Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
639
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Леденева Виктория Юрьевна

В статье рассматривается трансформация ценностей молодежи в условиях цифровой реальности. Цифровая реальность формирует у молодежи разные системы ценностей. Новая среда социального самоопределения и самовыражения молодежи представляет собой особое единое пространство, в котором большая часть молодых людей существует параллельно в виртуальной и реальной жизни. Актуальность исследования предопределена необходимостью изучения указанной проблемы и проведения научных исследований, направленных на анализ транслируемых в цифровой среде систем ценностей. Автор попытался выяснить, какие ценности и установки стоят за утверждениями, что само понятие образования в классическом понимании устарело, что высшее образование сомнительно, а на смену ему приходит самообучение, и какую роль в этом играет онлайн-обучение. Цель исследования - выявить модальность влияния цифровизации на ценностные ориентации российской молодежи, их характерные модели поведения, показать тенденции к возрастанию значимости ценности образования по мере повышения вовлеченности молодежи в виртуальное общество. Методология исследования основана на концепции стадийной модели цифровизации, концепции социальных интернет-сетей, теории информационной эпохи, количественно-качественном анализе. Использованы вторичные данные отечественных и зарубежных выборочных исследований, посвященных проблеме изменения ценностных ориентаций студенческой молодежи в цифровой среде. Проведен пилотажный опрос молодых пользователей социальных сетей в возрасте от 18 до 27 лет, объем выборочной совокупности - 228 человек. Результаты исследования выявили противоречия, возникающие в результате серьезной трансформации базовых ценностей общества под влиянием развития цифровых технологий и совершенствования цифровых новаций в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF STUDENT YOUTH IN THE CONTEXT OF DIGITAL REALITY

The article deals with the transformation of youth values in the digital reality. Digital reality forms different value systems among young people. The new environment of social self-determination and self-expression of young people is a special single space in which most of the young people exist simultaneously in virtual and real life. The relevance of the study is predetermined by the need to study this problem and conduct scientific research aimed at analyzing the value systems broadcast in the digital environment. The author tried to find out what values and attitudes are behind the statements that the very concept of education in the classical sense is outdated, that higher education is doubtful, and self-learning is coming to replace it, and what role online learning plays in this. The purpose of the study is to identify the modality of the influence of digitalization on the value orientations of Russian youth, their characteristic behavior patterns, to show trends towards an increase in the importance of the value of education as young people become more involved in a virtual society. The research methodology is based on the concept of a stage model of digitalization, the concept of social Internet networks, the theory of the information age, and quantitative and qualitative analysis. Secondary data of domestic and foreign sample studies devoted to the problem of changing the value orientations of student youth in the digital environment are used. A pilot survey of young users of social networks aged 18 to 27 was completed, the sample size was 228 people. The results of the study revealed the contradictions that arise from the serious transformation of basic values of society under the influence of the development of digital technologies and the improvement of digital innovations in the education system.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Социология

УДК 316.4.(051.6) В.Ю. Леденева

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

В статье рассматривается трансформация ценностей молодежи в условиях цифровой реальности. Цифровая реальность формирует у молодежи разные системы ценностей. Новая среда социального самоопределения и самовыражения молодежи представляет собой особое единое пространство, в котором большая часть молодых людей существует параллельно в виртуальной и реальной жизни.

Актуальность исследования предопределена необходимостью изучения указанной проблемы и проведения научных исследований, направленных на анализ транслируемых в цифровой среде систем ценностей. Автор попытался выяснить, какие ценности и установки стоят за утверждениями, что само понятие образования в классическом понимании устарело, что высшее образование сомнительно, а на смену ему приходит самообучение, и какую роль в этом играет онлайн-обучение.

Цель исследования - выявить модальность влияния цифровизации на ценностные ориентации российской молодежи, их характерные модели поведения, показать тенденции к возрастанию значимости ценности образования по мере повышения вовлеченности молодежи в виртуальное общество.

Методология исследования основана на концепции стадийной модели цифровизации, концепции социальных интернет-сетей, теории информационной эпохи, количественно-качественном анализе. Использованы вторичные данные отечественных и зарубежных выборочных исследований, посвященных проблеме изменения ценностных ориентаций студенческой молодежи в цифровой среде. Проведен пилотажный опрос молодых пользователей социальных сетей в возрасте от 18 до 27 лет, объем выборочной совокупности - 228 человек. Результаты исследования выявили противоречия, возникающие в результате серьезной трансформации базовых ценностей общества под влиянием развития цифровых технологий и совершенствования цифровых новаций в системе образования.

Ключевые слова: ценности молодежи, цифровая среда, онлайн-образование. DOI: 10.35634/2587-9030-2022-6-3-295-304 Ссылка на статью:

Леденева В.Ю. Трансформация ценностных ориентаций студенческой молодежи в условиях цифровой реальности // Вестн. Удм. ун-та. Социология. Политология. Международные отношения. 2022. Т. 6, вып. 3. С. 295-304. https://doi.org/10.35634/2587-9030-2022-6-3-295-304

Введение

Неотъемлемой характеристикой глобального быстро меняющегося мира является цифровиза-ция, направленная на изменение процессов, в ходе которых происходит активное внедрение цифровых технологий во все сферы общественной жизни.

Цифровизация не только является драйвером мирового общественного развития, она фундаментально меняет стереотипы мышления, способы восприятия окружающей действительности, вводит новые поведенческие практики. Это особенно ярко проявилось на поколении Y, поколении Мил-лениума, «некст» или «сетевого», поколения молодых людей, родившихся в период с 1981 по 1996 годы и встретивших новое тысячелетие в юном возрасте. Это поколение характеризуется, прежде всего, глубокой вовлеченностью в цифровые технологии, а его становление как раз пришлось на глобальное развитие и повсеместное внедрение цифровых технологий и процессов.

Цифровое пространство создало новую и пока малоизученную среду социального самоопределения и самовыражения молодежи. Стертые границы между реальным и виртуальным миром образовали, с одной стороны, единое пространство, в котором большая часть молодых людей существует параллельно, уделяя свое время в равной степени как на приватную, так и на публичную жизнь.

С другой стороны, важную роль в процессе формирования социальной идентификации играют социальные сети, получившие широкое распространение в последнее десятилетие. Желая получить

некую популярность на просторах сети, российская молодежь старается соответствовать трендам, в том числе западным, что часто противоречит сложившимся в России традициям и ценностям. Поведение и самоопределение в социальных сетях зачастую не соответствует действительности. Таким образом, существуя в реально-виртуальном мире, молодые люди могут проживать две кардинально разные жизни. Молодежь является своеобразным барометром общественного настроения и социальной группой, в которой наиболее динамично формируются и трансформируются ценностные ориентации, оказывающие значительное влияние на общество в целом. Молодежь испытывает двойственное отношение к современным ценностям, т. к. ценности, привитые в семье, во многом противоречат современным социальным мировым нормам, и приходится выбирать: что «хорошо», а что - «плохо».

В свою очередь синхронизация регулятивных норм общества с ценностями личности может осуществляться продуктивно при включении молодого поколения в референтные группы: семейные, образовательные, гражданские, политические, коммуникационно-культурные и другие.

Теоретические подходы к изучению проблемы

Цифровизация как социальное явление получило распространение в 60-70-е годы 20 века, ее определяют три ведущие характеристики (Gnatyshina, Salomatov, 2017):

1. Контент преобразуется в цифровую форму, становясь мобильным и персональным. Человек получает контроль над личным контентом, обладает возможностью работать с информационными запросами и выстраивать индивидуальную траекторию информационной деятельности.

2. Технологии коммуникаций становятся более простыми и управляемыми.

3. Происходит переход к сетевой структуре коммуникации.

Исследователи Данилова Л.Н. и другие выделяют пять стадий возникновения цифровизации [1, с. 7]:

- первая стадия приходится на период с военных лет до начала 70-х годов 20 века;

- вторая стадия ознаменовалась появлением первых персональных компьютеров (начало 80-х - середина 90-х годов 20 века);

- третья - появлением Интернета (середина 90-х - начало 2000-х);

- на четвертую стадию процесс цифровизации вышел с методикой Web 2.0. с 2013 г.;

- в настоящее время протекает пятая стадия цифровизации, характеризуемая распространением цифровых моделей на производство и экономику.

В соответствии с данной классификацией можно утверждать, что уже на третьем этапе развития цифровизации началось активное создание социальных интернет-сетей, что, в целом, обострило проблему глобализации в мире.

Впервые термин «социальная сеть» был введен в употребление в 1954 году Д. Барнсом в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе». Учёный связывал это понятие с типами коммуникационных связей в малых социальных группах [2].

Сегодня учёные определяют социальную сеть как социальную структуру, состоящую из группы узлов и факторов, связанных дружбой, родительством, экономическим обменом или другими социальными отношениями, где каждый занимает определенную позицию в обществе. Социальные взаимодействия в подобного рода структурах изучаются с помощью теории сетей.

Однако теория сетей [3] описывает и объясняет далеко не все процессы, протекающие в современных социальных сетях. В теории сетей акцент ставится на группе узлов (социальных акторов) и связи между ними (социальное взаимодействие) по поводу обмена ресурсами. Объясняя структуру взаимодействия элементов системы, теория сетей не затрагивает вопросы влияния сообщества акторов на единичного участника. Иными словами, с точки зрения данной теории довольно трудно объяснить влияние виртуальных сообществ на формирование ценностных ориентаций молодёжи.

Достаточно полное определение современных социальных интернет-сетей предложила Д. Бойд: «социальные интернет-сети - это веб-услуги, которые позволяют частным лицам строить открытые публичные или полуоткрытые профили в пределах ограничений, предложенных системой или сайтом, определять список других пользователей, с которыми они могут общаться и делиться информацией, просматривать и связывать их список контактов с другими созданными пользователями» [4].

М. Кастельс в своей работе «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» утверждает, что именно информационный прогресс, а точнее его интеллектуальная часть, является основанием и выражением глобальных изменений в современном социуме. Информационный прогресс

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

сильнее всех других новшеств преобразует восприятие мира у отдельного человека и одновременно влияет на формирование ценностей [5, с.73].

Ю. Хабермас заявляет о деформации публичной сферы с помощью манипуляций популярных техник со стороны как официальных средств массовой информации, так и виртуальных сообществ, в результате чего происходит размывание базовых ценностей общества [6]. В Интернет-пространстве появляются сообщества, публикующие контент друг в друге, искусственно создаются положительные отзывы, дискуссии, мнения, и этот процесс распространяется все шире.

В социальных интернет-сетях географическое местоположение индивида уже не играет значение. Люди, живущие в одном городе или даже районе, могут практически не пересекаться, но они могут относится к одному интернет-сообществу. Реальные сообщества зависят от местоположения индивида, принадлежности его к определенной религии, традициям и прочее. В случае с социальными интернет-сообществами, во-первых, такая зависимость если не исчезает полностью, то сводится к минимуму, а во-вторых, благодаря сниженным коммуникационным барьерам формируются взаимодействия между пользователями, относящимися к совершенно разным культурным, религиозным, этническим и другим общностям, следовательно, владеющими различными наборами ценностей.

Социальные интернет-сети представляют собой яркий пример, иллюстрирующий протекание процессов глобализации в мире. Информационные границы стерты, на базе сетей формируется единое культурное пространство, происходит стирание культурных границ. Одни культуры получают шанс распространиться в другие страны, другие культуры приходят в упадок, возникают новые культурные конфликты.

С одной стороны, каждый из нас может ознакомиться с теми или иными культурами, традициями, ценностями и нормами, и для этого не существует никаких барьеров, кроме языкового. С другой стороны, разнообразие систем ценностей в социальных интернет-сетях позволяет понять то, что выступает ценностью и нормой в виртуальном мире социальных сетей, но не всегда является таковым в реальной жизни. В цифровой среде можно встретить различные наборы систем ценностей, которые не совпадают с системой ценностей социального окружения пользователя.

Разработчики социальных интернет-сетей создают инструментарий для раскрутки тех или иных сообществ, предоставляют открытый доступ к аналитическим данным площадок, к которым относятся пол, возраст, пользователей, количество подписавшихся на канал, среднесуточный охват аудитории, показатели «обратной связи» и другие характеристики. Описанные инструментарии виртуальных интернет-сообществ позволяют администраторам структурировать информацию, подгонять её под аудиторию, благодаря данным по полу, возрасту, географическому положению аудитории, и тем самым выступать одним из инструментов общественного влияния.

Таким образом, источник публикуемого контента, например, администратор, пользователь или рекламодатель могут формировать ценностные ориентации пользователей в виртуальном сообществе.

С самого начала появления сетей наблюдается:

- во-первых, тяготения пользователей к формированию виртуальных сообществ;

- во-вторых, стремление участников интернет-сети коммуникации к как можно большему количеству пользователей. В настоящее время это приводит к тому, что формируются виртуальные сообщества среди участников, которыми оказываются пользователи, представляющие разные культуры, а соответственно, и разные наборы ценностей. В подобной среде человек может теряться, не понимать, как отличить «плохое» от «хорошего». Всё это может привести к дезорганизации ориентации в системе ценностей и жизненных целей индивида, что в свою очередь влечет социальные проблемы различного характера.

Под «виртуальными сообществами» понимается социальное объединение, созданное на платформе в сети Интернет, в котором определённое количество людей поддерживают общение достаточно долго, чтобы сформировать сеть межличностных отношений. В виртуальных сообществах нет такого понятия, как «единая монолитная онлайн-субкультура». В данном образовании формируются субкультуры самого разнообразного толка и, соответственно, самых разнообразных систем ценностных ориентаций. По мере расширения диапазона влияния виртуальных сообществ, их изначальные культурные специализации ослабевают. Компьютерные сети становятся источником разнообразных ценностей, интересов. М. Кастельс утверждает, что люди, которые узнают новости из традиционных средств массовой информации, даже не задумывается об огромном разнообразии ценностей, норм, убеждений и мнений, которые рождаются и функционируют на просторах интернета. «Компьютер-

ные сети становятся источником разнообразных ценностей и интересов, ... единой общинной культуры интернета не существует.» [5, с.73].

В результате виртуальных коммуникаций происходит изменение устоявшихся ценностных ориентаций молодежи, так как именно в молодом возрасте идет процесс выбора и усвоения тех или иных приоритетов и ценностей, и молодёжь в большей степени подвержена влиянию социальной интернет-сети из-за неустойчиво сформированной системы ценностных ориентаций [7, с.181].

В настоящее время активно развивается социально-психологический подход к анализу поколения, вступившего в период взросления в 2000-е года и имеющего глубокую вовлеченность в цифровые технологии, ускоряющих ранее сложившиеся тренды, обеспечивающие их перелом и деятельно воспроизводящие новые практики во всех сферах профессиональной деятельности и жизнедеятельности [8].

Методы исследования

Наработан опыт социологических зарубежных и российских исследований о влиянии цифрови-зации на формирование культуры и ценностных оснований для поколения «нулевых», родившихся в начале 2000-х годов.

Исследователи из компании «Barkley» в 2020 г. провели измерение цифрового развития разных государств и показали, что использование Интернета среди молодежи неизменно более широко, независимо от региона или уровня развития. В то время как чуть более половины всего населения мира пользуется Интернетом, доля пользователей Интернета увеличивается почти до 70 % среди молодых людей в возрасте 15-24 лет1.

В 2019 г. консалтинговая компания «Deloitte» провела исследование 13,4 тысяч молодых респондентов в 42 странах2. Выяснилось, что российская молодежь более амбициозна, чем ее сверстники из других стран, 66 % хотят иметь высокую зарплату, 57 % респондентов хотят путешествовать, 53 % хотят иметь свою недвижимость, 48 % хотят семью и детей. На пятом месте у россиян стоит желание открыть собственный бизнес (41 %), в то время как в мире пятую строчку занимает желание изменить общество в лучшую сторону (46 %).

По мнению молодежи, с помощью цифровых технологий можно совершать покупки, читать книги, смотреть фильмы, планировать путешествия, проходить обучающие курсы, получать различные государственные услуги, не выходя из дома.

Значимым новшеством цифровой среды является объявление обучающих онлайн-курсов, актуальных как для молодого поколения, так и для людей более взрослого возраста, желающих повысить уровень квалификации, приобрести новые компетенции. В качестве кейса рассмотрим деятельность портала Skillbox, позиционирующего себя как онлайн-университет3.

На сайте Skillbox представлены различные программы обучения, включающие в себя по состоянию на январь 2021 года 130 профессий в таких категориях, как программирование, дизайн, маркетинг, управление, игры и др.

Типы обучения представлены в двух направлениях: курс (более узкое направление) и профессия. Следует отметить, что некоторые программы включают в себя и последующее трудоустройство: центр карьеры Skillbox поможет составить резюме, подберет вакансии и организует собеседование. На онлайн-платформе Skillbox есть возможность выбрать уровень сложности - для новичков или специалистов, и длительность программы - от 1 до 24 месяцев.

Дистанционному обучению в последнее время посвящается множество исследований, интерес к этой теме усилился в условиях экстремальной ситуации пандемии COVID-19. Весной 2020 г. Центром стратегии развития образования МГУ им. М.В. Ломоносова (ЦСРО) совместно с кафедрой социологии РУДН и при содействии Российского профессорского собрания проведен социологический опрос студентов разных вузов России. В ходе реализации исследования была получена информация о проблемах и особенностях перехода на дистанционное обучение, обсуждение возможностей, кото-

1 Кто такие милленалы на самом деле [Электронный ресурс]. URL: https://www.r-trends.ru/investigations/ investigations_1008.html.

2 Международный опрос поколения третьего тысячелетия - 2019. Deloitte // https://www2.deloitte.com/ru/ru/ pages/about-deloitte/articles/millennialsurvey.html.

3 Онлайн-университет Skillbox, официальный сайт: https://skillbox.ru/company/.

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

рые открывает данная форма обучения и конкретных мер для её эффективной реализации. Авторы сделали выводы о проблемах, возникающих у студентов с самоорганизацией себя и своего времени. Практически половина опрошенных указали, что не готовы к такой форме работы и не рассматривают её как возможную форму получения высшего образования. В качестве наиболее приемлемой формы организации удалённого обучения студенты называют смешанное обучение, когда используются все возможные способы организации коммуникации между преподавателем и студентом [9, с.96].

Помимо личностной «цифровизации», современную молодежь отличает более позднее вступление во взрослую жизнь по сравнению с их сверстниками старших поколений. В.В. Радаев рассмотрел весьма сложное и комплексное понятие «взрослости», состоящее из нескольких аспектов обретаемой самостоятельности. Одним из них является вступление в брак и деторождение. Оказалось, что к 27 годам 41 % молодежи, причем почти половину из них составляют мужчины, ни разу не были в браке, в то время как в предыдущем поколении в аналогичном возрасте безбрачных было лишь 24 %. Не имели детей 54 %, среди их предшественников в том же возрасте - лишь 31 % [10, с.24].

Жить отдельно от родителей молодые люди начинают значительно позже. Это связано с социально-экономической ситуацией, которая не позволяет быстро обзавестись жильем и начать самостоятельную жизнь. Девушки, как правильно, начинают жить отдельно от родителей позже, чем юноши, поскольку откладывают начало брачных отношений.

Молодежь слишком долго нуждается не столько в финансовой, сколько в эмоциональной поддержке близких. Однако многие специалисты не считают поколение «нулевых» инфантильными, а полагают, что изменились времена, и должен измениться подход к понятиям «взрослости» и «взросления».

Ценностные ориентации молодого поколения неизбежно подвергаются трансформации. Способствуют этим изменениям, в первую очередь, те факторы, которые находятся в непосредственном контакте с личностью. Молодые люди проводят перед экраном основную часть своего свободного времени, для них социальные сети, а точнее виртуальные сообщества социальных сетей, выступают как транслятор идей и образцов поведения. Поэтому крайне важно понимать, какое влияние оказывают виртуальные сообщества на молодёжь [11, с.45].

В рамках исследования влияния цифрового пространства на формирование ценностных ориен-таций молодёжи автором статьи весной 2021 г. был проведён пилотажный опрос молодых пользователей социальных сетей в возрасте от 18 до 27 лет, объем выборочной совокупности - 228 человек. Опрос проводился в режиме онлайн через Google Forms с помощью стандартизированной анкеты среди студентов разных российских ВУЗов. По гендерному признаку респонденты распределились следующим образом: 45,5 % - мужчины 54,5 % - женщины.

По данным авторского опроса, в настоящее время молодое поколение пользователей социальной Интернет-сети всё больше времени проводит у экранов компьютеров и других коммуникационных устройств. Результаты опроса показывают, что 67 % респондентов проводят в социальной сети Интернет три и более часов, из них 43 % - более 6 часов, и лишь 33 % всех опрошенных молодых людей проводят в онлайн 2 и менее часов. Практически все респонденты являются участниками виртуальных сообществ.

Для сегодняшней ситуации характерно то, что виртуальные сообщества формируют большую долю всего объема информации, потребляемой пользователем за день. В сети виртуальное сообщество становится одним из главных собеседников молодых людей. Виртуальная реальность практически во многом заменяет настоящую жизнь.

Выбор виртуальных сообществ в сети Интернет происходит пользователями сознательно (94,5 %). Согласно своим предпочтениям, либо в зависимости от тематики сообщества (36,4 %), либо от симпатии к публикациям, представленным в ней (58 %), информация, представленная внутри виртуальных сообществ, одобряется подавляющим большинством респондентов (96,4 %).

В результате исследования подтвердилось предположение о том, что «лайк» воспринимается пользователем как знак одобрения (57 %) и поддержки публикации автора (15 %), соответственно, можно говорить о том, что не только количество подписчиков виртуального сообщества указывает на одобрение публикации, но и количество «лайков» является свидетельством степени одобрения публикации.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что молодые пользователи положительно воспринимают и, соответственно, усваивают значительную часть информации, представленной в вирту-

альных сообществах. В связи с этим можно говорить о влиянии со стороны виртуальных сообществ в социальных сетях на формирование ценностных ориентаций молодежи.

По данным опроса, большинство использует виртуальные сообщества для того, чтобы узнать что-то новое (68,5 %), полезное (64,2 %), развлечься (63,6 %). При этом следует отметить, что почти 64,2 % опрошенных подписаны на развлекательное сообщество, тогда как на новостные подписаны меньше половины. Кроме того, развлекательные сообщества, по мнению респондентов, наиболее популярны среди других пользователей (84,2 %). Таким образом складывается противоречие: пользователи считают, что уделяют большое внимание сообществам, в которых можно узнать что-то новое, будучи одновременно в своём большинстве подписанными на развлекательное сообщество. Можно предположить, что новое понимается пользователями преимущественно как новая информация любого содержания, в том числе и развлекательного.

Противоречиво складывается ситуация в отношении такой ценности, как удовольствие. Из 9 предложенных ценностей удовольствие занимает восьмое место. Однако при ответе на вопрос: «Что для вас важно сейчас?» треть респондентов (33,9 %) отдает предпочтение возможности развлекаться и получать удовольствие от жизни. Такой оценке ценности удовольствия противоречит факт преимущественной ориентации на развлекательный контент виртуальных сообществ. Всё это свидетельствует о происходящем процессе трансформации ценностных ориентаций молодых подписчиков интернет-сетей, которые фиксируются ими не в полной мере.

В гедонистической системе ценностей, ценность «материальное благополучие» занимает четвертое место среди приоритетных для респондентов ценностей. 37 % респондентов утверждают, что отсутствие материальных проблем имеет для них важное значение. С одной стороны, данный факт частично обусловлен спецификой социально-экономического положения молодёжи, для которой характерно наличие у значительной части материальных проблем. С другой, сказывается влияние виртуальных сообществ, в значительной части которых роскошь и статусное потребление постулируют как ценность. Как следствие, 44,8 % респондентов связывают успех в жизни с высоким доходом.

«Материальное благополучие» коррелируется с трансляцией красивой жизни и роскоши потребления в социальных сетях. Пользователи социальных сетей бессознательно (а кто-то - целенаправленно) занимаются самовосхвалением, демонстрацией материальных благ. Но регулярно сталкиваются с «хейтом» (от англ. «hate» - ненависть) - негативными высказываниями, комментариями. Большая часть населения в силу своих доходов не могут позволить себе подобные траты, что вызывает в них агрессию, зависть. Молодежь в погоне за брендами нерационально тратит деньги. Делая выбор в пользу дорогой, фирменной вещи, молодой человек отказывается от более полезных вещей -качественного питания, путешествий, обучения.

Однако, и здесь наблюдается контраст. В последнее время молодежь добровольно отказывается от «тяжелого люкса». В некоторых кругах даже считается постыдным одеваться дорого, несмотря на финансовое благополучие. Люди стремятся не только к равенству (становится стыдно перед менее обеспеченным окружением за свои траты), но и тянутся к духовному развитию, самообразованию, где материальные блага далеко не на первом месте. Заглядывая в будущее, можно предположить, что в ближайшие годы погони за дорогой модой практически не будет.

Следует отметить, что среди личных качеств, которые респонденты больше всего ценят в людях преобладают ответственность (60 %), отзывчивость (52 %) и целеустремленность (41 %). Однако в контенте наиболее популярных пабликов отсутствует ориентация на такие качества, как ответственность и отзывчивость, что не способствует их развитию у подписчиков.

Среди ценных личных качеств четвёртое место (41,8 %) занимает нравственность. Однако, как показал анализ контента в содержании самых популярных виртуальных сообществ, одобряемых подписчиками, далеко не всегда соответствует принципам высокой нравственности. Можно говорить об еще одном противоречии: пользователи ценят в людях нравственные качества, одновременно обращаясь к контенту, который не развивает в них эти качества, а, наоборот, подстегивает «естественную враждебность».

Данные опроса подтверждают интерес молодых пользователей к проблематике здоровья, которое относится к приоритетным ценностям (3 место).

Виртуальные сообщества, посвященные здоровью и спорту, входят в список самых популярных сообществ, кроме того, популярность данной тематики подтверждают и сами пользователи. 40,6 % подписаны на сообщество такого рода. 53 % считают, что именно данные паблики популярны

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

и у других пользователей. Однако контент этих сообществ направлен главным образом не на поддержание и укрепление здоровья, а на способы поддержания и создания привлекательной внешности. Иными словами, здоровье перестает восприниматься пользователями как терминальная ценность, то есть как цель, трансформируясь в инструментальную ценность - средство.

Второе место занимают паблики, посвященные самообразованию (53,3 %). Это соответствует стремлению большинства пользователей узнать что-то полезное. О важности получения хорошего образования говорят 46,7 % респондентов, а саморазвитие и образование как ценность занимают, по оценкам респондентов, пятое и шестое места соответственно, после таких общепринятых трех ценностей, как семья, любовь, здоровье и после ценности работы как способа самовыражения.

Ранжирование приоритетных ценностей респондентов

Место Ценность %

1 Семья 60,2

2 Любовь 58,6

3 Здоровье 58,1

4 Материальное благополучие 51,6

5 Саморазвитие 50,6

6 Образование 49,0

7 Работа 48,7

Однако студенческая молодёжь не склонна связывать напрямую успех в жизни и образование, отдавая образованию как условию достижения успеха лишь 3 % голосов, что свидетельствует об обязательности получения образования для будущего, но недостаточности его для успеха.

Более того, на просторах социальных сетей, особенно в блогах лидеров мнений молодежи, встречается убеждение, что высшее образование не имеет особого веса в современных реалиях. Бло-геры, большинство из которых по счастливой случайности обрели известность и доход, призывают юношей и девушек не уделять должного внимания образованию. Однако, прославиться в Интернете удается далеко не каждому, и, стремясь к легким деньгам, молодежь остается «у разбитого корыта» -ни образования, ни славы, ни финансовых ресурсов.

Можно утверждать, что в будущем для достижения успеха молодые люди будут склонны менять свою ценностную ориентацию с получения образования на развитие в себе определенных личных качеств (41 %) и построение выгодных связей (24 %).

В процессе исследования мы определили ценность онлайн-обучения. По мнению респондентов, онлайн-обучение является одним из положительных трендов активного самообучения современной молодежи. Студенческая молодежь не только проявляет интерес к онлайн-образованию, но и активно его осваивает: 63,3 % опрошенных проходили различные онлайн-курсы.

В тоже время респонденты отметили, что с появлением образовательных Интернет-платформ посещение офлайн образовательных учреждений становится необязательным. Получать образование стало возможным в любое удобное время.

Среди категорически недовольных онлайн-образованием во время карантинных ограничений в основном были те, кому приходилось совмещать работу и учебу. Около 39 % отмечали снижение эффективности своей работы в процессе учебы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценивая необходимость Интернет-ресурсов, опрашиваемые отметили нехватку следующих сайтов:

- адекватной образовательной платформы для вузов;

- достойной платформы для онлайн-образования;

- больше информационных сайтов;

- научных сайтов.

Опираясь на данные ответы, можно сделать следующие выводы:

1. Молодежь стремится к получению новых знаний.

2. Доступ ко многим онлайн-библиотекам ограничен, предоставляется только студентам и преподавателям ВУЗов.

3. Онлайн-курсы, представленные на платформах по типу Skillbox, предназначены для людей с высоким уровнем доходов, поскольку их стоимость достаточно велика.

Полученные результаты говорят о том, что сфера образования не была готова к резкому переходу в онлайн. Вопрос о совершенствовании дистанционного образования сегодня остается открытым [12].

Опираясь на результаты проведенного исследования, предложены следующие рекомендации:

1. Усовершенствовать государственные и муниципальные сервисы, облегчить их использование.

2. Цены на онлайн-курсы являются слишком высокими для молодежи, которая проявляет заинтересованность в получении онлайн-образования. Создание более бюджетных платформ позволит охватить больше молодых людей.

3. Информация в сети, определенно, требует контроля, поскольку получаемая негативная информация наносит существенный вред психике молодого поколения. Следует больше контролировать сообщества в социальных сетях, публикующих негативный контент.

4. Особое внимание следует уделить учебному процессу в онлайн-режиме. Следует выбрать оптимальный сервис для проведения виртуальных лекций, а также разработать учебные платформы для учебных заведений, позволяющих хранить всю учебную информацию в одном месте, а также проводить занятия на специально отведенном сервисе.

Заключение

На основании проведенного исследования можно утверждать, что цифровое пространство представляет собой инструмент формирования и трансформации ценностных ориентаций студенческой молодежи, которые приобретают вследствие этого влияния противоречивый характер. Подписываясь на определённое виртуальное образование, пользователь в той или иной степени попадает под влияние представленных в нем ценностей, что определённым образом сказывается на его ценностных ориентациях. Особенно подвержены такому влиянию молодые люди, поскольку их ценностно-нормативная система находится в стадии формирования, что обуславливает её неустойчивость и возможность трансформации под влиянием извне.

Наиболее распространённые социальные и эстетические ценности приобретают в виртуальных сообществах специфическое выражение. Например, спорт, здоровый образ жизни рассматривается не как ценность с точки зрения поддержания здоровья, а с точки зрения эстетики красивого тела; роскошь рассматривается как ценность и обязательная составляющая образа жизни.

Главенствующей, подчиняющей себе другие системы ценностей, становится гедонистическая ориентация, которая проявляется в преобладании развлекательного контента и стабильном увеличении количества пользователей. Непрерывно наращиваемый объем «увеселительного» содержания сообществ свидетельствует о том, что пользователи сети стремятся к получению удовольствия ради удовольствия, что характеризует гедонистическую культурную ментальность.

Образовательная среда подвергнута радикальным изменениям, и студенческая молодежь делает выбор в сторону онлайн-образования. В тоже время онлайн-обучение дает молодежи новые возможности получения не только новых знаний, но и успешного прохождения онлайн-курсов, программ, в том числе и в зарубежных образовательных организациях.

Анализ по теме данного исследования показал дифференцированность и модальность влияния цифровой среды на ориентации цифрового поколения, что позволяет выработать некоторые прогнозы, рекомендации в развитии дальнейших личностных поведенческих стратегий [13, с. 22]. Необходимо отметить сфокусированность студенческой молодежи на осознанном профессиональном выборе, активном развитии профессиональных компетенций, чему непосредственно будет способствовать активная профессиональная интернет-коммуникация, умение регулировать риски онлайн-интеракций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данилова Л.Н., Ледовская Т.В., Солынин Н.Э., Ходырев А.М. Основные подходы к пониманию цифровиза-ции и цифровых ценностей // Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 2.

2. Barnes J.A. Class and Committees in Norwegian Island Parish // Human Relations. New York: Hafner Press, 1975.

3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

4. Бойд, Д. Все сложно. Жизнь подростков в социальных сетях / пер. с англ. Ю. Каптуревского; под науч. ред. А. Рябова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 352 с.

5. Кастельс М. Галактика Интернет // Пер.с англ. А.Матвеева под ред. В.Харитонова. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 328 с.

6. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия // Вопросы социальной теории. 2007. Т. 1, вып.1. C. 229-245.

7. Бородина А.В., Тихонова А.С. Особенности цифровизации практик межличностных и семейных отношений молодых россиян и ряд ее социальных последствий // Вестн. Удм. ун-та. Социология. Политология. Международные отношения. 2022. Т. 6, вып. 2. С. 179-187.

8. Забокрицкая Л.Д., Хлебников Н.А., Орешкина Т.А., Комоцкий Е.И. Возможности изучения ценностей молодежи через профиль социальной сети «ВКонтакте» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 2. С. 148—167.

9. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 10. С. 86-100.

10. Радаев В.В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: Эмпирический анализ // Социологические исследования. М., 2018. № 3. С. 15-33.

11. Вербицкая Н.О., До Б., Мазуркова А.А. Ценностные трансформации в процессах непрерывного образования // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2018. Т. 10, № 2. С. 44-50.

12. Стриженко А.А. Онлайн-образование: теория и практика // Экономика. Профессия. Бизнес. 2016. № 1. С. 75-79.

13. Гнатышина Е.В., Саломатов А.А. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 8. С. 19-24.

Поступила в редакцию 12.08.2022

Леденева Виктория Юрьевна, доктор социологических наук, главный научный сотрудник Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН (ИДИ ФНИСЦ РАН) 119333, Россия, г. Москва, ул. Фотиевой, 6 (корп. 1) E-mail: vy.ledeneva@yandex.ru

V. Yu. Ledeneva

TRANSFORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF STUDENT YOUTH IN THE CONTEXT OF DIGITAL REALITY

DOI: 10.35634/2587-9030-2022-6-3-295-304

The article deals with the transformation of youth values in the digital reality. Digital reality forms different value systems among young people. The new environment of social self-determination and self-expression of young people is a special single space in which most of the young people exist simultaneously in virtual and real life. The relevance of the study is predetermined by the need to study this problem and conduct scientific research aimed at analyzing the value systems broadcast in the digital environment. The author tried to find out what values and attitudes are behind the statements that the very concept of education in the classical sense is outdated, that higher education is doubtful, and self-learning is coming to replace it, and what role online learning plays in this.

The purpose of the study is to identify the modality of the influence of digitalization on the value orientations of Russian youth, their characteristic behavior patterns, to show trends towards an increase in the importance of the value of education as young people become more involved in a virtual society.

The research methodology is based on the concept of a stage model of digitalization, the concept of social Internet networks, the theory of the information age, and quantitative and qualitative analysis. Secondary data of domestic and foreign sample studies devoted to the problem of changing the value orientations of student youth in the digital environment are used. A pilot survey of young users of social networks aged 18 to 27 was completed, the sample size was 228 people.

The results of the study revealed the contradictions that arise from the serious transformation of basic values of society under the influence of the development of digital technologies and the improvement of digital innovations in the education system.

Keywords: values of youth, digital environment, online education.

REFERENCES

1. Danilova L.N., Ledovskaya T.V., Solynin N.E., Khodyrev A.M. Basic approaches to understanding digitalization and digital values // Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2000. No. 2. DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-2-5-12.

2. Barnes J. A. Class and Committees in Norwegian Island Parish // Human Relations. New York: Hafner Press, 1975.

3. Castels M. The Information Age: Economy, Society and Culture. M.: Higher School of Economics, 2000. 608 p.

4. Boyd D. Everything is complicated. The life of teenagers in social networks / transl. from the English by Yu. Kap-turevsky; ed. by A. Ryabov; Nats. research. un-t "Higher School of Economics". M.: Publishing House of the Higher School of Economics, 2020. 352 p.

5. Castels M. Galaktika Internet / transl. from the English by A. Matveev, ed. by V. Kharitonov. Yekaterinburg: U-Factoriya, 2004. 328 p.

6. Habermas Yu. Theory of communicative action // Questions of social theory. 2007. Vol. 1, Issue 1. P. 229-245.

7. Borodina A.V., Tikhonova A.S. Features of digitalization of interpersonal and family relations practices of young Russians and a number of its social consequences // Bulletin of Udmurt University. Sociology. Political science. International relations. 2022. Vol. 6, no. 2. P. 179-187. DOI: 10.35634/2587-9030-2022-6-2-179-187.

8. Zabokritskaya L.D., Khlebnikov N.A., Oreshkina T.A., Komotsky E.I. Possibilities of studying the values of youth through the profile of the social network "VKontakte" // Monitoring public opinion: economic and social changes. -2020. No. 2. P. 148-167. D0I:10.14515/monitoring.2020.2.692.

9. Aleshkovsky I.A., Gasparishvili A.T., Krukhmaleva O.V., Narbut N.P., Savina N.E. Russian university students about distance learning: assessment and opportunities // Higher education in Russia. 2020. Vol. 29, no. 10. P. 86100. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100.

10. Radaev V.V. Millennials against the background of previous generations: An empirical analysis // Sociological research. 2018. No. 3. P. 15-33. DOI: 10.7868/S0132162518030029.

11. Verbitskaya N.O., Do B., Mazurkova A.A. Value transformations in the processes of lifelong education // Bulletin of SUSU. Series: Education. Pedagogical sciences. 2018. Vol. 10, no. 2. P. 44-50. DOI: 10.14529/ped180206.

12. Strizhenko A.A. Online education: theory and practice // Economy. Profession. Business. 2016. No. 1. P. 75-79.

13. Gnatyshina E.V., Salomatov A.A. Digitalization and formation of digital culture: social and educational aspects // Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. 2017. No. 8. P. 19-24.

For citation:

Ledeneva V.Yu. Transformation of value orientations of student youth in the context of digital reality // Bulletin of Udmurt University. Sociology. Political Science. International Relations. 2022. Vol. 6, iss. 3. P. 295-304. https://doi.org/

10.35634/2587-9030-2022-6-3-295-304 (In Russ.).

Received 12.08.2022

Ledeneva V.Yu., Doctor of Sociology, Chief Researcher, Institute for Demographic Research FNISTs RAS (IDI FNISTs RAS) Fotievoy st., 6/1, Moscow, Russia, 119333 E-mail: vy.ledeneva@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.