analysis of the impact of digitalization on the life plans and values of youth]. Mir nauki. Kul'tury, obrazovaniya, 2022, no. 1(92), pp. 213-216. DOI: 10.24412/1991-5497-2022-192-213-216

7. Shinkarenko E.A. Tsifrovaya sotsializatsiya molodezhi kak faktor formirovaniya regional'nogo aktivizma [Digital socialization of young people as a way of forming activism in the region]. Proc. of "XXI Ural'skie sotsiologicheskie chteniya. Sotsial'noe prostranstvo i vremya regiona: problemy ustoychivogo razvitiya". Ekaterinburg, 2018, pp. 463-465.

8. Bogacheva N.V., Sivak E.V. Mify o "pokolenii Z" [Myths of generation Z]. Moscow, 2019. 64 p.

9. Ochirova L.I. Issledovanie tsennostnykh orientatsiy razvivayushcheysya lichnosti v sovremennykh usloviyakh [Research on value system of the developing person in modern condition]. Vestnik BGU, 2017, no. 4, pp. 157-161.

10. Brodovskaya E.V., Dombrovskaya A.Yu., Pyrma R.V., Sinyakov A.V., Azarov A.A. Vzaimosvyaz' tsennostnogo i kompetentnostnogo vybora molodezhi v usloviyakh tsifrovizatsii: rezul'taty vserossiyskogo issledovaniya (2018 g.) [Interrelation of value and competence choice of youth in the digitalization conditions: results of all-russian research (2018)]. Tsennosti i smysly, 2019, no. 2(60), pp. 76-104. DOI: 10.24411/2071-6427-2019-10057

11. Gudkov L., Zorkaya N., Kochergina E., Pipiya K., Ryseva A. Rossiyskoe pokolenie Z: ustanovki i tsennosti [Russian generation Z: attitudes and values]. Vestnik obshchestvennogo mneniya. dannye. analiz. Diskussii, 2020, no. 1-2(130), pp. 21-121.

12. Zvereva E.A., Khvorova V.A. Transformatsiya tsennostnykh norm molodezhi v sovremennom mediaprostranstve [Transformation of value norms of youth in the modern media space]. Kommunikativnye issledovaniya, 2022, vol. 9, no. 1, pp. 7-28. DOI: 10.24147/2413-6182.2021.9(1).7-28

Khvorova V.A. Value orientations of the "digital youth" of the megalopolis and the region: comparative aspect. Digital youth are generations that have a common factor of development — the digital environment. The global media environment has a great influence on the formation of value orientations of young people, as young people adopt the values and the code of conduct that the media broadcast. The digitalization of society erases geographical boundaries, so most of the research of modern youth is of an All-Russian nature. However, against the background of globalization, local regional studies are of particular value, which reflect the differentiation of the value orientations of the youth of the region and the big city, which is associated with various social, economic and cultural conditions, including the level of digital competencies. A comparative analysis of the results of the All-Russian and regional studies have shown differences in the value field of youth groups in relation to personal and socially oriented values, as well as in relation to traditional family values.

Keywords: digital youth, value orientations, digitalization, values, youth of the region, youth of the megalopolis

Сведения об авторе. Валерия Анатольевна Хворова — аспирант кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина; ORCID: 0000-00020763-8985; valeriya_hvorova@mail.ru.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 30.10.2022. Принята к публикации 15.11.2022.

Ссылка на эту статью: Хворова В.А. Ценностные ориентиры «цифровой молодёжи» мегаполиса и региона: сравнительный аспект // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. № 6(45). С. 623-627. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.6(45).623-627

For citation: Khvorova V.A. Value orientations of the "digital youth" of the megalopolis and the region: comparative aspect. Memoirs of NovSU, 2022, no. 6(45), pp. 623-627. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.6(45).623-627

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.